_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
готовность повышать свой культурный уровень, посещать выставки детского творчества, музеи и т.п.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Для реализации задач, поставленных перед дошкольными образовательными организациями в области художественно -эстетического развития дошкольников, следует:
- предоставить возможность вести занятия по изобразительной деятельности педагогам со специальным художественным образованием;
- повышать квалификацию воспитателей в области художественно-эстетического развития детей через проведение семинаров, мастер-классов, посещение курсов и т.п.;
- поощрять педагогов к собственной художественно-творческой деятельности, участию в выставках, концертах, иных мероприятиях; подавать детям пример в области художественного творчества;
- воспитателям и методистам совместно работать над тем, чтобы занятия носили действительно творческий характер, вызывали эмоциональный отклик, способствовали познавательному, речевому, социально-коммуникативному полихудожественному развитию, развитию фантазии и воображения.
Список использованной литературы:
1. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965.- 214 с.
2. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Сад Детства: Новый взгляд на дошкольное образование. - М.: ТЦ «Сфера», 2014. - 128 с.
© Ческидова И.Б., 2016
УДК 378
Шукурова И.В.,
к.п.н., доцент БУ ВО СурГУ г. Сургут, Российская Федерация
ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
В статье рассматривается возможность развития коммуникативной компетентности студентов средствами дисциплины «Иностранный язык», обобщен потенциал интерактивных методов, применяемых в процессе развития коммуникативной компетентности, представлены способы оценивания достигнутого уровня коммуникативной компетентности.
Ключевые слова
компетенция, компетентность, коммуникативная компетентность, иностранный язык,
развитие, оценивание.
В настоящее время процесс получения профессионального образования в России переориентируется на освоение компетенций, на их интеграцию и применение для получения новых знаний и объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.
Прежде всего, необходимо развести два понятия: компетенция и компетентность. А.В. Хуторской предлагает разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество, проявляющееся в готовности к деятельности [8, с. 55].
В научных работах находим и другие определения компетенции: «интегрированные характеристики качества подготовки выпускника, категории результата образования», «способности, которые определяют
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
успех во многих областях деятельности».
Профессор Э.Ф. Зеер прав, указывая, что формирование прочных знаний, умений и навыков становится условием обеспечения компетентности личности, ее полноценное развитие должно обеспечиваться путем включения в процесс обучения субъективного опыта обучающего [3, с. 276].
В наши дни приобретение компетенций является показателем готовности к жизни, к ситуациям, а способность применять их и вести себя соответствующе позволит оценить человека как компетентного, способного, ориентирующегося в среде.
Понятие «коммуникативной компетентности» педагоги и ученые рассматривают как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [4, с. 138], как владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе общение через Интернет.
В развитии коммуникативной компетентности студентов технического направления подготовки особую роль выполняет обучение иностранному языку.
Нельзя не согласиться с высказыванием К.Д. Ушинского о том, что «изучение иностранных языков является средством для того, чтобы приобрести те полезные сведения, которые могут быть получены только на языке» [7, с. 422].
Изучая иностранный язык, студент не только развивает умения пользоваться соответствующей иноязычной «техникой», но и получает внеязыковую информацию, необходимую для адекватного общения и взаимопонимания на межкультурном уровне, а также развивает качества, позволяющие осуществлять общение с представителями различных культур [5, с. 192].
Чтобы обеспечить процесс развития коммуникативных умений студентов, необходимо создать условия, которые бы способствовали этому и включать в процесс обучения интерактивные методы работы: ролевые игры, обыгрывание ситуаций; диалоги, дискуссии; конференции; поле чудес; викторины; работа командами; коллективная работа; научные исследования; работа в сети интернет; просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей.
Такие методы изучения иностранного языка обеспечивают обмен мнениями, знаниями, активность, общение здесь и сейчас, позволяют студентам опробовать другие способы мышления, поведения. В работе используются имитационные, информационные и игровые технологии.
Имитационные и игровые технологии, наилучшим образом способствуют изучению иностранного языка, они основаны на принципах: проблемности; личностного взаимодействия; единства развития каждого участника и группы; самообучение на основе рефлексии.
Кроме того, интерактивные методы способствуют становлению творческой личности обучающегося, усвоению знаний, умений, навыков, формируют умение видеть проблемы, принимать решения, развивают познавательный интерес к предмету, оказывают эмоциональное воздействие, позволяют осуществлять проверку знаний.
Благодаря применению интерактивных методов знания приобретаются в результате постоянного диалога, борьбы различных мнений, взаимной критики.
Участвуя в ролевых играх, скетчах, дискуссиях, конференциях студенты развивают такие умения как культура вербального и невербального взаимодействия, учатся реализовывать коммуникативное намерение, строить правильные, с точки зрения норм изучаемого языка высказывания, устанавливать деловые контакты; проявлять, захватывать инициативу общения. В дискуссии студенты учатся выносить групповые суждения, которые могут оказывать убеждающее воздействие на мнение ее участников.
Уровень коммуникативных умений и навыков, их корректировка проверяются и осуществляются в ходе практических занятий. В процессе непосредственной деятельности (дискуссионной, игровой, имитационной) студентам предоставляется возможность использовать приобретенные умения и навыки общения, а преподавателю - возможность посредством наблюдения анализировать и оценивать достигнутые обучающимисярезультаты.
В ходе работы со скетчем ставятся следующие коммуникативные задачи: научиться организовать встречу или знакомство; найти способы начать и поддержать разговор; пригласить собеседника куда-нибудь
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
или сделать что-либо вместе; согласиться, одобрить или наоборот высказать свой отказ или неодобрение; уговорить, доказать, убедить; проинформировать; узнать мнение по интересующему вопросу; принимать точку зрения собеседника и т.п.
По нашему мнению, такого типа задания лучше проводить в начале занятия. Они включают студентов в работу, выступают разминочными упражнениями, заставляют активизировать свои знания, умения, и придают занятию атмосферу эмоционального позитива.
Учитывая личностные характеристики студентов технических направлений: немногословность, отсутствие эмоциональной окраски речи, способности адекватно выражать симпатию, эмоции, используемые интерактивные методы обучения способствуют развитию коммуникативных качеств и умений, а также личностные аспекты: общительность, эмпатию, рефлексию, обратную связь, умение управлять процессом общения, привлечь внимание и т.д.
По мнению И.И. Барахович, основными показателями и признаками коммуникативной компетентности считается степень сформированности основных структурных компонентов: коммуникативных и организаторских умений; коммуникативного самоконтроля; умения продуктивно выходить из конфликтной ситуации; коммуникативных качеств речи; эмпатии [1].
В своей педагогической деятельности мы вслед за Дж. Равеном, решаем проблему оценивания компетентности и ее развитие следующим образом:
-наблюдением за обучающимися в процессе выполнения ими интересных заданий; -фиксированием коммуникативных умений, проявляемых студентами;
-различием обучающихся по коммуникативным умениям, которые они проявляли в ходе занятий [6, с.
112].
Учитывая этапы обретения компетентности, предложенные Э.Н. Гусинским, мы оцениваем коммуникативную компетентность студентов следующим образом:
-на первом этапе требуется успешное выполнение элементарных норм;
-на втором - уметь и мочь все, что умеют другие, освоение техник деятельности;
-на третьем этапе ожидается увеличение числа освоенных действий, технологий выполнения, что и увеличивает общую компетентность [2, с. 30].
Студенты, достигнувшие третьего этапа развития компетентности, высоко оценивались за их активное участие в ролевых, деловых играх, за творческий подход к решению коммуникативных задач.
Кроме того, общую картину уровня развития коммуникативной компетентности нам помогают определить: самоанализ студентов; наблюдение за коммуникативной активностью студентов, за ростом уровня их знаний, умений, навыков общения, системой складывающихся отношений и т.д.
Полученные студентами знания и компетенции в процессе изучения иностранного языка способствуют развитию личности в целом и ее успешной реализации в социальной среде и профессиональной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Барахович, И.И. Формирование коммуникативной компетентности в деятельности творческих коллективов колледжа. Компетентностно-ориентированный подход к образованию. Вопросы к обсуждению [Электронный ресурс].URL: http://test.alledu.ru/forum (дата обращения 23.04.2016).
2. Гусинский Э.Н. Этапы обретения компетентности // Развитие и оценка компетентности. М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 29-31.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.
4. Мальцев В. Лингвогуманитаризация подготовки госслужащих // Высшее образование в России. 2000. № 2. С.82-85.
5. Осиянова О.М. Языковая личность XXI века: проблемы и перспективы // Вестник ОГУ. 2002. № 6. С. 191-193.
6. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. - М.: Когито-Центр, 1999. 144 с.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
7. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - Т. 2. 552 с.
8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. N° 5. С. 55-61.
© Шукурова И.В., 2016