Научная статья на тему 'Оценка коэффициента трения модифицированной конструкции радиального подшипника скольжения'

Оценка коэффициента трения модифицированной конструкции радиального подшипника скольжения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
радиальный подшипник / оценка износостойкости / антифрикционное полимерное покрытие / канавка / гидро-динамический режим / верификация / radial bearing / wear resistance assessment / antifriction polymer coating / groove / hydrodynamic mode / verification

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Мукутадзе Мурман Александрович, Опацких Анастасия Николаевна, Озябкин Андрей Львович, Суворова Татьяна Виссарионовна, Шабельников Александр Николаевич

Проведена оценка коэффициента трения модифицированной конструкции радиального подшипника скольжения, оснащенного антифрикционным полимерным покрытием на поверхности вала, имеющего осевую канавку. Исследовано влияние параметров трения с учетом зависимости вязкости от изменений давления и температуры микрополярного смазочного материала при турбулентном режиме течения. Модифицирована конструкция подшипника с учетом дополнительного фактора. Обнаружены и получены объяснения колебания коэффициента трения до 19,5 МПа (эквивалент пятикратного роста нагрузки). Расширены возможности практического использования расчетных моделей радиального подшипника скольжения. Подтверждено, что использование покрытия на основе фторопласта в сочетании с канавками на поверхности вала обеспечивает более равномерное распределение нагрузок и это улучшает циркуляцию смазочного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Мукутадзе Мурман Александрович, Опацких Анастасия Николаевна, Озябкин Андрей Львович, Суворова Татьяна Виссарионовна, Шабельников Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the friction coefficient of a modified design of a radial plain bearing

The purpose of this work is to evaluate the coefficient of friction of a modified design of a radial sliding bearing, which is equipped with an antifriction polymer coating on the surface of a shaft having an axial groove. The study takes into account the influence of friction parameters, taking into account the dependence of viscosity on changes in pressure and temperature of a micropolar lubricant in a turbulent flow regime. The bearing design has been modified to take into account an additional factor. Fluctuations in the coeffi-cient of friction up to 19,5 Mpa (equivalent to a five-fold increase in load) were detected and explained. The possi-bilities of practical use of calculation models of a radial sliding bearing have been expanded. The study of wear resistance by analyzing the coefficient of friction confirmed that the use of a fluoropoly-mer-based coating in combination with grooves on the shaft surface provides a more uniform load distribution, which improves the circulation of the lubricant.

Текст научной работы на тему «Оценка коэффициента трения модифицированной конструкции радиального подшипника скольжения»

ISSN 1560-3644 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. TECHNICAL SCIENCES. 2024. No 4

МАШИНОСТРОЕНИЕ MACHINE BUILDING

Научная статья УДК 621.896 + 06

http://dx.doi.org/10.17213/1560-3644-2024-4-72-80

Оценка коэффициента трения модифицированной конструкции радиального подшипника скольжения

М.А. Мукутадзе, А.Н. Опацких, А.Л. Озябкин, Т.В. Суворова, А.Н. Шабельников

Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация. Проведена оценка коэффициента трения модифицированной конструкции радиального подшипника скольжения, оснащенного антифрикционным полимерным покрытием на поверхности вала, имеющего осевую канавку. Исследовано влияние параметров трения с учетом зависимости вязкости от изменений давления и температуры микрополярного смазочного материала при турбулентном режиме течения. Модифицирована конструкция подшипника с учетом дополнительного фактора. Обнаружены и получены объяснения колебания коэффициента трения до 19,5 МПа (эквивалент пятикратного роста нагрузки). Расширены возможности практического использования расчетных моделей радиального подшипника скольжения. Подтверждено, что использование покрытия на основе фторопласта в сочетании с канавками на поверхности вала обеспечивает более равномерное распределение нагрузок и это улучшает циркуляцию смазочного материала.

Ключевые слова: радиальный подшипник, оценка износостойкости, антифрикционное полимерное покрытие, канавка, гидродинамический режим, верификация

Для цитирования: Оценка коэффициента трения модифицированной конструкции радиального подшипника скольжения / М.А. Мукутадзе, А.Н. Опацких, А.Л. Озябкин, Т.В. Суворова, А.Н. Шабельников // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2024. № 4. С. 72-80. http://dx.doi.org/10.17213/1560-3644-2024-4-72-80.

Original article

Evaluation of the friction coefficient of a modified design of a radial plain bearing

M.A. Mukutadze, A.N. Opatskikh, A. L. Ozyabkin, T.V. Suvorova, A.N. Shabelnikov

Rostov State Transport University Siberian Transport University, Rostov-on-Don, Russia

Abstract. The purpose of this work is to evaluate the coefficient of friction of a modified design of a radial sliding bearing, which is equipped with an antifriction polymer coating on the surface of a shaft having an axial groove. The study takes into account the influence of friction parameters, taking into account the dependence of viscosity on changes in pressure and temperature of a micropolar lubricant in a turbulent flow regime.

The bearing design has been modified to take into account an additional factor. Fluctuations in the coefficient of friction up to 19,5 Mpa (equivalent to a five-fold increase in load) were detected and explained. The possibilities of practical use of calculation models of a radial sliding bearing have been expanded.

The study of wear resistance by analyzing the coefficient of friction confirmed that the use of a fluoropolymer-based coating in combination with grooves on the shaft surface provides a more uniform load distribution, which improves the circulation of the lubricant.

Keywords: radial bearing, wear resistance assessment, antifriction polymer coating, groove, hydrodynamic mode, verification

© Мукутадзе М.А., Опацких А.Н., Озябкин А.Л., Суворова Т.В., Шабельников А.Н., 2024

ISSN 1560-3644 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. TECHNICAL SCIENCES. 2024. No 4

For citation: Evaluation of the friction coefficient of a modified design of a radial plain bearing / M.A. Mukutadze, A.N. Opatskikh, A. L. Ozyabkin, T.V. Suvorova, A.N. Shabelnikov. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Techn. nauki=Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Technical Sciences. 2024;(4):72-80. (In Russ.). http://dx.doi.org/ 10.17213/1560-3644-2024-4-72-80.

Введение

Турбулентный режим трения течения смазки в целом оказывает негативное воздействие на энергоэффективность и динамику функционирования трибоузлов. Данный фактор приводит к понижению подачи смазки и уменьшению объемного коэффициента полезного действия, что ухудшает реакцию механизма и может спровоцировать его неустойчивую работу.

Исчисление динамики под воздействием тяжелой нагрузки без учета турбулентности является фундаментально ошибочным. Таким образом, теоретическое изучение смазочной жидкости при турбулентном режиме становится особенно значимым и актуальным.

В исследованиях была уточнена теоретическая модель, разработанная М. Deligant и др. [1], что позволило более точно спрогнозировать потери на трение в различных условиях эксплуатации подшипников скольжения. С использованием численных методов проанализировано влияние различных факторов на характеристики трения: материал подшипника, величину нагрузки и температуру. Результаты показали, что теплопроводность подшипника оказывает значительное влияние на его теплоотвод и определяет эффективность работы системы.

Результаты исследования [2] свидетельствуют о высоком уровне разряженности в меж-дуслойном пространстве, что является критически важным для длительной работы устройства. Благодаря элементам магнитной левитации достигается значительная степень уменьшения трения и износа, что позволяет существенно увеличить эксплуатационный срок подшипника.

Повышение температуры приводит к значительному снижению вязкости смазки и оказывает влияние на динамические характеристики подшипников [3]. Адаптация геометрии прорезей способствует оптимизации теплоотведения и улучшению распределения нагрева, что обеспечивает стабильную работу подшипников в условиях высоких нагрузок.

Исследование В. Кист8Ы и ИШоп [4] подчеркивает важность точного контроля этих параметров для обеспечения надежной и эффек-

тивной работы подшипников скольжения в различных режимах эксплуатации. Выявленные зависимости обладают практическим значением, так как позволяют оптимизировать конструкцию подшипников и выбор смазочных материалов, это приводит к увеличению их рабочего ресурса и снижению энергозатрат. В дальнейшем анализ может быть дополнен экспериментальными данными, дающими более полное понимание процессов, происходящих в системе.

Р. ^аШк и Н.С. Garg [5] в своем исследовании подчеркивают важность учета тепловых эффектов в анализе работы капиллярно-компенсированных гибридных подшипников. Использование микрополярного смазочного материала добавляет дополнительный уровень сложности, так как его свойства могут значительно меняться при различных температурных режимах. С увеличением температуры изменяется не только вязкость смазки, но и ее способность к образованию эффективной пленки, что влияет на коэффициенты трения и износ подшипников.

Использование новых материалов и технологий обработки существенно увеличивает износостойкость опор и позволяет двигателям работать при повышенных нагрузках без риска возникновения катастрофических отказов [6-8]. Результаты исследований подчеркивают важность оптимизации геометрии опор для улучшения теплоотведения и снижения уровня вибраций и открывают перспективы для разработки более эффективных и надежных двигателей внутреннего сгорания, соответствующих современным требованиям промышленности.

Как показали исследования [9, 10], распределение температуры вдоль вала и опоры сохраняет свою однородность, это свидетельствует о равномерном распределении фрикционных сил по всей длине конструкции. Теплоотдача от торцовых поверхностей сказывается на общем тепловом балансе незначительно, что делает акцент на внутренние процессы теплообмена. Учитывая эти аспекты, методология получения данных о температурном поле на основании замеров температуры демонстрирует свою высокую эффективность и надежность в различных эксплуатационных условиях.

ISSN 1560-3644 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. TECHNICAL SCIENCES. 2024. No 4

Результаты численных расчетов [11-18] показывают, что изменения в температурном режиме напрямую влияют на эксплуатационные характеристики подшипников, включая их износ и надежность. Разработанные формулы могут быть использованы для анализа различных режимов работы машин и механизмов, в которых используются подшипники. Устойчивость и долговечность таких компонентов зависят от точности моделирования, что важно для дальнейших исследований в этой области.

Сравнительный анализ результатов [19, 20], полученных на основе эластогидродинамиче-ской теории, подтвердил её высокую точность и возможность применения в современных расчетах. Проведенные испытания позволили выявить критические точки, в которых происходят изменения в поведении смазки, имеющие ключевое значение для оптимизации рабочих процессов в машинах и механизмах.

С развитием новых технологий и материалов появляются новые критерии, влияющие на тепловыделение. Исследования в этой области продолжаются, внедрение инновационных смазок, а также оптимизация конструкции могут значительно улучшить теплообменные процессы. Значимость эмпирических зависимостей [21-24] в расчетах тепловыделения только растет, подчеркивая необходимость дальнейших исследований и разработок в этой области.

Отметим, что высокая точность расчетных моделей способствует не только более эффективному принятию решений, но и снижению рисков, связанных с неопределенностью.

Важнейшей задачей современного машиностроения является создание узлов трения, которые способны работать в условиях различных температур и давлений. Становится актуальным исследование реологических свойств смазочного материала радиального подшипника скольжения, особенно при использовании фто-ропластсодержащих композиционных полимерных покрытий, обеспечивающих улучшенные триботехнические характеристики, что может существенно повлиять на эффективность работы подшипников.

Постановка задачи

В рассматриваемой работе радиальный подшипник имеет модифицированную конструкцию (рис. 1) с зазором, наполненным микрополярным материалом, режим течения - турбулентный.

r = r0

/"'= / о - h

Подшипниковая втулка

Полимерное покрытие

Шейка вала

Зазор

Рис. 1. Расчетная схема Fig. 1. Construction diagram

Система координат и уравнения, согласно рис. 1, примут следующий вид:

r = r

r' = r0-h,

-' = /i(l + H),

1 2 e

где H = scos0—s sin 9 +..., s = —; ro - радиус

2 г,,

вала с покрытием из полимера; ri - величина радиуса втулки подшипника; е - эксцентриситет; s - параметр относительного эксцентриситета, h — глубина осевой канавки; Н - толщина смазочного слоя.

Характеристики параметра вязкости, которые представлены зависимостями от давления и температуры, представлены как

I а ' p'—ß ' Ti а ' p'—ß' Ti а ' p'—ß ' T /i\

'' ^ , у =Уо^ , (i)

ц = Цое

к = к e

где ц' - коэффициент динамической вязкости смазочного материала; к', у' - коэффициенты вязкости микрополярного смазочного материала; цо - характерная вязкость неньютоновского смазочного материала; р' - гидродинамическое давление в смазочном слое; а' - экспериментальная постоянная величина; к0, у0 - характерная вязкость микрополярного смазочного материала.

Разработка математической модели

Согласно поставленной задаче первым уравнением является уравнение движения микрополярной жидкости, в дополнение используется уравнение неразрывности, а также граничные условия для нахождения износостойкости с учетом (1):

( 2 ц' + к ' )

( я2 O2v

1 Ove -- +----

Or 2 r Or

л

r ' de

O vr

_'J_

Or'

z

L

ISSN 1560-3644 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. TECHNICAL SCIENCES. 2024. No 4

( д1 и ; 1 диЛ -ч---

дг ;1 r ; дг '

У

dvl 1 1 ÔVq

^ .

дг ; '

= 0;

дг' + г' + г' д0 ^ = 0, уг, = 0 при г' = г1 (1 + Н);

уг>=0, при г'-ц-к; (2)

V' - 0, V0=Qгo при г' = г;

/7(О) = /7(0) = ^;го-А = АФпри01<0<02, (3)

где vr,, V - компоненты вектора скорости смазочной среды; иг' - скорость частиц в микрополярной среде; pg - давление подачи смазочного материала.

u=l, и = 0, v = l при r-r0-h, 0Х < 0< 92;

p (0) = p (0! ) = p (02 ) = p (2я) = %

P

где 01, 02 - координаты канавки.

Учитывая выражения (5), а также Q = const, свидетельствующее о постоянстве расхода смазки, и неразрывность давления в зоне канавки p3 (02 ) = p2 (02 )» pi (01) = P2 (01) •

Учитывая малую величину зазора, а и = 0, второе выражение системы (4) осредним для значения смазочного слоя:

^ + (2г - h ) = ^

дг2 2Njh d 0'

du ôvî

U = ---I г2 - rh I, —- + —L = 0,

1— (r2 - rh I

(6)

2 N1h

дr д0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для математических расчетов применим при этом ^ = — - параметр конструкции узла .

методику безразмерных переменных: r'= {rl-h^ + 8r, b = rl-(rÇi-h^,

( +ко )Qro2

*

P =■

2ô2

a

U = U Ц = Мю^ K = Ko K Y = Y oY, a = —

P

ß=t*p ;, N2 = K|

2^o + Ko

N = ^.

' 1 о 2

8

В решении (6) учтем известную методику автомодельного решения [25, 26]:

= ^+^(r,0), " = +U(r,е),

уг(г,0) = уг(^), V1(r,Q) = pv1

ô2 K

o

(4)

т' = Т*Т- T* = ^o^ ro . ¡2 _ Yo ; IX ; 4^o.

r

^ = '

h (0)

при 01 < 0 < 02 и 02 < 0 < 2л;

Выполняя подстановку (4) в систему дифференциальных уравнений (2), (3), получим:

^ =

r + h h(Q) + h

приб^е^бз. (7)

д \ дг 2

-N 2 ^ =

1

дг jeap-ßT d0

д2и,- U 1 ди,

Подстановкой (7) в (6) и с учетом граничных условий получим:

% Лг

ôr2 N1 N1 0г ' ди, ôv,

—^ + —2- = o;

д0 0г

(5)

~ и $ N

2е3 Î-2 Л

2 2 N

^3 ^2

3 2

2

N b + — +1

12N 2

^+1;

' = o, и = o, и = o при r = 1 + -qcos0 = h(0); v = 1, и = 1, и = o при r = ro,01 <0<02 и01 <0< 2л,

— - a

1^ ^ 2 2^

2

3 2

2

N b

+ +1

12N 2

+1;

Y

ISSN 1560-3644 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. TECHNICAL SCIENCES. 2024. No 4

a, — - a-

3TT'

32 Ш

3 2

( \t2

N Ьз + — +1

12 N 2

/ v 1 у

^ +1;

i

dp2

Ь

Ü2

j he

ap-pr

?0 (h(Q) + h) [h{Q) + h] dPi bi

+ -

jheap-pr d0 h2 (0) k3 (0)

,i = 1,3 .

Гидродинамическое давление в смазочной толще определим из следующих аналитических выражений:

1 dp2

Ь

Ü2

m (0)^0 [h(Q)+hf (a(0)+ä)

dpt

Ь a

jVt (0) d0 h2 (0) h3 (0)

,i = 1,3.

Продифференцируем по 9 выражение ц = еар-Рг Учитывая значение повышения температуры, получим следующие аналитические выражения для гидродинамического давления:

pi = m

bh (0)+^h (0)

p

Л

pg. *

p

Верификация разработанной теоретической модели проведена в диапазоне следующих числовых значений: ширина канавки 1-8 мм; радиус 20 мм; скорость 0,1-3 м/с; нагрузка 3,9-19,5 МПа; ц = 0,0707-0,0076 Н-с/м2.

Экспериментальная часть

Экспериментальное исследование состоит из верификации разработанной расчетной модели радиального подшипника скольжения с оптимальным сечением маслоподдерживающей канавки и определения величины погрешности, а также из комплекса экспериментальных исследований подшипника с усовершенствованной конструкцией опорной поверхности вала, имеющей антифрикционное полимерное композиционное покрытие, с осевой канавкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе исследований покрытий нового типа установлена область их рационального применения. Антифрикционные покрытия представляют собой гибридный композиционный материал, состоящий из трех типов полимеров различной физической природы. Это тканый каркас из фторопластовых нитей «полифен» (ТУ 6-06-9-7-81) и полиимидных нитей «аримид Т» (ТУ 6-06-9-11-80), пропитанный матричным связующим на основе фенольной смолы, модифицированной термостойким каучуком.

Триботехнические экспериментальные исследования радиальных подшипников скольжения проведены на модернизированной машине трения модели ИИ 5018 на образцах в виде частичных вкладышей. Колодки, в которых предусмотрены отверстия для термопар, вырезались из кольцевой заготовки по центральному углу, равному 60°. На рабочие поверхности наносились полимерные композиционные покрытия и канавки вдоль оси трибосопряжения на глубину покрытия.

Экспериментальные исследования проходили в два этапа. Первый этап предназначен для проверки теоретических моделей металлополи-мерного подшипника с оптимальным сечением маслоподдерживающей канавки при различных режимах эксплуатации, а также для определения погрешности, возникающей при расчетах по этим моделям. Второй этап представляет собой комплекс экспериментальных исследований ме-таллополимерного подшипника, поверхность которого покрыта полимерным композитом, содержащим фторопласт, и имеет маслоподдержи-вающую канавку.

На подшипнике с маслосодержащей канавкой выполнен ряд экспериментальных исследований. Эксперименты проведены в разных рабочих режимах (рис. 2), включая вариации скорости вращения, нагрузки и температурных условий.

Осуществлена статистическая обработка полученных данных, что позволило определить степень значимости выявленных изменений. Многократные испытания обеспечили высокую достоверность результатов и укрепили обоснованность предложенной теоретической модели.

1

1

ISSN 1560-3644 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. TECHNICAL SCIENCES. 2024. No 4

0,017 0,015 I 0,013 ä 0,011 t 0,00? I 0,007

= 0.005

-&

■e о,ооз 5 0,001 о

■ есретический pejy;ibar Поли мерное покрытие 0,0144 0,003 0,006 0,0034 0,0124

■Экспериментальное исследование Полимерноепснрытае 0,0167 0,0104 0,0032 0:ООР6 0,0136

i:_e еретический ре1ульэг Покрытие и канаека 0,0126 0,0072 0,00з0 0:0060 0,0093

■Экспериментальное исследование Покрытие и канаЕка 0,0143 0,0071 0,0062 0,0031 0,0103

Рис. 2. Результаты исследования

Fig. 2. Dependence of the friction coefficient on viscosity in turbulent conditions

Основные результаты

Эксперимент проведен с постепенным увеличением в 5 раз нагрузки на испытуемые поверхности с достижением максимального значения 19,5 МПа. На протяжении всего эксперимента осуществлялись контроль коэффициента трения и измерение износа

Полученные данные свидетельствуют, что после короткого периода приработки (3 мин) поверхность достигла устойчивого гидродинамического режима трения даже при значительном увеличении нагрузки. Колебания коэффициента трения не оказывали заметного влияния на общую стабильность системы, что можно считать положительным признаком для использования в практических приложениях.

Малые значения измеренного износа указывают на преобладание процессов деформации ползучести над износом. Снижение толщины покрытия в результате вытекания масла подтверждает эту гипотезу и требует дальнейшего изучения для точной количественной оценки.

Заключение

Исследование радиальных подшипников скольжения с учетом фторопластсодержащих полимерных покрытий и специальных канавок на поверхности вала, показало значительное улучшение их эксплуатационных характеристик,

а именно: уточнены инженерные расчеты для несущей способности на 12-14 %, а для коэффициента трения на 8-10 %.

Результаты выражены не только в повышении несущей способности и снижении коэффициента трения, но и в более стабильной работе подшипников при различных нагрузках и режимах работы.

Особое внимание уделено изучению гидродинамического клина, который образуется при взаимодействии скользящих поверхностей подшипника и вала, покрытого полимером. Показано, что правильный подбор ширины и конфигурации канавки способствует улучшению распределения смазочного материала, что снижает вероятность возникновения сухого трения и увеличивает срок службы подшипника.

Экспериментальные данные подтвердили теоретические прогнозы, продемонстрировав стабильное и повторяемое поведение системы даже при высоких нагрузках. Повышенная несущая способность и снижение трения позволяют рассчитывать на уменьшение энергозатрат и износа деталей, что является важным фактором в современном машиностроении.

Список источников

1. Deligant M., Podevin P., Descombes G. CFD model for turbocharger journal bearing performances // Applied Thermal Engineering. 2011. Vol. 31. Iss. 5. Рр. 811-819.

ISSN 1560-3644 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. TECHNICAL SCIENCES. 2024. No 4

2. Zadorozhnaya E., Sibiryakov S., Hudyakov V. Theoretical and experimental investigations of the rotor vibration amplitude of the turbocharger and bearings temperature // Tribology in Industry. 2017. Vol. 39. No. 4. Pp. 452-459.

3. Thermohydrostatic analysis of slotentry hybrid journal bearing system / S.C. Sharma, V. Kumar, S.C. Jain [et al.]. // Tribology International. 2002. Vol. 35. No. 9. Pp. 561-577.

4. Kucinschi B., Fillon M. An Experimental study of transient thermal effects in a plain journal bearing // Journal of Tribology. 1999. Vol. 121. No. 2. Pp. 327-332.

5. Khatak P., Garg H.C. Performance analysis of capillary compensated hybrid journal bearing by considering combined influence of thermal effects and micropolar lubricant // Journal of Tribology. 2016. Vol. 139. No. 1. P. 011707.

6. Прокопьев В.Н., Караваев В.Г. Термогидродинамическая задача смазки сложнонагруженных опор скольжения неньютоновскими жидкостями // Вестник ЮУрГУ. Серия Машиностроение. 2003. Вып. 3. № 1 (17). С. 56-66.

7. Прокопьев В.Н., Бояршинова А.К., Задорожная ЕА. Многосеточный алгоритм интегрирования уравнения Рейнольдса для гидродинамических давлений в смазочном слое опор скольжения // Труды Международного форума по проблемам науки, техники и образования. М., 2001. С. 6-10.

8. Прокопьев В.Н., Бояршинова А.К., Гаврилов К.В. Гидромеханические характеристики сложно-нагруженных подшипников скольжения с учетом некруглостей цапфы и втулки // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2009. № 4. С. 98-104.

9. Старостин Н.П., Кондаков А.С., Васильева М.А. Тепловая диагностика трения в самосмазывающихся радиальных подшипниках движения. Ч2: Учет в математической модели подвижности вала // Трение и износ. 2010. Т. 31. № 6. С. 590-594.

10. Старостин Н.П., Кондаков А.С., Васильева М.А. Трехмерная диагностика трения в подшипниках скольжения // Математические заметки ЯГУ. 2012. Т. 19. № 2. С. 187-195.

11. Айнбиндер С.Б., Дзенис А.А., Тюнина Э.Л. Расчет температуры металлполимерной пары при тяжелых режимах трения // Механика полимеров. 1973. № 4. С. 75-81.

12. Александров В.М., Губарева Е.А. О расчете контактных температур, возникающих при вращении вала в подшипнике // Трение и износ. 2007. Т. 28. № 1. С. 39-43.

13. Бабешко В.А., Ворович И.И. К расчету температур, возникающих при вращении вала в подшипнике // ПМТФ. 1968. № 2. С. 135-137.

14. Колесников В.И., Подрезов С.А., Алексеев В.А. К вопросу о теплонагруженности металлонапол-ненных полимерных подшипников скольжения // Трение и износ. 1982. Т. 3. № 6. С. 1009-1015.

15. Колесников В.И., Кучеров В.А., Подрезов С.А. Исследование температурных полей некоторых узлов трения // Физико-механические процессы в зоне контакта деталей машин. Калинин, 1983. С. 70-77.

16. Огарков Б.И., Голомедова Л.И. Расчет стационарного поля анизотропного вкладыша подшипника скольжения // Изв. вузов. Машиностроение. 1970. № 8. С. 43-48.

17. Огарков В.И., Кухаренко С.П. Аналитико-экспе-риментальный метод определения температурного поля двухслойного анизотропного вкладыша подшипника // Трение и износ. 1985. Т. 6. № 2. С. 228-234.

18. Павлова И.В., Колесников В.И., Евдокимов Ю.А. Исследование распределения температуры в тонкостенных металлополимерных подшипниках скольжения // Вестн. Ростовского гос. ун-та путей сообщения. 2001. № 2. С. 29-33.

19. Коднир Д.С., Жильников Е.П., Байбородов Ю.И. Эластогидродинамический расчет деталей машин. М.: Машиностроение, 1988. 160 с.

20. Коднир Д.С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин. М.: Машиностроение, 1976. 304 с.

21. Перель Л.Я. Подшипники качения: расчет, проектирование и обслуживание опор. М.: Машиностроение, 1983. 543 с.

22. Решетов Д.Н. Детали машин: учеб. для вузов. М.: Машиностроение, 1989. 496 с.

23. Уонг X Основные формулы и данные по теплообмену для инженеров. Справочник: пер. с англ. М.: Атомиздат, 1979. 216 с.

24. Белоусов М.Д., Шестаков А.Л. Метод самодиагностики термопреобразователя сопротивлений в процессе работы // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2009. № 3 (136). С. 17-19.

25. Исследования на износостойкость конструкции радиального подшипника с учетом реологических свойств микрополярного смазочного материала / М.А. Мукутадзе, Х.Н. Абдулрахман, В.Е. Шведова и др. // Омский научный вестник. 2023. № 3(187). С. 5-14.

26. Кирищиева В.И., Мукутадзе М.А. Исследование износостойкости радиального подшипника с полимерным покрытием, работающего на микрополярном смазочном материале // Омский научный вестник. 2022. № 4 (184). С. 41-45.

ISSN 1560-3644 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. TECHNICAL SCIENCES. 2024. No 4

References

1. Deligant M., Podevin P. Descombes G. CFD model for turbocharger journal bearing performances. Applied Thermal Engineering. 2011;31(5):811-819.

2. Zadorozhnaya E., Sibiryakov S., Hudyakov V. Theoretical and experimental investigations of the rotor vibration amplitude of the turbocharger and bearings temperature. Tribology in Industry. 2017;39(4):452-459.

3. Sharma S. C., Kumar V., Jain S. C. et al. Thermohydrostatic analysis of slotentry hybrid journal bearing system. Tribology International. 2002;35(9):561-577.

4. Kucinschi B., Fillon M. An Experimental study of transient thermal effects in a plain journal bearing. Journal of Tribology. 1999;121(2):327-332.

5. Khatak P., Garg H. C. Performance analysis of capillary compensated hybrid journal bearing by considering combined influence of thermal effects and micropolar lubricant. Journal of Tribology. 2016;139(1):011707.

6. Prokop'ev V. N., Karavaev V. G. Thermohydrodynamic problem of lubrication of complexly loaded sliding bearings with non-Newtonian fluids. Bulletin of SUSU. Mechanical Engineering series. 2003;3(1):56-66. (In Russ.).

7. Prokop'ev V. N., Boyarshinova A. K., Zadorozhnaya E. A. A multigrid algorithm for integrating the Reynolds equation for hydrodynamic pressures in the lubricating layer of sliding supports. Proceedings of the International Forum on Problems of Science, Technology and Education. Moscow. 2001. Pp. 6-10. (In Russ.).

8. Prokop'ev V. N., Boyarshinova A. K., Gavrilov K. V. Hydromechanical characteristics of complex-loaded sliding bearings taking into account the non-roundness of the trunnion and sleeve. Problems of mechanical engineering and machine reliability. 2009;(4):98-104. (In Russ.).

9. Starostin N. P., Kondakov A. S., Vasil'eva M. A. Thermal diagnostics of friction in self-lubricating radial motion bearings. Part 2: Accounting in the mathematical model of shaft mobility. Friction and wear. 2010;31(6):590-594. (In Russ.).

10. Starostin N. P., Kondakov A. S., Vasil'eva M. A. Three-dimensional diagnostics of friction in sliding bearings. Mathematical Notes of YSU. 2012;19(2):187-195. (In Russ.).

11. Ajnbinder S. B., Dzenis A. A., Tyunina E. L. Calculation of the temperature of a metal polymer pair under severe friction conditions. Mechanics of polymers. 1973;(4):75-81. (In Russ.).

12. Aleksandrov V. M., Gubareva E. A. On the calculation of contact temperatures arising from the rotation of the shaft in the bearing. Friction and wear. 2007;28(1):39-43. (In Russ.).

13. Babeshko V. A., Vorovich I. I. To the calculation of temperatures arising from the rotation of the shaft in the bearing. Journal of Applied Mechanics and Technical Physics. 1968;(2):135-137. (In Russ.).

14. Kolesnikov V. I., Podrezov S. A., Alekseev V. A. On the issue of heat loading of metal-filled polymer sliding bearings. Friction and wear. 1982;3(6):1009-1015. (In Russ.).

15. Kolesnikov V. I., Kucherov V. A., Podrezov S. A. Investigation of temperature fields of some friction units. Physico-mechanicalprocesses in the contact zone of machine parts. Kalinin, 1983. Pp. 70-77. (In Russ.).

16. Ogarkov B. I., Golomedova L. I. Calculation of the stationary field of an anisotropic sliding bearing liner. News of universities. Mechanical engineering. 1970;(8):43-48. (In Russ.).

17. Ogarkov V. I., Kuharenko S. P. Analytical and experimental method for determining the temperature field of a two-layer anisotropic bearing liner. Friction and wear. 1985;6(2):228-234. (In Russ.).

18. Pavlova I. V., Kolesnikov V. I., Evdokimov Yu. A. Investigation of temperature distribution in thin-walled metal-polymer sliding bearings. Bulletin of the Rostov State University of Railway Transport. 2001;(2):29-33. (In Russ.).

19. Kodnir D. S., Zhil'nikov E. P., Bajborodov Yu. I. Elastohydrodynamic calculation of machine parts. Moscow: Mashinostroenie. 1988. 160 p. (In Russ.).

20. Kodnir D. S. Contact hydrodynamics of lubrication of machine parts. Moscow: Mashinostroenie. 1976. 304 p. (In Russ.).

21. Perel' L. Ya. Rolling bearings: Calculation, design and maintenance of supports. Moscow: Mashinostroenie. 1983. 543 p. (In Russ.).

22. Reshetov D. N. Machine parts: a textbook for universities. Moscow: Mashinostroenie. 1989. 496 p. (In Russ.).

23. Uong X. Basic formulas and data on heat exchange for engineers: a handbook: translatedfrom English. Moscow: Atomizdat. 1979. 216 p. (In Russ.).

24. Belousov M. D., Shestakov A. L. Method of self-diagnosis of thermal resistance converter in the process of operation. Bulletin of the South Ural State University. Series: Computer technologies, control, radio electronics. 2009;(3):17-19. (In Russ.).

25. Mukutadze M.A., Abdulrakhman H.N., Shvedova V.E. et al. Research on the wear resistance of a radial bearing design taking into account the rheological properties of a micropolar lubricant. Omsk Scientific Bulletin. 2023;(3):5-14.

26. Kirishchieva V.I., Mukutadze M.A. Research on the wear resistance of a radial bearing with a polymer coating operating on a micropolar lubricant. Omsk Scientific Bulletin. 2022;(4):41-45.

ISSN 1560-3644 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. TECHNICAL SCIENCES. 2024. No 4

Сведения об авторах

Мукутадзе Мурман Александровичя - д-р техн. наук, профессор, кафедра «Высшая математика», [email protected]

Опацких Анастасия Николаевна - канд. техн. наук, доцент, кафедра «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог», [email protected]

Озябкин Андрей Львович - д-р техн. наук, доцент, кафедра «Проектирование и технология производства машин», [email protected]

Суворова Татьяна Виссарионовна - д-р физ.-мат. наук, профессор, кафедра «Высшая математика», [email protected]

Шабельников Александр Николаевич - д-р техн. наук, профессор, кафедра «Информатика», shabelnikov@rfniias .ru

Information about the authors

Murman A. Mukutadze - Dr. Sci. (Eng.), Professor, Department «Higher mathematics», [email protected]

Anastasia N. Opatskikh - Cand. Sci. (Eng.), Associate Professor, Department «Research, design and construction of railways», [email protected]

Andrey L. Ozyabkin - Dr. Sci. (Eng.), Associate Professor, Department «Design and technology of production of machines», [email protected]

Tatyana V. Suvorova - Dr. Sci. (Phys.-Math.), Professor, Department «Higher mathematics», [email protected]

Alexander N. Shabelnikov - Dr. Sci. (Eng.), Professor, Department, «Informatics», [email protected]

Статья поступила в редакцию / the article was submitted 24.10.2024; одобрена после рецензирования /approved after reviewing 25.11.2024; принята к публикации / acceptedfor publication 27.11.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.