Научная статья на тему 'Оценка качества жизни населения Воронежской области'

Оценка качества жизни населения Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
841
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / QUALITY OF LIFE / ИНДИКАТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / THE QUALITY ASSESSMENT OF LIFE FOR THE POPULATION / IN-INDICATOR OF QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Светлана Александровна

В статье рассматриваются индикаторы качества жизни населения, дана оценка качества жизни Воронежской области и определены резервы его роста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the indicators of quality of life, assessed the quality of life of the Voronezh region and identified reserves of its growth

Текст научной работы на тему «Оценка качества жизни населения Воронежской области»

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ С.А. Волкова, канд. экон. наук, доцент

Воронежский государственный технический университет

В статье рассматриваются индикаторы качества жизни населения, дана оценка качества жизни Воронежской области и определены резервы его роста

Повышение качества жизни является одним из приоритетных направлений современной региональной политики. Измерение и оценка качества жизни на уровне региона может быть осуществлена с использованием следующих индикаторов:

- денежные доходы: динамика и структура реальных доходов; среднедушевой доход и его соотношение с прожиточным минимумом.

-Здоровье населения: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, с разбивкой по полу, городской и сельской местности; смертность (в том числе, младенческая, перинатальная, детская, материнская) рождаемость, динамика и структура заболеваемости (в том числе, детская заболеваемость); инвалидность (в том числе, детская инвалидность).

- Занятость и условия труда: уровень экономической активности населения; соотношение занятых в экономике и общей численности населения; уровень безработицы; состав безработных - распределение по полу, возрасту, уровню образования, специальности, профессии; структура занятости по отраслям; доля заработной платы в денежных доходах населения; удельный вес работающих в неблагоприятных условиях труда по отраслям, с разбивкой по полу; динамика производственного травматизма.

- Дифференциация доходов и бедность: дециль-ный коэффициент дифференциации доходов населения; коэффициент Джини; коэффициент доходов; черта бедности; численность населения с доходами не достигающими прожиточного минимума.

- Денежные расходы и потребление: структура расходов; потребление населением основных продуктов питания; динамика и структура потребительских расходов; покупательная способность денежных доходов населения; покупательная способность средней заработной платы; покупательная способность средней пенсии; индекс потребительских цен; величина условно-свободной части располагаемого дохода; соотношение доходов и расходов.

- Жилищные условия: обеспеченность населения жильем (размер общей и жилой площади в расчете на одного жителя); доля расходов на оплату жилья в потребительских расходах населения; характеристика

жилищного фонда; соотношение цен на жилье и доходов населения; соотношение цен на жилье и заработной платы.

- Социальная защита: минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсии по старости; покупательная способность минимальной заработной платы; покупательная способность минимальной пенсии; минимальный потребительский бюджет.

- Демографическая характеристика: численность постоянного населения; половозрастной состав населения; общий коэффициент рождаемости; общий коэффициент смертности; удельный вес населения трудоспособного возраста; коэффициент старения.

- Качество экологической системы: уровень загрязнения атмосферного воздуха; уровень загрязнения водных ресурсов; структура загрязнителей; загрязнение почв.

- Безопасность населения: динамика преступности; структура преступности; коэффициент преступности; смертность и травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий [5].

В настоящем исследовании остановимся на оценке группы факторов, объединенных в «денежные доходы» на примере Воронежской области.

Динамика реальных доходов Воронежской области представлена на рисунке 1.

Как видим, за период 2000-2011 гг. реальные денежные доходы населения Воронежской области претерпевали существенные колебания, достигнув своего максимума в 2005 году и минимума в 2009 году. Резкое снижение объема реальных денежных доходов в 2009 году обусловлено финансовым кризисом.

Некоторые изменения за исследуемый период (2000-2012 гг.) претерпела структура денежных доходов населения, что отражено на рисунках 2 и 3.

В частности, на 5,9 % снизился удельный вес доходов от предпринимательской деятельности, также уменьшился удельный вес оплаты труда, доходов от собственности. Одновременно отмечается рост социальных выплат (на 3,4 %) и других доходов (на 3,8 %). К прочим относятся доходы: «скрытые», от продажи валюты, денежные переводы.

Рис. 1. Динамика реальных денежных доходов населения Воронежской области, в % к предыдущему году

Рис. 2. Структура денежных доходов населения Воронежской области на 2000 г., в % к итогу

Рис. 3. Структура денежных доходов населения Воронежской области на 2012 г., в % к итогу

Одним из важнейших показателей денежной Как видим, удельный вес прожиточного мини-

оценки качества жизни является соотношение средне- мума в объеме среднедушевых доходов имеет устой-

душевого дохода и прожиточного минимума. Дина- чивую тенденцию к снижению. За период 2009-2013

мика данного показателя для Воронежской области гг. исследуемый показатель уменьшился на 13,9 %,

представлена в таблице. что является положительным трендом.

Соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума в Воронежской области _за период 2009-2013 гг._

Год Среднедушевые доходы, руб. Прожиточный минимум, руб. Удельный вес прожиточного минимума в объеме среднедушевых доходов, %

2009 11999,4 4924 41

2010 13883,3 5594 40,3

2011 15908,5 5662 35,6

2012 18947,7 5756 30,4

2013 22259,7 6043 27,1

В Воронежской области принят целый ряд документов, направленных на повышение качества жизни населения области. В частности, в соответствии с Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 30.09.2009 № 645/ОД «О порядке установления государственных стандартов социального обслуживания населения в Воронежской области» был дан старт установлению социальных стандартов [3]. Система социальных стандартов на уровне региона призвана обеспечить два вида потребностей: социальные потребности общества и бюджетные потребности финансирования социальной сферы. В систему социальных стандартов входит и социальный стандарт прожиточного минимума. Расчет прожиточного минимума осуществляется на основе потребительской корзины, набор товаров и услуг при этом определяется для разных групп населения: трудоспособные, дети разного возраста и подростки, пенсионеры. В соответствии с Законом Воронежской области от 06.12.1999 № 126-11-ОЗ «О прожиточном минимуме в Воронежской области» правительство Воронежской области постановило установить величину прожиточного минимума за 3 квартал 2014 года в расчете на душу населения - 6831 рубль, для трудоспособного населения- 7405 рублей, пенсионеров -5731 рубля, детей - 6524 рублей [2].

В области принята программа социально-экономического развития Воронежской области на 2012-2016 годы (в ред. от 04.08.2014 г. №106- ОЗ) обозначено в качестве приоритетного направления достижение нового качества жизни [4].

Приоритет экономического развития реализуется на региональном уровне посредством решения таких задач, как развитие предпринимательства,

повышение качества продукции и услуг, реализация конкурентных преимуществ, в первую очередь, за счет использования человеческого и научно-инновационного потенциалов. Отличительной чертой экономики региона, является недостаточная реализация интеллектуального потенциала, проявляющегося в недооценке труда высокоинтеллектуального слоя общества и неэффективных сферах его приложения. Доля области в производстве высокотехнологичной продукции остается невысокой.

Расширение глобализации и региональной интеграции создает основу для интенсивного обмена технологиями, интеллектуальными правами и инновационными продуктами и ставит новые задачи перед механизмами государственного регулирования региональной экономики в области достижения и поддержания уровня общественного благосостояния [6, с. 23-24].

Тот факт, что инвестиции в человеческий капитал являются неотъемлемой составляющей общественного благосостояния, дает основание утверждать, что повышение качества образования -важнейший императив деятельности отечественного рынка образовательных услуг.

Рынок образования должен адаптироваться к меняющейся структуре хозяйственной системы страны и региона и уравновешивать предложение видов образовательных услуг со спросом на них, формируемым работодателями. Задачей

регулирования образовательного процесса является концептуализация образовательных программ, адаптация их регионального компонента к условиям и потребностям в формировании дополнительных профессиональных компетенций.

Необходимо найти баланс между широтой знаний, с одной стороны, и узкой профессиональной специализацией, с другой. Полагаем, что потребности инновационной экономики сконцентрированы по большей части на специалистах широкого профиля. Это обусловлено тем, что НТП укорачивает жизненный цикл товаров (работ, услуг), что означает невозможность наиболее полного удовлетворения потребностей без разработки новой продукции. Это требует от специалистов перехода к новой производственной концепции без фундаментального переобучения [7, с. 87].

В Стратегии отмечены следующие приоритетные направления, нацеленные на повышение качества жизни:

а) обеспечение социальной стабильности за счет демографической политики, социальной защиты, социального развития села, занятости;

б) улучшение здоровья населения региона с помощью реализации программ комплексного характера

в сфере здравоохранения, развития здорового образа жизни и др.;

в) создание условий для развития личности, благодаря реализации проектов в сфере образования, науки, культуры, спорта;

г) качественное улучшение среды обитания, предполагающее обеспечение жильем, развития инфраструктуры и др.;

д) рост вовлеченности в общественную жизнь по мере развития гражданского общества, развития системы ценностей [1].

Воронежская область также реализует такие государственные программы, как «Информационное общество», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области», «Социальная поддержка граждан». В рамках реализации последней программы разработаны подпрограммы: «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», «Развитие социального обслуживания и предоставления мер социальной поддержки населению», «Повышение качества жизни пожилых людей в Воронежской области на 2014-2018 годы», «Содействие занятости населения» и др., которые ориентированы на рост качества жизни населения области.

Важным принципом социальной стратегии области является повышение эффективности государственных расходов. Кроме того, в социальной сфере области планируется переход от финансирования расходов учреждений социальной сферы к оплате оказанных услуг.

Правительство Воронежской области считает важным максимальное привлечение частного капитала к решению задач государственного уровня, используя механизмы государственно-частного партнерства. Согласно Стратегии «период 2010-2020 годов должен стать периодом многократного повышения контроля и ответственности госучреждений за качество, доступность и экономичность оказываемых ими услуг» [1].

На наш взгляд, перекладывать социальное развитие полностью на регионы нецелесообразно, поскольку имеет место существенная дифференциация доходов в масштабах государства, что свидетельствует о необходимости участия государственных структур в процессе введения социальных стандартов. Следует принимать во внимание и тот факт, что государство в

силу объективных причин не в состоянии обеспечить соблюдение единых социальных стандартов федерального уровня во всех субъектах Российской Федерации, что, в свою очередь, вызывает необходимость делегирования полномочий федерального центра региональным администрациям, муниципальным округам и администрациям поселений. Наибольший экономический эффект может быть получен при использовании программно-целевого подхода.

Литература

1. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года http://www.virr.ru/uploaded/files/pdf yalxxa 5.pdf

2. Закон Воронежской области от 06.12.1999 № 126-II-03 «О прожиточном минимуме в Воронежской области» [Текст] // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

3. Приказ Департамента труда и социального развития Воронежской области от 30.09.2009 № 645/ОД «О порядке установления государственных стандартов социального обслуживания населения в Воронежской области» [Текст] // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

4. Программа социально-экономического развития Воронежской области на 2012-2016 годы (в ред. от 04.08.2014 г. №106- ОЗ) [Текст] // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

5. Гришина, И.В. Качество жизни населения регионов России: методология исследования и результаты комплексной оценки [Текст] / И.В. Гришина, А.О. Полынев, С.А. Тимонин // Современные производительные силы. - 2012. - №1. - С. 70-83.

6. Добрынин, А.И. Качество жизни - социально-экономическая стратегия общества [Текст] / А.И. Добрынин // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. - 2006. - №3. - С. 48-57.

7. Люблинский, В.В. Социальная политика в странах Запада: новые вызовы и характер трансформации [Текст] / В.В. Люблинский // Вестник института социологии. - 2010.- № 1. - С. 121-132.

E-mail: [email protected]

Ключевые слова: качество жизни населения, индикаторы качества жизни населения, оценка качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.