Научная статья на тему 'Оценка качества онлайн курсов'

Оценка качества онлайн курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10630
674
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН КУРСЫ / КАЧЕСТВО ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНДИКАТОРЫ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE LEARNING / ONLINE COURSES / E-LEARNING QUALITY / QUALITY INDICATORS E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреев А. А.

Приводится трактовка базовых понятий электронного обучения. Классифицируются известные подходы к оценке качества. Разработан упрощенный подход к оценке качества онлайн курса на основе сформированных критериев.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nterpretation of the basic concepts of e-learning is provided. Classified the known approaches to quality assessment. Developed a simplified approach to assessing the quality of online courses based on criteria formed.

Текст научной работы на тему «Оценка качества онлайн курсов»

Территория науки. 2015. № 1

ОБРАЗОВАНИЕ Андреев А.А.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОНЛАЙН КУРСОВ

Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, г. Москва, Россия

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн курсы, качество электронного обучения, индикаторы качества электронного обучения.

Keywords: distance learning, online courses, e-learning quality, quality indicators e-learning

Аннотация: Приводится трактовка базовых понятий электронного обучения. Классифицируются известные подходы к оценке качества. Разработан упрощенный подход к оценке качества онлайн курса на основе сформированных критериев.

Abstract: Interpretation of the basic concepts of e-learning is provided. Classified the known approaches to quality assessment. Developed a simplified approach to assessing the quality of online courses based on criteria formed.

Принятие Закона от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Ст.16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ)» легализовало в стране применение ЭО и ДОТ и, тем самым, активизировало внимание к электронному обучению. В истории ДО в России известны и используются с начала 90-х годов XX века варианты дистанционного обучения (ДО), а именно: корреспондентское, кейс, телевизионное, телеприсутствие, вахтовое и Интернет. К настоящему времени акцент делается на ДО через интернет, как наиболее перспективное. Поэтому в названии работы указан онлайн курс (интернет-курс), где при размещении учебных материалов, доступе к ним и педагогическом общении используются сервисы Интернета. Отметим, что обозначенные в проекте «Концепции развития ЭО в РФ» массовые открытые онлайн курсы (МООС) также относятся к онлайн курсам.

Учебный электронный курс, как разновидность электронных образовательных ресурсов (ЭОР), является дидактической основой электронного обучения. Можно утверждать, что количество курсов на всех уровнях российского высшего образования сравнялось с количеством преподаваемых дисциплин. Онлайн-курсы (или интернет-

20

Территория науки. 2015. № 1

курсы) можно использовать в дистанционном и смешанном

вариантах. Такое обилие курсов, потенциально готовых и уже используемых в высшем образовании, вызывает крайнюю необходимость обратиться к оценке их качества.

Онлайн курс, как и традиционный очный курс, разрабатывается согласно программе учебной дисциплины, где определены, кроме прочего, цели его изучения. Он должен соответствовать заявленной программе. Если после обучения на курсе цели достигнуты, то курс оценивается положительно. В этом случае курс рассматривается как черный ящик, и это будет как бы апостериорная оценка. С другой стороны, понятно, что прежде, чем проводить реальное обучение по курсу, целесообразно предварительно (априори) провести оценку его состоятельности, чем мы и будем заниматься.

Изучение состояния дел по оценке качества курсов позволило сформировать классификацию подходов по разным основаниям.

1. По типу оценки: педагогический, технико-эргономический, экономический.

2. По методам обработки полученной количественной оценки индикаторов (показателей) качества: ручной, автоматизированный.

3. По представлению результата обработки индикаторов для принятия решения: результат представляется одним числом или наглядно в форме диаграммы.

4. По тому, кто оценивает курс: эксперты, студенты,

преподаватели.

В основе упомянутых подходов лежит процедура оценивания, построенная на совокупности показателей качества. В основе любой процедуры оценивания участвуют, в конечном счете, количественные показатели, основанные на формальном определении измеряемых параметров. Для формального проведения такой процедуры формируется базис (массив) ключевых показателей качества курса. Формальную процедуру оценки проводят на основе экспертной оценки. Для этого формируется совет, который будет проводить оценку, в него включаются специалисты различных направлений: специалисты в оцениваемой области знаний, методисты, дизайнеры, психологи и программисты [1].

Результат оценки для принятия решения часто отображается для наглядности в виде лепестковой диаграммы. Некоторые подходы к оценке предлагают функцию свертки значений показателей в некий итоговый балл, число. Однако зачастую такой балл не позволяет объективно и в полной мере сравнивать качество различных курсов.

21

Территория науки. 2015. № 1

Остановимся на важном для практики: предварительной экспрессоценке качества онлайн курса. Это обусловлено разными обстоятельствами. Например, имеется множество курсов различных образовательных организаций (ОО), и возникает необходимо оценить качество перед тем, как его использовать. Список ситуаций, иллюстрирующих актуальность, может быть продолжен.

В рамках данной работы примем следующие допущения и определения.

Под качеством будем понимать соответствие некоторому

стандарту, который утверждается профессиональным сообществом (и не обязательно государством). Качество обучения зависит от многих факторов, среди них качество учебного курса, качество студентов, качество преподавателей, качество программного обеспечения и сети Интернет и др. Онлайн курс (или дистанционный курс через Интернет, или интернет-курс) представляет систему, обеспечивающую полный дидактический цикл обучения - представление, контроль, общение. Курс состоит из ряда элементов. Это:

• учебно-методический комплекс (УМК);

• программная среда, вебсайт или LMS (СДО), в которых может размещаться УМК;

• набор сервисов Интернета web2.0, которые при необходимости используются при обучении по курсу;

• программную среду для проведения вебинаров и другие сервисы, если необходимо.

Качество онлайн обучения определяется качеством УМК, студентов, преподавателей, программных сред и др. В работе речь пойдет только о качестве УМК, который является педагогической основой курса.

Изучение проблемы качества онлайн обучения [2,3] позволило предложить следующий подход оценки качества, состоящий из ряда шагов.

1. Выявляются индикаторы (показатели, критерии) Q, влияющие на качество.

2. Индикаторы количественно оцениваются экспертами.

3. Вводятся для каждого индикатора весовые коэффициенты q.

4. Полученные данные обрабатываются тем или иным способом математически, чтобы было удобно принимать решение о степени соответствия стандарту.

5. Конечные результаты могут представляться одним числом, полученным как сумма произведений qQ. При небольшом числе

22

Территория науки. 2015. № 1

индикаторов для наглядности результат можно представить с помощью векторной круговой диаграммы [1].

Рассмотрение будет вестись применительно к обучению по гуманитарным дисциплинам.

Остановимся на уровне оценки элементов структуры УМК.

УМК условно включает следующие блоки [2].

Юрганизационный блок

• Введение (видео, текст).

• Место знакомства членов учебной группы (форум, социальная сеть).

• Инструкция по использованию программного обеспечения, используемого в курсе (это может быть LMS, сервисы веб2.0 и др.)

• Руководство по изучению курса.

• Программа курса.

• Сетикет (правила поведения в Интернете).

• Анкеты входные (выходные).

II. Теория

Учебная информация может представляться в различном виде.

• Текст с графикой, записи лекций, вебинаров)

• Видеолекции (живьем)

• Вебинары (реальное время)

• Структурированный список ресурсов Интернета по теме курса, в том числе МООС (массовые открытые онлайн курсы)

III. Практикумы

• Семинары

• Практические задания (рефераты, эссе, кейсы и др.)

IV. Контроль

• Тесты

• Итоговое выпускное мероприятие

• Портфолио

• Самоконтроль и взаимоконтроль

V. Педагогическое общение

• Консультации

• Педагогическое общение, например, в форуме для общения между студентами.

Систему сформированных выше параметров можно считать частным стандартом, который можно использовать:

1. В качестве «инструмента самооценки» она поможет инструкторам пересмотреть готовые курсы.

23

Территория науки. 2015. № 1

2. Для разработки новых онлайновых курсов в качестве опорной схемы.

3. Как средство для получения общественного признания образцового преподавания онлайн.

4. Как первичный опыт, на базе которого может быть разработан собственный стандарт оценки эффективности электронного курса.

Проиллюстрируем работоспособность подхода на двух примерах. Обратим внимание на то, что мы не ставим перед собой задачу оценить качество содержания (контента) курса.

Пример 1

Проведем предварительную оценку качества онлайн курсов С.Л. Малышева «Обучение с использованием социальных сетей», размещенного в Национальном открытом университете «Интуит» (www.intuit.ru), и онлайн курса С.Г.Тер-Минасовой «Язык, культура и межкультурная коммуникация» (Открытые курсы МГУ им. М.В. Ломоносова «Университет без границ» distant.msu.ru).

Проведем бинарную количественную оценку, т.е. учтем наличие или отсутствие в структуре УМК указанных выше блоков и их элементов. Наличие элементов отмечено знаком +. Значимость всех элементов q примем одинаковой. Результаты анализа приведены в Таблице.

Таблица - Структура учебно-методического комплекса

Наименование блоков и их элементов в УМК Курс в Интуит Курс в МГУ

1.Организационный блок

i Введение (вводное слово преподавателя) + +

2 Знакомство членов учебной группы (например, в форуме)

3 Инструкция по использованию программного обеспечения (LMS, инструменты веб 2.0 и др.) + +

4 Руководство по изучению курса

5 Программа курса

6 Сетикет (правила поведения в интернете)

7 Анкеты входные (выходные) +

II. Теория

i Текст с графикой +

2 Видеолекции (онлайн, запись) +

24

Территория науки. 2015. № 1

Окончание таблицы

3 Вебинары (онлайн, запись)

4 Структурированный список ресурсов Интернета по теме курса, в том числе МООС (массовые открытые онлайн курсы)

III. Практика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Семинары +

2 Задания (кейсы, рефераты, эссе и др.)

IV. Контроль

1 Тесты + +

2 Итоговая выпускная работа

3 Портфолио

4 Самоконтроль и взаимоконтроль

V. Педагогическое общение

1 Наличие специального места, например, форума для общения между студентами

Итого 18 пунктов

Итоговая оценка 4 6

Видно, что в курсе МГУ используется больше дидактических и организационных элементов и, вероятно, качество курса будет выше. Полученные численные значения (4 и 6) говорят, что есть существенный резерв повышения качества и того, и другого курса (18-4=14 и 18-6=12) и ясно видны направления, конкретные шаги на пути его улучшения в части реализации этих пунктов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Анали подходов к оценке показал, что они состоят из

последовательных этапов: формирования параметров, их

количественной оценке и представлением для принятия решения;

2. Предложена классификация известных подходов и разработан подход, который позволяет предварительно (упрощенно) численно оценить качество онлайн курса и наметить пути его улучшения.

Список литературы

1. Салихов С.В. Оценка качества дистанционного курса по

информационным технологиям для системы повышения

квалификации. [Электронный ресурс].

URL:http://www.km.ru/referats/335086-otsenka-kachestva-distantsionnogo-kursa-po-informatsionnym-tekhnologiyam-dlya-sistemy-povyshe [15.09.2014]

2. Андреев А.А. Интернет-технологии и модели обучения в среде Интернет. - М.:МИПК,2013, с.62.

25

Территория науки. 2015. № 1

З.Духнич Ю. Критерии оценки эффективности электронного курса. Обзор. [Электронный ресурс]. URL: http://www.smai!-

edu. com/kriterii-otsenki-effektivnosti-elektronnogo -kursa.html [15.09.2014]

Иващенко Н.В.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У СТУДЕНТОВ

Воронежский экономико-правовой институт, г. Россошь, Россия

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни; установка, программа, исследование;

Key words: health, healthy lifestyle; to install, program, research.

Аннотация: исследование когнитивно-ценностных установок

студентов в вопросах формирования здорового образа жизни;

Abstract: the study of the cognitive values of students in the formation of a healthy lifestyle.

Современная система подготовки молодых специалистов, чутко реагируя на экономические и социальные факторы, призвана интенсифицировать процесс обучения. Как следствие, от студента требуется мобилизация психологических, физиологических, духовных сил и воли. Все это под силу только человеку, обладающему культурой здорового образа жизни.

Последние исследования говорят о том, что процент студентов, которые обладают отменным здоровьем, очень невелик. Да и тот в ходе получения профессионального образования постоянно снижается.

В первую очередь, это связано с адаптационными процессами. Ведь при переходе в систему высшего образования идет активное включение всех внутренних резервов первокурсника, а затем, как следствие - истощение. Этот процесс усугубляется потребительским отношением молодежи к своему здоровью, отсутствием элементарных профилактических навыков. У большинства молодых людей четко сформирована установка на получение знаний, а вот о сохранении здоровья в процессе обучения мало кто задумывается.

К сожалению, далеко не у всех студентов сформирована культура здоровьесбережения. Имеющиеся задатки и способности принимаются как данность и неисчерпаемый ресурс. Поэтому перед профессорскопреподавательским коллектив в ряду прочих стоит серьезная задача

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.