Научная статья на тему 'Оценка качества оказания амбулаторной помощи гинекологическим больным с помощью анкетирования'

Оценка качества оказания амбулаторной помощи гинекологическим больным с помощью анкетирования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
234
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
амбулаторная / гинекология / анкетирование / to conduct research using the survey among women of childbearing age to determine the quality of outpatient care

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Б К. Сулейменов, Р Н. Маденова, М И. Раева, Б А. Советова

Процесс реформирования здравоохранения сопровождается поиском путей улучшения организации медицинской помощи и совершенствования процесса представления услуг. Основанием для принятия всесторонне обоснованных решений служит оценка эффективности функционирования отрасли, которая в соответствии с выдвинутыми ВОЗ требованиями осуществляется не только на базе клинических критериев, но и с учетом мнения пациентов. Оценка доступности и качества предоставляемых медицинских услуг изучается, как правило, через анализ уровней удовлетворенности пациентов. Цель исследования: провести исследования с помощью анкетирования среди женщин детородного возраста для определения качество оказания амбулаторной помощи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б К. Сулейменов, Р Н. Маденова, М И. Раева, Б А. Советова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF QUALITY OF OUTPATIENT CARE GYNECOLOGICAL PATIENTS THROUGH QUESTIONNAIRES

The process of health care reform is accompanied by a search for ways to improve the organization of health care and improve the process of submission services. The reason for the adoption of fully-informed decisions is an estimation of efficiency of functioning of the industry, which, in accordance with the requirements put forward by the WHO carried out not only on the basis of clinical criteria, but also taking into account the views of patients. Assessment of the availability and quality of medical services is studied, as a rule, through the analysis of the levels of patient satisfaction.

Текст научной работы на тему «Оценка качества оказания амбулаторной помощи гинекологическим больным с помощью анкетирования»

Б.Ц.СУЛЕЙМЕНОВ, Г.К. БАЙМАНОВА, Ж.А. КОЖАБЕРГЕНОВА, У.С.МУКАШОВА

С.Ж. Асфендияров атындагы ЦАЗ¥МУ анестезиология жэне реаниматология кафедрасы, Алматы цаласы жедел шугыл кемек керсету ауруханасы

ЗЭР ШЬ^АРУ ЖЭНЕ ЖЫНЫС ЖОЛДАРЫ АУРУЛАРЫНЫЦ БОСАНУ ЖАСЫНДАFЫ ЭЙЕЛДЕР АРАСЫНДА

АЛFАШЦЫ Т1РКЕЛУ1Н САРАПТАУ

ТYЙiн: Журпзшген зерттеулер нэтижесшде босану жасындагы эйелдер арасындагы зэр шыгару жэне жыныс жолдары ауруларыньщ таралуын сараптай келе, жалпы осы нозологияга катысты кешнп жылдары Алматы каласындагы аурушандык керсеткшшщ б1ршама турактангандыгы жэне де бул тенденциянын б1рнеше жылдар бойында осы калыпта сакталатындыгы байкалды.

B.K. SULEIMENOV, G.K. BAYMANOVA, J.A. KOZHABERGENOVA, U.S. MUKASHOVA

Department of Anesthesiology and Intensive Care S.D. Asfendiyarov KazNMU Almaty Emergency Care Hospital

PRIMARY MORBIDITY OF WOMEN WITH MOST COMMON DISEASES OF THE GENITOURINARY SYSTEM

Resume: One of the indicators characterizing the state of women's health is - the incidence of urogenital system. The development of women's diseases of the genitourinary system, including urological can affect a variety of factors, such as hygienic conditions of work and life, demographic and epidemiological characteristics of the region of residence, its climatic characteristics, social factors, lifestyle and stress loads.

Objective: to study the prevalence of diseases of the genitourinary system in women of childbearing age living in different areas of the city of Almaty for 2012-2013.

Results: The results of the study revealed that, in the structure of overall morbidity women Almaty diseases of the genitourinary system (ICS) in recent years make up about 6% (in 2012 - 6.6%, in 2013 - 6.7 %), which is close to the Republican urovnyu- 6.6% (Figure 1). Keywords: diseases of the genitourinary system, women of childbearing age.

УДК 616.24-08

Б.К. СУЛЕЙМЕНОВ, Р.Н. МАДЕНОВА, М.И. РАЕВА, Б.А. СОВЕТОВА

Кафедра анестезиологии и реаниматологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, Больница скорой неотложной помощи г.Алматы

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ АМБУЛАТОРНОЙ ПОМОЩИ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИМ БОЛЬНЫМ

С ПОМОЩЬЮ АНКЕТИРОВАНИЯ

Актуальность. Процесс реформирования здравоохранения сопровождается поиском путей улучшения организации медицинской помощи и совершенствования процесса представления услуг. Основанием для принятия всесторонне обоснованных решений служит оценка эффективности функционирования отрасли, которая в соответствии с выдвинутыми ВОЗ требованиями осуществляется не только на базе клинических критериев, но и с учетом мнения пациентов. Оценка доступности и качества предоставляемых медицинских услуг изучается, как правило, через анализ уровней удовлетворенности пациентов.

Цель исследования: провести исследования с помощью анкетирования среди женщин детородного возраста для определения качество оказания амбулаторной помощи Методы и объекты исследования: Нами с целью оценки качество оказания амбулаторной помощи были специально разработаны программа социологического мониторинга обслуживания больных гинекологического профиля. Исследованием охвачены всего 86 женщин получавшие лечения по поводу различных экстрагенитальных патологий.

Все женщины охваченные данном исследованием заполняли специально разработанный и адаптированный опросник включающие 17 вопросов. Результаты исследований вносились в индивидуальные протоколы и в электронную базу данных. Статистическая обработка материала

(описательная статистика, критерий Фишера при определениях различных непараметрических данных, Ъ-критерий Стьюдента при определении различий количественных показателей, критерий Вилкоксона при определении скорости прироста или убыли показателей) производилась с помощью компьютерного пакета <^ТАтеТ1СА».

Результаты исследования: В результате проведенных исследований были получены следующие результаты: основная масса респондентов лечится в городских поликлиниках по месту прописки - 65,3%; в ведомственной поликлинике -23,4 %; в платной поликлинике - 11,3% пациентов.

Качество оказываемых медицинских услуг: оценили, как плохое - 7,4%; как удовлетворительное - 37,3% респондентов, как хорошее - 48,1% опрошенных, как очень хорошее - 2,9%, затруднились ответить - 4,3% больных (рисунок 1).

На дорогу до поликлиники 12,1% респондентов тратят до 5 минут, от 5 до 10 минут тратят 39,2% пациентов; от 10 минут до 30 минут - 34,5%; более 30 минут - 3,7%. Вызывают врача на дом - 11,4% опрошенных. Удобным считают график работы врачей - 59,2% опрошенных. После записи попасть на прием к врачу-специалисту в тот же день удается лишь 98,4% опрошенных; на следующий день - 1,2% респондентов, в течение 2 дней - 0,4% пациентов.

48,1

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5

2,9

¿Ж.

37,3

7,4 ■

4,3

п

• О- .г-

^ «Р^ ел & О*

#

0

Рисунок 1 - Оценка качество оказываемых медицинских услуг в поликлинике

На ожидание приема врача у 19,2% пациентов уходит до 15 минут; от 15 до 30 минут - у 29,7% больных; от 30 минут до 1 часа уходит у 40,1% респондентов; от 1 до 2 часов - у 11,0% опрошенных. 77,3% респондентов считают достаточной продолжительность врачебного приема, при этом 81,1% респондентов считают, что медицинские работники обладают достаточной квалификацией. 62,5% респондентов считают что, медицинские работники проводят профилактические мероприятия (информационную, санитарно-просветительскую работу, диспансеризацию, вакцинацию).

По отношению к медицинским работникам поликлиники 68,4% пациентов испытывают симпатию и доверие, антипатию и недоверие к ним отметили 28,7% респондентов, затруднились ответить 6,9% опрошенных. Необходимую медицинскую информацию о своей болезни, методах ее лечения и лекарственных препаратах 77,8%

опрошенных получают от медицинских работников, 9,8% -из информационных объявлений в поликлинике, 9,3% - от знакомых и родственников, 3,1% опрошенных - из интернета, из научно-популярной литературы и по телевизору.

55,4% опрошенных считают, что они получают информации о состоянии своего здоровья от медицинских работников поликлиники столько, сколько нужно; 28,1% считают, что информации слишком много; хотелось бы больше информации 18,4% респондентов.

39,9% гинекологических больных оценивают свое взаимодействие с врачом, как полное доверие и взаимопонимание, 42,1% пациентов оценили свое взаимодействие с врачом, как частичное доверие и понимание, 11,6% отмечают отсутствие всякого доверия и взаимопонимания с врачом, 8,4% - затруднились ответить (Рисунок 2).

0 0

Полное доверие

Частичное доверие

Отсутствие доверие

Затруднились ответить

Рисунок 2 - Степени доверия гинекологических больных к своим врачам поликлиники

Только у 89,3% опрошенных женщин отмечают что, врач во время каждого посещения измеряет АД, а измерение АД в положении стоя проводилось лишь у 1,3% респондентов. В результате чего 68,1% опрошенных действие врача оценивали как «правильное», а 19,8% респондентов считали, что врач не внушал никакого доверия и скорее остались непонятным для пациента.

Сложности в понимании объяснений медицинских работников, т.к. они используют слишком много сложных,

специальных терминов, непонятное; не объясняют, а пишут неразборчиво высказали 49,3% респондентов. 55,8% опрошенных отметили, что врач внимательно выслушивает жалобы, 27,4% считают, что врачи жалобы пациентов не выслушивают, 16,8% респондентов считают, что жалобы пациентов врачи выслушивают - когда как. При всем разношерстном раскладе оценки медицинского обслуживания гинекологических больных на амбулаторном этапе 49,8% опрошенных профессиональные качества

врача, оценили как «очень хорошие», как «хорошие» - 24,7% респондентов, как удовлетворительные - 17,2%, как плохие - 5,7% пациентов, как «очень плохие» - 2,6% (рисунок 3). Также 38,1% женщин с экстрагенитальными

заболеваниями считают, что врач вникает в их проблемы, сопереживает больным; разговаривают с врачом на темы

личного характера 29,4%, но хотели бы о них говорить 74,2% опрошенных. У 56,9% опрошенных после приема своего врача появляется оптимизм, ощущение поддержки, понимания, доверие, ничего не меняется в состоянии у 36,2% пациентов; появляется пессимизм, удрученность, озабоченность после приема врача у 6,9% респондентов.

Рисунок 3 - Оценка профессионального

Больные оценили проводимое лечение как эффективное -38,5%, малоэффективное - 29,2% пациентов, неэффективное - 32,3%. Из пациентов, которые оценили результаты своего лечения как неэффективное: 49,4% уверены, что в этом основная роль принадлежит неправильным назначениям врача. 25,4% больных считают, что наряду с неадекватными врачебными вмешательствами имеет место и несоблюдение врачебных рекомендаций, 25,8% считают основной причиной такого состояния несоблюдение врачебных рекомендаций.

Общий уровень состояния здравоохранения в поликлинике как хорошее оценили 33,2% респондентов, как удовлетворительное - 47,4% пациентов, как плохое - 12,9% опрошенных, затруднились ответить - 6,5%. Только 8,9% респондентов поддерживают развитие частной или платной системы здравоохранения, однако почти 10%

я врачей гинекологов поликлиники

опрошенных (9,6%) приходилось оплачивать медицинские услуги. 79,1% опрошенных считают, что работа медицинского учреждения, в котором обслуживаются пациенты с экстрагенитальными патологиями за последний год улучшилась; 9,4% считают, что изменений не произошло; 4,0%, что работа ухудшилась, затруднились ответить - 6,5% респондентов.

Таким образом, анонимное анкетирование женщин с экстрагенитальными заболеваниями является

эффективным и простым методом получения ценной информации о качестве деятельности первичной медицинской организации, «слабых местах» её работы, о соблюдении этико-деонтологических принципов медицинским персоналом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 1 Еникеев Д.В. Определение стадии острого пиелонефрита для выбора лечебной тактики: Автореф. дис. канд мед. наук. - М.: 2009. -24 с.

2 Захарова Е.В. Нефрологические аспекты беременности (диагностика, тактика, прогноз) // Гинекология. - 2008. - Т.10, №6. - С.4-12.

3 Иремашвили В. В. Инфекции мочевыводящих путей: современный взгляд на проблему / / Русский медицинский журнал. - 2007. - Т.15. - №29. - С.2231-2236.

4 Лопаткин Н.А., Шабад А.Л. Урологические заболевания почек у женщин. - М.: Медицина, 1985. - 240 с.

5 Никонов А.П., Асцатурова О.Р., Каптильный В.А. Инфекции мочевыводящих путей и беременность // Гинекология. - 2007. - Т.9, №1. - С.78-84.

6 Почерникова М.Н., Стрельников А.И., Почерников Д.Г., Дубисская Л.А. Способ диагностики хронических нарушений уродинамики верхних мочевых путей у беременных // Патент России № 2308230.2006.Бюл.13.

7 Серов В. Н., Тютюнник В.Л. Гестационный пиелонефрит: диагностика,профилактика, лечение. - 2008. - Т.16. - №1. - С.10-13.

8 Довлатян, А. А. Острый пиелонефрит беременных / А.А. Довлатян. - М.:Медицина, 2004. - 93 с.

9 Кулаков В.И., Мурашко Л.Е., Мойсюк Я.Г. и др. Беременность и роды у женщин с пересаженной почкой // Акушерство и гинекология. — 2004. — № 2. — С. 27-32.

Б.Ц.СУЛЕЙМЕНОВ, Р.Н. МАДЕНОВА, М.И.РАЕВА, Б.А.СОВЕТОВА

С.Ж. Асфендияров атындагы ЦАЗ¥МУ анестезиология жэне реаниматология кафедрасы, Алматы цаласы жедел шугыл кемек керсету ауруханасы

ЕМХАНАДА ЕМДЕЛ1П ЖУРГЕН ГИНЕКОЛОГИЯЛЬЩ НАУЬ;АСТАРFА САУАЛНАМА ЦОЮ АРЦЫЛЫ АМБУЛАТОРИЯЛЫК;

КвМЕКТЩ САПАСЫН БАFАЛАУ

Тушн: Экстрагенитальдык дерттермен есепте турып, амбулаториялык ем кабылдап журген бала табу жасындагы эйелдердщ кезкарастарын сауалнамалык эдкпен жинактай отырып, каз1рп тандагы амбулаториялык медициналык кемектщ сапасы мен денгешн аныктауга эбден болады. Сонымен катар, осы эдктердщ кемепмен олардын медициналык жуйеш реформалауга катысты кезкарастарында аныктап, белпл1 б1р кортындылар шыгаруга болады деп бшем1з.

B.K. SULEIMENOV, R.N. MADENOVA, M.I. HEAVENS, B.A. SOVETOVA

Department of Anesthesiology and Intensive Care KazNMU them. SD Asfendiyarov, Emergency Care Hospital, Almaty

ASSESSMENT OF QUALITY OF OUTPATIENT CARE GYNECOLOGICAL PATIENTS THROUGH QUESTIONNAIRES

Resume: The process of health care reform is accompanied by a search for ways to improve the organization of health care and improve the process of submission services. The reason for the adoption of fully-informed decisions is an estimation of efficiency of functioning of the industry, which, in accordance with the requirements put forward by the WHO carried out not only on the basis of clinical criteria, but also taking into account the views of patients. Assessment of the availability and quality of medical services is studied, as a rule, through the analysis of the levels of patient satisfaction.

Keywords: to conduct research using the survey among women of childbearing age to determine the quality of outpatient care

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.