организации научно-творческой конференции как полипроекта, представляющего собой инновационную форму развития проектной деятельности и одновременно репрезентативную форму масштабного мероприятия, позволяющую зафиксировать результаты осуществления различных проектов, сводя их в единое целое.
Проект организации научно-творческой конференции «Искусство — взаимопонимание — диалог» разработан как модель интегративной деятельности кафедр факультета и дает
возможность каждой из них представить свою работу. Подготовка и проведение мероприятий характеризуется сопряжением со всеми видами учебно-воспитательной деятельности, обеспечивающими учебный процесс.
Реализация долгосрочных проектов фундирует апробацию научно-творческих навыков, способствует развитию коммуникативных отношений, обеспечивает мониторинг качества обучения (последнее представляется особо ценностным критерием функционирования факультета музыки в целом).
Н. О. Верещагина,
ведущий специалист по информации дирекции инновационной образовательной программы
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕНА В ГЕРЦЕНОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Сегодня, в период подготовки университета к аттестации и лицензированию основных образовательных программ, вопросы реализации созданной в университете системы мониторинга качества подготовки и уровня подготовки специалистов являются весьма актуальными. Именно поэтому мы продолжаем серию публикаций, в которых освещаются результаты федерального интернет-экзамена, состоявшегося в мае и декабре 2006 г., как одного из элементов данной системы.
В декабре 2006 г. Герценовский университет второй раз принял участие в эксперименте, проводимом Федеральным государственным учреждением «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования». Более 1 000 студентов, обучающихся по 29 направлениям и специальностям, продемонстрировали свой уровень овладения знаниями по 12 учебным дисциплинам двух циклов: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и общих математических и естественнонаучных дисциплин.
Хочется напомнить, что в качестве критерия освоения дисциплины принят процент студентов, освоивших все ее дидактические единицы. Критериальное значение равно 50%, т. е. не менее половины студентов должны освоить все дидактические единицы дисциплины. Таким образом, критериальный показатель 50% и выше означает соответствие уровня подготовки студентов требованиям государственного образовательного стандарта. Если данный показатель ниже, то уровень освоения дисциплины либо не соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, либо может быть оценен с учетом погрешности показателя освоения.
Сравнительный анализ освоения дидактических единиц (ДЕ) дисциплин студентами Герценовского университета позволяет констатировать следующее:
1) процент дисциплин, по которым студенты освоили все ДЕ, выше критериального значения (50%) — 92% (в мае 2006 г. — 75%);
2) ниже критериального значения оказались дисциплины «Информатика» («050104 — Безопасность жизнедеятельности», «080504 — Государственное и муниципальное управление», «080505 — Управление персоналом») и «Отечественная история» («080500 — Менеджмент»). Данный факт свидетельствует о том, что уровень подготовки студентов по данным дисциплинам не соответствует требованиям ГОС;
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
3) соответствует требованиям ГОС с учетом погрешности оценивания показателя освоения такие дисциплины, как «Концепции современного естествознания» («040100 — Социальная работа», «080111 — Маркетинг») и «Физика» («230202 — Информационные технологии в образовании»);
4) на уровне критериального значения (т. е. 50%) находятся дисциплины «Физика» («032102 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)») и «Философия» («040100 — Социальная работа»).
Герценовский университет принимал участие в интернет-экзамене наравне с другими вузами (более 1 200 вузов). Проведенное Национальным аккредитационным агентством в сфере образования ранжирование показателей освоения дисциплин по основным образовательным программам среди вузов (по результатам декабрьского интернет-тестирования) свидетельствует о том, что по всем тестируемым дисциплинам показатели Герценовского университета на общем фоне находятся в первой четверти и средней части выборки. В мае же 2006 г. только 70% основных образовательных программ на общем фоне выборки были в первой и средней ее части.
Результаты интернет-экзамена, проведенного в декабре, оказались лучше, чем в мае. Это связано со многими факторами. Во-первых, кафедры обратились к анализу и пересмотру содержания учебных дисциплин с учетом требований стандарта и наличия в них всех проверяемых дидактических единиц. Преподаватели кафедр (истории, русского языка, методики обучения биологии и экологии, информатики, прикладной математики, зоологии, неорганической химии, педагогики, психологии человека, социальной педагогики, философии) провели консультации для студентов, проанализировали совместно с ними результаты репетиционного тестирования.
Во-вторых, высокие результаты обусловлены более четкой подготовкой и проведением самой процедуры тестирования. Ведь успех данного мероприятия заключался в организации согласованной работы всех структур университета: профессорско-преподавательского состава кафедр, администрации факультетов и институтов, сотрудников учебно-методического управления и управления информатизации. Для этого учебно-методическим управлением были проведены совещания с заведующими кафедрами, ответственными от факультетов и институтов, а также ответственными за техническое сопровождение интернет-экзамена.
И. С. Батракова,
заведующая кафедрой постдипломного образования
В. Н. Виноградов, доцент кафедры постдипломного образования
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
25 апреля 2007 г. на кафедре постдипломного образования прошел семинар для преподавателей вузов России по теме «Обеспечение качества постдипломного педагогического образования в современном университете». В его работе приняли участие сотрудники Нижневартовского гуманитарного университета, Курского государственного университета, Санкт-
Петербургской академии постдипломного образования, Санкт-Петербургского государственного университета, Ленинградского областного института развития образования, а также
преподаватели кафедры педагогики и управления образовательными системами РГПУ им.
А. И. Герцена и др.