Health care organization
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2019
Рассказова В.Н.1, Кику П.Ф.1, Пак О.И.2, Крыжановский С.П.1, Логинова О.В.2, Савченко С.В.2, Сабирова К.М.1, Морева В.Г.1, Измайлова О.А.3, Сухова А.В.3
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ МЕДИЦИНСКОМ ЦЕНТРЕ
'Школа биомедицины ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», 690950, г. Владивосток, Россия; 2Медицинский центр ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», 690922, г. Владивосток, Россия; 3ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, г. Мытищи, Россия
Введение. Качество медицинской помощи является основной целевой функцией и критерием деятельности системы здравоохранения.
Цель исследования — оценка качества оказываемой медицинской помощи, выполненная на основе анализа существующей системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Материал и методы. Проведен анализ деятельности системы управления качеством медицинской помощи за 2016-2018 гг. в Медицинском центре Дальневосточного федерального университета (МЦ ДВФУ), оказывающего высокотехнологичную медицинскую помощь. Материалом для исследования послужили проспективное и ретроспективное исследование документации пролеченных больных, анкетирование пациентов, применялся системный и статистический анализ.
Результаты. Выявлено снижение показателя больничной летальности с 0,4% в 2016 г. до 0,2% в 2018 г.; высокий показатель хирургической активности: 86,2% в 2016 г., 80,9% — в 2017 г. и 88,3% — в 2018 г.; достаточно высокая удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи (95,4%). Интегральный коэффициент эффективности составляет 0,88-0,93, что указывает на качественное оказание персоналом МЦ ДВФУ медицинской помощи.
Обсуждение. Важной составляющей концепции менеджмента качества МЦ ДВФУ является внедрение инновационных подходов в организации оказания медицинской помощи: много-профильность коечного фонда, объединённого в центры; децентрализация регистратуры; система таблет-питания; индивидуальный подход к пациентам при проведении комплексных обследований; этапность оказания медицинской помощи (амбулаторно-подготовитель-ный, стационарный, реабилитационный). Для дальнейшего совершенствования системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности требуются разработка и внедрение единой медицинской информационной системы, объединяющей все этапы оказания медицинской помощи в МЦ ДВФУ, современных медицинских, в том числе реабилитационных технологий.
Заключение. Результаты внутреннего контроля качества свидетельствуют о высокой результативности оказанной медицинской помощи населению Приморского края, нуждающемуся в высокотехнологичной медицинской помощи.
Ключевые слова: качество медицинской помощи; управление качеством медицинской помощи; внутренний контроль качества; дефекты оказания медицинской помощи, удовлетворённость пациентов качеством медицинской помощи; хирургическая активность; больничная летальность; результативность и эффективность работы медицинского центра.
Для цитирования: Рассказова В.Н., Кику П.Ф., Пак О.И., Крыжановский С.П., Логинова О.В., Савченко С.В., Сабирова К.М., Морева В.Г., Измайлова О.А., Сухова А.В. Оценка качества медицинской помощи в высокотехнологичном медицинском центре. Здравоохранение Российской Федерации. 2019; 63(5): 228-236. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0044-197X-2019-63-5-228-236
Rasskazova V.N.1, Kiku P.F.1, Pak O.I.2, Kryzhanovskiy S.P.1, Loginova O.V.2, Savchenko S.V.2, Sabirova K.M.1, Moreva V.G.1, Izmaylova O.A.3, Sukhova A.V.3 ASSESSMENT OF QUALITY OF MEDICAL CARE AT THE HIGH-TECH MEDICAL CENTER
'School of Biomedicine, Far Eastern Federal University, 690950, Vladivostok, Russian Federation; 2Medical Center, Far Eastern Federal University, 690922, Vladivostok, Russian Federation; 3The F.F. Erisman Federal Research Center of Hygiene, 141014, Mytishchi, Moscow Region, Russian Federation
Для корреспонденции: Кику Павел Федорович, д-р мед. наук, профессор, директор Департамента общественного здоровья и профилактической медицины, Школа биомедицины, ФГАОУ ВО ДВФУ, 690950, г. Владивосток. E-mail: [email protected]
Здравоохранение Российской Федерации. 2019; 63(5)
DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0044-197X-2019-63-5-228-236_229
Организация здравоохранения
Introduction. The quality of medical care is the main target function and criterion of the health care system.
The aim of the study is to assess the quality of medical care, based on the analysis of the existing system of internal control of quality and safety of medical activities.
Materials and methods. The analysis of the activity of the quality management system of medical care in 2016-2018 in the Medical center of the Far Eastern Federal University (MC FEFU), providing high-tech medical care were made. The material for the study was a prospective and retrospective study of the documentation of treated patients, questionnaire survey ofpatients, applied systematic and statistical analysis.
Results. There was a decrease in the hospital mortality rate from 0.4% in 2016 to 0.2% in 2018; a high rate of surgical activity: 86.2% in 2016, 80.9% in 2017 and 88.3% in 2018; a sufficiently high satisfaction of patients with the quality of medical care (95.4%); the integral efficiency coefficient (CI) is 0.88-0.93, which indicates the quality of medical care provided by the staff of FEFU MC.
Discussion. An important component of the quality management concept of MC FEFU is the introduction of innovative approaches in the organization of medical care: the versatility of the bed fund, combined into centers; decentralization of the registry; 'tablet distribution ' system; individual approach to patients during complex examinations; the stages of medical care (outpatient, inpatient, rehabilitation). To further improve the system of quality control and safety ofmedical activities requires the development and implementation of a single medical information system that combines all stages of medical care in the MC FEFU, modern medical technologies, including rehabilitation.
Conclusion. The results of internal quality control indicate the high efficiency of medical care provided to the population of Primorsky Krai in need of high-tech medical care.
Keywords: quality of medical care; quality management of medical care; internal quality control; defects of medical care, patient satisfaction with the quality of medical care, surgical activity, hospital mortality, efficiency and effectiveness of the medical center.
For citation: Rasskazova V.N., Kiku P.F., Pak O.I., Kryzhanovskiy S.P., Loginova O.V., Savchenko S.V., Sabirova K.M., Moreva V.G., Izmaylova O.A., Sukhova A.V. Assessment of quality of medical care at the high-tech medical center. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian Federation, Russian journal). 2019; 63(5): 228-236. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0044-197X-2019-63-5-228-236
For correspondence: Pavel F. Kiku, Doctor Med. Sci., PhD (Tech. Sci.), Professor, Head of the Chair of public health and preventive medicine, School of Biomedicine, Far Eastern Federal University, Vladivostok, 690950, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Information about authors:
Rasskazova V.N., https://orcid.org/0000-0001-7629-6977 Kiku P.F., http://orcid.org/0000-0003-3536-8617 Pak O.I., https://orcid.org/0000-0002-9733-3690 Loginova O.V., https://orcid.org/0000-0003-0780-2068 Sabirova K.M., http://orcid.org/0000-0003-4217-4829 Moreva V.G., http://orcid.org/0000-0001-8746-2627 Izmaylova O.A., http://orcid.org/0000-0003-3688-7355 Sukhova A.V., http://orcid.org/0000-0002-1915-1138
Contribution: research concept and design — Rasskazova V.N., Kiku P.F.; collection and processing of material — Loginova O.V., Savchenko S.V.; writing the text — Rasskazova V.N., Kiku P.F., Pak O.I., Kryzhanovsky S.P.; compilation of the list of literature — Sabirova K.M.; statistical data processing — Sabirova K.M., Moreva V.G.; editing — Kryzhanovsky S.P., Izmailova O.A., Sukhova A.V.
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Received 31 October 2019 Accepted 12 November 2019
Введение
Сохранение и укрепление здоровья населения сегодня является одной из ключевых тем совершенствования социальной политики России. В ее основу заложено формирование здорового образа жизни, повышение доступности и качества медицинской помощи [1-5]. С этим неразрывно связано качество медицинской помощи, основные
постулаты которого изложены во многих законодательных и нормативных документах1.
Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской
Задачи обеспечения и улучшения качества медицинской помощи, решающиеся в настоящее время в России, во многом созвучны аналогичным задачам других стран и Всемирной организации здравоохранения. При разработке политики управления качеством медицинской помощи в России необходимо учитывать социально-экономические условия развития здравоохранения, существующую практику оказания медицинской помощи населению, опыт других стран и мнение международных экспертов по проблеме качества медицинской помощи.
Качество медицинской помощи является основной целевой функцией и в то же время критерием деятельности системы здравоохранения. Качество медицинской помощи обеспечивается всеми составляющими элементами системы здравоохранения: материально-техническим обеспечением, кадровыми, научными, организационными, финансовыми, интеллектуальными, информационными ресурсами [6-9]. Результат деятельности системы здравоохранения определяется ее построением, функционированием, порядком взаимодействия всех элементов. Поддержание и улучшение результата деятельности системы здравоохранения в процессе реформирования осуществляют управляющие структуры и механизмы. В улучшении качества медицинской помощи заинтересованы как население, так и правительство, руководители исполнительной власти, работодатели и медицинские работники [10, 11]. Следовательно, только государственный и межотраслевой подход к формированию политики медицинской помощи позволит обеспечить ее высокое качество. Эффективность и четкость функционирования всех звеньев механизма повышения качества медицинской помощи возможны только при согласованном их взаимодействии. Поэтому руководящие органы здравоохранения федерального и территориального уровней, врачебные ассоциации, страховые медицинские организации, учебные заведения, осуществляющие подготовку и последипломное обучение медицинских кадров, медицинские учреждения, непосредственно оказывающие медицинскую помощь, должны руководствоваться еди-
деятельности»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»; Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.11.2014 № 787н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями»; Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14.05.2015 № 240 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями; Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10.05.2017 года № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»; Приказ ДЗПК и ГУ ТФОМС ПК от 27.08.2015/21.08.2015 № 694-о/250-П «Об утверждении «Регламента выдачи медицинской документации в целях осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями».
Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2019; 63(5)
DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0044-197X-2019-63-5-228-236
Health care organization
ной стратегией улучшения качества медицинской помощи [12-14].
Организация внутреннего контроля качества медицинской помощи в медицинских организациях Приморья осуществляется в соответствии со Стратегией развития здравоохранения Приморского края до 2020 года, направленной на повышение качества и доступности оказания медицинской помощи в связи с установленными порядками оказания и стандартами медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций2.
Цель исследования — оценка качества медицинской помощи, оказываемой в Медицинском центре Дальневосточного федерального университета (МЦ ДВФУ), на основе анализа существующей системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Материал и методы
Проведен анализ деятельности системы управления качеством медицинской помощи за 20162018 гг. в МЦ ДВФУ, оказывающем высокотехнологичную медицинскую помощь. Внутренний контроль качества медицинской помощи проводился в соответствии с локальными нормативными актами МЦ ДВФУ3.
Материалом для исследования послужили проспективное и ретроспективное исследование документации пролеченных больных. Контроль качества осуществлялся путем оценки конкретного случая оказания медицинской помощи, совокупности случаев оказания медицинской помощи, отобранных по тематическому признаку, на основании анализа первичной учетной медицинской и иной документации.
Анализ степени удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи был исследован по результатам анонимного анкетирования пациентов (в 2016 г. — 2829 анкет, в 2017 г. — 3546, в 2018 г. — 3985) в консультативной поликлинике, многопрофильном стационаре, центре педиатрии МЦ ДВФУ Анкетирование пациентов проводилось с помощью разработанных и утвержденных анкет: «Анкета по анализу удовлетворенности качеством предоставления медицинских услуг МЦ ДВФУ в стационарных условиях»; «Анкета по
^Постановление Администрации Приморского края от26.12.2017 № 551-па «О территориальной Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».
3Приказ МЦ ДВФУ от 12.01.2015 № 50-05-05 «Об утверждении Врачебной комиссии МЦ ДВФУ в 2015 году»; приказ МЦ дВфУ от 12.01.2018 № 50-05-07 «О продлении действия приказа от 24.11.2017 № 50-05-98 «О порядке организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в МЦ ДВФУ» с приложениями; приказ мЦ ДВФУ от 12.01.2015 № 50-05-08 «Об организации работы по изучению удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи, оказываемой в МЦ ДВФУ».
Здравоохранение Российской Федерации. 2019; 63(5) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0044-197X-2019-63-5-228-236
Организация здравоохранения
анализу удовлетворенности качеством предоставления медицинских услуг МЦ ДВФУ в амбулаторных условиях».
При проведении контроля качества медицинской помощи использовались критерии качества медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий Приморского края.
В качестве методов исследования были использованы системный и статистический анализы.
Результаты исследования
МЦ ДВФУ является самостоятельным структурным подразделением ДВФУ, оказывающим высокотехнологичную медицинскую помощь. Показатели фондооснащенности и фондовооруженности МЦ ДВФУ являются одними из самых высоких в Российской Федерации (табл. 1).
Укомплектованность врачебным и средним медицинским персоналом в МЦ ДВФУ представлена в табл. 2.
Показатель укомплектованности кадрами по занятым ставкам в динамике за 3 года увеличился на 35,4%, в том числе по врачам — на 14,4%, по среднему медицинскому персоналу — на 12,5%, по младшему медицинскому персоналу — на 48,9%. Укомплектованность по физическим лицам возросла на 5,4% за 3 года, в том числе по врачам — на 5,4%, а по младшему медицинскому персоналу, наоборот, сократилась на 23,2%, что связано с заключением договора с клининговой компанией на обслуживание медицинской организации.
В МЦ ДВФУ контроль качества осуществляется на трех уровнях:
• на первом уровне контроль качества проводится заведующим структурным подразделением МЦ ДВФУ путем оценки конкретных случаев оказания медицинской помощи;
• на втором уровне контроль качества осуществляется заместителями руководителя МЦ ДВФУ в разрезе структурных подразделений и МЦ ДВФУ в целом путем проведения контроля качества случаев оказания медицинской помощи первого уровня, оценки конкретных случаев оказания медицинской помощи с оформлением результатов в журнале
Таблица 1
Показатели фондооснащенности и фондовооруженности медицинских учреждений по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи
Наименование Фондо-оснащенность, руб. на 1 м2 Фондовооруженность, руб. на 1 врача
МЦ ДВФУ 30000,96 7215230,30
Медицинские организации Приморского края 9304,40 588383,40
Медицинские организации г. Москвы 31000,00 3900000,00
В целом по Российской Федерации 13347,9 1948523,8
внутреннего контроля качества медицинской деятельности в соответствии с инструкцией;
• на третьем уровне врачебной комиссией МЦ ДВФУ проводится контроль качества наиболее сложных и конфликтных ситуаций, требующих комиссионного рассмотрения, вырабатывается и принимается решение по дальнейшей тактике ведения пациента, о соответствии оказанной медицинской помощи порядкам, стандартам и клиническим рекомендациям, а также другим вопросам.
При этом объемы проведения контроля качества определяются с учетом структуры, мощности структурных подразделений, объемов оказываемой медицинской помощи в МЦ ДВФУ За 2016 г. проведено 4040 экспертиз 2-3 уровня, что составило 50% от числа пролеченных больных на койках круглосуточного стационара, за 2017 г. — 4931 и 54,9%, за 2018 г. — 5302 и 56,8% соответственно.
При проведении внутреннего контроля качества выявлены следующие дефекты:
• по качеству оформления медицинской документации — 86% от общего числа медицинских карт;
• дефекты догоспитального этапа (необоснованная госпитализация вследствие проведен-
Таблица 2
Количественная характеристика кадров МЦ ДВФУ
Укомплектованность кадрами, % Коэффициент совместительства
Показатель по занятым ставкам по физическим лицам среди врачей и средних медицинских работников
2016 г. 2017 г. 2018 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Всего должностей, из них: 61,1 73,1 82,7 70,6 67,3 74,4 0,9 1,1 1,1
врачи 66,5 69,6 76,1 62,0 60,2 65,9 1,1 1,2 1,2
средний медперсонал 73,0 79,4 82,1 73,3 71,8 73,9 1,0 1,1 1,1
младший медперсонал 47,2 2,6 68,1 77,2 57,6 59,3 0,6 1,1 1,1
Health care organization
ного в неполном объеме обследования на догоспитальном этапе) — 3% случаев;
• необоснованное выполнение диагностических мероприятий (сверх стандарта медицинской помощи) — по 2% случаев в 20162017 гг. и 1% случаев в 2018 г.;
• по экспертизе временной нетрудоспособности (отсутствие страхового анамнеза, выдача листков временной нетрудоспособности) — 8% случаев в 2016-2018 гг.
Коэффициент оценки второго уровня контроля качества медицинской помощи в целом по МЦ ДВФУ в 2016 г. составил 0,94±0,03 в 2017 г. — 0,95±0,02, в 2018 г. — 0,96±0,02.
Выявленные недостатки в основном связаны с организационными вопросами, периодом начала и становления работы МЦ ДВФУ
По результатам экспертизы, проведенной Фондом социального страхования, общее число дефектов ведения медицинской документации составило менее 0,5%. Случаи нарушения экспертизы временной нетрудоспособности не зарегистрированы. При проведении экспертизы страховыми медицинскими организациями было выявлено 29 дефектов оказания медицинской помощи (7,4% от взятых на экспертизу историй болезней). Общая сумма недоплат составила 563 524 руб. Наиболее часто выявляемые экспертами страховых медицинских организаций дефекты были связаны с ненадлежащим оформлением медицинской документации, их показатель в общем числе дефектов составил 55,2%, в структуре взысканных штрафов сумма по этим дефектам составила 24,6%. Наибольшая сумма штрафов взыскана по дефекту, связанному с изменением срока оказания медицинской помощи, — 342 999 руб. (или 60,9% от общей суммы).
С целью устранения и недопущения выявленных нарушений с учетом Приказа МЗ РФ № 203н с использованием системы менеджмента качества стандарта ИСО 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 90012015) откорректирована и доведена до сведения врачей структурных подразделений МЦ ДВФУ схема оформления и ведения медицинской документации (стационарного и амбулаторного больного).
Все обращения граждан подлежали рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 59-ФЗ4 (табл. 3).
Анализ обращений пациентов за 2018 г. показал, что имеется тенденция к росту их числа, что связано с введением электронного делопроизводства и возможностью подачи жалобы или обращения на сайт МЦ ДВФУ (письменных жалоб — 23; обращений, поданных через интернет-портал МЦ ДВФУ, — 92). При этом в структуре обращений граждан за 2018 г. 50 обращений приходились на
Таблица 3 Анализ обращений граждан за 2016-2018 гг.
Обращения граждан
2016 г. 2017 г. 2018 г.
Всего 96 111 115
Из них жалоб абс. 22 24 23
% 22,9 21,6 20
Признано абс. 2 3 3
обоснованными % 9,1 12,5 13,0
Проведено заседаний 10 11 14
врачебной комиссии
4Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
организацию оказания (предоставления) медицинской помощи; 18 — на нарушение этики и деонтологии; 10 — на качество оказания медицинской помощи; 5 — на отказ в оказании медицинской помощи; 32 — благодарности. При рассмотрении жалоб установлены 3 (2,6% от общего числа обращений) обоснованные жалобы, связанные с нарушением этики и деонтологии.
Показатель удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, полученный по результатам анонимного анкетирования пациентов, на койках круглосуточного стационара в 2018 г. составил 96%, в амбулаторно-поликлинических условиях — 94,9%, в целом по МЦ ДВФУ — 95,4%.
В 2016 г. на одного прооперированного пациента приходилось 1,1 операция. В 2018 г., как и в
2017 г., этот показатель находился на уровне 1,3 операции на одного оперированного пациента, при этом в Центре здоровья женщин он достиг своего максимального значения — 2 операции на 1 прооперированную пациентку (табл. 4).
Показатель общей больничной летальности в 2016 г. составил 0,4%, в 2017 г. — 0,3%, за 2018 г. данный показатель снизился до 0,2%.
Сравнивая значения показателей больничной летальности по МЦ ДВФУ с аналогичными показателями за 2016 г. в Российской Федерации (1,7%), Дальневосточном федеральном округе (1,62%), Приморском крае (1,93%), нужно отметить их существенную разницу в пользу МЦ ДВФУ
В структуре умерших основная доля приходилась на пациентов с болезнями системы кровообращения (57,1%), из которых болезни сердечно-сосудистой системы составляли 20,4%, заболевания сосудов головного мозга — 26%; на 2-м месте умершие от новообразований — 23,8%, из которых 9,7% составляли пациенты со злокачественными новообразованиями головного мозга, далее идут болезни нервной системы, инфекционные болезни (сепсис), врожденные аномалии — по 4,8%.
Показатель послеоперационной летальности в
2018 г. составил 0,3%, что соответствует уровню 2016 г., показатель послеоперационной летальности после оказания высокотехнологичной ме-
Таблица 4
Динамика показателя хирургической активности за 2016-2018 гг.
Центр МЦ ДВФУ Профиль лечения Проведено операций Хирургическая активность
2016 г. 2017 г. 2018 г. динамика за 2016-2018 гг., % 2016 г. 2017 г. 2018 г. динамика за 2016-2018 гг., %
Всего 6917 5981 6455 -6,7 86,2 80,9 88,3 2,4
Нейрохирургии Всего 1139 985 1055 -7,4 74,6 68,8 82,1 10,1
Нейрохирургический 1136 981 1049 -7,7 85,1 80,6 91,8 7,9
Офтальмологический 3 4 6 100 25,0 37,5 54,5 118,2
Здоровья женщин Всего 906 1021 1228 35,5 71,9 65,6 76,6 6,5
Гинекологический 906 1021 1173 29,5 71,9 54,5 64,7 -9,9
Онкологический 55 92,9
Травматологии и Всего 1280 982 900 -29,7 95,4 94,5 93,8 -1,7
ортопедии Травматологический 221 90 64 -71,0 100 88,5 83,8 -16,2
Ортопедический 1059 892 836 -21,1 94,4 95,2 95,6 1,2
Хирургии Всего 1220 1356 1351 10,7 86,6 82,9 95,3 10,0
Урологический 265 241 353 33,2 61,9 55,1 100 61,6
Хирургиче ский 564 701 641 13,7 93,6 91,4 90,6 -3,2
Онкологический 391 414 357 -8,7 100 94,1 100 0,0
Кардиохирургии Всего 1725 1098 1045 -39,4 98,7 91,2 96,3 -2,4
Кардиохиру ргиче ский 1407 842 765 -45,6 96,8 95,3 100 3,3
Сосудистой хирургии 195 204 214 9,7 90,4 84,0 85,8 -5,2
Торакальной хирургии 123 52 66 -46,3 72,3 79,0 90,9 25,8
Оториноларингологии Всего 647 539 876 35,4 91,7 94,2 95,1 3,7
и челюстно-лицевой
хирургии Оториноларингологический 489 450 708 44,8 98,2 99,3 96,0 -2,2
Челюстно-лицевой хирургии 158 89 168 6,3 96,1 90,9 91,4 -4,8
Health care organization
дицинской помощи — 0,1% (табл. 5). Следует отметить снижение показателя послеоперационной летальности по профилю «хирургия» с 0,43% в 2016 г. до 0,2% в 2018 г. Удельный вес совпадений диагнозов по результатам патологоанатомическо-го исследования составил 96,8%.
Показатели результативности и эффективности работы МЦ ДВФУ отражены в табл. 6.
Обсуждение
МЦ ДВФУ является современной медицинской организацией третьего уровня оказания медицинской помощи населению Приморского края в рамках Территориальной программы государственных гарантий (оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи). МЦ ДВФУ — единственный в своем формате в Дальневосточном федеральном округе, обладает инновационными проектными решениями, оснащен современным медицинским оборудованием, обеспечивает высокий комфорт пребывания па-
циентов (на уровне международных стандартов). В настоящее время МЦ ДВФУ известен не только в Приморском крае и Российской Федерации, но и за рубежом.
Важной составляющей концепции менеджмента качества МЦ ДВФУ является внедрение инновационных подходов в организации оказания медицинской помощи:
• многопрофильность коечного фонда, объединённого в центры;
• децентрализация регистратуры;
• система таблет-питания;
• служба администраторов в стационарных отделениях;
• индивидуальный подход к пациентам при проведении комплексных обследований;
• этапность оказания медицинской помощи (амбулаторно-подготовительный, стационарный, реабилитационный этапы).
Это позволяет персоналу оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь пациентам.
Таблица 5
Динамика показателя послеоперационной летальности с учетом центров и профилей МЦ ДВФУ
за 2016-2018 гг.
Центр МЦ ДВФУ
Профиль лечения
Умерло оперированных больных
2016 г.
2017 г.
2018 г.
Послеоперационная летальность
2016 г.
2017 г.
2018 г.
динамика за
Всего 14 11 16 0,28 0,24 0,30 7,1
Нейрохирургии Всего 4 2 6 0,29 0,26 0,74 155,2
Нейрохирургический 4 2 6 0,46 0,27 0,74 60,9
Офтальмологический 0 0 0 0 0 0 0,0
Здоровья женщин Всего 0 0 0 0 0 0 0,0
Гинекологический 0 0 0 0 0 0 0,0
Травматологии и Всего 1 1 0 0,11 0,11 0,00 -100,0
ортопедии Травматологический 1 0 0 0,57 0 0 -100,0
Ортопедический 0 1 0 0 0,12 0,00 0,0
Хирургии Всего 5 3 3 0,43 0,27 0,26 -39,5
Урологический 0 0 0 0 0 0 0,0
Хирургический 4 2 2 0,74 0,34 0,37 -50,0
Онкологический 1 1 1 0,26 0,30 0,30 15,4
Проктологический 0 0 0 0 0,00 0,00 0,0
Кардиохирургии Всего 4 5 7 0,42 0,52 0,70 66,7
Кардиохирургический 4 4 4 0,55 0,55 0,54 -1,8
Сосудистой хирургии 0 1 3 0 0,54 1,50 0,0
Торакальной хирургии 0 0 0 0 0,00 0,00 0,0
Оториноларингологии Всего 0 0 0 0 0,00 0,00 0,0
и челюстно-лицевой хирургии Оториноларинго-логический 0 0 0 0 0,00 0,00 0,0
Челюстно-лицевой 0 0 0 0 0,00 0,00 0,0
хирургии
Здравоохранение Российской Федерации. 2019; 63(5)
РР1: http://dx.doi.org/10.18821/0044-197X-2019-63-5-228-236_235
Организация здравоохранения
Таблица 6
Показатели результативности и эффективности работы МЦ ДВФУ за 2016-2018 гг.
Показатель
2016 г.
2017 г.
2018 г.
Коэффициент качества медицинской помощи:
по круглосуточному стационару 0,9
по консультативной поликлинике 0,9
средний по МЦ 0,9 Коэффициент социальной удовлетворенности:
по круглосуточному стационару 0,93
по консультативной поликлинике 0,95
средний по МЦ 0,94 Коэффициент объема выполненных работ:
по круглосуточному стационару 0,55
по консультативной поликлинике 0,56
средний по МЦ 0,55 Интегральный коэффициент эффективности (без коэффициента затрат):
по круглосуточному стационару 0,95
по консультативной поликлинике 0,81
средний по МЦ 0,88
0,9 0,9 0,9
0,96 0,96 0,96
0,78 0,78 0,78
0,94 0,86 0,90
0,9 0,9 0,0
0,98 0,96 0,97
0,84 0,80 0,82
0,97 0,88 0,93
Организационная структура, оснащение, кадровый потенциал МЦ ДВФУ в настоящее время находятся в стадии становления и совершенствования. Однако уже создана и функционирует локальная нормативно-правовая база для осуществления клинико-экспертной работы.
Для дальнейшего совершенствования системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности требуются разработка и внедрение единой медицинской информационной системы, объединяющей все этапы оказания медицинской помощи в МЦ ДВФУ, а также внедрение системы внутренних протоколов оказания медицинской помощи с учетом имеющихся современных медицинских, в том числе реабилитационных технологий. С учетом оснащенности высококвалифицированными кадрами, оборудованием, технологиями МЦ ДВФУ имеет возможность выхода на рынок оказания платных услуг не только в России, но и за ее пределами, для чего необходима подготовка и прохождение лицензирования и сертификации по международной системе стандартизации безопасности и качества медицинской помощи.
Заключение
Результаты внутреннего контроля качества свидетельствуют о высокой результативности оказания медицинской помощи населению Приморского края, нуждающемуся в высокотехнологичной медицинской помощи.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Рассказова В.Н., Кику П.Ф.; сбор и обработка материала — Логинова О.В., Савченко С.В.; написание текста — Рассказова В.Н., Кику П.Ф., Пак О.И., Крыжановский С.П.; составление
списка литературы — Сабирова К.М.; статистическая обработка данных — Сабирова К.М., Морева В.Г.; редактирование — Крыжановский С.П., Измайлова О.А., Сухова А.В.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончаров Н.Г., Бойченко Ю.Я., Оранская О.В. Опыт внедрения системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Заместитель главного врача. 2014; 93(2): 46-57.
2. Гроздова Т.Ю. Формирование риск-ориентированной системы контроля качества жизни в здравоохранении. Качество и жизнь. 2019; (1): 9-15.
3. Гусева Н.К., Бердутин В.А. Некоторые вопросы оценки качества медицинской помощи в системе здравоохранения Российской Федерации. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60(5): 228-33.
4. Старченко А.А. Стандарт медицинской помощи как основа для достижения надлежащего качества медицинской помощи. Заместитель главного врача. 2015; (9): 42-9.
5. Поляков К.В., Гайфуллин Н.М., Акопян Ж.А., Мальков П.Г. Законодательные основы экспертизы качества медицинской помощи по случаям летальных исходов. Здравоохранение Российской Федерации. 2018; 62(2): 95-102.
6. Артюхов И.П., Шульмин А.В., Добрецова Е.А., Денисов В.С., Короткова К.М. Организация информационной поддержки перспективного планирования кадрового обеспечения системы здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019; 27(1): 45-9.
7. Пивень Д.В., Кицул И.С. О необходимости большей преемственности и взаимосвязи между контролем качества медицинской помощи в системе ОМС и контролем качества и безопасности медицинской деятельности. Менеджер здравоохранения. 2016; (6): 6-13.
8. Пивень Д.В., Кицул И.С. Работа с обращениями граждан в медицинской организации как один из важнейших индика-
торов качества и безопасности медицинской деятельности. Менеджер здравоохранения. 2015; (2): 6-12.
9. Пивень Д.В., Кицул И.С. Содержание внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации: каким оно должно быть и что ему мешает. Менеджер здравоохранения. 2014; (11): 6-10.
10. Кунгуров Н.В., Зильберберг Н.В., Уфимцева М.А., Игли-ков В.А. Опыт организации системы контроля и управления качеством и доступностью специализированной медицинской помощи в Уральском федеральном округе. Здравоохранение Российской Федерации. 2014; 58(1): 20-6.
11. Олимов Д.А., Ходжамуродов Г.М., Турсунов Р.А. Оценка деятельности частных учреждений здравоохранения республики Таджикистан. Здравоохранение Российской Федерации. 2018; 62(4): 205-10.
12. Кондратова Н.В. Система двойного контроля врачебных назначений в условиях многопрофильного стационара. Заместитель главного врача. 2015; (9): 50-5.
13. Рассказова В.Н., Шевченко И.П., Вавилова В.О. Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Приморского края. Тихоокеанский медицинский журнал. 2015; (1): 76-9.
14. Руголь Л.В., Сон И.М., Гажева А.В., Михайлова Ю.В., Бан-тьева М.Н. Проблемы кадровой обеспеченности в аспекте доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. Профилактическая медицина. 2019; 22(1): 49-56.
REFERENCES
1. Goncharov N.G., Boychenko Yu.Ya., Oranskaya O.V. Experience in implementing a system of internal quality control and safety of medical activities. Zamestitel'glavnogo vracha. 2014; 93(2): 46-57. (in Russian)
2. Grozdova T.Yu. Forming a Risk-Oriented Life Quality System in Health Care. Kachestvo izhizn'. 2019; (1): 9-15. (in Russian)
3. Guseva N.K., Berdutin V.A. Certain issues of evaluation of medical care quality in the health care system of the Russian Federation. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2016; 60(5): 228-33. (in Russian)
4. Starchenko A.A. Standard of medical care as basis for achievement of appropriate quality of medical care. Zamestitel 'glavnogo vracha. 2015; (9): 42-9. (in Russian)
5. Polyakov K.V., Gayfullin N.M., Akopyan Zh.A., Mal'kov P.G. The legislative foundation of expertise of medical care quality
Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2019; 63(5) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0044-197X-2019-63-5-228-236
Health care organization
according cases of lethal outcomes. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2018; 62(2): 95-102. (in Russian)
6. Artyukhov I.P., Shul'min A.V., Dobretsova E.A., Denisov V.S., Korotkova K.M. The organization of information support of prospective planning of personnel maintenance of health care system. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2019; 27(1): 45-9. (in Russian)
7. Piven' D.V., Kitsul I.S. The need for more continuity and cooperation the relationship between quality of medical care in the mandatory medical insurance system and control of quality and safety of medical activities. Menedzher zdravookhraneniya. 2016; (6): 6-13. (in Russian)
8. Piven' D.V., Kitsul I.S. Work with citizens applications in a medical organization as one of the most important indicators of quality and safety of medical practice. Menedzher zdravookhraneniya. 2015; (2): 6-12. (in Russian)
9. Piven' D.V., Kitsul I.S. Contents of the internal quality and safety checks of medical activities within medical organizations: what it should be like and what hinders it. Menedzher zdravookhraneniya. 2014; (11): 6-10. (in Russian)
10. Kungurov N.V., Zil'berberg N.V., Ufimtseva M.A., Iglikov V.A. The experience of organization of system of control and management of quality and availability of the specialized medical care in the Ural federal okrug. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2014; 58(1): 20-6. (in Russian)
11. Olimov D.A., Khodzhamurodov G.M., Tursunov R.A. The evaluation of functioning of private medical institutions in the republic of Tajikistan. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2018; 62(4): 205-10. (in Russian)
12. Kondratova N.V. The system of double control of medical appointments in the conditions of a versatile hospital. Zamestitel ' glavnogo vracha. 2015; (9): 50-5. (in Russian)
13. Rasskazova V.N., Shevchenko I.P., Vavilova V.O. The organization of providing high-tech medical assistance to the population of Primorye Territory. Tikhookeanskiy meditsinskiy zhurnal. 2015; (1): 76-9. (in Russian)
14. Rugol' L.V., Son I.M., Gazheva A.V., Mikhaylova Yu.V., Bant'eva M.N. Problems of personnel provision in terms of access to primary health care and its quality. Profilakticheskaya meditsina. 2019; 22(1): 49-56. (in Russian)
Поступила 31.10.19 Принята в печать 12.11.19