Kurilov Kirill Yuryevich, Kurilova Anastasia Alexandrovna EVALUATION OF FINANCIAL-ECONOMIC ACTIVITIES ..
economic sceinces
УДК 330.43
ОЦЕНКА ИТОГОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «ЮТЕЙР» ПО ИТОГАМ 2017 ГОДА
© 2018
Курилов Кирилл Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14,e-mail: [email protected])
Аннотация. В 2017 году объем пассажирских перевозок в мире на регулярных рейсах вырос на 7,1%, до 4,1 млрд. пассажиров. Динамика изменения показателя пассажиропотока на регулярных рейсах мировой отрасли пассажиропоток вырос с 3.2 млрд. чел. в 2013 году до 4,1 млрд. чел. в 2017 году. Абсолютный прирост пассажиропотока составил 0,9 млрд. чел. В относительном выражении пассажиропоток вырос в 1,28 раза. При этом темп рост пассажирооборота по итогам 2017 года составил 7,1%. При этом этот показатель вырос с 5,1 % в 2013 году до 7,1 % в 2017 году. Абсолютный прирост составил 2 %, в относительном выражении этот показатель вырос в 1,39 раза. Наиболее динамично в отчетном периоде развивались перевозки в Азиатско-Тихоокеанском регионе - рост пассажирооборота по сравнению с 2016 годом составил 10,0%. Второе место по темпам роста занимает рынок Европы, где пассажирооборот увеличился на 8,0%. Выручка отрасли, по данным IATA, составила 754 млрд. долл. США, что на 6,3% больше, чем в 2016 году. Традиционно основную ее часть составляет выручка от пассажирских перевозок - 70,6%. Российский рынок авиаперевозок, несмотря на рост, который он показал по итогам 2017 года, еще находится в неустойчивом положении. В этой связи является актуальным оценка динамики хозяйственной деятельности одного из ведущих авиаперевозчиков России - ПАО «Ютейр». По итогам проведенной оценки было выявлено, что ПАО «Ютейр» является успешно развивающейся компанией.
Ключевые слова: отрасль авиаперевозок, воздушные суда, авиаперевозки, пассажиропоток, занятость пассажирских кресел, рентабельность по EBIT, операционная прибыль, чистая прибыль, прибыль на акцию, прибыль до налогообложения, себестоимость авиаперевозок.
EVALUATION OF FINANCIAL-ECONOMIC ACTIVITIES PJSC UTAIR ON THE RESULTS OF 2017
© 2018
Kurilov Kirill Yuryevich, candidate of economic sciences, associate professor
of «Finance and Credit» Kurilova Anastasia Alexandrovna, Ph.D., professor of «Finance and Credit» Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14,e-mail: [email protected])
Abstract. In 2017 the volume of passenger traffic in the world on regular flights grew by 7.1%, to 4.1 billion passengers. The dynamics of the change in passenger traffic on the regular flights of the world passenger traffic increased from 3.2 billion people in 2013 to 4.1 billion people in 2017. Absolute growth in passenger traffic amounted to 0.9 billion people. In relative terms, passenger traffic increased by 1.28 times. At the same time, the growth rate of passenger turnover by the results of 2017 amounted to 7.1%. At the same time, this indicator increased from 5.1% in 2013 to 7.1% in 2017. The absolute increase was 2%, in relative terms this indicator increased by 1.39 times. The most dynamic in the reporting period was transportation in the Asia-Pacific region - the growth in passenger turnover compared with 2016 was 10.0%. The second place in terms of growth rates is occupied by the European market, where passenger turnover increased by 8.0%. The industry's revenue, according to IATA, was $ 754 billion, which is 6.3% more than in 2016. Traditionally, the bulk of it is revenue from passenger transportation - 70.6%. The Russian air transportation market, despite the growth that it showed in 2017, is still in an unstable position. In this regard, it is relevant to assess the dynamics of economic activity of one of the leading air carriers of Russia - PJSC UTAIR. Based on the results of the assessment, it was revealed that PJSC UTAIR is a successfully developing company.
Keywords: aviation industry, air transport, passenger traffic, passenger seat occupancy, EBIT margin, operating profit, net profit, earnings per share, profit before tax, cost of air transportation.
В 2017 году объем пассажирских перевозок в мире на регулярных рейсах вырос на 7,1%, до 4,1 млрд. пассажиров.
Как показывает динамика изменения показателя пассажиропотока на регулярных рейсах мировой отрасли пассажиропоток вырос с 3.2 млрд. чел. в 2013 году до 4,1 млрд. чел. в 2017 году. Абсолютный прирост пассажиропотока составил 0,9 млрд. чел. В относительном выражении пассажиропоток вырос в 1,28 раза.
При этом темп рост пассажирооборота составил по итогам 2017 года составил 7,1%. При этом этот показатель вырос с 5,1 % в 2013 году до 7,1 % в 2017 году. Абсолютный прирост составил 2 %, в относительном выражении этот показатель вырос в 1,39 раза. Динамика изменения темпов роста пассажиропотока на регулярных рейсах мировой отрасли разнонаправленный, до 2015 года он рос и достигнул максимального значения показателя в 7,2 %, а потом снизился до 5,7 %. Наиболее динамично в отчетном периоде развивались перевозки в АзиатскоТихоокеанском регионе - рост пассажирообо-рота по сравнению с 2016 годом составил 10,0%.
Второе место по темпам роста занимает рынок Евро-88 Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
пы, где пассажирооборот увеличился на 8,0%. Рост перевозок в регионах Латинской Америки и Африки составил 7,5 и 7,0% соответственно.
Рисунок 1 - Пассажиропоток на регулярных рейсах мировой отрасли млрд. чел
Североамериканский рынок показал увеличение пассажирооборота на 4,0%. Выручка отрасли, по данным 1АТА, составила 754 млрд долл. США, что на 6,3% больше, чем в 2016 году. Традиционно основную ее часть составляет выручка от пассажирских перевозок - 70,6%.
экономические науки
Курилов Кирилл Юрьевич, Курилова Анастасия Александровна ОЦЕНКА ИТОГОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ...
стабильно положительную чистую прибыль на протяжении восьми лет. Однако и здесь существует неравномерность распределения - почти половина мировой чистой прибыли приходится на регион Северной Америки, тогда как перевозки в Африканском регионе убыточны.
Рисунок 2 - Темп роста пассажиропотока на регулярных рейсах мировой отрасли, в %
Процент занятости пассажирских кресел по мировой отрасли увеличился до 81,2% (в 2016 году - 80,3%).
Рисунок 5 - Рентабельность по ЕВ1Т мировой отрасли по регионам, 2017 год, в %
Рисунок 3 - Занятость пассажирских кресел по мировой отрасли, в %
Показатель, отражающий занятость пассажирских кресел по мировой отрасли имеет разнонаправленную динамику, с 2013 по 2015 год этот показатель вырос до 80,3 %, затем в 2016 году рост прекратился, а в2017 году рост возобновился, достигнув значения в размере 81,2 %. Абсолютный прирост показателя составил 1,5 %.
Как следствие роста пассажирооборота расходы отрасли выросли на 7,3% и составили 691 млрд долл. США. В течение года наблюдался рост стоимости нефти и, соответственно, авиакеросина.
Цены на керосин в целом по миру вернулись на уровень 2015 года. Это стало одним из основных факторов, определивших снижение показателя рентабельности по ЕВ1Т на 0,9 п. п. по сравнению с предыдущим годом, до 8,3%.
Рисунок 6 - Выручка мировой отрасли млрд долл. США
Как уже упоминается выше существует неравномерность в уровне прибыльности различных рынков: наиболее высокий показатель в Северной Америке - 13,2%, по Азиатскому региону показатель составил 8,5%, в Европе -6,3%, в Латинской Америке - 5,7%, на Ближнем Востоке и в Африке - 0,6 и 0,5% соответственно.
Таким образом, по уровню рентабельности лидирует Северная Америка, на втором месте находится Азия, а Европа находится на третьем месте.
Общемировая выручка авиаперевозчиков достаточно быстро растет, что доказывает динамика на рисунке 6.
Показатель выручки мировой отрасли имеет разнонаправленную динамику, при этом наибольшее значение показателя было достигнуто в 2014 году в размере 767 млрд. долл. США. При этом за период с 2015 по 2016 год происходило снижение выручки до 709 млрд. руб. По сравнению с 2013 годом показатель выручки вырос с 720 млрд. долл. США до 754 млрд. долл. США на 34 млрд. долл. США.
Рисунок 4 - Рентабельность по ЕВ1Т мировой отрасли, в %
Показатель рентабельности по ЕВ1Т мировой отрасли показывает, что данный показатель растет на протяжении с 2013 по 2017 год. Абсолютный прирост составил 4,8 %. В относительном выражении рентабельность ЕВ1Т по мировой отрасли авиаперевозок выросло в 2,37 раза. Негативной тенденцией является снижение рентабельности по ЕВГГ, значение которого снизился с 9,2 % до 8,3 % на 0,9 %.
По предварительным оценкам ГАТА, чистая прибыль отрасли по итогам 2017 года составила 34,5 млрд долл. США, что является одним из наиболее высоких показателей в отрасли за прошедшие десять лет.
Отрасль, для которой исторически характерна высокая волатильность финансовых результатов, показывает
6,5 <53
2,1
Ш
2013 2014 2015 2016 2017
-1,6
-6,1
■Тейпы роста выручки мировой отрасли, в %
Рисунок 7 - Темпы роста выручки мировой отрасли, в %
Как и показатель выручки мировой отрасли, так и изменение темпов роста выручки мировой отрасли имеют разнонаправленную динамику. Наибольшее значение показателя было достигнуто в 2014 году в размере 6,5 %. За период с 2015 по 2016 год происходило снижение темпов роста выручки до -6,1 % в 2015 году и -1,6 % в 2016 году. При этом в 2017 году показатель темпов роста выручки достигнул значения в 6,3 %.
После проведения оценки динамики развития мировой отрасли авиаперевозок перейдем к обзору и анализу
Kurilov Kirill Yuryevich, Kurilova Anastasia Alexandrovna EVALUATION OF FINANCIAL-ECONOMIC ACTIVITIES ..
economic sceinces
основных показателей отражающих динамику финансово-хозяйственной деятельности публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр».
Оценку и анализ динамики изменения показателей финансово-хозяйственной деятельности публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» будем осуществлять на основе подготовленной в соответствии с российскими и международными стандартами бухгалтерского учета, а также рассчитанными индикаторами финансового состояния публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» осуществившей публикацию своей финансовой отчетности на официальных сайтах.
Рассмотрим, динамику изменения выручки публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр», которая была подготовлена по данным годового отчета и финансовой отчетности общества.
Рисунок 9 - Операционная прибыль публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» за период с 2014 по 2017 годы, тыс. руб.
При этом в 2014 год значение данного показателя составило (- 9 916 375) тыс. руб., в 2015 году (- 2 422 803) тыс. руб.
В абсолютном выражении изменение показателя составило 2014/2015 7 493,5 млн. руб.; 2015/206 4 094 млн. руб., 2014/2016 11 588,3 млн. руб. Изменение относительных показателей составило 2014/2015 (+75,56 %), 2015/2016 (+ 168,9 %), 2014/2016 (+693,1 %).
Таким образом, из динамики изменения показателя «операционная прибыль» видно, что в 2016 и 2017 годах публичное акционерное общество «Авиакомпания «ЮТэйр» значительно улучшило свои показатели финансово-хозяйственной деятельности, обеспечив получение операционной прибыли по итогам хозяйственной деятельности за год.
0 -5 000 000 -10000 000 -15000 000 -20000 000 -25000 000 589 728 101035
230135 1
-2
2014 2015 2016 2017
■ Чистая прибыль, тыс. руб. -22 301357 -18426422 589728 101085
Рисунок 8 -Выручка публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» за период с 2014 по 2017 годы, тыс. руб.
Как видно из рисунка 8 основные показатели характеризующие выручку публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» снизились по сравнению со значением показателя за 2014. Так по итогам 2014 года данный показатель составил 70 996 283 тыс. руб., а по итогам 2015 он снизился до 49 664 882 тыс. руб. В 2016 данный показатель вырос и составил 55 661 747 тыс. руб. Абсолютное изменение показателя «Выручка» составило 2014/2015 - (- 21 331 тыс. руб.)., 2015/2016 (+ 5 997 тыс. руб.), 2014/2016 (- 15 345 тыс. руб.).
Относительное изменение показателя «Выручка» составило 2014/2015 - (- 30,04 %)., 2015/2016 (+ 12,07 %), 2014/2016 (- 21,6 %).
По итогам 2017 года выручка публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» также снизилась.
Таким образом, показатель «Выручка» публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» демонстрирует снижение на протяжении всего периода с 2014 по 2017 год.
Динамика изменения показателя «операционная прибыль» положительная, в 2016 году и 2017 году впервые на протяжении трех лет было получено положительное значение показателя «Операционная прибыль», которое составило 1 671 940 тыс. руб. в 2016 году и 168 633 тыс. руб. в 2017 году.
Рисунок 10 - Чистая прибыль публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» за период с 2014 по 2017 годы, тыс. руб.
Как показывает динамика показателя «чистая прибыль» аналогична динамике «прибыль до налогообложения». Темпы изменения данного показателя совпадают с темпами изменения показателя «чистая прибыль». Следует отметить стабилизацию доходности предприятия, что позволило получить по итогам 2016 и 2017 года положительное значение показателя чистая прибыль.
0,16
Рисунок 11 - Прибыль на акцию публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» за период с 2014 по 2017 годы, руб.
Показатель «прибыль на акцию» также имеет в 2016 и 2017 годах положительную динамику, однако в 2014 и 2015 годах данный показатель достиг отрицательных значений. Это позволяет сделать вывод о значительном кризисе в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, который имел место в 2014 и 2015 годах.
В 2016 году прибыль на акцию достигла положительного значения в размере 0,16 рублей на акцию. Таким образом, в 2016 году эффективность хозяйственной деятельности возросла по причине роста эффективности хозяйственной деятельности. Однако по итогам 2017 года показатель прибыль на акцию значительно снизился, практически достигнув «нулевого» значения.
По итогам рассмотрения динамики развития мировой отрасли авиаперевозок и динамики финансово-хозяйственной деятельности публичного акционерное общество «Авиакомпания «ЮТэйр» позволил выявить, что отрасль авиаперевозок показывает достаточно успешную динамику. Публичное акционерное общество «Авиакомпания «ЮТэйр» имеет положительную динамику развития и быстро осваивает рынок авиаперевозок. Чистая прибыль компании растет, растет также показатель отражающий прибыль на акцию авиакомпании.
90
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
экономические науки
Вместе с тем, следует отметить периодические спады в хозяйственной деятельности авиакомпании, что делает необходимым реализацию плана мероприятий по обеспечению стабильного роста как отдельной авиакомпании публичного акционерное общество «Авиакомпания «ЮТэйр» так и для российских авиакомпаний в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Годовой отчет ПАО «ЮТэйр» // официальный сайт ПАО «ЮТэйр» [сайт]: URL: https://www.utair.ru/ about/corporate/investors/inform/ann_rep/ (дата обращения: 28.05.2018)
2. Финансовая отчетность ПАО «ЮТэйр» по МСФО [сайт]: URL: https://www.utair.ru/about/corporate/ investors/inform/ifrs/ (дата обращения: 28.05.2018)
3. Финансовая отчетность ПАО «ЮТэйр» по РСБУ [сайт]: URL: https://www.utair.ru/about/corporate/ investors/inform/rsbu/ (дата обращения: 28.05.2018)
Статья поступила в редакцию 29.04.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018
Курилов Кирилл Юрьевич, Курилова Анастасия Александровна ОЦЕНКА ИТОГОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ...