Научная статья на тему 'Оценка использования межбюджетных трансфертов на примере республики Марий Эл'

Оценка использования межбюджетных трансфертов на примере республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЙ ТРАНСФЕРТ / INTERBUDGETARY TRANSFER / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / БЮДЖЕТ / BUDGET / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санникова Татьяна Николаевна

В статье представлены данные результатов исследования расходной части консолидированного бюджета Республики Марий Эл за 2011 г. в разрезе межбюджетных трансфертов, проведен анализ структуры и динамики использования межбюджетных трансфертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of intergovernmental transfers by the example of Mari El Republic

The article introduces data of the results of expenses base of consolidated budget of Mary El Republic research for 2011 from the angle of interbudgetary transfers. In particular, the structure and dynamics of interbudgetary transfers’ application were analysed. Statistic indicators will show trustworthy data of interbudgetary transfers’ application of Privolzhsky Federal district. The dynamic indicators cancharacterise the development of theoretical and methodological basis of the region.

Текст научной работы на тему «Оценка использования межбюджетных трансфертов на примере республики Марий Эл»

Т.Н. Санникова

ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

В статье представлены данные результатов исследования расходной части консолидированного бюджета Республики Марий Эл за 2011 г. в разрезе межбюджетных трансфертов, проведен анализ структуры и динамики использования межбюджетных трансфертов.

Ключевые слова: межбюджетный трансферт, финансирование, бюджет, экономика.

Постепенная трансформация государственного устройства проходит вместе с концентрацией ресурсов, а также властных полномочий в федеральном и региональном центрах, построением управленческой вертикали для осуществления контроля подчиненных ей мезоэкономических систем.

Ряд первостепенных целевых направлений по использованию трансфертов, таких как территориальное выравнивание, а также ликвидация вертикального фискального дисбаланса, благоприятствуют социальной сфере, хоть и обладают слабым экономическим эффектом.

Довольно большой потенциал межбюджетных трансфертов в качестве ускорителя производственной и экономической активности, а также регионального экономического роста и оптимизации территориального развития еще не использован сегодня в полном объеме.

Коррекция субфедеральной системы межбюджетных трансфертов - актуальная научно-теоретическая и организационно-практическая проблема.

Внедрение алгоритмов межбюджетного регулирования в механизм по обеспечению экономического роста, направленность на достижение долгосрочных и краткосрочных стратегических целей,

© Санникова Т.Н., 2013

связывание системы трансфертов с приоритетами по пространственному развитию территории субъекта Федерации должны стать базисом для построения инновационной многоцелевой системы трансфертов, которая будет основанием для комплексного и сбалансированного развития.

На сегодняшний день уже есть много методик определения налогового потенциала регионов. Среди данных методик есть как относительно простые методики, так и довольно сложные. Налоговый потенциал, которым обладают регионы, рассматривать можно с разных сторон.

1) Со стороны компетенции по налогам различных властных уровней. Здесь можно поставить вопрос относительно регионального потенциала налогов, которые вводят федеральные, региональные, а также местные органы власти.

2) Со стороны тех налоговых платежей, которые уже поступили по факту в бюджеты различных уровней. здесь имеет место потенциал налогов, которые являются источником дохода для определенных бюджетных звеньев, находящихся на территории соответствующего региона. С этой стороны налоговый потенциал у региона выглядит как сумма налогового потенциала федерального и регионального бюджетов. В этой ситуации региональный бюджет есть консолидированный бюджет региона.

3) Со стороны совокупного, суммарного потенциала региона -пункты 1 и 2.

Можно выделить ряд показателей для оценивания налогового потенциала регионов, а именно:

- использование показателей доходов региона;

- ряд показателей по среднедушевым доходам населения.

Межбюджетные трансферты могут быть подвержены оценке по

их эффективности. Оценка эффективности межбюджетного регулирования - более сложная задача по сравнению с оценкой эффективности расходов со стороны бюджетных учреждений.

Эффективным станет межбюджетное регулирование, перераспределяющее бюджетные расходы пропорционально общественным требованиям предоставления бюджетных услуг. В принципе, самым необходимым межбюджетным трансфертом можно обозначить тот, который позволяет обеспечить перераспределение средств в бюджетах иных публично-правовых образований в пропорции с требованиями общества.

Социальный результат может измеряться статическими и динамическими показателями. Статические показатели показывают, во сколько раз отличается этот показатель в данном публично-пра-

Оценка использования межбюджетных трансфертов..

161

вовом образовании от аналогичных же показателей иных публично-правовых образований.

Динамические показатели говорят о том, насколько отлична тенденция в регионе или же муниципальном образовании в сравнении с другими территориями или же в сравнении с предыдущим периодом в этом же публично-правовом образовании.

Рассмотрим данные показатели с точки зрения показателей Приволжского федерального округа, данные представлены в табл. 1.

Республика Марий Эл по уровню поступления безвозмездных поступлений на душу населения стоит на третьем месте, с объемом 14 288 тыс. руб.

Таблица 1

Анализ исполнения безвозмездных поступлений Приволжского федерального округа по состоянию на 1 января 2012 г.1

№ п/п Наименование регионов Приволжского федерального округа Численность Безвозмезд. поступления

наличного насел. на 01.01.2012 г., тыс. чел. всего, тыс. руб. на 1 чел., руб. Рейтинг

1 Республика Башкортостан 4065,1 28 158 208 6 927 12

2 Республика Марий Эл 692,5 9 893 662 14 288 3

3 Республика Мордовия 825,5 18 151 710 21 988 1

4 Республика Татарстан 3802,3 59 647 355 15 687 2

5 Удмуртская Республика 1517,8 15 723 875 10 359 7

6 Чувашская Республика 1246,7 14 583 463 11 697 6

7 Нижегородская область 3296,5 24 535 124 7443 11

8 Кировская область 1327,6 18 055 672 13 600 5

9 Самарская область 3213,4 18 192 174 5661 13

10 Оренбургская область 2023,8 15 612 337 7714 10

11 Пензенская область 1376,3 18 854 449 13 700 4

12 Пермский край 2630,4 13 826 806 5257 14

13 Саратовская область 2508,6 20 674 932 8242 9

14 Ульяновская область 1282,0 12 682 509 9893 8

Всего по округу 29 808,7 288 592 274 9681

Исходя из проведенного анализа, можно сделать следующий вывод: бюджетная политика региона должна быть направлена на улучшение условий жизни населения республики, повышение качества государственных и муниципальных услуг, эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет:

- повышения бюджетного потенциала;

- устойчивости и сбалансированности бюджетной системы государственных финансов республики;

- оптимизации долговой нагрузки на республиканский бюджет.

Таким образом, в плановом периоде 2013 и 2014 гг. бюджетная политика должна базироваться на укреплении доходной базы и должна быть направлена на обеспечение финансовой стабильности и сбалансированности бюджета, сохранение и исполнение социальных гарантий и повышение уровня жизни населения республики.

Примечания

1 2009 год. Отчет за март [Электронный ресурс] // Официальный сайт Казначейства России. URL: http://www.roskazna.ru/byudzhetov-subektov-rf-i-mest-nykh-byudzhetov/doc/reports_file473.zip.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.