Т.Н. Санникова
ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
В статье представлены данные результатов исследования расходной части консолидированного бюджета Республики Марий Эл за 2011 г. в разрезе межбюджетных трансфертов, проведен анализ структуры и динамики использования межбюджетных трансфертов.
Ключевые слова: межбюджетный трансферт, финансирование, бюджет, экономика.
Постепенная трансформация государственного устройства проходит вместе с концентрацией ресурсов, а также властных полномочий в федеральном и региональном центрах, построением управленческой вертикали для осуществления контроля подчиненных ей мезоэкономических систем.
Ряд первостепенных целевых направлений по использованию трансфертов, таких как территориальное выравнивание, а также ликвидация вертикального фискального дисбаланса, благоприятствуют социальной сфере, хоть и обладают слабым экономическим эффектом.
Довольно большой потенциал межбюджетных трансфертов в качестве ускорителя производственной и экономической активности, а также регионального экономического роста и оптимизации территориального развития еще не использован сегодня в полном объеме.
Коррекция субфедеральной системы межбюджетных трансфертов - актуальная научно-теоретическая и организационно-практическая проблема.
Внедрение алгоритмов межбюджетного регулирования в механизм по обеспечению экономического роста, направленность на достижение долгосрочных и краткосрочных стратегических целей,
© Санникова Т.Н., 2013
связывание системы трансфертов с приоритетами по пространственному развитию территории субъекта Федерации должны стать базисом для построения инновационной многоцелевой системы трансфертов, которая будет основанием для комплексного и сбалансированного развития.
На сегодняшний день уже есть много методик определения налогового потенциала регионов. Среди данных методик есть как относительно простые методики, так и довольно сложные. Налоговый потенциал, которым обладают регионы, рассматривать можно с разных сторон.
1) Со стороны компетенции по налогам различных властных уровней. Здесь можно поставить вопрос относительно регионального потенциала налогов, которые вводят федеральные, региональные, а также местные органы власти.
2) Со стороны тех налоговых платежей, которые уже поступили по факту в бюджеты различных уровней. здесь имеет место потенциал налогов, которые являются источником дохода для определенных бюджетных звеньев, находящихся на территории соответствующего региона. С этой стороны налоговый потенциал у региона выглядит как сумма налогового потенциала федерального и регионального бюджетов. В этой ситуации региональный бюджет есть консолидированный бюджет региона.
3) Со стороны совокупного, суммарного потенциала региона -пункты 1 и 2.
Можно выделить ряд показателей для оценивания налогового потенциала регионов, а именно:
- использование показателей доходов региона;
- ряд показателей по среднедушевым доходам населения.
Межбюджетные трансферты могут быть подвержены оценке по
их эффективности. Оценка эффективности межбюджетного регулирования - более сложная задача по сравнению с оценкой эффективности расходов со стороны бюджетных учреждений.
Эффективным станет межбюджетное регулирование, перераспределяющее бюджетные расходы пропорционально общественным требованиям предоставления бюджетных услуг. В принципе, самым необходимым межбюджетным трансфертом можно обозначить тот, который позволяет обеспечить перераспределение средств в бюджетах иных публично-правовых образований в пропорции с требованиями общества.
Социальный результат может измеряться статическими и динамическими показателями. Статические показатели показывают, во сколько раз отличается этот показатель в данном публично-пра-
Оценка использования межбюджетных трансфертов..
161
вовом образовании от аналогичных же показателей иных публично-правовых образований.
Динамические показатели говорят о том, насколько отлична тенденция в регионе или же муниципальном образовании в сравнении с другими территориями или же в сравнении с предыдущим периодом в этом же публично-правовом образовании.
Рассмотрим данные показатели с точки зрения показателей Приволжского федерального округа, данные представлены в табл. 1.
Республика Марий Эл по уровню поступления безвозмездных поступлений на душу населения стоит на третьем месте, с объемом 14 288 тыс. руб.
Таблица 1
Анализ исполнения безвозмездных поступлений Приволжского федерального округа по состоянию на 1 января 2012 г.1
№ п/п Наименование регионов Приволжского федерального округа Численность Безвозмезд. поступления
наличного насел. на 01.01.2012 г., тыс. чел. всего, тыс. руб. на 1 чел., руб. Рейтинг
1 Республика Башкортостан 4065,1 28 158 208 6 927 12
2 Республика Марий Эл 692,5 9 893 662 14 288 3
3 Республика Мордовия 825,5 18 151 710 21 988 1
4 Республика Татарстан 3802,3 59 647 355 15 687 2
5 Удмуртская Республика 1517,8 15 723 875 10 359 7
6 Чувашская Республика 1246,7 14 583 463 11 697 6
7 Нижегородская область 3296,5 24 535 124 7443 11
8 Кировская область 1327,6 18 055 672 13 600 5
9 Самарская область 3213,4 18 192 174 5661 13
10 Оренбургская область 2023,8 15 612 337 7714 10
11 Пензенская область 1376,3 18 854 449 13 700 4
12 Пермский край 2630,4 13 826 806 5257 14
13 Саратовская область 2508,6 20 674 932 8242 9
14 Ульяновская область 1282,0 12 682 509 9893 8
Всего по округу 29 808,7 288 592 274 9681
Исходя из проведенного анализа, можно сделать следующий вывод: бюджетная политика региона должна быть направлена на улучшение условий жизни населения республики, повышение качества государственных и муниципальных услуг, эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет:
- повышения бюджетного потенциала;
- устойчивости и сбалансированности бюджетной системы государственных финансов республики;
- оптимизации долговой нагрузки на республиканский бюджет.
Таким образом, в плановом периоде 2013 и 2014 гг. бюджетная политика должна базироваться на укреплении доходной базы и должна быть направлена на обеспечение финансовой стабильности и сбалансированности бюджета, сохранение и исполнение социальных гарантий и повышение уровня жизни населения республики.
Примечания
1 2009 год. Отчет за март [Электронный ресурс] // Официальный сайт Казначейства России. URL: http://www.roskazna.ru/byudzhetov-subektov-rf-i-mest-nykh-byudzhetov/doc/reports_file473.zip.