УПРАВЛЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ
УДК 336.228.3
А. А. Голдина
ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОГО БЮДЖЕТА
Аннотация.
Актуальность и цели. В современных условиях бюджет организации является не только элементом эффективного планирования, но и способом гармонизации финансово-хозяйственных процессов. Особое место в структуре бюджета занимает блок «налоговое планирование», разработка которого направлена на создание грамотной с юридической и экономической позиции системы управления налоговыми потоками. Цель работы - обобщение и развитие практических подходов к формированию системы оценки исполнения налогового бюджета организации с учетом требований российского законодательства и международного опыта.
Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута посредством изучения существующих научных и прикладных вопросов функционирования системы налогового планирования, а также проблемы взаимодействия ее элементов во внутренней и внешней среде экономического субъекта. Методологическую основу исследования составляют системный и структурный подходы, для которых характерно целостное рассмотрение, установление взаимодействия составных частей или элементов бюджетного процесса на уровне организации.
Результаты. Исследованы и обоснованы принципы и алгоритм применения оценки исполнения налогового бюджета, уточнены и классифицированы базовые подходы, применяемые в системе планирования и контроля показателей налоговой нагрузки предприятия.
Выводы. Проведенное исследование позволяет определить комплекс аналитических процедур, реализуемых в рамках бюджетного процесса, направленных на повышение эффективности деятельности экономического субъекта посредством гармонизации информационных потоков финансового, налогового и управленческого учета.
Ключевые слова: налоговое планирование, оптимизация налоговой нагрузки, бюджетирование, налоговый бюджет.
A. A. Goldina
ASSESSMENT OF TAX BUDGET IMPLEMENTATION
Abstract.
Background. In modern economic conditions, the organizational budget is not only an element of effective planning, but also the way of harmonization of financial and economic processes. A special place in the structure of company's budget is taken by the "tax planning" block, which is aimed at creation of a system of tax streams' management, competent from a legal and economic position. The goal of the study is to generalize and to develop practical approaches to evaluation of effec-
tiveness of company's tax planning system on the basis of requirements of the Russian legislation and international experience.
Materials and methods. The research objectives were implemented on the basis of studying the existing scientific and applied questions of functioning of the tax planning system, and also of a problem of its elements' interaction in internal and external conditions. The methodology included the system and structural approaches which are characterized by complete consideration, establishment of interaction of components or elements of organizational budgeting.
Results. The author investigated and proved principles and an algorithm for estimating tax budget implementation. Moreover, the basic approaches to control company's tax burden were specified.
Conclusions. The examination allows to determine a complex of analytical procedures within the budgeting, aimed at improving company's perfomance by means of harmonization of information streams of financial, tax and management accounting.
Key words: tax planning, optimization of tax burden, budgeting, tax budget.
Современный этап развития экономики требует от предприятий повышения гибкости в отношении собственного позиционирования на рынке. Это проявляется как в производственном (необходимость постоянного обновления ассортимента производимой продукции, совершенствование используемого оборудования и технологий производства), так и финансовом (жесткая синхронизация финансовых потоков, оптимизация структуры источников финансирования) направлениях деятельности любого предприятия.
В этих условиях все большую значимость приобретает механизм бюджетирования, представляющий собой технологию финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая включает формирование планов и бюджетов и позволяет анализировать прогнозируемые и полученные с их помощью финансовые показатели [1].
Комплекс задач, решаемый с помощью данного механизма, достаточно широк. При этом важнейшей функцией бюджетирования в системе управленческого учета является систематизация процесса расчета налоговых платежей посредством интеграции данного блока в общую систему бюджетирования предприятия [2].
Бюджетирование налогов является расчетно-аналитическим процессом, направленным на установление плановой суммы налоговых платежей, подлежащей уплате организацией в будущих периодах. При этом применяется стандартная схема разработки и исполнения бюджетов предприятия, специфицированная по планированию налогов и иных обязательных платежей (рис. 1).
Из приведенной схемы следует, что непосредственно определение плановой величины налоговой нагрузки является одним из блоков бюджетного процесса, основанного на цикличности и зависимости каждого последующего этапа от результатов предыдущего.
Таким образом, оценка исполнения налогового бюджета является одним из важнейших моментов, определяющих эффективность системы бюджетирования в целом.
Процедура оценки исполнения налогового бюджета может быть представлена следующим алгоритмом (рис. 2).
№ 1 (4), 2Ü16
Экономические науки. Управление в экономике
Контроль и мониторинг налоговой нагрузки организации
Расчет и планирование налоговой нагрузки организации
Анализ динамики и структуры налоговой нагрузки
Рис. 1. Схема бюджетирования налоговой нагрузки организации
Определение цели, задач и критериев проведения анализа
О
Сбор, обработка, систематизация информации для проведения
анализа
V
Оценка динамики и структуры налоговой нагрузки текущего
периода
Диагностика налоговой нагрузки текущего периода
V
Определение резервов оптимизации налоговой нагрузки последующего периода
Рис. 2. Последовательность оценки исполнения налогового бюджета организации
Однако в рамках приведенной последовательности можно выделить несколько базовых подходов к оценке исполнения бюджета:
1 - оценка динамики объекта, ориентированная на корректировку последующих планов;
2 - оценка динамики объекта, ориентированная на последующие управленческие решения;
3 - оценка динамики объекта в условиях неопределенности;
4 - стратегический подход к оценке динамики объекта [3].
Первый подход основан на сопоставлении фактически достигнутых показателей с их значениями, отраженными в бюджете предприятия. В случае выявления положительных или негативных отклонений, уровень которых может быть определен как существенный, в бюджет на следующий период вносится корректировка с учетом выявленной динамики бюджетных показателей.
Данный подход, как правило, реализуется в рамках краткосрочного планирования (помесячного или поквартального) и имеет своей целью поддержание финансовой устойчивости и платежеспособности организации на удовлетворительном уровне. В связи с этим определение уровня существенности отклонения сводится к оценке степени влияния выявленных отклонений на суммарный денежный поток организации.
Оценка динамики объекта, ориентированная на последующие управленческие решения, представляет собой более сложный комплекс аналитических процедур. Любое управленческое решение предполагает знание самой ситуации, причин ее формирования и последствий реализации принятого решения. Таким образом, помимо оценки динамики налоговой нагрузки требуется детальный анализ причин ее изменения, а также количественное измерение степени влияния отклонений основных бюджетных показателей на динамику и качество денежного потока организации.
Оценка динамики объекта в условиях неопределенности предполагает принципиально иное понимание существенности отклонений. При формировании налогового бюджета организация ориентируется, во-первых, на оптимизацию налоговой нагрузки предприятия, во-вторых, на планирование налоговых платежей по срокам для обеспечения синхронности денежных поступлений и расходов и избежания дефицита денежных средств в периоды уплаты налогов. В условиях неопределенности все параметры деятельности признаются неизвестными и задаются не в виде конкретных цифр, а в виде интервалов значений. Причем это касается не только исходных параметров (цена, объемы производства и продаж и т.д.), но и итоговых показателей (доходы, расходы, финансовые результаты и пр.).
Для расчета итоговых показателей может быть использовано имитационное моделирование, которое позволяет производить многократное статистическое моделирование всего множества неопределенных исходных параметров для получения интервала неопределенности итоговых бюджетных показателей.
В этом случае реализация системы оценки исполнения налогового бюджета будет сводиться к следующему. Если фактическое значение величины налоговой нагрузки находится внутри интервала неопределенности, полученного в результате имитационного моделирования, то налоговый бюджет признается выполненным. В ситуации, если выявлено несоответствие фактического показателя и заданного интервала, должен быть проведен дополнительный анализ, ориентированный на сокращение неопределенности исходных параметров деятельности.
№ 1 (4), 2016
Экономические науки. Управление в экономике
Стратегический подход к оценке динамики объекта предполагает соотнесение результатов исполнения бюджета со стратегическими целями развития организации, что в свою очередь требует анализа достигнутого положения и возможных вариантов будущего состояния организации. Таким образом, данный подход является комбинаторным, объединяющим предыдущие подходы в различных вариациях.
Как правило, стратегии предприятий можно рассматривать в разрезе двух направлений:
- развитие и расширение деятельности;
- поддержание конкурентных преимуществ.
При реализации первого направления в качестве стратегических ориентиров можно рассматривать показатели финансовых результатов, формирование и максимизация которых подвержены воздействию множества факторов как внутренних, так и внешних. При наличии большой совокупности параметров, образующих будущее состояние организации, высока вероятность неопределенности их значений. Соответственно, в данном случае оценка и контроль исполнения бюджета должны строиться на сочетании второго и третьего подходов (оценка динамики объекта, ориентированная на последующие управленческие решения, и оценка динамики объекта в условиях неопределенности).
Второе направление нацелено в большей мере на сохранение существующего положения организации с учетом возможных корректировок, исходя из текущих изменений внешней среды. В этой ситуации стратегическим ориентиром могут выступать показатели финансовой устойчивости и платежеспособности, отражающие наличие/отсутствие финансового дефицита в определенные периоды времени. Таким образом, в рамках данного стратегического направления для целей оценки исполнения бюджета можно ограничиться вторым подходом (оценка динамики объекта, ориентированная на последующие управленческие решения).
В заключение следует отметить, что формирование системы оценки исполнения бюджетов предприятия, налогового бюджета в частности, является одним из важнейших условий успешного и эффективного функционирования организации. Перечень системы критериев, методов и механизмов оценки во многом зависит от особенностей деятельности и стратегических целей развития хозяйствующего субъекта. В связи с этим, формируя информационно-аналитическую систему для реализации бюджетного управления, необходимо уже на этапе ее разработки предусмотреть возможность внедрения инструментов контроля исполнения бюджетов.
Список литературы
1. Бюджетирование: теория и практика : учеб. пособие / Л. С. Шаховская, В. В. Хохлов, О. Г. Кулакова [и др.]. - М. : КНОРУС, 2009.
2. Горохова, Н. А. Налоговое бюджетирование как неотъемлемая часть стратегического планирования финансовых расходов организации / Н. А. Горохова // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 3. - URL: http://www.auditfin.com/fin/ 2009/3/01_06/ 01_06%20.pdf
3. Савчук, В. П. Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия / В. П. Савчук. - URL: http://www.cfin.ru/management/budgeting/savchuk-6.shtml
References
1. Shakhovskaya L. S., Khokhlov V. V., Kulakova O. G. et al. Byudzhetirovanie: teoriya i praktika: ucheb. posobie [Budgeting: theory and practice: tutorial]. Moscow: KNORUS, 2009.
2. Gorokhova N. A. Audit i finansovyy analiz [Audit and financial analysis]. 2009, no. 3. Available at: http://www.auditfin.com/fin/ 2009/3/01_06/ 01_06%20.pdf
3. Savchuk V. P. Finansovoe planirovanie i razrabotka byudzheta predpriyatiya [Financial planning and development of organizational budget]. Available at: http://www.cfin.ru/management/budgeting/savchuk-6.shtml
Голдина Анна Александровна кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Goldina Anna Aleksandrovna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of accounting, taxation and audit, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 336.228.3 Голдина, А. А.
Оценка исполнения налогового бюджета / А. А. Голдина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. -2016. - № 1 (4). - С. 23-28.