Научная статья на тему 'Оценка институциональных условий развития регионального предпринимательства'

Оценка институциональных условий развития регионального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ДОСТУПНОСТЬ РЕГИСТРАЦИИ / ENTREPRENEURSHIP / TRANSACTION COSTS / REGULATORY CONDITIONS / FINANCIAL ISSUES / INSTITUTIONAL FACTORS / AVAILABILITY OF REGISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басенко В. П., Бабаян Я. В.

Институциональные условия как общепринятые нормы коллективного взаимодействия, обеспечивают выполнение определенных функций. Функции институтов могут выполнять нормативные документы и организационные формы взаимодействия, обеспечивающие в рамках конкретных предприятий управление, финансирование, бухгалтерский учет, сбыт, снабжение. На локальном уровне формирование адекватных институциональных условий связывается с созданием единой структуры элементов институциональной среды, способной обеспечить решение конкретных задач по развитию региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF INSTITUTIONAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ENTREPRENEURSHIP

The Institutional environment both the generally accepted norms of the collective interaction, ensure the performance of certain functions. The functions of the institutions can fulfill the normative documents and organizational forms of interaction, providing in specific enterprises management, financing, accounting, marketing, logistics. On the local level, the formation of an adequate institutional environment is associated with the creation of a single structure elements of the institutional environment, are able to provide specific tasks for the development of the region.

Текст научной работы на тему «Оценка институциональных условий развития регионального предпринимательства»

УДК 332.1 ББК 65.040 Б 27

ОЦЕНКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(Рецензирована)

Басенко Валерий Петрович,

кандидат экономических наук, профессор кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 358 82 32, е-mail: [email protected]

Бабаян Яна Валерьевна,

преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 989 91 30, е-mail: [email protected]

Аннотация. Институциональные условия - как общепринятые нормы коллективного взаимодействия, обеспечивают выполнение определенных функций. Функции институтов могут выполнять нормативные документы и организационные формы взаимодействия, обеспечивающие в рамках конкретных предприятий управление, финансирование, бухгалтерский учет, сбыт, снабжение. На локальном уровне формирование адекватных институциональных условий связывается с созданием единой структуры элементов институциональной среды, способной обеспечить решение конкретных задач по развитию региона.

Ключевые слова: предпринимательство, трансакционные издержки, нормативно-правовые условия, имущественные проблемы, институциональные факторы, доступность регистрации.

EVALUATION OF INSTITUTIONAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ENTREPRENEURSHIP

Basenko Valery Petrovich,

candidate of economic Sciences, Professor of the Department of management, marketing and entrepreneurship of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 358 82 32, e-mail: [email protected]

Babayan Yana Valeryevna,

Lecturer of the Department of management, marketing and entrepreneurship of the Southern Institute of Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 989 91 30, e-mail: [email protected]

Summary. The Institutional environment - both the generally accepted norms of the collective interaction, ensure the performance of certain functions. The functions of the institutions can fulfill the normative documents and organizational forms of interaction, providing in specific enterprises management, financing, accounting, marketing, logistics. On the local level, the formation of an adequate institutional environment is associated with the creation of a single structure elements of the institutional environment, are able to provide specific tasks for the development of the region.

Keywords: entrepreneurship, transaction costs, regulatory conditions, financial issues, institutional factors, availability of registration.

С позиций концептуальной модели институциональных факторов нынешний кризис можно рассматривать, как утрату способности отдельных фак-

торов обеспечивать эффективность хозяйственной деятельности. Новые институты, адекватные современным изменениям в экономической системе ре-

гиона, еще только формируются. Именно поэтому в регионах наблюдается дисбаланс в сфере экономического развития. В целом же глубина современного кризиса была усилена длительной задержкой назревших преобразований и негативными внешнеэкономическими условиями [5].

Снижение деловой активности свидетельствует о том, что до сих пор не создано эффективных институциональных механизмов роста. Поэтому, как отмечает автор доклада Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, российская экономика как институциональная система еще довольно далека от оптимальной системы развития, что свидетельствует о высокой степени незавершенности и неполноты реформ.

Важно подчеркнуть, что основной задачей реформирования региональной экономической системы должны быть не столько структурно-технологические, сколько институциональные изменения [6].

С параметрами концептуальной модели институциональных факторов необходимо, прежде всего, отождествлять изменения защиты прав собственности и защиты контрактов, сложившихся в конкретном регионе. Состояние региональных институциональных факторов функционирования экономики можно определить по двум укрупненным группам. Первая группа является основанием институциональных функций, отражающих распределение ресурсов и хозяйственной власти в регионе и выраженные в интересах власти и бизнеса.

Взаимодействия групп интересов между собой порождают вторую группу факторов, характеризующих систему общественных ограничений и противовесов, сложившуюся в конкретном регионе на определенном этапе развития. Среди таких факторов: судебная система, финансовые и имущественные отношения.

Оценка институционального дисбаланса в экономике региона опиралось на опрос хозяйствующих субъектов. В опросе приняли участие 30 предпринимателей, работающих в различных районах Краснодарского края. Опрос в нашем случае стал одним из главных способов сбора первичной информации и изучения непосредственных фактов, характеризующих систему общественных ограничений и противовесов, сложившуюся в Краснодарском крае.

В список вопросов был включен набор факторов, изучение которых необходимо для определения институционального дисбаланса в сфере экономического развития и уточнения реальных

проблем в институциональной среде предпринимательства.

По нашему мнению, используемый набор факторов соответствует взаимосвязи институциональной среды и эффективности регионального развития, которая фокусируется именно на институциональных технологиях в сфере предпринимательства.

Отдельные вопросы развития предпринимательства, как субъектов экономической региональной системы, были направлены на выявление степени реализации институциональных технологий. В ходе исследования выяснялись следующие аспекты: мотивация ведения бизнеса, эффективность финансирования, взаимоотношения предпринимательства с властями, трансакционные издержки, нормативно-правовые условия и имущественные проблемы.

Целью данного исследования стала возможность определить: условия бизнеса, его привлекательность и перспективы развития, степень взаимодействия с региональной администрацией, степень обременительности трансакционных издержек, правоприменения и судебной защиты, а также доступность производственных площадей. Оценивая ответы респондентов, мы сформировали вероятностные значения, выраженные в процентах и баллах. Итоговый рейтинг ответов рассчитывался по системе от 1до 10 баллов.

В таблице 1 представлены оцениваемые технологии институционального воздействия на региональный бизнес.

В процессе анализа полученных результатов ответы были преобразованы в систему показателей, которые отражают оценку институциональных условий предпринимательства в регионе.

Показатели состояния институциональных технологий складывались из оценки конкретного институционального воздействия (см. табл.2). Например, комплексная оценка финансово-кредитного обеспечения складывалась по сумме оценок системы налогообложения, условий и сроков получения кредита, наличия/отсутствия дефицита финансовых ресурсов. Наибольший процент ответов набрали пункты «скорее хорошее» и «нормальное». Следовательно, ситуацию с использованием институционального воздействия в бизнесе в Краснодарском крае можно охарактеризовать как позитивную в целом.

Поскольку эти пункты означают как удовлетворительное, так и хорошее состояние институциональных условий. Удельный вес ответов с оценкой «скорее плохое», достаточно высок, что означает не удовлетворенность предпринимателей состояни-

Таблица 1

Оценка институциональных условий предпринимательства

Институциональные технологии Оценка состояния конкретных институциональных условий

Финансово-кредитное обеспечение Оценка респондентами финансового состояния бизнеса. Оценка складывается сучетом системы налогообложения, условий исроков получения кредита, наличием/отсутствием дефицита финансовых ресурсов

Правоприменение и судебная защита Оценка применения законов о поддержке предпринимателей, общая практика правоприменения, втомчисле функционированиесудов, соблюдение налогового законодательства государственными органами и предпринимателями

Трансакционные издержки Оценка доступности регистрации, лицензирования деятельности предприятия, оценка взаимодействия с контрольно-надзорными органами, в том числе распространенность вненормативных выплат,ликвидность бизнеса.

Поддержка предпринимательства Оценка отношения органов власти и управления всех уровней врегионе к предприятиям.

Мотивация бизнеса Оценка развития (извлечение прибыли, выживание, интенсивное развитие за счет внедрения технологий и т.д.)

Информационная доступность Оценка доступа к нормативной базе, наличие в регионе специальных информационных источников для предприятий, доступ к информации о конкурсных торгах.

Имущественные обеспечение Оценка ценовых показателей недвижимости, состояние в регионе объектов недвижимости для покупки; для аренды, материальная (производственная база)

ем отдельных институциональных процедур. Наибольшее число отрицательных оценок полулнли такие институциональные факторы, оокподдеижла предпринимательства, отношение дрчудол олпстл и управления всех уровней в регионе к пр едприяул-як и трансакциоиные издержки, o.e. доступность регистрации, лицензирования деяуялдоосядлрч0-приятия, оценка взаимодействия сконтроляня-надзорными органами (рис.1).

институционального воздействия. Они отметили, что вкрае слишком сложная процеддпрарегистра-ции а^о^е д^р^с^"^!^^^, ото связанон ро^п^осора нениям практикойреш е ния проблем с помощью незакон-неотсыплар чамманикам. Пи]ас^;^тее^1) дестриностр регистрацое и аиценкиянвариятеятелемосри предприятия в даренрно. мере отражпес отношение субъаоеса чозяйстревания с адмиомер^тивнешо и ронтролкфующими По отгеосм

опрошенных предпринимателей видно, что контакты с контролирующими органами на 37% имеют не удовлетворительную оценку (рис.2).

^22% 29^

В скорее плохая В скорее хорошая и нормальная В очень хорошая

В скорее плохое В скорее хорошее В нормальное В очень хорошее

Рисунок 1. Доступность регистрации и лицензирования деятельности предприятия

Более двухтретейпредпринимателейсчитают положительной процедуру доступности регистрации илицензированиясвоих предприятий.Но 29% респондентовсчитают, чтовКраснодарскомкраене удовлетворительнаяобстановкавэтомкомпоненте

Рисунок 2.Оценка субъектов хозяйствования контролирующих инстанций

Такая оценка, по мнению респондентов, свя-занас нарушениями установленных процедур кон-

Таблица 2

Оценкапредпринимателямиинституциональных условий бизнес среды I

Структура ответов

Оценка институциональныхфакторов скорееплохое скорее хорошее нормальное очень хорошее

Оценкареспондентамифинансового состояниябизнеса 22,9 44,9 30,3 1.9

Оценкакачества судебнойсистемы 13,7 56,9 15,8 13,6

Оценка информационной среды 9,0 13,5 46,2 31,3

Оценкатрансакционных издержек 28,3 6,1 41,7 23,7

Поддержкапредпринимательства 37,0 18,3 12,3 32,3

Мотивация бизнеса 24,0 28,3 27,0 25,3

Имущественные ресурсы 16,0 44,0 34,0 6,0

троля. При этом из всехконтролирующих инстанций наибольшийпроцент оюрицательных оцеоок пол^ино налозоэаяслужба (т9,ню). Отметим, что птлукенныз аведеноя следукт как мнении предприоимлтнлтй оТустановлсннтм порядке проверочной деятельности, в котором от-рэжкттся степень пондтржки пнетпниримаселтсова вообще(рис.с).

очень хорошее

нормальное

скорее хорошее

скорее плохое

0 5 10 15 20 25 30 35 40 И проценты

Рисунок 3. Оценка отношения органов региональной власти к предпринимателям

Необходимо учитывать особенности восприятия предпринимателями властей разных уровней в создании благоприятной бизнес среды, начиная с законотворчества и до правоприменения в каждом отдельном случае. Уровень регионального социально-экономического развития напрямую зависит от институциональных факторов, которые определяют не только состояние бизнеса, но и отношение предпринимателей к властям.

Положительные оценки, которых большинство, означают, что контакты с контролирующими органами и установленный порядок проверочной деятельности носят в целом приемлемый характер.

Оценка отношения органов региональной власти к предпринимательству выглядит как положи-

тельное - 63, 2%. Этот показатель отражает сумму оценок «скорее хорошо», «нормальное» и «очень хорошее» показанные на рисунке 3. Данный показатель можно интерпретировать как наличие благоприятных для развития бизнеса условий. Однако 36,8% респондентов оценивают поддержку властей неудовлетворительно. Оценка отношения органов власти к предпринимателям практически совпадает во всех субъектах РФ, так 62% опрошенных предпринимателей в различных регионах РФ считают, что органы власти создают приемлемые условия для бизнеса и около 38 % считают, что они «скорее мешают».

По направлению «Поддержка малого предпринимательства», которое оценивает показатели эффективности нефинансовой поддержки малого предпринимательства, уровень развития малого предпринимательства, качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки и эффективность финансовой поддержки, у Краснодарского края низкие оценки и 17 строчка в рейтинге. По итогам интегрального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Краснодарский край занял седьмое место.

Анализ результатов опроса позволяет получить представление о том, каким институциональным факторам отдаются предпочтения, определяются оценки тех или иных институциональных составляющих, которые подчеркивают дисбаланс в процессе их применения. Практическим подходом к объяснению ответов является внимательное изучение отдельных аспектов предпринимательства и разработка мер, направленных на выход из кризисной ситуации. Следует учесть положительный опыт отдельных региональных институтов, рассмотреть, какими факторами обусловлены положительные и отрицательные оценки институциональных условий в Краснодарском крае.

Таблица 3

Рейтинг оценки институциональных факторов

Показатели в баллах

Рейтинг оценки институциональных факторов скорее плохое скорее хорошее нормальное очень хорошее

рейтинг оценки финансового состояния бизнеса 4,5 7,4 3,7 0,2

рейтинг оценки судебной системы 2,7 9,4 1,9 1,5

рейтинг оценки информационной среды 1,8 2.2 5,7 3,9

рейтинг оценки трансакционных издержек 5,7 1,3 5,2 2,6

рейтинг оценки поддержки предпринимательства 7,4 3,0 1,5 3,5

рейтинг оценки мотивации бизнеса 4,8 4,7 3,3 2.8

рейтинг оценки имущественных ресурсов 3,2 7,3 4,2 0,6

Итоговый рейтинг оценки институциональных факторов 30,1 35,3 25,2 15,1

В таблице 3 показан рейтинг оценок, где виден баланс неудовлетворительного и положительного отношения предпринимателей к институциональным условиям.

Из таблицы 3 видно, что баланс положительных и отрицательных рейтингов институционального взаимодействия 2,5 к 1 (75,1/30,1). Это означает, что институциональные условия в предпринимательской среде не являются однозначными.

Отметим, что за конкретные аспекты предпринимательских оценок в полной мере отвечают институты власти, которые формируют правила и

нормы поведения хозяйствующих субъектов, условия ведения бизнеса. Интерпретация рейтингов позволяет указать на такие проблемные аспекты в институциональных технологиях, как законодательная работа, направленная на улучшение ситуации.

Наиболее активно законодательная работа в этом направлении ведется в следующих районах Краснодарского края: Анапский район, Абинский район, Белореченский район, Динской район и Ейский район (рис. 4). Слабая законодательная активность в Брюховецком, Выселковском и Гулькевиче-ском районах.

25

20 15 10 5 0

и показатель законодательной активности

ииии к с в е к ь

л

>

Рисунок 4. Рейтинг активности законодательной работы муниципальных территорий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При составлении рейтинга активности законодательной работы муниципальных территорий использовалась относительная оценка, которая не учитывала крупных муниципальных образований в силу разницы масштабов.

Процесс активизации законодательных институтов происходит неравномерно. В Краснодарском крае существует потребность форсирования институциональных преобразований и становления адекватных рыночных институтов. В конечном итоге это отвечает потребностям развития предпринимательства и способствует сдерживанию негативного влияния кризиса в региональной экономике.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бабаян Я.В., Басенко В.П. Теория институционального развития // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2013. - № 3. - С. 60-65.

2. Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края [электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// mbkuban.ru/useful3.html

3. Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России. Индексы ОПОРЫ // Ежегодный отчет Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» [электронный ресурс].

- Режим доступа: www.opora.ru/

4. Сайт Делового портала «Эксперт ЮГ» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://resurs-pereros-yug.html

5. Сорокожердьев В.В., Хашева З.М. Современная стратегия социально-экономического развития России: вопросы экономики и права // Terra Economicus. - 2008. - Т. 6. - № 4. - С. 141-147.

6. Хашева З.М. Функциональное преобразование внутренней среды экономической системы региона // Региональная экономика: теория и практика.

- 2013. - № 39. - С. 2-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.