Научная статья на тему 'Оценка инновационной восприимчивости муниципальных образований Пермского края в контексте создания инновационного кластера'

Оценка инновационной восприимчивости муниципальных образований Пермского края в контексте создания инновационного кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мингалева Ж. А., Мингалева А. Д.

В статье на примере Пермского края приведены результаты оценки фактора инновационной восприимчивости муниципальных образований и проведено картографирование территории с целью определения возможности создания инновационного кластера на конкретной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационной восприимчивости муниципальных образований Пермского края в контексте создания инновационного кластера»

Также в компании с 2009 года действует программа «Фабрика идей», созданная специально для внедрения новаторских идей персонала. Каждый сотрудник может отправить свое предложение, которое касается улучшений в любой сфере деятельности компании. Для участников действует специальная система премирования, подлежат качественные инициативы, занявшие призовые места при рейтинговании, а также количественные инициативы после подтверждения экономического эффекта.

С целью усиления позиции ОАО «МТС» как работодателя, формирования кадрового резерва и содействия эффективной образовательной практике компания предоставляет студентам и молодым специалистам возможность пройти стажировки в различных подразделениях. В 2010 году стажировки в ОАО «МТС» прошли 62 стажера, 20 из которых в дальнейшем продолжили карьеру в ОАО «МТС». Всего по программам стажировки будущих специалистов компания сотрудничает с более чем 50 высшими учебными заведениями России [2].

Список литературы:

1. Кирьянова Н.В. Развитие инфокоммуникаций в России в условиях перехода к информационному обществу. - 2008.

2. www.mts.ru.

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА1

© Мингалева Ж.А.*, Мингалева А.Д.4

Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

г. Пермь

Средняя общеобразовательная школа № 7, г. Пермь

В статье на примере Пермского края приведены результаты оценки фактора инновационной восприимчивости муниципальных образований и проведено картографирование территории с целью определения возможности создания инновационного кластера на конкретной территории.

Решение задачи успешного создания кластера инновационной активности на конкретной территории сталкивается с проблематикой сопротивле-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ N° 11-32-00207а1.

* Профессор кафедры Экономики и управления на предприятии Пермского национального исследовательского политехнического университета, доктор экономических наук, профессор. ' МОУ СОШ № 7.

ния или положительного принятия инноваций, т.е. с вопросом инновационной восприимчивости территории. Многие российские регионы отличаются значительными размерами территорий и наличием большого числа входящих в их состав муниципальных образований, которые при этом часто весьма существенно различающихся между собой по уровню социально-экономического, географического, природно-климатического положения. В качестве примера такой территории можно привести Пермский край, протяженность которого с севера на юг составляет более 645 км (крайние точки: на севере - 61°39' с.ш., на юге - 56°06' с.ш.) и где муниципальные округа достаточно сильно различаются между собой по экономико-географическим условиям. Поэтому, целесообразно говорить не об инновационной восприимчивости региона в целом, а об уровне инновационной восприимчивости его отдельных муниципальных образований.

В качестве методической основы для проведения количественной оценки уровня инновационной восприимчивости муниципальных образований Пермского края была взята методика А.Б. Гусева, примененная им для построения рейтингов инновационного развития регионов России [1] и адаптированная авторами для существующей в России статистической базы отчетных показателей муниципальных образований. Гусевым А.Б. был выбран комплекс параметров, определяющих уровень инновационного развития регионов и отслеживаемых государственной статистикой - т.е. таких параметров, которые можно подсчитать на основе официальной статистической информации. Учитываемые в рейтинге критерии инновационного развития территории он разделил на две группы: факторы, описывающие уровень инновационной восприимчивости региона (факторы инновационной восприимчивости) и параметры инновационной активности региона.

В качестве методической основы расчетов были приняты факторы первой группы, которые составляют основные показатели технологической эффективности экономики: фондоотдача, производительность труда и эко-логичность производства применительно к уровню муниципальных образований (на основе статической базы Пермского края).

1. Производительность труда оценивалась как отношение валового муниципального продукта (ВМП) субъекта РФ к среднегодовой численности занятых в муниципальной экономике:

й = У/Ь (1)

где й - производительность труда экономики муниципального образования;

У - ВМП субъекта РФ;

Ь - среднегодовая численность занятых в экономике муниципального образования.

2. Фондоотдача оценивалась как отношение ВМП субъекта РФ к стоимости основных фондов, имеющихся у предприятий и организаций данного муниципального образования:

/ = У/Р (2)

где /- фондоотдача экономики муниципального образования; У - ВРП субъекта РФ;

Р - стоимость основных фондов в муниципальном образовании.

3. Экологичность производства представляет собой частное от деления ВМП субъекта РФ на объем выбросов вредных веществ в атмосферу, исходящих от стационарных источников, находящихся в данном муниципального образования:

е = У/Е (3)

где е - экологичность экономики муниципального образования; У - ВРП субъекта РФ;

Е - объем выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников муниципального образования.

Для расчета этих показателей были использованы данные официальной муниципальной статистики за 2009 г. по 40 муниципальным округам Пермского края (без Горнозаводского муниципального округа и Юрлинского муниципального округа, т.к. по ним не имеется всех необходимых статистических данных), а также составлены рейтинг и карта инновационной восприимчивости муниципальных образований Пермского края.

Расчет показателей для составления рейтинга включал несколько шагов.

1. Расчет фактических значений показателей производительности труда, фондоотдачи и экологичности производства на основе данных муниципальной статистики.

2. Вычисление для каждого показателя максимального и минимального значение среди всех рассматриваемых регионов (Утах, УтПп).

3. Нормирование значений показателей производительности труда и фондоотдачи по формуле:

Упогт (У/ Утт) / (Утах Утт) (4)

Для нормирования показателя оценки экологической обстановки в муниципальном образовании была использована следующая формула:

Упогт (Утах У/) / (Утах Утт) (5)

4. Для каждой группы показателей и для каждого муниципального образования производен расчет значения показателя, характеризующего развитость рассматриваемой сферы для данного муниципального образования, как среднее арифметические нормированных значений показателей группы:

N

Yy*

/ / norm (6)

Yгруппы

где N - число показателей в группе.

5. Для каждого муниципального образования производен расчет суммарного значения всех показателей как интегральная оценка (индекс) состояния инновационной восприимчивости муниципального образования:

Yy

Y _ norm (7)

инегр ^ '

где YUHezp - интегральный индекс каждого муниципального образования; Y„orm - нормированные значения показателей производительности труда, фондоотдачи и экологичности производства каждого муниципального образования; 3 - число показателей.

6. Для составления итогового рейтинга инновационной восприимчивости было рассчитано значение комплексного показателя. С этой целью каждому муниципальному образованию был присвоен индивидуальный балл исходя из их индекса. На основании этих баллов далее был построен рейтинг муниципальных образований Пермского края по уровню их инновационной восприимчивости.

Расчеты для построения рейтинга производились по следующей формуле:

X - X

^ _ максимальное_минимальное ^Я^

" 1 + 3,222 • lg n С '

где к = 1+3,222 lg„; к - число градаций; b - размер градаций;

п - число наблюдений в выборке;

- десятичный логарифм; Хмаксимальное, Хминимальное - наибольшее и наименьшее значения в выборке.

По результатам расчетов получено: число наблюдений в выборке = 40; десятичный логарифм = 1,602; число градаций = 6,8 = 7. В результате были получены градации со следующей качественной характеристикой: 7 - высокий 97,3885-113,5266

6 - выше среднего 81,2503-97,3884

5 - средний 65,1121-81,2502

4 - ниже среднего 48,9739-65,1120

3 - низкий 32,8357-48,9738

2 - очень низкий 16,6975-32,8356

1 - отсутствует 0,5593-16,6974

Результаты построения рейтинга муниципальный образований Пермского края по уровню инновационной восприимчивости приведены в табл. 1.

Таблица 1

Рейтинг муниципальный образований Пермского края по уровню инновационной восприимчивости

Усл. номер МО Значение интегрального

Рейтинг Муниципальное образование показателя инновационной

восприимчивости

1 7 Добрянский муниципальный район 99,99996

2 25 Пермский муниципальный район 73,92649

3 8 Губахинский муниципальный район 70,94863

4 34 Чернушинский муниципальный район 62,09448

5 17 Кунгурский муниципальный район 59,67497

6 22 Осинский муниципальный район 54,98551

7 28 Суксунский муниципальный район 47,78581

8 31 Чайковский муниципальный район 44,28199

9 18 Лысьвенский муниципальный район 42,72789

10 19 Нытвенский муниципальный район 40,57489

11 2 Александровский муниципальный район 40,11583

12 20 Октябрьский муниципальный район 39,29047

13 16 Куединский муниципальный район 39,06052

14 15 Краснокамский муниципальный район 38,72132

15 38 Косинский муниципальный район 38,68698

16 24 Очерский муниципальный район 36,9798

17 21 Ординский муниципальный район 35,76707

18 23 Оханский муниципальный район 35,74574

19 26 Сивинский муниципальный район 35,53599

20 32 Частинский муниципальный район 35,51268

Продолжение табл. 1

Усл. номер МО Значение интегрального

Рейтинг Муниципальное образование показателя инновационной

восприимчивости

21 35 Чусовской муниципальный район 34,90841

22 13 Кишертский муниципальный район 34,80061

23 30 Усольский муниципальный район 34,09078

24 27 Соликамский муниципальный район 34,078

25 14 Красновишерский муниципальный район 34,04835

26 12 Кизеловский муниципальный район 33,88137

27 1 Бардымский муниципальный район 33,83054

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 6 Гремячинский муниципальный район 33,56217

29 29 Уинский муниципальный район 33,5369

30 10 Ильинский муниципальный район 33,31239

31 33 Чердынский муниципальный район 33,24733

32 5 Верещагинский муниципальный район 32,72509

33 36 Гайнский муниципальный район 31,492

34 39 Кудымкарский муниципальный район 28,89771

35 4 Большесосновский муниципальный район 26,63108

36 40 Юсьвинский муниципальный район 19,59862

37 11 Карагайский муниципальный район 16,95498

38 3 Березовский муниципальный район 14,81769

39 37 Кочевский муниципальный район 5,281187

40 9 Еловский муниципальный район 0,559318

Анализ показал, что самая высокая инновационная восприимчивость у Добрянского муниципального района с характеристикой «высокая» (7 группа). Второе место занимают Пермский и Губахинский муниципальные районы (характеристика - средняя, группа 5). Далее следуют Кунгурский, Чер-нушинский и Осинский муниципальные районы (характеристика - ниже средней, группа 4) и очень близок к ним по количественному значению показателя Суксунский муниципальный район (значение 47,78), который условно также можно отнести к указанной группе. Именно на основе этих муниципальных районов, на наш взгляд, возможно создание кластера инновационной активности.

Все остальные муниципальные районы Пермского края с индексом ниже 50 баллов характеризуются отсутствием достаточного уровня инновационной восприимчивости и требуется достаточно много усилий для улучшения ситуации с инновационной активностью в этих районах.

Список литературы:

1. Гусев А.Б. Рейтинги инновационного развития регионов России [Электронный ресурс] // Онлайн-журнал «Капитал страны». - 2009. - 3 апреля. -Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/2574 (дата обращения: 05.02.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.