Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / инновационное развитие / регион / бизнес / инвестиции / конкурентоспособность / innovation / innovative development / region / business / investment / competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т Ю. Ткачева, Е Ю. Чарочкина, Е С. Симоненко

Стратегия технологического лидерства России опирается на активный рост инновационной активности предприятий и отраслей хозяйствования, инновационного развития регионов, поэтому, актуальным направлением исследований выступает поиск различных решений и подходов к оценке и направлениям инновационного развития, как на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, так и на уровне региональных экономических систем. Целью исследования стало выявление и оценка показателей инновационного развития регионов России, определение направлений для воспроизводства инноваций на региональном уровне. Опираясь на данные официальной статистики, экспертные оценки и рейтинги проведено исследование уровня и динамики основных показателей инновационного развития регионов России, представлены рейтинговые оценки инновационной активности регионов России, на основе которых определены выводы и сформулированы результаты исследования, в частности, отмечено, что на основе комплексной оценки развития региональных инновационных систем должны прорабатываться управленческие решения на макроуровне, используя преимущества и потенциал регионов, на основе специализации и интеграции ключевых участников инновационной системы можно достичь сокращения дифференциации регионов по уровню инновационного развития. В зависимости от ресурсного преимущества тех или иных регионов необходимо определять направления для финансирования и освоения конкурентоспособных продуктов, отраслей и предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Т Ю. Ткачева, Е Ю. Чарочкина, Е С. Симоненко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN REGIONS IN MODERN CONDITIONS

The strategy of Russia's technological leadership is based on the active growth of innovative activity of enterprises and economic sectors, innovative development of regions, therefore, a relevant area of research is the search for various solutions and approaches to the assessment and directions of innovative development, both at the level of individual economic entities and at the level of regional economic entities. systems The purpose of the study was to identify and evaluate indicators of innovative development of Russian regions, determine directions for the reproduction of innovations at the regional level. Based on official statistics, expert assessments and ratings, a study of the level and dynamics of the main indicators of innovative development of Russian regions was carried out, rating assessments of the innovative activity of Russian regions were presented, on the basis of which conclusions were determined and the results of the study were formulated, in particular, it was noted that based on a comprehensive assessment development of regional innovation systems, management decisions should be worked out at the macro level, using the advantages and potential of the regions; on the basis of specialization and integration of key participants in the innovation system, it is possible to achieve a reduction in the differentiation of regions by the level of innovative development. Depending on the resource advantage of certain regions, it is necessary to determine directions for financing and developing competitive products, industries and enterprises.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

среди действующих и потенциальных предпринимателей. Таким образом, региональные центры «Мой Бизнес» играют значительную роль в поддержке молодежного предпринимательства.

Авторы статьи обращают внимание на то, что молодежи, как главной движущей силе экономики, предоставляются разнообразные возможности для легкого и комфортного бизнес-старта. Заключение

На данный момент в России появляются всё новые и новые разновидности мероприятий по поддержке малого предпринимательства и перед молодёжью открываются двери в мир бизнеса с лёгким стартом. Ещё недавно молодые люди задавались различными вопросами, такими как: «Как открыть своё дело?», «Как вести уже имеющийся бизнес?», «Где взять средства для старта или же поддержки бизнеса?» - ответы на все эти вопросы легко найти в наше время. В наше время, благодаря заинтересованности со стороны государства, способствовать развитию национальной экономике становится легче, а также реализовывать новые, свежие идеи, которые потенциально могут прославиться на весь мир, лучше и комфортнее в своей стране.

По мнению авторов, активизация молодежного предпринимательства в условиях экономической нестабильности позволит разработать и внедрить собственные технологии во все отрасли народного хозяйства, что впоследствии приведет к укреплению технологического суверенитета России.

Источники:

1. Вельских, И.Е. Молодежное предпринимательство в России: поиск альтернатив развития / И.Е. Вельских // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2023. - Т. 20, № 4(130). - С. 181-193.

2. Евченко, А.В. Научно-методический аппарат формирования и реализации эффективных инновационных стратегий в контексте сквозного планирования функционирования и развития предприятий / А. В. Евченко, Г. А. Есенкова, Д. В. Щербаков // Деловой вестник предпринимателя. - 2020. - № 2(2). - С. 37-42.

3. Емельянова, И.А. Молодежное предпринимательство в современной России: проблемы и перспективы развития правового регулирования / И.А. Емельянова // Вестник Поволжского института управления. - 2023. - Т. 23, № 1. - С. 60-67.

4. Доклад о состоянии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию за 2019-2022 гг.: [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// https://www.economy.gov.ru/materia]/dokumenty/doklad_o_sostoyanii_msp_v_rossiyskoy_fedeiacii_i_merah_po_ego_iazvitiyu_za_20192022_gg.html?ysclid=lqb91v2gjg54163057 (Дата обращения 04.12.2023).

5. Минэкономразвития РФ собрало путеводитель мер поддержки для молодых предпринимателей - Автономная некоммерческая организация «Центр «Мой бизнес» Курской области»: [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://мб46.рф/news/29061-mtnekonomrazvitiya-rf-sobral-putevoditel-mer-podderzhki-dlya-molodykh-predpriramateley/?ysclid=lqb6cxvcme316577884 (Дата обращения: 04.12.2023).

6. Мониторинг предпринимательской активности: [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://gsom.spbu.ru (Дата обращения: 04.12.2023).

7. Национальный проект Мойбизнес.рф - Меры поддержки: [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://мойбизнес.рф/aлtk:risis (Дата обращения: 04.12.2023).

8. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.economy.gov.ru (Дата обращения: 04.12.2023).

9. Пирогова, А.Р. Молодежное предпринимательство как способ реализации предпринимательских инициатив / А.Р. Пирогова // Научные записки академии. - 2022. - № 4(44). - С. 74-77.

10. Рейтинг 2023 - TOP 1000 университетских стартапов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://top1000.univertechpred.ru/?universities=2758 (Дата обращения: 04.12.2023).

11. Руденко, Л. Г. Формирование системы поддержки развития малого молодежного предпринимательства / Л.Г. Руденко // Вестник университета. - 2019. - № 3. - С. 107-113.

EDN: JDUCQV

Т.Ю. Ткачева - д.э.н., доцент, декан факультета экономики и менеджмента, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],

T.Yu. Tkacheva - Doctor of Economics, Associate Professor, Dean of the Faculty of Economics and Management, Southwestern State University, Kursk, Russia;

Е.Ю. Чарочкина - к.э.н., доцент кафедры региональной экономики и менеджмента, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],

E.Yu. Charochkina - candidate of economic sciences, associate professor, Department of Regional Economics and Management, Southwestern State University, Kursk, Russia;

Е.С. Симоненко - к.э.н., доцент кафедры региональной экономики и менеджмента, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],

E.S. Simonenko - candidate of economics, associate professor of the Department of Regional Economics and Management, Candidate of Economic Sciences, Southwest State University, Kursk, Russia.

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ASSESSMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN REGIONS IN MODERN CONDITIONS

Аннотация. Стратегия технологического лидерства России опирается на активный рост инновационной активности предприятий и отраслей хозяйствования, инновационного развития регионов, поэтому, актуальным направлением исследований выступает поиск различных решений и подходов к оценке и направлениям инновационного развития, как на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, так и на уровне региональных экономических систем. Целью исследования стало выявление и оценка показателей инновационного развития регионов России, определение направлений для воспроизводства инноваций на региональном уровне. Опираясь на данные официальной статистики, экспертные оценки и рейтинги проведено исследование уровня и динамики основных показателей инновационного развития регионов России, представлены рейтинговые оценки инновационной активности регионов России, на основе которых определены выводы и сформулированы результаты исследования, в частности, отмечено, что на основе комплексной оценки развития региональных инновационных систем должны прорабатываться управленческие решения на макроуровне, используя преимущества и потенциал регионов, на основе специализации и интеграции ключевых участников инновационной системы можно достичь сокращения дифференциации регионов по уровню инновационного развития. В зависимости от ресурсного преимущества тех или иных регионов необходимо определять направления для финансирования и освоения конкурентоспособных продуктов, отраслей и предприятий.

Abstract. The strategy of Russia's technological leadership is based on the active growth of innovative activity of enterprises and economic sectors, innovative development of regions, therefore, a relevant area of research is the search for various solutions and approaches to the assessment and directions of innovative development, both at the level of individual economic entities and at the level of regional economic entities. systems The purpose of the study was to identify and evaluate indicators of innovative development of Russian regions, determine directions for the reproduction of innovations at the regional level. Based on official statistics, expert assessments and ratings, a study of the level and dynamics of the main indicators of innovative development of Russian regions was carried out, rating assessments of the innovative activity of Russian regions were presented, on the basis of which conclusions were determined and the results of the study were formulated, in particular, it was noted that based on a comprehensive assessment development of regional innovation systems, management decisions should be worked out at the macro level, using the advantages and potential of the regions; on the basis of specialization and integration of key participants in the innovation system, it is possible to achieve a reduction in the differentiation of regions by the level of innovative development. Depending on the resource advantage of certain regions, it is necessary to determine directions for financing and developing competitive products, industries and enterprises.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, регион, бизнес, инвестиции, конкурентоспособность. Keywords: innovation, innovative development, region, business, investment, competitiveness.

Благодарности: Исследование выполнено в рамках государственного задания Юго-Западного государственного университета, код проекта -08512020-0034.

Acknowledgments: The research was carried out within the framework of the state assignment of Southwestern State University, project code -0851-2020-0034 .

Инновационность развития региональных систем хозяйствования на современном этапе выступает главной характеристикой уровня конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, основополагающим фактором экономического роста в аспекте интенсивного пути развития. Это формирует основу для роста доходов населения, производительности труда, качества жизни, самодостаточности страны, снижении зависимости от импорта.

Инновационное развитие общества и государства всегда выступало мощным драйвером и предпосылкой социально-экономической стабильности государства. Преобладание интенсивного типа экономического развития для любого государства выступает важным направлением и задачей в реализации стратегии социально-экономического развития. Инновационность, наряду с классическими факторами производства, можно рассматривать как неотъемлемый элемент в эффективной организации процесса производственной деятельности предприятий, и формировании производственных процессов на уровне регионов, отраслей и предприятий национальной системы хозяйствования. Активная цифровая трансформация стран предполагает исключительную необходимость в воспроизводстве новых знаний, технологий и информации во всех сферах деятельности, необходимым условием становится формирование эффективного инновационного потенциала экономик стран и регионов [1]. Важную роль инновационной активности на уровне регионов обуславливает необходимость отвечать современным трендам, инновационному уровню стран лидеров в технологическом развитии, укреплении позиций на мировом рынке. Инновационное развитие регионов формирует экономический успех и конкурентоспособность национальной экономики, Россия в этом аспекте не является исключением, регулярно проводится мониторинг и оценка результатов инновационного развития субъектов РФ и страны в целом [2,3,4].

В основе методологии оценки уровня инновационного развития предприятий, отраслей и регионов лежит анализ основных показателей использования достижений науки и техники, обеспечении оптимального уровня расходов на инновации, чтобы обеспечить необходимый устойчивый рост, как на микро, так и на макроуровне. Помимо прочего, в оценке инновационного уровня учитывается заинтересованность бизнеса и государства в активизации инновационной деятельности, инвестиционная активность в инновации науку и образование [5]. Вся совокупность международных походов и оценок инновационного развития стран опирается на определенный спектр индикаторов, на основе которых формируются рейтинги (таблица 1).

Таблица 1 - Основные подходы к оценке инновационного развития на основе рейтинга стран в 2023 году

Международные рейтинги инновационного развития Цель применения Основные составляющие Страны лидеры

Глобальный инновационный индекс (ГИИ) По каждой экономике доступна справка по инновационной деятельности, содержащая ее результаты по всем показателям. В этих справках, отражены относительные сильные и слабые стороны экономики в области инноваций В основе Индекса лежит богатая база данных, которая включает информацию по 80 показателям инновационной деятельности. Формируется на основе среднего значения субиндекса вклада в инновации и субиндекса результатов инноваций 1. Швейцария, 2. Швеция 3. США 4. Великобритания 5. Сингапур 6. Финляндия 7. Нидерланды 8. Германия 9. Дания 10. Южная Корея Россия 51 место в рейтинге

Уровень технологического развития Дает возможность оценить уровень развития научной и изобретательской активности стран в сфере робототехники и квантовых технологий Рейтинг определяется по трем показателям: научные публикации, патенты и инвестиции в сфере цифровых технологий. 1. Китай 2. США 3. Индия 4. Великобритания 5. Канада 6. Австралия 7. Япония 8. Южная Корея 9. Франция 10. Испания Россия 14 место в рейтинге

Мировой рейтинг конкурентоспособности (IMD) Дает возможность оценить уровень конкурентоспособности по совокупности социально-экономических индикаторов Основан на анализе экономического роста, инвестиций в инновации, технологическое развитие и другие факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность 1. Дания 2. Ирландия 3. Швейцария 4. Сингапур 5. Нидерланды 6. Тайвань 7. Гонконг 8. Швеция 9. США 10. ОАЭ В 2021 году Россия занимала 45 место

Источник: составлено авторами

Среди всего многообразия представленных международных рейтинговых оценок, а также подходов российских научных школ, наиболее востребованы и актуальны в современных условиях несколько подходов, характеризующих в той или иной степени деятельность стран в области инноваций, каждый из представленных в таблице 1 рейтинговых оценок включает определенную совокупность индикаторов инновационного потенциала из международных и частных источников, что дает возможность выйти за рамки традиционных способов оценки инновационной активности [6,7,8].

Актуальность данных оценок видится в том, что можно с наибольшей точностью получить информацию и определить место и роль той или иной экономической системы в мировой экономике, вклад каждой из стран в мировой экономический рост. Согласно международным экспертным оценкам страны, такие как Дания, Швеция, Ирландия, занимают лидирующие позиции в рейтинге конкурентоспособности, за счет эффективной инновационной базы, высокого уровня образования и науки, деловым климатом, что обеспечивает достижение вы-

соких позиций на мировом сообществе. Соответственно, на сегодняшний день, показатель уровня инновационного развития тождественен конкурентоспособности экономики и общества.

Инвестиции в инновации во многих технологически развитых странах осуществляет частный бизнес, на государственном уровне, как правило, поддерживаются научные исследования и разработки. В современном мире частный бизнес все больше инвестирует в сектор фундаментальных исследований. Заинтересованность частного бизнеса участвовать в развитии науки, пока еще остаётся ключевым вызовом для российской экономики, особенно на уровне регионов.

Исследование официальных статистических данных масштабов и направлений инвестирования науки в России, показывает, что в большей степени исследования и разработки финансируются из средств федерального бюджета. В 2023 году объем финансирования составил 705,9 млрд. рублей за последние десять лет размер данного показателя достиг максимального значения [9] (рисунок 1).

Рисунок 1 - Финансирование научных исследований и разработок из средств федерального бюджета РФ

Анализируя структуру финансирования, можно отметить, что наибольшая доля средств федерального бюджета расходуется на поддержку прикладных исследований - 60,9 %, причем, в первую очередь направленных на развитие национальной экономики - 42,8 %. На развитие фундаментальной науки по данным 2022 года расходуется 39,1 %.

Сложившаяся система поддержки развития научных исследований и разработок в России характеризуется низким уровнем эффективности, так как не обеспечивает оптимального распределения ассигнований по разным источникам финансирования в инновационную сферу, что не решает актуальных задач инновационного развития страны и ее регионов.

В российских условиях хозяйствования одним из актуальных показателей инновационной активности региональных систем выступает объемы затрат на научные исследования и разработки, на начало 2023 года по данному показателю набольший объем ассигнований в научные исследования осуществляет Центральный ФО -758030,4 тыс. рублей или 52,7 % от общего объема затрат по РФ, на второй позиции закрепился Приволжский ФО, объем затрат которого составил 228246,3 тыс. рублей или 15,8 % от общего числа затрат на исследования и разработки (рисунок 2).

Рисунок 2 - Затраты регионов на научные исследования и разработки от общего объема затрат на начало 2023 года, %

Москва является локомотивом ЦФО в направлении инновационного развития, обладая огромным инновационным потенциалом, экономикой, имея необходимые ресурсы для инноваций, на региональном уровне осуществляется активная поддержка инновационных проектов и стартапов, развитие технопарков и научных центров. По показателю объема инновационных товаров, работ и услуг лидирующие позиции так же принадлежат Центральному ФО, в 2022 году данный показатель составил 40256,7 млрд. рублей (таблица 2) [10].

Таблица 2 - Динамика основных показателей инновационной активности регионов России

Регион Объем инновационных товаров, работ, услуг, млрд. руб. Затраты на исследования и разрабо тки, млрд. руб. Уровень инновационной активности организаций, %

2012 г. 2022 г. Изменение, % 2012 г. 2022 г. Изменение, % 2012 г. 2022 г.

ЦФО 9172,8 40256,7 438,8 369069,5 758030,4 205,3 10,9 11,0

СЗФО 4095,2 7283,5 177,8 100002,7 187174,6 187,1 11,0 10,6

ЮФО 1731,2 3370,6 194,6 18618,0 33496,8 179,9 7,4 10,8

СКФО 348,0 594,7 170,8 3448,1 7174,1 208,0 6,4 4,0

ПФО 7458,3 10832,4 145,2 109155,0 228246,3 209,1 11,9 15,9

УФО 7239,2 9828,1 135,7 40420,2 91654,5 226,7 10,6 9,9

СФО 4217,8 6740,1 159,8 46025,1 107743,3 234,0 8,7 9,2

ДФО 1682,1 2827,5 168,0 13131,2 22394,3 170,5 9,8 7,4

Источник: составлено авторами

По показателю инновационной активности выделяются на первых позициях Приволжский, Центральный и Южный Федеральные округа, эти же округа являются лидерами по показателю затрат на научные исследования и разработки, так за исследуемый период данный показатель показал наибольший прирост в Центральном ФО - 338960,9 млрд. рулей, Приволжский ФО - 119091,3 млрд. рублей, достаточно высокой динамикой роста данного показателя можно отметить и Уральский и Сибирский ФО, хотя по объемам затрат на научные исследования и разработки данные округа имеют невысокие значения по сравнению с лидерами. По объему инновационных товаров явным лидером является Центральный ФО, за исследуемый период показатель вырос почти в четыре раза. Наименьшее значение объема затрат на исследования и разработки как в 2012 г., так и в 2022 году наблюдалось в Северо-Кавказском ФО - 3448,1 млрд. рублей и 7174,1 млрд. рублей соответственно, так же в данном округе зафиксировано наименьшее увеличение показателей.

Одним из направлений в решении проблем научно-технологического развития российской национальной системы должна стать реализация активной инновационной политики на уровне регионов. Для лучшего понимания сильных и слабых сторон российских регионов, проработки оптимальных и эффективных управленческих решений на макроуровне необходим регулярный мониторинг и оценка инновационного потенциала и уровня развития региональных систем хозяйствования. На сегодняшний день на основе экспертных оценок производится мониторинг инновационного развития российских регионов. Исследование и анализ регионов по уровню инновационного развития основывается на определенной группе показателей (таблица 3) [11].

Таблица 3 - Основные группы индикаторов, характеризующие уровень инновационного развития регионов

Группа показателей Индикаторы, составляющие группу Основные характеристики

Социально-экономические условия инновационной деятельности показатели по экономическому, образовательному и цифровому развитию региона. демонстрируют, насколько субъекты готовы к созданию, адаптации и освоению инноваций

Научно-технический потенциал Учитываются показатели, касающиеся количества научных сотрудников, финансирования и результативности научных исследований Оценивается количество и качество научных публикаций и патентов, концентрация ученых в регионе.

Уровень инновационной активности. Высчитывается, сколько в регионе организаций, а затем — сколько из них создает технологические, организационные или маркетинговые инновации Оценивается количество организаций, которые создают инновации и участвуют в формировании инновационного потенциала.

Уровень экспортной активности Исследователи оценивают масштабы экспорта товаров и услуг, а также экспорта знаний. Учитывается зарубежное патентование, трансфер технологий, обучение иностранных студентов в российских вузах.

Качество инновационной политики В рамках этого направления эксперты изучают нормативно-правовую базу и стратегию инновационного развития в регионе бюджетные затраты в этой области, а также проверяют, есть ли совет по науке инноваций при губернаторе и насколько активна эта структура. Кроме этого, специалисты оценивают, как регионы участвуют в федеральных программах развития, получают ли гранты и другие виды поддержки.

Источник: составлено авторами

Согласно полученным данным и оценкам, рейтинг инновационной активности регионов России представлен четырьмя группами регионов, эти группы формируются исходя из отношения уровня инновационной активности показателей региона по отношению к лидирующему субъекту.

Таблица 4 - Рейтинг инновационной активности регионов России [11]

Группа Федеральный округ Субъекты - лидеры

I (не более 20% отставание от лидера) Центральный ФО Приволжский ФО Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Томская и Нижегородская области

II (не более 20- 40% отставание от лидера) Приволжский ФО, Сибирский ФО, Северо-западный ФО, Центральный ФО, Южный ФО, Дальневосточный ФО Ульяновская область, Новосибирская область, Мурманская область, Владимирская область и Челябинская область

III регионы, отстающие на 40-60% Дальневосточный ФО, Южный ФО 34 субъекта, в числе которых Адыгея, Забайкальский край, Хакасия

IV регионы, отстающие более чем на 60%. Северо-Кавказский ФО Дагестан, Ингушетия, Чечня

В первую группу вошли регионы, инновационный индекс которых по отношению к лидеру составляет не более 20 % разницы. Сюда вошли шесть субъектов Центрального и Приволжского региона. В частности, Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Томская и Нижегородская области. Такая ситуация вполне предсказуема, так как на протяжении последних лет, лидирующие позиции в рейтингах инновационного развития остаются традиционно за Центральным Федеральным округом, что подчеркивает макроэкономическое неравенство и определенный рост региональной дифференциации.

Те регионы, которые благодаря разным программам в предыдущие годы успели создать себе серьезную инновационную инфраструктуру, за счет этого сейчас выигрывают.

Вторая и третья группа включает в себя наибольший удельный вес по количеству входящих туда регионов, сюда вошла большая часть субъектов, которые распределены по территории страны относительно равномерно. К этой группе относится более половины субъектов Приволжского (Ульяновская область), Сибирского (Новосибирская область), Северо-Западного (Мурманская область), Центрального (Владимирская область) и

Уральского (Челябинская область) федеральных округов. При этом 25 % представителей расположены в Южном федеральном округе, а 18 % - на Дальнем Востоке.

Отстающая, четвертая группа представлена регионами, инновационный индекс которых имеет значение ниже, чем на 60 % от лидера. Эти регионы характеризуются низкими показателями затрат на исследования и разработки, низкая патентная активность. Также невысока инновационная активность бизнеса [12].

Рейтинговая оценка региональных систем хозяйствования выступает индикатором для определения преимуществ и проблем в инновационной сфере, дает возможность выявить возможные направления для развития, для проработки инструментария управленческих решений на микро и макроуровне, формирования инновационной инфраструктуры и конечно привлечения инвестиций. Основой выступает государственная политика в области инновационного развития, которая определяет стратегические и тактические цели и мероприятия для формирования инновационного потенциала (рисунок 3) [13].

Л

Регулирование процентных ставок, установление уровня ставки рефенансирования для инновационной отрасли. Дифференциация уровня ставки рефенансирования для нниовапионното сектора. Льготное кредитование инноеэциооных проектов.

_)

Финансовая поддержка региональных и частных ^^ инновационных проектов, в том числе институтами развития и государственными корпорациями. Государственный заказ на фундаментальные и прикладные исследования и разработки, приоритетные технологические решения,принятие рисков и части затрат при реализации отдельных долгосрочных неокупаемых инновационных проектов, поддержка развития малых технологических компаний._^

Развитие сетевых университетов по линии СНГ. БРИКС. ШОС и РАФУ. Сотрудничество сос странами Латинской Америки. Африканского и Азиатско-Тихоокеанского регионов в направлении отраслевого обмена кадрами. содействия в реализации потенциала взаимодейсмтБия в области фундаментальных и прикладных исследовании, внедрение в производство научго- технологических ^_^ I_разработок._^у

Рисунок 3 - Меры государственной поддержки в сфере инновационного развития

(Источник: составлено авторами)

Большинство исследований теории и практики инновационного развития регионов отмечает, что одним из препятствий на пути к эффективной системе развития науки и технологий на региональном уровне является недостаток бюджетных средств, слабая заинтересованность частного бизнеса в увеличении объемов внутренних затрат на научные исследования, наращивании определенных кадровых резервов, качества бизнес-процессов. Еще одной из проблем современной российской действительности является, то, что преобладающая доля затрат на инновации относится к промышленному сектору, который всегда доминировал на фоне сферы услуг, транспорта, сельского хозяйства, по данным официальной статистики стоимость инновационных продуктов в промышленности в 2022 году составила 3693 млрд. рублей, а в сфере услуг составила всего 789 млрд. рублей, что предопределяет дифференциацию регионов по уровню инновационного развития [14].

Анализируя причины, необходимо отметить, что первоочередной проблемой является экономическая модель хозяйствования российской экономики, в частности ее сырьевая направленность, слабая внутриотраслевая конкуренция, концентрация ресурсов в добывающем секторе, что явно не способствует активизации бизнеса для внедрения инноваций. Как показывает практический опыт зарубежных стран, наиболее эффективны с точки зрения управляемости региональные инновационные системы. Необходимо отметить, что, опираясь на полноценный научно-технологический форсайт, направленный на интеграцию ключевых региональных участников, в частности, государства, бизнеса, вузов вокруг формирования общего инновационного потенциала, что лежит в основе концепции «умной специализации», которая используется во многих развитых странах.

Сокращению дифференциации регионов по уровню инновационного развития помогает государственная политика в области дотаций и субвенций, для того чтобы отстающим регионам стать более привлекательными для государственный, частных инвестиций необходимо наращивать свой ресурсный, трудовой, технологический потенциал. В зависимости от ресурсного преимущества тех или иных регионов необходимо определять направления для финансирования и освоения конкурентоспособных продуктов, отраслей и предприятий. Важно активно наращивать поддержку развития сельскохозяйственной, транспортной, и других отраслей, необходима проработка экономического механизма взаимодействия отраслевых предприятий с соответствующими отраслевыми вузами в регионах.

В целом, оценка уровня инновационного развития регионов показывает положительную динамику основных ее показателей, российские регионы в большинстве готовы к развитию и внедрению инноваций, что формирует подходящую среду для социально-экономического развития экономики страны, государство уделяет внимание поиску и освоению новых возможностей развития инновационных регионов, которые в ближайшем будущем станут точками роста новых технологий и инвестиций. Несмотря на влияние внешних негативных факторов, сложностей экономического и политического характера, Россия наращивает усилия по мобилизации научного и технологического потен-

Г > ■

Развитие международной кооперации

циала на региональном уровне, создаются условия для снижения возможных рисков, формирования условий технологического развития отраслей. На сегодняшний период времени уже, достигнуты определенные качественные организационно-технологические решения для формирования инновационной инфраструктуры российских регионов на основе новых форм коммуникации науки, бизнеса и государства.

Источники:

1. Петров М.В. Финансирование инновационного развития России в условиях усиления геополитической напряженности и международных санкций // Вопросы инновационной экономики. - 2023. - Том 13. - № 1. - С. 77-92. - doi: 10.18334/vinec.13.1.117382.

2. Бабич С. Г., Ушанина А. О. Инновационная деятельность в Российской Федерации: состояние и особенности развития // Экономические науки.- 2023.- №7. (224). - С. 28-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вертакова, Ю. В. Реализация инновационного подхода к мониторингу траекторий социально-экономического развития региона / Ю. В. Вертакова, Ю. С. Положенцева, М. Г. Клевцова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2014. - № 2. - С. 26-36.

4. Положенцева, Ю. С. Исследование инвестиционной привлекательности региона с целью повышения региональной конкурентоспособности / Ю. С. Положенцева, Ю. В. Вертакова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2012. - № 19(138). - С. 55-60.

5. Шик Е.В. Анализ инновационной активности России на основе международного сопоставления // Экономические исследования и разработки. - 2019. - № 6. - С.93-103.

6. Положенцева, Ю. С. Макроэкономические условия формирования инновационной среды региона / Ю. С. Положенцева, М. Г. Клевцова, Ю. В. Вертакова // Управленческое консультирование. - 2014. - № 10(70). - С. 60-67.

7. Положенцева, Ю. С. Кластерный подход к анализу инновационного развития субъектов Российской Федерации / Ю. С. Положенцева // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - № 4-3(43). - С. 31-38.

8. Рейтинг стран мира по уровню глобальной конкурентоспособности / Гуманитарный портал: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 20062023 (последняя редакция:14.10.2023). URL: https://gtmarket.ru/ratings/imd-world-competitiveness-ranking.

9. Динамика затрат и результатов инноваций в России. [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2019/10/09/1527914545/NTI_N_147_09102019.pdf ( дата обращения 21.11.2023).

10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gks.ru/(дата обращения 20.11.2023)

11. Эксперты ВШЭ составили рейтинг инновационного развития регионов России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/61403f699a794719a68bf3b5? &от=сору(дата обращения 20.11.2023).

12. Наука. Технологии. Инновации: 2023. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/789665170.html (дата обращения 20.11.2023).

13. Технологическое развитие отраслей экономики. [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (дата обращения 20.11.2023).

14. Затраты на инновации быстрее растут в отраслях, получающих содействие государства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2023/11/24/nezabytoe-novoe.html (дата обращения 22.11.2023).

EDN: HZIBVF

А.А. Урусова - к.э.н., доцент кафедры «Общественное здоровье и организация здравоохранения», Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, [email protected],

A.A. Urusova - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Public Health and Healthcare Organization, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia;

Д.Т. Байчоров - обучающийся направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, [email protected],

D.T. Baychorov - student of the field of study 09.03.03 Applied Informatics, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia;

АС. Тохчуков - обучающийся направления подготовки 08.03.01 Строительство, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, [email protected],

A.S. Tokhcukov - student of the field of study 08.03.01 Construction, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia.

РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ И АНАЛИЗА МАЛОЗАМЕТНЫХ И ПРОДВИНУТЫХ КИБЕРУГРОЗ DEVELOPMENT OF METHODS AND TECHNOLOGIES FOR THE DETECTION AND ANALYSIS OF SUBTLE AND ADVANCED CYBER THREATS

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению методов и технологий обнаружения малозаметных и продвинутых киберугроз в 2023 году. Авторами изучены актуальные киберугрозы к которым следует отнести использование злоумышленниками платформ для проведения фишинговых атак. К таким сервисам для проведения фишинговых атак мошенники используют EvilProxy. В ходе исследования авторами выявлены и другие виды киберугроз такие как обход защиты электронной почты. В своей преступной деятельности киберпреступники все чаще используют вложения, имеющие расширение .pdf. В pdf-файлы встраиваются вредоносные ссылки, замаскированные с помощью QR-кодов. С целью обхода системы защиты используется техника MalDoc. Этот вид техники представляет серьезную угрозу т.к. способен обмануть как пользователей так и системы защиты. Данная техника применяется с использованием Word-файлов при открытии которого срабатывают вредоносные макросы, представляя серьезную угрозу для обеспечения сохранности персональных и конфиденциальных данных.

Abstract. This article is devoted to the study of methods and technologies for detecting subtle and advanced cyber threats in 2023. The authors have studied current cyber threats, which include the use of platforms by hackers to conduct phishing attacks. Scammers use EvilProxy to carry out phishing attacks on such services. In the course of the study, the authors identified other types of cyber threats, such as circumvention of email protection. Cybercriminals are increasingly using attachments with the .pdf extension in their criminal activities. Malicious links disguised with QR codes are embedded in pdf files. In order to bypass the protection system, the MalDoc technique is used. This type of technology poses a serious threat because it is capable of deceiving both users and security systems. This technique is used using Word files, when opened, malicious macros are triggered, posing a serious threat to the safety of personal and confidential data

Ключевые слова: киберугрозы, киберпространство, кибепреступления, киберпреступники, вредоносные макросы, EvilProxy, техника MalDoc, pdf-файлы, Word-файлы.

Keywords: cyber threats, cyberspace, cybercrimes, cybercriminals, malicious macros, EvilProxy, MalDoc technology, pdf files, Word files.

Введение

Проблема обеспечения безопасности данных является актуальной во все времена. С развитием информационных технологий возросла актуальность обеспечения безопасности данных так как риску подвержены все начиная от обычного пользователя и заканчивая финансовыми институтами. В настоящее время риску киберугроз подвержены:

1. Наука и образование. Здесь речь идет о научных исследованиях, инновациях. Киберпреступником важно осуществить захват именно такой информации для дальнейшей ее продажи и излечения прибыли не прилагая особых усилий.

2. Медицина. В медицине киберпреступников интересует информация о персональных данных пациентов для дальнейшего использования на них психологического давления в корыстных целях.

3. IT. Кибератаки (фишинговые атаки, DDos-атаки) производятся на поставщиков программного обеспечения и услуг, а также на облачные сервисы с целью шпионажа, вымогательства и создания угроз безопасности для получения собственной выгоды киберпреступниками.

4. Финансовые организации. Киберугрозы направлены для получения доступа персональным данным клиентов банков (номерам счетов) с целью проведения мошеннических операций для наживы.

Перечислять сферы применения кибератак, представляющих угрозу утечки конфиденциальной инфор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.