Научная статья на тему 'Оценка инновационного потенциала торгового предприятия'

Оценка инновационного потенциала торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE POTENTIAL OF TRADE ENTERPRISES / THE INNOVATION POTENTIAL OF MATERIAL RESOURCES / INTELLECTUAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власова А. Е.

В статье представлена оценка инновационного потенциала торгового предприятия, основанная на оценке инновационного потенциала материальных ресурсов и оценке интеллектуального потенциала. Данная методика наиболее оптимальна для применения в крупных торговых сетях, имеющих разветвленную структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF TRADE ENTERPRISES

The article presents an assessment of the innovative potential of a trade enterprise based on the evaluation of innovative potential of material resources and the assessment of intellectual potential. This technique is most optimal for use in large retail chains having a branched structure.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационного потенциала торгового предприятия»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 330

А.Е. Власова

канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики и управления на предприятии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет

имени Г.В. Плеханова»

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. В статье представлена оценка инновационного потенциала торгового предприятия, основанная на оценке инновационного потенциала материальных ресурсов и оценке интеллектуального потенциала. Данная методика наиболее оптимальна для применения в крупных торговых сетях, имеющих разветвленную структуру.

Ключевые слова: инновационный потенциал торгового предприятия, инновационный потенциал материальных ресурсов, интеллектуальный потенциал.

A.E. Vlasova, Saratov Socio-Economic Institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics

ESTIMATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF TRADE ENTERPRISES

Abstract. The article presents an assessment of the innovative potential of a trade enterprise based on the evaluation of innovative potential of material resources and the assessment of intellectual potential. This technique is most optimal for use in large retail chains having a branched structure.

Keywords: innovative potential of trade enterprises, the innovation potential of material resources, intellectual potential.

Достаточно много исследователей в качестве интегральной системной характеристики инновационного развития предприятия выдвигают инновационный потенциал.

Инновационный потенциал предприятия включает две составляющие:

- материальные ресурсы;

- нематериальные ресурсы, т.е. интеллектуальный потенциал.

В свою очередь инновационный потенциал материальных ресурсов включает:

- основные средства предприятия, т.е. все материально-вещественные ценности, используемые более одного года в натуральной форме;

- оборотные активы, т.е. денежные средства предприятия или активы, при необходимости, обращенные в денежные средства, которые могут использоваться в течение определенного времени.

В свою очередь интеллектуальный потенциал включает:

- нематериальные активы, т.е. не имеющие физических свойств объекты:

а) концепция бизнеса;

б) маркетинговые ресурсы;

в) торгово-технологические процессы;

г) прочие нематериальные активы.

- трудовые ресурсы;

- управленческие ресурсы.

№ 5 (45) - 2015

39

Проблемы экономики и менеджмента

При правильном развитии предприятия будет преобладать интеллектуальный потенциал в процессе инициации инноваций, а материальные ресурсы будут вспомогательным звеном для быстрого и качественного внедрения инновации на предприятии. Таким образом, методика оценки инновационного потенциала торгового предприятия будет строиться на двух взаимосвязанных составляющих [2, с. 25].

Для оценки инновационного потенциала материальных ресурсов предприятия предлагается использовать следующие показатели: основные фонды предприятия, оборотные активы предприятия, торгово-технологические процессы, протекающие на предприятии, маркетинговые ресурсы, трудовые ресурсы, управленческие ресурсы.

Используя показатель «основные фонды предприятия» получим:

где

ЭфОФ=I

РТО РТО РТО

---X----X----,

ОФ П КВ

ЭфОФ - эффективность применения основных фондов предприятия; РТО - розничный товарооборот предприятия;

ОФ - основные фонды предприятия;

П - площадь предприятия (торговая);

КВ - капитальные вложения.

Используя показатель «оборотные активы предприятия» получим:

где

где

ЭфОА=з

РТО РТО РТО

----X-----X----,

ТЗср ДЗср КФВ

ЭфОА - эффективность применения оборотных активов предприятия; ТЗ - товарный запас предприятия (среднее значение);

ДЗ - дебиторская задолженность сроком до года (среднее значение); КФВ - краткосрочные финансовые вложения.

Используя показатель «торгово-технологические процессы» получим:

ЭфТТП =

РТО РТО РТО

з

X

Зтр Зхр

X

Зпп

ЭфТТП - эффективность всех торгово-технологических процессов; Зтр - транспортные затраты;

Зхр - затраты на хранение товаров;

Зпп - затраты на предпродажную подготовку товара.

Используя показатель «маркетинговые ресурсы» получим:

РТО РТО РТО ЭфМР ° з/-X---х-

Зм Чм ФЗПм где ЭфМР - эффективность применения маркетинговых ресурсов; Зм - затраты на маркетинг;

Чм - численность (количество) маркетологов;

ФЗПм - фонд заработной платы работников отдела маркетинга. Используя показатель «трудовые ресурсы» получим:

40

№ 5 (45) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

ЭфТР ° 3

РТО РТО РТО

---х----х----,

Ч ФЗП Зоб

где

ЭфТР - эффективность трудовых ресурсов;

Ч- количество работников;

ФЗП - фонд заработной платы предприятия;

Зоб - затраты на обучение работников.

Используя показатель «управленческие ресурсы» получим:

ЭфУР °

V

РТО РТО

х---х

Чрук УР

РТО ФЗПрук ’

где ЭфУР - эффективность применения управленческих ресурсов;

Чрук - количество руководящих работников;

УР - управленческие расходы;

ФЗПрук - фонд заработной платы руководящих работников.

Рассмотренные выше показатели можно объединить в один интегральный показатель, показывающий эффективность деятельности предприятия:

ЭфДП = ЭфОФ х ЭфОА х ЭфТТП х ЭфМР х ЭфТР х ЭфУР.

Рост эффективности использования инновационного потенциала предприятия можно рассчитать по формуле:

АЭфИП = ^ АЭфОФ х КОФ + АЭфОА х КОА + АЭфТТП х КТТП +

+АЭфМР х КМР + АЭф ТР х КТР + АЭф УР х КУР,

где АЭфИП - рост эффективности инновационного потенциала предприятия;

АЭф - темп роста эффективности использования элементов инновационного потенциала, (%);

К - коэффициент весовой, показывающий наличие нововведений в компоненте инновационного потенциала (определяется экспертами) [3, с. 77].

Для оценки интеллектуального потенциала торгового предприятия также выделим несколько блоков:

- стратегический;

- кадровый;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- маркетинговый;

- процессно-технологический;

- ресурсный;

- организационно-управленческий.

В свою очередь каждый блок разбивается на несколько элементов, которые оцениваются отдельно по 6-ти бальной шкале, где за основу берется конкурентоспособность элемента и способность его улучшения при использовании нововведений:

6 баллов - высокая конкурентоспособность элемента, имеется возможности улучшения за счет использования нововведений;

5 баллов - высокая конкурентоспособность элемента, но нет возможностей

№ 5 (45) - 2015

41

Проблемы экономики и менеджмента

улучшения за счет использования нововведений;

4 балла - средняя конкурентоспособность элемента, имеется возможности улучшения за счет использования нововведений;

3 балла - средняя конкурентоспособность элемента, нет возможностей улучшения за счет использования нововведений;

2 балла - низкая конкурентоспособность элемента, но имеются возможности улучшения за счет использования нововведений;

1 балл - низкая конкурентоспособность элемента, нет возможностей улучшения за счет использования нововведений.

Инновационный потенциал элементов каждого блока может быть высоким (6 баллов) и низким (1 балл).

Таким образом, показатель инновационного потенциала торгового предприятия может быть рассчитан по формуле:

ИП ° Бс х Кбс + Бк х Кбк + Бм х Кбм + Бпт х Кбпт + Бр х Кбр + Боу х Кбоу, где ИП - инновационный потенциал предприятия;

Б - инновационный потенциал конкретного блока;

К - весовой коэффициент соответствующего блока.

В каждом блоке аналогично рассчитывается инновационный потенциал элементов [1, с. 22].

В заключении отметим, что рассмотренная в данной статье оценка инновационного потенциала торгового предприятия предполагает оценку инновационного потенциала на основе двух составляющих; оценка интеллектуального потенциала производится на основе нескольких критериев. Проведение оценки достаточно трудоемко и требует временных затрат, поэтому, предлагаемая методика может быть применена к крупным торговым сетям, имеющим разветвленную структуру. Для оценки инновационного потенциала локальных сетей, целесообразно применить более простые методы.

Список литературы:

1. Власова А.Е. Методические рекомендации оценки инновационной активности торговых предприятий / А.Е. Власова. - Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2014. - Ч. 1. - 300 с.

2. Плотников А.П. Оценка эффективности инновационного развития производственных организаций: монография / А.П. Плотников, В.Н. Суязов. - М.: Восход, 2010. - 128 с.

3. Юдникова Е.С. Обеспечение направлений формирования инновационного потенциала предпринимательской структуры: научное издание / Е. С. Юдникова,

В.Н. Халезов. - СПб.: ТЭИ, 2010. - 104 с.

42

№ 5 (45) - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.