Проблемы экономики и менеджмента
УДК 330
А.Е. Власова
канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики и управления на предприятии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет
имени Г.В. Плеханова»
ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация. В статье представлена оценка инновационного потенциала торгового предприятия, основанная на оценке инновационного потенциала материальных ресурсов и оценке интеллектуального потенциала. Данная методика наиболее оптимальна для применения в крупных торговых сетях, имеющих разветвленную структуру.
Ключевые слова: инновационный потенциал торгового предприятия, инновационный потенциал материальных ресурсов, интеллектуальный потенциал.
A.E. Vlasova, Saratov Socio-Economic Institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics
ESTIMATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF TRADE ENTERPRISES
Abstract. The article presents an assessment of the innovative potential of a trade enterprise based on the evaluation of innovative potential of material resources and the assessment of intellectual potential. This technique is most optimal for use in large retail chains having a branched structure.
Keywords: innovative potential of trade enterprises, the innovation potential of material resources, intellectual potential.
Достаточно много исследователей в качестве интегральной системной характеристики инновационного развития предприятия выдвигают инновационный потенциал.
Инновационный потенциал предприятия включает две составляющие:
- материальные ресурсы;
- нематериальные ресурсы, т.е. интеллектуальный потенциал.
В свою очередь инновационный потенциал материальных ресурсов включает:
- основные средства предприятия, т.е. все материально-вещественные ценности, используемые более одного года в натуральной форме;
- оборотные активы, т.е. денежные средства предприятия или активы, при необходимости, обращенные в денежные средства, которые могут использоваться в течение определенного времени.
В свою очередь интеллектуальный потенциал включает:
- нематериальные активы, т.е. не имеющие физических свойств объекты:
а) концепция бизнеса;
б) маркетинговые ресурсы;
в) торгово-технологические процессы;
г) прочие нематериальные активы.
- трудовые ресурсы;
- управленческие ресурсы.
№ 5 (45) - 2015
39
Проблемы экономики и менеджмента
При правильном развитии предприятия будет преобладать интеллектуальный потенциал в процессе инициации инноваций, а материальные ресурсы будут вспомогательным звеном для быстрого и качественного внедрения инновации на предприятии. Таким образом, методика оценки инновационного потенциала торгового предприятия будет строиться на двух взаимосвязанных составляющих [2, с. 25].
Для оценки инновационного потенциала материальных ресурсов предприятия предлагается использовать следующие показатели: основные фонды предприятия, оборотные активы предприятия, торгово-технологические процессы, протекающие на предприятии, маркетинговые ресурсы, трудовые ресурсы, управленческие ресурсы.
Используя показатель «основные фонды предприятия» получим:
где
ЭфОФ=I
РТО РТО РТО
---X----X----,
ОФ П КВ
ЭфОФ - эффективность применения основных фондов предприятия; РТО - розничный товарооборот предприятия;
ОФ - основные фонды предприятия;
П - площадь предприятия (торговая);
КВ - капитальные вложения.
Используя показатель «оборотные активы предприятия» получим:
где
где
ЭфОА=з
РТО РТО РТО
----X-----X----,
ТЗср ДЗср КФВ
ЭфОА - эффективность применения оборотных активов предприятия; ТЗ - товарный запас предприятия (среднее значение);
ДЗ - дебиторская задолженность сроком до года (среднее значение); КФВ - краткосрочные финансовые вложения.
Используя показатель «торгово-технологические процессы» получим:
ЭфТТП =
РТО РТО РТО
з
X
Зтр Зхр
X
Зпп
ЭфТТП - эффективность всех торгово-технологических процессов; Зтр - транспортные затраты;
Зхр - затраты на хранение товаров;
Зпп - затраты на предпродажную подготовку товара.
Используя показатель «маркетинговые ресурсы» получим:
РТО РТО РТО ЭфМР ° з/-X---х-
Зм Чм ФЗПм где ЭфМР - эффективность применения маркетинговых ресурсов; Зм - затраты на маркетинг;
Чм - численность (количество) маркетологов;
ФЗПм - фонд заработной платы работников отдела маркетинга. Используя показатель «трудовые ресурсы» получим:
40
№ 5 (45) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
ЭфТР ° 3
РТО РТО РТО
---х----х----,
Ч ФЗП Зоб
где
ЭфТР - эффективность трудовых ресурсов;
Ч- количество работников;
ФЗП - фонд заработной платы предприятия;
Зоб - затраты на обучение работников.
Используя показатель «управленческие ресурсы» получим:
ЭфУР °
V
РТО РТО
х---х
Чрук УР
РТО ФЗПрук ’
где ЭфУР - эффективность применения управленческих ресурсов;
Чрук - количество руководящих работников;
УР - управленческие расходы;
ФЗПрук - фонд заработной платы руководящих работников.
Рассмотренные выше показатели можно объединить в один интегральный показатель, показывающий эффективность деятельности предприятия:
ЭфДП = ЭфОФ х ЭфОА х ЭфТТП х ЭфМР х ЭфТР х ЭфУР.
Рост эффективности использования инновационного потенциала предприятия можно рассчитать по формуле:
АЭфИП = ^ АЭфОФ х КОФ + АЭфОА х КОА + АЭфТТП х КТТП +
+АЭфМР х КМР + АЭф ТР х КТР + АЭф УР х КУР,
где АЭфИП - рост эффективности инновационного потенциала предприятия;
АЭф - темп роста эффективности использования элементов инновационного потенциала, (%);
К - коэффициент весовой, показывающий наличие нововведений в компоненте инновационного потенциала (определяется экспертами) [3, с. 77].
Для оценки интеллектуального потенциала торгового предприятия также выделим несколько блоков:
- стратегический;
- кадровый;
- маркетинговый;
- процессно-технологический;
- ресурсный;
- организационно-управленческий.
В свою очередь каждый блок разбивается на несколько элементов, которые оцениваются отдельно по 6-ти бальной шкале, где за основу берется конкурентоспособность элемента и способность его улучшения при использовании нововведений:
6 баллов - высокая конкурентоспособность элемента, имеется возможности улучшения за счет использования нововведений;
5 баллов - высокая конкурентоспособность элемента, но нет возможностей
№ 5 (45) - 2015
41
Проблемы экономики и менеджмента
улучшения за счет использования нововведений;
4 балла - средняя конкурентоспособность элемента, имеется возможности улучшения за счет использования нововведений;
3 балла - средняя конкурентоспособность элемента, нет возможностей улучшения за счет использования нововведений;
2 балла - низкая конкурентоспособность элемента, но имеются возможности улучшения за счет использования нововведений;
1 балл - низкая конкурентоспособность элемента, нет возможностей улучшения за счет использования нововведений.
Инновационный потенциал элементов каждого блока может быть высоким (6 баллов) и низким (1 балл).
Таким образом, показатель инновационного потенциала торгового предприятия может быть рассчитан по формуле:
ИП ° Бс х Кбс + Бк х Кбк + Бм х Кбм + Бпт х Кбпт + Бр х Кбр + Боу х Кбоу, где ИП - инновационный потенциал предприятия;
Б - инновационный потенциал конкретного блока;
К - весовой коэффициент соответствующего блока.
В каждом блоке аналогично рассчитывается инновационный потенциал элементов [1, с. 22].
В заключении отметим, что рассмотренная в данной статье оценка инновационного потенциала торгового предприятия предполагает оценку инновационного потенциала на основе двух составляющих; оценка интеллектуального потенциала производится на основе нескольких критериев. Проведение оценки достаточно трудоемко и требует временных затрат, поэтому, предлагаемая методика может быть применена к крупным торговым сетям, имеющим разветвленную структуру. Для оценки инновационного потенциала локальных сетей, целесообразно применить более простые методы.
Список литературы:
1. Власова А.Е. Методические рекомендации оценки инновационной активности торговых предприятий / А.Е. Власова. - Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2014. - Ч. 1. - 300 с.
2. Плотников А.П. Оценка эффективности инновационного развития производственных организаций: монография / А.П. Плотников, В.Н. Суязов. - М.: Восход, 2010. - 128 с.
3. Юдникова Е.С. Обеспечение направлений формирования инновационного потенциала предпринимательской структуры: научное издание / Е. С. Юдникова,
В.Н. Халезов. - СПб.: ТЭИ, 2010. - 104 с.
42
№ 5 (45) - 2015