Научная статья на тему 'Оценка инновационного потенциала телекоммуникационной компании'

Оценка инновационного потенциала телекоммуникационной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОВЕРЕННОЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПАНИИ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ КОМПАНИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Велькович Михаил Абрамович, Гусев Александр Евгеньевич, Диденко Николай Иванович

Предложен подход к определению инновационного потенциала компании отрасли информационно-коммуникационных технологий ИТ-компании. Для анализа и оценки инновационного потенциала компании приводятся методические принципы и методика.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article materials are presented on creation if method of estimate innovative potential of company of industry of informatively-communication technologies in IT-company. For an analysis and estimation of innovative potential of company principles and method are offered.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационного потенциала телекоммуникационной компании»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кудрин, А. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России [Текст] / А. Кудрин, О. Сергиенко // Вопросы экономики. -2011. - С. 4-19.

2. Давыдов, А.А. Инновационный потенциал России: настоящее и будущее [Электронный ресурс] / А.А. Давыдов. - Режим доступа: http://www. isras.ru/ blog_modern_3.html

3. Васильцов, В. С. Развитие рынка инноваций в хозяйственной системе России [Текст] / В.С. Васильцов. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 189 с.

4. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность [Текст] / Д.И. Кокурин. - М.: Экзамен, 2001. - 575 с.

5. Кузык, Б.Н. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года [Текст] / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец, А.Д. Некипелов. - М.: ИНЭС, 2006. - 432 с.

6. Стратегия 2020 [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/ 159528.shtml

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.nationmaster.com/correlations/eco_gro_com_sco-eco-nomy-growth-competitiveness-score

8. Innovation Capacity Index [Electronic resource]. -URL: http://www.innovationfordevelopmentreport.org/ici.html

9. Global Innovation Index INSEAD [Electronic resource]. - URL: http://www.insead.edu/discover_insead/ Newsroom/2009_global_innovation.cfm

10. The Global Competitiveness Report 2009-2010. World Economic Forum. 2009 [Electronic resource]. -URL: http://www.weforum.org/documents/GCR09/index.html

11. The Global Innovation Scoreboard 2008: The Dynamics of the innovative Performances of Countries [Electronic resource] / D. Archibugi, M. Denn, A. Fil-ippetti. - Brussels.: European Commission, 2009. - URL: http://www.proinno-europe.eu/node/admin/uploaded_do-cuments/EIS_2008_Global_Innovation_Scoreboard.pdf

УДК 330.1

М.А. Велькович, А.Е. Гусев, Н.И. Диденко

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПАНИИ

Решение Правительства РФ о широкой приватизации предприятий с государственным пакетом акций [1] связано с тем, что развитие промышленности и услуг связи необходимо перевести на инновационный принцип развития. В условиях открытого национального рынка и глобализа-ционных процессов в мировой экономике хозяйствующие субъекты, не следующие инновационному пути развития, в ближайшей перспективе прекратят свою деятельность или превратятся во второстепенный придаток могущественных кластеров. Инновационное развитие предполагает постоянное активное совершенствование технических и технологических решений при создании конкурентоспособных изделий и услуг.

Инновационная деятельность при создании конкурентоспособной продукции и услуг. Инновационные пути развития хозяйствующих субъектов определяются категориями различного порядка, к ним относятся [2, 3]:

- вектор инновационного развития глобальной экономики;

- стратегия инновационного развития страны и регионов;

- структурные преобразования в экономике страны и регионах;

- этапы жизненного цикла отрасли и предприятия;

- бизнес-стратегия и функциональная стратегия предприятия;

- состояние производственного (операционного) менеджмента;

- организационная культура;

- инновационное развитие предприятия, других предприятий отрасли, а также родственных и поддерживающих предприятий.

Итак, инновация - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Следовательно, инновационная деятельность - это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы. Классификация инноваций показана здесь в таблице.

Классификация инноваций

Базисная инновация (иногда ее еще называют радикальной) - это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений.

Улучшающая инновация (используется еще название приростная инновация) - это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых тех-

нологий, совершенствование продукции и технологических процессов.

Производственные инновации - воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, т. е. представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс.

Управленческие инновации - понятие, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения вознаграждения и т. п.

Продуктовая инновация - включает получение нового продукта или услуги с целью удовлетворить определенную потребность на рынке.

Процессная инновация - означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы.

Инновационная среда при создании конкурентоспособной продукции. Телекоммуникационные предприятия, занятые инновационным производством, определяют сегодня уровень научно-технического прогресса, создают предпосылки для экономического роста других отраслей народного хозяйства. В первую очередь это относится к разработке и производству доверенного телекоммуникационного оборудования, которое позволяют строить защищенные информационные системы.

Разработка современного доверенного телекоммуникационного оборудования требует создания и развития инновационного потенциала предприятия (телекоммуникационной компании) - инновационной технологии, организации производства, инновационного потенциала трудовых ресурсов и т. п., вывода его на качественный новый уровень. Понятие доверенного телекоммуникационного оборудования исходит из утвержденной концепции «Основные положения формирования доверительной среды в единой системе государственного и военного управления (ЕСГВУ)» [4]. Под «доверенным» понимает -

Критерий классификации Основные типы инноваций

Степень новизны Базисная (радикальная) Улучшающая (приростная)

Характер практической деятельности Производственные Управленческие

Технологические параметры Продуктовые Процессные

ся оборудование, удовлетворяющее следующим критериям и свойствам:

- доступность услуг сети, т. е. устойчивость сети к нештатным воздействиям на оборудование, приводящим к нарушению его корректного функционирования;

- непрерывность и надежность предоставления услуг, в том числе в условиях особого периода;

- недоступность передаваемых данных оконченным устройствам (потребителям), которым эти данные не предназначены;

- целостность обрабатываемой информации, т. е. логическую неизменность данных, передаваемых между оконченным оборудованием.

Производство этого оборудования проявляется в такой сложной и многообразной научно-технической области, как проектирование и производство радиотехнических средств, где происходит непрерывное, а иногда и скачкообразное инновационное развитие, которое в короткий срок заставляет кардинально пересматривать подходы к разработке, технологии и организации производства изделий, внедрять новые прорывные технологии. Задачи инновационного развития предприятия и задачи выпуска конкурентоспособной продукции можно рассматривать как взаимосвязанные и взаимовлияющие процессы. В этом случае достигается максимальный эффект от внедрения на предприятии инновационных технологий, так как они ориентированы на конечную продукцию, а сама продукция разрабатывается с учетом новых возможностей предприятия, связанных с внедрением этих новых технологий. Инновационный процесс является комплексным процессом, содержащим этапы исследований, создания наукоемкого продукта, технологии и организации инновационного производства, создания и реализации маркетинговой стратегии компании и т. п. При этом идея сознательного, целенаправленного, потенциально мощного развития исследований, разработок и производства требует, чтобы разработка идей была закономерной, объективной, научно обоснованной. Процесс инновационного развития и разработки новых наукоемких изделий и услуг обозначает «узкие места», существующие в интегрирован-

ных телекоммуникационных (ИТ) компаниях, которые связаны с технологическими процессами создания этих услуг. Для анализа и оценки инновационного потенциала ИТ компаний, создающих телекоммуникационное оборудование, необходимо обосновать принципы оценки и разработать методику оценки инновационного потенциала компании. Основу для определения инновационного потенциала предоставляет структура системы подготовки услуг связи, ориентированная на создание и использование нового направления в сфере услуг связи (рис. 1).

Инновационное развитие предприятий позволяет установить основы экономической природы инноваций, а также многоступенчатую интерпретацию процесса нововведений и развития потенциала хозяйствующих субъектов. Инновационный потенциал устанавливает интенсивность связей и функциональные зависимости с сегментами рынков, развитием кадров, технологий и мотиваций управленческого персонала. Процессы развития инноваций позволяют осуществлять анализ инновационного потенциала ИТ компаний с точки зрения возрастающей ин-тегрированности и параллельности всех стадий развития, а также использования различных уровней, видов и направлений взаимодействия в смежных областях. Для обновления принципов оценки потенциала, адекватно отражающих процесс нововведений и реализацию инновационного потенциала, целесообразно выделить центральное звено этого процесса и принять во внимание нечеткость, неопределенность и сто-хастичность развития инновационных процессов. В качестве центрального звена специалистами принят ресурсоемкий этап инновационного процесса - научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а в телекоммуникационных компаниях - создания телекоммуникационного оборудования [5].

Определение сравнительного уровня инновационного потенциала хозяйствующих субъектов базируется на следующих принципах:

- интегральный показатель инновационного потенциала предприятия - определяется как сумма индексов отдельных составляющих потенциала (принцип интегральности);

Экономический эффект

Рис. 1. Структура системы подготовки услуг связи на основе формирования и использования нового направления

НПП - научно-промышленный прогресс; МПУ - математическая подготовка форм услуг; ТПУ - технологическая подготовка услуг

- показатель инновационного потенциала -определяется как сумма взвешенных индексов отдельных составляющих потенциала (принцип неравенства);

- интегральный показатель сравнительного уровня инновационного потенциала - определяется на базе временного отрезка - нескольких лет, предшествующих году определения показателя (принцип преемственности).

Как правило, интегральный индекс инновационного потенциала рассчитывается на основе пяти индексов, имеющих различный вес: индекс создания инноваций, индекс использования современных производственных технологических инноваций, индекс использования современных организационно-управленческих инноваций; индекс финансовых возможностей инновационного развития и индекс увеличения человеческих способностей в инновационном развитии [6]:

/ъ = 0,1/1 + 0,4/2 + 0,25/3 + 0,15/4 + 0,10/5,

где /Е - интегральный индекс инновационного потенциала предприятия; /1 - индекс создания инноваций на предприятии; /2 - индекс использования современных производственно-технологических инноваций; /3 - индекс использования современных организационно-управленческих инноваций; /4 - индекс финансовых возможностей инновационного развития; /5 - индекс использования человеческих способностей в инновационном развитии.

Как видим из численного значения весовых коэффициентов при индексах составляющих, принята следующая степень влияния на инновационное развитие предприятия различных составляющих: использование современных производственно-технологических инноваций - 40 %; использование современных организационно-управленческих инноваций - 25 %; финансовые возможности инновационного развития - 15 %; создание инноваций на предприятии - 10 %; развитие человеческих способностей в инновационном развитии - 10 %.

В приведенном выражении коэффициенты устанавливаются на основе экспертных оценок. Интегральный индекс инновационного потен-

циала показывает, насколько успешно предприятие создает собственные и использует существующие инновации, а также формирует инновационные способности коллектива. При расчете каждого из пяти индексов инновационного развития, составляющих совокупность потенциала предприятия, используются индикаторы, а не прямые измерения инновационных достижений предприятия. Каждая составляющая потенциала предприятия оценивается некоторым числом показателей, демонстрирующих инновационное развитие составляющей потенциала предприятия. Для расчета индикатора необходимо знать значения показателя за каждый год, принятый за промежуток инновационного развития.

Изложенные принципы и методика оценки инновационного потенциала позволяют определить текущее значение инновационного потенциала телекоммуникационной компании.

Далее излагается подход к определению потенциала в зависимости от перспективных целей компании, или влияние перспективных целей, влияние выбранной стратегии инновационного развития на инновационный потенциал.

Для учета целей развития предприятия в требуемом инновационном потенциале используется метод декомпозиции глобальной цели предприятия. Здесь в качестве глобальной принята цель - формирование конкурентных преимуществ предприятия.

На рис. 2 представлена глобальная цель развития телекоммуникационной компании. Декомпозиция глобальной цели по направлениям более низкого уровня осуществляется по следующим признакам: вид деятельности; объект деятельности; тип инновационного воздействия на объект; инновационные ресурсы, необходимые для инновационного воздействия.

Проектирование инновационных преобразований предусматривает определенную последовательность в выборе и реализации инновационной стратегии: от постановки цели до ее практической реализации. Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна

1 Глобальная цель - формирование конкурентных преимуществ предприятия

1 г

2 Формирование конкурентных пре производственный, технологический, инв финан имуществ по видам деятельности: естиционный, маркетинговый, кадровый, совый

1

3 Формирование конкурентных преимуществ объектов вида деятельности

1 г

4 Тип инновационного воздействия на о( получить преимущество по Зъект вида деятельности, позволяющий сравнению с конкурентами

1 г

5 Инновационные ресурсы для типов инновационного воздействия по каждому объекту вида деятельности

Рис. 2. Глобальная цель развития телекоммуникационной компании

любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях предприятия с внешней средой, рынком, потребителем. Общая цель инновационного развития должна учитывать: основное направление деятельности; рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли); отношение к потребителю (ведение деловых связей); культуру организации, ее традиции, рабочий климат. Стратегическое инновационное планирование опирается на тщательный анализ мега-, макро- и микросреды, в ходе которого оцениваются изменения, происходящие в планируемом периоде, выявляются факторы, угрожающие позициям предприятия, исследуются факторы, благоприятные для деятельности предприятия; планируются нововведения, которые позволят предприятию укрепить свои рыночные позиции.

Процессы изменения в макросреде оказывают важное воздействие на предприятие. Основные факторы, связанные с внешней средой, - это экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявлять основных конкурентов и выяснять их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели

и т. д.). Целесообразно проводить анализ по следующим направлениям: оценка текущей стратегии конкурентов (их поведение на рынке, приемы продвижения товаров и т. п.); исследование влияния внешней среды на конкурентов; сбор сведений о научно-технических разработках соперников и другой информации (прогноз будущих действий конкурентов, пути противодействия).

Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволят лучше продумать стратегию конкурентной борьбы, при этом необходимо учитывать изменения в демографической ситуации регионов. Анализ микросреды проводится с целью выявления сильных и слабых сторон в деятельности компании. Разработку и внедрение стратегии предлагается осуществлять в последовательности, представленной на рис. 3.

Разработка инновационной стратегии редко бывает чисто формальной, и сама стратегия должна постоянно корректироваться с учетом изменяющейся внешней среды и внутренних условий. Потому задача руководства компании состоит не только в том, чтобы грамотно

Рис. 3. Логико-структурная модель разработки и внедрения инновационной стратегии

сформулировать стратегию, но и в том, чтобы правильно выбрать механизм ее реализации с учетом особенностей бизнеса и условий внешней среды на рынке.

Таким образом, изложенные методические принципы оценки потенциала - принципы инте-гральности, принцип неравенства, принцип преемственности, вытекающие из структуры системы подготовки услуг телекоммуникационной компании на основе формирования и использо-

вания нового направления, позволяют определить текущее значение инновационного потенциала.

Предложенный подход декомпозиции глобальной цели и выбора инновационной стратегии позволяет учитывать данные факторы при оценке перспективного инновационного потенциала, необходимого для достижения поставленной глобальной цели и выбранной инновационной стратегии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов по вопросам приватизации государственного и муниципального имущества [Текст] : Постановление Правительства РФ № 71 от 12.02.2011 г.

2. Велькович, М.А. [Текст] / М.А. Велькович, Н.И. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2011. - № 5 (107). - С. 24-30.

3. Велькович, М.А. [Текст] / М.А. Велькович, Н.И. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк // Вопросы радиоэлектроники. Сер. ОТ. - Вып. 1. - 2011. - С. 12-18.

4. Строганов, В.И. Экономическая безопасность морских портов [Текст] / В.И. Строганов, В.Е. Вол-нокин. - М.: ЦДО, 2010. - 180 с.

5. Велькович, М.А. [Текст] / М.А. Велькович, А.С. Лаптев, Ю.Г. Шатраков // Вестник ГОУ «МАРТИТ». - 2004. - № 6. - С. 16-20.

6. Бакланов, А.О. Выбор стратегии инновационного развития компании [Текст] / А.О. Бакланов. -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 109 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.