Научная статья на тему 'Оценка инновационного потенциала социально-экономической системы'

Оценка инновационного потенциала социально-экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / ПОТЕНЦИАЛ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / CAPACITY DEVELOPMENT PROGRAMME / СИСТЕМА / SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баринов Михаил Александрович, Романова Алена Дмитриевна

В статье рассматривается инновационный потенциал региона и произведена его оценка с учетом не только финансовой и ресурсной компоненты, но и введенной результативной, позволяющей оценить финансовое благосостояние административно-территориального объекта на среднесрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

The article discusses the innovative potential of the region and made its assessment taking into account not only financial and resource components, but also introduced efficient, allowing to assess the financial well-being administrative-territorial object in the medium term.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационного потенциала социально-экономической системы»

УДК 332.1

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

М. А. Баринов, А. Д. Романова

Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

В статье рассматривается инновационный потенциал региона и произведена его оценка с учетом не только финансовой и ресурсной компоненты, но и введенной результативной, позволяющей оценить финансовое благосостояние административно-территориального объекта на среднесрочную перспективу.

Ключевые слова: инновации, оценка, потенциал, программа развития, система.

В основе экономического развития регионов лежит инновационная направленность отраслей экономики, создающая базу для формирования долгосрочной стратегии развития региона. В России масштабы инновационной деятельности, ее характер и результативность еще далеки от аналогичных параметров, не только наиболее развитых в экономическом отношении стран мира, но и стран второго эшелона.

Активизация инновационной деятельности имеет важное значение как для России в целом, так и для Владимирской области в частности, особенно в современных условиях экономического кризиса.

Стратегией развития региона науки и инноваций В РФ на период до 2016 года предусмотрен переход России на инновационный путь развития, к построению общества, базирующегося преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности и высокая квалификация - ведущие производственные ресурсы, главные факторы материального достатка и формирования развитого человеческого капитала [1].

Национальная инновационная

система (НИС) РФ в качестве непременного условия своего развития предполагает создание на территории страны инновационных зон, в которых

концентрируются мобильные

высококвалифицированные кадры. К тому же ключевым фактором становится доступность рынков информации и финансов, а потому - плотность контактов, коммуникационная близость центров принятия решений.

В условиях переходного периода Российской экономики и становления рыночных отношений подавляющее большинство предприятий, включая отраслевые и академические научно-исследовательские институты, столкнулись с целым рядом проблем рыночной востребованности результатов их деятельности.

Выявленные проблемы формирования инновационного потенциала не дают в полной мере реализовать возможности предприятия и являются типичными:

- слабая ориентированность научных разработок на конкретного потребителя, технологическое отставание производства;

- отсутствие у участников инновационного процесса научных знаний и опыта организации проекта;

- низкая эффективность организационных структур, предназначенных для осуществления инновационной деятельности и др.

Инновационный потенциал — описание возможностей организации по достижению целей за счёт реализации инновационных проектов [9, с.105].

Рассмотрим инновационный потенциал с точки зрения ресурсной компоненты, характеризующей возможности от-

дельных ресурсов для осуществления ин- ненты, отражающей результат реализации

новационной деятельности во Владимир- использования ресурсных возможностей

ской области, так и результативной компо- [3, с.12] (табл.1.).

Таблица 1

Система обобщающих показателей, характеризующих _инновационный потенциал региона_

Группа показателей Показатель Условное обозначение показателя Пограничная характеристика показателя

Я Ъ

Ресурсная компонента Кадровая составляющая Доля работников с высшим образованием в общей численности промышленно-производственного персонала, отн. ед. К1 0,25 0,8

Доля затрат на профессиональное обучение в общем объеме издержек на рабочую силу, отн.ед. К2 0,15 0,5

Численность студентов вузов на 10 тыс. чел. населения территории, чел. КЗ 100 150

Технико-Технологическая составляющая Уровень износа основных производственных фондов, в % Т1 60 25

Коэффициент обновления основных производственных фондов, в % Т2 4,5 12,0

Удельный вес оборудования со сроком эксплуатации до 10 лет, отн. ед. ТЗ 0,7 0,33

Финансовая составляющая Доля затрат на науку и научные исследования и разработки в ВРП, в % Ф1 2,5 5

Удельный вес затрат на инновации в общем объеме выпускаемой продукции, в % Ф2 2,5 5

Отношение объемов инвестиций в промышленность к ВРП, в % Ф3 2,4 11,8

Научная составляющая Удельная численность работников, выполняющих научные исследования, на 10 тыс. чел. населения, чел. Н1 13 40

Численность кандидатов и докторов наук на 10 тыс. чел. населения территории, чел. Н2 0,4 4,0

Удельный вес стоимости машин и оборудования в общем объеме основных средств отрасли "Наука и научное обслуживание", в % НЗ 16 35

Результативная компонента Число патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. чел. населения, в % Р1 2,5 5

Уровень инновационной активности промышленных предприятий, в % Р2 10 40

Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, в % РЗ 8 15

В работе проводится оценка инновационного потенциала Владимирской области на базе построения инновационного профиля улучшения инновационной инфраструктуры и повышения конкурентоспособности предприятий. Работа основана на анализе обобщающих показателей, характеризующих инновационный потенциал региона.

Состояние инновационного потенциала определяется путем непосредственного сравнения обобщающих показателей с их пограничными характеристи-

Координаты обобщающего по к

ками Яи Z. Однако, наиболее полную картину, даст подход, позволяющий агрегировать составляющие потенциала и рассматривать их в качестве имеющихся возможностей [9, с.108]. Определим координаты обобщающего показателя I инновационного потенциала (табл.2,3) [3, с.13].

Полученные координаты потенциала могут быть графически отображены в виде инновационного профиля Владимирской области (рис.1) [5].

Таблица 2 1я инновационного потенциала

Неравенство Расчет координаты (i)

Для всех показателей (кроме Т1 и Т3)

I < = R i = R / I, при этом значению координаты присваивается знак

R < I < Z 1 = I / Z - диапазон значения координаты будет варьироваться в пределах от 0 до 1

I > = Z 1 = Z / I - диапазон значения координаты будет всегда выше 1

Для показателей Т1 и Т3

I < = R i = I / Я, при этом значению координаты присваивается знак

R < I < Z 1 = Z / I - диапазон значения координаты будет варьироваться в пределах от 0 до 1

I > = Z 1 = I ^ - диапазон значения координаты будет всегда выше 1

I - значение обобщающего показателя, характеризующего ресурсную и результативную составляющую инновационного потенциала;

R - пороговое значение, отражающее границу min допустимого уровня кризисности его состояния; Z - пороговое значение, отражающее границу его предкризисного состояния.

Таблица 3

Исходные и расчетные данные для оценки инновационного _потенциала Владимирской области_

Показатель Исходные данные (I-го) показателя Расчетные данные (i-го) показателя

2010 2014 2010 2014

1 2 3 4 5

K1 3,8 4,2 0,21 0,12

K2 0,4 0,55 0,8 1,1

K3 321 281 0,46 0,53

T1 42,3 44,6 -0,7 0,74

T2 5,0 5,0 0,42 0,42

Окончание таблицы 3

1 2 3 4 5

T3 0,35 0,33 -0,5 -0,47

Ф1 1,6 1,22 1,56 2,05

Ф2 1,23 1,54 2,03 1,62

Ф3 8,9 11,2 0,75 0,95

Ш 10,1 11,8 1,28 1,1

К2 1,98 2,67 0,49 0,67

Ю 17 21 0,48 0,6

P1 1,31 1,6 -1,9 1,56

P2 9,5 10,1 -1,05 0,25

P3 6,9 10,6 -1,16 0,7

В соответствии с выявленным уровнем рассчитанных координат на нем могут быть выделены три зоны.

1. Зона благоприятного состояния 0>1), для которой характерен выход с траектории кризисного развития инновационных процессов и она требует разработки мероприятий, направленных на поддержание позитивной динамики сложившейся ситуации.

2. Зона удовлетворительного состояния (0<i<1) свидетельствует о недостаточном формировании инновационной экономики региона уровне потенциала и необходимости поиска путей улучшения использования его ресурсной составляющей и активизации конечных результатов инновационной деятельности.

3. Зона неудовлетворительного состояния (К0) отражает негативные тенденции в формировании инновационной

экономики, что требует разработки системы мероприятий, направленных на повышение ресурсной и соответственно результативной составляющей инновационного потенциала региона.

Так значения координат кадровой составляющей находятся в зоне удовлетворительного и благоприятного состояния. В области существует фундаментальная научная база, способная генерировать инновационную продукцию. Важным инициатором развития инновационной деятельности остается вузовская наука, которая сохраняет значительную часть кадрового потенциала, занимающегося прикладными и фундаментальными исследованиями.

Обобщающие показатели финансовой составляющей находятся в зоне благоприятного состояния. Затраты на науку

и исследования составляют 1,22 % от ВРП в 2014 г., т.е. 3486,7 млн. руб.

В развитых странах сегодня тратится на НИОКР 2-3% ВВП. Таким образом, первым шагом по инновационному пути развития должно стать ежегодное привлечение инвестиций в сферу НИОКР.

Значения результативной компоненты находятся в удовлетворительном и благоприятном состоянии в 2014 г, в то время как в 2010 г. они находились в неудовлетворительном состоянии.

25000

В итоге можно сделать вывод о том, что Владимирская область обладает инновационным потенциалом и находится в зоне благоприятного состояния.

Объем выполненных научно-технических работ за 2014 год составил 12,4 млрд. рублей (рис.2), при этом на долю научно-исследовательских организаций приходилось около 72,8 % объема выполненных научно-технических работ, на долю конструкторских организаций -24,3 % (рис.2).

20000 15000 10000 5000

20101.2

______ ::ён.2

10422.5 ■

4207.3 5359=5 5381.5 ■

■ ■ ■ ■ ■

2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Рис. 2. Объём научно-технических работ, млн. рублей

В качестве форм реализации инновационного потенциала выступают объекты инновационной инфраструктуры. Наличие соответствующей инновационной инфраструктуры является необходимым условием результативного инновационного развития [2, с. 102].

Инновационная инфраструктура области представлена двумя технопарко-выми структурами: Владимирским инновационно-технологическим центром (ВИТЦ) и Инновационным научным обучающим центром, созданным на базе

13.6

27.3

Владимирского государственного университета. По темпам роста объемов производства, количеству новых разработок, ВИТЦ входит в десятку ведущих инновационных центров Российской Федерации.

Научные исследования и разработки в 2014 г. выполнялись 22 крупными и средними организациями области. Из них 9 организаций (40,9 %) являются научно-исследовательскими, 6 (27,3 %) - конструкторскими, 3 (13,6 %) - высшими учебными заведениями (рис. 3) [5].

^ Н ал'чн о -исследсе атетъсхие организации

^ Конструкторские организации

.> Высшиелчеоные заведения

И Промышленные предприятия

А-Прочие организации

Рис. 3. Виды организаций, выполнявших научно -технические работы, %

В настоящее время основными ин-статутами развития инновационного потенциала области являются:

• Научно-экономический совет при Губернаторе Владимирской области;

• Совет по развитию нанотехнологий в регионе при Губернаторе Владимирской области;

• Фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области;

• Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Владимирской области;

• Областной бизнес-инкубатор;

• Региональный экспертный совет по рассмотрению проектов, представленных на финансирование в рамках программы «УМНИК» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

• Владимирский инновационно- технологический центр.

Наличие инновационного потенциала в регионе является условием, при котором возможно эффективное развитие хозяйственных субъектов.

Одной из форм взаимодействия науки с производством должны стать региональные инновационные программы.

Программа инновационного развития региона должна представлять собой комплекс мероприятий по обеспечению выполнения региональной научно-инновационной политики. Программа увязывает по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий на достижение конкретных целей инновационного развития региона путем создания ряда условий:

- путем активизации инновационной деятельности;

- формирование региональной финансовой инновационной инфраструктуры для участия в финансировании проектов. Для финансового обеспечения инновационных программ видится необходимым создание регионального инноваци-

онного фонда за счет средств областного бюджета и других заинтересованных лиц. Целью регионального инновационного фонда является совмещение региональных и предпринимательских интересов в инновационном бизнесе;

- стимулирование производственных предприятий по развертыванию ими инновационной деятельности.

Ресурсами научно-инновационной деятельности в регионе являются кадры ученых и специалистов; материально-техническая база; финансирование; научная информация; научные школы; интеллектуальная собственность [10].

В этой связи к основным направлениям совершенствования механизмов поддержки инновационной деятельности можно отнести:

1) создание организационно- экономических механизмов для повышения востребованности инноваций, обеспечения опережающего развития науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

2) адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;

3) рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной деятельности;

4) совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

5) поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;

6) активизация деятельности по передаче знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования;

7) ускоренная реализация научных и научно-технических достижений, способствующих предотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них.

Таким образом, серьезным этапом на ближайшую перспективу является создание такой инфраструктуры инновационной деятельности, которая позволит обеспечить выполнение всех функций, а также быстро адаптироваться к постоянным изменениям, связанным с непрерывным процессом создания новых знаний.

От уровня развития инновационной инфраструктуры, от качества ее функционирования будет зависеть не только скорость осуществления инновационных преобразований в экономике области, их стоимость и результативность, но и возможность реализации любого инновационного проекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление Президента РФ В.В.Путина на заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года»: Официальный сайт Президента РФ [электронный ресурс]. URL: http ://http:// archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/1 59528.shtml (дата обращения 15.02.2014 г.).

2. Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент: Учебно-методический комплекс / Под ред. профессора, д.

3. н. Ягудина С. Ю. - М.: МЭСИ, 2011. - 192 с.

3. Москвина О.С. Инновационный потенциал как фактор устойчивого развития региона //Инновации. - 2012. - №12. - С. 37-41.

4. Основные показатели инновационной деятельности: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Владимирской области [электронный ресурс!.URL:http://vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/con nect/rosstat ts/vladimirstat/ru/statistics/enterprises/sci ence/ (дата обращения 16.02.2015).

5. Основные показатели инновационной деятельности: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/ro sstat/ru/statistics/science and innovations/science/ (дата обращения 16.02.2015).

6. Глазьев, С. Ю. Об альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики / С. Ю. Глазьев // Российский экономический журнал. - 2011. -№ 4. С. 128-130.

7. Воронин, В. Б. Региональная политика России (географические аспекты совершенствования) / В. Б. Воронин, М. Д. Шарыгин. - Самара : Изд-во Самар. гос. эконом. акад., 2011. - 192 с.

8. Гладкий, Ю. Н. Основы региональной политики : учебник / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. - СПб., 2012. - 695 с.

9. Макаров, В.Л. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления / В.Л. Макаров. - М.: Наука, 2012. - 432 с.

10. Миронова, Н.Б. Инновационное развитие России: анализ основных индикаторов // Современные научные исследования и инновации [Электронный ресурс] / Н.Б. Миронова. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24170 (дата обращения: 17.03.15).

Рукопись поступила в редакцию 24.08.2015.

ESTIMATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

M. Barinov, A. Romanova

The article discusses the innovative potential of the region and made its assessment taking into account not only financial and resource components, but also introduced efficient, allowing to assess the financial well-being administrative-territorial object in the medium term.

Keywords: innovation, assessment, capacity development programme, the system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.