Сведения об авторах:
Жолудева Светлана Васильевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной и возрастной психологии,
Академия психологии и педагогики,
Южный федеральный университет,
г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Пуголовкина Кристина Олеговна,
магистрант Академии психологии и педагогики,
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the authors: Zholudeva SvetlanaVasilievna,
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor,
Department of Organizational and Developmental Psychology, Academy of Psychology and Pedagogy,
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.
E-mail: [email protected]
Pugolovkina Kristina Olegovna,
Master student
Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 151.8 ББК 88.373
А.В. Савченков
оценка индивидуальных психофизиологических особенностей
И АДАПТАцИОННО-РЕГУЛЯТОРНых
возможностей организма при комплексном исследовании профессиональной
НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ1
В статье представленс теоретическое обоснование проблемы взаимозависимости психофизиологических особенностей личности с ее профессиональной направленностью. Дан анализ основных исследований последних лет по данной тематике. Выявлено, что по своим типологическим особенностям доминирующая доля испытуемых соответствует выбранным профилям обучения (с преимущественно регламентированной и творческой деятельностью). Различные научные исследования доказывают взаимосвязь между регуляторно-адаптационными возможностями организма человека и его индивидуальными психофизиологическими особенностями и обуславливают необходимость их оценки при комплексном исследовании профессиональной направленности личности.
Ключевые слова: индивидуальные психофизиологические особенности, регуляторные возможности организма, профессиональная направленность личности, тревожность, нейротизм, регламентация деятельности.
1Исследование выполнено при поддержке гранта ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» (договор на выполнение НИР № 16-1303 от 18.10.2016 г.)
Оценка индивидуальных психофизиологических особенностей и адаптационно-регуляторных возможностей организма при комплексном исследовании профессиональной направленности личности
со
аомнэьаео gy
CM
со
A.V. Savchenkov
ASSESSMENT OF INDIVIDUAL PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES AND ADAPTIVE-REGULATORY CAPACITY OF THE ORGANISM IN A SURVEY OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE PERSONALITY1
The article presents theoretical basis of psycho physiological problems, depending on the individual characteristics of its professional orientation. The article analyzes the major studies in recent years on the subject. Revealing that in their typological features of the dominant share of the subjects corresponds to the selected training profiles (predominantly regulated activities and creative activities). Various scientific studies show the relationship between the individual and psycho physiological features of regulatory and adaptive capabilities of the organism, and necessitate their assessment with a comprehensive study of professional orientation of the person.
Key words: individual physiological characteristics, the regulatory ability of the organism, the professional orientation of the personality, anxiety, neuroticism, regulation of activity.
Функциональные системы адаптации формируются в зависимости от характера воздействующего фактора, его силы и длительности. Известно, что первостепенное значение в ходе адаптации к условиям среды, учебной и профессиональной деятельности принадлежит функциям центральной нервной системы (В.И. Медведев, 1998; Д.З. Шибко-ва и соавт., 2000; Н.А. Агаджанян, 2006; К.В. Судаков, 2010; П.А. Байгужин, 2012 и др.). [1; 5; 8; 13; 14; 18].
Как показано в ряде исследований (Е.П. Ильин, 2004; К.В. Судаков, 2010), характер адаптационных процессов и результативность деятельности зависят от индивидуальных особенностей личности, в частности, от свойств нервной системы, которые определяют психофизиологический статус индивида. Как отмечают авторы, доминирующие свойства нервной системы студентов оказывают влияние на эффективность их учебной деятельности посредством реализации высших психических функций, в целом, тем самым переопределяя формирование определенных психических состояний в тех или иных ситуациях [3; 15].
Показано, что информативным показателем, часто используемым при
анализе индивидуальных различий психофизиологических функций, является время простой и сложной сенсомоторных реакций.
Индивидуальные различия во времени сенсомоторных реакций испытуемых в основном зависит от когнитивных и центральных компонентов, в меньшей степени она зависит от сенсомоторных и периферических компонентов (М.П. Мороз, 2007; В.Д. Небылицын, 2008) [10; 11]. В работах, посвященных изучению психофизиологического статуса современных студентов (Н.А. Литвинова, 2008; П.А. Байгужин, 2012), представлена условная однотипность коэффициента вариации простой и сложной зрительномоторных реакций студентов, что дает возможность авторам сделать вывод об относительной устойчивости функционирования психических процессов, отвечающих за когнитивную деятельность и эффективность механизмов перцептивной обработки информации [2; 7].
П.А. Байгужин в своих работах описывает интегральный писхофизиологи-ческий статус студенток педагогического вуза [2], автором установлена максимальная вариативность показателя, определяющего достоверность пространственно-
1The present study was conducted with support of the grant of the Federal State Financed Educational Institution of Higher Education «Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evsevev» (research contract of 18.10.2016, № 16-1303).
временного реагирования, что согласно данным В.А. Таймазова, Я.В. Голуб (2004) находится в зависимости от баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. В психофизиологическом статусе студенток выявлено преимущество слабой нервной системы при среднем уровне подвижности и непостоянстве нервных процессов [16]. Преобладание процессов торможения над возбуждением чаще всего сопутствует относительной слабости нервной системы.
Проанализировав различные научные источники, мы пришли к выводу, что слабость нервной системы и умеренный уровень тревожности, как индивидуально-типологические свойства высшей нервной деятельности являются биологическими детерминантами социально-перцептивных способностей, в частности, конгруэнтности, эмпатии, толерантности и сензитивности, обусловливающих направленность личности на педагогическую деятельность и её успешность в будущем. Выпускники с данным типом направленности легче адаптируются к условиям педагогической деятельности, успешно находят общий язык с педагогическим коллективом и обучающимися [9].
Проанализировав исследования в области психологии и психофизиологии за последние годы, мы пришли к выводу, что такие психологические свойства студентов, как интроверсия, экстраверсия, личностная тревожность и нейротизм, накладывают след на психодинамические характеристики личности и определяют эффективность реализации адаптационных программ, проводимых в образовательных организациях различного уровня [19].
Согласно исследованиям, повышенный уровень личностной тревожности, представляя собой деструктивную индивидуальную особенность личности, способен выступать в качестве предпосылки стресса и его развития, что в свою очередь может негативно сказываться на интеллектуальной работоспособности и успешности адаптации к условиям обучения в вузе. Многочисленные исследования, проведенные учеными, установили,
что высокие показатели уровня индивидуальной личностной тревожности имеют все шансы быть основными условиями и факторами, определяющими риск возникновения различных соматических заболеваний у интровертов (Е.Н. Николаева, С.А. Котова, 2011) [14].
В работах Н.П. Тарасенко было установлено, что данные работоспособности и уровня функциональной нервной системы ниже у юношей-интровертов, по сравнению с экстравертами [17], так как их адаптационные возможности практически к любому виду деятельности выше. В своем исследовании А.И. Нестеренко [13] выяснила, что типологические актуализации напрямую связаны с психофизиологическим состоянием студенток, эксплицитность типологического показателя экстраверсии-интроверсии чаще всего характеризуется стабильным состоянием физиологических систем. Низкая степень актуализации признака экстраверсии-интроверсии согласуется с негативным (нижняя граница нормы) соматическим и вегетативным состоянием обследуемых лиц.
Полученные различными учеными экспериментальные данные подтверждают то, что умеренная напряженность, низкий уровень тревожности, высокие показатели вегетативного профиля регуляции, адекватная степень психической толерантности и устойчивости характерна для студентов с низким уровнем нейротизм. Студенты с низким уровнем нейротизма характеризуются высоким уровнем продуктивности деятельности и качественно высоким уровнем способностей (Э.М. Казин и соавт., 2002) [4; 14].
А.Н. Поборский в своем исследовании нейровегетативных аспектов регуляции ритма сердца студентов с разным уровнем выраженности тревожности установил, что увеличение степени тревожности сопровождалось различной выраженностью усиления симпатических влияний на сердечную деятельность, которое было наибольшим у студентов с высоким уровнем тревожности [12].
Аналогичные данные раньше были описаны в исследованиях Ю.В. Щербатых, который выяснил, что эмоциональ-
Оценка индивидуальных психофизиологических особенностей и адаптационно-регуляторных возможностей организма при комплексном исследовании профессиональной направленности личности
со
со
аомнэьаео gy
со
ный стресс обусловливает активность вегетативной нервной системы студентов. Автор выяснил, что ослабление деятельности парасимпатической системы (понижение стандартного отклонения кардиоинтервалов) и усиление активности симпатической системы (повышение показателя индекса напряжения) характерно для индивидов с высоким уровнем личностной тревожности [19].
Проанализировав результаты исследования работоспособности студентов по показателям хронорефлексометрии (В.М. Кирсанов, П.А. Байгужин, 2012; Д.З. Шибкова, 2013) [2; 5; 6; 18], выяснили, что оптимальный и устойчивый уровень работоспособности характерен для абсолютного большинства обследуемых, у которых наблюдаются лишь начальные формы утомления. Вместе с тем профиль профессиональной направленности личности обусловливает выбор профиля обучения студентов и существенно отражается на показателях хронорефлексоме-
трии. Установлено, что по своим типологическим особенностям доминирующая доля испытуемых соответствует выбранным профилям обучения (с преимущественно регламинтированной деятельностью и творческой деятельностью). Специфика учебно-профессиональной деятельности отражается на показателях уровня постоянного потенциала головного мозга и доли лиц с выраженным утомлением центральной нервной системы, что позволяет рассматривать их как профессиографические характеристики (В.М. Кирсанов, Д.З. Шибкова, 2012-2013) [5;6].
Анализируя вышесказанное, можно прийти к выводу о присутствии взаимосвязи между регуляторно-адаптационными возможностями организма и индивидуальными психофизиологическими особенностями личности, что в свою очередь обусловливает необходимость их оценки при комплексном исследовании профессиональной направленности личности.
Библиографический список
1. Агаджанян, Н.А. Проблема адаптации и учение о здоровье [Текст] / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 283 с.
2. Байгужин, П.А. Закономерности психофизической адаптации организма студенток с различной пластичностью нервной системы в условиях учебно-профессиональной деятельности [Текст]: автореф. дис. . .. д-ра. биол. наук. - Челябинск, 2012. - 46 с.
3. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.
4. Казин, Э.М. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности [Текст] / Э.М. Казин, В.И. Иванов, H.A. Литвинова // Физиология человека. - 2002. - Т. 28. -№ 3. - С. 23-29.
5. Кирсанов, В.М. Показатели энергетического метаболизма головного мозга (уровень постоянного потенциала) студентов различных профилей обучения [Текст] / В.М. Кирсанов, Д.З. Шибкова // Новые исследования. - 2013. - № 3 (36). - С. 27-33.
6. Кирсанов, В.М. Психофизиологическая характеристика личности студентов в период адаптации к обучению в вузе [Текст] / В.М. Кирсанов, Д.З. Шибкова // Сибирский педагогический журнал. - 2012.- № 9.- С. 127-132.
7. Литвинова, Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности [Текст]: автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Н.А. Литвинова. - Томск, 2008. - 38 с.
8. Медведев, В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации [Текст] / В.И. Медведев // Физиология человека. 1998. - Т. 24. - № 4. - С. 7-13.
9. Монтина, И.М. Влияние латерализации фенотипа на поведенческие реакции человека [Текст] / И.М. Монтина и др. // Бюллетень ВСНЦ. - 2008. - № 2(60). - С. 32-33.
10. Мороз, М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека [Текст]: методическое руководство / М.П. Мороз. - СПб.: ИМАТОН, 2007. - 40 с.
11. Небылицин, В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий [Текст] / В.Д. Небылицин. - М.: Высшее образование, 2008. - 649 с.
12. Поборский, А.Н. Особенности регуляции сердечного ритма у студентов с разным уровнем тревожности перед началом обучения в неблагоприятных условиях Среднего Приобья [Текст] / А.Н. Поборский, М.А. Юрина, Ж.Н. Лопацкая // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - 2007. - № 3. - С. 191-196.
13. Савченков, А.В. Интегративный подход к оценке типологических и психофизиологических особенностей личности [Текст] / Д.З. Шибкова, В.М. Кирсанов, П.А. Байгужин, А.В. Савченков // Нейронаука для медицины и психологии: XII Международный междисциплинарный конгресс, Судак, 01-11 июня 2016 г. - М.: МАКС Пресс. - 2016. - С. 460-461.
14. Савченков, А.В. Оценка индивидуально-типологических особенностей студентов профессионально-педагогического института [Текст] / А.В. Савченков, В.М. Кирсанов // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании материалы 21-й Международной научно-практической конференции: сб. / под науч. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. - С. 287-289.
15. Судаков, К. В. От И.М. Сеченова к современным представлениям о системной организации психической деятельности [Текст] / К.В. Судаков // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. -№ 2. - С. 77-89.
16. Таймазов, В.А. Общие указания по организации процедуры психофизиологического обследования [Текст] / В.А. Таймазов, Я.В. Голуб // Психофизиологическое состояние спортсмена (Методы оценки и коррекции). - СПб.: Олимп СПб., 2004. - С. 51-62.
17. Тарасенко, Н.П. Изменения нейродинамических характеристик мозга человека в течение индивидуального года [Текст] / Н.П. Тарасенко, М.В. Чичиленко, Н.А. Барбараш // Физиология человека. - 2007. - Т. 33. - № 6. - С. 60-65.
18. Шибкова, Д.З., Оценка закономерностей гомеостаза системы гемопоэза при хроническом радиационном воздействии [Текст] / Д.З. Шибкова, О.Г Андреева, В.Л. Шведов, А.В. Аклеев // Проблемы радиоэкологии и пограничных дисциплин: сб. / ред. А.В. Трапезников, С.М. Вовк. - Заречный: Квант-2, 2000. - С. 234-277.
19. Щербатых, Ю.В. Влияние параметров высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса [Текст] / Ю.В. Щербатых // Журнал ВНД им. Павлова. -2000. - № 6. - С. 959-965.
References
1. Aghajanian N.A. Problems of adaptation and learning about health. Moscow: Publishing House of People’s Friendship University, 2006. P 283. [in Russian].
2. Bayguzhin PA. Laws of psycho-physiological adaptation of an organism of students with different plasticity of the nervous system in the conditions of educational and professional activities. Author. Dis. ... Dr. biol. Sciences. Chelyabinsk, 2012. P 46. [in Russian].
3. Ilyin E.P Psychology of individual differences. SPb. : Piter, 2004. P 701. [in Russian].
4. Kazin E.M., Ivanov V.I., Litvinova N.A. The impact of psycho-physiological capacities to adapt to the learning activity. Fiziologia cheloveka, 2002. T. 28. № 3. P 23-29. [in Russian].
5. Kirsanov V.M. Energy brain metabolism indicators (level of permanent capacity) students of different learning profiles. Novyie issledovania, 2013. № 3 (36). P. 27-33. [in Russian].
6. Kirsanov V.M. Psycho-physiological characteristic of the personality of students in adaptation to training in higher school. Siberskii Pedagogicheskii Zhurnal, 2012. № 9. P. 127-132. [in Russian].
7. Litvinov N.A. Role of individual psycho-physiological features of students to adapt to the mental and physical activity. Author. Dis. ... Dr. biol. Sciences. Tomsk, 2008. P 38. [in Russian].
8. Medvedev V.I. The interaction of physiological and psychological mechanisms in the process of adaptation. Fiziologia cheloveka, 1998. V. 24. № 4. P. 7 -13. [in Russian].
9. Montin I.M. Influence of laterality phenotype per person. Bulleten VSNTs, 2008. №2 (60). P 32-33. [in Russian].
10. Moroz M.P Rapid diagnosis of performance and functional state of the person: a guide. SPb.: Imaton, 2007. P. 40. [in Russian].
11. Nebylitsin V.D. Psycho physiological research of individual differences. M.: Vysshee obrazovanie, 2008. 649 p. [in Russian].
Оценка индивидуальных психофизиологических особенностей и адаптационно-регуляторных возможностей организма при комплексном исследовании профессиональной направленности личности
Ю
СО
аомнэьаео gy
(О
со
12. Poborsky A.N. Features of heart rate regulation in students with different levels of anxiety before the start of training in adverse conditions of the Middle Ob. Bulletin of the Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences, 2007. № 3. P 191-196. [in Russian].
13. Sudakov K.V. From I.M. Sechenov to the modern concepts of the systemic organization of mental activity. Psikhologicgeskiizhurnal, 2010. V. 31. № 2. P 77-89. [in Russian].
14. Savchenkov A.V. Integrative approach to the assessment of typological and psycho-physiological characteristics of the person. XII International Interdisciplinary Congress “Neuroscience for Medicine and Psychology”Sudak, 01-11 June 2016. M.: Izd-vo OOO “MAKS Press”. 2016. P. 460-461. [in Russian].
15. Savchenkov A.V. Evaluation of individual-typological features of students of the Institute of Professional Education. Innovation in professional and vocational teacher education materials 21-th International Scientific and Practical Conference. Yekaterinburg, Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. universiteta, 2016. P 287-289. [in Russian].
16. Taimazov V.A. General information on the organization of the procedure psychophysiological examination. Psycho physiological state of sportsmen (Methods of evaluation and correction). SPb.: Olympus SPb, 2004. P 51-62. [in Russian].
17. Tarasenko N.P Changes in the human brain neurodynamic characteristics within individual year. Psikhologia cheloveka, 2007. V. 33. № 6. P. 60-65. [in Russian].
18. Shibkova D.Z., Andreeva O.G., Shvedov V.L., Akleev A.V. Valuation laws of homeostasis of the hematopoietic system in chronic radiation exposure. Problems of radioecology and border disciplines. Zarechnyi: “Kvant-2”, 2000. P. 234-277. [in Russian].
19. Shcherbatyh Y.V. Influence of parameters of the higher nervous activity of the students for the course of examination stress. Zhurnal VNim. Pavlova, 2000. №6. P. 959-965. [in Russian]
Сведения об авторе:
Савченков Алексей Викторович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик,
Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
Information about the author:
Savchenkov Alexey Viktorovich,
Candidate of Sciences (Education),
Associate Professor,
Department of Vocational Teacher Training and Subject Methods South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]