ОЦЕНКА И ПРОГНОЗ ВНУТРЕННЕГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИИ
ЛЕОНИДОВА Екатерина Георгиевна, к.э.н., [email protected], Вологодский научный центр Российской академии наук, Вологда, Россия ОЯСГО: 0000-0002-9206-6810
СИДОРОВ Максим Андреевич, [email protected], Вологодский научный центр Российской академии наук, Вологда, Россия ОЯСГО: 0000-0002-5683-8182
В статье предложен подход к определению объема внутреннего туризма в России и оценена его динамика с 2009 по 2020 гг. На основе использования межотраслевого моделирования определены экономические эффекты от двукратного увеличения числа поездок по стране, планируемого к 2035 г. Для достижения указанного показателя требуется принятие ряда мер по наращиванию туристического потребления внутри страны. В заключение сформулированы направления, способствующие активизации спроса на внутренний туризм.
Ключевые слова: внутреннее туристическое потребление, туризм, внутренний туризм, потребление.
БО1: 10.47711/0868-6351-196-193-205
Введение. Правительством Российской Федерации в последнее время уделяется особое внимание поддержке внутреннего потребительского спроса. Это связано с необходимостью восстановления экономики после пандемии СОУШ-19, а также введения в 2022 г. беспрецедентных по масштабу экономических санкций стран Евросоюза и США.
Острыми остаются вопросы стимулирования потребления, как из-за низкого уровня доходов, так и насыщения внутреннего рынка качественными товарами и услугами, производимыми внутри страны. В частности, в мае 2022 г. Президент РФ указывал, что сокращение внутреннего потребительского спроса в 2020-2022 гг., негативно отражается на экономической динамике в целом, что требует разработки мер для его поддержки2. Так, из-за колоссального санкционного давления спад ВВП страны за апрель 2022 г. составил 3% к аналогичному периоду прошлого года3. На негативную динамику показателя во многом повлияло сокращение потребительского спроса - объем розничной торговли, общественного питания и платных услуг снизился за тот же период на 6,7 проц. п.
Задача поддержки потребления как одного из факторов, стимулирующих экономический рост, не теряет своей остроты в последние десятилетия. Решение этой проблемы в целом актуально не только для России, но и для других развивающихся стран. Так, по прогнозам исследователей, региональными локомотивами глобального потребления в ближайшем будущем станут Африканский регион из-за эффекта низкой базы, а также группа развивающихся государств Южной и Восточной Азии вследствие устойчивого роста численности населения, интенсивной урбанизации и увеличение доходов домохозяйств [1].
1 Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН ВолНЦ РАН по теме НИР № FMGZ-2022-0012 «Факторы и методы устойчивого социально-экономического развития территориальных систем в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды».
2 В.В. Путин предложил повышать внутренний спрос, опираясь на опыт адресной помощи в пандемию. URL: https://www.c-inform.info/news/id/102292 (Дата обращения 12.09.1922.)
3 О текущей ситуации в российской экономике 1 июня 2022 года. URL: https://economy.gov.ru/material/file/ 7d5070f1 a58a5b2eeab6464865f0ad4ef20220601.pdf (Дата обращения 12.09.1922.)
С 2008 г. модели, ориентированной на внутреннее потребление, придерживается Китай. В 14-й пятилетке и программе долгосрочных целей развития страны до 2035 г. в рамках стратегии «двойной циркуляции» сделан акцент на рост его уровня, основанного на диверсификации типов, моделей и форматов потребления, укреплении цепочек снабжения [2].
О важности расширения потребления в российской экономике указывается многими исследователями. Главным препятствием на этом пути эксперты называют низкий уровень доходов населения [3-7] и высокий уровень их дифференциации, снижение которого, по мнению А. А. Широва, «даже при сохранении их общего уровня способно увеличить внутренний потребительский спрос и положительно сказаться на динамике ВВП» [8]. Подчеркивается, что в решении вопроса роста доходов населения необходимо ориентироваться не только на уменьшение численности бедного населения, но и на создание условий, обеспечивающих инвестиции в человеческий капитал [9-11].
Российским правительством проводится политика по поддержке внутреннего потребительского спроса. Среди наиболее действенных механизмов его стимулирования можно выделить введение льготной ипотеки на покупку жилья, запущенной в 2020 г. как антикризисная мера в период пандемии и получившей продолжение в следующем году. Аналитики отмечают, что итогом программы стал как рост спроса на новое жилье [12; 13], так и увеличение цен на него4. Об эффективности реализации можно судить по росту объемов жилищного строительства, составившего 6% за 2020-2021 гг.
В текущих непростых геополитических условиях развитие внутреннего рынка и насыщение его качественными товарами и услугами становится ключевой задачей. В качестве перспективных мер стимулирования спроса рассматриваются направления, обладающие высоким мультипликативным эффектом. В качестве таковых называются развитие газификации, имеющей высокий потенциал для потребления на внутреннем рынке [14; 15], расширение строительства жилья, развитие транспортной инфраструктуры и агропромышленного комплекса5.
Среди отраслей сферы услуг наиболее высоким мультипликативным эффектом обладает туризм. Стимулирование потребления туристических услуг как мера оживления потребительского спроса эффективно себя зарекомендовало в 2020 г. в результате введения Правительством РФ частичной компенсации расходов на покупку туров по России6, так называемого туристического кешбэка, действие которого продолжилось в 2021-2022 гг. Эта программа поддержки внутреннего туризма, несмотря на некоторые «шероховатости», в целом признана эффективной как турбизнесом, так и Правительством РФ. За период с 2020 по 2021 гг. объем продаж туров вырос с 6,5 до 34 млрд руб., а число туристов, воспользовавшихся программой, увеличилось с 394 тыс. до 1,7 млн чел.
Следует отметить, что расширение спроса на основе роста потребления услуг туристической отрасли весьма перспективно, особенно для населения с низкими доходами. Как показывают результаты исследований, «при росте доходов у менее обеспеченных групп дополнительное потребление в наименьшей степени будет удовлетворяться за счет импорта» [16]. Согласно данным таблиц «затраты-выпуск», опубликованных Росстатом, доля импорта в стоимостном объеме потребления туристических услуг минимальна. В этом плане активизация спроса на внутренний туризм будет способствовать потреблению продукции отечественного производства.
4 Программе льготной ипотеки исполнился год: главные факты. URL: https://realty.rbc.ru/news/ 60828c4a9a7947f9bac7988e (Дата обращения 12.09.1922.)
5 Большая перезагрузка России. Исследование экспертов института экономики роста им. П.А. Столыпина. URL: https://stolypin.institute/research/our/bolshaya-perezagruzka-rossii (Дата обращения 12.09.1922.)
6 О реализации программы поддержки внутреннего туризма. URL: http://government.ru/news/40177/ (Дата обращения 12.09.1922.)
Наращивание потребления туристических услуг планируется в рамках реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» путем обеспечения доступности путешествий для широких групп россиян, совершенствования инфраструктуры отрасли и роста эффективности ее управления. В 2022 г. в рамках поддержки внутреннего туризма Правительством РФ были выделены субсидии регионам в объеме 3,5 млрд руб. на развитие туристической инфраструктуры, что предполагает увеличение числа туристических центров в стране и рост предложения. Стоит отметить, что меры по поддержке туристической отрасли оказывались и ранее, однако небольшой объем ее финансирования не позволял говорить о существенном влиянии на рост туристической активности россиян .
Таким образом, рост усилий государства по развитию отрасли, предпринимаемых в последнее время, требует оценки параметров динамики ее функционирования и их уточнения.
Стоит отметить, что официальная методология расчета валовой добавленной стоимости (ВДС) туристической индустрии в разрезе страны и регионов, ее доли в ВВП и ВРП, утвержденная Росстатом в 2022 г., не учитывает весь объем выпуска товаров и услуг туризма. Показатель представляет собой разницу между его стоимостью и промежуточным потреблением и рассчитывается по совокупности производственных единиц, отнесенных к группировке «Туризм» классификатора ОКБЭД-25. По оценкам экспертов9, в нее, помимо видов экономической деятельности (ВЭД), непосредственно относящихся к туризму (гостиницы, турагентства, музеи и т.п.), включены и те ВЭД, товары и услуги которых потребляются не только туристами, что приводит к завышению показателей, а также влияет на качество управления отраслью.
С этой точки зрения, исследование объема выпуска туризма, генерируемого внутренним потреблением, представляется актуальным, уточняя его влияние на экономические показатели и позволяя прогнозировать динамику в контексте выполнения показателей эффективности функционирования отрасли, заданных в стратегических документах, что обусловило цель настоящего исследования.
Методология оценки объема выпуска отраслью туризма. В мировой практике одним из инструментов, позволяющих оценить влияние отрасли на экономические показатели, является сателлитный (или вспомогательный) счет туризма (ССТ), который увязан с системой национальных счетов [17]. Основой для данных ССТ являются результаты обследований домашних хозяйств, туристических организаций, туристов. В настоящее время ССТ на регулярной основе составляются в Канаде, США, Испании, Нидерландах и других государствах.
Исследователи отмечают, что внедрение ССТ сопряжено с рядом сложностей, среди которых отсутствие построения региональных счетов, недостаток информации о туристических расходах и пропорциях потребления [18-20], вследствие чего в РФ такие счета не составляются.
Среди стран постсоветского пространства лидером по внедрению ССТ является Республика Казахстан, в котором он начал разрабатываться с 2003 г. [18].
Расчет объема конечного выпуска туризма, генерируемого внутренним потреблением, основан на инструментарии, предложенном в исследованиях [21-23], расширенном путем уточнения статистических данных. Прогноз роста его объема осуществлен на основе использования межотраслевой модели российской экономики.
7 Российский туризм: достижения, проблемы, меры поддержки при пандемии коронавируса. URL: https://dcenter.hse.ru (Дата обращения 12.09.1922.)
8 URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/met%2036_25.01.2022.pdf (Дата обращения 12.09.1922.)
9 Точка зрения: статистике туризма в России по-прежнему суждено быть «дутой». URL: https://www.tourdom.ru/news/tochka-zreniya-statistike-turizma-v-rossii-po-prezhnemu-suzhdeno-byt-dutoy.html (Дата обращения 12.09.1922.)
Исследование предполагает допущение о том, что структура расходов на отдых внутренних туристов Республики Казахстана и РФ схожи в силу социально-экономической, культурной и ментальной близости. Данное допущение основывается на сведениях, полученных из социологических опросов, а также Вспомогательном счете туризма Казахстана (рис. 1, 2), согласно которым на основные статьи расходов на отдых российские и казахские туристы, путешествующие внутри страны, тратят примерно одинаково.
Прочее
Проживание в местах размещения
Питание Услуги транспорта Покупка товаров
10
20
25
30
35
40
%
0
5
15
Рис. 1. Структура расходов внутренних туристов Казахстана в 2021 г. 0 расходы в деловых целях; ЕЭ расходы в личных целях
Источник: Вспомогательный счет туризма Казахстана — 2021.
Прочее Досуг Проживание
Транспорт
%
0
5
10
15
20
25
30
Рис. 2. Структура расходов внутренних туристов России в 2021 г.
Источник: социологический опрос сервиса поездок и путешествий Туту.ру. URL: https://travelvesti.ru/ news/skolko-rossiyane-tratyat-na-puteshestviya-i-kak-raspredelyayut-byudzhet-poezdki.html10
Для оценки объема туристического выпуска в Российской Федерации использовалась следующая информация:
- данные социологического опроса11 туристов о сумме трат россиян на одно путешествие и их распределении;
- данные Вспомогательного счета туризма Республики Казахстан о структуре затрат внутренних туристов, путешествующих с личными и деловыми целями;
10 В исследовании, проведенном в форме онлайн-анкетирования, приняли участие 1200 чел., которые отправляются в поездки как минимум раз в год.
11 Социологический опрос сервиса поездок и путешествий Туту.ру. URL: https://travelvesti.ru/news/skolko-rossiyane-tratyat-na-puteshestviya-i-kak-raspredelyayut-byudzhet-poezdki.html (Дата обращения 12.09.1922.)
- сведения ЕМИСС, характеризующие производство и отгрузку товаров, работ и услуг. Определение объема туристического выпуска в Российской Федерации осуществляется на основе алгоритма, представленного на рис. 3.
Таким образом, в соответствии с представленным алгоритмом, объем выпуска внутреннего туризма в РФ рассчитан путем вычленения из видов экономической деятельности, представленных в российских квалификаторах, доли, которая обусловлена потреблением внутренних туристов и их последующее агрегирование в ВЭД «Туризм».
Рис. 3. Схема определения объема выпуска внутреннего туризма в экономике Российской Федерации
Источник: составлено авторами.
Расчет объема выпуска внутреннего туризма определяется в постоянных ценах. Результаты апробации предложенного подхода к определению объема туристического выпуска в экономике РФ. Основываясь на предложенном подходе,
определена динамика туристического выпуска в стране с 2009-2020 гг. (рис. 4).
%
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Год
Рис. 4. Динамика объема выпуска внутреннего туризма в Российской Федерации,
% к уровню 2009 г.
Источник: рассчитано авторами.
Как следует из результатов расчетов, за 2009-2019 гг. показатель вырос в сопоставимых ценах в 2,1 раза, что свидетельствует о том, что вклад предприятий туризма в валовом выпуске страны увеличился. За анализируемый период двукратный рост индикатора отмечен на отрезке с 2015-2019 гг., что, вероятно, связано с популярностью отдыха внутри
страны, обусловленной, в том числе, включением в 2014 г. Республики Крым - центра пляжного отдыха в состав РФ, а также закрытием в 2015 г. въезда туристам в Египет и Турцию - массовые зарубежные направления.
Это подтверждается статистическими данными, характеризующими спрос на услуги туристической и транспортной инфраструктуры. Согласно им, на указанном отрезке отмечен рост на внутренних авиалиниях в 1,4 раза численности авиапассажиров (рис. 5).
2015
2017
2018
2019
Год
Рис. 5. Динамика числа пассажиров, перевезенных воздушным транспортом на внутренних авиалиниях РФ
Источник: данные ЕМИСС.
С 2014 г. отмечена устойчивая положительная динамика численности россиян, воспользовавшихся услугами средств размещения (рис. 6). С 2014-2019 гг. показатель увеличился в 2 раза.
Тыс. чел.
70
60
50
40
30 ■
20
10
0
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Год
Рис. 6. Динамика численности россиян, устроенных в коллективных средствах размещения
Источник: данные ЕМИСС.
Схожая динамика наблюдается при анализе спроса на туры по России - за 20142019 гг. объем продаж путевок также сопоставимо вырос (рис. 7).
Млн чел.
5,0
4,0 -3,0 2,0 1,0 0,0
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Рис. 7. Динамика численности россиян, отправленных в туры по России
Источник: данные ЕМИСС.
Год
С 2013-2016 гг. наблюдалось значительное сокращение выездного турпотока -число россиян, отправленных турфирмами за рубеж, снизилось в 2,3 раза (рис. 8).
Млн чел.
9,0 8,0 7,0 6,0 5,0 4,0 3,0 2,0 1,0 0,0
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Год
Рис. 8. Динамика численности россиян, отправленных в туры за рубеж
Источник: данные ЕМИСС.
По итогам допандемийного 2019 г. показатель численности россиян, отправленных в туры за рубеж, не достиг уровня 2013 г. По некоторым оценкам, только
с 2014 по 2015 гг. количество туроператоров, отправляющих туристов за рубеж,
12
сократилось втрое .
Таким образом, можно констатировать восходящий с 2014 г. тренд на внутренние направления и ослабление позиций выездного туризма.
Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения на передвижения людей сильно отразились на показателях отрасли в России. Ее оборот упал в 2,5 раза до 1,5 трлн руб. по итогам 2020 г.13. Это коррелирует со значениями, полученными в результате проведенных расчетов. Согласно полученным данным, сокращение объема конечного выпуска туризма за 2019-2020 гг. составило 2,6 раза, упав до уровня 2010 г.
За анализируемый период наивысшее значение показателя, составившее 795 млрд руб., отмечено в 2019 г.
Как показали результаты расчетов, доля предприятий туризма в структуре выпуска продукции товаров и услуг невысока и за 2009-2019 гг. выросла незначительно - с 1,1 до 1,6% (рис. 9).
%
6,0 5,0 4,0 3,0 2,0 1,0
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Год
Рис. 9. Динамика вклада внутреннего туризма в экономику страны: -доля выпуска туризма в отраслях сферы услуг; — доля туризма в общем выпуске продукции
Источник: рассчитано авторами.
0,0
12 Закрытие Египта и Турции привело к росту самостоятельного туризма. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/33793.html (Дата обращения 12.09.1922.)
13 Ростуризм оценил потери российского турбизнеса из-за COVID-19 в 1,5 трлн руб. URL: https://www.interfax.ru/business/716593 (Дата обращения 12.09.1922.)
Однако в выпуске отраслей сферы услуг вклад туристической отрасли более весом - за указанный интервал времени его значение варьировалось от 4 до 4,5%.
Таким образом, проведение расчетов по предложенному инструментарию позволило дать количественную оценку вклада, который туризм непосредственно привносит в национальную экономику.
Реализация нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» предполагает рост числа путешествий по России к 2030 г. в 2,1 раза14. На основе используемого инструментария были проведены расчеты эффектов для экономики в результате изменения внутреннего туристического потребления в указанных объемах (таблица).
Таблица
Экономические эффекты двукратного прироста выпуска в секторе внутреннего туризма
Вид экономической деятельности Изменение валового выпуска, % Изменение валового выпуска, в млрд руб. Суммарный выпуск после прироста, млрд руб. Изменение спроса на работников, тыс. чел. Прирост фонда заработной платы, млрд руб.
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 100,0 59 3003 27 10
Рыболовство, рыбоводство 101,8 6 369 1 1
Добыча полезных ископаемых 100,4 69 17571 4 4
Обрабатывающие производства конечного
спроса 101,1 141 12716 31 14
Обрабатывающие производства инвестицион-
ного спроса (без машиностроения) 100,7 11 1547 3 1
Обрабатывающие производства промежуточ-
ного спроса 101,2 235 20419 14 9
Машиностроение 101,0 97 9165 26 20
Производство и распределение электроэнер-
гии, газа и воды 101,8 119 6908 35 19
Строительство 100,5 34 6968 12 6
Оптовая и розничная торговля 102,2 115 5266 126 60
Туризм 215,4 1850 3453 214 173
Гостиницы и рестораны (без туризма) 103,4 25 755 16 5
Транспорт (без туризма) 102,0 237 11830 65 39
Связь (без ИКТ) 100,4 14 3550 3 2
Информационно-коммуникативные техноло-
гии (ИКТ) 103,7 14 402 16 19
Финансовая деятельность 103,4 69 2121 34 43
Операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг (без ИКТ) 102,9 250 8735 137 88
Государственное управление и обеспечение во-
енной безопасности; социальное обеспечение 110,9 14 147 375 230
Образование 100,3 2 613 15 6
Здравоохранение и предоставление социаль-
ных услуг 100,0 2 2967 2 1
Предоставление прочих коммунальных, соци-
альных и персональных услуг (без ту-
ризма) 101,5 9 573 18 9
В целом по экономике 102,9 3372 119077 1174 760
Источник: рассчитано авторами.
Как следует из расчетов, прирост валового выпуска составит 2,9%. В частности, в туризме он вырастет в 2,1 раза, госсекторе - на 10,9%, секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), продукты которого активно используются в отрасли [24], - на 3,7%, в тесно связанном с туризмом гостиничном хозяйстве и финансовой деятельности
14 Повышение доступности туристических услуг. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/turizm/povyshenie-dostupnosti-turistskikh-uslug (Дата обращения 12.09.1922.)
из-за аккумуляции финансовых средств внутри страны - на 3,4%. Для обеспечения прогнозируемого объема выпуска может потребоваться дополнительно 1174 тыс. работников и увеличение фонда заработной платы на 760 млрд руб.
Наибольший прирост численности работников от двукратного увеличения выпуска в секторе туризма, кроме него самого, придется на государственный сектор, сферу недвижимости, включающую также и сдачу внаем многоквартирных зданий, жилых домов и квартир, эксплуатацию гостиниц, кемпингов и т.п., а также торговли благодаря растущему потребительскому спросу. Существенный прирост фонда заработной платы (на 230 млрд руб.) отмечается в госсекторе.
Таким образом, результаты расчетов показали, как именно распределятся эффекты от роста внутреннего туристического потребления в разрезе видов экономической деятельности. Проведенные расчеты демонстрируют важность проведения экономической политики, направленной на повышение туристической активности россиян внутри страны.
О перспективах стимулирования внутреннего спроса на основе роста потребления услуг внутреннего туризма. Результаты проведенного исследования позволили заключить следующее:
1. Выявленный на основе предложенного инструментария с 2014 г. устойчивый тренд роста объема конечного выпуска внутреннего туризма в России обусловлен в основном переориентацией россиян на отдых внутри страны вследствие ограничений на их выезд в популярные страны (Турция, Египет), а также ростом цен на зарубежные путевки15.
2. Предложенный подход к оценке объема определения выпуска внутреннего туризма в России позволяет учесть долю, обусловленную внутренним туристическим потреблением, в общем объеме выпуска, а также рассчитать потенциальный эффект от двукратного роста спроса на туристические поездки в пределах страны.
3. Полученные значения эффектов для экономики от роста внутреннего потребления туристических услуг обусловливают значимость наращивания туристического потока внутри страны.
4. Апробация предложенного подхода к определению объема выпуска конечной продукции внутреннего туризма показала ограниченность его применения на региональном уровне, поскольку используемые для расчетов показатели отгрузки товаров, работ и услуг в разрезе регионов связаны с местом регистрации организаций, вследствие чего возникают значительные расхождения, необъясняемые логически. Тот же недостаток имеет и рассчитываемая Росстатом валовая добавленная стоимость туристической индустрии в разрезе регионов, методология которой базируется на сведениях форм, предоставляемых предприятиями.
Таким образом, на основании полученных результатов можно заключить следующее:
1. Стимулирование потребительского спроса на основе услуг внутреннего туризма перспективно для национальной экономики, что выражается в приросте валового выпуска продукции и других экономических параметров, однако требует дополнительных мер для наращивания его объема. Представляется, что в настоящее время предпринимаемые усилия по активизации внутренних турпоездок со стороны спроса (кешбэк, субсидирование программ внутренних коммерческих чартерных воздушных перевозок пассажиров) хотя и способствуют росту продаж туров по стране и открытию для туристов новых направлений, но в большей степени выполняют функции поддержки отрасли в кризисные времена. Они привлекают к путешествиям внутри страны ту часть населения, которая совершала турпоездки и ранее, в том числе и за
15 Согласно Росстату, цена на зарубежные туры в 2014 г. выросла на 41,1% по сравнению с уровнем 2013 г. Индексы потребительских цен на товары и услуги в группировке классификатора индивидуального потребления по целям (КИПЦ). URL: https://rosstat.gov.ru/price (Дата обращения 12.09.1922.)
границу. Это косвенно подтверждают данные социологических опросов, согласно которым программой туристического кешбэка, несмотря на высокий уровень информированности, воспользовались только 2% опрошенных, а доля тех, кто за последние пять лет не выезжал на отдых в другие регионы страны, остается довольно высокой (52%)16. В связи с этим целесообразно расширить меры стимулирования турпоездок по стране, направленных, в первую очередь, на увеличение доли путешествующих среди малодоходных групп населения. Так, «разрыв в расходах на отдых между десятой и первой децильными группами составляет 35 раз» [8], что заметно ограничивает возможности этой части населения в потреблении туристических услуг. Для этого требуется существенное снижение уровня дифференциации доходов. Поэтому при наступлении благоприятных условий для развития выездного туризма возможно сокращение объема потребления туристических услуг внутри страны вследствие переориентации более обеспеченной части населения на выездные направления, ранее заменявшиеся отдыхом в России.
2. Перспективным является продолжение политики по субсидированию туристических поездок внутри страны в отношении отдельных категорий населения, в том числе и на региональном уровне. Так, в 2022 г. в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в некоторых субъектах РФ предусмотрено субсидирование путешествий школьников 5-9 классов по своему региону17. Интересна инициатива Правительства г. Москвы по субсидированию туров для лиц старшей возрастной категории15. Видится, что распространение такого опыта перспективно и в других регионах страны.
3. Необходимо форсированное развитие туристической инфраструктуры в регионах страны для перераспределения внутреннего турпотока, поскольку в настоящее время основной спрос приходится на гг. Москву и Санкт-Петербург и курорты Краснодарского Края и Крыма19. Согласно исследованиям аналитиков, основанных на анализе обезличенных данных карточных транзакций, в регионах России весьма велик потенциал для наращивания турпотока. Так, выделяется группа территорий с эффектом «высокой базы», в которых отмечен высокий темп прироста турпотока20.
4. Проведенное исследование показало важность совершенствования статистической информации, характеризующей развитие внутреннего туризма, особенно на региональном уровне. Нуждаются в пересмотре показатели, используемые для оценки вклада отрасли в экономику, поскольку они не учитывают долю внутреннего туристического потребления. В связи с этим возможна адаптация к российским условиям России методологии сателлит-ного счета туризма либо проведение масштабных статистических исследований по изучению потребления домашними хозяйствами туристических услуг, уточнению структуры их расходов на туризм, учету внутренних турпотоков, определению объема выпуска продукции, генерируемой внутренним туризмом, без привязки к месту регистрации предприятий. Расширение таких исследований способствует более объективному отражению масштабов туристической активности, что в условиях кризиса может стать основой для выработки эффективных мер поддержки туристического сектора экономики [25].
Реализация указанных направлений позволит увеличить объем реализации туристических услуг, потребляемых внутри страны ее жителями, что способствует росту доходности отрасли и, учитывая ее мультипликативный эффект, экономики в целом.
16 Лето-2022: путешествуем по России. Аналитический обзор ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/leto-2022-puteshestvuem-po-rossii (Дата обращения 12.09.1922.)
17 Правительство выделило 500 млн руб. на путешествия школьников по России в 2022 г. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/84475/(Дата обращения 12.09.1922.)
18 Москва приглашает в гости: город будет привлекать туристов старшего поколения. URL: https://www.mos.ru/news/item/107937073/ (Дата обращения 12.09.1922.)
19 Больше половины внутренних туристов в 2022 г. приедут в 4 «суперрегиона». URL: https://www.atorus.ru/node/48469 (Дата обращения 12.09.1922.)
20 Сбербанк назвал 10 российских регионов — лидеров развития туризма. URL: http://www.tourbus.ru/news/19129.html (Дата обращения 12.09.1922.)
Литература/References
1. Арапова Е.Я. Потребительские дисбалансы в развитых и развивающихся странах: количественная оценка // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 10. С. 84-92. URL: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-10-84-92 (Дата обращения 12.09.1922.) [Arapova E.Ya. Quantitative Evaluation of Consumption Imbalances in Advanced and Developing Countries // World Есопоту and International Relations. 2020. Vol. 64. No. 10. Pp. 84-92. (In Russ.)]
2. Аносов Б.А. Активизация потребительского спроса как залог успешного развития экономики КНР //Проблемы прогнозирования. 2021. № 6 (189). С. 158-167. DOI: 10.47711/0868-6351-189-158-167. [B.A. Anosov. Activating Consumer Demand as a Key to Successful Development of the PRC Economy // Studies on Russian Economic Development. 2021. Vol. 32. No. 6. Pp. 705-711].
3. Ивантер В.В. Перспективы восстановления экономического роста в России // Вестник РАН. 2017. № 1. С. 15-28. DOI: 10.7868/S0869587317010042. [Ivanter, V.V. Perspektivy vosstanovleniya ekonomicheskogo rosta vRossii// Vestnik Rossiyskoy akademii nauk. 2017. No. 1. Pp. 15-28. (In Russ.)]
4. Ивантер В.В, Порфирьев Б.Н., Широв А.А. Структурные аспекты долгосрочной экономической политики // Проблемы теории и практики управления. 2018. № 3. C. 27-34. [Ivanter V.V., Porfiriev B.N., Shirov A.A. Structural aspects of long-term economic policy. Problemy teorii i praktiki upravleniya // Issues of Management Theory and Practice. 2018. No. 3. Pp. 27-34. (In Russ.)]
5. Лукин Е.В., Ускова Т.В. Проблемы структурной трансформации региональной экономики //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 6. С. 26-40. DOI: 10.15838/esc.2018.6.60.2. [Lukin E.V., Uskova T.V. Structural transformation issues in regional economy // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2018. Vol. 11. No. 6. Pp. 26-40. (In Russ.)]
6. ЕршовМ.В., Танасова А.С., Соколова Е.Ю. О механизмах стимулирования внутреннего спроса как ключевого фактора роста экономики // Экономика региона. 2021. Т. 17. Вып. 1. С. 114-129. URL: https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-1-9 (Дата обращения 12.09.1922.) [Ershov M.V., Tanasova A.S., Sokolova E.Yu. Stimulating Domestic Demand as a Key Factor of Economic Growth // Ekonomika regiona [Economy of region]. 2021. Vol. 17. No. 1. Pp. 114-129. (In Russ.)]
7. Моисеева Ю.О. Экономический рост и динамика уровня доходов населения //Russian Journal of Labor Economics. 2018. № 2. С. 599-606. DOI: 10.18334/et.5.2.390461 [Moiseeva Yu.O. Economic growth and income dynamics of the population // Ekonomika truda. 2018. No. 5 (2). Pp. 599-606. (In Russ.)]
8. Широв А.А., Потапенко В.В. Парадокс российского потребления // ЭКО. 2020. № 6. С. 8-25. DOI: 10.30680/ЕС00131-7652-2020-6-8-25. [Shirov A.A., Potapenko V. V. The Russian Consumption Paradox //ЕСО. 2020. No. 6. Pp. 8-25. (In Russ.)]
9. Рау В.В., Скульская Л.В., Широкова Т.К. Пути возрождения сельских территорий России // Проблемы прогнозирования. 2022. № 1 (190). С. 114-124. DOI: 10.47711/0868-6351-190-114-124 [V.V. Rau, L. V. Skul 'skaya, and T.K. Shirokova. Ways of Revival of Rural Territories of Russia // Studies on Russian Economic Development. 2022. Vol. 33. No. 1. Pp. 83-89. (In Russ.)]
10. Шульгин С.Г., Зинькина Ю.В. Оценка человеческого капитала в макрорегионах России //Экономика региона. 2021. Т. 17. Вып. 3. С. 888-901. URL: https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-3-12 (Дата обращения 12.09.1922). [Shulgin S.G. and Zinkina Yu. V. Assessment of Human Capital in Russian Macroregions // Ekonomika regiona. 2021. Vol. 17. No. 3. Pp. 888-901. (In Russ.)]
11. Крюков В.А., Баранов А.О., Слепенкова Ю.М. Динамика человеческого капитала в Азиатской России в первые десятилетия XXI века // Экономика региона. 2021. Т. 17. Вып. 4. С. 1181-1195. URL: https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-4-10 (Дата обращения 12.09.1922.) / Kryukov V.A., Baranov A.O., Slepenkova I.M. Dynamics of Human Capital in Asian Russia in the First Decades of the 21st Century // Ekonomika regiona. 2021. Vol. 17. No. 4. Pp. 1181-1195. (In Russ.)]
12. Волков А.А. Влияние социально-экономических факторов на развитие рынка ипотечного жилищного кредитования (на примере Вологодской области) // Регионология. 2021. Т. 29. № 1. С. 37-59. DOI 10.15507/2413-1407.114.029.202101.037-059 [Volkov A.A. Influence of Socio-Economic Factors on the Development of the Home Mortgage Lending Market: The Case of the Vologda Region // Regionology. 2021. Vol. 29. No. 1. Pp. 37-59. (In Russ.)]).
13. Мусиенко С.О. Реализация программы льготной ипотеки-2020: результаты, возможности и риски //Известия высшихучебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» [Ивэкофин]. 2021. № 2 (48). С. 95-103. DOI: 10.6060/ivecofn.2021482.540[Musienko S.O. Implementation of the preferential mortgage program-2020: results, opportunities and risks. Ivecofin. 2021. № 2 (48). С. 95-103. (In Russ.)]
14. Семикашев В.В., ГайворонскаяМ.С. Анализ текущего состояния и перспективы газификации России на период до 2030г. //Проблемы прогнозирования. 2022. № 1 (190). С. 91-100. DOI: 10.47711/0868-6351-190-91-100. [V.V. Semika-shev and M.S. Gaivoronskaya. Analysis of the Present State and Prospects of Gasification in Russia for the Period up to 2030 // Studies on Russian Economic Development. 2022. Vol. 33. No. 1. Pp. 65-72].
15. Кирпичев В.В. Газификация как фактор устойчивого развития сельских территорий //Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. № 6. С. 1034-1050. URL: https://doi.org/10.24891/ (Дата обращения 12.09.1922.) [Kirpichev V.V. Gas Infrastructure Development as a Factor of Rural Areas Sustainability // Economic Analysis: Theory and Practice. 2018. Vol. 17. No. 6. Pp. 1034-1050. (In Russ.)]
16. Влияние уровня и распределения доходов на структуру потребления российских домашних хозяйств. Бюллетень «Проблемы социальной политики». 2020. № 10. С. 1-7.URL: https://ecfor.ru/publication/uroven-raspredelenie-dohodov-struktura-potrebleniya-domashnih-hozyajstv/ (Дата обращения 12.09.1922.) [Vliyanie urovnya i raspredeleniya dokhodov na strukturu potrebleniya rossiiskikh domashnikh khozyaistv // Byulleten' «Problemy sotsial'noipolitiki». 2020. № 10. Pp. 1-7. (InRuss.)]
17. Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа, 2008 год //Департамент по экономическим и социальным вопросам. Статистический отдел. Люксембург, Мадрид, Нью-Йорк, Париж: 2010. 145 с. [Vspomogatel'nyi schet turizma: rekomenduemaya metodologicheskaya osnova, 2008 god//Departamentpo ekonomiches-kim i sotsial'nym voprosam. Statisticheskii otdel. Lyuksemburg, Madrid, N'yu-Iork, Pariz. 2010.145p. (InRuss.)]
18. Лобан И.И., Шепелевич С.Н. Сателлитный счет по туризму: история развития и внедрения в Республике Беларусь //Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 3. С. 32-38. [Loban I.I., Shepele-vich S.N.Satellitnyi schet po turizmu: istoriya razvitiya i vnedreniya v Respublike Belarus' // Vestnik Belorusskoi gosudarstvennoi sel'skokhozyaistvennoi akademii. 2015. № 3. Pp. 32-38. (InRuss.)]
19. Кошутина АА. Проблемы и перспективы внедрения региональных сателлитных счетов туризма в России //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2014. № 2. С. 52-55. [Koshutina AA. Problemy i perspektivy vnedreniya regional'nykh satellitnykh schetov turizma v Rossii // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Severo-Kavkazskii region. Obshchestvennye nauki. 2014. № 2. Pp. 52-55. (In Russ.)]
20. Александрова АЮ. Формирование интегрированной системы статистики туризма в Российской Федерации //Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2017. № 1. С. 41-61. URL: https://doi.org/10.38050/01300105201713] (Дата обращения 12.09.1922.) [Aleksandrova A.Yu. Construction of the Integrated Tourism Statistics System in the Russian Federation. Moscow University Economics Bulletin. 2017. No. 1. Pp. 41-61. (InRuss.)]
21. Лукин Е.В., Леонидова Е.Г., СидоровМА. Стимулирование внутреннего спроса как фактора экономического роста (на примере сферы внутреннего туризма) //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 4. С. 125-143. DOI: 10.15838/esc.2018.4.58.8 [Lukin E.V., Leonidova E.G., Sidorov MA. Boosting domestic demand as a driving force of economic growth (on the example of domestic tourism sphere) //Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2018. Vol. 11. No. 4. Pp. 125-143. (In Russ.)]
22. Леонидова Е.Г., Сидоров М.А. Структурные изменения экономики: поиск отраслевых драйверов роста // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 6. С. 166-181. DOI: 10.15838/esc.2019.6.66.9 [Leonidova E.G., Sidorov MA. Structural changes in the economy: searching for sectoral drivers of growth //Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2019. Vol. 12. No. 6. Pp. 166-181. (In Russ.)]
23. Леонидова Е.Г. Туризм в России в условиях COVID-19: оценка экономического эффекта от стимулирования спроса для страны и регионов //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 2. С. 59-74. DOI: 10.15838/esc.2021.2.74.4 [Leonidova E.G. Russian tourism during the COVID-19: assessing effect of stimulating domestic demand for the country and regions' economy // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2021. Vol. 14. No. 2. Pp. 59-74. (InRuss.)]
24. Chien-Chiang Lee & Mei-Ping Chen & Wenmin Wu & Wenwu Xing, 2021. The impacts of ICTs on tourism development: International evidence based on a panel quantile approach, Information Technology & Tourism, Springer. Vol. 23. No. 4. Pp. 509-547.
25. Овчаров А. О. К вопросу о совершенствовании статистического учета туристических поездок в условиях кризиса // Вопросы статистики. 2021. № 2. C. 67-79. [Ovcharov A.O. On the Improvement of Statistical Accounting for Tourist Trips Amidst Crisis // Voprosy Statistiki. 2021. Vol. 28. No. 2. Pp. 67-79. (In Russ.)]
Статья поступила в редакцию 13.07.2022. Статья принята к публикации 02.08.2022.
Для цитирования: Е.Г. Леонидова, М.А. Сидоров. Оценка и прогноз внутреннего туристического потребления в России // Проблемы прогнозирования. 2023. № 1(196). С. 193-205. БО!: 10.47711/0868-6351-196-193-205
Summary
ASSESSMENT AND FORECAST OF DOMESTIC TOURISM CONSUMPTION IN RUSSIA
E.G. LEONIDOVA, PhD in Economics, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda, Russia ORCID: 0000-0002-9206-6810
M.A. SIDOROV, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences,
Vologda, Russia
ORCID: 0000-0002-5683-8182
Abstract: The article proposes an approach to determining the volume of domestic tourism in Russia and evaluates its dynamics from 2009 to 2020. Based on the use of intersectoral modeling, the economic effects of a twofold increase in the number of trips across the country planned by 2035 are determined. To achieve this indicator, a number of measures are required to increase tourist consumption within the country. In conclusion, directions are formulated that contribute to the activation of demand for domestic tourism.
Keywords: domestic tourism consumption, tourism, domestic tourism, consumption.
Received 13.07.2022. Accepted 02.08.2022.
For citation: E.G. Leonidova and MA. Sidorov. Assessment and Forecast of Domestic Touiism Consumption in Russia // Studies on Russian Economic Development. 2023. Vol. 34. No. 1. Pp. 132-141. DOI: 10.1134/S1075700723010124