обеспечение равенства прав и ответственности мужчин и женщин в воспитании детей.
Литература:
1. Эскеров Д.Б. Социально-экономические проблемы формирования рынка труда и управления занятостью в трудоизбыточном регионе. - Махачкала, 2000. -312 с
2. Демография. Пособие для студ-экон. - Махачкала, 2001. - 184 с.
3. Алиева В.Ф. Население Дагестана на рубеже веков. - Махачкала, Юпитер, 1999.-232 с.
4. Методологические положения по статистике. Вып.1., Госкомстат России. -М„ 1996,- 674 с.
5. Государственный доклад "О состоянии здоровья населения и санитарно-эпидемиологической обстановке в РД в 1999 году - Махачкала, 2000
Кадиев Р.И., Шахбанова З.И.
Оценка и перспективы развития социальной сферы в регионе
В новых условиях хозяйствования экономическая теория и практика осуществляют поиск новых путей разрабатывают концепцию социального развития, что позволит добиться решения современных социально-экономических проблем, которые остро стоят перед обществом. В числе других важных направлений особое место занимает ликвидация диспропорции в структуре экономики с целью более эффективного использования возможностей социального потенциала России в целом и ее субъектов.
Совершенствование развития социального комплекса зависит в первую очередь от технического перевооружения и повышения эффективности функционирования всех отраслей социальной сферы. В связи с этим улучшение этой сферы является приоритетным направлением в становлении рыночной экономики. Важно отметить, что лишь достаточный уровень ее развития даёт возможность наиболее эффективно использовать социальный потенциал, повышая при этом мобильность социальных ресурсов, утверждая новые формы, развивать связи, а также формировать социальную политику в нужном направлении.
Из этого следует, что в условиях переориентации экономики на рыночные отношения проблемы функционирования социальной сферы выдвигаются на первый план. Выполненный анализ показывает наличие очень сложных проблем, к числу которых относятся существенное отставание развития материально-технической базы социальной сферы от потребностей экономики, непропорциональность развития подотраслей в этой области.
Отставание в развитии социальной сферы - это следствие недостаточности материальных, производственных и трудовых ресурсов, которые выделяются на ее развитие, а также и результат определенных просчетов в планировании. Таким
образом, актуальность проблем социальной сферы в настоящее время заключается в низкой степени научного обоснования плановых заданий по ее развитию в прошлые годы.
Следовательно, необходимо определить круг задач для разработки направлений совершенствования структурных составляющих социальной сферы с ориентацией действующих ныне плановых и управленческих органов на решение проблемы развития социальной сферы.
Учитывая важность возникших проблем и слабую их разработку, необходимо проведение анализа, который заключается в исследовании состояния социальной сферы и в разработке научно-практических рекомендаций по повышению эффективности её развития в условиях рыночных отношений.
В современных условиях основные направления развития социальной сферы в общем определены. В первую очередь необходимо расширять масштабы оказания услуг, объем потребления которых в расчете на душу населения в ближайшее время возрастет по сравнению с сегодняшним днем почти в два раза. Однако количественный рост - это лишь один из аспектов решаемой проблемы. Главное в развитии сферы обслуживания должно сводиться к качественным характеристикам, таким, как соблюдение установленных сроков обслуживания, доступность сети обслуживающих предприятий, технологическое качество выполняемых услуг и многое другое.
Проведенный анализ показывает, что в период перемен, которые происходят в стране и регионе, всё ещё много преград, тормозящих развитие отрасли социальной сферы. Замедленными темпами в ней осуществляется обновление производственного аппарата, основных фондов, а также используемых материально-технических ресурсов. Плюс к этому низкое качество квалификационного состава рабочей силы, замедленные темпы роста вклада отраслей услуг в повышение благосостояния и образа жизни.
Основу радикальных преобразований в работе предприятий, организаций и учреждений сферы услуг, как уже отмечалось, должны составлять такие факторы, как:
- улучшение материально-технического, финансового обеспечения;
- принципиальное изменение условий хозяйствования;
- отход от жесткого централизованного управления объектами обслуживания;
- предоставление им свободы в выборе оптимальных экономических решений;
- использование разнообразных организационных форм управления производством на основе многообразия форм собственности.
Анализируя состояние социальной сферы Республики Дагестан, можно сделать вывод о необходимости улучшения её функционирования путём соответствующего развития регионального управления и усиления роли органов местного самоуправления. Важнейшую роль в этом процессе призвана сыграть деятельность органов государственной власти на федеральном и региональном уровне с целью воздействия на мобилизацию внутренних резервов повышения эффективности производ-
ства, самостоятельность решения большинства проблем регионального функционирования и развития инфраструктуры.
Что же касается регионального управления, то здесь основополагающим принципом в решении социальных задач должен быть комплексный подход. Его реализация позволит эффективно и в короткие сроки реализовать те задачи, которые связаны с решением жилищной проблемы, развитием таких отраслей, как здравоохранение, культура и образование, а также с улучшением среды обитания человека, наиболее полным удовлетворением населения в товарах массового спроса и услугах.
Таблица 1
Состояние и перспективы развития социальной сферы _в Республике Дагестан_
Показатели Факт. Прогноз
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Объем платных услуг населению,
млн.руб. в ценах соответствующих 3537,80 4588,80 7129,41 9380,12 11498,5 13869,2
лет 1 6
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах 118,30 109,50 125,40 109,00 104,70 104,30
индекс цен и тарифов на услуги в % к пред.году 128,82 118,50 123,90 120,70 117,10 115,60
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м общей площади 567,80 484,90 510,00 530,00 560,00 610,00
Средняя обеспеченность населения
площадью жилых квартир (на конец года), кв. м на человека 17,80 17,90 18,00 18,10 18,20 18,30
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях, тыс. 51,50 53,20 53,80 54,25 54,37 54,68
человек
Выпуск специалистов учреждениями среднего профессионального образования, человек 5900,00 5880,00 6300,00 6700,00 7200,00 7270,00
высшего профессионального образо- 9500,0 13547,0 13580,0 13600,0 13750,0 14650,0
вания, человек
Для Дагестана важно осуществлять координацию деятельности министерств в управлении отраслями, непосредственно производящими товароматериальные ценности. С этой целью следует создать региональный координационный совет по социальным вопросам и охране окружающей среды, который отвечал бы за развитие социальной сферы и состояние окружающей среды. Также надо создать объединение, ответственное за региональное жилищно-коммунальное хозяйство, ремонтные, коммунальные, бытовые и другие службы. Безусловно, предлагаемый
вариант в значительной степени способствовал бы усилению комплексности формирования и развития многоукладного хозяйства в условиях функционирования различных форм собственности. Как известно, это является одной из важнейших проблем экономики республики. Для её решения необходимо осуществить ряд организационно-экономических мероприятий, направленных на увеличение объема инвестиций на социально-культурное строительство, привлечение в развитие социальной сферы капиталовложений различных форм собственности: и частной, и смешанной, и муниципальной.
Целесообразно предусмотреть фиксированную долю налогов на развитие социальной сферы с предоставлением налоговых и кредитных льгот для инвестиции в социальную сферу, а также ввести в бюджетные статьи затраты на функционирование и развитие отраслей социальной сферы. Развитие социальной сферы характеризуется следующими данными (см. табл. 1).
В декабре 2003 года индекс цен и тарифов на платные услуги населению республики составил 100,9%. За период с начала года прирост цен и тарифов составил 28,1%, что на 2,6% выше аналогичного периода прошлого года (см. табл. 2). Среди регионов Южного федерального округа в декабре наибольший рост цен на платные услуги зарегистрирован в Краснодарском крае (на 1,8%).
Таблица 2
Изменение индексов цен и тарифов на основные группы _платных услуг населению_
К предыдущему месяцу На конец периода, в %
X XI XII Декабрь 2003 г. к декабрю 2002 г. Ноябрь 2002 г. к декабрю 2001 г.
Платные услуги населе- 101,0 103,1 100,9 128,1 125,5
нию
в том числе:
бытовые 103,8 101,1 100,2 119,4 116,9
пассажирского транспорта 99,8 102,2 107,8 124,5 106,7
связи 100,6 100,0 100,0 127,7 115,8
жилищно-коммунальные 100,0 104,8 99,99 133,2 141,9
учреждении культуры 102,9 100,9 102,6 116,7 120,5
образования 100,1 100,1 100,0 119,0 106,4
медицинские 116,3 100,0 100,0 124,1 119,8
За год из платных услуг наиболее выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги (на 33,2%), при этом жилищные услуги выросли на 31,8%, коммунальные услуги - на 33,3%, прирост цен на услуги связи составил 27,7%, услуги пассажирского транспорта выросли на 24,5%, цены на медицинские услуги выросли на 24,1%, бытовые услуги подорожали на 19,4%, ветеринарные услуги - на 19,4%, услуги в системе образования - на 19%, в том числе услуги образования - на 19,2%.
Объем платных услуг, оказанных населению республики через все каналы реализации в 2003 году, составил 5971,7 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 7,7% больше января-декабря 2002 года (см. табл. 3)
Таблица 3
Динамика объема платных услуг населению
Млн. В% <
рублей соответствующему периоду предыдущего года предыдущему периоду
2002 г.
Январь-март 950,7 134,9 78,0
2 квартал 1086,5 97,8 98,3
Январь-июнь 2037,2 119,5 -
3 квартал 1266,8 102,0 102,6
Январь-сентябрь 3304,0 116,7 -
4 квартал 1284,8 95,3 98,2
2002 год 4588,8 109,5 2003 г. "
Январь-март 1364,6 119,5 98,3
2 квартал 1535,2 114,5 105,0
Январь-июнь 2899,8 119,3 -
3 квартал 1441,9 92,5 90,6
Январь-сентябрь 4341,7 106,0 -
4 квартал 1630,0 100,1 107,1
2003 год 5971,7 107,7 -
В структуре платных услуг в декабре 2003 года по сравнению с декабрем прошлого года выросла доля коммунальных услуг (на 14,5 процентного пункта), образования (на 5,2) и культуры (на 0,1).
Вместе с тем уменьшилась доля транспортных услуг (на 9,8 процентного пункта), услуг связи (на 4,4), бытовых (на 2,8), физкультуры и спорта (на 0,8), услуг правового характера (на 0,6), туристических (на 0,5), услуг медицины (на 0,5), жилищных (на 0,2), санаторно-оздоровительных (на 0,1) и гостиниц и аналогичных средств размещения (на 0,1).
Наибольший удельный вес в общем объеме оказанных в декабре месяце услуг приходится на коммунальные услуги (34,9%), транспортные (22,2%), прочие платные услуги (11,4%) и образование (9,4%).
Бытовых услуг за январь-декабрь 2003 года реализовано населению на 305,8 млн. рублей, что на 30,1% в сопоставимых ценах меньше соответствующего периода 2002 года. В том числе за декабрь - 27,7 млн. рублей или на 29,3% меньше декабря 2002 года. Доля бытовых услуг за январь-декабрь 2003 года в общем объеме плат-
ных услуг уменьшилась на 2,9 процентного пункта по сравнению с январем-декабрем 2002 года.
В структуре бытовых услуг в декабре 2003 года, по сравнению с декабрем 2002 года, выросла доля услуг по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, пошиву и вязке трикотажных изделий (на 5,7 процентного пункта), прокату (на 4,0), техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (на 3,4), ремонту, окраске и пошиву обуви (на 2,2), парикмахерских (на 1,4), ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий (на 1,0).
Вместе с тем уменьшилась доля услуг по ремонту и строительству жилья и других построек (на 10,0 процентного пункта), прочих видов бытовых услуг (на 6,3), изготовлению и ремонту (на 0,8), прачечных (на 0,7), услуг фотоателье, фото- и кинолабораторий (на 0,1) и химической чистки и крашения (на 0,1).
Наибольший удельный вес в общем объеме, оказанных в декабре месяце, бытовых услуг приходится на услуги парикмахерских (30,4%), услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий (24,5), услуги по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, пошиву и вязке трикотажных изделий (13,1), прочие виды бытовых услуг (12,5) и техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (9,1).
В ускоренной реализации нуждаются меры, направленные на улучшение социальной обстановки в горных районах региона. Среди них - повышение жизненного уровня населения этих территорий, ликвидация безработицы, своевременная выплата зарплаты, пенсий и пособий, а также другие меры.
Таким образом, в отличие от прошлых лет в регионе есть ресурсы, необходимые для решения не только текущих, но и перспективных задач развития социальной сферы. Дело за их эффективным и целевым использованием и пониманием того, что от развития социальной отрасли во многом зависит уровень жизни большинства населения Дагестана и экономики в целом.
Черкасова С. А.
К вопросу о качестве трудовой жизни и направлениях его совершенствования
Социально-экономические и экологические потрясения последних десятилетий вызвали определенный отход от космополитического технократизма, ориентации только на прибыль и отождествления экономического развития с наращиванием объемов производства и ростом доходов. Во всем мире нарастает понимание недостаточности традиционных экономических показателей. Идут поиски таких измене-