EDN: KDQSJC
О.М. Дьячкова - старший преподаватель кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, [email protected],
O.M. Diachkova - senior lecturer of the department "Operation of road transport", Pacific State University, Khabarovsk, Russia;
A.A. Дьячкова - обучающаяся института промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
A.A. Diachkova - student of the institute of industrial management, economics and trade, Peter the Great St Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia.
ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПУНКТОВ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ASSESSMENT AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE CHECKPOINT SYSTEM ACROSS THE STATE BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION TO THE KHABAROVSK TERRITORY
Аннотация. Эффективная внешнеэкономическая деятельность субъекта РФ невозможна без системного развития трансграничной инфраструктуры, в том числе создания развитой системы пропускных пунктов. Хабаровский край является одним из крупнейших регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО), территориальное расположение которого позволяет вплотную взаимодействовать со многими зарубежными странами. В статье дана характеристика и проведена оценка системы пунктов пропуска через государственную границу в субъектах ДФО, проведен анализ текущего состояния пропускных пунктов на территории Хабаровского края, проведен анализ показателей внешней торговли, определены основные проблемы функционирования пунктов пропуска через государственную границу РФ в Хабаровском крае, обозначены возможные пути их развития.
Abstract. Effective foreign economic activity of a subject of the Russian Federation is impossible without the systematic development of cross-border infrastructure, including the creation of a developed system of checkpoints. Khabarovsk Krai is one of the largest regions of the Far Eastern Federal District (Far Eastern Federal District), the territorial location of which allows close interaction with many foreign countries. The article characterizes and evaluates the system of checkpoints across the state border in the subjects of the Far Eastern Federal District, analyzes the current state of checkpoints on the territory of the Khabarovsk Territory, analyzes foreign trade indicators, identifies the main problems of the functioning of checkpoints across the state border of the Russian Federation in the Khabarovsk Territory, possible ways of their development are outlined.
Ключевые слова: пункт пропуска, инфраструктура, государственная граница, Хабаровский край, внешнеэкономическая деятельность, торговый оборот, экспорт, импорт.
Keywords: checkpoint, infrastructure, state border, Khabarovsk Territory, foreign economic activity, trade turnover, export, import.
Современный этап экономического развития характеризуется расширением границ национальных рынков и ростом трансграничных потоков. Данные условия обуславливают необходимость обустройства государственной границы Российской Федерации с целью эффективного функционирования.
Наличие в приграничных регионах транспортной инфраструктуры, соответствующей современным требованиям определяет степень развития и качества работы системы пропускных пунктов через государственную границу РФ, что в свою очередь сказывается на продуктивности деятельности субъектов Российской Федерации во внешнеэкономическом пространстве.
В научных трудах авторов, таких как П.Н. Башлы, О.В. Адамова, Р. В. Давыдова, Д. Б. Жукова, А.Ю. Шубина, Г. А. Боярского, Д. А. Терновых, Володина А.Б. рассматриваются технологические аспекты деятельности пунктов пропуска через государственную границу. Труды Д. Б. Шипилова, Р. А. Фанина, М. В. Шестернина, Е. Г. Бормотовой, Н. Г., В. А. Останина, П. В. Довженко, Липатовой, А. В. Борисенко посвящены вопросам таможенного контроля. Общие аспекты деятельности пропускных пунктов освещены в трудах таких авторов, как В. В. Беломестнов, Т. И. Белоусова В. И. Пи-липчук, П. Ю. Королев, С. А. Агамагомедова, Н. К. Семенова, Е. И. Антонова. На региональном уровне деятельность пропускных пунктов через государственную границу рассмотрена в трудах А. Б. Бардаль, М. А. Сигитовой, О. С. Цветковой, И. Э. Хрущева, Заостровских Е.А.
На текущий момент не имеется общепринятых утвержденных показателей, характеризующих и оценивающих приграничную инфраструктуру, что позволяет использовать для этого любые параметры.
Автором научных работ А. Б. Бардаль рекомендовано использовать для характеристики и оценки инфраструктуры трансграничных взаимодействий относительную плотность пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации [1]. Опираясь на данные рекомендации, для оценки инфраструктуры пограничных переходов, используем количество находящихся на территории субъекта Дальневосточного федерального округа (ДФО) действующих пропускных пунктов, их число, приходящееся на 1 млн чел. населения и на 1 трлн руб. ВРП.
В настоящее время в Дальневосточном федеральном округе функционирует 59 пунктов пропуска из 80 : автомобильных - 12, железнодорожных - 6, воздушных - 11, речных -1, морских - 23, смешанных - 6 (таблица 1) [2].
Таблица 1 - Число функционирующих пропускных пунктов, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа
Вид пропускного пункта через государственную границу РФ в зависимости от характера международного сообщения Число функционирующих пунктов пропуска через государственную границу
Субъект Дальневосточного федерального округа
Хабаровский край Чукотский автономный округ Республика Саха (Якутия) Забайкальский край Приморский край Еврейская автономная область Амурская область Республика Бурятия Сахалинская область Камчатский край Магаданская область ДФО всего
автомобильный - - - 5 4 - 1 2 - - - 12
воздушный 1 2 1 1 1 - 1 1 1 1 1 11
речной 1 - - - - - - - - - - 1
морской 5 3 - - 8 - - - 5 1 1 23
железнодорожный - - - 2 3 - - 1 - - - 6
смешанный 1 - - 2 3 - - - - 6
всего 8 5 1 8 16 2 5 4 6 2 2 59
При оценке возможности осуществление внешнеэкономической деятельности субъекта ДФО, используя в качестве оценочных критериев уровень привлекательности и наличие на территории субъекта пунктов пропуска через государственную границу, выявлено, что имеется пространственная неравномерность формирования инфраструктуры трансграничных территорий. Наименьшее количество пунктов пропуска через государственную границу на территории ДФО располагается и функционирует в республике Саха (Якутия), наибольшее - Приморском крае (таблица 2).
Таблица 2 - Оценка элементов инфраструктуры субъектов ДФО в части международных взаимосвязей
Показатель Значение
Субъект Дальневосточного федерального округа
Хабаровский край Чукотский автономный округ Республика Саха (Якутия) Забайкальский край Приморский край Еврейская автономная область Амурская область Республика Бурятия Сахалинская область Камчатский край Магаданская область ДФО всего
Количество действующих пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, ед. 8 5 1 8 16 2 5 4 6 2 2 59
Численность населения, млн чел. 1,30 0,05 0,99 1,04 1,86 0,15 0,77 0,98 0,48 0,31 0,14 8,09
Валовый региональный продукт (ВРП), трлн руб. 0,86 0,12 1,11 0,42 1,1 0,06 0,45 0,30 1,00 0,29 0,28 5,99
Плотность относительно заселенности (число пунктов пропуска на 1 млн чел. населения) 6,15 100,00 1,01 7,69 8,60 13,33 6,49 4,08 12,50 6,45 14,29 7,29
Плотность относительно экономической деятельности субъекта (число пунктов пропуска на 1 трлн руб. ВРП) 9,30 41,67 0,90 19,05 14,55 33,33 11,11 13,33 6,00 6,90 7,14 9,85
Высокая плотность пунктов пропуска относительно заселенности и ВРП характерна для Приморского края и Еврейской автономной области, что формирует положительные тенденции роста регионов во внешнеэкономических взаимосвязях. Хабаровский край по показателю плотности относительно заселенности опережает Республику Бурятию, Республику Саха (Якутия), по масштабам экономической деятельности Республику Саха (Якутия), Сахалинскую область. Камчатский край, Магаданскую область (рисунок 2).
Рисунок 1 - Показатели для сравнительной оценки инфраструктуры приграничной зоны субъектов ДФО
Рисунок 2 - Показатели оценки элементов инфраструктуры субъектов ДФО
в части международных взаимосвязей
Деятельность субъекта РФ во внешнеэкономическом пространстве обеспечивает экономический рост как самого региона так страны в целом. Одним из крупных, перспективных, конкурентоспособных регионов ДФО с большим экономическим и инвестиционным потенциалом является Хабаровский край. Регион занимает выгодное географическое положение, позволяющее вести внешнеэкономическое сотрудничество с такими странами как Китай, Республика Корея, Япония. Имеется внешнеэкономическое сотрудничество по экспорту с Казахстаном и Филлипинами, а по импорту с США, Германией, Казахстаном и Испанией. Развитие внешнеэкономической торговли и туризма Хабаровского края определяет высокие требования к инфраструктуре приграничных территорий и созданию пунктов пропуска через государственную границу РФ, соответствующих условиям современного региона.
В Хабаровском крае по состоянию на 2023 год установлено и функционирует 8 пунктов пропуска через государственную границу: морских - 5; речной - 1; воздушный - 1; смешанный - 1 (таблица 3).
Действующие пропускные пункты являются многосторонними, за исключением пункта «Покровка», который является двухсторонним.
Таблица 3 - Характеристика пропускных пунктов Хабаровского края
Параметр Название пункта пропуска через государственную границу РФ
Ванино Советская Гавань Николаевск-на-Амуре Охотск Де- Кастри Покровка Хабаровск Хабаровск (новый)
Вид М М М М М СМ Р В
Статус М М М М М Д М М
Характер международного сообщения Г ГП ГП Г Г ГП ГП ГП
Режим работы П П С П П П П П
Время работы К Е (кроме воскресенья и государственных праздников) Е (работает только в навигационный период) Е К Е Е К
Сопредельный пункт пропуска - - - - - Жахоэ (Китай) Фуюань (Китай) -
Условные обозначения: Вид: М-морской, СМ-смешанный, В-воздушный, Р-речной Статус: М-многосторонний, Д-двухсторонний Характер международного сообщения: Г-грузовой, ГП-грузопассажирский Режим работы: П-постоянный, С-сезонный Время работы: К-круглосуточно, Е-ежедневно
Сроки доставки грузов и длительность прохождения контрольных процедур при пересечении границы в большей части зависят от режима и времени работы пункта попуска. В Хабаровском крае в круглосуточном режиме работают три пропускных пункта, тем самым обеспечивая непрерывное перемещение грузов и пассажиров через государственную границу РФ.
Продолжается работа над планом строительства пограничного грузопассажирского пункта пропуска на острове Большой Уссурийский. Планируется обеспечить грузопроходимость пограничного пункта до 700 тысяч тонн и пассажиропоток более 700 тысяч человек к 2026 году.
Ведущими странами-партнерами Хабаровского края по внешнеэкономическим взаимодействиям являются Китайская Народная Республика (КНР), Япония, Казахстан, Республика Корея, Филиппины, Испания, Германия, Соединенные Штаты Америки (рисунок 3).
Филиппины,
19,8%
Рисунок 3 - Удельный вес стран-партнеров во внешнеторговом обороте Хабаровского края
В 2021 году общий внешнеторговый оборот Хабаровского края увеличился на 41 % к аналогичному периоду предыдущего года (АППГ) и составил 3647,1 млн долл. США (таблица 4) [3]. Хабаровский край по данному показателю занимает четвертое место среди субъектов ДФО. Экспорт составил 2537,4 млн долл. США, что на 40,5 % больше АППГ, импорт - 1109,7 млн долл., рост импорта составил 42,3 % АППГ.
Удельный вес экспорта во внешнеторговом обороте региона составил 69,6 %, импорта - 30,4 %. Основной экспорт через пункты пропуска Хабаровского края направлен в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а именно Китай - 1065,6 млн долл. и Республика Корея - 530,3 млн долл. Удельный вес данных стран в краевом экспорте составил 42,0 %, и 20,9 % соответственно. Также значительный экспорт пришелся и на другие страны: Казахстан - 377,3 млн долл., Япония - 253,3 млн. долл., Филиппины - 197,1 млн долл. Удельный вес этих стран в экспорте края 14,9 %, 10,0 % и 7,8 % соответственно [3].
Таблица 4 - Показатели внешнеэкономической деятельности Хабаровского края
Показатель Значение, млн дол. США
2019 год 2020 год 2021 год
Внешнеторговый оборот 2718,9 2586,1 3647,1
Экспорт 1847,1 1806,3 2537,4
Импорт 871,8 779,9 1109,7
Основными странами-импортерами по итогам 2021 года для Хабаровского края стали следующие страны:
- Казахстан - 344,5 млн долл., что составляет 31,0 % краевого импорта. Главными продуктами импорта стали шлак, руды, и зола (98,5 %); изделия из черных металлов (0,68 %);
- КНР - 319,4 млн долл., удельный вес краевого импорта 28,8 %. Основные элементы импорта: машины, оборудование и механизмы (27,4 %), обувь (14,8 %);
- Испания - 71,7 млн долл., удельный вес в краевом импорте 6,5 %. Главные элементы импорта: рыболовные суда и лодки (83,9 %), изделия из черных металлов (10,9 %);
- Республика Корея - 60,7 млн. долл., что составляет 5,5 % краевого импорта. Главные элементы импорта: нефть и нефтепродукты кроме сырых (35,9 %); звуко- и видеозаписывающая аппаратура (13,1 %, машины и оборудование (9,8 %);
- Япония - 41,6 млн. долл. (удельный вес в импорте края 3,7%, снижение к АППГ на 1,9 %). Основная продукция импорта: машины и оборудование (49,4 %), звуко- и видеозаписывающая аппаратура (13,7 %), средства наземного транспорта (4,5%);
- Германия - 24,5 млн. долл. (удельный вес в импорте края 2,2 %, рост к АППГ на 41,9 %). Главные элементы импорта: машины и оборудование (91,7 %); изделия из камня (0,9 %);
- США - 15,7 млн. долл. (удельный вес в импорте края 1,4 %, рост к АППГ на 86,1 %. Главные элементы импорта: машины и оборудование (80,8 %), приборы и устройства, применяемые в медицине (6,4 %).
Рисунок 5 - Динамика показателей экспорта, импорта и внешнеторгового оборота Хабаровского края с основными странами-партнерами
В товарной структуре краевого импорта по итогам 2021 года преобладали минеральные продукты, их доля в общей стоимости импорта составила 33,0 %, продукция машиностроения - 39,2 %. Доля импорт края текстильных товаров составила 7,2 %, металлов и изделий из них - 6,3 %, продукции химической промышленности - 5,6 %, продовольственных товаров - 4,1 % [3].
Рост экспорта Хабаровского края приходится на такие виды товаров, как древесина и продукция из нее, драгоценные металлы и камни, продукция рыбопромышленного комплекса, топливно-энергетические товары, черные металлы. Для края наращивание экспорта - это возможность заключение новых внешнеэкономических контрактов, поступление денежных средств в бюджет края.
В товарной структуре экспорта Хабаровского края распределение по видам продукции следующее:
- древесина и изделия из неё 590,0 млн долл. США, (удельный вес в экспорте края - 23,3 %). Хабаровский край занимает шестое место среди регионов РФ и лидирует среди субъектов ДФО по объему экспорта древесины и изделий из нее. Основными направлениями экспорта являются КНР - 415,8 млн долл., Япония - 93,9 млн долл., Республика Корея - 53,7 млн долл. и Германия - 16,6 млн. долл.;
- драгоценные металлы и камни (золото) - 365,6 млн долл. США (удельный вес в экспорте края - 14,4 %. Хабаровский край занимает шестое место среди регионов РФ. Основным направлением экспорта данного вида товаров является Казахстан 365,6 млн. долл. США;
- продукция рыбопромышленного комплекса - 475,3 млн долл. США (удельный вес в экспорте края - 18,7 %,). Хабаровский край занимает пятое место среди регионов РФ в экспорте данной продукции, основные направления экспорта - Республика Корея - 326,7 млн долл., КНР - 132,4 млн долл. и Япония - 10,1 млн долл.;
- топливно-энергетические товары - 696,7 млн. долл. США (удельный вес в экспорте края -27,5 %);
- черные металлы 318,6 млн долл. США (удельный вес в экспорте края - 12,6 %).
Рисунок 6 - Динамика основных товаров экспорта Хабаровского края
Рост экспорта Хабаровского края в 2032 году обусловлен следующими причинами:
- рост мировых цен на топливно-энергетические товары;
- рост мировых цен на продукцию рыбопромышленного комплекса;
- значительный рост цен на экспорт древесины и изделий из нее на ключевых товарных рынках Китая, Республики Корея и Японии;
- рост цен на лом и стальную заготовку из РФ со стороны китайских металлургических заводов, что стало результатом стабилизации внешнеэкономической конъюнктуры на черные металлы на мировых рынках.
Потенциал наращивания экспорта Хабаровского края заключается в продвижении на внешние рынки сферы услуг, среди которых можно выделить наиболее перспективные направления таки как информационно-телекоммуникационные услуги и аудиовизуальная продукция, туризм, медицинские услуги, экспорт услуг образования. В крае ведется работа по подготовке индустрии туризма и гостеприимства к приему зарубежных гостей. В Хабаровском крае действует около 150 туристских маршрутов, 237 гостиниц, свыше 1,0 тыс. кафе и ресторанов. Туристы имеют возможность воспользоваться обширным спектром экскурсионных услуг и туров от обзорных по крупным городским агломерациям до эксклюзивных на Шантары для наблюдения за гренландскими китами.
Помимо экспорта продукции 1Т-индустрии в крае возможно осуществлять экспорт услуг образования. Иностранные студенты могут обучаться в российских образовательных учреждениях. Хабаровский край занимает лидирующие позиции как научный и образовательный центр, удерживая на протяжении многих лет первое место по уровню и качеству образования на Дальнем Востоке. С учетом географического положения, территориальной близости к странам Азии особое внимание уделяется работе по привлечению иностранных студентов. Ведется активная разработка программ онлайн образования на иностранных языках. Например, в ТОГУ в 2020-2021гг. 130 программ (в том числе на английском и китайском языках) были реализованы в онлайн и дистанционном формате, к 2030 году количество таких программ должно увеличиться до 150 [4].
Развитие и расширение внешнего взаимодействия Хабаровского края с другими странами требует наличия весьма хорошо развитых таможенной, транспортной, пограничной инфраструктур по своему качеству и масштабу, которые в свою очередь дадут возможность обеспечить безопасность государственной границы, а также способствовать развитию международного транзита региона.
Нынешнее состояние инфраструктуры пропускных пунктов через государственную границу РФ в Хабаровском крае оценивается как неудовлетворительное, в связи с тем, что вызывает неудоб-
ства для граждан региона и его гостей, имеет множество нареканий со стороны контрольно-надзорных органов. Пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации Хабаровского края за исключение МПП «Хабаровск (новый)» не соответствуют требованиям, необходимых для эффективной организации погранично-таможенного контроля. Пропускной пункт и его инфраструктура первое, что видят люди, прибывшие в Россию и именно свое первое впечатление они сформируют на основе увиденного на границе. Поэтому вопросы обустройства российской границы и обустройства приграничных объектов требуют дополнительного внимания и поддержки со стороны государства.
Главной проблемой пропускных пунктов Хабаровского края является высокая доля износа инфраструктуры. Необходимы мероприятия по модернизации и техническому оснащению пропускных пунктов, а также по созданию комфортных условий для граждан при пересечении ими государственной границы. В связи с этим в Хабаровском крае в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации», государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» и федерального проекта «Логистика международной торговли» проводятся работы по модернизации и развитию пропускных пунктов через государственную границу.
С 2019 ведутся работы по обустройству и реконструкции МПП Ванино, окончание которых запланировано на 2024 год. Обустройство предусматривает поэтапный комплексный процесс, охватывающий обширный спектр работ: строительство глиноземного терминала, терминала для перевалки сжиженных углеводородных газов, транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля.
В аэропорту Хабаровск ведется строительство нового пассажирского терминала международных воздушных линий.
По информации Хабаровского филиала ФГКУ Росгранстрой принято решение по изменению пределов речного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в речном порту Хабаровск. Изменение пределов речного пропускного пункта «Хабаровск» и проведение мероприятий по совершенствованию условий для осуществления государственного контроля грузов и товаров в пункте пропуска создадут условия и возможность по приемке и отправке контейнерных грузов.
В связи с увеличением нагрузки после пандемии новой коронавирусной инфекции на единственный в крае смешанный пропускной пункт «Покровка», реализуются мероприятия по его модернизации: капитальный ремонт сети наружного освещения, установка весоизмерительного оборудования, ремонт сооружений досмотра грузовых автомобилей (досмотровых ям), благоустройство территория, установлен комплекс визуальной навигации для свободного ориентирования на местности, ремонт помещений государственных контрольных органов, работающих на погранпереходе. Для дальнейшей эффективной работы пропускного пункта «Покровка» необходимо строительство моста через реку Уссури между пропускными пунктами «Покровка» и Жаохэ (Китай).
Функционирование пропускных пунктов «Охотск» и «Николаевск-на-Амуре» отмечается низкой загрузкой и крайне скудным оснащением. Николаевский-на-Амуре морской пункт пропуска осуществляет государственный пограничный контроль у причалов и на рейде. Основной груз - лес, экспортируемый в Японию, Китай, Южную Корею. по окончанию навигации инфраструктура перехода закрывается. Данный пункт пропуска относится к значимым действующим объектам транспортной инфраструктуры, который может быть использован для функционирования ТОР «Николаевск». С точки зрения экономической целесообразности функционирования пункта пропуска Охотск в течение года, рациональным решением будет сделать данный пункт сезонным, в результате чего работу пограничников возможно будет организовать командировочным способом, как это уже сейчас делают таможенные органы.
Для расширения в Хабаровском крае внешнеэкономической активности необходимо провести мероприятия по техническому переоснащению объектов инфраструктуры речного международного постоянного пункта пропуска «Хабаровск», а именно: модернизировать инфраструктурные объекты пропускного пункта пассажирского направления; обновить пассажирский флот в соответствии с предъявляемыми современными требованиями и соответствующий условиям для работы в международном сообщении. Реализация данных мероприятий позволит нарастить внешнеэкономическое взаимодействие с провинцией Фуюань (Китай).
Реконструкция, техническое перевооружение и техническое оснащение пунктов пропуска через государственную границу в Хабаровском крае поможет решить проблему скопления транспорта на государственной границе, повысить уровень комфорта пребывания лиц в пунктах пропуска и
условий труда сотрудников, сократить время прохождения контрольных процедур при пересечении границы, а также создать современный облик инфраструктурных объектов государственной границы.
Таким образом, модернизация системы пунктов пропуска через государственную границу РФ в Хабаровском крае за счет реконструкция существующих и строительства новых инфраструктурных объектов, технического переоснащения и использования новейших информационных технологий при организации деятельности международных пунктов пропуска, позволит результативно развивать в регионе внешнеэкономические связи, наращивая объем грузовых и пассажирских потоков.
Источники:
1. Бардаль А. Б. Система пунктов пропуска через государственную границу: российский Дальний Восток / А. Б. Бар-даль // Власть и управление на Востоке России. - 2018. - № 1 (82). - С. 14-22.
2. Дальневосточное таможенное управление : сайт. - URL : https://dvtu.customs.gov.ru /folder/255262#:~:text= Функциони-руют%2058% 20пунктов%20пропуска%2С%20в,(12).%20СМ%20-0/о20смешанные0/о20 (дата обращения 12.12.2022).
3. Внешняя торговля Хабаровского края по итогам 2021 года : сайт. - URL: https://minec.khabkrai.ru/?menu=getfile& id=13927 (дата обращения 25.12.2022).
4. Экспорт Хабаровского края - это не только лес и рыба года : сайт. - URL: https://www.eastrussia.ru/ material/eksport-khabarovskogo-kraya-eto-ne-tolko-les-i-ryba/(дата обращения 22.11.2022).
5. Хрущев И. Э. Мероприятия по строительству и модернизации пунктов пропуска на Дальнем Востоке / И. Э. Хрущев // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2020. - № 4 (93). - С. 43-46.
6. Белоусова, А. В. Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа в 2017-2019 гг / А. В. Белоусова // Ре-гионалистика. - 2020. - Т. 7. - № 4. - С. 5-23. - DOI 10.14530/reg.2020.4.5.
7. Развитие экспорта в Хабаровском крае : сайт. - URL : https://www.exportcenter.ru/ press_center/news/razvitie-eksporta-v-khabarovskom-krae/ (дата обращения 16.12.2022).
8. Управление федеральной государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу : сайт. - URL :https://habstat.gks.ru/ (дата обращения 13.12.2022).
9. Список субъектов Российской Федерации по ВРП : сайт. - URL : https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.6ce730aa-63b22aff-172226bc-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/List_of_Russian_federal_subjects_by_GRP (дата обращения 14.12.2022).
10. Bakumenko, O. A., Malyshev D. P. Models and types of the Russian Federation regional policy for import substitution and export support, IOP Conference Series: Earth and Environmental Science; 2021. vol. 666, doi:10.1088/1755-1315/666/6/062124.
11. Министерство транспорта Российской Федерации федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" Росгранстрой : сайт. - URL : https://rosgranstroy.ru/ activi-ties/priorities/the-development-of-checkpoints/(дата обращения 25.11.2022).
12. Международный аэропорт Хабаровск подвел итоги 2021 года: сайт. - URL : https://khv.aero/airport/news/ mezhdunarodnyy-aeroport-khabarovsk-podvel-itogi-2021 -goda/ (дата обращения 16.11.2022).
13. Володин А.Б. Пункты пропуска через государственную границу. Проблемы и пути их решения / А. Б. Володин // Мир транспорта - 2019. - № 17(3) - С. 170-177.
References:
1. Bardal A. B. The system of checkpoints across the state border: the Russian Far East / А. В. Bardal // Power and management in the East of Russia. - 2018. - № 1 (82). - Pp. 14-22.
2. Far Eastern Customs Administration : website. - URL : https://dvtu.customs.gov.ru /folder/255262#:~:text=%2058%20points%20 pass%2C%20b are functioning,(12).%20CM%20-%20 mixed%20 (accessed 12.12.2022).
3. Foreign trade of the Khabarovsk Territory by the end of 2021 : website. - URL: https://minec.khabkrai.ru/?menu=getfile& id=13927 (accessed 25.12.2022).
4. Export of the Khabarovsk Territory is not only the forest and fish of the year : website. - URL: https://www.eastrussia.ru/material/eksport-khabarovskogo-kraya-eto-ne-tolko-les-i-ryba /(accessed 22.11.2022).
5. Khrushchev I. E. Measures for the construction and modernization of checkpoints in the Far East / I. E. Khrushchev // Customs Policy of Russia in the Far East. - 2020. - № 4 (93). - Pp. 43-46.
6. Belousova, A.V. Foreign trade of the Far Eastern Federal District in 2017-2019 / A.V. Belousova // Regionalism. - 2020. -Vol. 7. - No. 4. - Рp. 5-23.
7. Export development in the Khabarovsk Territory: website. - URL : https://www.exportcenter.ru / press_center/news/razvitie-eksporta-v-khabarovskom-krae/ (accessed 16.12.2022).
8. Department of Federal State Statistics for the Khabarovsk Territory, Magadan Region, Jewish Autonomous Region and Chu-kotka Autonomous Okrug : website. - URL : https://habstat.gks.ru / (accessed 13.12.2022).
9. List of subjects of the Russian Federation by GRP : website. - URL : https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.6ce730aa-63b22aff-172226bc-74722d776562 / https/en.wikipedia.org/wiki/List_of_Russian_federal_subjects_by_GRP (accessed 14.12.2022).
10. Bakumenko, O. A., Malyshev D. P. Models and types of the Russian Federation regional policy for import substitution and export support, IOP Conference Series: Earth and Environmental Science; 2021. vol. 666, doi:10.1088/1755-1315/666/6/062124.
11. Ministry of Transport of the Russian Federation federal state state institution "Directorate for Construction and Operation of Rosgranitsa facilities" Rosgranstroy: website. - URL : https://rosgranstroy.ru/activities/priorities/the-development-of-checkpoints /(accessed 25.11.2022).
12. Khabarovsk International Airport summed up the results of 2021: website. - URL : https://khv.aero/airport/news/ mezhdu-narodnyy-aeroport-khabarovsk-podvel-itogi-2021-goda / (accessed 16.11.2022).
13. Volodin A.B. Checkpoints across the state border. Problems and ways to solve them / A. B. Volodin // The world of transport - 2019. - № 17 (3) - Pp. 170-177.