ОЦЕНКА И НАПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
С. НАУМКИНА, студентка,
Л. А. КУДРЯЕВА, кандидат экономических наук
Увеличение населения планеты и связанные с ним вопросы — тема достаточно старая. На протяжении прошедшего столетия социальные потрясения несколько раз приводили к снижению его численности, что часто называют демографическим кризисом. Демографическая ситуация — это сложившееся в определенном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, обусловливающее в данное время половозрастную структуру и динамику населения.
В 90-е годы XX столетия в Мордовии происходил процесс естественной убыли населения. Эти потери, объясняемые депопуляцией, составили около 73 тыс. жителей. На начало 2001 года постоянное население в республике равнялось 919,7 тыс. человек, из них 396,8 тыс. приходится на жителей сельской местности. В ходе исследований было установлено, что за период с 1979 по 2001 год сельское население сократилось с 53,0 % до 40,2 %, тогда как городское увеличилось на 12,5 % [2, с. 16 — 17]. Тревогу вызывает гак названное уменьшение, так и изменение возрастной структуры (рис.), которые неизбежно скажутся на всех сферах жизни общества.
Рис. Возрастная структура населения Мордовии
Особо надо отметить, что убывает не группа взрослых, а именно число детей. Сегодня в РМ доля людей старше 60 лет — 22,2 % , а детей до 15 лет — 18,8 %. Проанализировав данные, мы сделали вывод, что население республики стареет и уже сейчас каждый четвертый ее житель достиг пенсионного возраста. Добавим сюда и то обстоятельство, что снизилась продолжительность жизни в сельских населенных пунктах: у мужчин — до 59,8 лет, у женщин — до 74,1 года [2, с. 20 — 28]. Это объясняется распространением алкоголизма не только среди мужчин, но и среди женщин, что ведет к негативным последствиям как для семьи, так и для общества. Результаты наблюдений свидетельствуют и о том, что в последние годы естественный прирост населения не обеспечивает даже простого воспроизводства, а число смертей превышает число рождений по РФ в 1,7 раза, на селе — в 2,8, а в ряде районов республики — в 4,0 раза. Подобное положение вызвано естественными демографическими факторами (например, старением населения). Ни одно из развитых государств мира не имеет коэффициента смертности более 12 — 13 %о, несмотря на то что доля пожилых людей и там велика. В Мордовии он равен 15,2 %о, и это сво-еобразный «рекорд»: в России он зафиксирован на отметке 14,8 %о.
Особенно острой проблемой для республики стало увеличение смертности трудоспособного населения. Только за 2001 год умерло 3 276 человек, из которых 35 % — сельчане. В структуре причин смерти данной категории лиц значителен удельный вес болезней (за 1994 — 2001 годы — около 35 тыс. человек), несчастных случаев, отравлений, травм и т. д. Крайне неблагополучная картина
© С. Наумкина, Л. А. Кудряева, 2003
дети от 0 до 15
□трудоспособные 56,3
после 60
сложилась на селе, где неустроенность быта и тяжелые условия труда отражаются на здоровье людей.
Немаловажным фактором является и снижение рождаемости на фоне уменьшения количества браков и возрастания числа разводов. Если в 1987 году общий коэффициент брачности в Мордовии равнялся 9,8 %о, то в 2001 году он упал до 5,8 %о, а для разводов поднялся до 3,4 %0. Не радует обстановка на селе: здесь коэффициент брачности составляет 4,3 %о, а разводов — 1,7 %о [2, с. 36].
Сокращение рождаемости — процесс крайне опасный, с далеко идущими негативными последствиями. Во-первых, исчерпан внутренний потенциал демографического воспроизводства. Для замещения поколений родителей нужен уровень рождаемости , измеряемый суммарным коэффициентом рождаемости, равным по крайней мере 2,1 на одну женщину, а в РМ он составляет сегодня лишь 1,1. Во-вторых, население и рабочая сила стареют, ухудшается здоровье людей, семья с одним ребенком становится доминирующей. Как видим, реализация репродуктивной функции общества дошла до низшей точки, не обеспечивающей воспроизводство населения.
Кроме того, младенческая смертность поднялась с 14,3 % в 1999 году до 28,0 % в 2000 году. Из каждой
тысячи родившихся не дожили до 1 года
14,6 детей (в 1999 году — 11,8). Каждый
третий появившийся на свет ребенок страдает каким-либо заболеванием [2,
с. 35].
Определенное влияние на численность и состав населения республики оказывает миграция. В последние годы она характеризовалась оттоком. Среди российских территорий, принимающих жителей Мордовии, в первую очередь нужно назвать Москву, Нижегородскую, Самарскую и Московскую области. В 2000 году по сравнению с 1999 годом миграционная убыль увеличилась на 15 % и составила 880 человек. Значителен ее рост в 2001 — 2002 годах. А самое главное то, что переезд совершают люди в возрасте от 18 до 45 лет: трудоспособное население и молодые кадры покидают РМ. Из общего количества мигрирующих 47 %
приходится на сельское население (в 2000 году выехало 6 120 человек). В большинстве случаев люди уже не возвращаются в Мордовию. Имевшиеся и ранее миграционные потоки «село — город» во второй половине 90-х годов приобрели выраженный характер и составили 55 % [2,
с. 38 - 40].
Республика всегда располагала немалыми резервами рабочей силы. Расширение материального производства и непроизводственной сферы на протяжении многих лет осуществлялось за счет этого источника. Проанализировав период с 1987 по 2000 год, мы установили, что в это время шло снижение трудовых ресурсов: с 1987 до 1992 года в среднем на 0,4 % ежегодно, в 1993 году — уже на 2,4 %. Впоследствии темпы их сокращения замедлились: в среднем до 0,9 % за год. С 1993 года в балансе трудовых ресурсов начался перевес в сторону населения в трудоспособном возрасте. В 2000 году отмечается рост их численности за счет лиц старше трудоспособного возраста [1, с. 95].
Население в трудоспособном возрасте в 2000 году составило 542,9 тыс. человек, из них 192,5 тыс. — на селе (это 50 % сельского населения и 35 % трудоспособного населения РМ). Из-за непродуманного реформирования сельскохозяйственных производственных структур и депопуляции доля трудоспособного населения сократилась на 6,4 %, занятых в сельском хозяйстве к 2000 году насчитывалось 52 тыс. человек [1, с. 94].
Согласно данным последних 10 лет по сельскохозяйственным предприятиям:
— стала меньше на 43,6 % доля занятых в сельском хозяйстве [1, с. 95];
— повысилась нагрузка земли на 1 трудоспособного: сельскохозяйственных угодий — на 51,0 % (25,4 га), пашни — на 57,9 (21,0 га), посевных площадей — на 65,0% (19,8 га) [1, с. 96];
— ухудшился качественный состав руководителей (среди них лиц с высшим образованием стало меньше на 10,5 %, главных специалистов — на 4,6 %), возросла сменяемость руководителей — с 6,3 до 20,4 %, главных специалистов — с 7,5 до 11,5 % [1, с. 97];
— за годы реформ наиболее разрушительной силой для трудовых ресурсов
оказались безработица и низкая оплата труда в агропромышленном комплексе. Последняя в 2000 году составила всего 433,2 руб., что объясняет нежелание работать в нем [1, с. 97].
Проведенное исследование показало, что в Республике Мордовия, как в целом по России, реформы стали тормозом для повышения жизненного уровня населения, а следовательно, и его прироста как основного источника трудовых ресурсов. Наличие официальной и скрытой безработицы приводит к тому, что значительная часть этих ресурсов остается незадейство-ванной или используется нерационально. Отсутствие объективной оценки трудового потенциала АПК служит препятствием для определения путей развития аграрного сектора. Незначительное увеличение трудовых ресурсов за счет работающих лиц старше трудоспособного возраста не может продержаться долго, поскольку вынужденная занятость пенсионеров — крайний шаг, продиктованный материальными трудностями.
Состояние и тенденции динамики демографических процессов, их причины свидетельствуют о невозможности стабилизации демографической обстановки без вмешательства всех ветвей власти — и на федеральном, и на республиканском уровне.
Демографическое прогнозирование породило понятие «демографический оптимум», под которым понимают такой режим воспроизводства населения, когда демографическая ситуация может стабилизироваться, оказаться в относительно равновесном состоянии. Для этого требуется разносторонняя демографическая политика — система различных мер, пред-принимаемых правительством для решения специфических проблем. Государство должно обеспечить:
1) механизм экономического стимулирования рождаемости (семейные пособия, поощрительные выплаты, льготы многодетным семьям и молодоженам при распределении жилья, расширение сети детских дошкольных учреждений и др.);
2) административно-правовые каналы воздействия (изменение возраста при регистрации браков, усиление имущественных прав матери и детей при распаде семьи, запрет абортов);
3) соответствующую пропаганду (перехода от стихийной рождаемости к сознательной, почетности и важности материнства и отцовства), половое воспитание среди молодежи.
В последние годы Правительство РМ изменило подходы к названным насущным проблемам. Была подготовлена и утверждена «Программа улучшения демографической ситуации в РМ на 2001 — 2005 годы». Ее цель — создание благоприятных условий для естественного расширенного воспроизводства населения. Реализован разработанный комплекс мер (1998 — 2000 годы), что позволило несколько поправить положение в области здравоохранения, защиты семьи, материнства и детства, социальной защиты.
В 1999 году во исполнение Указа Главы Республики Мордовия было разработано положение «О выдаче и погашении беспроцентной ссуды на строительство или приобретение жилья молодым специалистам сельскохозяйственных предприятий, окончившим обучение на контрактной основе и прибывшим по месту назначения в сельскую местность, Государственным унитарным предприятием РМ „Развитие села"». Важным моментом в сдерживании оттока сельского населения должна стать «Программа газификации сел», которую планируется закончить до 2005 года.
Несмотря на предпринимаемые усилия, демографическая ситуация остается довольно сложной. Поэтому необходимо уделять больше внимания решению задач, которые помогут стабилизировать ее как в России, так и в регионах. К ним относятся:
— создание условий для замедления снижения численности населения и его последующего роста;
— повышение уровня и качества жизни на основе интенсивного развития экономики и занятости;
— осуществление активной политики поощрения рождаемости;
— повышение статуса и конкретная поддержка многодетной семьи;
— реализация государственной семейной политики, направленной на профилактику бедности и улучшение материального положения семьи с детьми;
— обеспечение бесплатного лечения
беременных женщин и детей в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
— проведение государственной политики сохранения и воспитания детей-си-рот и детей, оставшихся без надзора;
— пропаганда здорового образа жизни;
— научное обоснование и воплощение эффективной миграционной политики;
— структурная перестройка системы образования, переориентация ее с преимущественно отраслевого на преимущественно региональное формирование начального, среднего и профессионального высшего образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Крутое Н. С. Агропромышленный комплекс Мордовии, его формирование и развитие. Саранск: Б. и., 2001. 364 с.
2. Мордовия: Стат. ежегодник / Гос. ком. Респ. Мордовия по статистике. Саранск: Б. и., 2001. 248 с.
Поступила 08,01.03.
ПОНЯТИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
В. В. МАТЮШКИН, аспирант
Демографические процессы в Республике Мордовия остаются достаточно сложными уже долгие годы, что в значительной мере сдерживает формирование ресурсного потенциала сельского хозяйства. Самая высокая численность населения была в Мордовском округе перед преобразованием его в Мордовскую автономную область в 1929 г. — 1 369,9 тыс. чел. В настоящее время численность населения республики составляет около 899,6 тыс. чел., т. е. за рассматриваемый период сократилась на
470,3 тыс. чел., или на 34,3 %.
В 1990 г. впервые за послевоенное время наблюдалась естественная убыль населения. При этом опережающими темпами растет смертность в трудоспособном возрасте. Превышение смертности над рождаемостью свидетельствует о депопуляции [1]. При общем сокращении численности населения республики за период 1990 — 2002 гг. на 64 тыс. чел. сельское население уменьшилось на 57,3 тыс. чел. (табл. 1) 12].
Таблица 1
Динамика численности населения РМ, тыс. чел.
Год Все население В том числе
городское сельское
1990 963,6 547,3 416,3
1991 963,5 552,0 411,5
1992 962,7 555,7 407,0
1993 963,8 557,3 406,5
1994 962,1 557,3 404,8
1995 959,0 557,9 401,1
1996 955,2 558,4 396,8
1997 950,1 557,9 392,2
1998 943,6 556,5 387,1
1999 937,1 555,3 381,8
2000 919,7 549,9 369,8
2001 910,0 545,0 365,0
2002 899,6 540,6 359,0
© В. В. Матюшкин, 2003
27