УДК 616-053.2
ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
О.В. Антонов1, Е.В. Богачева1, И.В. Антонова2, А.А. Вельматова1, А.Л.Кузьмина1, Г.П. Филиппов3, Е.В. Мурашев4
1ГБОУ ВПО "Омская государственная медицинская академия" Минздрава России 2МУЗ "Детская городская поликлиника № 6", Омск 3ГБОУ ВПО "Сибирский государственный медицинский университет" Минздрава России, Томск 4БОУ Омской области "Медицинский колледж", Омск E-mail: [email protected]
EVALUATION AND ANALYSIS OF PHYSICAL DEVELOPMENT IN CHILDREN AND ADOLESCENTS
O.V. Antonov1, E.V. Bogacheva1, I.V. Antonova2, A.A. Velmatova1, A.L.Kuzmina1, G.P. Filippov3, E.V. Murashev4
1Omsk State Medical Academy Children's City Polyclinic No. 6, Omsk 3Siberian State Medical University, Tomsk 4Omsk Region Medical College
В обзоре рассматриваются основные этапы становления антропометрического мониторинга физического развития детей и подростков в педиатрической практике. Показаны разнообразные факторы, оказывающие комплексное воздействие на рост и физическое развитие детского организма. Указана важность проведения современных исследований по определению антропометрических показателей нормы для детей и подростков, проживающих в различных регионах Российской Федерации.
Ключевые слова: дети, физическое развитие, антропометрические показатели.
This review aims to highlight the milestones in establishment of pediatric monitoring of the physical development in children and adolescents. The paper provides a comprehensive insight into a variety of factors that affect physical growth and development in children. The authors emphasize importance of state-of-the-art research aimed at identifying reference data for anthropometric indexes in children and adolescents who reside in different regions of the Russian Federation. Key words: children, physical development, anthropometric indices.
Введение
Физическое развитие (ФР) является одним из критериев здоровья человека и демографическим показателем здоровья нации [3, 4]. ФР - закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом, полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами и условиями жизни [13]. Еще на рубеже веков академик Ю.Е. Вельтищев (2000) обозначил круг главных проблем современной педиатрии, актуальных и по сей день: прогрессирующее снижение уровня здоровья детей, рост числа детей с хронической патологией, в том числе количества инвалидов детства, а также снижение показателей ФР и биологической зрелости среди подростков. Для коррекции методов медицинского контроля при решении существующих проблем указана необходимость разработки комплексов биометрических показателей (показатели ФР, нервно-психического развития, средние значения показателей периферической крови, системы гуморального и клеточного иммунитета) для каждого критического периода (или этапа) развития детей [4].
В последние годы в ряде отечественных и зарубеж-
ных публикаций по-разному трактуется и проводится анализ параметров Фр. Это связано с внедрением в практику здравоохранения различных критериев ФР, в том числе из иностранных источников. В то же время отечественный опыт по анализу и оценке ФР весьма обширен, и с этих позиций практическому врачу и врачу-исследо-вателю, на наш взгляд, будет полезна информация об истории формирования комплексной системы оценки ФР у детей в нашей стране.
Основные этапы становления антропометрического мониторинга физического развития детей и подростков. Первые попытки установить связь между ФР человека и уровнем его здоровья осуществлялись еще в Римской империи, когда отбор воинов проводился на основании измерения их роста. Гиппократ считал физическую активность и тренированность неотъемлемой частью физического и душевного благополучия. Аристотель впервые использовал термин “антропология” для обозначения науки о человеке, которая включает в себя и оценку ФР как совокупности морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих его рост и развитие. Рост оставался ведущим критерием для оценки ФР до первой половины XIX в., когда начали делаться
попытки установить связь между ростом и массой тела [12].
Основоположниками научного изучения ФР человека в России являются Ф.Ф. Эрисман и П.Ф. Лесгафт. Ф.Ф. Эрисман впервые связал ФР и состояние здоровья с условиями труда и быта, опубликовал материалы по ФР населения, разработал методику исследования ФР, основы санитарной статистики. П.Ф. Лесгафт активно изучал ФР детей и подростков [11].
В дальнейшем проводились отдельные исследования и публикации материалов по ФР разных возрастных групп населения, зависимости его от наследственных и средовых факторов. Значимыми для педиатрии были работы ее основоположников - Н.П. Гундобина “Особенности детского возраста” и В.И. Молчанова “Физиологические данные детского возраста”, которые в течение многих десятилетий пользовались заслуженной популярностью в практическом здравоохранении. С 1917 г в СССР охрана материнства и детства приобретает государственный характер, создается система дошкольных учреждений, осуществляющая питание, воспитание и медицинское обслуживание детей на основании медико-гигиенических стандартов [12].
Русскими и зарубежными учеными разрабатываются различные методы оценки ФР, такие как индексы, которых описано более 50. Наиболее распространенными являются:
- индекс А. Кетле (массо-ростовой) - отношение массы (кг) к росту (м2), который в норме составляет 18,524,9;
- индекс Л.И. Чулицкой: из суммы 3 окружностей - окружностей плеча, бедра и голени - вычесть длину тела. В грудном возрасте индекс Л.И. Чулицкой составляет 20-25 см, в 2-3 года - 20 см, до 7 лет - 15 см, в 7-8 лет - 6 см;
- индекс Ф.Ф. Эрисмана (из окружности груди вычесть половину длины тела); в норме индекс составляет в грудном возрасте 13,5-10 см, в 2-3 года - 9-6 см, в 6-7 лет - 4-2 см;
- индексы пропорциональности - соотношение высоты головы и длины тела изменяется с возрастом от 1/4 до 1/8, соотношение верхнего и нижнего сегментов уменьшается от 1,7 при рождении до 0,93 у взрослых;
- индекс Т. Бругша: окружность груди разделить на длину тела и умножить на 100. Индекс оценивается от рождения до 7 лет; величина его уменьшается с 65 до 53.
Эмпирические формулы являются простейшим методом, обязательным условием использования которого является первоначальное определение роста и его соответствия возрасту. В 1925 г. Р. Мартин предложил параметрический метод оценки антропометрических данных, предусматривающий составление сигмальных таблиц среднеарифметических значений признака для определенной возрастно-половой группы и величину среднеквадратического отклонения. Данный метод наиболее удобен для динамического наблюдения за параметрами физического развития детей и подростков. Позднее стал
использоваться непараметрический метод оценки антропометрических данных, который наиболее объективен и широко применяется во всем мире. Он основан на сравнении данных ребенка со среднестатистическими данными соответствующей возрастно-половой группы с учетом географической зоны проживания [11, 12].
С 30-х гг XX в. внимание ученых привлекает факт акселерации физического развития; сформулировано множество теорий ее возникновения, такие как радиоволно-вая, селекционно-урбанистическая, алиментарная, расовая, но все ученые сошлись на том, что основной причиной явилось воздействие внешней среды на организм [12]. Явление акселерации нарастало с каждым последующим поколением в течение 60 лет, но в последнем десятилетии прошлого века врачи и антропологи всего мира описывали сначала ее замедление, а затем и обратный процесс (децелерацию). В частности, Ю.А. Ямпольская,
А.А. Баранов (2005) описывают децелерацию во всех возрастно-половых группах детского населения столицы и Центрального Федерального округа в целом [3, 19].
Социально-экономические преобразования в обществе, качественное изменение характера питания, ухудшение экологической ситуации, увеличение школьных нагрузок и целый ряд других факторов не могли не повлиять на адаптивные возможности детей и подростков, состояние механизмов регуляции функций организма в норме и патологии, а следовательно, на темпы ФР [3]. При этом в этнических группах РФ, проживающих в условиях Крайнего Севера, процесс акселерации не завершен, что еще раз подтверждает медико-антропологическую неоднородность населения России [9, 18].
В ряде исследований указываются факторы, определяющие темпы и уровень ФР у современных детей и подростков. Наибольшее значение придается курению во время беременности, патологическому течению беременности и родов, отсутствию грудного вскармливания, наличию дефицитных анемий и повторных респираторных заболеваний на первом году жизни, качественному и количественному дефициту питания в более старшем возрасте, низким темпам раннего моторного развития, соматической зрелости новорожденного, неодинаковой чувствительности мальчиков и девочек к воздействию негативных факторов окружающей среды, большей стрес-соустойчивости девочек, неблагоприятному психоэмоциональному окружению, наличию хронических заболеваний, гормональному дисбалансу организма ребенка [5, 15].
Ю.А. Ямпольская (2007), проводя сравнительное исследование физического развития подростков-школьни-ков и учащихся профессионально-технических образовательных учреждений, показала, что нормальное ФР достоверно чаще встречается у школьников, причем девушки более развиты, чем юноши той же возрастной группы. Чаще, чем в прошлые десятилетия, выявлены случаи избыточной массы тела у юношей. Сила кисти по результатам динамометрии снизилась у юношей в сравнении с ровесниками 1970-х гг на 26,9%, а у девушек - на 33,3%. Автор отмечала достоверное снижение мышечной силы у девушек 17 лет по сравнению с их результатами в 15 лет [20].
Масштабные исследования по оценке ФР у подростков Москвы проводились также М.А. Негашевой с соавт. (2007). В контингент обследуемых вошли студенты первого курса МГУ им. М.В. Ломоносова. Проведен анализ Фр подростков 17-18 лет методом комплексного антропометрического обследования, составлены таблицы стандартов роста и массы тела для юношей и девушек [16].
В Ростове-на-Дону комплексное антропометрическое обследование детей 5-17 лет провел А.Г Трушкин в 19971998 гг. с последующим составлением центильных таблиц основных антропометрических показателей с учетом пола и возраста. Автор рекомендует подобные стандарты составлять для отдельных регионов каждые 10 лет [17].
Особенности антропометрического обследования кандидатов для обучения и воспитанников военных образовательных учреждений отражены в исследовании Е.С. Анциферовой (2007). Автором выявлена “грацилиза-ция” юношей, снижение всех параметров ФР. Рекомендовано включить в объем обследования указанной группы юношей определение паспортного возраста, длины тела, индекса массы тела, полового развития [2].
Е.Н. Котышева с соавт. (2008) показала зависимость антропометрических признаков ФР детей от химического загрязнения атмосферного воздуха районов проживания. Данная зависимость имела половые различия и проявлялась снижением всех характеристик ФР у мальчиков, массы и окружности грудной клетки у девочек. Выявлена повышенная вариативность признаков преимущественно за счет низких и крайне низких величин, а также обусловленность некоторой астенизации телосложения девочек в условиях повышенного загрязнения атмосферного воздуха [9].
В.П. Казначеев с соавт. (2004) выявили значение состояния здоровья женщины до и во время беременности для ФР и состояния здоровья ребенка, установили специфичность патогенетических связей между нозологическими формами у матери и нарушениями состояния здоровья у ребенка. Задержка физического и полового развития, обусловленная болезнями матери, выявлена преимущественно у девочек, что указывает на выраженные половые различия в формировании здоровья детей и подростков. Авторами также ставился вопрос об изменении эволюции человека в связи с распространением феномена “потребления” здоровья во время беременности, прогрессирующего ухудшения здоровья в каждом последующем поколении [7].
О.А. Дрожжина с соавт. (2006) указывали на высокую частоту рождения детей с тяжелой асфиксией при неблагоприятном течении беременности (вегето-сосудистая дистония, ожирение, пиелонефрит, гестоз, инфекционные заболевания во второй половине беременности, тугое обвитие пуповины, возраст матери более 25 лет, хронический аднексит, эрозия шейки матки, аборты и самопроизвольные выкидыши в анамнезе). В последующем в данной группе детей отмечен большой процент искусственного вскармливания, отставания темпов ФР, поражения центральной нервной системы [6].
О.А. Лымарь и В.В. Абушкевич (2008), сравнивая показатели ФР и уровень биологической зрелости у детей
младшего школьного возраста, посещающих общеобразовательные школы и коррекционные учреждения для слабослышащих детей, выявили значительные различия в данных группах. В частности, большая часть учащихся общеобразовательных школ имели мезосоматотип (36,5%) и макросоматотип (22%). Среди школьников с нарушением слуха преобладали наносомный (12%), мик-росомный (31,5%) и микромезосомный (37%) типы. По уровню биологической зрелости 44% детей в общеобразовательной школе имели обычный (банальный), 32% -“растянутый”, 24% - “укороченный” вариант развития. Обследованные с нарушением слуха имели “растянутый” вариант развития в 78,5% случаев, у 7,5% мальчиков выявлена глубокая ретардация, обычный вариант имели 9,5% детей, “укороченный” - 4,5% [13].
В.М. Кранс (2006), проводя анализ уровня развития детей дошкольного возраста, страдающих нефропатиями, выявил некоторые различия в сравнении со здоровыми детьми данной возрастной группы. Исходное ростовое запаздывание у таких детей компенсируется впоследствии явлением “наверстывающего роста”, что, вероятно, объясняется эффектом от проводимой терапии основного заболевания [10].
В Омске комплексные исследования, посвященные ФР детей, проводились ТА Кулаковой [11], А.С. Логачевой [12], О.В. Антоновым [1].
Т.А. Кулакова (1965) исследовала ФР новорожденных детей города Омска, его связь с доношенностью беременности, порядковым номером беременности, заболеваниями матери во время беременности, национальностью матери, ее профессией, возрастом, материально-бытовыми условиями, характером родов, состоянием здоровья новорожденного, колебаниями веса во время пребывания ребенка в родильном доме. Автором были составлены таблицы нормальных значений физического развития новорожденных детей [11].
Целью работы А.С. Логачевой (1973) была разработка стандартов ФР детей 2-го и 3-го года жизни, проживающих на территории города Омска и посещающих ясли и детские сады. В результате было установлено, что уровень ФР детей, проживающих в Омске, являлся высоким в сравнении со средним по стране, также имел место процесс акселерации, отмечена прямая зависимость ФР от веса при рождении, уровня материально-бытовых условий, частоты заболеваний, характера вскармливания на первом году жизни [12].
О.В. Антоновым (2007) в результате многолетних наблюдений за детьми в норме и с различными врожденными пороками развития было показано, что средние показатели массы и длины тела при рождении детей с пороками развития хоть и отличались от таковых у здоровых детей в меньшую сторону, все же не имели достоверных отличий в сравниваемых группах. На относительно высокие показатели ФР существенное влияние оказывала активная сохраняющая терапия, проводимая беременным, родившим впоследствии детей с ВПР, т.к. она позволила предотвратить самопроизвольное прерывание беременности и ассимилировать питательные вещества в организме плода [1].
Заключение
Несомненно то, что оценка ФР детей и подростков должна носить комплексный характер, учитывающий индивидуальные особенности организма ребенка. В последние 10-15 лет исследования по оценке ФР детей в регионах страны чрезвычайно редки, поскольку результаты подобных исследований должны базироваться на достаточно большом фактическом материале, что требует затратных научных исследований на эти, по сути, популяционные исследования. С учетом социальных и экономических изменений в нашем обществе, расслоения его членов на социальные слои по уровню и качеству жизни, с учетом разнообразных климатических зон Российской Федерации, национальных особенностей населения, вероятно, необходимо создание центильных таблиц, по которым в каждом из регионов будет возможна корректная оценка уровня ФР детей и подростков. Несомненно и то, что подобные исследования являются одной из задач современного направления педиатрической науки - социальной педиатрии. Опыт исследований по оценке ФР детей и подростков в Омском регионе [1, 11, 12] свидетельствует о необходимости преемственности исследований и комплексного подхода к решению данной проблемы с участием не только педиатров, но и врачей-ги-гиенистов, а также представителей педагогического сообщества.
Литература
1. Антонов О.В. Научные, методические и организационные подходы к профилактике врожденных пороков развития у детей : автореф. дис. ... докт. мед. наук. - Омск, 2007. - 48 с.
2. Анциферова Е.С. Комплексная оценка физического развития кандидатов для обучения и воспитанников военных образовательных учреждений среднего общего образования : автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 2007. - 20 с.
3. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Фундаментальные и прикладные проблемы педиатрии на современном этапе // Рос. педиатр. журн. - 2005. - № 3. - С. 4-8.
4. Вельтищев Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 1 -
С. 5-9.
5. Дерябин В.Е., Федотова Т.К., Горбачева А.К. Влияние некоторых биологических факторов на соматический статус детей 3-5 лет // Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. - 2007. -Т. 86, № 5 - С. 64-68.
6. Дрожжина О.А., Ипполитова Л.И., Якунинская А.М. и др. Анализ физического развития и структура заболеваемости детей, перенесших тяжелую асфиксию в родах [Электронный ресурс] // Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко. - ШЬ http://www.airspb.ru/ регер_21^ш1.
7. Казначеев В.П., Петерсон В.Д., Селятицкая В.Г. и др. Физическое развитие и состояние здоровья детей в подростковом возрасте, рожденных болевшими во время беременности женщинами // Бюллетень СО РАМН. - 2004. - № 1 (111).
- С. 8-13.
8. Козлов А.И., Вершубская Г.Г., Лисицын Д.В. Долговременные изменения антропометрических показателей детей в некоторых этнических группах РФ // Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. - 2009. - Т. 87, № 3. - С. 63-67.
9. Котышева Е.Н., Дзюндзя Н.А., Болотская М.Ю. Анализ антропометрических показателей физического развития де-
тей 5-7 лет в условиях промышленного города // Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. - 2008. - Т. 87, № 2. - С. 140-143.
10. Кранс В.М. Физическое развитие детей с почечной патологией // Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. - 2007. - Т. 86, № 1.
- С. 73-79.
11. Кулакова ТА. Материалы по физическому развитию новорожденных детей г. Омска : автореф. дис. ... канд. мед. наук.
- Омск : Изд-во ОГМИ, 1965.
12. Логачева А.С. Физическое развитие и состояние здоровья детей г. Омска в возрасте от 1 года до 3 лет : автореф. дис. . канд. мед. наук. - Омск : Изд-во ОгМи, 1973. - 20 с.
13. Лымарь О.А., Абушкевич В.В. Морфофункциональные особенности физического развития детей младшего школьного возраста общеобразовательной и специальной коррекционной школ // Журнал РАСМИРБИ. - 2006. - № 2 (19). -
С. 30.
14. Мамчик Н.П., Габбасова Н.В., Куприна Н.П. и др. Вероятностные факторы риска среды обитания в формировании заболеваемости болезнями // Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. - 2008. - Т. 87, № 6. - С. 141-146.
15. Нагаева Е.В. Рост как критерий здоровья ребенка // Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. - 2009. - Т. 87, № 3 - С. 58-63.
16. Негашева М.А., Михайленко В.П., Корнилова В.М. Разработка нормативов физического развития юношей и девушек 17-18 лет // Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. - 2007. -Т. 86, № 1. - С. 68-73.
17. Трушкин А.Г. Комплексная оценка физического развития детей и подростков г. Ростов-на-Дону // Валеология. - 2000.
- № 1. - С. 61-72.
18. Ханды М.В., Захарова Н.М., Филиппова Г.П. и др. Физическое развитие детей с рождения до 7 лет Республики Саха (Якутия) // Сибирский медицинский журнал (Томск). -2007. - Т. 22, № 2, прил. 1. - С. 68-69.
19. Ямпольская Ю.А., Година Е.З. Состояние, тенденции и прогноз физического развития детей и подростков России // Рос. педиатр. журн. - 2005. - № 2. - С. 30-39.
20. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и функциональные возможности подростков 15-17 лет, обучающихся в школе и профессиональном училище // Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. - 2007. - Т. 86, № 5. - С. 69-72.
Поступила 26.12.2011
Сведения об авторах
Антонов Олег Владимирович, докт. мед. наук, доцент, зав. кафедрой пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО “Омская государственная медицинская академия” Минздрава России.
Адрес: 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12.
E-mail: [email protected]
Богачева Елена Викторовна, аспирант кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО “Омская государственная медицинская академия” Минздрава России.
Адрес: 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12.
Антонова Ирина Владимировна, канд. мед. наук, врач-педиатр, МУЗ “Детская городская поликлиника № 6” Адрес: 644020, г. Омск, пр. Маркса, 80.
Вельматова Анна Анатольевна, клинический ординатор кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО “Омская государственная медицинская академия” Минздрава России. Адрес: 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12.
Кузьмина Анастасия Леонидовна, клинический ординатор кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО “Омская государственная медицинская академия” Минздрава Pос-сии.
Адрес: 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12.
Филиппов Геннадий Пантелеевич, докт. мед. наук, проф., зав. кафедрой госпитальной педиатрии ГБОУ ВПО “Сибирский государственный медицинский уни-
V Съезд кардиологов Сибирского федерального округа "Сибирская наука российской практике" состоится 10-11 октября 2013 г. в Барнауле
совместно с научно-практической конференцией "Катетерные методы лечения резистентной артериальной
• эпидемиология и профилактика болезней системы
кровообращения в РФ и Сибирском федеральном округе;
• медикаментозное лечение заболеваний сердечно-сосудистой
• хирургическое лечение сердечно-сосудистой патологии, проблемы
• лабораторная, функциональная и лучевая диагностика болезней
• вопросы реабилитации больных с сердечно-сосудистой
• болезни системы кровообращения и сочетанная патология;
• нерешенные вопросы детской кардиологии;
• организация медицинской помощи при патологии сердечно-
Адрес организационного комитета:
КГБУЗ Алтайский краевой кардиологический диспансер
верситет” Минздрава Pоссии.
Адрес: 634050, г. Томск, Московский тракт, 2.
E-mail: [email protected] Мурашев Евгений Витальевич, преподаватель Медицинского колледжа Омской области Адрес: 644073, г. Омск, ул. Дианова, 29.
E-mail: [email protected].