Научная статья на тему 'Оценка генерации поездок физкультурно-оздоровительным центром'

Оценка генерации поездок физкультурно-оздоровительным центром Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОГО СПРОСА / ГЕНЕРАЦИЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЙ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПАРКИРОВАНИЯ / ЕМКОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО РАСЧЕТНОГО РАЙОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зедгенизов Антон Викторович, Зедгенизова Алла Николаевна, Лагерев Роман Юрьевич

В статье рассматривается режим функционирования физкультурно-оздоровительного комплекса в течении суток. Выявлен режим функционирования прилегающей парковки, показана её загрузка по часам суток. Рассмотрены объемы генерации к отдельным типам использования территории в физкультурно-оздоровительном комплексе, с учетом разделения прибывающих на индивидуальном транспорте и на общественном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка генерации поездок физкультурно-оздоровительным центром»

INVESTIGATION OF MILLING WORKING

BODY WHICH DIGS A NARROWER SLITS IN THE GROUND

A. I. Demidenko, D. S. Snigerev, E. Y. Vaymer

The article describes the theoretical investigation construction knives for milling working body which digs a narrower slits in the ground.

Демиденко Анатолий Иванович - кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедры "Техника для строительства и сервиса нефтегазовых комплексов и инфраструктур" Сибирской государственной автомобильнодорожной академии. Основное направление научных исследований - повышение эффективности землеройно-транспортных машин, общее количество публикаций - 120.

Снигерев Дмитрий Сергеевич - кандидат технических наук, доцент кафедры "Техника для строительства и сервиса нефтегазовых комплексов и инфраструктур" Сибирской автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - исследование процессов взаимодействия с грунтом рабочих органов землеройных машин, общее количество публикаций - 30.

Ваймер Евгений Юрьевич - аспирант кафедры "Техника для строительства и сервиса нефтегазовых комплексов и инфраструктур" Сибирской автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - исследование процессов взаимодействия с грунтом рабочих органов землеройных машин, общее количество публикаций - 4. e-mail: [email protected]

УДК 656.1 З

ОЦЕНКА ГЕНЕРАЦИИ ПОЕЗДОК ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ

ЦЕНТРОМ

А. В. Зедгенизов , А. Н. Зедгенизова , Р. Ю. Лагерев

Аннотация. В статье рассматривается режим функционирования физкультурнооздоровительного комплекса в течении суток. Выявлен режим функционирования прилегающей парковки, показана её загрузка по часам суток. Рассмотрены объемы генерации к отдельным типам использования территории в физкультурнооздоровительном комплексе, с учетом разделения прибывающих на индивидуальном транспорте и на общественном.

Ключевые слова: Оценка транспортного спроса, генерация корреспонденций, продолжительность паркирования, емкость транспортного расчетного района.

Бypнoe paзвитиe aвтoмoбилизaции и tox-нoлoгичecкий пpoгpecc в cтpoитeльнoй oтpac-ли в знaчитeльнoй степени внocят кoppeктивы в фyнкциoниpoвaниe гopoдcкиx тeppитopий и тpaнcпopтa в цeлoм. Еще в cepeдинe пpoшлo-га cтoлeтия peшeния плaниpoвoчнoй ctp+кту-pbi гopoдoв былo нeпocpeдcтвeннo cвязaнo c paциoнaльным paзмeщeниeм пpoмышлeнныx зoн, жилья, мест пpoвeдeния дocyгa и дp. Од-наш в настоящее вpeмя этого He дocтaтoчнo, пocкoлькy гopoдcкиe тeppитоpии дoлжны pac-cмaтpивaтьcя c точки зpeния cooтвeтcтвия cлoжившeйcя зaгpyзки (интeнcивнocти движения) в «пигавые» пepиoды. Пpoпycкнaя ^o-coбнocть дopoжныx yзлoв и мaгиcтpaлeй yличнo-дopoжнoй ce™ (УДС) нє дoлжнa быть нижє этиx зaгpyзoк.

Пpoгнoзиpoвaниe интeнcивнocтeй движения и ypoвня зaгpyзки УДС гopoдa имєєт пep-вocтeпeннoe знaчeниe нє толькo пpи paзpa-бoткe гpaдocтpoитeльнoй кoнцeпции, нo и пpи выпoлнeнии гpaдocтpoитeльнo -тpaнcпopтнoгo пpoeктиpoвaния на вcex этaпax. Таким oбpa-зoм, пpимeнeниe пpoгpeccивныx методик oцeнки емгасти pacчeтнoгo тpaнcпopтнoгo paйoнa или oтдeльнoгo eгo yчacткa, c целью влияния на pacпoлoжeннyю в нeпocpeдcтвeн-нoй близocти тpaнcпopтнyю инфpacтpyктypy пpeдcтaвляeтcя вaжнoй нayчнo-пpaктичecкoй задачей.

В cилy cлoжнocти, мнoгoкpитepиaльнocти и тpyдoeмкocти oбcлeдoвaний, нeoбxoдимыx для выявления oбъeмa гeнepaции к тем или дpyгим oбъeктaм тяготения в дaннoй paбoтe

рассматривается только физкультурнооздоровительный комплекс, сочетающий в себе следующие виды спорта:

> Фитнес;

> Аэробика;

> Тренажерный зал;

> Массажный кабинет;

> Сауна;

> Детская секция самбо.

Общие характеристики физкультурнооздоровительного комплекса:

> Число строений одновременно участвующих в обследовании - 1;

> Этажность застройки - 2;

> Район города - городская территория;

> Период обследования - с 8:00 до 22:00;

> Дата проведения обследования -29.09.2011, четверг; 01.10.2011, суббота;

> Погодные условия - без осадков;

> Удаленность остановочного пункта - в пределах 10 минут пешком;

> Гаражные кооперативы и стоянки - отсутствуют в непосредственной близости;

> Площадь ФОК - 2500 м2;

> Площадь парковки возле торгового центра -500 м2.

Работы связанные с выявлением объема генерации к различным объектам были опубликованы в российских и зарубежных изданиях [4,5]

Прежде всего, необходимо отметить, в таких обследованиях чрезвычайно важным моментом является своевременность и слаженность работы всех учетчиков, поскольку отсутствие или неверный учет автомобилей и людей может привести к срыву всего обследования. Общая схема эксперимента представлена на рисунке 1.

V

и.-

26

22 -

- Учет посетителей

|- Учет автомобилей на стоянке

Рис. 1. Общая схема эксперимента

В ходе эксперимента и последующей обработке данных эксперимента были выявлены характеристики функционирования рассматриваемой территории. Так, например, число

транспортных средств въезжающих и выезжающих на/с рассматриваемой территории могут дать представление о распределении транспортной нагрузки (рис. 2).

а) | б)

Рис. 2. Распределение числа въезжающих и выезжающих транспортных средств ФОК по часам суток а) будний день (четверг); б) выходной день (суббота)

Из представленного рисунка, можно сделать вывод об увеличении активности въезда на территорию и выезда с неё на индивидуальном транспорте в вечерние часы «пик» примерно с 18 до 20 часов в будние дни и с 8 до 12 часов в выходные дни. Всплеск активности посетителей, рассматриваемого объекта после 18 обусловлен, на наш взгляд, окончанием рабочего дня, когда работающие или учащиеся проводят досуг в спортивных секциях, спортивных залах. Активность в утренние часы по выходным обусловлена отсутствием занятости населения в первой половине дня. Общее число автомобилей тяготеющих к ФОКу за период обследования составило 80 ед, в будний день и 33 в выходной, при этом среднее наполнение транспортных средств составило 1,53 чел. и 1,32 соответственно, следовательно, можно утверждать, что рассматриваемый объект генерирует примерно 122 че-

ловека в сутки на личных автомобилях в будний день и 44 человека в выходной день. Следует отметить, что посещаемость ФОКа в будний день на индивидуальном транспорте почти в 3 раза выше, чем в выходной день. Одновременно с этим, пик прибытия в будний день приходиться на вторую половину дня, а в выходной на первую.

Число одновременно припаркованных автомобилей (рисунок 3) в будний день на протяжении всего дня остается примерно одинаковым около 10 автомобилей, что составляет примерно треть от пиковой загрузки парковки возле ФОКа. Максимальная загрузка парковки наблюдается в 19 часов, что соответствует началу работы большинства спортивных секций в ФОКе. В выходной день максимальная загрузка 13 автомобилей наблюдается в первой половине дня, затем спадает.

СО СО <У> <У>

т— т— eg cn со со

ю ю со со

со со оъ оъ

CN CN CN CN CN

Выходной день (суббота) — -Будний день (четверг)

Pиc. З. Pacпpeдeлeниe чиола пpипapкoвaнныx тpaнcпopтныx cpeдcтв вoзлe «ФОКа»

Для выявления особенностей использования территории одним из наиболее важных показателей считается продолжительность паркирования транспортных средств. Этот показатель может лежать в основе расчета необходимого числа мест для паркирования, и соответственно при оценке уровня обслуживания территории (LOS). Учитывая, что современный уровень автомобилизации требует достаточно высокого уровня обслуживания автомобилистов, то такие исследования должны производиться повсеместно с целью выявления средней продолжительности парковки и плотности вероятности продолжи-

тeльнocти пapкиpoвaния, в дaннoй статье, пpивoдитьcя частный пpимep (pиcyнoк 4). Из pиcyнкa виднo, что пoдaвляющee бoльшинcт-вo автовладельцев 66 Г в 6удниє дни и 55 Г в вы^дные дни нуждаютоя в cвoбoднoм iwec-те для пapкиpoвaния не бoлee чем на 100 минут, жeлaющиx вocпoльзoвaтьcя пapкoвкoй пpимepнo на тpи чaca вceгo 25 Г в будние в вы^дные дни. А вoт те, чей aвтoмoбиль пpo-cтoял ве^ день (cвышe 10 чacoв) oкaзaлocь 5 Г в будний день, пo вceй видимocти, это тpaнcпopт пepcoнaлa ФОКа и в выxoднoй день не бoлee 7 ча^в, толькo 6 Г.

178 262 346

Продолжительность паркирования, мин

Pиc. 4. Pacпpeдeлeниe пpoдoлжитeльнocти пapкиpoвaния тpaнcпopтныx cpeдcтв вoзлe «ФОКа» а) будний день (чeтвepг); б) выxoднoй день (cyббoтa)

Общее число посетителей, рассматриваемого объекта, в течение суток приведено на рисунке 5. Исходя из графика, наибольшая активность наблюдается с 18 до 20 часов.

Общее число вошедших и вышедших человек в пределах рассматриваемой территории за период обследования составило 266 человек в будний день и 150 в выходной день.

Пpи этом, учитывая, что 122 и 44 чeлoвeкa cooтвeтcтвeннo в будний и выxoднoй день из ниx пpибылo на личные aвтомoбиляx, мoжнo yтвepждaть, что paccмaтpивaeмaя тeppитоpия гeнepиpyeт пpимepнo 140 и 106 в будний и выxoднoй день без иcпoльзoвaния личнoгo тpaнcпopтa (pиcyнoк 6).

си

со

а)

б)

25

20

15

Ю

аз

т к

0 5

1 0

0 со

£ -5

1 -10 о

^ -15

-20 -25 -30

Пппп!

□[/11 к □ уиуПапВПД цп и ии дал^ппппдапВоСп^

□ Входящих □ Выходящих

Часы суток

Рис. 5. Распределение числа входящих и выходящих людей по часам суток а) будний день (четверг); б) выходной день (суббота)

140; 53% (

126; 47%

а)

IГенерация поездок на личном транспорте п Генерация поездок без личного транспорта

106; 71%

29%

б)

IГ енерация поездок на личном транспорте □ Г енерация поездок без личного транспорта

Рис. 6. Распределение генерации поездок а) будний день (четверг); б) выходной день (суббота)

Следует отметить, что доля посетителей ФОКа на индивидуальном транспорте в выходные дни сократилась на 20 % относительно будних дней. Следовательно, можно предположить, что примерно у 20 % посетителей ФОК является промежуточным пунктом в цепочке дневных передвижений.

Следует отметить, что распределение генерации поездок без использования личного транспорта может быть осуществлена с ис-

пользованием общественного транспорта или пеших корреспонденций.

Основным итогом проделанной работы можно считать полученные распределения продолжительности паркирования, общего числа тяготеющих людей на индивидуальном транспорте по часам суток, а также выявленный объем генерации, создаваемый ФОКом (табл. 1).

Таблица 1 - Основные показатели генерации на территории торгового центра, включающим в себя различные объекты тяготения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объект Площадь основания, м2 Число этажей Общая площадь Объем генерации, чел/сут Удельный объем генерации, чел/м2 Удельный объем генерации, м2/чел

На инд. тр. Без инд. тр.

ФОК(четверг) 2500 1 5000 126 140 0,053 18,79

Сумма 2500 - 5000 266 -

ФОК(Суббота) 2500 1 5000 44 106 0,03 32,5

Сумма 2500 - 5000 150

Тематика дальнейших исследований может быть направлена на выявление основных характеристик физкультурно-

оздоровительных комплексов имеющих другие спортивные секции, площадь, высотности, а также в будние и выходные дни.

Библиографический список

1. Trip Generation Handbook, 2nd Edition: An ITE Recommended Practice. Washington, DC: ITE, 2004.

2. Trip Generation, 8th Edition. Washington, DC: Institute of Transportation Engineers (ITE), 2008.

3. Ефремов И. С. Теория городских пассажирских перевозок: учеб. пособие для вузов / И. С. Ефремов, В. М. Кобозев, В. А. Юдин. - М.: Высш. Школа, 1980. - 535 с.

4. Зедгенизов А.В. Зедгенизова А.Н.. Особенности сбора исходных данных при оценке числа припаркованных автомобилей возле жилых объектов. Вестник ИрГТУ, 2011.- № 12 (48). - С. 105-108. г. Иркутск.

5. Зедгенизов А. В., Зедгенизова А. Н. Оценка генерации поездок к жилым районам средней этажности. Известия КГАСУ, 2012. - №1(19). - С. 32-38.

6. Лобанов Е. М. Транспортная планировка городов: Учебник для студентов вузов. - М.: Транспорт, 1990.—240 с.

ASSESSMENT OF GENERATION OF TRIPS SPORTS AND IMPROVING CENTER

A. V. Zedgenizov, A. N. Zedgenizova, R. Lagerev

In article the mode of functioning of a sports and improving complex within days is considered. The mode of functioning of an adjacent parking is revealed, its loading on hours of days is shown. Generation volumes to separate types of use of the territory in a sports and improving complex, taking into account division arriving on individual transport and on the public are considered.

Зедгенизов Антон Викторович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Менеджмент на автомобильном транспорте» Иркутский государственный технический университет. Основные направления научной деятельности Оценка транспортного спроса в городах. Общее количество опубликованных работ: 39. E-mail:

azedgen@gmail. com.

Зедгенизова Алла Николаевна - ассистент Кафедра «Менеджмент на автомобильном транспорте», Иркутский государственный технический университет. Основные направления научной деятельности Оценка транспортного спроса в городах. Общее количество опубликованных работ: 6. E-mail: [email protected] .

Лагерев Роман Юрьевич - доцент Кафедры «Менеджмента и логистики на транспорте», Иркутский государственный технический университет. Основные направления научной деятельности: Транспортное планирование и организация дорожного движения. Общее количество опубликованных работ: 28. e-mail:

lagerev. roman@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.