потенциала при оценке риска воздействия химических веществ. M.: Санэпидмедиа, ГУ НИИЭЧиГОС им. А.Н. Сыси-на РАМН, ММА им. И.М.Сеченова, Центр госсанэпиднадзора в Москве; 2003.
6. Айвазян С.А., Бухштабер В.М., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: Классификации и снижение размерности. Айвазян С.А., ред. М.: Финансы и статистика; 1989.
7. Р. 2.1.10.1920-04. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ на окружающую среду. Утверждён главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г. Онищенко. М.; 2004.
8. Фёрстер Э., Рёнц Б. Методы корреляционного и регрессионного анализа: Руководство для экономистов: Пер. с нем. М.: Финансы и статистика; 1983.
References
1. Golubev Je. A. About use of distributions, for an estimation of uncertainty of measurements / Golubev Je. A. // Measuring technics. 2008; 2: 15-18 (in Russian).
2. Krasovskij V.O. The forecast of disease of the population on the basis of characteristics of эколого-hygienic risks // The Bashkir ecological bulletin. Scientific magazine - 2011; 2 (27): 24-28 (in Russian).
3. Mihajlov G.A. Algorithm of «The maximal section « in a method
of Monte-Carlo. Mihajlov G.A., Averina T.A.// Reports of the Academy of sciences. 2009. - 428 (2): C.163-5.
4. Moskvin VA. Management of risks at realization of investment projects. VA. Moskvin. M.: Finance and statistics, 2004 (in Russian).
5. Methodical recommendations: MR 2.1.9.005-03. Application of factors of cancerogenic potential at an estimation of risk of influence of chemical substances. M: Sanjepidmedia, A.N. Sysin Reseavh Institute of Human Ecology and Envivemental Health RAMN, The Moscow medical Academy of a name of I.M. Setch-enov, of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in Moscow, 2003: 44.
6. Applied statistics: Classifications and decrease in dimension: the Reference media. S.A. Ajvazjan, V.M. Buhshtaber, I.S. Enjukov, L.D. Meshalkin; Under edition S.A. Ajvazjan. Moscow: Finance and statistics, 1989 (in Russian).
7. Management according to risk for health of the population at influence of chemical substances on an environment / (R. 2.1.10.1920-04). Approved by the Main state health officer of the Russian Federation, the First deputy minister of public health services of the Russian Federation G.G. Onishhenko (Date of Introduction 05.03. 2004).
8. Fjorster Je., Rjonc B. Method’s correlation and регрессионного the analysis: the Management for economists / Translation from German and V.M. Ivanovoj’s foreword. M.: Finance and statistics, 1989:302 (in Russian).
Поступила 04.03.13
Гигиена труда
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 613.6-07
И.В. Федотова3, М.М. Некрасова1, Е.В. Рунова1, А.В. Бахчина2, М.А. Бобоха3, С.А. Аширова3, Д.И. Каратушина2, А.В. Ковальчук4, И.С. Шишалов2, С.Б. Парин2, С.А. Полевая1
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ПО ПАРАМЕТРАМ
вегетативной регуляции сердечного ритма методом беспроводной кардиоритмографии
1ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия», 603005, Нижний Новгород; 2ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет», 603950, Нижний Новгород; 3ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, 603005, Нижний Новгород; 4Институт прикладной физики РАН, 603155, Нижний Новгород
Анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) дает возможность получения прогностической и значимой информации о функциональном состоянии и особенностях адаптивных реакций всего организма. Мониторинг функционального состояния в процессе профессиональной деятельности с помощью беспроводной кардиоритмографии позволяет получить данные о динамике сердечного ритма в соответствии с уровнем производственной нагрузки. Статья посвящена разработке методов оперативной оценки функционального состояния водителей автотранспортных средств в процессе производственной деятельности. Проведена гигиеническая оценка условий труда рабочих мест. Исследования влияния факторных нагрузок на уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) водителей проводили с помощью беспроводной телеметрической системы. Разработанные компьютерные программы использовали для вычисления спектральных показателей ВСР. При анализе кардиоритмограмм у водителей выявлены существенные нарушения ритма сердечной деятельности (редукция общей мощности ТР, HF-компонента, увеличение LF-компонента, индекса LF/HF, экстрасистолия), зарегистрированные изменения спектральных показателей ВСР в соответствии с уровнем производственной нагрузки характеризуют степень индивидуальной реакции. Метод беспроводной кардиоритмографии является перспективным для создания системы персонифицированного мониторинга с целью оценки индивидуального профессионального риска.
Ключевые слова: мониторинг функционального состояния; водители; вариабельность сердечного ритма; телеметрия.
Для корреспонденции: Федотова Ирина Викторовна, [email protected].
73
[гиена и санитария 1/2014
\.V. Fedotova3, M.M. Nekrasova1, E.V. Runova1, A.V. Bakhchina2, M.A. Bobokha3, S.A. Ashirova3, D.I. Karatushina2,
A.V Kovalchuk4, I. S. Shishalov2, S.B. Parin'2, S. A.Polevaya1 - EVALUATION OF THE FUNCTIONAL STATE OF DRIVERS BY PARAMETERS OF VEGETATIVE REGULATION OF CARDIAC RHYTHM WITH THE USE OF METHOD of wireless CARDIORHYTHMOGRAPHY
3Nizhny Novgorod State Medical Academy, 603005, Nizhny Novgorod; 2Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky - National Research University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950; 3Nizhny Novgorod Research Institute of Hygiene and Occupational Pathology, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603005; 4The Institute of Applied Physics of the Russian Academy of Sciences (IAP RAS), Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603155
Analysis of heart rate variability (HRV) provides the possibility to obtain the predictive and meaningful information on the functional status and features of adaptive responses of the whole organism. Monitoring the functional state in the course ofprofessional activities with the use of wireless cardiorhythmography provides data acquisition on heart rate dynamics in accordance with the level of occupational load. The article is devoted to the development of methods for rapid assessment of the functional state of motor vehicle drivers in the process of occupational activity. There was performed the hygienic assessment of working conditions ofjobs. The studies of the influence of the factor loadings on the level of the functional state of the cardiovascular system (CVS) of drivers were performed with the help of wireless telemetry system. A developed computer software were used for the calculation of the spectral parameters of HRV. By the analysis of cardiorhythmograms in drivers there were both revealed significant disorders of the rhythm of the cardiac activity (reduction of total power TP, HF-component, increase in LF-component, LF/HF index, extrasystole) and recorded changes in the spectral HRV indices in accordance with the level of occupational load, that represents the degree of individual response. The method of wireless cardiorhythmography is promising for the creation of personalized monitoring system to assess the risk of individual occupational risk.
Key words: monitoring the functional state; drivers; heart rate variability; telemetry.
Введение
Исследования по изучению влияния производственных факторов на развитие стрессового состояния и разработка мер его профилактики становятся актуальной проблемой медицины труда [1, 2]. По оценке специалистов, производственными факторами, с которыми ассоциируется развитие стресса, являются: социальнопсихологические (конфликты, высокая ответственность, дефицит времени), физиологические (тяжесть и напряженность, сменный график, нерациональный режим питания), физические (интенсивный шум, вибрация, неблагоприятные метеорологические условия, ионизирующие и неионизирующие излучения), повышенные уровни химических веществ и промышленных аэрозолей. Хроническое воздействие неблагоприятных факторов рабочей среды определяет значительное функциональное напряжение, увеличивает риск формирования производственно-обусловленных заболеваний. В ряде исследований выявлено, что существует сильная корреляционная связь между степенью функциональных сдвигов, прежде всего со стороны сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, и величиной интегрального показателя производственной нагрузки [2]. Ряд авторов отмечают, что у водителей автотранспортных средств часто наблюдается перенапряжение и истощение регуляторных систем, ведущее к развитию хронических неинфекционных заболеваний (артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз, синдром вегетативной дисфункции, невротические расстройства) [3-5]. От здоровья водителей зависит безопасность дорожного движения, поэтому актуальным является разработка методов оперативной оценки функционального состояния данной категории работающих.
Одним из методов оценки нарушения регуляторных систем является показатель вариабельности сердечного ритма (ВСР). Анализ ВСР, с одной стороны, является индикатором функционального состояния сердечнососудистой системы, с другой - позволяет судить об адаптивных реакциях целостного организма. Согласно современным представлениям, регуляция сердечного ритма вегетативной нервной системой отражает уровень активации и напряжения систем организма [6, 7].
В настоящее время особенно актуальным становится
вопрос измерения ВСР в процессе естественной профессиональной деятельности человека, что позволяет оперативно выявлять негативное воздействие на функциональное состояние организма факторов окружающей среды, в том числе производственных, и своевременно принимать меры по их устранению.
Материалы и методы
Исследования проведены в условиях естественной профессиональной деятельности в группе водителей двух марок автобусов (ЛиАЗ-5256 и МАЗ-5295). Проведены измерения основных физических производственных факторов (шум, вибрация, инфразвук) по стандартным гигиеническим методам с применением поверенной аппаратуры.
Запись ритмограммы сердца производилась с помощью телеметрической системы BioHamess, которая представляет собой устройство регистрации кардиосигналов, вмонтированное в пояс. Сигнал передается от датчика на смартфон и далее на компьютер по беспроводной сети Bluetooth. Для обработки данных использовался стандартный спектральный периодограммный метод анализа ВСР, с помощью которого анализировались следующие параметры: суммарная мощность спектра вариабельности сердечного ритма - TP (в мс2), мощность спектра в области низких частот - LF (в мс2), мощность спектра в области высоких частот - HF (в мс2), нормализованные параметры - LFn (в %), HFn (в %), соотношение мощностей спектра в области низких и высоких частот (индекс вегетативного баланса) - LF/HF. Обработка кардиосигнала производилась с помощью специально разработанной компьютерной программы RR_V4. Работа программно-аппаратного комплекса для мобильной телеметрии верифицирована на основе сопоставления с записями аналогичных физиологических параметров на АПК «Поли-Спектр» («Нейрософт», г. Иваново) и кардиоанализаторе «Анкар-131» («Медиком», г. Таганрог). Последовательности R-R-интервалов и спектры ВСР, полученные в режиме удаленного доступа по разработанной сенсорной сети, полностью соответствуют данным, полученным на стандартном оборудовании (р > 0,995 по критерию Стьюдента).
В процессе измерения производилось протоколи-
74
Характеристика водителей автобусов, прошедших обследование с использованием беспроводных устройств
Таблица 1
Возраст, годы Стаж, годы Марка автобуса Режим работы Рабочий день после выходного Характеристика маршрута Артериальное давление в начале смены, мм рт. ст. Артерииальное давление в конце смены, мм рт. ст.
Водитель А 56 32 МАЗ- 5295 5 дней рабочих, 1 день отдыха 3-й Проходит по оживленной трассе, длительность одного рейса 105 мин 164/104 173/118
Водитель Б 60 39 ЛиАЗ- 5256 2 дня рабочих, 2 дня отдыха 1-й Маршрут менее загруженный, дорожная ситуация более спокойная, продолжительность 151/87 154/91
одного рейса 34 мин
динамика спектральных показателей ВСр при различных контекстах рабочей среды у водителя А
Таблица 2
Показатели Начало поездки При движении в обычном режиме При движении в «пробках» Отдых Окончание поездки
TP мс2 1394,2 ± 730,2 575,9 ± 151,2* 910,7 ± 427,3* 953,3 ± 477,9* 1054,6 ± 301,2*
LF, мс2 470,9 ± 119,3 290,5 ± 63,9* 295,6 ± 133,1* 226,4 ± 75,7* 418,1 ± 178,4
HF, мс2 83,5 ± 32,6 40,1 ± 11,3* 63,1 ± 20,7* 55,1 ± 25,6* 57,2 ± 23,1*
LFn,% 84,7 ± 4,7 87,6 ± 3,5* 81,3 ± 5,9* 80,1 ± 8,3* 86,2 ± 7,3
HFn,% 15,2 ± 4,7 12,3 ± 3,5* 18,7 ± 5,9* 19,8 ± 8,3* 13,8 ± 7,3
LF/HF 6,2 ± 2,1 7,6 ± 2,1* 4,9 ± 1,9* 4,8 ± 2,1* 8,5 ± 4,8*
Примечание. * - р < 0,05 по сравнению с началом поездки.
рование контекста профессиональной деятельности с регистрацией смены режимов и ситуаций по времени, составлялась временная диаграмма событий. С целью оценки физиологической значимости событий сравнивали средние значения показателей ВСР, полученные при однотипных контекстах (М ± m). Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием программного пакета Statistica 6.0, применяли t-тест Стьюдента для непрерывных величин с нормальным распределением. Статистически значимыми считали различия при значенияхр < 0,05.
результаты и обсуждение
Труд водителей городского пассажирского транспорта связан с комплексом факторов риска, провоцирующих чрезмерное физиологическое напряжение: сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, обусловленные количеством и характером поступающей информации, высокой ответственностью за судьбу пассажиров в условиях крайнего дефицита времени для принятия срочных решений, внезапностью наступления аварийных ситуаций. Особенностями труда водителей автобусов являются раннее начало и позднее окончание
рабочей смены, периодическая смена графика работы, а также графика движения, что приводит к ломке рабочего стереотипа, биоритмов, нарушению сна.
В ходе гигиенического исследования было установлено, что в кабинах водителей автобуса ДиАЗ-5256 эквивалентный уровень шума превышает ПДУ (60 дБ А) и составляет 69 дБ А. Для автобуса МАЗ-5295 эквивалентный уровень шума достигает 67 дБ А.
При измерении общей вибрации на автобусах ДиАЗ регистрировалось превышение нормативных уровней на частотах 2-16 Гц до 12 дБ. Эквивалентные корректированные значения виброускорения превышали ПДУ (109 дБ) на 12 дБ по оси Z. Результаты исследований общей вибрации на автобусе МАЗ свидетельствовали о несоответствии уровней вибрации допустимым значениям на 7 дБ по оси Z. При частотном анализе выявлены превышения на 1-8 дБ в низкочастотном спектре (2-4 Гц).
Величины инфразвука превышали нормативные значения (100 дБ Дин) в кабине МАЗа на 7 дБ, в кабине ЛиАЗа - на 9 дБ. Спектральный анализ показал, что уровень инфразвука был выше ПДУ в основном на частотах 8-16 Гц. В кабинах МАЗа максимальные значения ин-
динамика спектральных показателей ВСр при различных контекстах рабочей среды у водителя Б
Таблица 3
Показатели Начало поездки При движении в обычном режиме При движении в «пробках» Отдых Окончание поездки
TP, мс2 1668,2 ± 1258 1440,7±529* 1601,6 ± 1135 1050,4 ± 490* 1070,6 ± 537*
LF, мс2 292,3 ± 161,8 465,0 ± 218,9* 355,3 ± 197,9 412,8 ± 215,2* 391,1 ± 244,3*
HF, мс2 107,0 ± 31,9 113,8 ± 19,6 98,7 ± 22,4 94,2 ± 18,4 68,0 ± 30,6*
LFn,% 70,2 ± 8,8 77,1 ± 10,1* 74,6 ± 10,6 78,3 ± 7,8* 81,8 ± 9,9*
HFn,% 29,7 ± 8,8 22,8 ± 10,1* 25,3 ± 10,6 21,6 ± 7,8* 18,2 ± 9,9*
LF/HF 2,6 ± 0,9 4,1 ± 1,7* 3,7 ± 2,1* 4,3 ± 2,0* 5,9 ± 2,9*
Примечание. * - р < 0,05 по сравнению с началом поездки.
75
[гиена и санитария 1/2014
фразвука зафиксированы в октавных полосах 10, 12,5 Гц, в кабинах лиАЗа - 12,5, 16 Гц.
Резюмируя вышеприведенные данные, можно отметить, что условия труда водителей автобусов обеих марок не отвечают гигиеническим требованиям и относятся к классу 3.3, что соответствует высокой категории профессионального риска [8]. Как известно, перечисленные производственные факторы могут оказывать неблагоприятное воздействие на функцию сердечно-сосудистой системы (ССС) и приводить к развитию различных нарушений.
С целью выявления негативных функциональных сдвигов ССС при выполнении профессиональной деятельности при информируемом согласии были обследованы два водителя, у которых с помощью беспроводных устройств снимались показатели ВСР в течение всего рабочего дня. Характеристики каждого из этих водителей приведены в табл. 1.
Следует отметить, что повышенные уровни артериального давления у водителей согласуются с высокими значениями мощности в диапазоне низких частот LF, что указывает на преобладание активации симпатико-адреналовой системы в регуляции сердечной деятельности (табл. 2, 3). При этом первоначальное функциональное состояние по низким показателям ТР и НF и высоким значениям LF и LF/HF у водителя А было значительно хуже, чем у водителя Б. При выполнении работы его состояние ухудшилось, он был освобожден от вождения автобуса.
При регистрации ритмограммы сердечного ритма у водителя А было отмечено, что к усилению симпатической активации приводили следующие события: совершение сложного маневра (объезд аварии, движение назад), проезд поста ГИБДД. Характер изменения спектральных показателей указывает на признаки истощения и недостаточности ресурсов регуляции.
В ходе непрерывной регистрации ритмограммы у водителя Б были отмечены эпизоды нарушения сердечного ритма. Желудочковая экстрасистола была зарегистрирована при торможении на светофоре. При движении по маршруту в обычном режиме происходило усиление симпатической активации, возрастал индекс вегетативного баланса LF/HF (табл. 3).
Из-за пробок время регламентированных перерывов для отдыха на конечных пунктах сокращалось. Анализ динамики общей мощности (TP) в процессе рабочего дня водителей автобусов позволил сделать вывод о характерном снижении данного показателя в конце смены. Сниженные значения данного показателя на протяжении отдыха свидетельствуют о недостаточной его продолжительности для восстановления функций ССС.
Таким образом, изучение влияния условий труда на ВСР у водителей автобусов в процессе выполнения профессиональной деятельности показало, что у них периодически, в зависимости от контекста, наблюдается значительное усиление симпатической активации, на фоне которого могут развиваться нарушения сердечного ритма. Кроме того, выявлена тенденция однонаправленных изменений спектральных показателей в конце рабочей поездки относительно исходного уровня (начало поездки) в виде снижения общей мощности спектра ТР в сочетании с редукцией парасимпатического компонента HF, что, по мнению ряда авторов, является объективным признаком утомления [9]. Данное состояние особенно опасно для водителей.
Заключение
Метод беспроводной кардиоритмографии позволяет получать информацию об уровне вегетативной регуляции в процессе естественной профессиональной деятельности. При сопоставлении данной информации с контекстом стимульной среды появляется возможность оценки влияния внешних факторов на внутреннее состояние организма, что является перспективным в практическом применении как в узких специализированных исследованиях, так и в углублении фундаментальных знаний о детерминации функциональных состояний. Изучение особенностей вегетативного статуса данной профессиональной группы способствует раскрытию механизмов возникновения патологических изменений, что позволит выработать систему оперативных профилактических мер по сохранению здоровья работающих.
Работа выполнена при частичном финансировании по гранту ФЦП (соглашение № 14.В37.21.0043).
Дитер атура
1. Юшкова О.И., МатюхинВ.В., Шардакова Э.Ф. Психофизиологические аспекты производственного стресса в медицине труда. Медицина труда и промышленная экология. 2001; 8: 1-7.
2. Измеров Н.Ф., ред. Профессиональная патология: Национальное руководство. М.: ГЕОТАР-Медиа; 2011.
3. Баевский Р.М., Берсенева А.П., Берсенев Е.Ю. Использование принципов донозологической диагностики для оценки функционального состояния организма при стрессорных воздействиях (на примере водителей автобусов). Физиология человека. 2009; 1: 41-51.
4. Эльгаров А.А., Калмыкова М.А., Эльгаров М.А. Автотранспортная медицина - опыт и перспективы. Медицина труда и промышленная экология. 2010; 11: 21-3.
5. Еселевич С.А., Бояринова Н.Ю. Оценка профессиональной пригодности работников транспорта. В кн.: Материалы X Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». М.; 2011: 166-9.
6. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: Методические рекомендации. М.; 2002.
7. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода. Иваново: ИГМА; 2002.
8. Р 2.2.1766-03. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России; 2003.
9. Mizuno K., Tanaka M., Yamaguti K., Kajimoto O., Kuratsune H., Watanabe Y. Mental fatigue caused by prolonged cognitive load associated with sympathetic hyperactivity. Behav. Brain Funct. 2011; 7: 1-17.
Reference s
1. Jushkova O.I., Matjuhin V.V., Shardakova Je.F. Psychophysiological aspects of occupational stress in occupational medicine. Meditsina trada i promyshlennaya ekologiya. 2001; 8: 1-7 (in Russian).
2. Izmerov N.F. ed. Professional pathology: national leadership. Moscow: GEOTAR-Media; 2011 (in Russian).
3. Baevskij R. M., Berseneva A.P., Bersenev E.Ju. Using the principles of prenosological diagnostics to assess the functional state of the organism under stress influences (for example, bus drivers). Fiziologija cheloveka. 2009; 1(35): 41-51(in Russian).
4. Jel’garovA.A., KalmykovaM.A., Jel’garovM.A. Trucking medicine - experience and prospects. Meditsina truda i promyshlen-naya ekologiya. 2010; 11: 21-3 (in Russian).
5. Eselevich S.A., Bojarinova NJu. Evaluation suitability for trans-
76
port workers. In: Proceedings of X All-Russian Congress “Occupation and Health”. Moscow, 2011: 166-9 (in Russian).
6. Baevskij R. M. Analysis of heart rate variability using different electrocardiographic systems: method. recommendations. Moscow; 2002 (in Russian).
7. Mihajlov VM. Heart rate variability: the experience of the practical application of the method. Ivanovo: Ivanovo State Medical Academy; 2002 (in Russian).
8. Guidance for the assessment of occupational risk to health workers. Organizational and methodological basis, the principles and criteria of evaluation. (R 2.2.1766-03). Moscow: Federal Centre for Sanitary Inspection Ministry of Health of Russia; 2003 (in Russian).
9. Mizuno K., Tanaka M., Yamaguti K., Kajimoto O. et al. Mental fatigue caused by prolonged cognitive load associated with sympathetic hyperactivity. Behavioral and brain functions. 2011; 7: 1-17.
Поступила 15.02.13
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК613.84:613.632
Т.В. Харченко12, Л.Г. Аржавкина12, Д.А. Синячкин1, А.В. Язенок1, А.С. Крючкова1
КУРЕНИЕ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР РИСКА У ПЕРСОНАЛА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВ
1ФГКВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Министерства обороны РФ, 144044, Санкт-Петербург, Россия; 2ГБОУ ВПО «Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения РФ, 191015, Санкт-Петербург, Россия
Одним из факторов, увеличивающих риск возникновения генотоксических эффектов у персонала химически опасных производств, является табакокурение. Проведено цитогенетическое исследование у 104 мужчин, работающих с высокотоксичными химикатами, из которых 71 человек были курящими и 33 не курили. Между группами курящих и некурящих не было выявлено статистически значимых различий. Среди курильщиков 39 человек выкуривали более 15 сигарет в день и были отнесены к группе «тяжелых курильщиков», 32 человека были малокурящими (менее 15 сигарет в день). Было показано значимое увеличение уровня хроматидных обменов и обменных аберраций хромосомного типа (дицентрические и кольцевые хромосомы, атипичные моноцентрики) в группе «тяжелых курильщиков» по сравнению с группами некурящих и малокурящих. Наши данные подтверждают синергетический эффект действия курения и факторов повышенной химической опасности.
Ключевые слова: хромосомные аберрации; генотоксические эффекты; табакокурение; высокотоксичные вещества; химически опасные производства.
T.V Kharchenko12, L.G. Arzhavkina12, D.A. Sinyachkin1, A.V Yazenok1, A.S. Kryuchkova1 - SMOKING AS AN ADDITIONAL RISK FACTOR FOR THE STAFF OF CHEMICALLY HAZARDOUS PRODUCTION FACILITIES
Military-medical Academy named after S. M. Kirov, St.-Petersburg, Russian Federation, 194044; 2 The St.-Petersburg I.I. Mechnikov State Medical Academy, St.-Petersburg, Russian Federation, 195067
One of the factors that increase the risk of genotoxic effects in the staff of chemically hazardous production facilities is smoking. There was performed the cytogenetic study in 104 males working with highly toxic chemicals, 71 people out of which were smokers and 33 - non-smokers. No statistically significant differences were revealed between groups of smokers and nonsmokers. Among smokers 39 males smoked more than 15 cigarettes per day and were referred to the group of “heavy smokers”, 32 cases were light smokers (less than 15 cigarettes per day). The level of chromatid exchanges and exchange of chromosomal aberrations (dicentric and ring chromosomes, atypical atypical monocentrics) in the group of “heavy smokers” were shown to be significant higher than in non-smokers and light smokers groups. Our data confirm the synergistic effect of smoking and the factors of increased chemical hazards.
Key words: chromosomal aberrations; genotoxic effects; smoking; highly toxic substances; chemically hazardous production facilities.
Введение
Важной задачей, связанной с обеспечением безопасности работ с высокотоксичными веществами, является оценка риска для здоровья персонала. Выявление непроизводственных факторов, увеличивающих риск возникновения профессиональной патологии, способствует совершенствованию профилактики на предприятиях повышенной химической опасности. В связи с этим представляет интерес наличие у работников вредных привычек, особенно курения, поскольку именно курение является наиболее общим и распространенным модифицирующим фактором, ускоряющим разви-
для корреспонденции: Харченко Татьяна Владимировна, [email protected].
тие патологии органов дыхания у работников многих вредных производств.
Одним из механизмов возникновения последствий для здоровья персонала химически опасных производств, в том числе появления у них в отдаленном периоде злокачественных новообразований, является индукция мутаций в соматических клетках. Причиной их появления может служить генотоксическое действие повреждающих факторов внешней среды, связанное как с профессиональной деятельностью, так и с некоторыми бытовыми мутагенами, а также их сочетанным действием.
Формирование хромосомных аберраций (ХА) в соматических клетках является высокочувствительным индикатором мутагенного действия факторов внешней среды на организм человека, что обусловило широкое
77