Педагогика
УДК 614.8.084.
аспирант Ишимова Айжан Есенжоловна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БАКАЛАВРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. Данная статья определяет структуру «экологической компетентности» как совокупность знаниевого (ЗУН), гносеологического компонентов и рассматривает аспекты формирования экологической компетентности у студентов образования безопасности жизнедеятельности в процессе их обучения и воспитания. Представлены данные по проведенному исследованию уровня сформированности экологической компетентности у бакалавров образования безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: концепция, экологическая компетентность, система, безопасность, концепция подготовки бакалавра образования, образовательная область безопасность жизнедеятельности, экологическая культура, формирование культуры, формирование базисной компетентности, экологическая безопасность, методические основы формирования, экологическое образование, система обучения, системный подход в педагогической деятельности.
Annotation. This article defines the structure of "ecological competence" as a set of knowledge (ZUN), gnoseological components and considers the aspects of formation of ecological competence of students of life safety education in the process of their education and upbringing. Data on the conducted research of level of formation of ecological competence at bachelors of education of safety of activity are presented.
Keywords: concept, environmental competence, system, safety, the concept of training bachelor of education, educational area safety, ecological culture, formation of culture, formation of basic competencies, environmental safety, methodological bases of formation, environmental education, system of education, system approach in pedagogical activity.
Введение. Приоритет самостоятельности и субъектности педагога образования в области безопасности жизнедеятельности в современном мире требует формирование не только общекультурного фундамента образования у студентов, а также развития у обучающихся умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода профессиональных задач, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в том числе и экологических и логического преобразования действительности.
Современная практика показывает, что в условиях рынка труда будет востребован педагог, который будет в состоянии решить любую поставленную перед ним профессиональную задачу, а также подойдет к решению этого вопроса со сложившимся у него творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. И именно такой педагог с точки зрения компетентностного подхода будет считаться профессионалом в своей области.
Россия вошла в единое европейское образовательное пространство высшего образования, целью которой является оптимизация системы высшего образования государств Европы. В рамках этого образовательного пространства действует Болонская декларация. Этот процесс еще больше актуализировал тему нашего исследования. Согласно общим тенденциям развития высшего образования в государствах - участниках Болонского процесса в основе современной Российской государственной политики в сфере высшего образования лежит процесс модернизации образования посредством компетентностного подхода как приоритетного при подготовке кадров.
Как следствие, это подразумевает и некоторые существенные изменения в области профессиональной подготовки бакалавров безопасности жизнедеятельности. Целью подготовки бакалавров в области безопасности жизнедеятельности - является подготовка компетентного педагога, имеющего профессиональную подготовку, знания в смежных и межотраслевых областях деятельности, стремящегося к постоянному непрерывному профессиональному развитию, что, в свою очередь, обеспечивает наиболее максимальную востребованность его личного потенциала, признание его значимости окружающими и им самим.
Различные направления современной экологии, её интегральный характер обуславливает необходимость наличия формирования профессиональной компетентности в области экологической безопасности у студентов вне зависимости от их профессиональной деятельности.
Изложение основного материала статьи. Отечественные ученые (Е. С. Сластенина, С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный и др.) считают, что перед системой высшего образования необходимо ставить в качестве стратегической, задачи формирования личности безопасного типа поведения с высоким уровнем экологической компетентности.
Наряду с этим, современные кардинальные изменения в экологической ситуации, сложившиеся во многих регионах России, на планете в целом, привели к необходимости изменений в системе высшего образования и разработке мер по усовершенствованию системы обучения будущих педагогов в области экологической безопасности, как одной из актуальных профессиональных компетентностей, подразумевающих определение своевременного правильного (с минимальными рисками для здоровья и безопасности человека и окружающей среды) решения экологических проблем.
Среди прочих, важное место в системе подготовки педагогов отведено на подготовку будущих учителей безопасности жизнедеятельности, перед которыми стоит среди множества важных задач государства еще и задача формирование личности безопасного типа поведения, обладающего экологической культурой безопасности. Природные катаклизмы, экологические и техногенные катастрофы, нестабильная социальная обстановка и резкое снижение уровня здоровья нации на фоне сложившейся экологической ситуации в мире четко указывают на необходимость совершенствования образования будущих учителей безопасности жизнедеятельности в области экологической безопасности.
На сегодняшний день необходимы новые концептуальные подходы в формировании базисной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности в области экологической безопасности.
В настоящее время существует достаточно большое количество научных работ, посвященных безопасности жизнедеятельности. Недостатка в трудах «о безопасности жизнедеятельности» не было
выявлено, но необходимо осознавать различия между вопросом безопасности жизнедеятельности в современном городе-мегаполисе и формирование экологической культуры в условиях современной изменяющейся ситуации.
Анализ научной, учебной, методической и специальной литературы позволяет выявить несколько подобных трудов, получивших обширное признание в области безопасности жизнедеятельности. Теоретико-методологические исследования в области становления и развития образования безопасности жизнедеятельности принадлежат: С. В. Абрамовой, В. П. Соломину, П. В. Станкевичу, О. Н. Русаку, С. В. Белову, В. В. Гафнеру, В. Н. Латчуку, К. Р. Малаяну, Л. А. Михайлову, Б. Н. Мишину,
A. В. Старостенко, В. В. Сапронову.
В основу нашего исследования также легли работы в области теории, воспитания и практики экологического образования таких авторов, как Б. Т. Лихачев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Д. Н. Кавтарадзе, Е. С. Сластенина и др.
В нашей работе мы опирались на научные положения А. В. Миронова, Н. В. Тимошкиной и Т. Б. Невзорова раскрывающие аспекты экологического воспитания студентов и проблемы, возникающие в процессе воспитания.
В нашем исследовании были отражены теоретические аспекты, разработанные в научных трудах Т. В. Лавриковой - педагогические технологии реализации экологической подготовки студентов,
B. В. Серикова и Е. В. Траулько - модели личностно-ориентированной экологической подготовки бакалавров, С. Н. Глазачева и В. А. Левина - психологические особенности образования в области экологии с учетом психологических и психофизиологических особенностей развития обучающихся различных возрастных категорий.
В теоретическую основу нашего исследования легли научные исследования проблемы исследования экологизации образования таких ученых, как Н. Д. Андреева, Н. Н. Родзевич, Г. П. Аксакалова, Н. Ф. Винокурова и др. и исследования механизма формирования экологической компетентности у учащихся (Л.В. Панфилова, Г.П. Сикорская, М.В. Полякова и др.)
Анализ проведенных исследований в области безопасности жизнедеятельности показал, что термин «экологическая компетентность» предполагает наличие определенного уровня знаний в области экологии, безопасности жизнедеятельности и в межотраслевых науках, объектом или предметом которых прямо или косвенно является экология или окружающая среда. Также следует отметить и наличие знаний в сфере правового обеспечения регулирования, контроля и мониторинга в сфере экологической безопасности.
Кроме того, помимо знаниевого компонента «экологическая компетентность» подразумевает и наличие определенного уровня подготовки (умения) в формировании определенного алгоритма поведения в условиях чрезвычайных ситуаций (например, ЧС природного, техногенного и др. характера). Также компетентность в области экологической безопасности означает наличие гносеологического (ценностно - нравственного) аспекта, так как наличие данной компетентности предполагает сформированность определенного уровня экологической культуры и духовно-нравственного воспитания в данной сфере.
Учитывая уровень разработанности данного вопроса, его актуальность и социальную значимость, темой исследования была определена оценка формирования уровня компетентности у бакалавров безопасности жизнедеятельности в области экологической безопасности.
На базе ФГБО ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» на факультете безопасности жизнедеятельности с 2016 по 2018 годы нами было проведено исследование.
Цель нашего исследования было выявить, теоретически обосновать и оценить педагогические условия, способствующие формированию экологической компетентности студентов вуза.
Одной из выдвинутых задач, с помощью которых будет достигнута цель нашего исследования, было определить показатели сформированности экологической компетентности и экологической культуры у бакалавров безопасности жизнедеятельности.
В процессе выявления уровня развития экологической компетентности у бакалавров образования безопасности жизнедеятельности изучались уровни сформированности всех её составляющих.
В рамках выявления уровня развития экологической компетентности был проведен комплексный опрос студентов бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности всех курсов подготовки (с 1 по 4 курс) с учетом их уровня подготовки.
Сам опросник состоял из трех частей: 1 часть - была направлена на определение уровня знаний в области экологической безопасности (согласно уровню подготовки студента), 2 часть - носила практический характер и была направлена на оценку сформированности правильного алгоритма поведения в различных ситуациях чрезвычайного характера, 3 часть - имела гносеологический характер и выявляла наличие и уровень развития экологической культуры у студента.
Первая часть опроса включала в себя открытые вопросы, вопросы с выбором варианта, задания на соотношение основных определений и терминов, а также текст с выпадающими словами.
Вторая часть опроса была представлена в виде нескольких задач, проблемных ситуаций в области чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, которые подразумевали определенный алгоритм действий для их решения.
Третья часть опроса имела вид нескольких шкал для выявления отношения студентов к экологии, окружающей среде и к актуальным проблемам на их взгляд.
Проведенный опрос показал достаточный уровень владения знаниями по основным темам основ безопасности жизнедеятельности уровня школьного образования у обучающихся начальных курсов (1 - 2 курсы), а на последующих курсах (3-4 курсы) выявляется тенденция к закономерной «забывчивости» ранее усвоенных знаний. То есть, с каждым последующим курсом уровень знаний у студентов становится ниже. Но, тем не менее, стоит отметить, что у старших курсов отмечается достаточный уровень владения знаниями по профильным экологическим и смежным дисциплинам, читаемым им на текущем курсе. Что говорит о несовершенстве организации учебной программы таким образом, чтобы прослеживалась согласованность и необходимость использования всех знаний, полученных на протяжении всего обучения, которая предполагает, что студенты актуализируют в памяти полученные знания и закрепят посредством их непрерывного использования для получения новых знаний.
Результаты опроса показали недостаточный уровень владения нормативно-правовой базой РФ в сфере экологической безопасности и практических навыков действия в различных чрезвычайных ситуациях у всех обучающихся.
После анализа полученных данных опроса были выявлены основные недостатки современного экологического образования студентов:
1. недостаточная реализация на практике идеи «экологизации» образования, т. е. недостаточное использование экологического потенциала содержания различных дисциплин;
2. мало внимания уделяется решению конкретных местных и региональных экологических проблем, т. е. тому, что и как можно изменить в повседневной жизни, чтобы уменьшить антропогенную нагрузку на окружающую среду и связанный с этим экологический риск для человека;
3. отсутствие системы диагностики и самодиагностики сформированное экологической компетентности студентов и др.
Выявленные недостатки современного экологического образования студентов объясняются наличием объективно складывающихся противоречий: между существующей потребностью общества в благоприятной среде обитания и недостаточной подготовленностью граждан к грамотным действиям по сохранению и улучшению окружающей среды; между необходимостью формирования готовности и способности студентов вуза к грамотным действиям в проблемных экологических ситуациях и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих формированию экологической компетентности студентов вуза.
С учетом выявленных противоречий проблема исследования заключается в определении педагогических условий, способствующих формированию экологической компетентности студентов вуза.
Выводы. Формирование экологической компетентности студентов вуза является целостным процессом поэтапного включения их в экологическую деятельность на основе применения технологии активного обучения, способствующей приобретению совокупности знаний о природной среде как важнейшей ценности, о характере воздействия и нормах взаимодействия человека с окружающей средой; умений творчески решать учебные экологические задачи; опыта участия в практических делах по сохранению и улучшению состояния окружающей среды; экологически значимых личностных качеств студента (гуманность, эмпатийность, бережливость, ответственность за результаты своей экологической деятельности).
К показателям сформированности экологической компетентности студентов вуза относятся: устойчивость интереса к экологическим вопросам, наличие потребности в повышении уровня экологических знаний, мотивы участия в экологической деятельности, преобладающий характер экологических ценностей, личностно значимых для студентов; объем, осознанность, прочность экологических знаний; степень сформированности умений творчески решать учебные экологические задачи, наличие опыта участия в практических делах по сохранению и улучшению состояния окружающей среды и др. Они позволяют выявить динамику, осуществить развитие и коррекцию процесса формирования экологической компетентности студентов вуза.
Факторами, влияющими на формирование экологической компетентности студентов вуза, являются: уровень экологических знаний студентов; отношение студентов к экологическому образованию; интересы, потребности студентов в экологической деятельности; практический опыт экологической деятельности студентов и др.
Результативность формирования экологической компетентности студентов вуза обеспечивается: разработкой и реализацией педагогической модели формирования экологической компетентности студентов вуза, включающей в себя совокупность целей, функций, принципов, содержания деятельности по этапам, форм, методов, средств, критериев и показателей сформированности экологической компетентности студентов вуза; применением технологии активного обучения, направленной на формирование системы экологических знаний, умений творчески решать учебные экологические задачи, развитие интереса и потребности в экологической деятельности; проведением диагностики сформированности экологической компетентности студентов вуза.
Литература:
1. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) Текст. / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. - № 11. - С. 3-13.
2. Баранников, А. В. Содержание общего образования: компетентностный подход Текст. / А. В. Баранников. М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 51 с.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов Текст. / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С. В. Белова. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2004. - 606 с.
4. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога Текст./ В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. - № 10. - С. 51-55.
5. Кузина, Н. Н. Инновационное методическое обеспечение развития компетентности субъектов образования в учебных заведениях Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук. СПб, 2003. - 23 с.
6. Южакова, Е. Н. Условия реализации образовательно-воспитывающего потенциала курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в интегративном пространстве полной школы Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук. - Тобольск, 2002. 23 с.
Педагогика
УДК 378.14.
кандидат педагогических наук, доцент Кабанова Лидия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации» (г. Дзержинск);
кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В ВУЗЕ
Аннотация. Статья содержит рекомендации по проектированию индивидуальных образовательных траекторий в вузе. В работе представлены результаты диагностики целеполагания, проведенной в ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Нижегородская область, Дзержинск) и в ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (Мининский университет), направленной на выявление навыка проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающимися. В качестве инструмента для проектирования индивидуальных образовательных траекторий в вузе в статье представлено технологическое средство, в основу которого положена модель саморазвития человека К.Я. Вазиной.
Ключевые слова: целеполагание, проектирование индивидуальных образовательных траекторий в вузе, стратегия саморазвития.
Annotation. The article contains recommendations on designing individual educational trajectories in the university. The paper presents the results of the diagnostics of the goal-setting conducted at the Russian Academy of national economy and public administration when the President of the Russian Federation (Nizhny Novgorod region, Dzerzhinsk) and at the Nizhny Novgorod state pedagogical University named after K. Minin, aimed at identifying the skill of designing individual educational trajectories by students. As a tool for the design of individual educational trajectories in the university, the article presents a technological tool based on the model of self-development of the person K.Vazina.
Keywords: goal-setting, designing of individual educational trajectories in the university, self-development strategy.
Введение. В последние годы в образовательном пространстве нашей страны в связи с изменением образовательной парадигмы, выразившимся в переходе от информационно-когнитивной педагогики к ценностно-смысловой, все большее внимание обращается на проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в вузе.
Современный уровень преподавания требует разработки методического сопровождения образовательного процесса, позволяющего перейти на организацию обучения, построенного на удовлетворении потребностей в самообразовании, самосовершенствовании и самореализации у всех участников образовательного процесса.
Формулировка цели статьи. В условиях социально-экономических перемен для организации проектирования индивидуальных образовательных траекторий в вузе авторами было предложено технологическое средство определения жизненных целей обучающихся.
Цель исследования - представить технологическое средство проектирования индивидуальных образовательных траекторий в вузе.
Задачи исследования: провести диагностику целеполагания обучающихся в вузе; предложить технологическое средство для проектирования индивидуальных образовательных траекторий в вузе.
Изложение основного материала статьи. Определение жизненных целей и их достижение является одним из главных критериев успешности человека [5].
Чаще всего цели делят на личные (найти дело жизни, научиться говорить на нескольких языках, каждый день делать зарядку и т. д.); семейные (завести семью, родить детей, отпраздновать золотую свадьбу и т. д.); финансовые цели (построить дом мечты, купить автомобиль, материально помогать нуждающимся и т. д.); спортивные цели (научиться кататься на коньках, прыгнуть с парашютом, заняться йогой и т. д.); духовные цели (заниматься благотворительностью и волонтерством, научиться медитировать, радоваться каждому дню и т. д.); творческие (оформить интерьер квартиры, написать книгу, научиться вышивать бисером и т. д.); цели, связанные с путешествиями и с приключениями и другие [1].
Достижение целей - это определенные действия, необходимость выполнения которых обусловлена потребностью получения конкретного результата.
Зачастую при постановке цели и ее достижении у человека возникает ряд проблем, связанных с определением цели, ее формулировкой, отсутствием мотивации для получения определенного результата, недостаточностью навыков достижения целей, отсутствием связи между целью и ее достижением.
В рамках модернизации ОПОП в ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (Мининский университет) создана образовательная среда, которая позволяет стимулировать профессиональную деятельность и саморазвитие обучающихся. Обучающийся проектирует собственную образовательную траекторию: руководитель программы формирует индивидуальный учебный план на основе целевых ориентиров, помогает ему дополнить траекторию своего развития освоением дополнительных компетенций и помогает визуально представить свои результаты в электронном сервисе «Портфолио». Данные шаги позволяют повысить конкурентоспособность будущего специалиста, мотивировать обучающихся к личным достижениям, развить навыки рефлексивной и оценочной деятельности [4, 6].
В ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Нижегородская область, Дзержинск) вопросы саморазвития личности рассматриваются в рамках изучения таких дисциплин как «Введение в профессиональную деятельность», «Психология», «Акмеологические основы развития личности государственного служащего» и т. д.