КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
131
оценка формирования компетенций у аспирантов второго года обучения
© Ваулин Георгий Фёдорович, Тихомирова Александра Александровна, Дохов Михаил Александрович, Котиков Павел Евгеньевич
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: медицина, клиническая медицина; образование, аспирантура; медицинские информационные технологии;
Введение. С 2012 года аспирантура отнесена к образовательным программам высшего образования как его третий уровень, что соответствует сложившейся международной практике. Ранее программы аспирантуры реализовыва-лись по конкретным специальностям научных работников, не вели к присвоению образовательных квалификаций и не завершались выдачей документов об образовании. Оценка качества подготовки аспирантов до сих пор осуществляется в рамках прежних показателей. Так, основным показателем эффективности по-прежнему является доля аспирантов, защищающих диссертации в срок [1]. В настоящее время отмечается снижение престижа аспирантуры как социального лифта, вместе с тем растёт количество аспирантов, не защитившихся в установленный срок. Необходимо отметить, что большинство аспирантов (более 80 %) обучается в высших учебных заведениях [2]. Активно развивающееся информационное общество, очевидно, требует перехода от классических методов подготовки аспирантов к развитию нового подхода, задающего цели-компетенции и способного обеспечить качественную подготовку молодых специалистов [3]. Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, декларирующий инновационно-компетентностный подход к получению нового знания, внес существенные изменения в содержание и структуру учебного процесса высших учебных заведений, что предполагает вовлечение обучаемых в совершенствование учебного процесса и требует проведения динамического контроля качества образования [4,5].
Цель исследования. Изучение качества подготовки аспирантов по дисциплине «Медицинская информатика и статистика в научных исследованиях» на кафедре медицинской информатики ФГБОУ ВО СПбГПМУ.
Материалы и методы. Сформированные в виде анкет результаты опроса 30 аспирантов
второго года обучения по направлению подготовки «Клиническая медицина» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) были проанализированы методами контент- и статистического анализа. В ходе исследования изучалось формирование таких компетенций, как:
• способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений;
• готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации;
• способность и готовность к анализу, обобщению и публичному представлению результатов выполненных научных исследований;
• готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан в медицинских организациях и их структурных подразделениях;
• готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения.
Результаты. Установлено, что более 95% респондентов считают полученные ими в ходе обучения компетенции в целом достаточно сформированными. В свою очередь, около 30% респондентов считают свою подготовку достаточной для владения такой компетенцией, как проектирование и осуществление комплексных исследований. Не менее 15% опрошенных указали в числе достигнутых за время обучения компетенций готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования.
Выводы. Проведённое анкетирование позволило установить, что подготовка аспирантов по дисциплине «медицинская информатика и статистика в научных исследованиях» на кафедре медицинской информатики ФГБОУ ВО СПбГПМУ позволяет успешно сформировать у обучающихся багаж теоретических зна-
MEDiOiNE: THEoRY AND PRACTiCE
том 4 СПЕЦВЫПУСК 2019
eiSSN 2658-4204
132
ABSTRACTS
ний в сфере применения статистических методов и информационных технологий в области охраны здоровья граждан и качества практических навыков эксплуатации современного оборудования в научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Представляется полезным проводить подобные исследования на регулярной основе для развития динамической картины качества подготовки аспирантов на кафедре.
Список литературы.
1. Капшутарь М.А. Качество подготовки аспирантов и эффективность современной аспирантуры: проблема поиска новых показателей // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 7-1. С. 132-136;
2. Шафранов-Куцев Г. Ф., Ефимова Г. З., Булашева А. А. Тенденции и факторы эффективности подготовки аспирантов российских вузов в условиях реформирования высшего образования // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 135-144.
3. Тамарская Н. В., Бокарев М. Ю., Мамонова А. В. Интерактивные технологии формирования компетенций аспирантов // Ярославский педагогический вестник. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ mteraktivnye-tehnologn-formirovamya-kompetentsiy-aspirantov (дата обращения: 19.04.2019).
4. Зинкевич Е. Р., Тихомирова А.А. Результаты исследования мнений студентов 2 курса медицинского университета о владении информационными компетенциями // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11 (53) Часть 3. С. 36—38.
5. Ваулин Г.Ф., Тихомирова А.А., Дохов М.А., Котиков П.Е. Некоторые психолого-педагогические аспекты организации самостоятельной работы студентов младших курсов на кафедре медицинской информатики // подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 дек. 2017 г.) / редкол.: Л.А. Абрамова [и др.]. Чебоксары: ИД «Среда», 2017. С. 57-59.
МЕдицинА: теория и практика
тоМ 4 спецвыпуск 2019
iSSN 2658-4190