2. Weimar, A. (2013), "What you need to do to in the Russian public-private partnership has started to work in full force and effective", However: business and political journal, No. 15 (164), pp. 3741.
Контактная информация: gr-finec2010@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 09.02.2014.
УДК 37.037
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С ДЕФИЦИТОМ МАССЫ
ТЕЛА
Елена Владимировна Егорычева, старший преподаватель, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
Аннотация
На основе экспериментальных исследований и результатов статистического анализа показано, что дефицит массы тела у юношей, как мышечного, так и жирового компонентов, негативно влияет на большинство показателей функциональной подготовленности. Соматическое здоровье таких студентов соответствует уровню ниже среднего. Многие показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности имеют большие диапазоны отклонений от средней групповой величины. Поэтому при организации занятий со студентами, имеющими недостаток массы тела, необходим индивидуальный или дифференцированный подход.
Ключевые слова: дефицит массы тела, студенты, занятия физической культурой.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p66-70
ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT, FUNCTIONAL STATE AND PHYSICAL READINESS OF STUDENTS WITH DEFICIENCY OF BODY WEIGHT
Elena Vladimirovna Egorycheva, the senior teacher, Volzhsky Polytechnical Institute (branch) of the Volgograd State Technical University
Annotation
On the basis of the pilot studies and results of the statistical analysis it has been shown that deficiency of body weight at young men, both muscular, and fatty components, negatively influences on the majority of indicators of functional readiness. Somatic health of such students corresponds to level below the average. Many indicators of physical development, physical and functional readiness have big ranges of deviations from average group size. Therefore, at the organization of occupations with the students having a lack of body weight, the individual or differentiated approach is necessary.
Keywords: deficiency of the body weight, students, occupations by physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
Исследования последних лет показывают, что количество студентов дневной формы обучения, имеющих отклонение массы тела от принятой нормы, достигает в некоторых вузах 30^40% от всех обучающихся [2]. Несмотря на то, что масса тела является одним из основных показателей физического развития человека, современные методики занятий физической культурой в отечественных вузах практически не придают значения этому важному фактору. При организации занятий со студентами, имеющими недостаток массы тела, очень важно учитывать, совпадают ли уровни их физического развития, физической и функциональной подготовленности.
МЕТОДИКА
Из обследованных 189 девушек и 205 юношей студентов начальных курсов Волжского политехнического института у 72 человек было зафиксировано отклонение массы тела в сторону ее дефицита. Среди этих 72 человек оказалось 37 юношей (51,4% от всей выборки) и 35 девушек (48,6%). То есть, отклонение массы тела от нормы несколько чаще встретилось у юношей, по сравнению с девушками. У всех студентов, имеющих отклонение массы тела в сторону дефицита, фиксировали показатели, характеризующие их физическое развитие, физическую и функциональную подготовленность.
Для определения физического развития измеряли: длину тела (ростомер); массу тела (анализатор состава массы тела ТАМТА ВС-540); окружность грудной клетки (ОГК) и обхваты частей тела (сантиметровая лента); толщину жировых складок (кали-пер); общую скорость форсированного выдоха (нагрузочный спирометр) (ОСФВ). На основании полученных данных рассчитывали: абсолютное и процентное содержание жировой и мышечной ткани (по формулам Я. Матейко); весоростовой индекс (по формуле Кетле); показатель пропорциональности грудной клетки (индекс Эрисмана); жизненную емкость легких (ЖЕЛ) (по формуле ЖЕЛ (мл)=ОСФВ (%)хнорма ЖЕЛ (мл)/100).
Показатели физической подготовленности были получены в результате выполнения тестов: глубина наклона туловища из положения стоя; подтягивания на перекладине; жим штанги от груди лёжа; жим веса ногами из положения лежа на спине на тренажере; тяга станового динамометра ДС-500; жим электронного ручного силомера В8 - Б706; челночный бег 3*10 м; бег на дистанции 1000 м.
Показатели функциональной подготовленности включали определение: частоты сердечных сокращений в покое (пальпаторно); артериального давления (АД) (тонометр М2Есо ОМЯОМ); времени задержки дыхания на вдохе (проба Штанге); времени задержки дыхания на выдохе (проба Генче); пробы с ходьбой (по В.Л. Карпману, З.Б. Белоцер-ковскому); пробы Руфье. На основании полученных данных рассчитывали жизненный индекс и уровень здоровья по Г. Л. Апанасенко [3]. Все показатели были подвергнуты статистическому анализу.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице 1 представлены результаты исследования юношей с дефицитом массы тела. Средняя величина длины тела испытуемых, составила 177,05 см. Это соответствует средней статистической величине роста российских юношей, так как по данным многочисленных исследований она составляет 176 см. При таком росте масса тела в норме у юношей 17-19 лет должна быть в пределах 66 кг (Индекс Брока-Бругша). Если же рассматривать норму массы тела, исходя из типа телосложения, а в нашем случае из 37 юношей большинству (29 человек) присущ астенический тип, то для таких студентов она составляет 66,39 кг. Реальная средняя величина массы тела оказалась 59,63 кг. Это значительно ниже среднего уровня почти на 7 кг. При этом индивидуальный интервал колебаний от нормы у исследуемых студентов составил от 5,0 до 10,7 кг.
Соответственно и весоростовой индекс Кетле исследуемой группы юношей отличается от нормы. Так, за норму этого индекса у юношей 17-19 лет принимают величину 370^400 г/см [1]. В нашем случае средняя величина весоростового индекса была равна 336,81 г/см, что на 9,8% меньше нижней границы нормы.
Меньше нормы оказался и объем грудной клетки (ОГК). Если в норме для юношей 17-19 лет при росте 177 см ОГК составляет 93,1 см, то у наших испытуемых средняя величина данного показателя меньше на 7,26 см или 8,5%.
О том, что грудная клетка большинства юношей, имеющих дефицит массы тела, развита плохо свидетельствует и их отрицательное значение индекса Эрисмана - -2,69 см. Как известно, в норме это значение должно быть положительным.
Таблица 1
Статистические данные показателей физического развития, физической и функци-
№ Показатели физического развития Х а m V
1. Длина тела (см) 177,05 7,15 0,36 4,0
2. Масса тела (кг) 59,63 4,50 0,74 7,5
3. Весоростовой индекс (г/см) 336,81 21,23 3,49 6,3
4. Объем грудной клетки (см) 85,84 4,39 0,72 5,1
5. Индекс Эрисмана (см) -2,69 4,93 0,81 183,3
6. Абсолютное содержание жировой массы (кг) 5,08 2,35 0,42 46,3
7. Относительное содержание жировой массы тела (%) 8,56 3,99 0,66 46,6
8. Абсолютное содержание мышечной массы тела (кг) 23,75 3,06 0,50 12,9
9. Относительное содержание мышечной массы тела (%) 39,83 3,62 0,60 9,1
10. Общая скорость форсированного выдоха (л/сек) 319,56 92,40 15,20 28,9
11. Жизненная емкость легких (мл) 3484,56 755,35 124,24 30,0
Показатели физической подготовленности
12. Глубина наклона туловища (см) 6,18 8,75 1,44 141,5
13. Бег 1000 м (с) 272,53 41,21 6,78 15,1
14. Челночный бег 3Х10 м (с) 8,34 0,68 0,08 8,2
15. Сила правой кисти (кг) 44,86 6,74 1,11 15,0
16. Сила левой кисти (кг) 43,17 6,85 1,13 15,9
17. Становая динамометрия (кг) 115,41 44,86 7,38 38,9
18. Жим штанги лежа от груди (кг) 55,59 12,95 2,13 23,3
19. Жим штанги лежа ногами (кг) 105,22 27,92 4,59 26,5
20. Подтягивания на высокой перекладине (раз) 10,24 5,19 0,85 50,7
Показатели функциональной подготовленности
21. ЧСС в покое (уд/мин) 77,18 8,04 1,32 10,4
22. СД (мм.рт.ст) 126,12 8,32 1,37 6,6
23. ДД (мм.рт.ст.) 71,56 8,41 1,38 11,8
24. Проба Штанге (с) 72,71 18,89 3,11 26,0
25. Проба Генче (с) 39,59 12,44 2,05 31,4
26. Проба Руфье (ед) 13,44 4,06 0,67 30,2
27. Проба с ходьбой (м/с) 2,53 0,82 0,13 32,4
28. Оценка здоровья по Апанасенко (ед) 7,18 3,31 0,54 46,1
29. Жизненный индекс (мл/кг) 41,83 13,01 2,14 31,1
Средняя величина относительного содержания жировой ткани в организме юношей с дефицитом массы тела составила 8,56%, нормой же данного показателя для юношей до 20 лет является диапазон от 9 до 15%. Средняя относительная величина мышечной ткани таких студентов была зафиксирована в 39,83%. Для юношей этого возраста в норме мышечная ткань должна быть не менее 40%. Таким образом, можно утверждать, что главными факторами, определяющими дефицит массы тела обследованных юношей-студентов в возрасте 17-19 лет, является недостаток как количества мышечной ткани, так и жирового компонента.
Средняя величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ) в возрасте 17-19 лет у юношей с ростом 177,05 см и массой тела 59,63 кг должна быть 4470,9 мл. На самом же деле этот показатель оказался намного меньше - 3484,56 мл. Это на 22,1% меньше должной величины ЖЕЛ для данной группы исследуемых юношей.
Средний показатель глубины наклона туловища у данной категории студентов, который характеризует гибкость, составил 6,18 см. Это соответствует низкому уровню развития этой физической способности для юношей 17-20 лет, так как пороговая величина уровня составляет 7,0 см [4]. То же можно сказать и о средней величине результата в беге на 1000 м. Так, у студентов с дефицитом массы тела она равна 148,54 с, то есть 2 минуты 28,54 секунды, что соответствует также низкому уровню развития выносливости [4].
Юноши с недостаточной массой тела в среднем показали в челночном беге 3*10 м результат 8,34 с. Этот результат также соответствует низкому уровню развития координационных способностей, границы которого определены как 8,1 с [4].
Динамометрия сильнейшей руки юношей в среднем должна составлять 65^80% от их массы тела. Учитывая, что средняя величина массы тела у испытуемых студентов оказалась 59,63 кг, динамометрия у них должна быть на уровне 38,76^47,70 кг. Реальные результаты же оказались почти у верхней границы. Так, средняя величина динамометрии правой кисти была равна 44,86 кг, а левой - 43,17 кг. То есть, недостаток массы тела, и особенно мышечной массы у юношей не повлиял на результаты кистевой динамометрии.
Специалисты отмечают, что пороговым значением низкого уровня развития статической силы мышц разгибателей туловища и ног, определяемой при помощи становой динамометрии, является величина равная 175% от собственного веса человека. В нашем случае у испытуемых студентов становая динамометрия в среднем составила 115,41 кг. Это 193,5% от средней массы тела, а, значит, уровень силовых статических способностей у данных юношей средний. Таким образом, недостаток мышечной массы у юношей-студентов существенно не влияет на силовые способности мышц разгибателей туловища и ног, проявляемые в статическом режиме сокращения.
В жиме лежа юноши в среднем показали результат 55,59 кг. По оценочной таблице С.Е. Волжанина (2007), это показатель высокого уровня развития динамической силы. То же можно сказать и о жиме ногами. А вот средняя величина подтягиваний на высокой перекладине у юношей с недостаточной массой тела составила 10,24 раз. Это соответствует низкому уровню развития силовых способностей [4]. Как известно данный тест в большей мере определяет не силовые способности человека, а его силовую выносливость.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое в положении сидя у юношей-студентов с дефицитом массы тела в среднем равняется 77,18 уд/мин. У здоровых юношей этого возраста ЧСС в покое должна быть в пределах 55^70 уд/мин. У наших испытуемых зафиксированное среднее значение ЧСС превышает нижнюю границу принятой нормы более чем на 7 уд/мин. Это 9,1% отклонения от нормы.
Средняя величина систолического артериального давления (СД) у обследованных студентов составила 126,12 мм.рт.ст., а диастолического давления (ДД) - 71,56 мм.рт.ст. Для молодых людей в возрасте 16-20 лет, не зависимо от половой принадлежности, нормальным артериальное давление считается, если СД находится в пределах 100^120 мм.рт.ст., а ДД - 70^80 мм.рт.ст.. То есть, в нашем случае артериальное диастолическое давление у юношей с недостаточной массой тела находится в пределах установленной медицинской нормы, а систолическое - превышает ее на 6,12 мм.рт.ст. Несколько повышенное артериальное СД во многом объясняет и повышенную ЧСС юношей-студентов с дефицитом массы тела.
Среднее время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) у исследуемого контингента студентов оказалось равным 72,71с. Это соответствует высокому уровню развития дыхательной системы. Однако среднее время задержки дыхания на выдохе (проба Генче) составило 39,59 с, что соответствует средним показателям. Таким образом, дефицит массы тела у юношей негативно влияет только на развитие грудной клетки, а на функциональные показатели дыхательной системы такого влияния не оказывает.
При выполнении функциональной пробы Руфье студенты с дефицитом массы тела в среднем показали результат равный 13,44 условных единиц. Данный показатель оценивается как «удовлетворительно» и характеризуется как «сердечная недостаточность средней степени».
Жизненный индекс (ЖИ) для молодых юношей в среднем должен быть не менее 60 мл/кг. У студентов с недостаточной массой тела ЖИ равен 41,83 мл/кг. Это на 30,3% хуже принятой нормы.
Тем не менее, соматическое здоровье данных студентов, по экспертной оценке Г. Л. Апанасенко (1985), находится на уровне ниже среднего, а не низкого, так как их средняя величина данного показателя составила 7,18 условных единиц. Однако диапазон отклонений от средней величины достаточно большой (с=3,31; V=46,1%).
ВЫВОДЫ. Таким образом, можно констатировать, что дефицит массы тела у юношей, как мышечного, так и жирового компонентов, негативно влияет на большинство показателей функциональной подготовленности. Соматическое здоровье таких студентов соответствует уровню ниже среднего. При проведении физкультурных занятий с таким контингентом необходимо учитывать, что уровень их соматического здоровья и уровень функциональной подготовленности не всегда совпадают. То есть, по показателям здоровья они могут выполнять большие физические нагрузки, а по состоянию функциональных систем - нет. А, как известно, именно функциональные системы и обеспечивают выполнение физической нагрузки.
Многие показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности у юношей с дефицитом массы тела имеют большие диапазоны отклонений от средней групповой величины. Поэтому при организации занятий с такими студентами необходим индивидуальный или дифференцированный подход.
Возможно, что сделанные заключения правомерны и для всей студенческой молодёжи России, однако для этого необходимо провести более масштабное исследование в различных регионах страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамович, Э.А. Оценка физического развития студентов гуманитарных и технических вузов / Э.А. Адамович, В.И. Листочкин // Теория и практика физической культуры. - 1976. - № 5. - С. 51-56.
2. Егорычева, Е.В. Исследование отклонений массы тела у современной студенческой молодёжи [Электронный ресурс] / Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 4. C. 1-6. - URL : http://sisp.nkras.rU/issues/2011/4/egorycheva.pdf. -Дата обращения 30.01.2014.
3. Якимович, В.С. Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности студенческой молодёжи с дефицитом массы тела / В.С. Якимович, Е.В. Егорычева // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - C. 173-177.
4. Якимович, В.С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи в различных учебных заведениях : монография / В. С. Якимович. - Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. архитектур.-строит. ун-та, 2002. - 136 с.
REFERENCES
1. Adamovich, E.A. and Listochkin, V.I. (1976), "Assessment of physical development of students of liberal arts and technical colleges", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 51-56.
2. Egorycheva, E.V. and Musina S.V. (2011), "Research of deviations of body weight at modern student's youth", Modern researches of social problems, No. 4, pp. 1-6, available at: http://sisp.nkras.rU/issues/2011/4/egorycheva.pdf.
3. Yakimovich, V.S. and Egorycheva, E.V. (2012), "Interrelation of indicators of health and physical readiness of student's youth with deficiency of body weight", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 173-177.
4. Yakimovich, V. S. (2002), Design of system of physical training of children and youth in various educational institutions: Monograph, publishing house "VolgGASU", Volgograd.
Контактная информация: eleg71@mail.ru
Статья поступила в редакцию 03.02.2014.