International agricultural journal 4/2019
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
EVALUATION OF FINANCIAL SUPPORT OF THE FOOD MARKET OF THE KARACHAY-CHERKESSKY REPUBLIC
УДК 338.434 DOI :10.24411/2588-0209-2019-10106
А. Б. Урусова - доцент кафедры «Финансы и кредит», к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, г. Черкесск, [email protected]
A. B. Urusova - associate Professor of " Finance and credit», Ph. D., North Caucasus state Academy, Cherkessk, [email protected]
Аннотация. В работе рассматривается финансовая поддержка продовольственного рынка Карачаево-Черкесской Республики через механизм реализации государственной программы по обеспечению развития сельского хозяйства. Определено, что в целом мероприятия в этой сфере нацелены именно на поддержание предложения, то есть обеспечение развития агропромышленного сектора, увеличение физического объема производства сельскохозяйственных товаров. Указаны риски, связанные с финансированием соответствующих мероприятий по поддержанию развития продовольственного рынка региона. Предложенные направления более эффективного развития продовольственного рынка Карачаево-Черкесской Республики.
Annotation. The paper considers the financial support of the food market of the Karachay-Cherkess Republic through the mechanism of implementing the state program to ensure the development of agriculture. It was determined that, in general, measures in this area are aimed precisely at maintaining the supply, that is, ensuring the development of the agricultural sector, increasing the physical volume of agricultural production. The risks associated with the financing of relevant measures to support the
development of the food market of the region are indicated. The measures of more effective development of the food market of the Karachay-Cherkess Republic are proposed.
Ключевые слова: финансирование продовольственного рынка, поддержка AHK, поддержка продовольственного рынка, продовольственный рынок в Карачаево-Черкесской Республике, налоговые стимулы
Keywods: food market financing, agro-industrial sector support, food market support, food market in the Karachay-Cherkess Republic, tax incentives
Сельское хозяйство является наиболее важной отраслью экономики, так как оно способно обеспечить устойчивый продовольственный рынок региона. Однако в условиях существенной конкуренции и недостаточного наличия основных средств для обеспечения работы предприятий актуализируется вопрос обеспечения финансовой поддержки продовольственного рынка.
В качестве методов исследования используется горизонтальный анализ, то есть изучение динамики расходов во времени, а именно за 2016-2018 гг., а также за 2019-2021 плановые года. Кроме этого, используется вертикальный анализ, то есть изучение структуры расходов.
В качестве экспериментальной базы используются данные о расходах Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики».
Считаем, что финансовая поддержка продовольственного рынка осуществляется через финансовую поддержку предприятий, которые продают свою продукцию на этом рынке. То есть речь идет о финансовых мероприятиях государства и региона, которые нацелены на обеспечение развития агропромышленного комплекса Карачаево-Черкесской Республики.
Одним из важных пунктов государственной программы по развитию АПК на 2013 -2020 гг. является финансовая господдержка фермеров и личных подсобных хозяйств [4, c.133]. Как можно судить по данным таблицы 1, в целом объем выделяемых средств колебался несущественно в течение 2016-2018 годов.
Таблица 1. Динамика расходов республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики на поддержание сельского хозяйства в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики» в 2016-2018 гг., тыс. руб. [2]
Относительный
Программы и подпрограммы 2016 2017 2018 прирост, %
Развитие подотрасли растениеводства, переработки и
реализации продукции растениеводства 170009,9 0 0 -100
Развитие подотрасли животноводства, переработки и
реализации продукции животноводства 348767,4 0 0 -100
Обеспечение общих условий функционирования
сельскохозяйственной отрасли 0 89430,8 100542,3 -
Развитие мясного скотоводства 234460,7 0 0 -100
Поддержка малых форм хозяйствования 228614,8 0 0 -100
Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие 41333,4 3940 4899,7 -88,1459
Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения КЧР до 2020 года 61202 8607 31560 -48,4331
Обеспечение реализации государственной программы 35184,2 35581,1 38917,8 10,61158
Устойчивое развитие сельских территорий 143784,4 161394,2 266795,6 85,55254
Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории КЧР 87345,8 0 0 -100
Развитие подотраслей агропромышленного комплекса 0 753179,5 758720,6 -
Стимулирование инвестиционной деятельности АПК 0 111398,2 52199,9 -
Государственная программа 1302169 1163531 1253236 -3,75782
Увеличились расходы на обеспечение общих условий функционирования сельского хозяйства, на обеспечение реализации государственной программы по поддержанию сельского хозяйства, а также на обеспечение устойчивого развития сельских территорий. Также важными направлениями является развитие подотраслей агропромышленного комплекса и стимулирование инвестиционной деятельности.
Если обратить на структуру таких расходов в рамках государственной программы, то оказывается, что основной акцент сделан на развитии подотраслей агропромышленного комплекса, ведь на это направление выделялось 60,54 % от общей суммы расходов в 2018-м году. Также важную роль играет устойчивое развитие сельских территорий, ведь на такие цели направлялись 21,29 % всех расходов (табл. 2). Считаем, что более рационально осуществлять не прямое выделение средств на развитие продовольственного рынка, а создавать условия, которые позволят повысить эффективность его функционирования.
Таблица 2. Структура расходов республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики на поддержание сельского хозяйства в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики» в 2016-2018 гг., % [2]
Абсолютный
Программы и подпрограммы 2016 2017 2018 прирост, +, -
Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации
продукции растениеводства 12,59 0,00 0,00 -12,59
Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации
продукции животноводства 25,82 0,00 0,00 -25,82
Обеспечение общих условий функционирования
сельскохозяйственной отрасли 0,00 7,69 8,02 8,02
Развитие мясного скотоводства 17,36 0,00 0,00 -17,36
Поддержка малых форм хозяйствования 16,93 0,00 0,00 -16,93
Техническая и технологическая модернизация, инновационное
развитие 3,06 0,34 0,39 -2,67
Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения
КЧР до 2020 года 4,53 0,74 2,52 -2,01
Обеспечение реализации государственной программы 2,60 3,06 3,11 0,50
Устойчивое развитие сельских территорий 10,65 13,87 21,29 10,64
Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории КЧР 6,47 0,00 0,00 -6,47
Развитие подотраслей агропромышленного комплекса 0,00 64,73 60,54 60,54
Стимулирование инвестиционной деятельности АПК 0,00 9,57 4,17 4,17
Государственная программа 100 100 100 0,00
В новой государственной программе по стимулированию работы сельского хозяйства выделяются такие положительные пункты как обеспечение экспорта продукции АПК региона, то есть расширение продовольственного рынка республики за счет других стран. С другой страны, можно отметить, что в течение ближайших трех лет соответствующий показатель нулевой, а средства начнут выделяться только после 2022 г. Конечно, это негативное явление, которое сдерживает развитие продовольственного рынка региона (табл. 3).
Таблица 3. Динамика запланированных расходов государственной программы "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" в 2019-2021 гг., тыс. руб. [1]
Относительный
Показатели 2019 2020 2021 прирост, %
Обеспечение реализации государственной
программы 39578,9 35360 35360 -10,7
Обеспечение общих условий
функционирования сельскохозяйственной
отрасли 104631 103457 103457 -1,1
Техническая и технологическая модернизация,
инновационное развитие 2899,7 4899,7 4899,7 69,0
Устойчивое развитие сельских территорий 345449 274281 203245 -41,2
Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения КЧР 52386 8810,5 0 -100,0
Развитие подотраслей агропромышленного
комплекса 678953 679149 653195 -3,8
Стимулирование инвестиционной
деятельности агропромышленного комплекса 3974,9 0 0 -100,0
Система поддержки фермеров и развитие
сельскохозяйственной кооперации 158565 62853,1 98630,2 -37,8
Экспорт продукции АПК 0 0 0 -
Ведомственная целевая программа по
развитию садоводства 20000 20000 20000 0,0
Всего 1406437 1188810 1118787 -20,5
Можно также отметить, что финансирование развития продовольственного рынка нацелено лишь на поддержание тех предприятий, которые обеспечивают такой спрос. Регион не осуществляет существенных закупок сельскохозяйственной продукции, то есть не финансирует продовольственный рынок за счет влияния на спрос. Считаем, что в целом такая
политика явля ется приемлемой, ведь важно, чтобы сельхозпроизводители сами находили возможности для расширения сбыта своей продукции, что в дальнейшем приведет к увеличению объема общего продовольственного рынка региона.
Структура расходов на планируемый период изменилась несущественно по сравнению с ранее реализованной программой. Так на развитие агропромышленного комплекса направлено 58,38 % от общей суммы средств, выделенных на реализацию программы за 2021-м год, еще 8,82 % на поддержку фермеров и развитие кооперации. Кроме этого, 18,17 % выделяется на устойчивое развитие сельских территорий (табл. 4).
Таблица 4. Структура запланированных расходов государственной программы "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" в 2019-2021 гг., % [1]
Относительный
Показатели 2019 2020 2021 прирост, %
Обеспечение реализации государственной программы 2,81 2,97 3,16 12,31
Обеспечение общих условий функционирования
сельскохозяйственной отрасли 7,44 8,70 9,25 24,30
Техническая и технологическая модернизация,
инновационное развитие 0,21 0,41 0,44 112,42
Устойчивое развитие сельских территорий 24,56 23,07 18,17 -26,04
Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного
назначения КЧР 3,72 0,74 0,00 -100,00
Развитие подотраслей агропромышленного комплекса 48,27 57,13 58,38 20,94
Стимулирование инвестиционной деятельности
агропромышленного комплекса 0,28 0,00 0,00 -100,00
Система поддержки фермеров и развитие
сельскохозяйственной кооперации 11,27 5,29 8,82 -21,81
Экспорт продукции АПК 0,00 0,00 0,00 -
Ведомственная целевая программа по развитию
садоводства 1,42 1,68 1,79 25,71
Всего 100,00 100,00 100,00 0,00
Как можно судить, текущая система дает много возможностей для коррупционеров. Считаем, что важно поддерживать отрасль в целом, а не отдельных производителей. Проблема в том, что возможна ситуация целенаправленной поддержки предприятий, которые принадлежат родственникам чиновников, при этом более эффективные и конкурентоспособные сельскохозяйственные производители не будут получать государственного и регионального финансирования. Однако именно прямое финансовое поддержание предприятия является основным мероприятием в рамках выделяемых средств.
Считаем, что все же мероприятия по обеспечению финансовой поддержки продовольственного рынка должны быть нацелены не на прямое финансирование сельскохозяйственных предприятий, а на формирование рациональной системы государственной поддержки сельского хозяйства и агропродовольственного рынка [6, а19]. Следует обратить внимание на инструменты рыночного характера, которые позволят
поддерживать отрасль в целом. Применяемые на данный момент субъектами АПК налоговые льготы хаотичны, бессистемны, многочисленны и далеко не всегда эффективны [5, с.59].
Как показано на рисунке 1 , финансовая поддержка должна быть нацелена на создание условий для модернизации и инновационного развития, а это означает, что необходимо предоставлять возможность минимизации своих налоговых обязательств в том случае, если предприятие выделяет ресурсы на обеспечение обновления сельскохозяйственных основных средств. Кроме этого, если предприятие оказалось убыточным, то следует предоставить налоговые скидки на период, который необходим для восстановления платежеспособности. Это позволит значительно лучше достигать поставленных целей, а не повышать коррупционный риск.
Рис. 1. Финансовая поддержка сельскохозяйственных предприятий, которые демонстрируют низкую эффективность [3, с.38] Подводя итог, отметим, что в рамках мероприятий финансирования развития продовольственного рынка региона основной объем средств выделяется на поддержание предложения, а именно отдельных производителей. Считаем, что необходимо создавать равные условия, минимизировать коррупционный риск, а для этого основной акцент должен быть сделан на налоговых инструментах. Например, эффективной мерой может быть предоставление налоговых послаблений в случае активного инвестирования в требуемые машины, оборудование, транспортные средства.
Список литературы
1. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22 января 2019 года N 13 «О государственной программе "Развитие сельского хозяйства Карачаево-
Черкесской Республики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550346363
2. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года N 358 «О государственной программе "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460211668
3. Чепик, О. В. Финансовый механизм государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства : автореф. дисс. ... д-ра экон. наук: 08.00.10. — Ростов-на-Дону, 2012. — 50 с.
4. Бондаренко В.С., Шишкина Д.А., Необходимость и направления государственной финансовой поддержки сельхозпредприятий российского АПК / Бондаренко В.С., Шишкина Д.А. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2018. — № 5 (74). — С. 131-135.
5. Жданова О.А., Бондаренко Т.Г., Максимова Т.П., Ключевые проблемы доступа экономических субъектов российского агропромышленного комплекса к финансовым ресурсам / Жданова О.А., Бондаренко Т.Г., Максимова Т.П. // Теория и практика общественного развития. — 2018. — № 9 (127). — С. 56-62.
6. Минаков И.А., Кувшинов В.А., Государственная поддержка сельского хозяйства региона в условиях реализации стратегии импортозамещения / Минаков И.А., Кувшинов В.А. // Теория и практика мировой науки. 2017. № 3. С. 14-20.
Spisok literatury
1. Postanovlenie Pravitel'stva Karachaevo-CHerkesskoj Respubliki ot 22 yanvarya 2019 goda N 13 «O gosudarstvennoj programme "Razvitie sel'skogo hozyajstva Karachaevo-CHerkesskoj Respubliki» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/550346363
2. Postanovlenie Pravitel'stva Karachaevo-CHerkesskoj Respubliki ot 31 oktyabrya 2013 goda N 358 «O gosudarstvennoj programme "Razvitie sel'skogo hozyajstva Karachaevo-CHerkesskoj Respubliki do 2020 goda» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/460211668
3. CHepik, O. V. Finansovyj mekhanizm gosudarstvennogo regulirovaniya i podderzhki sel'skogo hozyajstva : avtoref. diss. ... d-ra ekon. nauk: 08.00.10. — Rostov-na-Donu, 2012. — 50 s.
4. Bondarenko V.S., SHishkina D.A., Neobhodimost' i napravleniya gosudarstvennoj finansovoj podderzhki sel'hozpredpriyatij rossijskogo APK / Bondarenko V.S., SHishkina D.A. // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-ekonomicheskogo universiteta. — 2018. — № 5 (74). — S. 131-135.
5. ZHdanova O.A., Bondarenko T.G., Maksimova T.P., Klyuchevye problemy dostupa ekonomicheskih sub"ektov rossijskogo agropromyshlennogo kompleksa k finansovym resursam / ZHdanova O.A., Bondarenko T.G., Maksimova T.P. // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. — 2018. — № 9 (127). — S. 56-62.
International agricultural journal 4/2019
6. Minakov I.A., Kuvshinov V.A., Gosudarstvennaya podderzhka sel'skogo hozyajstva regiona v usloviyah realizacii strategii importozameshcheniya / Minakov I.A., Kuvshinov V.A. // Teoriya i praktika mirovoj nauki. 2017. № 3. S. 14-20.