ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Л.С. Бородавко, канд. экон. наук, доцент А.В. Дьякова, магистрант
Иркутский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Иркутск)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-11-2-38-41
Аннотация. Оценка уровня финансовой безопасности региона является важнейшим элементом дальнейшего осуществления мер по управлению ею в соответствии с интересами конкретного территориального образования. В рамках оценки осуществляется определение наиболее важных индикаторов, отражающих функционирование финансовой системы региона и аспектов социально-экономического развития, влияющих на этот процесс. В статье осуществлена оценка уровня финансовой безопасности Иркутской области. Представлен анализ динамики основных индикаторов финансовой безопасности. Сделаны выводы об основных угрозах финансовой безопасности Иркутской области.
Ключевые слова: финансовая безопасность региона, оценка финансовой безопасности, индикаторы финансовой безопасности.
Для финансовой безопасности региона свойственна собственная структура, так как представляет собой комплексную характеристику функционирования финансовой системы, а каждый элемент взаимодействует не только между собой, но и с другими составляющими экономической безопасности. Основная задача финансовой безопасности региона сводится к обеспечению сбалансированности финансовой системы, повышению устойчивости и совершенствованию финансового механизма на основе современных инструментов управления для защиты региональных интересов и обеспечения конкурентоспособности региона на макроэкономическом уровне. Таким образом, можно говорить о том, что аспекты обеспечения финансовой безопасности региона коррелируют с осуществлением инвестиционной, экономической, инновационной, бюджетной, социальной политики регионального развития, а вопросы ее системного исследования не теряют своей актуальности, а наоборот, предполагают повышенное внимание органов власти к данной проблематике. В рамках этого огромное значение имеет оценка уровня финансовой безопасности региона, что является отправной точкой для выбора наиболее целесообразных инструментов управления ею. Целью данной работы является оценка финансовой без-
опасности Иркутской области, что в сложившихся условиях развития национальной и региональной экономик является актуальным вопросом.
В целях оценки финансовой безопасности региона разработано множество методик. Для оценки уровня финансовой безопасности Иркутской области нами была выбрана методика Кулагиной Н.А., Наде-жиной О.С. и Тереховой А.А. [1]. На наш взгляд, она является более полной и широко освещает основные аспекты функционирования региона, влияющие на финансовую безопасность региона. Применение данной методики для оценки уровня финансовой безопасности региона предполагает выполнение следующих этапов:
1)определение и анализ основных тенденций развития региона в области социально-экономической системе для идентификации основных вызовов финансовой безопасности;
2) сбор данных для определения представленных индикаторов оценки;
3) сопоставление фактических данных с установленными пороговыми значениями с целью определения существующих и потенциальных угроз финансовой безопасности региона;
4) определение уровня финансовой безопасности региона;
5) при необходимости осуществление сравнительного межрегионального анализа для составления рейтинга регионов по уровню финансовой безопасности.
Использование предлагаемого инструментария позволяет выявить слабые места экономики региона, выявить точки повышенного риска в финансовой системе, за гранями которых могут возникнуть факто-
Анализируя общую картину представленных показателей, отражающих финансовую безопасность региона по пяти составляющим элементам, стоит отметить, что шесть из восемнадцати показателей не соответствует пороговым значениям, а почти половина имеют устойчивую отрицательную динамику. Данный факт свидетельствует о снижении уровня финансовой
ры, оказывающие дестабилизирующее воздействие на составные элементы региональной финансовой сферы с последующим наступлением кризисных ситуаций.
Предлагаемый спектр показателей для оценки уровня финансовой безопасности, пороговые значения и динамика показателей применительно к данным Иркутской области представлены в таблице [2].
безопасности Иркутской области. Рассмотрим показатели каждого элемента финансовой безопасности более подробно.
Рассматривая показатели бюджетного элемента в совокупности, можно увидеть, что почти все показатели данного элемента соответствуют пороговым значениям. Исключение составляет показатель «Отношение доходной части регионального
Таблица. Динамика индикаторов финансовой безопасности Иркутской области
Индикатор, единица измерения Пороговое значение 2018 2019 2020 2021 2022
Бюджетный элемент
Уровень дефицита/профицита бюджета региона, % ВРП < 3 1,02 -0,84 -1,01 1,00 0,49
Отношение доходной части регионального бюджета к ВРП, % > 40 11,96 13,27 13,02 14,43 12,97
Доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета, % > 50 84,33 74,17 67,92 75,41 77,49
Доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов, % < 50 15,67 25,83 32,08 24,59 22,51
Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета, % < 50 8,92 11,75 21,04 7,48 8,96
Инвестиционный элемент
Отношение объемов инвестиций в основной капитал к ВРП, % > 25 23,35 24,98 24,45 29,44 39,07
Расходы на научные исследования, % к ВРП > 2 0,30 0,28 0,26 0,23 0,19
Производственно-корпоративный элемент
Степень износа основных фондов, % < 60 46,4 42,3 45,4 46,3 47,6
Индекс промышленного производства, % > СРФ (102,3) н.д. 100,4 102,7 101,2 102,5
Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, % > 7 15,9 15,2 18,3 15,1 15,4
Удельный вес убыточных организаций, % < СРФ (32,5) 20,00 18,70 17,70 15,50 17,80
Социальный элемент
Коэффициент Джини < 0,40 0,367 0,364 0,359 0,366 0,351
Численность населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума от общей численности населения, % < 7 17,60 17,9 17,6 16,4 14,9
Отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, раз > 1,5 5,77 5,89 5,80 5,46 5,85
Уровень безработицы, % < 4 7,5 6,6 7,7 6 5
Денежно-инфляционный элемент
Индекс потребительских цен, % < 105 104,97 104,08 105,09 108,87 115,68
Изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, % к пред. году < 104 104,4 105,49 106,17 116,86 106,99
Годовой темп роста реальных доходов населения, % к пред. году > 105 100,6 101,6 100,3 102,1 98,5
бюджета к ВРП», он намного ниже порогового значения. Вместе с тем, развитие бюджетного элемента финансовой безопасности можно оценить как положительное. Переломный момент функционирования экономики региона, который пришелся на 2020 год, отразился на всех показателях бюджетного элемента финансовой безопасности. Основной причиной такого положения стала сложная эпидемиологическая обстановка в регионе и стране в целом. Пандемия и вызванный ею кризис сильно ударили по экономике страны. Большие траты на здравоохранение и социальную сферу существенно подорвали финансовое положение региона. При этом экономика Иркутской области смогла выровняться и даже показать рост.
Показатели анализа инвестиционного элемента в первой половине временного периода находились ниже порогового значения, но в последующем динамика объемов инвестиций в основной капитала демонстрирует положительную динамику и принимает значение, соответствующее установленному порогу, что говорит об увеличении инвестиций региона. При этом второй анализируемый показатель к нормальному значению показателя так и не приблизился, а только обрел тенденцию снижения в прогнозируемом периоде. Однако не стоит забывать и о том, что сокращение расходов на научные исследования уже привело к тому, что популярность профессии «ученого» снизилась в стране в несколько раз.
Изучая динамику показателей производственно-корпоративного элемента финансовой безопасности Иркутской области, можно сделать вывод о том, что все они находятся в пределах пороговых значений. А учитывая тот факт, что все показатели устойчиво изменяются в положительную сторону, можно сделать вывод о высоком уровне производственно-корпоративного элемента финансовой безопасности исследуемого региона. На территории Иркутской области сформирован значительный промышленный потенциал, который играет существенную роль в экономике Сибирского федерального округа,
а ряд промышленных предприятий региона имеют общероссийское значение.
Половина показателей социального элемента финансовой безопасности Иркутской области находятся в рамках пороговых значений. Таким показателем является коэффициент Джини, а это свидетельствует о более справедливом распределении благ между людьми, более равномерном распределении доходов. Все равно не стоит забывать о высоком уровне безработицы в регионе, Иркутская область заняла пятое место среди десяти регионов Сибирского федерального округа по уровню безработицы. В 2022 году достигнут рекордно низкий уровень безработицы, минимальный с начала экономических преобразований - 5%, на 1 процентный пункт меньше, чем в 2021 году [3]. Еще одним немаловажным показателем данного сегмента анализа является численность населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума, который превышает пороговое значение более чем в два раза. Но при этом наблюдается тенденция снижения. Но уже можно отметить положительные плоды действия государственной региональной программы по снижению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума уже есть, об этом свидетельствует рост доходов жителей Иркутской области на 14,7%.
Показатели денежно-инфляционного элемента финансовой безопасности не соответствуют установленных пороговым значениям и демонстрируют отрицательную динамику, что пагубно сказывается на динамике социально-экономического развития региона. Так или иначе доходы населения области постепенно увеличиваются, к сожалению, этот рост не соответствует росту цен. Вместе с тем, согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области [4], среднемесячная зарплата в начале 2023 года составляла 63,7-64,5 тысячи рублей (по данным на январь и февраль). По сравнению с теми же месяцами 2022 года, она выросла на 16-19%.
Заключение
Осуществленный выше анализ индикаторов позволяет сделать вывод о среднем уровне финансовой безопасности Иркутской области, который сформировался благодаря высокому производственному потенциалу и целесообразной бюджетной политики. При этом можно отметить, что за последние пять лет финансовая безопасность Иркутской области несколько утратила свою устойчивость и независимость. Это говорит о том, что необходим контроль за динамикой основных социально-экономических показателей развития региона вышестоящим уровнем бюджетной системы в целях своевременного реагирования на негативные проявления в социально-экономическом развитии. В случае необходимости возможно оказание дополнительной помощи региону или кор-
ректировка программы социально-экономического развития, такие решения могут привести к повышению финансовой стабильности территории без дополнительных вложений.
В заключении необходимо отметить, что среди угроз финансово-бюджетной безопасности регионов РФ можно выделить несбалансированность национальной бюджетной системы, низкую эффективность государственных заимствований, неравномерное развитие регионов России [5]. Состояние региональных бюджетов зависит от ряда таких объективных и субъективных факторов, как разграничение полномочий между органами власти всех уровней, действующее бюджетное и налоговое законодательство, состояние экономики и социальной сферы.
Библиографический список
1. Кулагина Н.А. Диагностика уровня финансовой безопасности региона: вопросы оценки и сравнительного анализа / Н.А. Кулагина, А.А. Терехова, О.С. Надежина // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 4 (57). - С. 152-158
2. Федеральная служба государственной статистики: сайт. Москва, 1999. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 21.11.2023).
3. Пояснительная аналитическая записка по итогам социально-экономического развития Иркутской области за 12 месяцев 2021 г. // Иркутская область: сайт. - Иркутск, 2000. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://irkobl.ru/ (дата обращения: 18.11.2023).
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области: сайт. Москва, 1999. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://38.rosstat.gov.ru/ (дата обращения 21.11.2023).
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СПС «КонсультантПлюс».
ASSESSMENT OF FINANCIAL SECURITY OF THE IRKUTSK REGION
L.S. Borodavko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.V. Dyakova, Graduate Student Irkutsk State Transport University (Russia, Irkutsk)
Abstract. Assessing the level of financial security of the region is an essential element in the further implementation of measures to manage it in accordance with the interests of a particular territorial entity. As part of the assessment, the most important indicators are identified that reflect the functioning of the region's financial system and aspects of socio-economic development that influence this process. The article assesses the level of financial security of the Irkutsk region. An analysis of the dynamics of the main indicators of financial security is presented. Conclusions are drawn about the main threats to the financial security of the Irkutsk region.
Keywords: financial security of the region, assessment of financial security, indicators of financial security.