DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_8_723 УДК 316.35
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ АКТИВАМИ ОАО «РЖД»
Филатов Владимир Владимирович,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры коммерции и сервиса, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Безпалов Валерий Васильевич,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры национальной и региональной экономики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Сергеевичев Александр Владимирович,
доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной механики и инженерной графики, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С. М. Кирова, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected]
Нечаев Борис Петрович,
кандидат технических наук, доцент кафедры таможенной и товароведческой экспертизы, Московский государственный университет пищевых производств, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
В статье проведена оценка финансового потенциала и политики управления корпоративными активами ОАО «РЖД». У ОАО «РЖД» достаточно низкий рейтинг финансового потенциала по критерию «Наличие эффективной системы управления финансами». Вопрос внедрения планирования в настоящее время связан с перестройкой системы бухгалтерского учета и переподготовки кадров, что может рассматриваться только в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: управленческий анализ; принципы корпоративного управления; ОАО «РЖД».
UDC 316.35
ASSESSMENT OF FINANCIAL POTENTIAL AND POLICIES FOR MANAGING CORPORATE ASSETS OF RZD JSC
Filatov Vladimir Vladimirovich,
Doctor of Economics Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Commerce and Service, Russian State University named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Bezpalov Valery Vasilievich,
Doctor of Economics Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of National and Regional Economics, Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Sergeevichev Alexander Vladimirovich,
Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Applied Mechanics and Engineering Graphics, St. Petersburg State Forest Engineering University named after S.M. Kirov, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected]
Nechaev Boris Petrovich,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Customs and Commodity Expertise, Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
The article assesses the financial potential and corporate asset management policy of Russian Railways. Russian Railways has a rather low rating of financial potential according to the criterion "Existence of an effective financial management system". The issue of introducing planning is currently associated with the restructuring of the accounting system and retraining of personnel, which can only be considered in the long term.
Keywords: managerial analysis; corporate governance principles; OJSC Russian Railways.
ОАО «РЖД» следует лучшей практике и стандартам корпоративного управления и признает его необходимым условием эффективности и успешности своей финансо-
во-хозяйственной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности компаний и ее дочерних обществ. С 2005 года ОАО «РЖД» является членом некоммерческого
Общее собрание акционеров
Единственным акционером общества является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации.
Решения акционера оформляются а форме распоряжений Правительства
по итогам работы за 2012 год утверждены распоряжением правительства Российской Федерации этЗ ноября 2013 г. № 2074-р. Ревизионная комиссия
Советдиректоров Действует на основании законодательства Российской Федерации и устава ОАО «РЖД», Основной задачей совета директоров общества является проведение политики, обеспечивающей динамичное развишс общества, повышен неустойчивости его работы, эта кже увеличение прибыльности общества.
Комитеты Совета директоров
Президент
Президент общества является единоличным исполнительным органом общества и назначается Правительством Российской Федерации.
Президент ОАО «РЖД» реализует права и несет ответственность за достижение главных целей деятельности общества - обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых обществам, а также извлечения прибыли.
Совещательные органы под руководством председателя правления — президента ОАО «РЖД»
Правление
Правление ОАО и РЖД» является коллегиальным исполнительным органом общества. Правление общества состоит из председателя правления общества -президента ОАО «РЖД», первых вице-президентов, старших вице-президентов и вице-президентов Компании, руководителей филиалов общества - железных дорог, руководителей подразделений аппарата управления общества и других работников общества {в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 25 февраля 2004 г. № 265-р, с учетом изменений по состоянию на 31 декабря 201В г.).
Персональный состав правления общества определяется решением совета директоров общества.
Совещательные органы под руководством членов правления — вице-президентов ОАО «РЖД»
Совещательные органы под руководством членов правления - начальников депертаментов ОАО о РЖД»
Аппарат управления
Департаменты,управления и иные подразделения аппарата управления осуществляют оперативное управление по всем видам деятельности Компании.
Совещательные органы под руководством начальников департаментов и других руководителей подразделений
Рисунок 1 - Принципиальная схема корпоративного управления. Высшие органы управления акционерным
обществом (обязательные и необязательные)
партнерства «Национальный совет по корпоративному управлению» [3].
В настоящее время в ОАО «РЖД» практически сформированы основные механизмы корпоративного управления,присущие передовым публичным компаниям (рис. 1).
Общее собрание акционеров является высшим органом управления в ОАО «РЖД». Все акции находятся в собственности Российской Федерации. От имени РФ полномочия осуществляются Правительством РФ. Совет директоров ОАО «РЖД» осуществляет общее руководство деятельностью общества и действует на основании законодательства РФ. Корпоративный секретарь ОАО «РЖД» - специальное должностное лицо, в задачи которого входит обеспечение соблюдения органами и должностными лицами общества требований законодательства РФ, Устава и внутренних документов. Правление общества как коллегиальный исполнитель-
Проведя анализ, можно увидеть некоторые проблемы в корпоративном управлении: система не единоличного подчинения, подрывает принципы управления, роли исполнителей и руководителей не закреплены должным образом, что часто приводит к конфликтам [4]; содержание большего количества руководителей требует дополнительных расходов фонда оплаты труда.
Для решения данных проблем следует внедрить в корпоративное управление ОАО «РЖД» японскую модель, которая будет использовать принцип заинтересованности всех сторон в деятельности корпорации, и все имеют право участвовать в процессе принятия решений [2].
Стоимость нематериальных активов за исследуемый период возросла на 12339113 тыс. руб. и составила 24281113 тыс. руб. Наибольшее увеличение нематериальных активов наблюдается в период с 01.01.2021 по 01.01.2020, при этом наибольшего значе-
ный орган осуществляет общее руководство хозяйственной деятельностью. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью [1].
Больше всего стиль управления ОАО «РЖД» схож с англо-саксонской моделью корпоративного управления. ОАО «РЖД» поэтапно переходит к функционированию в форме комплекса вертикально-интегрированных структур, специализирующихся на конкретных видах деятельности [5]. Одновременно с этим переходом создаваемая в ОАО «РЖД» организационная модель направлена на формирование матричной структуры управления, при которой особое внимание уделяется созданию и обеспечению качественного функционирования структур, отвечающих за эффективное взаимодействие подразделений ОАО «РЖД» по всем вертикалям управления, в том числе и на региональном уровне (табл. 1).
ния за весь период стоимость НМА достигла 01.01.2021 и составила 26473048 тыс. руб. (рис. 2).
Стоимость основных средств за исследуемый период возросла на 1912964636 тыс. руб. и составила 5898036636 тыс. руб. Значительное увеличение стоимости основных средств произошло в период с 01.01.2016 по 01.01.2017, когда стоимость имущества увеличилась на 671923000 тыс. руб. и составила 5898036636 тыс. руб. Максимального значения (5898036636 тыс. руб.) стоимость основных средств достигла 01.01.2021. Доходные вложения в материальные ценности увеличились на 59750722 тыс. руб. и составили 264232722 тыс. руб. В период с 01.01.2016 по 01.01.2021 произошло уменьшение на 16593813 тыс. руб. или на -4.02 % долгосрочных финансовых вложений [6].
Стоимость прочих внеоборотных активов за период с 01.01.2016 по 01.01.2021 увеличилась на 46783655 тыс. руб. и составила
Таблица 1 - Варианты структуры управления акционерным обществом
Варианты структуры Общее собрание акционеров Совет директоров Коллективный исполнительный орган Единый исполнительный орган
1 + + +
2 + + +
3 + + +
4 + + +
5 + +
60000000005000000000 4000000000 300000000020000000001000000000-
01.01.201 6 01.01.2017 01.01.2018 01.01.201 9 01.01.2020 01.01.2021
к - нематериальные активы прочие внеоборотные активы краткосрочные финансовые
в - основные средства в - запасы вложения
в - долгосрочные финансовые В- дебиторская задолженность денежные средства
вложения ™ прочие оборотные активы
Рисунок 2 - Динамика изменения активов
98050655 тыс. руб. Стоимость запасов за исследуемый период увеличилась на 58712755 тыс. руб. и составила 120694755 тыс. руб. Значительный рост стоимости запасов произошел в период с 01.01.2020 по 01.01.2021, когда их стоимость возросла на 16385455 тыс. руб.
В период с 01.01.2016 по 01.01.2021 уровень общей ликвидности снизился на 0,097 и составил 0,156. При этом значение коэффициента как на начало, так и на конец периода говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что ОАО «РЖД» не в состоянии оплачивать текущие счета.
Значение коэффициента абсолютной ликвидности за период с 01.01.2016 по 01.01.2021 снизилось на 0,249 и составило 0,086, то есть платежеспособность ОАО «РЖД» снизилась до уровня ниже рекомендуемого. Максимального значения (33,5 %) абсолютная ликвидность достигала на 01.01.2016 г., а наименьшего значения (8,6 %) - на 01.01.2021 г. Среднее значение коэффициента абсолютной ликвидности по отрасли, к которой относится ОАО «РЖД», составляет на 01.01.2021 года 0,172. Таким образом, абсолютная ликвидность меньше средней по отрасли.
Значение коэффициента текущей ликвидности на 01.01.2021 снизилось по сравнению с 01.01.2016 на 0,346 и составило 0,499, что ниже рекомендуемого, то есть на 01.01.2016 ОАО «РЖД» была в состоянии выполнить
текущие обязательства, реализуя свои ликвидные активы по балансовой стоимости на 84,5 %, а на 01.01.2021 - на 49,9 % [7]. Таким образом, платежеспособность ОАО «РЖД» за анализируемый период снизилась (рис. 3). Максимальная текущая ликвидность в 84,5 % достигалась на 01.01.2016, а минимальная (44,7 %) - на 01.01.2020. Среднее значение показателя по отрасли на 01.01.2021 составляет 0,763. Таким образом, текущая ликвидность меньше средней по отрасли. В течение всего анализируемого периода величина показателя коэффициента текущей ликвидности составила менее 1, что свидетельствует о низкой платежеспособности ОАО «РЖД». В такой ситуации у ОАО «РЖД» имеется три пути увеличения коэффициента текущей ликвидности: сокращать кредиторскую задолженность; наращивать оборотные активы, сокращать кредиторскую задолженность одновременно со снижением оборотных активов [9].
К концу периода на 01.01.2021 в ОАО «РЖД» отсутствовали собственные оборотные средства, вследствие чего значение показателя отрицательное. На протяжении всего анализируемого периода в ОАО «РЖД» уменьшилась доля оборотных средств в активах на 1,8 % и составила 5,4 % (рис. 4). При этом уровень данного показателя не достиг оптимального значения. Это говорит о том, что одной из причин неудовлетворительно-
Рисунок 3 - Динамика коэффициентов ликвидности
сти платежеспособности ОАО «РЖД» может быть несостоятельность его клиентов и, как следствие, недостаток собственных источников самофинансирования. Среднее значение доли оборотных средств в отрази на 01.01.2021 составляет 13,7 %, что больше на 8,3 %, чем в ОАО «РЖД».
Расчетное значение коэффициента восстановления платежеспособности на 01.01.2021 свидетельствует, что в течение
ближайших шести месяцев, с учетом сложившихся тенденций, у ОАО «РЖД» не возникнет реальной возможности восстановить платежеспособность. По состоянию на 01.01.2021 по сравнению с 01.01.2016 финан -совое положение не изменилось. Оценивается оно как кризисное. Таким образом, в течение всего анализируемого периода у ОАО «РЖД» наблюдается кризисное финансовое состояние.
Рисунок 4 - Изменение наличия собственных оборотных средств
На 01.01.2021 ОАО «РЖД» не достигало условия абсолютной ликвидности баланса, как и в течение всего анализируемого периода. В конце анализируемого периода, по состоянию на 01.01.2021, ситуация не изме-
нилась. Ликвидность баланса также можно охарактеризовать как недостаточную [8].
При этом продолжительность нахождения капитала в активах ОАО «РЖД» возросла на 184 дн. и составила за 2020 г. 1364 дн. Наи-
большего значения коэффициент общей оборачиваемости капитала (0,294) достиг за 2016 г., а наименьшего значения (0,264 дн.) -за 2020 г. [10].
Продолжительность оборота мобильных средств уменьшилась на 17 дн. За счет ускорения оборачиваемости оборотного капи-
Структура актива на 01.01.2021 г.
наиболее ликвидные активы быстрореализуемые активы медленнореалиэуемые активы труднореализуемые активы
Рисунок 5 - Структура активов
Коэффициент оборачиваемости нематериальных активов к концу анализируемого периода снизился на -45,083 и составил 75,354 оборотов, то есть уменьшился дополнительный доход на рубль капитала, вложен -ного в нематериальные активы. Наибольшая эффективность отдачи нематериальных активов (120,211) наблюдалась за 2016 г., а минимальная (75,354) - за 2020 г.
Фондоотдача за исследуемый период сократилась на 0,073 тыс. руб. и составила 0,318 тыс. руб. Значительное снижение фондоотдачи произошло с 01.01.2020 по 01.01.2021, когда эффективность основных средств сократилась на 0,022 тыс. руб. и составила 0,264 тыс. руб. Наименьшего значения (0,264 тыс. руб.) фондоотдача достигла за 2020 г.
В ОАО «РЖД» к концу анализируемого периода этот показатель меньше, чем в начале, при этом его значение очень низкое - на каждый рубль инвестированных собствен-
тала в конце анализируемого периода ОАО «РЖД» дополнительно получило прибыли на сумму 19763004,3 тыс. руб. Величина высвобождаемых из оборота оборотных средств в результате ускорения оборачиваемости составила -85617398.1 тыс. руб.
Структура пассива на 01.01.2021 г.
24%
наиболее срочные обязательства краткосрочные пассивы долгосрочные пассивы постоянные пассивы
Рисунок 6 - Структура пассивов
ных средств приходится 0,409 руб. выручки от продаж. Максимального значения (0,428) этот показатель наблюдался за 2019 г., а минимальный (0,398) - за 2017 г. (рис. 4-5).
В корпорации ОАО «РЖД» правильно и хорошо выстроена система корпоративного управления и отношения с акционерами. При разработке системы управления персоналом для корпорации ОАО «РЖД» и ее основных элементов продуктивнее использовать комплексный подход, позволяющий выделить основные элементы системы управления персоналом на предприятии: планирование, подбор, подбор, адаптация, мотивация, оценка, развитие и обучение. Эффективное функционирование каждого из элементов и их связь определяет оптимальную работу системы управления персоналом в целом. Особенностями управления персоналом в корпорации ОАО «РЖД» являются необходимость унификации и стандартизации методов управления персоналом с акцентом на
специфические функции управления персоналом на разных уровнях управления и широкое использование информационных технологий в управлении персоналом.
Условия окружающей среды, размер компании и деятельность определяют функционирование отдела кадров крупной компании. При этом для крупных компаний характерны реализация стратегических функций управления персоналом в центральном офисе и реализация функций найма и оценки персонала в его конкретном подразделении, которые могут выполняться как отделом управления персоналом, так и индивидуального HR-специалиста или на основе кадрового аутсорсинга.
Специфика системы управления персоналом в ОАО «РЖД» связана с наличием в компании квалифицированных кадров и развитой системы управления, обеспечивающей устойчивое развитие экономики, экологии и социальной сферы. Кадровая политика направлена на обеспечение престижа профессий на железнодорожном транспорте за счет повышения конкурентоспособности, увеличения заработной платы по сравнению с другими отраслями экономики и формирования мотивационных механизмов для обеспечения высокопрофессиональными кадрами.
Особенностью управления персоналом в крупной компании РЖД и его сильной стороной является создание интегрированной системы обучения, переподготовки и повышения квалификации сотрудников, в основе которой лежит непрерывное обучение персонала
ОАО «РЖД» следует активно развивать практику рассмотрения советом директоров вопросов, связанных с системой управления рисками, комитетом по аудиту и рискам совета директоров - вопросов, связанных с системой внутреннего аудита.
Анализируемая компания для получения чистой прибыли в размере 8460431 тыс. руб. при величине выручки 1813074312 тыс. руб. задействовала в отчетном периоде активы в размере 6869843955 тыс. руб. Таким образом, рентабельность активов составила 0,12 %. В предыдущем периоде рентабельность активов составляла 2.22 %. Уменьшение рентабельности активов на 2,09 % было связано с падением рентабельности продаж на 7,27 %. Замедление оборачиваемости
также способствовало снижению рентабельности активов.
Финансовая политика менеджеров в отчетном периоде привела к уменьшению прибыльности вложений в ОАО «РЖД». На изменение рентабельности отрицательное влияние оказало уменьшение прибыльности деятельности ОАО «РЖД». Таким образом, возможно увеличение коэффициента ROE за счет повышения эффективности использования активов.
Рассчитанные показатели дают основания заключить, что уменьшение рентабельности собственного капитала на 3,08 процентных пункта предопределило два фактора - уменьшение чистой рентабельности продаж (вклад в снижение рентабельности -3,07 процентных пункта) и уменьшение коэффициента оборачиваемости (вклад -0,02 пункта). Таким образом, методика фиксирует следующие тенденции, имевшие место в анализируемом периоде: снижение рыночной и операционной эффективности, проявившееся в снижении маржи до 0,47 % и уменьшении оборачиваемости до 0,26%, а также рост финансовой активности, проявившийся в увеличении мультипликатора до 1,53 %. Отрицательная динамика показателя рентабельности собственного капитала отражает уменьшение возможности ОАО «РЖД» создавать стоимость.
Оценивая результаты расчетов, можно существенно конкретизировать ранее сделанные выводы. Основными фактором, определившим отрицательную динамику рентабельности собственного капитала, явилось снижение эффективности заимствований. Рост рентабельности активов ОАО «РЖД» в свою очередь обусловлен снижением налогового бремени. Что касается эффективности заимствований, то она снизилась, поскольку возросла стоимость заимствований.
Как показывает анализ, расчетный темп экономического роста в отчетном году составил -0,04 %, то есть темп роста ниже показателя рентабельности собственного капитала, что является следствием того, что сомножитель, характеризующий дивидендную политику, равен -0,21 в связи с наличием дивидендных выплат в размере 121,19 % чистой прибыли отчетного периода. Такая дивидендная политика оценивается отрицательно (рис. 7).
Набранные баллы свидетельствуют о ее финансовая устойчивость находятся на том, что платежеспособность ОАО «РЖД» и крайне низком уровне.
Рисунок 7 - Рейтинг финансового потенциала корпорации (ФПК) по финансовым показателям
Таким образом, ОАО «РЖД» можно присвоить низкий рейтинг ФПК по критерию «наличие эффективной системы управления финансами», так как в ОАО «РЖД» отсутствует система планирования. Вопрос внедрения планирования в настоящее время связан с перестройкой системы бухгалтер-
ского учета и переподготовки кадров, что может рассматриваться только в долгосрочной перспективе. ОАО «РЖД» практически по всем составляющим ФПК имеет низкие оценки, следовательно, ему можно присвоить низкий уровень ФПК. Таким образом, ОАО «РЖД» не является финансово стабильной.
Список литературы_
1. Безпалов В.В. Механизм реструктуризации системы управления промышленным предприятием. М.: Кно-Рус, 2013. С. 169.
2. Ксенофонтова Х.З., Филатов В.В., Мишаков В.Ю., Нечаев Б.П., Осинская Т.В., Панов С.А. Трансформация структуры знаний руководителей промышленной компании - источник развития их новых компетенций: региональный аспект // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2020. № 4 (388). С. 157-164.
3. ОАО «РЖД»: [сайт]. URL: https://www.rzd.ru/ (дата обращения: 02.06.2022).
4. Филатов В.В., Дорофеев А.Ю., Деева В.А., Князев В.В., Кобулов Б.А., Кобиашвили Н.А., Мухина Т.Н., Пала-стина И.П., Руденко О.Е., Осинская Т.В. Теоретические основы проектирования систем менеджмента производственных предприятий в условиях экономической нестабильности. М., 2008.
5. Филатов В.В., Алексеев А.Е., Шленов Ю.В., Воробьёв Д.И., Дорофеев А.Ю., Долгова В.Н., Женжебир В.Н., Пшава Т.С., Фадеев А.С., Фёдоров Б.К., Шестов А.В. Машиностроительный комплекс РФ: отраслевые, региональные и стратегические аспекты развития. Курск, 2017.
6. Bobryshev A.D., Tumin V.M., Savelyev A.V., Alenina E.E., Trifonov V.A. Place of infrastructure in the innovation ecosystem of industry // Advances in economics, business and management research (AEBMR), 2022, рр. 37-43.
7. Gumerov A.V., Mukhomorova I.V., Sadykova R.R., Fatikhova L.E., Chikisheva N.M., Simonova L.M., Alenina E.E. The program «client's voice» as a tool of business structure innovations // Journal of Sustainable Development, 2015, t. 8, № 3, рр. 263-270.
8. Kadyrova O.V., Polyanskaya O.A., Dymova O.O., Bespalova V.V., Okomina E.A. Methods for assessing the effectiveness of the organization of maintenance and repair at the enterprise // Advances in Economics, Business and Management Research (AEBMR). Proceedings of International Scientific and Practical Conference "Russia 2020 - a new reality: economy and society", 2021, рр. 173-176.
9. Tatarenko V.N., Polyanskaya O.A., Schaitarova O.E., Tereshchenko S.V., Melentieva N.I. Synergetics of subject-object interactions in the context of the digital paradigm // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2. Сер. «II All-Russian Scientific-Technical Conference "Digital Technologies in Forest Sector"» 2021, р. 012032.
10. Vasil'eva L.P., Polyanskaya O.A., Tereshchenko S.V., Khartanovich K.V., Milenkiy A.V. Digital technologies in the economy: opportunities and threats // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2. Сер. «II All-Russian Scientific-Technical Conference "Digital Technologies in Forest Sector"», 2021, р. 012036.
References_
1. Bezpalov V.V. Mechanism of restructuring of the management system of an industrial enterprise. Publishing house: M.: Knorus. 2013, p.169.
2. Ksenofontova H.Z., Filatov V.V., Mishakov V.Yu., Nechaev B.P., Osinskaya T.V., Panov S.A. Transformation of the knowledge structure of managers of an industrial company - a source of development of their new competencies: regional aspect. News of higher educational institutions. Technology of the textile industry, 2020, No. 4 (388), pp. 157-164.
3. JSC «Russian Railways»: [sait]. URL: https://www.rzd.ru (accessed: 06/02/2022).
4. Filatov V.V., Dorofeev A.Yu., Deeva V.A., Knyazev V.V., Kobulov B.A., Kobiashvili N.A., Mukhina T.N., Palastina I.P., Rudenko O.E., Osinskaya T.V. Theoretical foundations of designing management systems of industrial enterprises in conditions of economic instability. M., 2008.
5. Filatov V.V., Alekseev A.E., Shlenov Yu.V., Vorobyev D.I., Dorofeev A.Yu., Dolgova V.N., Zhenzhebir V.N., Pshava T.S., Fadeev A.S., Fedorov B.K., Shestov A.V. Machine-building complex of the Russian Federation: sectoral, regional and strategic aspects of development, Kursk, 2017.
6. Bobryshev A.D., Tumin V.M., Savelyev A.V., Alenina E.E., Trifonov V.A. Place of infrastructure in the innovation ecosystem of industry. Advances in economics, business and management research (AEBMR), 2022, рр. 37-43.
7. Gumerov A.V., Mukhomorova I.V., Sadykova R.R., Fatikhova L.E., Chikisheva N.M., Simonova L.M., Alenina E.E. The program «client's voice» as a tool of business structure innovations. Journal of Sustainable Development, 2015, t. 8, № 3, рр. 263-270.
8. Kadyrova O.V., Polyanskaya O.A., Dymova O.O., Bespalova V.V., Okomina E.A. Methods for assessing the effectiveness of the organization of maintenance and repair at the enterprise. Advances in Economics, Business and Management Research (AEBMR). Proceedings of International Scientific and Practical Conference "Russia 2020 - a new reality: economy and society", 2021, рр. 173-176.
9. Tatarenko V.N., Polyanskaya O.A., Schaitarova O.E., Tereshchenko S.V., Melentieva N.I. Synergetics of subject-object interactions in the context of the digital paradigm. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2. Сер. «II All-Russian Scientific-Technical Conference "Digital Technologies in Forest Sector"» 2021, р. 012032.
10. Vasil'eva L.P., Polyanskaya O.A., Tereshchenko S.V., Khartanovich K.V., Milenkiy A.V. Digital technologies in the economy: opportunities and threats. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2. Сер. «II All-Russian Scientific-Technical Conference "Digital Technologies in Forest Sector"», 2021, р. 012036.