ОЦЕНКА ФАКТОРОВ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
© Поподько Г.И.1, Нагаева О.С.2
Красноярский отдел Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, г. Красноярск
В статье рассматриваются предпосылки объединения муниципальных образований в Красноярскую агломерацию, анализируются основные возможности и ограничения создания и перспективного развития Красноярской агломерации, обосновываются стратегии развития Красноярской агломерации в зависимости от сочетания благоприятных и неблагоприятных факторов.
Целью формирования Красноярской агломерации является создание современного делового и культурно-исторического центра Красноярского края и Сибири со сбалансированной экономикой на базе научно-инновационного потенциала с качественной средой и высоким уровнем жизни населения.
Предлагаемая модель Красноярской агломерации предполагает объединение 7 муниципальных образований: городов Красноярска, Дивногор-ска, Сосновоборска и Емельяновского, Березовского, Манского и Сухобу-зимского муниципальных районов.
Концептуальная модель Красноярской Агломерации проектируется в соответствии со спецификой развития центрального города-ядра - Красноярска и его пригородов.
Административное объединение 7 муниципальных образований в агломерацию рассматривается под углом формирования оптимальной пространственной модели, учитывающей социальные, экономические и инфраструктурные особенности вошедших в ее состав муниципальных образований. Основным принципом политики объединения является максимальное вовлечение экономики и населения муниципальных образований, расположенных вокруг г. Красноярска, в систему производственных и социальных процессов, сложившихся в краевом центре с наибольшим извлечением преимуществ от такого объединения. Создание пространственной модели агломерации приведет к улучшению социально-экономической ситуации на территории входящих в ее состав муниципальных образований и за счет эффекта мультипликации усилит влияние фактора территориального развития, что позволит реализовать крупные инвести-
1 Старший научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент
2 Младший научный сотрудник
ционные проекты федерального и регионального масштаба, а также сформировать отраслевые промышленные комплексы.
Объективные предпосылки объединения муниципальных образований в Красноярскую агломерацию заключаются в следующем:
1. Наличие единой развитой транспортной инфраструктуры;
2. Формирование единой системы телекоммуникационного комплекса, объединяющей все муниципальные образования, включаемые в агломерацию;
3. Примерно одинаковый уровень развития жилищно-коммунального комплекса, с более высоким его потенциалом в городах (Красноярске, Дивногорске и Сосновоборске);
4. Относительно высокий образовательный уровень занятых в отраслях производства территорий, включаемых в агломерацию;
5. Активная трудовая миграция населения прилегающих территорий в краевой центр;
6. Наличие единых возможностей для перспективного экономического развития муниципальных образований, включаемых в агломерацию, высокая инвестиционная привлекательность и повышенная инвестиционная активность в данных муниципальных образованиях.
Таблица 1
Специализация территорий, включаемых в Красноярскую Агломерацию
Территория Приоритеты (специализация) Ресурсы развития
г.Красноярск Современный деловой, культурно-исторический и торговый центр агломерации; Имеется развитая сеть учреждений образования, здравоохранения; Наличие развитой инфраструктуры объектов спорта, культуры, торговли и развлечений; Крупные промышленные предприятия основных отраслей специализации («КАСМАШ», завод холодильников «Бирюса», КРАЗ, КРАМЗ, Завод цветных металлов и др.); Сформировавшийся средний и малый бизнес; Речной порт. Административный статус; Кадровый и научно-образовательный потенциал; Высокий производственный и инвестиционный потенциал; Рост конкурентоспособности территории.
г.Дивногорск Промышленное производство: ОАО «Дивногорский завод низковольтных аппаратов», ООО литейно-механический завод «СКАД»; ОАО «Красноярская ГЭС»; Красноярское водохранилище; Сформировавшийся малый бизнес. Производственная инфраструктура; Кадровый потенциал; Водные ресурсы; Относительно развитая городская среда, сервисное обслуживание; Транспортная доступность; Наличие рекреационных зон и возможность развития туризма.
Продолжение табл.1
Территория Приоритеты (специализация) Ресурсы развития
г.Сосновоборск Промышленное производство: ОАО «Красноярский завод прицепной техники «Сибтрал», Енисейский фанерный комбинат; Сформировавшийся малый бизнес. Кадровый потенциал; Наличие свободных производственных площадей.
Емельяновский район Транспортная инфраструктура: аэропорт «Емельяново» и «Черемшанка» Транспортные компании: ОАО «Красноярские авиалинии»; ДПАП «Черемшан- ка»; Сельскохозяйственное производство: ЗАО «Племзавод «Элита», КГУП Племзавод «Шуваевский», с/х ПК «Солонцы». Развитие транспортной инфраструктуры: мультимодальный транспортный узел (500 га), международный аэропорт; Сельскохозяйственный потенциал; Потенциал для развития малого бизнеса; Благоприятная экология; Наличие площадок под малоэтажную жилищную застройку; Наличие рекреационных зон.
Березовский район Промышленное производство: Мебельная фабрика «Нильс», ООО «Деревообрабатывающая компания» Енисей», ООО «Березовское карьероуправление», ПВ «Контакт» (медоборудование). Сельскохозяйственное и перерабатывающее производство. Производственная инфраструктура; Сельскохозяйственный потенциал; Транспортная доступность; Трудовые ресурсы; Наличие рекреационных зон; Потенциал для развития малого бизнеса.
Манский район (часть) Благоприятная экологическая ситуация, наличие рекреационных зон. Сельскохозяйственное производство. Развитие туристического бизнеса; Наличие площадок под малоэтажную жилищную застройку; Добыча полезных ископаемых для производства строительных материалов; Сельскохозяйственный потенциал; Потенциал для развития малого бизнеса.
Развитие Красноярской агломерации в качестве крупнейшего на Востоке страны социально-экономического комплекса и опорной базы нового индустриального развития, с обретением хозяйственными комплексами окружающих Красноярск районов черт «пригородной экономики», обусловлено сложившимся уровнем экономического развития. На территории муниципальных образований, входящих в агломерацию, расположены крупнейшие предприятия основных отраслей специализации края. Краткая характеристика специализации муниципальных образований, включаемых в Красноярскую Агломерацию, и резервов их развития представлена в табл. 1
Создание агломерации позволит развить промышленную кооперацию между отраслевыми производственными комплексами [3]. Кроме этого, стимулирование агломерационного развития и формирование полноценной пригородной экономики будет способствовать наиболее эффективному использованию социально-экономического потенциала каждого муни-
ципального образования, входящего в Красноярскую агломерацию, и позволит обеспечить:
- расширение ареала жилищного и промышленного строительства за счет территорий, входящих в группу;
- развитие сельскохозяйственного производства и промышленности стройматериалов;
- реализацию инновационного потенциала территорий на основе образовательной и научно-исследовательской базы Красноярска в совокупности с опытно-экспериментальными возможностями городов Дивногорска и Сосновоборска.
В рамках данной статьи нами были проанализированы основные факторы создания и перспективного развития Красноярской агломерации.
К числу внутренних факторов развития агломерации были отнесены: природно-климатические, экологические, демографические и экономические факторы [1].
Потенциальные возможности для перспективного развития Красноярской агломерации создает ее географическое положение в центре Красноярского края на пересечении водных, воздушных, железнодорожных и автомобильных путей сообщения.
В то же время существует ряд негативных природно-климатических и экологических факторов, создающих препятствия и ограничения на пути реализации потенциальных возможностей экономического и социального развития агломерации. Основными факторами являются:
- суровый, резко континентальный климат;
- удаленность от основных сухопутных и морских путей внешней торговли;
- неблагоприятная экологическая ситуация.
Одним из факторов экономического роста любой экономической системы являются трудовые ресурсы [3].
Трудовой потенциал Красноярской агломерации оценивается как высокий: за счет миграционного прироста происходит рост численности населения, наметилась тенденция улучшения демографических показателей, в возрастной структуре населения значительную долю занимают лица трудоспособного возраста. Значительным преимуществом перспективного экономического развития Красноярской агломерации является высокий образовательный уровень занятых в экономике. Это обусловлено объективными причинами, а именно тем, что основная часть высших учебных и средних специальных заведений расположена в г. Красноярске. Образовательный уровень работников, занятых на промышленных предприятиях г. Красноярска, в 2,5-3 раза выше, чем в среднем по краю.
В качестве ограничивающих факторов следует отметить продолжающуюся естественную убыль населения и ухудшение половозрастной структуры, что может привести к сокращению трудового потенциала аг-
ломерации и в будущем, возможно, выступит ограничивающим фактором при реализации крупных инвестиционных проектов.
Потенциальные возможности для развития Красноярской агломерации создает достаточно развитая транспортная инфраструктура на данной территории, включающая в себя инфраструктуру автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта. При этом, ограничивающими факторами выступают:
- высокий физический износ основных фондов транспортной отрасли;
- плохое состояние автомобильных дорог;
- непродуманная маршрутная сеть.
Важным экономическим фактором развития агломерации является ее высокий промышленный потенциал: на территории муниципальных образований, включаемых в агломерацию, расположены крупнейшие предприятия основных отраслей специализации края. Создание агломерации позволит развить промышленную кооперацию между отраслевыми производственными комплексами. В перспективе получат развитие следующие производственные и промышленные комплексы: топливно-энергетический комплекс, металлургия, машиностроение, лесопромышленный комплекс, химическая промышленность, агропромышленный комплекс, промышленность стройматериалов, транспортный комплекс, инновационные производства, туристическо-рекреационный комплекс.
Основным ограничением социально-экономического развития Красноярской агломерации является крайне неоднородный уровень социальноэкономического развития муниципальных образований, входящих в ее состав. Традиционно высокий уровень социально-экономического развития характерен для Красноярска, Дивногорска и Березовского района. Средний уровень социально-экономического развития сложился в Сосно-воборске. Низким уровнем социально-экономического развития характеризуется Емельяновский, Сухобузимский и Манский районы. Это проявляется в резкой дифференциации уровня денежных доходов населения, развитии социально-бытовой сферы, бюджетной обеспеченности и т.д.
В качестве серьезного ограничения перспективного социально-экономического развития Красноярской агломерации является существующая производственная специализация. Развитое промышленное производство в г. Красноярске является доминирующей составляющей производственного потенциала агломерации. Города Дивногорск и Сосновоборск могут рассматриваться как полигоны для размещения сопутствующих производств предприятий Красноярска. Березовский, Сухобузимский, Манский и Емельяновский районы могут выступать в качестве сырьевой базы для развития пищевой промышленности агломерации. Другим направлением их использования является развитие рекреационной зоны. Территория Емельяновского и Сухобузимского районов идеально подхо-
дит для индивидуального жилищного строительства жителей городов, входящих в агломерацию. Развитие перерабатывающих производств на территории этих районов возможно лишь в далекой перспективе.
Внешними по отношению к Красноярской агломерации факторами и ограничениями выступают не только мировые и общероссийские факторы и ограничения, но также политика, проводимая краевыми властями.
Влияние основных внешних факторов на перспективное развитие Красноярской агломерации приведено в табл. 2
Таблица 2
Внешние факторы социально-экономического развития Красноярской агломерации
Тип факторов Влияние
Способствующие развитию Ограничивающие развитие
Политико-право- вые Политическая стабильность; Улучшение правовой и институциональной среды, благоприятные условия для внешних и внутренних инвестиций; Стабильная нормативно-правовая база, расширяющая полномочия и экономическую основу местного самоуправления; Реализация бюджетной политики, как на федеральном, так и на краевом уровне, направленная на увеличение доходной базы местных бюджетов. Политические действия со стороны государственной власти всех уровней, дестабилизирующие ситуацию в стране; Сокращение финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления в результате изменения налоговой и бюджетной политики, как на уровне федерации, так и на уровне края.
Экономические Экономический рост; Наличие внешних источников финансирования; Международное и межрегиональное экономическое сотрудничество. Кризисные явления в мировой, российской и краевой экономике; Усиление конкурентных позиций городов Новосибирск, Омск, Томск, Кемерово; Отток финансовых ресурсов в другие регионы и за рубеж; Неблагоприятная конъюнктура мировых цен на цветные металлы.
Технологические Реализация на территории края крупных инновационных проектов; Стимулирование инновационной деятельности на государственном и краевом уровне. Недостаточное внимание со стороны органов государственной власти развитию научно-инновационного потенциала; Сокращение финансирования инновационных проектов из федерального и краевого бюджета; Ужесточение законов об охране окружающей среды, запрещение деятельности некоторых промышленных предприятий и ограничение реализации инвестиционных проектов в промышленной сфере.
Социо- культурные Рост численности населения края; Миграционный приток квалифицированных кадров; Социальная стабильность в крае. Общее ухудшение демографических процессов в стране и регионе; Усиление социальной конфликтности.
Анализ условий создания Красноярской агломерации показывает, что, несмотря на существенное влияние внешних условий, основными факторами, определяющими создание и развитие Красноярской агломерации, являются внутренние факторы, как экономического, так и политического характера [2].
Комплексная оценка воздействия факторов внешней и внутренней среды связана с выработкой стратегии развития в зависимости от сочетания благоприятных факторов (возможностей и сильных сторон) и неблагоприятных факторов (угроз и слабых сторон).
Анализ стратегий развития Красноярской агломерации в зависимости от сочетания факторов представлен в таблице SWOT (табл. 3).
Таблица 3
SWOT-анализ возможностей и ограничений развития Красноярской агломерации
\ Сильные / слабые сторо-\ ны Возможности / угрозы \ Сильные стороны (8) 1. Географическое положение в центре Красноярского края; 2. Высокий трудовой потенциал; 3. Высокий образовательный уровень трудовых ресурсов; 4. Миграционный прирост населения; 5. Значительный производственный потенциал; 6. Сосредоточение крупных промышленных предприятий отраслей специализации; 7. Высокий уровень развития транспортной инфраструктуры. Слабые стороны (Ж) 1. Продолжающаяся естественная убыль населения; 2. Ухудшение половозрастной структуры населения. 3. Неблагоприятная экологическая ситуация; 4. Неоднородный уровень социальноэкономического развития муниципальных образований, включаемых в состав Агломерации; 5. Существующая производственная специализация; 6. Высокий физический износ основных фондов транспортной отрасли; 7. Плохое состояние автомобильных дорог; 8. Непродуманная маршрутная сеть города.
Возможности (О) Экономический рост в России и крае; Наличие внешних источников инвестирования; Стимулирование инновационной деятельности на государственном и краевом уровне; Миграционный приток квалифицированных кадров; Социальная стабильность в крае; Принятие нормативных актов, направленных на укрепление экономических и финансовых основ местного самоуправления О8 1. Активная административная политика, направленная на формирование условий для создания агломерации. Создание правовой основы ее организации. 2. Создание единой транспортной и производственной инфраструктуры. 3. Интенсивное социальное и промышленное строительство. 4. Создание условий для развития предприятий пищ. промышленности и зон рекреации в пригородных районах. 5. Финансирование экологических проектов по защите окружающей среды в городах агломерации. 6. Активная социальная политика, направленная на создание дополнительных рабочих мест и повышение уровня жизни. ОЖ 1. Формальная организация агломерации. Отсутствие единой политики по реализации ее потенциала. 2. Использование пригородных территорий агломерации для малоэтажного жилищного строительства. Резкое сокращение сельскохозяйственных угодий. 3. Депрессивное развитие пригородных сельскохозяйственных районов агломерации, отсутствие средств на реализацию крупных инвестиционных проектов на их развития. 4. Развитие автомобильного транспорта и транспортной инфраструктуры по малозатратному варианту. 5. Миграция сельского населения в города агломерации.
Продолжение табл. З
Угрозы (Т) Политическая нестабильность; Кризисные явления в мировой, российской и краевой экономике; Сокращение финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления; Усиление конкурентных позиций других городов; Неблагоприятная конъюнктура мировых цен на цветные металлы; Усиление социальной конфликтности в крае; Недостаточное внимание со стороны органов государственной власти развитию научноинновационного потенциала ТВ 1. Создание агломерации по формальному признаку. Отсутствие механизмов использования ее потенциала. 2. Разработка региональных проектов по развитию агломерации. 3. Промышленная специализация развития агломерации. 4. Финансирование промышленного производства развития агломерации. 5. Развитие транспортной и производственной инфраструктуры по выборочному принципу. 6. Отсутствие единой политики по социально-экономическому развитию агломерации. ТЖ 1. Отказ от формального создания агломерации, как единой административной единицы в ближайшем будущем. 2. Использование производственных связей предприятий, потенциально всходящих в агломерацию. Развитие агломерации только на основе производственной кооперации. 3. Отсутствие финансирования социальных проектов развития агломерации. 4. Слабое развитие транспортной и производственной инфраструктуры агломерации.
Как показывает SWOT анализ, наиболее благоприятной стратегией развития Красноярской агломерации является улучшение социальноэкономической ситуации на территории входящих в ее состав муниципальных образований. За счет эффекта мультипликации усилится влияние фактора территориального развития, что позволит реализовать крупные инвестиционные проекты федерального и регионального масштаба, а также сформировать отраслевые промышленные комплексы.
Формирование пространственной модели, включающей территории с высоким, средним и низким уровнем социально-экономического развития, приведет к максимально возможной сбалансированности региональной экономики.
Список литературы:
1. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 г. / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. - 432 с.
2. Управление социально-экономическими процессами региона / Под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2000. -300 с.
3.Удальцова М.В. Городская агломерация как социально-экономическая система. - Томск: ТГУ, 1985. - 265 с.