УДК 61
ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
Новикова Галина Альбертовна.
г. Архангельск, психологический центр «ОМЕГА», руководитель, к.б.н., ORCID: 0000-0003-1298-4214, ResearcherID: J-7600-2012, Scopus Author ID: 55806084800, [email protected]
Новикова Любовь Альбертовна.
г. Архангельск, Архангельский медицинский колледж, преподаватель, к.б.н., ORCID: 0000-0002-1958-0266, [email protected]
Аннотация. В статье описана авторская методика, позволяющая выявить риск развития зависимости от психоактивных веществ. Рассмотрены факторы развития зависимости: биологические, социальные, психологические, педагогические и экономические. Результаты, полученные с помощью методики, могут быть использованы: для выявления потребителей психоактивных веществ; для оценки риска развития алкогольной и наркотической зависимости у молодых людей; для разработки программы профилактики.
Ключевые слова: молодые люди; психоактивные вещества; зависимое поведение; зависимость; факторы риска.
ASSESSMENT OF RISK FACTORS FOR DEPENDENCE ON PSYCHOACTIVE SUBSTANCES IN YOUNG PEOPLE
Novikova Galina Albertovna.
Arkhangelsk, the psychological center «OMEGA», head, PhD, ORCID: 00000003-1298-4214, ResearcherID: J-7600-2012, Scopus Author ID: 55806084800, novikgali@mail. ru.
Novikova Lubov Albertovna.
Arkhangelsk, Arkhangelsk medical College, lecturer, PhD, ORCID: 0000-00021958-0266, [email protected].
Abstract. The article describes the author's technique to identify the risk of dependence on psychoactive substances. The factors of dependence development are considered: biological, social, psychological, pedagogical and economic. The results obtained by the method can be used: to identify users of psychoactive substances; to assess the risk of alcohol and drug dependence in young people; to develop a prevention program.
Key words: young people; substance abuse; addictive behavior; dependence; risk factors.
Сегодня зависимое поведение представляет собой серьезную медико-социальную проблему [1]. Среди наиболее распространенных форм является
злоупотребление психоактивными веществами [3]. Определенную роль в формировании зависимого поведения играет неправильное воспитание, отсутствие контроля со стороны отца или матери, родительское употребление психоактивных веществ и т.д. [4]. Сегодня существуют много подходов к изучению зависимого поведения. Весь диагностический инструментарий, применяемый для оценки зависимого поведения можно представить в виде нескольких блоков: диагностика аддиктивных проявлений по внешним признакам; диагностика аддиктивных проявлений с помощью тестового материала (например, Alcadd-тест, Мичиганский алкогольный скрининг-тест, краткий Мичиганский тест для выявления алкоголизма, скринирующая методика для выявления алкоголизма, тест ВОЗ AUDIT и другие); диагностика аддиктивных проявлений по Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10); диагностика аддиктивных проявлений химико-токсикологическими методами исследования [2]. Но все они направлены на выявление конкретного психоактивного вещества. Поэтому существует необходимость создания методики позволяющей предупредить появления зависимого поведения от разных психоактивных веществ.
Цель: разработка методики оценки факторов риска развития зависимости от психоактивных веществ у молодых людей. Использованы методы: анализ, моделирование, прогнозирование, систематизация, обобщение.
Молодые люди, обучающиеся в колледже, университете; проживающие в Евро-Арктическом регионе, находятся в условиях воздействия физических и психических стрессоров, приводящих к напряжению и стимуляции всех систем организма. Подобные стрессоры, по-разному действуют на каждого молодого человека, одни с легкостью справляются с ними, а у других наоборот, запускается механизм, приводящий к саморазрушающему поведению. В связи с этим, нами разработана методика «Оценка факторов риска развития зависимости от психоактивных веществ у молодых людей», позволяющая выявить факторы риска формирования у молодых людей. Методика представляет собой опросник, состоящий из 20 вопросов. Все вопросы сконструированы в виде поперечных профилей, сопровождающиеся колонками ответов. Положительные и отрицательные суждения сбалансированы при формулировке оценочных ответов. Часть вопросов открытых, которые позволяют респонденту дать ответ в свободной форме, часть закрытых. Все вопросы в методике объединены и направлены на выявление факторов развития зависимости, представленных в виде четырех шкал:
1. Шкала «Медико-биологические факторы». С помощью данной шкалы можно выявить наличие: тяжелых и хронических заболеваний, травм головы, родовой травмы, заболеваний родителей, психических заболеваний, обращений к специалистам в связи с состоянием здоровья.
2. Шкала «Социально-экономические факторы» - социальный статус, семейное благополучие или неблагополучие; финансовое состояние, материальное благополучие.
3. Шкала «Психолого-педагогические факторы» - психологическое здоровье, склонность к асоциальному поведению, конфликтность, отношение к обучению,
склонность к необдуманным действиям, взаимоотношения с участникам образовательного процесса, взаимоотношения с родственниками. 4. Шкала «Аддиктологические факторы» - употребление никотина, алкогольных напитков, наркотических средств, кофеинсодержащих напитков; дебют употребления психоактивных веществ; частота употребления психоактивных веществ.
Интерпретация результатов производиться по шкалам. За каждый положительный ответ ставиться один балл. Баллы суммируются по каждой шкале. Чем выше сумма баллов, тем более выражен фактор развития зависимости.
Исследование с помощью методики дает возможность охватить довольно большое количество молодых людей, и соответственно, получить объемную информацию по всем факторам риска формирования зависимости.
Таким образом, предложенная методика проста в применении, может быть использована для мониторинга и разработки программы профилактики употребления психоактивных веществ. Полученные с помощью методики данные могут быть использованы для выявления следующих факторов риска зависимого поведения: биологических, социальных, психологических, педагогических и экономических. Методика может быть полезна для выявления потребителей психоактивных веществ; благодаря методике можно оценить риск развития алкогольной и наркотической зависимости у молодых людей.
Библиографический список:
1. Лазаренко Д.В. Анализ подходов к изучению аддиктивного поведения в современной психологии // Вестник Гуманитарного института ТГУ. - 2012. - №2 (13). - С. 62-64.
2. Новикова Г.А., Новикова Л.А. Оценка аддиктивных проявлений студенческой молодежи // Современные исследования социальных проблем. -2014. - № 2 (18). - С. 38-45.
3. Организационная модель наркологической профилактики среди несовершеннолетних на основе сетевых технологий / Еремеева А.А и соавт. // Экология человека. - 2017. - №1. - С. 19-24.
4. Ружнеков В.А., Лукьянцева И.С., Ружнекова В.В. Аддиктивное поведение студенческой молодежи: систематика, распространенность, клиника и профилактика // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. - 2015. - Т.30. - №10 (207). - С. 133135.