Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛОЖНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА'

ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛОЖНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОТОВНОСТЬ СТО / ТЕХНИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРЯМЫЕ / СУММАРНЫЕ ЗАТРАТЫ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (РЕМОНТ) / УДЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ / КОЭФФИЦИЕНТ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Любимов Владимир Алексеевич

В статье рассматривается подход к оценке эксплуатационно-экономической эффективности сложного технического объекта (СТО), с учетом показателей принятой системы интегрированной логистической поддержки (технической эксплуатации) и показателей затрат на техническую эксплуатацию. В качестве основных эксплуатационно-технических показателей рассматриваются комплексные показатели готовности, характеризующие сам СТО и показатели (временные, стоимостные, относительные) системы интегрированной логистической поддержки, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом технического объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX ESTIMATION OF READINESS OF DIFFICULT TECHNICAL OBJECT

In article approaches to a complex estimation of readiness of difficult technical object, being on various operation phases are considered: preparation for application, application to destination, maintenance service (planned, not planned), repair. Thus except an estimation of internal state of difficult technical object it is estimated and the accepted system of the integrated logistical support (technical maintenance).

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛОЖНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА»

УДК 629.083

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-9-90-93

ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛОЖНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА

В.А. Любимов

В статье рассматривается подход к оценке эксплуатационно-экономической эффективности сложного технического объекта (СТО), с учетом показателей принятой системы интегрированной логистической поддержки (технической эксплуатации) и показателей затрат на техническую эксплуатацию. В качестве основных эксплуатационно-технических показателей рассматриваются комплексные показатели готовности, характеризующие сам СТО и показатели (временные, стоимостные, относительные) системы интегрированной логистической поддержки, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом технического объекта.

Ключевые слова: сложный технический объект, интегрированная логистическая поддержка, готовность СТО, техническая готовность, прямые, суммарные затраты на техническое обслуживание (ремонт), удельные затраты, коэффициент эксплуатационно-экономической эффективности.

Эффективность применения сложного технического объекта (СТО) оценивается, как правило, с точки зрения его целевого предназначения и реализации заложенных в него функций, то есть как степень достижение сформулированной цели. Существуют подходы к оценке эффективности СТО на основе достигнутого функционального результата и стоимостных показателей эксплуатации.

На этапе эксплуатации функционирование СТО может быть представлено двумя группами показателей: показателями функциональных свойств объекта и эксплуатационно-техническими показателями. Функциональные показатели используются при оценке заложенных в процессе производства и реализуемых в ходе эксплуатации функциональных свойств объекта. На этапе эксплуатации наибольший интерес представляют эксплуатационно-технические характеристики, определяющие основные свойства надежности, живучести, отказоустойчивости, эксплуатационной и ремонтной технологичности, а также контролепригодности [1].

Как следует из практики эксплуатации СТО для обеспечения необходимого уровня его готовности в соответствии с эксплуатационной документацией требуется проведение планового и непланового технического обслуживания (ТО) и ремонта. Проведение данных мероприятий связано с различными видами затрат. Эта связь показывает, что затраты на этапе эксплуатации являются составной частью временных и стоимостных затрат жизненного цикла СТО.

Количественные значения временных и стоимостных показателей жизненного цикла изделия лежат в основе принятия решения, именно с экономической точки зрения, при выборе приобретаемого СТО и создании (модернизации) его системы интегрированной логистической поддержки (технической эксплуатации). Стоимость жизненного цикла изделия представляет собой расчет затрат на приобретение (Сп), ввод (запуск) в эксплуатацию (Свз), затрат на техническую эксплуатацию, включая затраты на

техническое обслуживание (Сто), ремонт (Ср), модернизацию (См) и др. Важно подчеркнуть, что для

программно-аппаратных сложных технических объектов включаются затраты как на программное обеспечение, так и на аппаратную часть.

В общем случае затраты на ТО (ремонт) включают в себя: затраты на персонал (специалистов ТО и ремонта), затраты на расходные материалы, затраты на запасные части, затраты на оборудование и инфраструктуру.

С точки зрения затрат вычисляются следующие показатели, позволяющие оценить:

затраты на техническое обслуживание (ремонт) одного технического объекта за год;

затраты на техническое обслуживание (ремонт) одного технического объекта за расчетный период;

затраты на техническое обслуживание (ремонт) всего парка технических объектов за расчетный период;

удельные затраты на техническое обслуживание (ремонт) всего парка технических объектов за единицу наработки объекта и др.

При этом оценка затрат может проводится на основе показателей удельных прямых затрат на ТО (ремонт) (Кпто,Кпр), или суммарных затрат на ТО (ремонт) (Ксто,Кср).

Величина удельных прямых затрат на ТО (ремонт) (Кп то, Кп р) зависит от надежности, а

также эксплуатационной технологичности (ЭТ) и ремонтной технологичности (РТ) конструкции технического объекта. В удельные затраты должны быть включены затраты, связанные с особенностями принятой системы технической эксплуатации, то есть с учетом затрат на проведение мероприятий технического обслуживания и ремонта (Сп то, Сп р) технического объекта.

Системный анализ, управление и обработка информации

Удельные прямые затраты на ТО (ремонт) рассчитываются путем суммирования всех составляющих прямых затрат на ТО, ремонт (Спто, Сп р) и отнесения суммарных затрат к наработке образца в

процессе его применения по назначению за определенный календарный период времени (Тпн). Формула для расчета данного показателя применительно к ТО представлена в выражении (1):

к — Сп.то/ . (1)

"-п.то /т

/ ^пн

Прямые затраты на ТО включают в себя следующие составляющие:

затраты на плановое ТО (Сз) (оплата труда, связанного с проведением планового ТО, ремонта при восстановлении ресурса, заменой составных частей в связи с выработкой ими назначенного ресурса и др.);

затраты на запасные части (Сзип); затраты на расходные материалы (Срм).

Прямые затраты на ТО представлены выражением (2).

С — С + С + С . (2)

^п.то ^з ^ ^зип ^ ^рм 4 '

При необходимости, допускается оценка удельных прямых затрат отдельно для планового и непланового ТО (ремонта).

Удельные суммарные затраты на ТО (ремонт) (Кс то) дополнительно включают ряд косвенных

затрат, которые обусловлены накладными расходами, по согласованию заинтересованных сторон:

к — Сс.то/ . (3)

"-с.то /т

пн

Для комплексной оценки СТО используют показатели эксплуатационно-экономической эффективности ^ирро^аЬИНу). Данные показатели позволяют оценить эксплуатационную (ремонтную) технологичность технического объекта и системы его интегрированной логистической поддержки (технической эксплуатации). Под эксплуатационно-экономической эффективностью понимается мера совершенства конструкции образца (технического объекта) и системы его технической эксплуатации, отражающая взаимовлияние характеристик готовности и стоимости эксплуатации (владения) [2]. В качестве показателя принят коэффициент эксплуатационно-экономической эффективности (Кэ).

Коэффициент эксплуатационно-экономической эффективности (Кэ) характеризует степень

вложений в технический объект для поддержания эксплуатационно-технических характеристик (ЭТХ) и отражает необходимые затраты на одну расчетную единицу приращения уровня готовности образца ( Ктг). Для определения данного коэффициента могут использоваться следующие выражения:

К 1 — Ктг/ , э1 /К

/ -^п.то

Кэ2 —Ктг/К , (4)

с.то

Кэ3 — КэуК , / -"-с.то

где Кэ1 - коэффициент эксплуатационно-экономической эффективности, рассчитанный с учетом удельных прямых затрат на ТО (ремонт); Кэ2 - коэффициент эксплуатационно-экономической эффективности, рассчитанный с учетом удельных суммарных затрат на ТО (ремонт); Кэз - коэффициент эксплуатационно-экономической эффективности, рассчитанный с учетом эксплуатационной готовности и удельных суммарных затрат на ТО (ремонт).

Возможно также использование раздельных оценок для определения эффективности затрат, обусловленных плановым и неплановым ТО по следующим выражениям:

К — Кпп/ , (5)

эпп К

п.пто

где Кп пто - часть удельных затрат Кп то , связанная с плановым ТО;

К — Кгв/ , (6)

Лэгв /К

п.нто

где Кп нто - часть Кп то, связанная с неплановым ТО. 11.1110 11.10

На рисунке представлена обобщенная структура оценки эксплуатационно-экономической эффективности СТО, на основе данных о технической, эксплуатационной готовности и различных видах затрат (прямых, суммарных).

Структура оценки эксплуатационно-экономической эффективности сложного технического

объекта

Таким образом, представленная обобщенная последовательность позволяет провести эксплуатационно-экономическую оценку эффективности сложного технического объекта с учетом экономических показателей затрат и показателей свойств принятой системы интегрированной логистической поддержки (технической эксплуатации). С учетом того, что интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) направлена на обеспечение высокого уровня готовности изделий и оценивается показателями безотказности, долговечности, ремонтопригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности и др., эффективность ее функционирования также может быть проведена с учетом затрат на техническую эксплуатацию СТО.

Список литературы

1. ГОСТ Р 56111-2014. Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения. Номенклатура показателей эксплуатационно-технических характеристик. М.: Стандартинформ, 2014. 24 с.

2. ГОСТ Р 56112-2014. Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения. Общие требования к комплексным программам обеспечения эксплуатационно-технических характеристик. М.: Стандартинформ, 2014. 36 с.

Любимов Владимир Алексеевич, канд. воен. наук, доцент, сотрудник, [email protected], Россия, Орел, Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации

COMPLEX ESTIMATION OF READINESS OF DIFFICULT TECHNICAL OBJECT

V.A. Lyubimov

In article approaches to a complex estimation of readiness of difficult technical object, being on various operation phases are considered: preparation for application, application to destination, maintenance service (planned, not planned), repair. Thus except an estimation of internal state of difficult technical object it is estimated and the accepted system of the integrated logistical support (technical maintenance).

Key words: difficult technical object, readiness HUNDRED, technical readiness, readiness of preparation for application, system of the integrated logistical support.

Lyubimov Vladimir Alekseevich, candidate of military sciences, docent, employee, [email protected], Russia, Orel, Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.