УДК 338.1, 338.242.2 DOI: 10.5862/JE.221.23
А.А. Степанчук
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
A.A. Stepanchuk
ASSESSMENT OF THE ECONOMIC SITUATION AT A SMALL ENTERPRISE DURING CRISIS
Обоснована значимость распространения методов финансового, инвестиционного и экономического анализа для решения задач управления малым бизнесом. Изложены предложения по упрощенной методике оценки экономической ситуации своего предприятия, позволяющей провести такую оценку в условиях финансового кризиса собственными силами руководителей субъектов малого предпринимательства. Предложенные методические рекомендации выпущены по заказу службы занятости населения Санкт-Петербурга и адресованы начинающим предпринимателям. Они касаются систем технико-экономических показателей, приемов финансового анализа, методов планирования и прогнозирования, оценки проектов развития бизнеса. В части приемов финансового анализа приведены разъяснения по методам расчета показателей ликвидности, деловой активности, рентабельности и финансовой устойчивости, разобран пример их расчета на основе данных бухгалтерской отчетности, даны выводы, вытекающие из полученных результатов. Методы инвестиционного анализа рассмотрены в следующей последовательности: цели и содержание анализа — определение объема требуемых инвестиций — выбор источников финансирования — расчет важнейших показателей инвестиционной привлекательности — советы для инвестиционной фазы проекта — анализ рисков. В приложении к методике разобран практический пример комплексного анализа и расчета экономических показателей различных проектов развития бизнеса. В разделе, посвященном методам прогнозирования, дано описание структуры бизнес-плана, которая отработана многолетним опытом использования в рамках программы самозанятости населения, реализуемой Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. В методике предложены упрощенные методы оценки бизнеса силами самого предпринимателя, для чего рассмотрены представители каждого из трех подходов — имущественного, сравнительного и доходного. Следующий раздел методики ориентирован на применение методов управленческого учета и бюджетирования. Обоснована необходимость указанных методов для создания эффективной системы управления затратами, рекомендованы важнейшие показатели оценки деятельности малого предприятия. В заключительных разделах приведены практические рекомендации по применению шаблонов финансового бюджета малого предприятия на базе электронных таблиц, разработанных при участии автора статьи и различающихся в зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности и системы налогообложения.
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО; ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ; ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ; УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ; ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ; БЮДЖЕТИРОВАНИЕ.
Importance of dissemination of financial, investment and economic analysis methods to solve problems of small business management is substantiated in this article. A simplified method is suggested to assess the economic situation of an enterprise. This method allows managers of small businesses to make such assessment in times of financial crisis. The proposed guidelines are issued by order of the employment service in St. Petersburg and are addressed to budding entrepreneurs. They relate to systems of technical and economic parameters, financial analysis techniques, planning and forecasting methods, evaluation of business development projects. Some financial analysis techniques are given with explanations on the methods of calculating the liquidity ratios, business activity, profitability and financial stability. There are also some examples of their calculation on the basis of financial statements and conclusions are given based on the results. Investment analysis methods are considered in the following sequence: purpose and content analysis - determination of the amount of investment required — choice of funding sources - calculation of the most important indicators of investment attractiveness — advice for the investment phase of a project — risk analysis. A practical example of comprehensive analysis and calculation of the economic performance of various business development projects is given in the annex to the methods. The section on forecasting methods describes the structure of the business plan which has been tested during many years of experience in terms of the population self-employment program which is implemented by the Committee on Labor
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 3(221) 2015
and Employment of St. Petersburg. The methodology proposes simplified assessment methods of business by entrepreneurs themselves, for which representatives of each of the three approaches — property, comparative and profitable ones — are considered. The next section focuses on methodology application in management accounting and budgeting. The necessity of these methods for creation an effective cost management system is shown in this section too. There are also some recommendations about the most important indicators for assessing activities of a small enterprise. The final sections provide practical guidelines on the use of financial budget templates of a small business based on spreadsheets developed with participation of the author of the article. The guidelines vary depending on the legal form of an organization, type of activity and the tax system.
SMALL BUSINESS; FINANCIAL ANALYSIS; INVESTMENT ANALYSIS; MANAGEMENT ACCOUNTING; ECONOMIC ANALYSIS; BUDGETING.
Введение. В условиях финансового кризиса оплата консультационных услуг для малого бизнеса и, особенно, для «группы риска» в лице начинающих предпринимателей часто становится непосильной ношей. В то же время актуальность своевременных и эффективных управленческих решений, как и цена ошибок, резко возрастают. Овладев необходимыми знаниями и освоив соответствующие навыки, предприниматель способен сделать свой бизнес прозрачным и предсказуемым как для себя, так и для своих деловых партнеров.
По своей сути оценка экономической ситуации на предприятии своими силами (далее — экономическая самооценка) находится в ряду наиболее действенных и востребованных практикой методов предотвращения кризисных явлений или, по крайней мере, смягчения их влияния на результаты хозяйственной деятельности отдельных субъектов малого предпринимательства и показатели национальной экономики в целом.
Развитие малого бизнеса в условиях переходной экономики остается одним из важнейших средств кардинальных экономических преобразований, чему постоянно уделяется внимание в различных государственных программах на федеральном и региональном уровнях [1]. В этих же программах, как правило, в отдельный модуль инфраструктурной поддержки выделено обучение руководителей и персонала малых предприятий. В частности, Программа развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2015—2020 годы [2] разбита на восемь разделов, а раздел, посвященный повышению квалификации и развитию кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства, поставлен вторым по списку.
Существует справедливое мнение, что в настоящее время «особое значение приобретает расширение применения современных
методов анализа для оценки эффективности развития малого бизнеса и обоснования путей ее повышения» [3, с. 192].
В составе публикаций на темы управления малым бизнесом работы на затронутую тему представлены широко [4—9 и др.]. Вместе с тем требуется более глубокая адаптация научных методик применительно к специфическим условиям работы субъектов малого предпринимательства. Сказанное относится к системам технико-экономических показателей, методам планирования и прогнозирования, оценке проектов развития бизнеса, финансовому анализу, изменению стоимости предприятия и касается других аспектов рассматриваемой предметной области.
Автор статьи на протяжении многих лет работал руководителем экономических служб предприятий реального сектора экономики, а в роли эксперта консультационной компании принимал участие в обучении представителей малого бизнеса Санкт-Петербурга и других регионов России. Знакомство с насущными потребностями субъектов малого и среднего предпринимательства убедило, что сегодня актуальным является не столько создание принципиально новых подходов к оценке и поиск оригинальных форм бизнес-обучения, сколько популяризация уже существующих методов, их перевод на язык, понятный широкой предпринимательской среде. В этом смысле новое звучание приобретает афоризм «лучшая теория — это практика».
Методика и результаты исследования. Научная новизна разработанной методики экономической самооценки состоит в адаптации существующих приемов финансового, инвестиционного и экономического анализа для практических нужд и, как результат, в создании пошагового руководства для массового пользователя.
Таблица 1
Проблемы оценки экономической ситуации на малом предприятии и инструменты для их решения
Проблемы оценки экономической ситуации на малом предприятии Инструменты решения проблем
Как при подготовке к получению кредита банка оценить ситуацию на своем предприятии? Методы финансового анализа, применяемые коммерческими банками в процессе принятия решения о предоставлении кредита
Каким образом оценить различные инвестиционные проекты развития бизнеса и верно подготовиться к переговорам с потенциальным инвестором? Взгляд на предприятие глазами инвестора. Приемы инвестиционного анализа, усвоение которых приведет к способности разговаривать с инвестором на понятном ему языке
Как лучше составить прогноз развития фирмы и рассчитать наиболее важные показатели? Методы составления прогнозов развития бизнеса и практические рекомендации по разработке отдельных разделов бизнес-плана, применение которых не требует привлечения специалистов
Как самостоятельно рассчитать стоимость бизнеса и понять, как она изменится в перспективе? Мини-руководство по самостоятельной экспресс-оценке собственного бизнеса с выявлением того, что в наибольшей степени влияет на его стоимость
Какие экономические показатели применять для эффективного управления своим делом, как рассчитать эти показатели с помощью доступных компьютерных программ? Повышение обоснованности принимаемых решений с помощью методов управленческого учета и бюджетирования, а также рекомендации по использованию компьютерных программ, помогающих в решении экономических вопросов управления бизнесом
Итогом осмысления опыта автора стало издание методических рекомендаций по оценке экономической ситуации на своем предприятии, выпущенных по заказу службы занятости населения Санкт-Петербурга. В издании в сжатой и доступной форме изложена информация по наиболее актуальным вопросам, выявленным в ходе интерактивного общения с самими предпринимателями. Содержание этих вопросов отражено в табл. 1.
Целью разработки методики экономической самооценки является создание практических рекомендаций, изложенных на языке, понятном не столько узкому кругу специалистов, сколько широкому кругу предпринимателей. При этом методика должна носить комплексный характер и охватывать важнейшие направления управленческой деятельности малого предприятия.
Из сформулированной цели вытекают отдельные задачи методики, которые преобразуются в следующие модули:
— методы финансового анализа;
— методы инвестиционного анализа;
— методы прогнозирования развития бизнеса;
— методы оценки стоимости своего бизнеса;
— методы управленческого учета и бюджетирования;
— рекомендации по применению программного обеспечения для решения задач экономической самооценки.
Рассмотрим ряд тезисов, позволяющих поделиться некоторыми выводами по каждому из перечисленных модулей.
Применение методов финансового анализа.
В качестве важнейших финансовых коэффициентов в методике предложено ограничиться показателями ликвидности, деловой активности, рентабельности и финансовой устойчивости.
В условиях экономической нестабильно -сти на первый план выходит как никогда актуальный вопрос сопоставления приоритетов понятий «доходность» и «ликвидность». Главные цели бизнеса не только находятся в диалектическом единстве и противоречии, но и меняют смысловые оттенки.
Плюсом доходности признают приоритет более рискованных, а потому более прибыльных вариантов управленческих решений, что в стабильных условиях дает конкурентные преимущества. Но в условиях кризиса ощути-
мо проявляют себя и минусы увлечения доходностью, главный из которых — риск потери деловой репутации из-за нехватки средств для текущих платежей, т. е. увеличение вероятности банкротства. Отсюда вытекает вывод о приоритетности своего рода антипода доходности — ликвидности бизнеса.
Мы разделяем мнение о том, что для малых предприятий трудности в получении кредитов создает обостренная чувствительность к изменениям условий хозяйствования, а «ошибки в управлении собственным делом, определяемые слабой компетенцией руководителей, создают неуверенность и излишнюю осторожность» [10, с. 42].
Поэтому в методике экономической самооценки повышенное внимание уделено подробным разъяснениям по расчету различных показателей финансового анализа, а в одном из приложений предложено учебно-практическое задание на расчет финансовых коэффициентов с подробно разобранным решением и выводами, вытекающими из полученных результатов.
Применение методов инвестиционного анализа. Поскольку инвестиционным анализом принято называть исследование инвестиционной собственности, определяющее ее соответствие специфическим потребностям инвестора, то применительно к малому бизнесу такие методы тоже целесообразно рассматривать в качестве инструмента экономической самооценки. Инструменты инвестиционного анализа позволяют изучать то, что будет происходить с бизнесом и как будут удовлетворены требования инвестора.
На первой стадии бизнеса первым из инвесторов является сам предприниматель,
вкладывающий в организацию собственного дела личные средства. Поэтому результаты инвестиционного анализа объективно и своевременно демонстрируют, в какой мере удалось реализовать главный принцип инвестирования, состоящий в том, чтобы вложение инвестиций позволяло получить прирост капитала, компенсирующий отказ от других способов его использования, в том числе на личное потребление.
Практика консультирования представителей малого бизнеса по вопросам инвестиционного анализа показывает, что чаще всего его инструментарий требуется в случаях, охарактеризованных в табл. 2.
Методы инвестиционного анализа в методике экономической самооценки рассмотрены нами в следующей последовательности. Сначала сформулированы цели и содержание анализа. Затем даны пояснения по выбору источников финансирования и определению объема требуемых инвестиций, приведены расчетные формулы для важнейших показателей инвестиционной привлекательности. Наконец, даны практические советы для инвестиционной фазы проекта, а также по учету и анализу рисков.
Опросы предпринимателей (и не только начинающих) показали, что им чаще всего свойственны определенные приоритеты следующих применяемых форм финансирования (по мере убывания предпочтений, которые тем выше, чем выше степень независимости предприятия):
— самофинансирование,
— государственные субсидии,
— грантовая и спонсорская поддержка,
— банковский кредит,
Таблица 2
Поводы для применения инвестиционного анализа на практике
Суть повода Содержание повода
Осмысление идеи инвестирования Применение инвестиционного анализа само по себе позволяет объективно оценить собственный проект, увидеть его сильные и слабые стороны, распределить ресурсы, предотвратить будущие ошибки
Повышение эффективности управления бизнесом Детально разработанный с помощью инвестиционного анализа проект является необходимым условием для эффективного контроля и управления действующим предприятием. В этом смысле инвестиционный проект — незаменимый инструмент управления уже существующим бизнесом
Привлечение внимания инвесторов Инвестиционный анализ помогает подготовить описание проекта в таком виде, чтобы сжато и доходчиво рассказать партнерам о бизнес-идее и убедить в ее коммерческой привлекательности
— лизинг,
— инвестиционный кредит,
— венчурные инвестиции,
— прямые инвестиции.
Разумеется, в каждом конкретном случае существуют свои предпочтения, а главное — возможности. В частности, главными препятствиями для получения банковского кредита были и остаются недостаточная стоимость залога и его низкая ликвидность.
В качестве базы для первичного инвестиционного анализа выбраны стандартные показатели финансовой оценки проектов, а именно (в порядке убывания приоритета): внутренняя норма доходности (IRR), чистая текущая стоимость (NPV), срок окупаемости с учетом дисконтирования (DPP), простой срок окупаемости (PBP), простая норма прибыли (SRR).
Такой подход стыкуется с точкой зрения тех, кто полагает, что важнейшими факторами эффективности инвестиций являются отдача вложений, срок окупаемости и их рентабельность [11, с. 308].
В одном из приложений к методике разобрано учебное задание по комплексному анализу и расчету экономических показателей, с помощью которого можно приобрести практические навыки по оценке и отбору проектов развития своего бизнеса. Сравнению подвергнуты несколько вариантов и сделаны выводы о том, какой из вариантов и когда предпочтительнее.
Применение методов прогнозирования. Рекомендованная для экономической самооценки методика разработки бизнес-плана отработана многолетним опытом использования в рамках программы самозанятости населения, реализуемой Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. В бизнес-план создания своего предприятия рекомендуется включать семь следующих разделов:
1. Краткое резюме — предельно сжатое изложение сути проекта и значения его важнейших показателей.
2. Описание бизнес-идеи — краткое описание бизнес-идеи проекта и обоснование возможности создания нового предприятия.
3. План маркетинга — характеристика предлагаемых товаров (услуг), спроса на них, конкурентов, прогноз продаж и план маркетинга.
4. Обоснование требуемых ресурсов — обоснование всех видов затрат, связанных с созданием бизнеса.
5. Юридический план — выбор организационно-правовой формы и системы управления предприятия.
6. Финансовый план — составление финансового бюджета.
7. Анализ рисков — описание возможных рисков, с которыми может столкнуться бизнес, и мер по ослаблению их влияния, расчет нескольких сценариев реализации проекта.
Следует отметить, что данная методика бизнес-планирования применима не только для этапа создания бизнеса, но и для любого проекта в сфере малого и среднего предпринимательства. Тем более, что под проектом можно понимать предпринимательскую деятельность, имеющую начало, окончание и направленную на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиях к качеству и допустимому уровню риска. Примерами таких проектов могут быть создание нового подразделения фирмы, освоение нового вида деятельности, внедрение нового оборудования, переход на новую технологию и т. д.
В методике даны пояснения о разработке отдельных разделов бизнес-плана и комментарии по вопросам, наиболее важным с позиций экономической самооценки.
Применение методов оценки стоимости своего бизнеса. В данном разделе методики обосновано суждение о том, что предпринимателю весьма полезно самому научиться считать, сколько хотя бы приблизительно стоит его бизнес и, что еще важнее, как со временем меняется его стоимость.
Для успешного управления стоимостью фирмы менеджмент должен знать «характер взаимодействия факторов ее создания, прогнозировать их возможное поведение при реализации стратегических и оперативно-тактических решений» [12, с. 78—79]. Актуальность таких навыков с точки зрения экономической самооценки сводится к тому, что согласно современным концепциям управления постоянное увеличение стоимости предприятия является показателем состоятельности бизнеса, в то время как
уменьшение этого показателя, в свою очередь, равносильно утверждению об экономическом неблагополучии предприятия.
В методике предложены упрощенные методы оценки бизнеса силами самого предпринимателя, а для этого рассмотрены представители каждого из трех подходов — имущественного, сравнительного и доходного.
В ходе применения имущественного подхода предложено взять те затраты, которые понесены при создании предприятия и его последующем дооснащении и модернизации, с поправкой на инфляцию и на степень износа активов. Кроме того, учтены сумма обязательств и средняя норма предпринимательской прибыли:
Цена бизнеса = (Активы — Обязательства) х х Коэффициент предпринимательской прибыли. (1)
В процессе применения сравнительного подхода объект оценки предложено сопоставить с аналогичными предприятиями, по которым из достоверных источников известны хотя бы приблизительные рыночные цены. Для сравнения с фирмами-аналогами рекомендовано задействовать такие показатели, как объем продаж, общая стоимость активов, рентабельность бизнеса, численность персонала, ассортимент услуг, а также экспертные оценки по перспективам развития.
И, наконец, для применения доходного подхода предложено использовать данные бизнес-плана развития предприятия и цифры по прогнозу его чистого дохода. Поправка на фактор риска сделана с помощью ставки дисконтирования, учитывающей требуемую доходность, инфляцию и особенности конкретного предприятия. В качестве простейшего метода доходного подхода рассмотрен метод, основанный на заданной ставке капитализации и прогнозе ежегодного дохода от бизнеса.
На заключительной стадии «самооценки бизнеса» с помощью различных подходов показано, как с помощью весовых коэффициентов их результаты можно привести к общему знаменателю.
Все составляющие предложений снабжены разобранным сквозным примером по применению каждого из методов оценки.
Применение методов управленческого учета и бюджетирования. В заключительном разделе методики под управленческим учетом предложено понимать три составляющие: во-первых,
систему получения информации для самих себя; во-вторых, способ быстрого отбора таких данных, которые для эффективного управления действительно важны и необходимы; в-третьих, инструмент для принятия верных и своевременных управленческих решений.
В то же время в рассматриваемом контексте вполне пригодны и более упрощенные трактовки категории «управленческий учет». Например, применима формулировка о том, что управленческий учет — это регулярная система получения и анализа данных организации, позволяющая делать выводы о реальном состоянии дел в текущий момент [13, с. 196]. Сторонники аналогичной точки зрения неизменно подчеркивают, что «значение информации, потенциально полезной для принятия решений и контроля их исполнения в процессе осуществления хозяйственной деятельности, трудно переоценить» [14, с. 54].
В последние годы в предпринимательской среде растет интерес к применению управленческого учета и связанных с ним методов менеджмента, являющихся компонентами современного эффективного бизнеса. Без применения управленческого учета экономическая самооценка не способна дать тот результат, который в условиях кризиса действительно необходим.
В методике выполнено сравнение бухгалтерского и управленческого учета, обоснована необходимость последнего в целях создания эффективной системы управления затратами. В качестве одного из инструментов продемонстрирован факторный анализ затрат, а также разобраны экономические показатели оценки деятельности предприятия, в состав которых включены показатели использования активов, прибыль и рентабельность, финансовые результаты деятельности, параметры движения денежных средств и коммерческой привлекательности бизнеса.
Предложены практические рекомендации по применению для экономической самооценки различных компьютерных программ, в том числе базового программного обеспечения — для решения типовых бизнес-задач, для инвестиционного анализа, а также рекомендации по использованию шаблонов финансового бюджета предприятия на базе электронных таблиц. Шаблоны финансового бюджета (далее — финансовые шаблоны),
разработанные при участии автора статьи, различаются в зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности и системы налогообложения (22 разновидности) и представляют собой набор файлов в электронных таблицах MS Excel.
В финансовых шаблонах комплект табличных и графических материалов связан в единую компьютерную модель и позволяет выполнять вариантные расчеты финансового плана предприятия и его отдельных подразделений с помесячной разбивкой и с горизонтом планирования два года.
Каждый финансовый шаблон состоит из четырех рабочих листов. На рабочем листе «Исходные данные» в свободные ячейки пользователем вводятся данные по статьям бюджета предприятия. На этом же листе приведены краткие инструкции и выставлены актуальные ставки налогов.
Рабочие листы «План финансовых результатов деятельности», «План движения денежных средств» и «Оценка эффективности проекта» содержат расчетные формулы и используют параметры из рабочего листа «Исходные данные». На рабочем листе «Оценка эффективности проекта» автоматически строится диаграмма итоговых денежных потоков и рассчитывается таблица результирующих показателей.
Используя финансовые шаблоны, предприниматели могут формировать любое число вариантов бюджета своего предприятия, получая различные показатели и выбирая оптимальное решение.
Многолетняя практика использования финансовых шаблонов участниками город-
ской программы самозанятости населения Санкт-Петербурга доказала их эффективность в сочетании с предельной простотой в применении.
Три главных принципа экономического управления. Для нормальной работы в условиях рынка любому коммерческому предприятию надо придерживаться трех принципов (рис. 1).
Разъяснение приоритетности перечисленных принципов в методике экономической самооценки дополнено выводами, вытекающими из реализации важнейших функций классического менеджмента — планирования, организации, мотивации и контроля. Общая логика их применения продемонстрирована на рис. 2.
Выводов, вытекающих из результатов экономической самооценки своего предприятия, может быть, как минимум, три:
— был неверно составлен первоначальный план — следовательно, при следующей итерации планирования эту ошибку следует исправить;
— тот или иной исполнитель не в полной мере выполнил то, что ему было поручено — следовательно, следует выяснить, четко ли он уяснил порученную ему задачу, правильно ли мотивирован, подходит ли эта работа ему или он этой работе;
— допущены просчеты в иных вопросах: определении местоположения, целевого клиента, ассортимента услуг — следовательно, предпринимателю необходимо вернуться назад и уточнить первоначальный бизнес-план.
Финансовая устойчивость: | ,«
способность в любой момент производить необходимые платежи
План движения денежных средств
Прибыльность: |
получение положительной разности между доходами и расходами
План финансовых результатов
Показатели эффективности
Экономичность:
достижение целей бизнеса при оптимальном уровне затрат
Рис. 1. Главные принципы экономического управления малого предприятия
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 3(221) 2015
Планирование
Что из себя представляет бизнес сегодня? Каким хотим видеть бизнес завтра?
Что и в какой последовательности нужно сделать для того, чтобы из сегодняшнего состояния перейти к завтрашнему?
Организация
Как распределить поручения и полномочия по выполнению плана между отдельными сотрудниками?
Как учесть способности и умения конкретного человека? Как довести до работников их должностные обязанности?
Мотивация
Как нацелить персонал на выполнение планов? Как связать оплату труда и иные стимулы с результатами труда? Как организовать премирование, участие в прибыли, бонусы за новые заказы, санкции за брак в работе, карьерный рост?
Контроль
Как сравнить фактические результаты с плановыми? Как понять причины отклонений факта от плана? Какие требуются решения по исправлению ситуации?
Рис. 2. Логика принятия решений на базе оценки экономической ситуации
Выводы и рекомендации. Малый бизнес динамично осваивает новые виды продукции, занимает свободные экономические ниши, развивается в сферах, менее привлекательных для крупного бизнеса, имеет более высокую оборачиваемость оборотных средств, располагает квалифицированными и хорошо мотивированными сотрудниками, активен во внедрении инноваций. Ему свойственны гибкость, приспособляемость к изменениям рыночной конъюнктуры и другие преимущества.
Однако для малых предприятий также характерны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, ограниченность собственных средств, повышенный риск в ведении конкурентной борьбы. Все это диктует необходимость быстро и верно оценивать экономическую ситуацию в своем бизнесе и его внешнем окружении.
В условиях кризиса знание основ экономики и, что еще важнее, владение навыками решения рассмотренных вопросов становятся в один ряд с возможностью выживания. Вероятно, поэтому в сфере бизнес-образования проявляется массовое стремление предпринимателей и руководителей к получению более глубоких экономических знаний. Одним
из востребованных направлений повышения их квалификации, средства на которые целесообразно использовать за счет государственных программ поддержки малого бизнеса, следует признать рассмотренные в данной статье методы экономической самооценки и экспресс-обучение этим методам.
Главной особенностью методики экономической самооценки в условиях кризиса является, прежде всего, приоритет показателей ликвидности над показателями доходности. Это подразумевает большую упорядоченность финансовых поступлений, четкое ведение реестров текущих платежей, упреждение последствий инфляции, принятие мер по минимизации рисков неплатежеспособности контрагентов, отслеживание сезонности продаж товаров и услуг, а равно другие тактические соображения, не всегда, но зачастую входящие в противоречие с максимизацией доходности бизнеса.
При этом необходимо отметить, что предложенная упрощенная методика оценки экономической ситуации на своем предприятии при условии внесения уточнений в приоритетность используемых параметров применима не только в условиях кризиса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства (на федеральном портале малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ). URL: http://smb.gov.ru/me asuresupport/programs/ (дата обращения: 05.02.2015).
2. О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015— 2020 годы: постан. Правительства Санкт-Петербурга № 554 от 30.06.2014 г. URL: http://gov.spb.ru /static/writable/ckeditor/uploads/2014/07/23/554.pdf (дата обращения: 07.02.2015).
3. Демчук О.Н. Антикризисное управление. М.: Флинта, 2009. 256 с.
4. Глухов В.В. Экономика малого предприятия. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. 100 с.
5. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. М.: Инфра-М, 2011. 683 с.
6. Горфинкель В.Я. и др. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика. М.: Инфра-М, 2014. 347 с.
7. Касьянова Г.Ю. Малый бизнес — малый учет. М.: АБАК, 2014. 111 с.
8. Просветов Г.И. Управление малым бизнесом. Задачи и решения. М.: Альфа-пресс, 2010. 318 с.
9. Строков В.А. Экономика и управление малым и средним бизнесом. М.: Хорс, 2009. 430 с.
10. Юркевич Е.В., Колосов Б.В. Функциональная надежность в малом предпринимательстве. М.: БОНИАЛ, 2012. 330 с.
11. Казакова Н.А. Управленческий анализ и диагностика предпринимательской деятельности. М.: Финансы и статистика, 2009. 496 с.
12. Бариленко В.И. Основы бизнес-анализа. М.: КНОРУС, 2014. 272 с.
13. Лошкарев В. Бизнес с нуля. Советы практика. СПб.: Питер, 2011. 288 с.
14. Кузьмина М.С. Система учетно-аналити-ческой информации для принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 2010. 400 с.
15. Степанчук А. А. Франчайзинг как форма начала бизнеса: плюсы и минусы решений о приобретении франшизы // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: матер. Междунар. науч.-практ. конф., 26—27 марта 2015 г. / отв. ред. А.Н. Цветков. СПб.: Культ-информ-пресс, 2015. С. 285—289.
REFERENCES
1. Gosudarstvennaia finansovaia programma podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva (na federal'nom portale malogo i srednego predprinimatel'stva Ministerstva ekonomicheskogo razvitiia RF). URL: http://smb.gov.ru/mea suresupport/programs/ (data obrashcheniia: 05.02.2015). (rus)
2. O gosudarstvennoi programme Sankt-Peterburga «Razvitie predprinimatel'stva i potrebitel'skogo rynka v Sankt-Peterburge» na 2015—2020 gody postan. Pravitel'stva Sankt-Peterburga № 554 ot 30.06.2014 g. URL: http://gov.spb. ru/static/writable/ckeditor/uploads/2014/07/23/554.pdf (data obrashcheniia: 07.02.2015). (rus)
3. Demchuk O.N. Antikrizisnoe upravlenie. M.: Flinta, 2009. 256 s. (rus)
4. Glukhov V.V. Ekonomika malogo predpriiatiia. SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2009. 100 s. (rus)
5. Lapusta M.G. Maloe predprinimatel'stvo. M.: Infra-M, 2011. 683 s. (rus)
6. Gorfinkel' V.Ia. i dr. Maloe predprinimatel'stvo: organizatsiia, upravlenie, ekonomika. M.: Infra-M, 2014. 347 s. (rus)
7. Kas'ianova G.Iu. Malyi biznes — malyi uchet. M.: ABAK, 2014. 111 s. (rus)
8. Prosvetov G.I. Upravlenie malym biznesom.
Zadachi i resheniia. M.: Al'fa-press, 2010. 318 s. (rus)
9. Strokov V.A. Ekonomika i upravlenie malym i srednim biznesom. M.: Khors, 2009. 430 s. (rus)
10. Iurkevich E.V., Kolosov B.V. Funktsional'naia nadezhnost' v malom predprinimatel'stve. M.: BONIAL, 2012. 330 s. (rus)
11. Kazakova N.A. Upravlencheskii analiz i diagnostika predprinimatel'skoi deiatel'nosti. M.: Finansy i statistika, 2009. 496 s. (rus)
12. Barilenko V.I. Osnovy biznes-analiza. M.: KNORUS, 2014. 272 s. (rus)
13. Loshkarev V. Biznes s nulia. Sovety praktika. SPb.: Piter, 2011. 288 s. (rus)
14. Kuz'mina M.S. Sistema uchetno-analiticheskoi informatsii dlia priniatiia upravlencheskikh reshenii. M.: Finansy i statistika, 2010. 400 s. (rus)
15. Stepanchuk A.A. Franchaizing kak forma nachala biznesa: pliusy i minusy reshenii o priobretenii franshizy. Sovremennyi menedzhment: problemy i perspektivy: mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 26—27 marta 2015 g. Otv. red. A.N. Tsvetkov. SPb.: Kul't-inform-press, 2015. S. 285—289. (rus)
СТЕПАНЧУК Андрей Анатольевич — доцент Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, кандидат экономических наук.
195251, Политехническая ул., д. 29, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected]
STEPANCHUK Andrei A. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. 195251. Politechnicheskaya str. 29. St. Petersburg. Russia. E-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2015