Е ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 1_
Н. А. Андреева
Оценка эффективности технологии информационной поддержки развития познавательной деятельности старших дошкольников
Андреева Наталья Александровна - аспирант, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (Белгород, Россия)
В статье раскрыты возможности и способы использования информационных технологий в работе воспитателей и инструкторов по физической культуре в образовательном процессе дошкольной организации. Представлено содержание и формы организации информационной поддержки развития познавательной деятельности старших дошкольников в процессе реализации парциальной программы «Выходи играть во двор», как части основной образовательной программы, проектируемой по инициативе участников образовательного процесса. Материалы публикации ориентированы на требования Федерального государственного образовательного стандарта к интеграции различных видов детской деятельности. Автором дана характеристика игровых заданий, проблемных ситуаций, как условия интеграции познавательной и двигательной деятельностей дошкольников. Приведены результаты исследования динамики кратковременной и оперативной памяти, зрительного восприятия, зрительной памяти в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста до и после реализации модуля парциальной программы.
Ключевые слова: познавательная деятельность дошкольников, информационная поддержка, информационные технологии, интеграция познавательной и двигательной деятельностей, парциальная программа.
Assessment of the Efficiency of Information Technology Support on Cognitive Performance Development in Senior Preschoolers Natalia A. Andreeva, Post-Graduate Student, Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia) The article shows how educators and instructors can utilize technology in physical training and sports during the pre-school educational process. It describes content and forms of information support for the development of cognitive performance in senior preschoolers after implementing the partial program "Let's go to play in the yard," as part of the basic educational program, designed upon an initiative of participants in the educational process. The findings focus on the requirements of the Federal State Educational Standard for the integration of different types of children's activities. The author highlights the characteristic for playing activities, and problem situations in terms of integration of cognitive and motor performance of preschoolers. The article demonstrates the research results of exploring short and operative memory, visual perception, and visual memory in the experimental senior preschooler group before and after the partial program module. Keywords: cognitive performance of preschoolers, informational support, information technology, integration of cognitive and motor performance, partial program.
Введение
В последнее время идет глобальная перестройка методологии и практики дошкольного образования, что ведет к значительным изменениям в деятельности дошкольных организаций. Данные изменения отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, образовательных комплексных программах, практике организации дошкольного образования.
Современные педагоги нацелены на реализацию принципа развивающего образования, который подразумевает познавательное развитие дошкольника через самостоятельное добывание и применение знаний об окружающем мире (ФГОС дошкольного образования, 2013).
Исследования, проведенные Ю.Б. Ященко и Л.В. Колюбакиной, показывают, что у 30% детей дошкольного возраста обнаружен низкий уровень развития познавательной деятельности, что подтверждает актуальность темы и проблемы нашего исследования (Ященко Ю.Б., 2001).
Познавательная деятельность по определению А.А. Реана, сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний (Психология человека от рождения до смерти, 2002).
Развитие познавательной деятельности, являющейся неотъемлемым компонентом успеха в будущей учебной деятельности, становится одной из ключевых проблем дошкольного образования.
Весьма актуальным в этом плане является вопрос применения компьютерных технологий с целью воспитания и развития познавательных способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника, увеличение возможностей педагога, создание базы для приобщения старших дошкольников к компьютерным обучающим программам. Именно поэтому мы считаем необходимым использование информационных технологий для эффективного развития познавательной деятельности дошкольников в условиях ее интеграции с двигательной. При этом информационные технологии мы рассматриваем как процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; приемы, способы и методы применения средств вычислитель-
ной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных; ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации.
Проблема исследования
Проблемой исследования стал поиск педагогических возможностей развития познавательной деятельности дошкольника в условиях ее интеграции с двигательной деятельностью с применением технологии информационной поддержки.
Цель работы
Цель нашего исследования заключается в исследовании и оценке эффективности разработанной технологии информационной поддержки развития познавательной деятельности в условиях реализации парциальной программы «Выходи играть во двор», как компонента основной образовательной программы, проектируемой по инициативе участников образовательного процесса.
Методы исследования
Нами были использованы следующие методы: наблюдение, опрос, изучение документов и результатов деятельности участников образовательного процесса, методы педагогических измерений (анкетирование, тестирование), качественного и количественного анализа полученных результатов.
Основная часть
В исследованиях возможностей использования информационных технологий в период дошкольного возраста (Андреев А.А.,1995; Бабанин Л.Н., 1986; Васильева И.А., 2003; Виноградов Е.В., 2009; Новоселова С.Л., 1997; Осипова Е.М., 2003; Тихомиров О.К., 1986 и др.) отмечается, что использование компьютера и компьютерных игр способствует развитию логического мышления, познавательной активности, концентрации и переключения внимания, волевых качеств, эмоциональной сферы, памяти, навыков ориентации в пространстве (Андреев А.А., 1995 и др.). Это подтверждается исследованиями зарубежных ученых: P.M. Greenfield, Dastman, Goldschtein и др. Они утверждают, что компьютерные игры
могут оказывать положительное влияние на познавательное развитие ребенка и развитие его невербального интеллекта; говорят о существовании огромных возможностей использования информационных технологий для развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания (Greenfield P.M., 2004 и др.).
Современные образовательные программы ориентированы на интеграцию разных видов детской деятельности. Остановимся на возможностях реализации информационной поддержки познавательной деятельности дошкольников в условиях ее интеграции с двигательной на примере реализации парциальной программы «Выходи играть во двор». В ней, кроме целей и задач физического воспитания, ставятся также цели развития познавательного интереса и соответственно познавательной деятельности детей дошкольного возраста: формирование устойчивого познавательного интереса к подвижным народным играм, играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, спортивным играм, истории их происхождения («Выходи играть во двор»: парциальная программа, 2015).
Содержание программы предполагает необходимость информационной поддержки образовательного процесса. Основываясь на определении Е.В. Виноградова, под информационной поддержкой мы понимаем системный процесс совместного использования участниками образовательного процесса информационного, содержательного, технологического компонентов единого информационного образовательного пространства для определения и формирования личностных интересов ребенка, целей, возможностей и путей его развития в процессе обучения, воспитания, общения (Виноградов Е.В., 2009).
Рассмотрим подробнее возможности развития познавательной деятельности дошкольников в условиях реализации программы.
Структура программы содержит в себе три раздела: целевой, содержательный и организационный. Остановимся подробнее на содержательном разделе программы. Он состоит из четырех модулей, включающих по три темы, каждый модуль соответствует определенному времени года: «Осень золотая», «Зимние забавы», «Приди, весна-красавица», «Лето красное» («Выходи играть во двор»: парциальная программа, 2015).
В период создания и апробации программы нами было разработано и внедрено ин-
формационное обеспечение каждого модуля программы. Оно представляет собой комплекс взаимосвязанных презентаций, созданных к каждому модулю программы и направленных на решение задач познавательного, социального, нравственного развития дошкольников.
Нами был разработан ряд заданий, напрямую связанных с содержанием программы физического воспитания и постепенно усложняющихся. Эти задания, направленные как на развитие познавательных процессов в целом, так и на развитие познавательного интереса, обучение простейшим операциям анализа синтеза, включались в презентации. Они содержат в себе ситуационные задачи сравнения, анализа, синтеза, проблемные ситуации. Каждая последующая презентация включает задания более высокого уровня сложности, чем предыдущая.
Так, по модулю зимние забавы были разработаны следующие презентации: «Откуда пришел хоккей», «Я - будущий хоккеист», «Поможем юному хоккеисту»; «Как появились санки», «Катаемся на санках по правилам», «Незнайкины проказы»; «Как появились лыжи», «Зачем нужны лыжные палки?», в которых были рассмотрены следующие проблемные ситуации: «Первые и современные санки», «Правила катания на санках», «Форма хоккеиста», «Поможем юному хоккеисту подготовиться к игре в хоккей» и др. В процессе реализации данного модуля детей в игровой форме знакомили с историей возникновения лыж, санок, хоккея. При помощи проблемных ситуаций детям предлагалось сравнить первые лыжи, санки, шайбу и клюшки с современными; узнать их разновидности, а также правила использования и технику безопасности. В процессе ознакомления с зимними видами спорта дошкольники превращались в «исследователей будущего», изобретали новые виды спортивного инвентаря, помогали Антошке и Незнайке справиться с проблемными ситуациями.
Все задания построены таким образом, чтобы сначала у педагога была возможность привлечь внимание детей, заинтересовать, а затем в игровой форме развивать у них компоненты познавательной деятельности, прививать любовь к спорту.
Созданное информационное обеспечение было основано на выявленных проблемах развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, а именно: преобладание низкого уровня развития позна-
вательных процессов, недостаточное развитие логического мышления и т.д; а также оно было разработано с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
Поскольку познавательная деятельность рассматривается нами как совокупность мо-тивационного (мотивация и познавательный интерес дошкольников к познавательной деятельности), содержательно-операционного (уровень развития познавательных процессов) и деятельностного (сформированность практических умений познавательной деятельности) компонентов, нами были представлены различные задания, направленные на развитие мышления, внимания, пространственного восприятия, воображения, памяти.
На развитие мышления были направлены следующие игровые задания: «Найди лишнее», «Объедини общим словом», «Зашумленные» изображения», «Наложенные изображения», задания из серии «Давайте подумаем», «Что изображено на картинке?».
Развитию внимания способствовали проблемные ситуации и задания «Найди 10 отличий», «Давайте сравним», «Найди спрятанное», «Как было раньше», задания из серии «Помоги Незнайке».
Для развития памяти использовались игры: «Что изменилось?», «Чего не стало», задания из серии «Помоги Антошке».
Задания серии «Изобретатели», «На что похоже?», «Придумаем игру» были нацелены на развитие воображения дошкольников.
Система презентаций прошла апробацию совместно с программой в дошкольных учреждениях города Белгорода. Благодаря удобному меню педагоги могли легко ориентироваться между модулями программы и соответствующим им рядом презентаций. Все презентации разбиты по временам года и имеют соответствующее оформление.
Однако необходимо упомянуть и о том, что в процессе использования данных материалов не стоит забывать и о гигиенических требованиях к использованию информационно-коммуникационных технологий с детьми дошкольного возраста: важно соблюдать определенное расстояние между мультимедийной доской и глазами детей, следить за их физической активностью и т.д.
Мы считаем, что на этом стоит заострить особое внимание, так как излишнее перенапряжение, утомление могут негативно сказаться на здоровье детей, несмотря на огромный развивающий потенциал компьютерных игр.
Результаты исследования и их обсуждение
Наше исследование проводилось на базе МБДОУ д/с комбинированного вида №64 г. Белгорода, в старших группах №№5, 7. В данной статье мы проведем анализ динамики развития познавательной деятельности в экспериментальной группе детей по трем используемым нами методикам: результаты диагностики познавательных процессов «Чем залатать коврик?», «Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтера)», «Исследование зрительной памяти» (Диагностический альбом для оценки..., 2005).
Всего в эксперименте участвовало 48 детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования приведены до начала и после окончания реализации информационной поддержки модуля «Зимние забавы».
Целью диагностической методики «Чем залатать коврик?» является: определение, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы увиденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Анализируя полученные результаты на констатирующем этапе, мы пришли к выводам, что к оптимальному уровню развития кратковременной и оперативной памяти можно отнести 14,6% дошкольников, к удовлетворительному 22,91% дошкольников, к низкому - 62,5% детей. Однако следует заметить, что 22,91%, относящихся к низкому уровню имеют пограничные показатели результатов диагностики. В процессе выполнения задания у детей возникали затруднения с подбором правильного кусочка к имеющемуся коврику. Так, большинство детей (87,5%) подбирали похожие на соответствующие фигуры, но с небольшим отличием, другие очень медленно справлялись с первой частью задания, затем, более успешно со второй частью, однако не укладывались в нормы времени (22,91%); некоторые дети не могли определиться с выбором, сомневались, ожидая помощи педагога (20,83%).
Далее нами была использована диагностическая методика «Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтера)». Цель данной методики заключалась в выявлении уровня развития зрительного восприятия дошкольников. Проводя данную диагностику, мы предлагали ребенку два рисунка, на которых находились наложенные друг на друга контуры реальных объектов. Ребенок должен был
узнать все изображения и дать каждому из объектов название.
Результаты данной диагностики показали, что к удовлетворительному уровню развития зрительного восприятия можно отнести 62,5% детей, к низкому - 37,5 % дошкольников, оптимального уровня не выявлено. В процессе выполнения заданий данной методики у детей возникали проблемы: не все дошкольники могли выделить целостную фигуру (37,5%), выделяя правильное количество фигур, дошкольники ошибались в их определении и назначении (87,5%).
Выявление уровня развития зрительной памяти у детей проводилось следующим образом: дошкольнику для запоминания предлагался ряд абстрактных зрительных стимулов, которые он должен был запомнить в течение 30 с. Затем предъявлялась таблица стимулов, среди которых необходимо было опознать три стимула, предъявленных ранее.
По результатам диагностики к оптимальному уровню развития зрительной памяти мы-отнесли 22,91 % дошкольников, к удовлетво-
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
рительному - 50%, к низкому - 27,08%. При выполнении задания у дошкольников возникали следующие затруднения: недостаточное удержание зрительного ряда стимулов (27,08%), некоторые дети совершали ошибки по пространственным признакам, указывая на похожее изображение (62,5%).
Далее нами совместно с воспитателями исследуемых групп была апробирована описанная выше технология информационной поддержки. Проведение среза после ознакомления детей с модулем программы «Зимние забавы» показало положительную динамику развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Приведем результаты диагностики по тем же трем методикам:
• Диагностическая методика «Чем залатать коврик?»: оптимальный уровень развития кратковременной и оперативной памяти остался неизменным и составил 14,6%, удовлетворительный уровень увеличился на 22,91% и составил 45,8% детей, низкий уровень уменьшился на 22,91 %, что соответствует 39,6% дошкольников. После проведенной работы по информационному сопровождению модуля парциальной поддержки «Зимние забавы», мы выяснили, что число дошкольников, подбирающих сходный с правильным ответом, но не являющийся таковым, уменьшилось на 14,6% и составило 72,9%. Произошло увеличение числа дошкольников, быстрее справляющихся с предложенным заданием на 22,91%; на 6,23% уменьшилось число детей, ожидающих помощи педагога в решении поставленной задачи, сомневающихся в своем выборе. Динамика развития кратковременной и оперативной памяти представлена на рис. 1;
• При п роведен и и методи ки «Узнаван ие наложенных изображений (фигуры Поппельрейтера)» мы выяснили, что оптимальный уровень развития зрительного восприятия увеличился на 12,5% и им обладают 12,5% детей, удовлетворительный уровень увеличился на 4,2% и составил 66,7% дошкольников, низкий уровень уменьшился на 16,7% и теперь им обладают 20,8% дошкольников. К положительным моментам мы можем отнести уменьшение количества детей, не способных выделить целостную фигуру на 22,9%, уменьшение количества ошибок в определении и назначении фигур на 25% . На рис. 2 представлена динамика развития зрительного восприятия по данной методике;
• Положительную динамику мы наблюдаем при исследовании зрительной памяти.
Оптимальный уровень выявлен у 41,66% детей, что по сравнению с первоначальным исследованием увеличилось на 21,75%; удовлетворительный уровень уменьшился на 6,26% и теперь им обладают 43,74% дошкольников; низкий уровень уменьшился на 12,48% и составил 14,6% детей. К положительным изменениям по проведении данной методики мы можем отнести: уменьшение количества ошибок, совершаемых по пространственным признакам, на 12,5%. Динамика развития зрительной памяти у детей экспериментальной группы представлена на рис. 3.
Заключение
Анализ результатов проведенного нами исследования свидетельствует о том, что у детей экспериментальной группы произошел прирост средних показателей уровня развития кратковременной и оперативной памяти, зрительного восприятия, зрительной памяти: 22,91% детей стали быстрее справляться с предложенными заданиями; произошло снижение количества ошибок в определении и назначении фигур на 25%, на 22,9% уменьшилось количество детей, которые не могли выделить целостную фигуру по методике «Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтера)»; произошло увеличение уровня развития зрительного восприятия и снижение количества ошибок, совершаемых по пространственным признакам, указывая на похожее изображение на 12,5%. Так, удовлетворительный уровень развития оперативной и кратковременной памяти увеличился на 22,91%; низкий, в свою очередь уменьшился на 22,91%; оптимальный уровень развития зрительного восприятия увеличился на 12,5%, удовлетворительный - 4,2%, низкий уменьшился на 16,7%; оптимальный уровень развития зрительной памяти увеличился на 21,75%, удовлетворительный уменьшился на 6,26%, низкий - 12,48%;
Таким образом, активная информационная поддержка игровой программы в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения повышает возможности развития познавательной деятельности дошкольников, обеспечивая наглядность, видеоподдержку и контроль, что способствует в целом повышению уровня познавательного развития в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста, обеспечивает положительную динамику развития познавательной деятельности. ■
Литература
1. АндреевАА. Средства новых информационных технологий в образовании:систематизация и тенденции развития. - М.: ВУ, 1995. -С.43-48.
2. БашмаковМ.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. - СПб.: СВЕТ, 1997. - 400 с.
3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
4. Буч О.В. Стратегия региональной информатизации образования // Информатика -2000: Материалы научно-практической конференции. - Мурманск: Изд-во Городского методического центра информационных технологий. 2000.
5. Васильева ИА., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2003. - №3.
6. Виноградов Е.В. Информационная поддержка воспитательного процесса образовательного учреждения: Автореферат кандидата педагогических наук. - Кострома, 2009.
7. «Выходи играть во двор»: парциальная программа / Л.Н. Волошина и др. Белгород: издательство ОГАОУДПО «БелИРО», 2015. -С. 44.
8. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - М.: Айрис-пресс, 2005.
9. Дробышев ЮА., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логических задач // Информационные технологии в образовании. -М.: МИФИ, 2008. - С. 26-27.
10. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. - М.: Сфера, 2008.
11. Карделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: как интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / Пер. с фр. -Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
12. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы // Дефектология. - 2004. - №5.
13. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. - М.: Новая школа, 1997.
14. Планирование образовательной деятельности по парциальной программе
физического развития «Выходи играть во двор». Пособие / Л.Н. Волошина и др. - Белгород: издательство ОГАОУДПО «БелИРО», 2015.
15. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А.А. Реана. -СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
16. Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и нов ыепроблемы психологи и, - М.:МГУ, 1986.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государсввен-ного образовательного стандарта дошкольного образования».
18. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. - 1999. - №1.
19. Ященко Ю.Б. Оценка факторов риска нарушений познавательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.Б. Ященко, Л.В. Колюбакина // УкраТнський медичний ча-сопис. - 2001. - № 3. - С. 70-72.
20. Greenfield P.M. Mind and Media: The Effects of Television? Video Games, and Computers/ СатЬг.е (Mas9.):Harvard UniversityPress,C004.
21. Shanahan-Braun T.A. Computer use with preschool children. Northern Vichigan University, 2009.
22. Shawn Green C. Daphne Bavelier The Cognitive NeuBoscience o1 Video Games // Digital Media: Transforations in Human Communication, 2054.
23. Suziedelyte A. Can video games af-fe4l children's cognitive and noncognitive skills? ABstralia, 2012.
Статья поступила в редакцию 12.10.2016 г.
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Общение дошкольников
CEUpK-l'.lUH
К ийиХИ
Психология иледггогипе о5учс-шя ЫшетзВЛМ
Познавательное
развитие
и дошкм1ыч5м дет г ис
Дошкольная
педагогика
ипениолсеия
Авторы серии - ведущие специалисты в области дошкольного образования: А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Е. О. Смирнова.
Закажите книги прямо сейчас!
Тел.:(495)380-22-68 E-mail: zakaz@msbook.ru www.msbook.ru
Специализированное педагогическое издательство
%
МОЗАИКА СИНТЕЗ МОСКВА