Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД СУБЪЕКТА РФ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД СУБЪЕКТА РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заключение контракта / способы определения поставщиков / экономия бюджетных ресурсов / оценка эффективности государственных закупок / conclusion of a contract / ways to identify suppliers / saving budget resources / evaluating the effectiveness of public procurement

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подосинников Евгений Юрьевич

в статье проведен сравнительный анализ количества контрактов, заключенных разными способами определения поставщиков и представлена оценка эффективности закупок для обеспечения государственных нужд на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подосинников Евгений Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF PROCUREMENT TO MEET THE STATE NEEDS OF A CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

the article provides a comparative analysis of the number of contracts concluded by different methods of determining suppliers and provides an assessment of the effectiveness of procurement to meet public needs at the regional level.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД СУБЪЕКТА РФ»

УДК 658.71

Подосинников Евгений Юрьевич, кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», заместитель начальника отдела функционирования контрактной системы e-mail: [email protected]

Белостоцкий Алексей Александрович, кандидат экономических наук, доцент Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ e-mail : a.a. [email protected]

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД СУБЪЕКТА РФ

Аннотация: в статье проведен сравнительный анализ количества контрактов, заключенных разными способами определения поставщиков и представлена оценка эффективности закупок для обеспечения государственных нужд на региональном уровне.

Ключевые слова: заключение контракта, способы определения поставщиков, экономия бюджетных ресурсов, оценка эффективности государственных закупок.

Podosinnikov Evgeny Yuryevich, candidate of political science, associate professor of the department of state and municipal administration of the federal state budgetary institution of the Kursk state university, deputy head of the contract system functioning department

e-mail: [email protected]

Belostotskiy Alexey Alexandrovich, candidate of economic sciences, associate Professor of the Kursk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

e-mail: [email protected]

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF PROCUREMENT TO MEET THE STATE NEEDS OF A CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Abstract: the article provides a comparative analysis of the number of contracts concluded by different methods of determining suppliers and provides an assessment of the effectiveness of procurement to meet public needs at the regional level.

Keywords: conclusion of a contract, ways to identify suppliers, saving budget resources, evaluating the effectiveness of public procurement.

По результатам осуществления закупок в 2022 году государственными заказчиками Курской области было заключено 13 419 контрактов общим стоимостным объемом 55 262,94 млн. руб., из них 5 072 контракта общей суммарной стоимостью 29 632,51 млн. руб. заключены с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (в их числе 2 471 контракт на сумму 393,51 млн. руб., заключенный с использованием модуля «Малые закупки»), 3 750 контрактов общим стоимостным объемом 17 505,95 млн. руб. заключены по результатам несостоявшихся процедур закупок [1].

Таблица 1. Количество и объем заключенных контрактов государственными заказчиками Курской области.

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 2022 год

Количество Цена контракта,

Электронный аукцион 7 698 12 734,95

в т.ч. по п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ 3 405 10 206,2

Открытый конкурс в электронной форме 183 12 647,26

в т.ч. по п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ 117 6 737,42

Запрос котировок в электронной форме 464 238,01

в т.ч. по п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ 226 158,61

Конкурс с ограниченным участием в « 1 2 10,21

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 2022 год

Количество Цена контракта,

в т.ч. по п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ 2 10, 21

Закупка у единственного поставщика 5 072 29 632,51

в т.ч. с использованием модуля «Малые 2 471 393,51

ВСЕГО 13 419 55 262,94

в т.ч. по несостоявшимся процедурам 3 750 17 505,95

Отношение количества контрактов, заключенных в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ по причине признания несостоявшимися процедур закупок (3750 шт.), к контрактам, заключенным по результатам торгов (8 347шт.), составляет 44,93%.

Отношение стоимостного объема контрактов, заключенных в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ по причине признания несостоявшимися процедур закупок (17 505,95 млн. руб.) к стоимостному объему контрактов, заключенным по результатам торгов (25 630,43 млн. руб.), составляет 68,30%. В сравнении с 2021 годом, на основании данных, полученных из ЕИС, в 2022 году количество заключенных контрактов государственными заказчиками Курской области уменьшилось на 1 971 шт. (12,81%), стоимостный объем заключенных контрактов увеличился на 29 573,95 млн. руб. (53,51%).

60 000

50 000

40 000

30 000

20 000

10 000

25 688,99

15 390

U

55 262,94

13 419

[

2021 год 2022 год

I Кол-во контрактов, шт. м Объем контрактов, млн. руб.

0

Рисунок 1. Объем и количество заключенных контрактов государственными

заказчиками Курской области

В 2022 году относительно 2021 года уменьшилось количество контрактов малого объема, заключенных государственными заказчиками в программном модуле «Малые закупки» в РИС «Торги Курской области» (в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона №2 44-ФЗ) на 454 контракта (15,52%), стоимостный объем таких закупок уменьшился на 109,52 млн. руб. (21,77%).Экономия средств, полученная государственными заказчиками (без учета муниципальных заказчиков) по результатам заключения государственных контрактов в 2022 году, составила 957,08 млн. руб., в том числе экономия, полученная при использовании модуля «Малые закупки» 90,36 млн. руб. В сравнении с 2021 годом экономия уменьшилась на 66,08 млн. руб. или на 6,5%.

Наиболее эффективным по показателю экономии является способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных аукционов. По результатам проведения закупок указанным способом экономия составила 759,27 млн. руб. или 79,33% от общей сложившейся экономии бюджетных средств [2].

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается в том числе на таких принципах как: обеспечение конкуренции, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

Таблица 2. Экономия средств по результатам заключения контрактов

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 2022 год

Сумма экономии, млн. руб. Удельный вес в общем объеме, %

Электронный аукцион 759,27 79,33

Открытый конкурс в электронной форме 70,58 7,38

Запрос котировок в электронной форме 36,7 3,83

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме 0,17 0,02

Закупки у единственного поставщика с использованием программного модуля «Малые закупки» 90,36 9,44

ВСЕГО 957,08 100

Одним из показателей эффективности осуществления закупок является доля закупок, осуществленных конкурентными способами. В рамках получения объективных результатов по вышеуказанному показателю была использована следующая формула расчета:

П1/(П1+П2)*100, где

П1 - сумма цен контрактов, заключенных в отчетном периоде по результатам конкурентных процедур, руб.;

П2 - сумма цен контрактов, заключенных в отчетном периоде с единственным поставщиком (подрядчиком исполнителем), руб.

Доля закупок, осуществленных конкурентными способами (по сумме) в общем объеме закупок в 2022 году составила 46,37%. Аналогичный показатель 2021 года составлял 76,42%. Существенная разница в значении показателя обусловлена в основном внешними факторами, не зависящими от заказчиков, а именно, изменением экономических условий деятельности участников закупочных процедур, связанных с экономическими санкциями иностранных государств. Указанное, как и по итогам предыдущего отчетного периода, свидетельствует о стабильном функционировании контрактной системы в сфере закупок Курской области в условиях санкционного давления.

Осуществление заказчиком закупок только способом у единственного поставщика либо с преобладанием такого способа нельзя трактовать исключительно как негативный момент. Такой выбор может являться оптимальным для заказчиков с незначительным объемом совокупного годового объема закупок, когда осуществление закупок ввиду малых объемов конкурентными способами нецелесообразно, либо в случае если большая часть закупок заказчика подпадает под действие части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ (за исключением пунктов 4, 5, 24, 25).

0 200 400 600 800 1000 1200

Рисунок 2. Экономия бюджетных ресурсов, млн. руб.

Экономия бюджетных ресурсов, сложившаяся по итогам проведения конкурентных процедур, также является показателем эффективности осуществления закупок. Итоги закупок государственных заказчиков в 2022 году свидетельствуют о незначительном уменьшении данного показателя по отношению к показателю 2021 года. В сравнении с 2021 годом экономия уменьшилась на 66,08 млн. руб. или на 6,5%.

При этом, значительная часть закупок в 2022 году в целях обеспечения нужд Курской области была осуществлена без торгов у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке, установленном постановлением Администрации Курской области от 17.03.2022 № 247-па «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления», на основании актов Правительства Курской области, изданных во исполнение части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 №2 46-ФЗ в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ [4].

Такие закупки у единственного поставщика были направлены на защиту национальных интересов в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, и учитывали необходимость максимальной защиты публичных интересов заказчиков от указанных действий

при соблюдении принципа эффективности закупки в нестабильных экономических условиях.

Полученная государственными заказчиками экономия по результатам заключения контрактов в 2021 году составила 1 023,16 млн. руб., в том числе экономия, полученная при использовании модуля «Малые закупки» 72,85 млн. руб. Следует отметить, что данная экономия не подлежала возврату в бюджет Курской области в полном объеме, так как помимо выделенных средств из бюджета Курской области содержала средства федерального бюджета и внебюджетные средства (в частности, средства ФОМС).

Показатели конкуренции при осуществлении закупок обусловлены следующими факторами:

- уровень доверия товаропроизводителей, поставщиков к государственным закупкам;

- уровень правовой грамотности участников закупок;

- подготовка заказчиком описания объекта закупки с соблюдением принципа конкуренции.

В целях повышения уровня конкуренции при осуществлении закупок целесообразно:

- регулярно проводить мероприятия, направленные на увеличение доверия производителей, поставщиков к государственным закупкам, на повышение правовой грамотности участников закупки;

- избегать формирования описания объекта закупки с нарушением норм Федерального закона № 44-ФЗ, привлекать к участию в закупках максимальное количество участников, в том числе региональных поставщиков и товаропроизводителей;

- осуществлять постоянную методологическую работу с государственными заказчиками Курской области [3].

Проведенный анализ функционирования контрактной системы показал, что в Курской области сформирована прозрачная система закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, предусматривающая

единые правила закупок, централизованное размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупках, открытый доступ к участию в закупках. При этом действующие механизмы контрактной системы позволяют своевременно предотвращать нарушения на любой стадии закупочного цикла (от планирования до исполнения контракта).

Список литературы

1. Управление Федерального Казначейства по Курской области: официальный сайт. URL:http://kursk.roskazna.gov.ru (дата обращения: 27.11.2023)

2. Контрольно-счетная палата Курской области: официальный сайт. URL:http://www.ksp46.ru (дата обращения: 21.11.2023)

3. Информационная система Курской области в сфере закупок: официальный сайт. URL:http://zak.imkursk.ru (дата обращения: 18.11.2023)

4. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ официальный сайт. URL:http://consultant.ru (дата обращения: 15.11.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.