УДК 378.1
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИИ НА КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ВУЗА
© В. Ш. Набиев
Ульяновское высшее военное инженерное училище связи (военный институт) им. Г. К. Орджоникидзе Россия, г. Ульяновск, 430013, ул. Тухачевского, 19.
Тел.: +7 903 320 20 92.
E-mail: [email protected]
Рассмотрены некоторые аспекты проводимой в России военной реформы Вооруженных Сил. Определены задачи и цели теоретического исследования по формированию военноспециальной компетентности выпускника военного вуза, а также представлена экспериментальная проверка предлагаемых решений.
Ключевые слова: реформирование, военное образование, дидактические условия, компетентность, составляющие, компоненты, сформированность, результат.
Реформирование Вооруженных Сил, связанное с необходимостью приведения их в соответствие с современными условиями обеспечения безопасности государства, определяет все более высокие требования к подготовке военных кадров и в первую очередь - к подготовке офицеров [1].
Сложившаяся в России система военного образования является уникальной, получившей признание во всем мире. Отечественные исследователи отмечают необходимость сохранения и развития ее характерных черт, таких, как высокое качество обучения, высокий уровень подготовки специалистов, гармоничное сочетание фундаментальных знаний и практических умений и навыков, оптимальное соотношение в развитии интеллектуальных, нравственных, физических качеств личности, воспитание патриотизма и самоотверженности [2].
В настоящее время процесс подготовки офицеров обусловлен, с одной стороны, возрастанием объема и сложности профессиональных знаний, навыков, с другой - невозможностью увеличения или даже сокращением сроков обучения в учебных заведениях, наличием противоречий [3].
Исследователи отмечают, что разрешение существующих противоречий возможно лишь путем интенсификации обучения, проведением широкомасштабной оптимизации образовательного процесса.
Аналитический обзор направлений исследования
Сегодня в нашей стране сосуществуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое. По мнению В. В. Краев-ского, каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. В условиях кардинальных перемен по-новому видятся цели современного образования, предлагающие по возможности полное развитие тех способностей личности, которые нужны ей и обществу, приобщение ее к активному участию в жизни, соединение бытия индивидуального человека с
культурой [4]. Именно поэтому пересмотр практики подготовки специалиста - выпускника военного вуза следует начинать с изменения содержания образования и других реализуемых компонентов в процессе обучения.
Совершенствование форм и методов обучения, наряду с оптимизацией содержания учебных планов и программ, предполагает обновление дидактической и методической основы - методов, средств и форм обучения в направлении системного построения модели образовательного процесса, обеспечения его универсальности, адаптивности, продуктивности, надпред-метности, многофункциональности, междисциплинарности, что позволит в полной мере применять компетентностные основы подготовки специалиста [5]. Направления реформирования военного образования должны быть согласованы с фундаментальными принципами стратегии модернизации общего образования: целенаправленной установки на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои права и обязанности, имеющейся возможности и ресурсы реализовать избранную позицию; постепенной переориентации с трансляции системы знаний, умений и навыков на создание условий для становления комплекса компетенций как способностей реализовать свои замыслы в условиях многофакторного и коммуникационного пространства [6].
Реализация задач реформирования в контексте компетентностного подхода обеспечивается изменением компонентов образовательного процесса и его структуры с последующей перспективой выхода на процесс формирования компонентов и составляющих военно-специальной компетентности (ВСК) выпускника военного вуза.
Существующей педагогической практикой доказано, что процесс обучения подвержен влиянию многих факторов, которые в свою очередь определяются внутренними и внешними условиями. Закономерности таких воздействий должны приниматься во внимание при выборе дидактических ус-
ловий, обеспечивающих процесс формирования ВСК.
Целостная иерархическая система дидактических условий (ДУ) еще не построена, поэтому при выборе ДУ, имеющих первостепенное значение для формирования ВСК, необходимо учитывать конкретные характеристики предмета исследования [7].
Соответственно, важной задачей является разработка дидактических условий, критериев оценивания процесса формирования ВСК в теоретическом плане, а также экспериментальная проверка предлагаемых решений.
Значимость того или иного дидактического условия определяется успешностью действующего процесса и выражается достижением такого уровня сформированности ВСК, который соответствует реальным возможностям курсантов в развитии их творческих способностей.
В нашем исследовании в качестве значимых рассматриваются ДУ, образующие целостность: определение сущности ВСК и ее структуры, целе-полагание процесса обучения с позиций компе-тентностного подхода, построение содержания образования в соответствии со структурой компонентов и составляющих военно-специальной компетентности, использование адаптированной к формированию ВСК профессионально ориентированной технологии обучения, создание методики оценивания результата сформированности ВСК и определение успешности процесса на основе разработанных объективных измерителей.
Методика оценки и анализ полученных результатов
Констатирующий этап эксперимента проводился в Ульяновском высшем военном инженерном училище связи (УВВИУС). В нем принимали участие 47 обучающихся, из них 24 курсанта - в контрольной группе (КГ), 23 курсанта - в экспериментальной группе (ЭГ).
Проверка выдвинутых в гипотезе положений осуществлялась путем сравнения результатов измерений, полученных в контрольной группе курсантов (обучение обеспечивалось традиционными дидактическими средствами), и результатов измерений, полученных в экспериментальной группе (использовалась адаптированная профессионально ориентированная технология). В ходе проведения исследования было установлено, что предлагаемые ДУ действительно позволяют добиваться успешности процесса формирования ВСК. При этом замечено, что уровень сформированности ВСК зависит как от эффективности влияния каждого ДУ в отдельности, так и от комплексного их влияния. Скрытые закономерности, механизмы такого воздействия на процесс формирования ВСК, а также эффективность влияния выбранных ДУ определялись экспериментально.
В качестве компонентов личностной составляющей ВСК рассматривались: познавательная
активность (ПА), стиль индивидуального общения (СИО), профессиональное самосознание (ПС), творческие способности (ТС).
Деятельностная составляющая ВСК рассматривалась в составе компонентов: военно-специальных знаний (ВСЗ), умений (ВСУ), навыков (ВСН) и военно-специального опыта деятельности (ВСО).
В начале констатирующего этапа эксперимента целью так называемого входного контроля (1 срез) явилось определение имеющегося уровня сформированности компонентов деятельностной и личностной составляющих ВСК. В конце констатирующего этапа эксперимента (2 срез) определялся уровень ВСК по результатам тематического контроля.
Тесты-задания и психологические тесты выполнялись как в начале, так и в конце эксперимента. Результаты измерений представлены в табл. 1, 2.
Таблица 1
Результаты оценки сформированности компонентов деятельностной составляющей ВСК выпускника военного вуза в начале и в конце констатирующего этапа эксперимента
Показатели, критерии Констатирующий этап эксперимента в начале (1 срез)
КГ, кол.(%) ЭГ, кол.(%)
Неуд. Удовл Хор. Отл. Неуд. Удовл. Хор. Отл.
ВСЗ 2 10 8 4 1 9 8 5
ВСУ 1 11 9 3 1 10 6 6
ВСН - 12 8 4 - 11 9 3
ВСО - 12 7 5 - 11 8 4
Уровень ВСК (3) (47) (33) (17) (2) (45) (34) (19)
Показатели, критерии Констатирующий этап эксперимента в конце (2 срез)
КГ, кол.(%) ЭГ, кол.(%)
Неуд. Удовл. Хор. Отл. Неуд. Удовл. Хор. Отл.
ВСЗ 1 9 10 4 - 6 9 8
ВСУ 1 10 10 3 - 5 10 8
ВСН 1 10 9 4 - 7 11 5
ВСО - 11 10 3 - 5 11 7
Уровень ВСК (3) (42) (41) (14) (0) (25) (45) (30)
Таблица 2
Результаты оценки сформированности компонентов личностной составляющей ВСК выпускника военного вуза в начале и в конце констатирующего этапа эксперимента
Показатели, критерии Констатирующий этап эксперимента в начале (1 срез)
КГ, кол.(%) ЭГ, кол.(%)
Неуд. Удовл. Хор. Отл. Неуд. Удовл. Хор. Отл.
ПА 1 19 2 2 2 17 3 1
СИО 3 15 4 2 1 17 4 1
ПС 5 16 1 2 4 15 2 2
ТС 7 10 4 3 8 12 1 2
Уровень ВСК (17) (63) (11) (9) (16) (66) (11) (7)
Показатели, критерии Констатирующий этап эксперимента в конце (2 срез)
КГ, кол.(%) ЭГ, кол.(%)
Неуд. Удовл. Хор. Отл. Неуд. Удовл. Хор. Отл.
ПА 2 17 3 2 - 13 6 4
СИО 3 14 5 2 1 10 10 2
ПС 4 17 1 2 - 10 10 3
ТС 6 11 3 4 1 14 6 2
Уровень ВСК (16) (61) (13) (10) (2) (51) (35) (12)
В качестве независимых переменных (условий) эксперимента были приняты: цели обучения, уровень подготовки обучаемых в контрольной и экспериментальной группах; количество часов учебных занятий, содержание и объем учебного материала. В ходе проведения измерений обеспечивались равные условия измерений (срезов), одинаковые критерии оценки полученных результатов и методы их обработки.
В качестве зависимых переменных (условий) эксперимента приняты: технология обучения военно-специальным дисциплинам, вариации изменений характера деятельности курсантов и преподавателей, инновационные формы организации обучения.
Для перехода от стандартной методики оценивания, к оцениванию по коэффициенту усвоения, выбраны значения: «отлично» (0.91-1.00), «хорошо» (0.81-0.90), «удовлетворительно» (0.71-0.80), «неудовлетворительно» (0>71).
Критерий оценивания - коэффициент усвоения (Ка) определялся по методике, предложенной В. П. Беспалько [7, 8].
Оценивание компонентов личностной составляющей ВСК осуществлялось в ходе текущего контроля путем определения уровней их сформиро-ванности по критериям, разработанным на основе стандартных методик и по результатам проведенного психологического тестирования [9, 10].
В заключительной части эксперимента применены классические методы статистической обработки результатов [11, 12].
Уровни сформированности ВСК выпускника предложено различать: I - «низкий»; II - «средний»; III - «выше среднего»; IV - «высокий».
Классификация результатов по уровням сфор-мированности ВСК представлена в табл. 3.
Результаты измерений первого среза показывают, что соответствующие уровни подготовки обучаемых (уровни сформированности ВСК) не имели значительных расхождений. Результаты из-
мерений второго среза позволяют заметить, что уровни ВСК в контрольной группе почти не изменились, а в экспериментальной группе произошли изменения сформированности ВСК как в количественном, так и в качественном отношении.
Таблица 3
Результаты оценки уровня сформированности ВСК выпускника военного вуза в начале и в конце _______констатирующего этапа эксперимента______
Уровень сформиро- Г руппы обучающихся
Контрольная группа Экспериментальная группа
ВСК Первый срез, % Итоговый срез, % Первый срез, % Итоговый срез, %
I 10 10 9 1
II 55 51 55 38
III 22 27 23 40
IV 13 12 13 21
Заключение
Результаты исследования показывают, что выбранные дидактические условия позволяют обеспечивать выполнение требований эффективности процесса формирования ВСК. Подтверждены предположения о значимости системно-структурированного построения целей и содержания образования, основанных на принципах компетентностного подхода в обучении курсантов.
Экспериментально доказано, что выбор адаптированной профессионально ориентированной технологии является обоснованным, так как перевод обучающегося в позицию субъекта процесса обучения позволяет ему успешно, в предельно короткие сроки осваивать учебную программу, добиваться высоких результатов. Разработанная методика оценивания, включающая критерии, показатели и уровни сформированности ВСК, обеспечивает действенный контроль, позволяет оперативно в ходе каждого учебного занятия, а также ретроспективно от одного уровня к другому оценивать
результаты продвижения курсантов в формировании компонентов и составляющих ВСК.
Проведенное теоретическое исследование степени эффективности влияния дидактических условий на качество процесса формирования ВСК выпускника военного вуза и экспериментальное подтверждение теоретических положений позволяют открыть новую страницу в развитии компетентно-стных основ профессионального обучения специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года».
2. Организация методической работы в высших военных учебных заведениях. СПб, ВАС, 1997. -216 с.
3. Военная педагогика и психология: Учебное пособие / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. -384 с.
4. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2001. -36 с.
5. Петухов М. А. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам: Учебное пособие. / Под науч. ред. А. П. Беляевой. Ульяновск: УлГТУ, 2001. -199 с.
6. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материал для разработки документов по обновлению общего образования. М.: Мир книги, 2001. -106 с.
7. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -95 с.
8. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -190 с.
9. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. Т.2. -248 с.
10. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. -308 с.
11. Немов Р. С. Психология: Учеб.для студ. пед. учеб. зав.: в 3 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. -640 с.
12. Кремер Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -543 с.
Поступила в редакцию 03.08.2007 г. После доработки — 23.11.2007 г.