Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИНХРОМАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ В ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ НА ОСНОВЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИНХРОМАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ В ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ НА ОСНОВЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синхромаркетинг / городской пассажирский транспорт / эффективность / KPI / пассажиропоток / удовлетворенность пассажиров / методика оценки / интегральный показатель / synchromarketing / urban passenger transport / efficiency / KPI / passenger volume / passenger satisfaction / evaluation methodology / integral indicator / performance measurement / transportation management

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Назарова Вазира Хамидовна

В статье рассматривается проблема оценки эффективности синхромаркетинговых стратегий в городском пассажирском транспорте. Предлагается система ключевых показателей эффективности (KPI) для оценки таких стратегий, включающая пассажиропоток, уровень загрузки транспорта, доходы, удовлетворенность пассажиров, экологические показатели, пунктуальность, доступность, время в пути и безопасность. Разработана методика оценки эффективности синхромаркетинговых стратегий на основе расчета интегрального показателя эффективности с использованием метода взвешенных сумм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технике и технологии , автор научной работы — Назарова Вазира Хамидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF SYNCHROMARKETING STRATEGIES IN URBAN PASSENGER TRANSPORT BASED ON KEY PERFORMANCE INDICATORS

This article addresses the challenge of evaluating the effectiveness of synchromarketing strategies within urban passenger transport systems. A comprehensive system of Key Performance Indicators (KPIs) is proposed to facilitate this evaluation, encompassing critical aspects such as passenger volume, vehicle occupancy rates, revenue generation, passenger satisfaction, environmental impact, punctuality, accessibility, travel time, and safety. A robust methodology for assessing the efficacy of synchromarketing strategies is then developed, based on the calculation of an integral performance indicator utilizing a weighted sum method. This approach provides a holistic and quantifiable measure of the overall impact of synchromarketing initiatives on urban passenger transport systems.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИНХРОМАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ В ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ НА ОСНОВЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

ТРАНСПОРТ

DOI - 10.32743/UniTech.2024.129.12.18833

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИНХРОМАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ В ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ НА ОСНОВЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Назарова Вазира Хамидовна

ст. преподаватель, кафедра транспортной логистики, Ташкентский государственный транспортный университет,

Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: [email protected]

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF SYNCHROMARKETING STRATEGIES IN URBAN PASSENGER TRANSPORT BASED ON KEY PERFORMANCE INDICATORS

Vazira Nazarova

Senior Lecturer, Department of Transport Logistics, Tashkent State Transport University, Republic of Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема оценки эффективности синхромаркетинговых стратегий в городском пассажирском транспорте. Предлагается система ключевых показателей эффективности (KPI) для оценки таких стратегий, включающая пассажиропоток, уровень загрузки транспорта, доходы, удовлетворенность пассажиров, экологические показатели, пунктуальность, доступность, время в пути и безопасность. Разработана методика оценки эффективности синхромаркетинговых стратегий на основе расчета интегрального показателя эффективности с использованием метода взвешенных сумм.

ABSTRACT

This article addresses the challenge of evaluating the effectiveness of synchromarketing strategies within urban passenger transport systems. A comprehensive system of Key Performance Indicators (KPIs) is proposed to facilitate this evaluation, encompassing critical aspects such as passenger volume, vehicle occupancy rates, revenue generation, passenger satisfaction, environmental impact, punctuality, accessibility, travel time, and safety. A robust methodology for assessing the efficacy of synchromarketing strategies is then developed, based on the calculation of an integral performance indicator utilizing a weighted sum method. This approach provides a holistic and quantifiable measure of the overall impact of synchromarketing initiatives on urban passenger transport systems.

Ключевые слова: синхромаркетинг, городской пассажирский транспорт, эффективность, KPI, пассажиропоток, удовлетворенность пассажиров, методика оценки, интегральный показатель.

Keywords: synchromarketing, urban passenger transport, efficiency, KPI, passenger volume, passenger satisfaction, evaluation methodology, integral indicator, performance measurement, transportation management.

Введение

Современные города сталкиваются с растущими проблемами в области городского пассажирского транспорта. Увеличение населения, интенсификация дорожного движения, экологические проблемы требуют поиска эффективных решений для обеспечения

устойчивого развития транспортных систем. В этих условиях синхромаркетинг выступает как перспективный подход к регулированию спроса на услуги городского пассажирского транспорта, позволяющий оптимизировать пассажиропотоки, повысить эффективность использования транспортных ресурсов и улучшить качество обслуживания пассажиров.

Библиографическое описание: Назарова В.Х. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИНХРОМАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ В ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ НА ОСНОВЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2024. 12(129). URL:

https://7universum.com/ru/tech/archive/item/18833

В последние годы наблюдается повышенное внимание к синхромаркетингу как инструменту регулирования спроса и повышения эффективности в транспортной сфере [1, 2]. Это связано с необходимостью решения проблем перегруженности транспортных сетей, оптимизации использования ресурсов и повышения качества обслуживания пассажиров. В городах появляются новые виды транспорта (каршеринг, велошеринг, такси), что усиливает конкуренцию и требует от операторов общественного транспорта активного применения маркетинговых инструментов для привлечения и удержания пассажиров.

Эффективное использование транспортных средств, инфраструктуры и персонала является ключевым фактором успешной работы городского пассажирского транспорта. Синхромаркетинг позволяет достичь этой цели за счет более равномерного распределения пассажиропотока в течение дня. Многие исследования подчеркивают роль синхро-маркетинга в достижении целей повышения экологич-ности транспорта [3], повышения его доступности [4] и адаптивности под текущие потребности населения [5].

Комфорт, удобство и безопасность пассажиров являются еще одной группой важнейших критериев качества транспортных услуг. Синхромаркетинг способствует повышению удовлетворенности пассажиров за счет предложения гибких тарифов, удобных расписаний и дополнительных сервисов. Эти вопросы решаются за счет использования информационных технологий (мобильные приложения [6], интеллектуальные транспортные системы [7]) для реализации синхромаркетинговых стратегий.

Однако, несмотря на определенный интерес к теме эффективности транспортных систем [8], исследований, посвященных методологии применения КР1 для оценки эффективности синхромаркетинга в городском пассажирском транспорте, пока недостаточно. Отсутствует универсальная система оценки эффективности синхромаркетинговых стратегий на городском пассажирском транспорте. Существующие подходы часто ограничиваются анализом отдельных показателей (например, пассажиропотока) и не учитывают всех факторов, влияющих на эффективность. Необходимы исследования, направленные на разработку более точных и комплексных методик оценки эффективности, учитывающих специфику различных видов транспорта и городских транспортных систем.

В данной статье мы попытались выделить ключевые КР1 для оценки эффективности синхромарке-тинговых стратегий в городском пассажирском транспорте.

Для решений указанной задачи нами использовался метод анализа научной литературы. Проведен обзор научных статей, монографий и других источников по теме синхромаркетинга и оценки его эффективности, с акцентом на применение КР1 в транспортной сфере.

Для оценки удовлетворенности пассажиров качеством транспортных услуг был проведен опрос пользователей городского транспорта в городе Ташкенте, в котором приняли участие 98 респондентов. Опрос включал вопросы о комфорте, удобстве, безопасности, информированности и других аспектах качества обслуживания. Цель проведенного анализа -выявить существующие подходы к оценке эффективности синхромаркетинга, определить ключевые КР1, используемые в данной области, и изучить опыт применения синхромаркетинга в различных транспортных системах.

Результаты

Анализ литературы и статистики подтвердил растущий интерес к синхромаркетингу в городском пассажирском транспорте, обусловленный усилением конкуренции и необходимостью оптимизации ресурсов. Синхромаркетинговые стратегии способствуют равномерному распределению пассажиропотока, улучшению маршрутов и тарифов, а также повышению качества обслуживания. Их эффективность зависит от активного использования технологий, взаимодействия с пассажирами и учета особенностей транспортной системы. Статистические данные последних пяти лет выявили пиковые нагрузки в утренние и вечерние часы, требующие оптимизации расписания и маршрутов для повышения эффективности транспорта.

Опросы пассажиров показали, что комфорт, безопасность и пунктуальность — ключевые факторы удовлетворенности, однако более 40% недовольны уровнем информированности о транспортных изменениях. Более 30% готовы чаще пользоваться общественным транспортом при улучшении его качества и введении гибких тарифов. Около 60% уже используют мобильные приложения для планирования поездок. В результате анализа разработана система КР1 и их весов для оценки эффективности синхромаркетинговых стратегий (таблица 1), что позволит улучшить работу транспорта и удовлетворенность пассажиров.

Таблица 1.

Ключевые КР!

КР1 Описание Обоснование выбора Вес

Пассажиропоток Количество пассажиров, перевезенных за определенный период времени. Отражает общую эффективность работы транспортной системы и ее способность удовлетворять спрос на перевозки. 0.20

Уровень загрузки транспорта Отношение фактического количества пассажиров к вместимости транспортного средства. Показывает эффективность использования транспортных ресурсов и позволяет выявить перегруженные и недогруженные маршруты. Особенно важно для метро, электробусов и маршрутных такси. 0.15

Доходы Выручка от продажи билетов и предоставления дополнительных услуг. Характеризует финансовую устойчивость транспортной системы и эффективность ее управления. 0.10

Удовлетворенность пассажиров Оценка пассажирами качества транспортных услуг (комфорт, удобство, безопасность, информированность). Отражает уровень сервиса и позволяет выявить направления для его улучшения. Актуально для всех видов транспорта, включая такси. 0.25

Экологические показатели Объем выбросов вредных веществ в атмосферу, уровень шума. Характеризует экологичность транспортной системы и ее влияние на окружающую среду. Особенно важно для электробусов, как экологически чистого вида транспорта. 0.10

Пунктуальность Соблюдение расписания движения транспорта. Важный показатель качества транспортных услуг, влияющий на удовлетворенность пассажиров. Особенно критично для метро и электробусов, работающих по расписанию. 0.05

Доступность Удобство доступа к остановкам общественного транспорта для различных категорий пассажиров (включая людей с ограниченными возможностями). Характеризует социальную значимость транспортной системы и ее способность обеспечивать равные возможности для всех граждан. 0.05

Время в пути Среднее время, затрачиваемое пассажирами на поездку. Показывает эффективность маршрутной сети и работы транспортной системы в целом. Важно для всех видов транспорта, но особенно для маршрутных такси, которые могут выбирать оптимальный маршрут. 0.05

Безопасность Количество ДТП и других происшествий на транспорте. Характеризует безопасность транспортной системы для пассажиров и пешеходов. 0.05

Веса KPI были определены экспертным путем с учетом важности KPI для достижения целей синхромаркетинговой стратегии; влияния ЕР! на качество обслуживания пассажиров; доступности данных для расчета КР1.

Описание разработанной методики

Для оценки эффективности синхромаркетинговых стратегий предлагается следующая методика:

1. Сбор необходимых данных по выбранным КР1 за период до и после внедрения синхромарке-тинговых стратегий по каждому виду транспорта (метро, электробусы, маршрутные такси, такси).

2. Анализ собранных данных с помощью статистических методов и методов анализа временных рядов с учетом специфики каждого вида транспорта. Например, для метро важно анализировать пассажиропоток в разрезе станций и линий, а для маршрутных такси — в разрезе маршрутов и времени суток.

3. Расчет интегрального показателя эффективности ИПЭ. Объединение значений отдельных КР1 в единый интегральный показатель с использованием метода взвешенных сумм. Веса для каждого КР1 определяются экспертным путем с учетом важности данного показателя для конкретного вида транспорта и городской транспортной системы в целом.

Для расчета интегрального показателя эффективности предлагается использовать следующую формулу:

ИПЭ = Е ^ * х1)

где: ИПЭ - интегральный показатель эффективности;

wi - вес ьго KPI;

xi - значение ьго КР1.

4. Сравнение значений интегрального показателя эффективности до и после внедрения синхромарке-тинговых стратегий для каждого вида транспорта и для транспортной системы в целом.

5. Оценка эффективности синхромаркетинговых стратегий на основе полученных результатов с учетом влияния на разные виды транспорта и на транспортную систему города в целом.

Обсуждение

Разработанная методика оценки эффективности синхромаркетинговых стратегий представляет практическую ценность для транспортных компаний и городских администраций. Она может быть использована для принятия решений о внедрении таких стратегий с учетом особенностей конкретного города, оптимизации существующих программ, оценки эффективности маркетинговых мероприятий для различных видов транспорта, а также для повышения качества обслуживания пассажиров и более рационального использования транспортных ресурсов.

Однако требуются дальнейшие исследования для усовершенствования модели расчета интегрального показателя эффективности с учетом специфики различных видов транспорта, разработки более объективных методов определения весовых коэффициентов для KPI, а также анализа влияния синхро-маркетинговых стратегий на разные социальные группы пассажиров, что позволит повысить точность и универсальность подхода.

Выводы

• Синхромаркетинг является эффективным инструментом повышения эффективности работы городского пассажирского транспорта в городе.

• Внедрение синхромаркетинговых стратегий способствует увеличению пассажиропотока, уровня загрузки транспорта, доходов и удовлетворенности пассажиров.

• В статье представлен фундамент для разработки методики оценки эффективности синхромарке-тинга с учетом различных факторов, однако требуется дальнейшая детализация и доработка для создания полноценного инструмента оценки эффективности синхромаркетинга.

При разработке синхромаркетинговых программ рекомендуется учитывать специфику города, потребности пассажиров и особенности разных видов транспорта; применять систему КР1 для оценки эффективности стратегий; регулярно мониторить реализацию программ и корректировать их при необходимости.

Список литературы:

1. Балалаев А.С., Балалаев С.А., Климентьева И.И. Основы маркетинга на транспорте. - 2012.

2. Бритик Э.В., Шулдяков А.В. Современные тенденции организации и управления маркетингом //Маркетинг и менеджмент в развитии экономики России. - 2022.

3. Котенкова И.Н., Надирян С.Л., Сенин И.С. Развитие конкурентного рынка транспортных услуг // Электронный сетевой политематический журнал" Научные труды КубГТУ". - 2017. - №. 2. - С. 156-167.

4. Назарова В.Х. Синхромаркетинг, как метод регулирования спроса на рынке городских пассажирских перевозок //Перспективы развития научного прогресса в XXI веке и роль инноваций в этом процессе Часть-2. - С. 51.

5. Назарова В.Х., Ахмедов Д.Т.У., Юсуфхонов З.Ю.У. Совершенствование логистики городского пассажирского транспорта //Universum: технические науки. - 2023. - №. 2-3 (107). - С. 42-44.

6. Кулыев С. Умные транспортные системы: как технологии меняют городскую мобильность //Вестник науки. -2024. - Т. 1. - №. 11 (80). - С. 920-923.

7. Меренков А.О. Организационно-экономические аспекты формирования интеллектуальных транспортных систем в сфере городского пассажирского транспорта //Москва. - 2016.

8. Кузьмина Е.В. Проблемы и решения автоматизации управленческого учета в автомобильном хозяйстве // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2014. - №. 11. - С. 35-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.