ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМПАНИЙ В РЕГИОНЕ
ДРОБЫШЕВСКАЯ Л.Н.,
до кт ор эко н омических наук, профессор, Кубанский государственный университет, e-mail: [email protected];
КУЧЕРУК В.А.,
аспирант, Кубанский государственный университет, e-mail: [email protected]
Исследованы различные подходы к оценке эффективности сетевых форм взаимодействия компаний. Рассмотрены и проанализированы достоинства и недостатки данных методов. Предложена авторская модель оценки эффективности сетей в региональной экономической системе.
Ключевые слова: сеть; сетевая организация; оценка эффективности; сателлитная фирма; региональная экономическая система.
Exploring a different approach to evaluating the effectiveness of network forms of coopera-tion between the companies. Reviewed and analyzed the advantages and disadvantages of these methods. The author 's network performance evaluation model for regional economic system.
Keywords: network; network organization; evaluation of efficiency; the satellite firm; re-gional economy.
Коды классификатора JEL: R58, L22.
В современных условиях значительного возрастания мобильности капитала для обеспечения национальной конкурентоспособности первостепенное значение имеют не только передовые технологии и фирмы, но и регионы, способные их принять. Регион является субъектом экономического развития и выполняет определенную роль в экономическом пространстве. В национальном пространстве субъектность региона связана с осуществлением социальной функции государства, которая заключается в обеспечении условий воспроизводства населения и бизнеса. В глобальном пространстве роль региона заключается в формировании конкурентоспособности, способствующей привлечению в регион инвестиций, инноваций, рабочей силы и других факторов производства.
Эффективность развития региональной экономики определяется не только и не столько позитивными результатами в подсистемах региональной системы, являющихся полюсами роста, сколько своевременными результативными управленческими воздействиями на ее лимитирующие компоненты, выступающие в качестве ограничителей поступательной динамики мезоэкономических трансформаций.
Не менее важной системной функцией региональной экономики является самоорганизация, характеризующаяся проявлением функциональной устойчивости в неравновесных состояниях. Исследование системных свойств региональной экономики, в частности функции самоорганизации, создает базовую платформу для детального изучения процессов генерации технологических, организационных и иных инноваций на базе механизма локальных взаимодействий функционально-отраслевых элементов, взаимосвязей в экономике региона.
В развитых странах получила широкое распространение сетевая модель, являющаяся проекцией производственных сетей на территорию. Это так называемые сети, привязанные к месту (network of place). В отличие от жесткой специализации, монопрофильности, свойственной иерархически организованным системам, сетевые регионы отличает гибкая специализация и высокая инновационность. В этом контексте, по нашему мнению, отраслевая логика промышленной политики России должна быть скорректирована территориальной или пространственной.
Результативность сетевого взаимодействия и получение в ходе реализации партнерских отношений в бизнес-среде позитивных эффектов для отдельных компаний и региональной экономики в целом подтверждается опытом ряда развитых и развивающихся стран (в частности, Великобритании, Франции, Бразилии и др.).
В этой связи особую значимость приобретает проблема определения видов и величины данных эффектов, оценки эффективности сетевого взаимодействия предприятий. Для определения методов оценки эффективности прежде всего следует установить взаимосвязь и различия между такими экономическими категориями, как «эффект» и «эффектив-
© Л.Н. Дробышевская, В.А. Кучерук, 2012
ность». Термин «эффективность» традиционно применяется при анализе функционирования системы, поскольку он характеризует не статическое состояние системы, а развитие, явления или процессы. Эффект отражает результат деятельности, т.е. демонстрирует то состояние, к которому стремился экономический объект. Эффект является результатом деятельности экономической системы: прогнозируемым, планируемым, желаемым либо достигнутым. В отличие от эффекта, эффективность определяется соотношением результата, т.е. эффекта, и затрат, которые обусловили достижение данного результата. Эффективность является сравнительной характеристикой результата деятельности [2].
В российской экономической науке значительный вклад в развитие теории эффективности взаимодействия субъектов в рыночной сети внесли такие ученые, как: Г.Л. Багиев, Н.И. Мелентьева, Ю.Ф. Попова, О.У. Юлдашева, В.А. Городилов [3, 4, 5, 6]. Предлагаемая ими методология оценки эффективности взаимодействия сетевых субъектов основывается на общей теории эффективности. Так, подчеркивая системный характер сетей, Г.Л. Багиев обосновывает необходимость использования системного подхода к оценке эффективности их функционирования для анализа устойчивости сетей как фокусных рыночных образований. В этом контексте в качестве итоговых факторов эффективности взаимодействия субъектов в сети выделяются следующие: уровень кооперации субъектов, степень координации их деятельности, стабильность, гибкость, способность к маневрированию, изменчивость, неоднородность, неопределенность, новаторство и т.п. Процесс взаимодействия, его эффективность в значительной мере зависят от общей цели поведения субъектов сети, ситуации или состояния управляемой системы, ресурсообеспеченности (потенциала) управляющей системы и наличия (уровня разрешенности) проблем, противоречивых ситуаций и рассогласованности целей субъектов, участвующих в процессе взаимодействия. Это детерминирует ситуацион-ность моделей и показателей оценки эффективности взаимодействия сетевых субъектов, а также влияние на них контекстуальных факторов: поставленных целей, имеющихся ресурсов, решаемых проблем, степени согласованности действий и т.п.
В процессе формирования сетевой системы потенциальные партнеры стремятся оценить эффекты и эффективность взаимодействия. Построение системы взаимодействия предпринимательских структур на основе сетевой модели происходит с использованием различных форм сотрудничества: стратегический альянс, виртуальная организация, стратегическое партнерство, аутсорсинг, промышленный кластер, франчайзинг, динамическое объединение, цепочка создания стоимости, субконтрактация, сателлитная форма.
Межфирменные сетевые отношения формируются как для решения технологических и финансовых проблем, так и задач, связанных с совершенствованием управления каналом распределения. В результате развиваются сложные интерактивные отношения, которые соединяют ресурсы и деятельность одной стороны с ресурсами и деятельностью другой. Как правило, компании преобразовывают свои стратегии и структуры в кооперативные межфирменные соглашения двух типов: сетевые фирмы и стратегические союзы. Подобное развитие позволило им одновременно осуществлять инновационную деятельность, адаптироваться к внешним условиям и выживать в глобальной конкурентной среде. Создание межфирменных сетей также представляет собой результат тенденции по выведению за рамки компаний тех видов деятельности, которые не являются для них ключевыми (аутсорсинг), с целью увеличения их конкурентоспособности и производительности через специализацию и наращивание гибкости. Сателлитная форма являет собой образование малых фирм-сателлитов — различных дочерних фирм, сохраняющих «родственные связи» с «родителями», образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры. Наиболее распространенной формой взаимодействия разномасштабных бизнес-структур в экономике в целом является франчайзинг, а в ее промышленном секторе (включая отрасль электроэнергетики) преобладают системы субподряда и субконтрактации. Это вид производственной кооперации, способ организации производства, использующий разделение труда между контрактором - головным предприятием с минимально необходимыми собственными производственными мощностями - и субконтракторами - специализированными предприятиями, производящими комплектующие, выполняющими работы, услуги, НИОКР.
Формирование и развитие межфирменных взаимоотношений и сетей происходит в рамках определенной культурной, исторической и институциональной среды. Для оценки эффективности сетевого взаимодействия необходимо оценить результативность взаимодействия для самих предприятий-участников, определить его влияние на региональную экономическую систему, как внешнюю среду, а также выявить, как соотносятся затраты на поддержку рассматриваемых партнерских отношений и генерируемые в ходе их реализации результаты - эффекты.
Рассмотрим процесс формирования сетевой системы взаимодействия начиная «с нуля», т.е. когда отсутствует структура и взаимосвязь между компаниями. Визуализация названного процесса изображена на рис. 1.
На первом этапе складываются предпосылки формирования сетевой структуры компании, переход к которой требует переосмысления концепции фирмы с коррективами стратегических приоритетов, развитием стратегических ресурсов, ключевых компетенций компании. Началом движения традиционного предприятия к сетевой структуре должно быть переосмысление ориентиров: кто мы? что делаем? куда идем? куда хотели бы идти? После определения ориентиров следует анализ механизма функционирования предприятия. Здесь открывается путь для постепенного перехода к такому типу фирм, которые специализируются только на собственном "ноу-хау", с тем, чтобы обеспечить конкурентоспособность на рынке. На этом этапе, когда первичным элементом анализа выступает фирма, процесс стратегического управления строится в рамках известной структурно-логической схемы: стратегический анализ внешней и внутренней среды, формирование системы стратегических целей и задач, разработка стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии.
На втором этапе осуществляется переоценка существующих и поиск новых участников взаимоотношений (детерминирование границ сети). Формирование сети - это ключевая стратегическая компонента управления межфирменными отношениями. На этапе выбора участников сетевых отношений фирмы не только оценивают новых партнеров, но и переоценивают уже существующих. Одним из значимых факторов успешного развития взаимоотношений является определение их участников, которые, с одной стороны, обладают высоким потенциалом и, с другой стороны, имеют сходные ожидания от эволюции взаимоотношений. Выбор участников взаимодействия осуществляется с учетом их целей
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
(интересов). Он должен обеспечить устойчивость межфирменной сети и повышение ее конкурентоспособности. Оценка потенциальных и существующих поставщиков и покупателей является частью сетевой стратегии фирмы.
1 этап. Формирование предпосылок создания сетевой системы
- Определение долгосрочных приоритетов развития компании
- Стратегический анализ внутренней и внешней среды
2 этап. Выбор участников сетевых отношений фирмы
- Переоценка существующих партнеров
- Поиск новых участников взаимоотношений
3 этап. Формирование сетевой предпринимательской структуры
- Создание структуры межфирменных связей
- Развитие системы делового взаимодействия
4 этап. Мониторинг и анализ эффективности сетевого взаимодействия
- Оценка бизнес*процессов
- Анализ основных показателей
- Принятие решении по результатам анализа
Рис. 1. Этапы формирования сетевой структуры взаимодействия компаний
На третьем этапе (формирование сетевой предпринимательской структуры) процесс стратегического управления состоит в проектировании сетевых горизонтальных и вертикальных связей, а также идентификации форм сетевых взаимодействий в рамках сетевой структуры. Единство методологического подхода при разработке стратегии каждого элемента сети позволяет создавать единую стратегию развития сетевой предпринимательской структуры, что обусловливает методические особенности стратегического управления ее развитием, состоящие в используемых подходах и организации самого процесса управления. Компаниям необходимо определить оптимальный уровень сотрудничества в сети и дифференцировать стратегию управления межфирменными отношениями.
Для четвертого этапа характерна координация межфирменных отношений, регулирование среды взаимодействия, мониторинг результатов взаимоотношений и анализ их эффективности.
На этапе управления взаимоотношениями определяются роли и обязательства их участников, проводится оценка бизнес-процессов, формируются стратегические и оперативные планы, разрабатывается система мотивации персонала и организуется процесс мониторинга результатов взаимоотношений. Мониторинг включает в себя периодическую оценку целей и результатов их достижения, принятие решений относительно необходимости изменения структуры и характера взаимоотношений, а также стратегии управления межфирменным взаимодействием.
Анализ функционирования сетевой среды проводится путем экспертной оценки эффективности работы управляющих и координирующих органов, сетевой инфраструктуры. Изучение взаимоотношений осуществляется на основе анализа системы качественных и количественных параметров, отражающих степень реализации целей, поставленных участниками межфирменного взаимодействия, уровень удовлетворенности партнеров взаимоотношениями и потенциал их развития и т.д.
Постоянный мониторинг взаимоотношений с сетевыми партнерами на основе предложенных показателей позволяет оценить их эффективность. По результатам анализа фирмы могут формировать и развивать портфель ключевых партнеров (покупателей и поставщиков). В зависимости от эффективности управления и потенциала межфирменных сетей менеджеры фирм принимают решение о продолжении, приостановлении или разрыве взаимоотношений.
В общей сложности, эффективность взаимодействия бизнес-субъектов можно оценивать с разных позиций: как эффективность действия, обмена; как уровень результативности или достижения плановых показателей; как степень удовлетворенности взаимодействующих сторон достигнутыми результатами (экономическими и неэкономическими); как уровень ресурсоемкости взаимодействия.
Один из подходов к оценке эффективности сетевого взаимодействия бизнес-партнеров, основанный на методологии ценностно-стоимостного подхода, предлагает рассмотрение эффективности взаимодействия с позиций идентификации ценностей, которые субъекты экономики получают от взаимоотношений. Следовательно, эффективность их взаимодействия можно также рассматривать с точки зрения ценности взаимоотношений, которая включает экономический, психологический и стратегический аспекты. Впервые этот подход был реализован Х. Хоканссоном, предложившим модель ARA (ARA: actors - деятели сети; resources - ресурсы в сети; activities - деятельности участников сети) для оценки эффективности взаимодействия партнеров в рыночных сетях [7]. Модель включает три аспекта эффективности: ценность координации деятельности бизнес-партнеров, ценность адаптации ресурсов, ценность социальных обменов между индивидуумами в компаниях-партнерах. В дальнейшем модель была развита Д. Уилсоном и С. Джантраниа, которые выделили три составляющие ценности взаимоотношений: стратегическую, поведенческую (психологическую) и экономическую [8]. На наш взгляд, названную модель целесообразно дополнить научнотехнологическим аспектом сетевого взаимодействия компаний и представить в следующем виде (см. рис. 2).
? еТ во н а л Ь н а я э к о н о м и ч е с кая сИсТех1.
<Ъ,-<У .....
.-'' Региональные экономические условия для развития сетей
0(Рфекгивн«тьсредывзаимолействиЛ
. ■'»и«
NN,4
^ .ЛШ
Повышение стабильности и сбалансированности
регионального развития -,--г
И ° н а л ь н аяэ ко но м ич е с к а я с и с т е
Рис. 2. Модель сетевого взаимодействия компаний в региональной экономической системе
Любой регион является сложной социально-экономической системой, имеет многоцелевую направленность развития. Траектория и скорость движения его экономики зависят от конкретных условий: экологической ситуации, геодемо-графической обстановки, уровня занятости и т.д. Эти условия, в свою очередь, зависят от природно-ресурсного потенциала, отраслевой структуры хозяйства, экономического состава населения. И те и другие условия изменяются во времени, что не позволяет однозначно и навсегда выделить экономические приоритеты. Региональная экономика представляет собой открытую систему, существующую во многом благодаря коммуникациям с внешней средой, с другими территориальными системами.
Сложность региональной экономики как системы состоит в следующем: наличие целого ряда самостоятельных элементов; неоднозначность целевых установок развития каждого элемента и системы в целом; сложность связи между элементами, образующими систему.
Взаимосвязь элементов региональной системы проявляется по вертикали (уровням иерархии российской экономики) и по горизонтали (между компонентами одного уровня). При этом ряд взаимосвязей играет системообразующую роль в макроэкономике в целом и отдельных регионах в частности, что связано с ключевой ролью отдельных структурных единиц региональной экономики, способствующих или сдерживающих ее развитие, формируя базовые звенья, соединяющие лидирующие и отстающие функциональные зоны хозяйственного комплекса.
Для проведения мониторинга могут использоваться следующие стратегические, экономические, социальные (поведенческие) и научно-технологические параметры аспектов эффективности, среди них:
Стратегические параметры:
степень реализации индивидуальных целей и целей компании в рамках партнерства и кооперации; уровень удовлетворенности взаимоотношениями; оптимальность распределения ресурсов;
уменьшение рисков и рост управляемости взаимоотношениями.
Экономические параметры:
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
увеличение эффективности активов; повышение конкурентоспособности; рост объема продаж; увеличение прибыли;
повышение качества производимых товаров, работ, услуг; снижение трансакционных издержек;
соотношение выгод от взаимодействия и затрат на их формирование и развитие.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
Социальные (поведенческие) параметры:
S степень выполнения участниками взаимоотношений взятых на себя обязательств;
S ориентация на долгосрочное сотрудничество;
S рост доверия и приверженности партнеров;
S неформальность отношений;
S формирование общей системы ценностей;
S уровень партнерства / кооперации.
Научно-технологические параметры:
S снижение сроков разработки и внедрения инноваций;
S удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;
S число созданных передовых производственных технологий;
S выдано патентов на объекты интеллектуальной собственности;
S использование глобальных информационных сетей в организациях.
Как уже отмечалось, эффективность деятельности какой-либо системы определяется как отношение результата к затратам. При этом как в качестве результата, так и в качестве затрат могут быть использованы различные экономические показатели. Например, результатом функционирования хозяйствующего субъекта могут быть: объем произведенной продукции в натуральном выражении, валовая продукция в стоимостном выражении, реализованная продукция в стоимостном выражении, прибыль от реализации продукции и т.д. В то же время в качестве затрат могут быть использованы такие показатели, как: себестоимость реализованной продукции, себестоимость произведенной продукции, отдельные элементы затрат, как в натуральном, так и в стоимостном выражении - численность промышленно-производственного персонала, затраты на труд, затраты на материальные ресурсы и др. При этом направлением повышения эффективности является стремление к максимизации указанного соотношения, т.е. ставится задача максимизировать результат, приходящийся на единицу затрат.
Изучение эффективности управления взаимоотношениями невозможно без учета факторов сетевой среды, которая значительно влияет на организацию процессов взаимодействия, а следовательно, на их эффективность. Результативное управление институциональными, информационными, инфраструктурными и другими аспектами сетевой среды позволяет создать условия роста мотивации и улучшения механизма взаимодействия компаний. Основными факторами региональной экономической системы, влияющими на развитие и эффективность сетевых структур, являются:
■ воздействие органов государственной власти и управления;
■ наличие оптимальных региональных экономических условий для развития сетей;
■ существование в регионе потенциальных субъектов взаимодействия.
Развитие сетевых бизнес-структур в свою очередь влияет на экономику региона. В этом контексте особое значение приобретает оценка уровня взаимодействия малых, средних и крупных предприятий в регионе на основе анализа количества форм взаимодействия в регионе, числа вовлеченных в сотрудничество предприятий, сферы их экономической деятельности, объема вовлеченных в партнерские схемы ресурсов, сферы производственно-сбытовой деятельности, в которой возникает сотрудничество. Индикаторами-результатами для региональной экономики может стать повышение инновационной активности в регионе, повышение стабильности и сбалансированности регионального развития, а также усложнение структуры региональной экономики и усиление связей между субъектами региональной экономической системы.
Итак, ключевой компонентой региональной системы управления выступает оценка результативности взаимодействия разномасштабных субъектов бизнес-сообщества, поскольку является источником информации о развитии подсистем региональной экономики региона, а также об эффективности регулирующих воздействий субъектов управления. Осуществление названной оценки и распространение информации о ее результатах может стать базой для выработки управленческих решений экономических субъектов и органов региональной власти, направленных на расширение и развитие сотрудничества и партнерства предприятий, и повысить эффективность межфирменного взаимодействия в региональной экономической системе. Поэтому региональная администрация, не вмешиваясь в дела экономически самостоятельных предприятий, должна играть интегрирующую роль в формировании социально-экономической среды региона, в том числе рыночной инфраструктуры.
При этом взаимоотношения региональных органов власти и субъектов региональных рынков должны рассматриваться с позиций каждого субъекта во взаимосвязи различных аспектов (экономический, стратегический, социальный, научно-технологический). Таким образом, возможен всесторонний учет экономических интересов субъектов на основе оценки эффективности, что обеспечивает согласованность и взаимовыгодность системы региональных рыночных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешин А.В. Эффективность взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионе: направления и способы оценки //
Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 4-2. С. 132-136.
2. Асаул А.Н. и др. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства / А.Н. Асаул, Е.А. Владимирский,
Д.А. Гордеев и др. / Под ред. А.Н. Асаула. СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008.
3. Багиев Г.Л. Концептуальные основы формирования маркетинга взаимодействия в условиях развития рыночных сетей //
Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эффективность / Под ред. Г.Л. Багиева и Х. Мефферта. СПб.: Изд-во
СПбГУЭФ, 2009. С. 11-28.
4. Мелентьева Н.И. Маркетинг взаимодействия и коммуникативный капитал предприятия // Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эффективность / Под ред. Г.Л. Багиева и Х. Мефферта. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2009. С. 296-327.
5. Юлдашева О.У., Городилов В.А. Стратегии взаимодействия с покупателями и оценка их эффективности // Маркетинг взаимодействия в инновационной экономике: Сб. материалов международной научной конференции (Санкт-Петербург, 28-30 сентября 2009 года): в 2 ч. Ч.1. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. С. 112-124.
6. Попова Ю.Ф. Методология оценки эффективности управления межфирменными отношениями на промышленных рынках // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронный ресурс] / Сыктывкарский государственный университет. Электрон. Вестник. Сыктывкар: СыктГУ. Науч. вестник. Гос. рег. № 0421000054. НТЦ «Информрегистр». Режим доступа: http:// www.syktsu.ru.2011.№ 2.
7. Industrial Technological Development: a network approach. Edited by Hokan Hokansson. Crum Helm. L., 1987.
8. Selen W., Soliman F. Operations in today's demand chain management framework // Journal of Operations Management. Vol. 20. Iss. 6 (2002).
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2