Научная статья на тему 'Оценка эффективности сетевого взаимодействия компаний в регионе'

Оценка эффективности сетевого взаимодействия компаний в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2406
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СЕТЬ / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / САТЕЛЛИТНАЯ ФИРМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / NETWORK / NETWORK ORGANIZATION / EVALUATION OF EFFICIENCY / THE SATELLITE FIRM / RE-GIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дробышевская Л. Н., Кучерук В. А.

Исследованы различные подходы к оценке эффективности сетевых форм взаимодействия компаний. Рассмотрены и проанализированы достоинства и недостатки данных методов. Предложена авторская модель оценки эффективности сетей в региональной экономической системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of networking effectiveness companies in the region

Exploring a different approach to evaluating the effectiveness of network forms of coopera-tion between the companies. Reviewed and analyzed the advantages and disadvantages of these methods. The author 's network performance evaluation model for regional economic system.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности сетевого взаимодействия компаний в регионе»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМПАНИЙ В РЕГИОНЕ

ДРОБЫШЕВСКАЯ Л.Н.,

до кт ор эко н омических наук, профессор, Кубанский государственный университет, e-mail: [email protected];

КУЧЕРУК В.А.,

аспирант, Кубанский государственный университет, e-mail: [email protected]

Исследованы различные подходы к оценке эффективности сетевых форм взаимодействия компаний. Рассмотрены и проанализированы достоинства и недостатки данных методов. Предложена авторская модель оценки эффективности сетей в региональной экономической системе.

Ключевые слова: сеть; сетевая организация; оценка эффективности; сателлитная фирма; региональная экономическая система.

Exploring a different approach to evaluating the effectiveness of network forms of coopera-tion between the companies. Reviewed and analyzed the advantages and disadvantages of these methods. The author 's network performance evaluation model for regional economic system.

Keywords: network; network organization; evaluation of efficiency; the satellite firm; re-gional economy.

Коды классификатора JEL: R58, L22.

В современных условиях значительного возрастания мобильности капитала для обеспечения национальной конкурентоспособности первостепенное значение имеют не только передовые технологии и фирмы, но и регионы, способные их принять. Регион является субъектом экономического развития и выполняет определенную роль в экономическом пространстве. В национальном пространстве субъектность региона связана с осуществлением социальной функции государства, которая заключается в обеспечении условий воспроизводства населения и бизнеса. В глобальном пространстве роль региона заключается в формировании конкурентоспособности, способствующей привлечению в регион инвестиций, инноваций, рабочей силы и других факторов производства.

Эффективность развития региональной экономики определяется не только и не столько позитивными результатами в подсистемах региональной системы, являющихся полюсами роста, сколько своевременными результативными управленческими воздействиями на ее лимитирующие компоненты, выступающие в качестве ограничителей поступательной динамики мезоэкономических трансформаций.

Не менее важной системной функцией региональной экономики является самоорганизация, характеризующаяся проявлением функциональной устойчивости в неравновесных состояниях. Исследование системных свойств региональной экономики, в частности функции самоорганизации, создает базовую платформу для детального изучения процессов генерации технологических, организационных и иных инноваций на базе механизма локальных взаимодействий функционально-отраслевых элементов, взаимосвязей в экономике региона.

В развитых странах получила широкое распространение сетевая модель, являющаяся проекцией производственных сетей на территорию. Это так называемые сети, привязанные к месту (network of place). В отличие от жесткой специализации, монопрофильности, свойственной иерархически организованным системам, сетевые регионы отличает гибкая специализация и высокая инновационность. В этом контексте, по нашему мнению, отраслевая логика промышленной политики России должна быть скорректирована территориальной или пространственной.

Результативность сетевого взаимодействия и получение в ходе реализации партнерских отношений в бизнес-среде позитивных эффектов для отдельных компаний и региональной экономики в целом подтверждается опытом ряда развитых и развивающихся стран (в частности, Великобритании, Франции, Бразилии и др.).

В этой связи особую значимость приобретает проблема определения видов и величины данных эффектов, оценки эффективности сетевого взаимодействия предприятий. Для определения методов оценки эффективности прежде всего следует установить взаимосвязь и различия между такими экономическими категориями, как «эффект» и «эффектив-

© Л.Н. Дробышевская, В.А. Кучерук, 2012

ность». Термин «эффективность» традиционно применяется при анализе функционирования системы, поскольку он характеризует не статическое состояние системы, а развитие, явления или процессы. Эффект отражает результат деятельности, т.е. демонстрирует то состояние, к которому стремился экономический объект. Эффект является результатом деятельности экономической системы: прогнозируемым, планируемым, желаемым либо достигнутым. В отличие от эффекта, эффективность определяется соотношением результата, т.е. эффекта, и затрат, которые обусловили достижение данного результата. Эффективность является сравнительной характеристикой результата деятельности [2].

В российской экономической науке значительный вклад в развитие теории эффективности взаимодействия субъектов в рыночной сети внесли такие ученые, как: Г.Л. Багиев, Н.И. Мелентьева, Ю.Ф. Попова, О.У. Юлдашева, В.А. Городилов [3, 4, 5, 6]. Предлагаемая ими методология оценки эффективности взаимодействия сетевых субъектов основывается на общей теории эффективности. Так, подчеркивая системный характер сетей, Г.Л. Багиев обосновывает необходимость использования системного подхода к оценке эффективности их функционирования для анализа устойчивости сетей как фокусных рыночных образований. В этом контексте в качестве итоговых факторов эффективности взаимодействия субъектов в сети выделяются следующие: уровень кооперации субъектов, степень координации их деятельности, стабильность, гибкость, способность к маневрированию, изменчивость, неоднородность, неопределенность, новаторство и т.п. Процесс взаимодействия, его эффективность в значительной мере зависят от общей цели поведения субъектов сети, ситуации или состояния управляемой системы, ресурсообеспеченности (потенциала) управляющей системы и наличия (уровня разрешенности) проблем, противоречивых ситуаций и рассогласованности целей субъектов, участвующих в процессе взаимодействия. Это детерминирует ситуацион-ность моделей и показателей оценки эффективности взаимодействия сетевых субъектов, а также влияние на них контекстуальных факторов: поставленных целей, имеющихся ресурсов, решаемых проблем, степени согласованности действий и т.п.

В процессе формирования сетевой системы потенциальные партнеры стремятся оценить эффекты и эффективность взаимодействия. Построение системы взаимодействия предпринимательских структур на основе сетевой модели происходит с использованием различных форм сотрудничества: стратегический альянс, виртуальная организация, стратегическое партнерство, аутсорсинг, промышленный кластер, франчайзинг, динамическое объединение, цепочка создания стоимости, субконтрактация, сателлитная форма.

Межфирменные сетевые отношения формируются как для решения технологических и финансовых проблем, так и задач, связанных с совершенствованием управления каналом распределения. В результате развиваются сложные интерактивные отношения, которые соединяют ресурсы и деятельность одной стороны с ресурсами и деятельностью другой. Как правило, компании преобразовывают свои стратегии и структуры в кооперативные межфирменные соглашения двух типов: сетевые фирмы и стратегические союзы. Подобное развитие позволило им одновременно осуществлять инновационную деятельность, адаптироваться к внешним условиям и выживать в глобальной конкурентной среде. Создание межфирменных сетей также представляет собой результат тенденции по выведению за рамки компаний тех видов деятельности, которые не являются для них ключевыми (аутсорсинг), с целью увеличения их конкурентоспособности и производительности через специализацию и наращивание гибкости. Сателлитная форма являет собой образование малых фирм-сателлитов — различных дочерних фирм, сохраняющих «родственные связи» с «родителями», образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры. Наиболее распространенной формой взаимодействия разномасштабных бизнес-структур в экономике в целом является франчайзинг, а в ее промышленном секторе (включая отрасль электроэнергетики) преобладают системы субподряда и субконтрактации. Это вид производственной кооперации, способ организации производства, использующий разделение труда между контрактором - головным предприятием с минимально необходимыми собственными производственными мощностями - и субконтракторами - специализированными предприятиями, производящими комплектующие, выполняющими работы, услуги, НИОКР.

Формирование и развитие межфирменных взаимоотношений и сетей происходит в рамках определенной культурной, исторической и институциональной среды. Для оценки эффективности сетевого взаимодействия необходимо оценить результативность взаимодействия для самих предприятий-участников, определить его влияние на региональную экономическую систему, как внешнюю среду, а также выявить, как соотносятся затраты на поддержку рассматриваемых партнерских отношений и генерируемые в ходе их реализации результаты - эффекты.

Рассмотрим процесс формирования сетевой системы взаимодействия начиная «с нуля», т.е. когда отсутствует структура и взаимосвязь между компаниями. Визуализация названного процесса изображена на рис. 1.

На первом этапе складываются предпосылки формирования сетевой структуры компании, переход к которой требует переосмысления концепции фирмы с коррективами стратегических приоритетов, развитием стратегических ресурсов, ключевых компетенций компании. Началом движения традиционного предприятия к сетевой структуре должно быть переосмысление ориентиров: кто мы? что делаем? куда идем? куда хотели бы идти? После определения ориентиров следует анализ механизма функционирования предприятия. Здесь открывается путь для постепенного перехода к такому типу фирм, которые специализируются только на собственном "ноу-хау", с тем, чтобы обеспечить конкурентоспособность на рынке. На этом этапе, когда первичным элементом анализа выступает фирма, процесс стратегического управления строится в рамках известной структурно-логической схемы: стратегический анализ внешней и внутренней среды, формирование системы стратегических целей и задач, разработка стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии.

На втором этапе осуществляется переоценка существующих и поиск новых участников взаимоотношений (детерминирование границ сети). Формирование сети - это ключевая стратегическая компонента управления межфирменными отношениями. На этапе выбора участников сетевых отношений фирмы не только оценивают новых партнеров, но и переоценивают уже существующих. Одним из значимых факторов успешного развития взаимоотношений является определение их участников, которые, с одной стороны, обладают высоким потенциалом и, с другой стороны, имеют сходные ожидания от эволюции взаимоотношений. Выбор участников взаимодействия осуществляется с учетом их целей

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

(интересов). Он должен обеспечить устойчивость межфирменной сети и повышение ее конкурентоспособности. Оценка потенциальных и существующих поставщиков и покупателей является частью сетевой стратегии фирмы.

1 этап. Формирование предпосылок создания сетевой системы

- Определение долгосрочных приоритетов развития компании

- Стратегический анализ внутренней и внешней среды

2 этап. Выбор участников сетевых отношений фирмы

- Переоценка существующих партнеров

- Поиск новых участников взаимоотношений

3 этап. Формирование сетевой предпринимательской структуры

- Создание структуры межфирменных связей

- Развитие системы делового взаимодействия

4 этап. Мониторинг и анализ эффективности сетевого взаимодействия

- Оценка бизнес*процессов

- Анализ основных показателей

- Принятие решении по результатам анализа

Рис. 1. Этапы формирования сетевой структуры взаимодействия компаний

На третьем этапе (формирование сетевой предпринимательской структуры) процесс стратегического управления состоит в проектировании сетевых горизонтальных и вертикальных связей, а также идентификации форм сетевых взаимодействий в рамках сетевой структуры. Единство методологического подхода при разработке стратегии каждого элемента сети позволяет создавать единую стратегию развития сетевой предпринимательской структуры, что обусловливает методические особенности стратегического управления ее развитием, состоящие в используемых подходах и организации самого процесса управления. Компаниям необходимо определить оптимальный уровень сотрудничества в сети и дифференцировать стратегию управления межфирменными отношениями.

Для четвертого этапа характерна координация межфирменных отношений, регулирование среды взаимодействия, мониторинг результатов взаимоотношений и анализ их эффективности.

На этапе управления взаимоотношениями определяются роли и обязательства их участников, проводится оценка бизнес-процессов, формируются стратегические и оперативные планы, разрабатывается система мотивации персонала и организуется процесс мониторинга результатов взаимоотношений. Мониторинг включает в себя периодическую оценку целей и результатов их достижения, принятие решений относительно необходимости изменения структуры и характера взаимоотношений, а также стратегии управления межфирменным взаимодействием.

Анализ функционирования сетевой среды проводится путем экспертной оценки эффективности работы управляющих и координирующих органов, сетевой инфраструктуры. Изучение взаимоотношений осуществляется на основе анализа системы качественных и количественных параметров, отражающих степень реализации целей, поставленных участниками межфирменного взаимодействия, уровень удовлетворенности партнеров взаимоотношениями и потенциал их развития и т.д.

Постоянный мониторинг взаимоотношений с сетевыми партнерами на основе предложенных показателей позволяет оценить их эффективность. По результатам анализа фирмы могут формировать и развивать портфель ключевых партнеров (покупателей и поставщиков). В зависимости от эффективности управления и потенциала межфирменных сетей менеджеры фирм принимают решение о продолжении, приостановлении или разрыве взаимоотношений.

В общей сложности, эффективность взаимодействия бизнес-субъектов можно оценивать с разных позиций: как эффективность действия, обмена; как уровень результативности или достижения плановых показателей; как степень удовлетворенности взаимодействующих сторон достигнутыми результатами (экономическими и неэкономическими); как уровень ресурсоемкости взаимодействия.

Один из подходов к оценке эффективности сетевого взаимодействия бизнес-партнеров, основанный на методологии ценностно-стоимостного подхода, предлагает рассмотрение эффективности взаимодействия с позиций идентификации ценностей, которые субъекты экономики получают от взаимоотношений. Следовательно, эффективность их взаимодействия можно также рассматривать с точки зрения ценности взаимоотношений, которая включает экономический, психологический и стратегический аспекты. Впервые этот подход был реализован Х. Хоканссоном, предложившим модель ARA (ARA: actors - деятели сети; resources - ресурсы в сети; activities - деятельности участников сети) для оценки эффективности взаимодействия партнеров в рыночных сетях [7]. Модель включает три аспекта эффективности: ценность координации деятельности бизнес-партнеров, ценность адаптации ресурсов, ценность социальных обменов между индивидуумами в компаниях-партнерах. В дальнейшем модель была развита Д. Уилсоном и С. Джантраниа, которые выделили три составляющие ценности взаимоотношений: стратегическую, поведенческую (психологическую) и экономическую [8]. На наш взгляд, названную модель целесообразно дополнить научнотехнологическим аспектом сетевого взаимодействия компаний и представить в следующем виде (см. рис. 2).

? еТ во н а л Ь н а я э к о н о м и ч е с кая сИсТех1.

<Ъ,-<У .....

.-'' Региональные экономические условия для развития сетей

0(Рфекгивн«тьсредывзаимолействиЛ

. ■'»и«

NN,4

^ .ЛШ

Повышение стабильности и сбалансированности

регионального развития -,--г

И ° н а л ь н аяэ ко но м ич е с к а я с и с т е

Рис. 2. Модель сетевого взаимодействия компаний в региональной экономической системе

Любой регион является сложной социально-экономической системой, имеет многоцелевую направленность развития. Траектория и скорость движения его экономики зависят от конкретных условий: экологической ситуации, геодемо-графической обстановки, уровня занятости и т.д. Эти условия, в свою очередь, зависят от природно-ресурсного потенциала, отраслевой структуры хозяйства, экономического состава населения. И те и другие условия изменяются во времени, что не позволяет однозначно и навсегда выделить экономические приоритеты. Региональная экономика представляет собой открытую систему, существующую во многом благодаря коммуникациям с внешней средой, с другими территориальными системами.

Сложность региональной экономики как системы состоит в следующем: наличие целого ряда самостоятельных элементов; неоднозначность целевых установок развития каждого элемента и системы в целом; сложность связи между элементами, образующими систему.

Взаимосвязь элементов региональной системы проявляется по вертикали (уровням иерархии российской экономики) и по горизонтали (между компонентами одного уровня). При этом ряд взаимосвязей играет системообразующую роль в макроэкономике в целом и отдельных регионах в частности, что связано с ключевой ролью отдельных структурных единиц региональной экономики, способствующих или сдерживающих ее развитие, формируя базовые звенья, соединяющие лидирующие и отстающие функциональные зоны хозяйственного комплекса.

Для проведения мониторинга могут использоваться следующие стратегические, экономические, социальные (поведенческие) и научно-технологические параметры аспектов эффективности, среди них:

Стратегические параметры:

степень реализации индивидуальных целей и целей компании в рамках партнерства и кооперации; уровень удовлетворенности взаимоотношениями; оптимальность распределения ресурсов;

уменьшение рисков и рост управляемости взаимоотношениями.

Экономические параметры:

увеличение эффективности активов; повышение конкурентоспособности; рост объема продаж; увеличение прибыли;

повышение качества производимых товаров, работ, услуг; снижение трансакционных издержек;

соотношение выгод от взаимодействия и затрат на их формирование и развитие.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

Социальные (поведенческие) параметры:

S степень выполнения участниками взаимоотношений взятых на себя обязательств;

S ориентация на долгосрочное сотрудничество;

S рост доверия и приверженности партнеров;

S неформальность отношений;

S формирование общей системы ценностей;

S уровень партнерства / кооперации.

Научно-технологические параметры:

S снижение сроков разработки и внедрения инноваций;

S удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;

S число созданных передовых производственных технологий;

S выдано патентов на объекты интеллектуальной собственности;

S использование глобальных информационных сетей в организациях.

Как уже отмечалось, эффективность деятельности какой-либо системы определяется как отношение результата к затратам. При этом как в качестве результата, так и в качестве затрат могут быть использованы различные экономические показатели. Например, результатом функционирования хозяйствующего субъекта могут быть: объем произведенной продукции в натуральном выражении, валовая продукция в стоимостном выражении, реализованная продукция в стоимостном выражении, прибыль от реализации продукции и т.д. В то же время в качестве затрат могут быть использованы такие показатели, как: себестоимость реализованной продукции, себестоимость произведенной продукции, отдельные элементы затрат, как в натуральном, так и в стоимостном выражении - численность промышленно-производственного персонала, затраты на труд, затраты на материальные ресурсы и др. При этом направлением повышения эффективности является стремление к максимизации указанного соотношения, т.е. ставится задача максимизировать результат, приходящийся на единицу затрат.

Изучение эффективности управления взаимоотношениями невозможно без учета факторов сетевой среды, которая значительно влияет на организацию процессов взаимодействия, а следовательно, на их эффективность. Результативное управление институциональными, информационными, инфраструктурными и другими аспектами сетевой среды позволяет создать условия роста мотивации и улучшения механизма взаимодействия компаний. Основными факторами региональной экономической системы, влияющими на развитие и эффективность сетевых структур, являются:

■ воздействие органов государственной власти и управления;

■ наличие оптимальных региональных экономических условий для развития сетей;

■ существование в регионе потенциальных субъектов взаимодействия.

Развитие сетевых бизнес-структур в свою очередь влияет на экономику региона. В этом контексте особое значение приобретает оценка уровня взаимодействия малых, средних и крупных предприятий в регионе на основе анализа количества форм взаимодействия в регионе, числа вовлеченных в сотрудничество предприятий, сферы их экономической деятельности, объема вовлеченных в партнерские схемы ресурсов, сферы производственно-сбытовой деятельности, в которой возникает сотрудничество. Индикаторами-результатами для региональной экономики может стать повышение инновационной активности в регионе, повышение стабильности и сбалансированности регионального развития, а также усложнение структуры региональной экономики и усиление связей между субъектами региональной экономической системы.

Итак, ключевой компонентой региональной системы управления выступает оценка результативности взаимодействия разномасштабных субъектов бизнес-сообщества, поскольку является источником информации о развитии подсистем региональной экономики региона, а также об эффективности регулирующих воздействий субъектов управления. Осуществление названной оценки и распространение информации о ее результатах может стать базой для выработки управленческих решений экономических субъектов и органов региональной власти, направленных на расширение и развитие сотрудничества и партнерства предприятий, и повысить эффективность межфирменного взаимодействия в региональной экономической системе. Поэтому региональная администрация, не вмешиваясь в дела экономически самостоятельных предприятий, должна играть интегрирующую роль в формировании социально-экономической среды региона, в том числе рыночной инфраструктуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом взаимоотношения региональных органов власти и субъектов региональных рынков должны рассматриваться с позиций каждого субъекта во взаимосвязи различных аспектов (экономический, стратегический, социальный, научно-технологический). Таким образом, возможен всесторонний учет экономических интересов субъектов на основе оценки эффективности, что обеспечивает согласованность и взаимовыгодность системы региональных рыночных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешин А.В. Эффективность взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионе: направления и способы оценки //

Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 4-2. С. 132-136.

2. Асаул А.Н. и др. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства / А.Н. Асаул, Е.А. Владимирский,

Д.А. Гордеев и др. / Под ред. А.Н. Асаула. СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008.

3. Багиев Г.Л. Концептуальные основы формирования маркетинга взаимодействия в условиях развития рыночных сетей //

Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эффективность / Под ред. Г.Л. Багиева и Х. Мефферта. СПб.: Изд-во

СПбГУЭФ, 2009. С. 11-28.

4. Мелентьева Н.И. Маркетинг взаимодействия и коммуникативный капитал предприятия // Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эффективность / Под ред. Г.Л. Багиева и Х. Мефферта. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2009. С. 296-327.

5. Юлдашева О.У., Городилов В.А. Стратегии взаимодействия с покупателями и оценка их эффективности // Маркетинг взаимодействия в инновационной экономике: Сб. материалов международной научной конференции (Санкт-Петербург, 28-30 сентября 2009 года): в 2 ч. Ч.1. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. С. 112-124.

6. Попова Ю.Ф. Методология оценки эффективности управления межфирменными отношениями на промышленных рынках // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронный ресурс] / Сыктывкарский государственный университет. Электрон. Вестник. Сыктывкар: СыктГУ. Науч. вестник. Гос. рег. № 0421000054. НТЦ «Информрегистр». Режим доступа: http:// www.syktsu.ru.2011.№ 2.

7. Industrial Technological Development: a network approach. Edited by Hokan Hokansson. Crum Helm. L., 1987.

8. Selen W., Soliman F. Operations in today's demand chain management framework // Journal of Operations Management. Vol. 20. Iss. 6 (2002).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.