Оценка эффективности сделок IPO на примере футбольных клубов
И.В. Солнцев директор Центра стратегических исследований в спорте Российского экономического университета имени им. Г.В. Плеханова, доцент кафедры «Оценка и управление собственностью» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук (г. Москва) М.В. Капин стажер отдела оценки и бизнес-моделирования компании Ernst & Young (г. Москва)
Илья Васильевич Солнцев, Ilia.solntsev@gmail.com
Несмотря на повышенное внимание к футболу в нашей стране, большинство отечественных клубов финансируются государственными компаниями либо из бюджетов регионов Российской Федерации. При этом государство уже взяло курс на сокращение таких расходов, включив в проект Основных направлений бюджетной политики на 2016 и плановый период 2017-2018 годов предложение «исключить возможность использования профессиональными спортивными клубами направляемых им в установленном порядке бюджетных ассигнований на цели оплаты услуг спортивных агентов,.. а также на любые выплаты, связанные с переходом профессиональных спортсменов в профессиональные спортивные клубы. Из документа следует, что аналогичный запрет предполагается распространить на использование клубами денег от госкорпораций и компаний, в которых более 25% голосующих акций или уставного капитала принадлежит государству» 1.
Частные инвесторы тоже не торопятся вкладывать в футбол, а сегодняшняя скромная доля их вложений поступает в клубы, как правило, через беспроцентные займы, к тому же часто по «черно-серой» схеме и редко направлены на развитие футбола.
Все это требует внедрения новых форм финансирования отечественного футбола.
За рубежом набор финансовых инструментов, которые находятся в распоряжении футбольных клубов, куда более разнообразен. Так, активно используются облигационные займы, особенно широко для строительства стадионов. Причем покупателями долговых бумаг часто становятся болельщики клуба. Иногда применяются похожие механизмы кра-удфаундинга. Активно применяются проектное финансирование и синдицированные кредиты.
Акции футбольных клубов впервые появились на Лондонской бирже в 1983 году 2. Первопроходцем стал «Тоттенхэм». Вскоре его примеру последовали другие английские клубы, в том числе «Манчестер Юнайтед». В первые три-четыре года акции всех клубов росли в цене, увеличив их капитализацию практически в три раза. Однако потом каждый клуб пошел по своему пути. В настоящее время на бирже котируются акции 26 футбольных клубов (см. табл. 1).
1 Волкова Ольга, Нетреба Петр. Госкомпаниям запретят финансировать из бюджетов покупку спортивных звезд. URL: http://top.rbc.ru/economics/30/06/2015/5592701f9a79472ec714bc2a
2 См.: Лебедев А. Игра на биржу. URL: http://www.alebedev.ru/archive/78/80/6677.html (дата обращения: 18 сентября 2007 года).
Таблица 1
Публичные футбольные клубы Европы
Команда Страна Биржа
AALBORG BOLDSPILKLUB Дания The Copenhagen Stock Exchange (NASDAQ OMX Group)
ARHUS ELITE
BRONDBY IF B
Copenhagen
SILKEBORG
AFC AJAX Голландия The Amsterdam Stock Exchange (NYSE Euronext)
Boerse Dusseldorf
Boerse Stuttgart
Frankfurt Stock Exchange (Deutsche Boerse Group)
AIK FOOTBALL Швеция NGM Stock Exchange
AS ROMA Италия Boerse Stuttgart
Frankfurt Stock Exchange (Deutsche Boerse Group)
Boerse Berlin
Borsa Italiana (London Stock Exchange Group)
JUVENTUS Boerse Stuttgart
Borsa Italiana (London Stock Exchange Group)
Boerse Berlin
Bayerische Boerse (Munchen)
Frankfurt Stock Exchange (Deutsche Boerse Group)
LAZIO Boerse Stuttgart
Borsa Italiana (London Stock Exchange Group)
BESIKTAS Турция Istambul Stock Exchange
Boersen Hamburg-Hannover
FENERBAHCE Istambul Stock Exchange
GALATASARAY Istambul Stock Exchange
Boersen Hamburg-Hannover
TRABZONSPOR Istambul Stock Exchange
BORUSSIA DORTMUND Германия XETRA Stock Exchange (Deutsche Boerse Group)
Boerse Frankfurt (Deutsche Boerse Group)
Boerse Duesseldorf
Boerse Stuttgart
Boerse Berlin
Boersen Hamburg-Hannover
Bayerische Boerse (Munchen)
CELTIC Шотландия London Stock Exchange (AIM)
Boerse Stuttgart
PORTO Португалия Lisbon Stock Exchange (NYSE Euronext)
Boerse Stuttgart
Окончание таблицы 1
Команда Страна Биржа
PORTO Португалия Bayerische Boerse (Munchen)
BENFICA Lisbon Stock Exchange (NYSE Euronext)
SPORTING Lisbon Stock Exchange (NYSE Euronext)
Boerse Stuttgart
Bayerische Boerse (Munchen)
MILLWALL Англия London Stock Exchange (AIM)
BIRMINGHAM CITY Hong Kong Stock Exchange
Liverpool OTC
Manchester United New York Stock Exchange
OLYMPIQUE LYONNAIS Франция Paris Stock Exchange (NYSE Euronext)
RUCH CHORZOW Польша Warsaw Stock Exchange
TETEKS AD TETOVO Македония Macedonian Stock Exchange
Существует даже индекс футбольных клубов Европы и Турции - STOXX® Europe Football 3.
История английского футбола показала, что IPO футбольных клубов оказывается эффективной мерой лишь на определенном этапе развития. Футбол слишком непредсказуем, чтобы гарантировать постоянный интерес инвесторов и обеспечивать стабильное финансирование даже самых успешных клубов. Процедуру делистинга испытали на себе такие клубы, как «Челси», «Манчестер Юнайтед», «Тоттенхэм», «Лидс», «Абердин», «Астон Вилла», «Ньюкасл», «Шеффилд Юнайтед», «Саутгемптон и Вотфорд».
«Манчестер Юнайтед» провел процедуру делистинга в 2005 году, после того, как контрольный пакет команды был приобретен американским бизнесменом Малкольмом Глей-зером и членами его семьи примерно за 1,3 миллиарда долларов. Причем, покупая клуб, Глейзеры не тратили собственные деньги, они попросту «повесили» всю сумму на ново-приобретенный клуб в качестве долга. 9 августа 2012 года клуб снова вышел на биржу. Правда, вместо заявленных 16-20 долларов за акцию удалось получить лишь 14 долларов. В итоге клуб привлек только 233 миллиона долларов. При этом были выпущены акции двух типов - с правом голоса и без такового. Вторая категория бумаг и была предложена инвесторам. Так Глейзеры оставили за собой все права на принятие управленческих решений в клубе.
Очевидно, что любой сделке на рынках капитала должен предшествовать анализ ее эффективности с разработкой соответствующих показателей, последующий контроль которых позволит сформировать представление о ее результатах.
Впервые проблема первоначальной доходности сделок IPO и оценки их эффективности была рассмотрена в работах [9-13]. В России подобные вопросы исследовали И.В. Иваш-ковская и Л.С. Харламов (см. [4]).
Среди наиболее часто встречающихся критериев, характеризующих успешность первичного размещения акций, можно выделить 5 показателей:
1) отношение объема привлеченных средств к капитализации компании в момент IPO (ff1), в процентах;
2) соотношение цены размещения и ценового диапазона, в котором торговались акции
3 URL: https://www.stoxx.com/index-details?symbol=FCTP
за рассматриваемый период. Чем ближе цена размещения к верхней границе этого диапазона, тем более успешным считается IPO для эмитента (R2);
3) отношение всех затрат, связанных с размещением акций, к объему привлеченного капитала (R3), в процентах;
4) показатель соотношения доходности акции и доходности рыночного индекса (R4), в процентах, вычисляемый по следующей формуле:
R =
r P Д ^
Vj
-1
X100%,
где Рз - цена акции на момент закрытия торгов;
Рр - цена акции на момент размещения;
1з - значение биржевого индекса на момент закрытия торгов;
1р - значение биржевого индекса на момент размещения акций;
5) отношение среднегодового объема торгов к капитализации компании в момент IPO (Rs).
Названные критерии могут быть объединены в единую рейтинговую оценку размещения акций (R) через присвоение баллов, соответствующих определенному диапазону значений в интервале от 0 до 5 с равными весами:
R = 0,2 X R1 + 0,2 X R2 + 0,2 X R3 + 0,2 X R4 + 0,2 X Rs = 0,2 X (R1 + R2 + R3 + R4 + Rs). (1)
Шкала присвоения баллов была разработана экспертным методом с учетом уже существующих исследований в рассматриваемой области (см. табл. 2).
Первый критерий - отношение объема привлеченных средств к рыночной стоимости компании, оцененной по цене размещения, наиболее адекватно отражает успешность проведения IPO и возможность привлечения внешнего финансирования в условиях ограниченности ресурсов.
Отношение цены размещения к ценовому диапазону, в свою очередь, наилучшим образом отражает эффективность IPO с точки зрения обеспечения выгодных условий привлечения капитала, в том числе в сравнении с аналогичными компаниями, уже имеющими рыночную оценку. При этом для каждого размещения устанавливаются свой диапазон и цена размещения, поэтому диапазон критериев будет определяться не в процентом соотношении, а относительно нескольких границ.
Трактовка критерия, характеризующего соотношение затрат и объема привлеченных ресурсов, не вызывает проблем - расходная часть должна быть минимизирована (разумеется, без ущерба качеству). Затраты, связанные с размещением акций, включают, как правило, следующие статьи:
• оплата услуг андеррайтеров;
• оплата услуг инфраструктурных институтов;
• оплата услуг прочих участников процесса размещения (юридического консультанта, финансового консультанта, спонсора или агента по листингу, аудиторских услуг, PR-консультанта);
• затраты на раскрытие информации и проведение встреч с инвесторами;
• организация IR-департамента.
Экономический смысл показателя, отражающего отношение динамики акций, прошедших IPO, в сравнении с общерыночной динамикой показывает возможности инвестора
Таблица 2
Шкала баллов по пяти показателям оценки
Балл Объем привлеченных средств/ капитализация компании на момент IPO (R1), % Соотношение цены размещения и границ ценового диапазона торгов акций за рассматриваемый период Затраты на размещение/ объем привлеченных средств (R) % Соотношение доходности акции и доходности рыночного индекса R), % Отношение среднегодового объема торгов после IPO к капитализации компании (R5)
через 1 месяц через 3 месяца через 6 месяцев
0 менее 1 ниже нижней границы ценового диапазона более 10 менее -200 менее -100 менее -50 менее 0,005
1 1-5 по нижней границе ценового диапазона 7,1-10 от -199 до -100 от -99 до -50 от -49 до -25 от 0,005 до 0,025
2 5,1-10 в нижней трети ценового диапазона 5,1-7 от -99 до -50 от -49 до -25 от -24 до 0 от 0,026 до 0,075
3 10,1-15 в средней трети ценового диапазона 4,1-5 от -49 до -25 от -24 до +24 от 0 до +24 от 0,076 до 0,25
4 15,1-20 в верхней трети ценового диапазона 3-4 от -24 до +25 от +25 до +50 от +25 до +50 от 0,26 до 1,0
5 более 20,1 по верхней и выше границе ценового диапазона менее 3 более +25 более +50 более +50 более 1,0
получить более высокую доходность в сравнении с рынком.
Очевидно, что важнейшим эффектом от проведения IPO выступает не объем привлеченных ресурсов, не их дешевизна и даже не новый имидж компании, а ускоренный рост капитализации компании. Стремясь добиться более высокой динамики роста котировок своих акций, многие компании искусственно занижают цену размещения 4, что приводит (наряду с другими факторами, включая недобросовестность инвестиционных банков 5) к аномально
4 См.: C. Brau, Stanley E. Fawcett. Initial Public Offerings: An Analysis of Theory and Practice // The Journal of Finance. Vol. LXI. № 1. February 2006. P. 19, 400.
5 См.: Стиглиц Дж. Ревущие девяностые. М. : Современная экономика и право, 2005. С. 206-208.
высокому росту курса акций в первые дни торгов 6. Вместе с тем в западной экономической литературе сложился устойчивый тезис о том, что в большинстве случаев (примерно 70 процентов) курсы акций после IPO демонстрируют динамику ниже среднерыночной.
В предлагаемой авторами настоящей статьи модели для расчета динамики капитализации компании после IPO делались следующие допущения.
Во-первых, использовались несколько «контрольных точек» (то есть моментов времени, в которые происходит сравнение динамики акций, прошедших IPO, с динамикой рынка в целом).
Во-вторых, было установлено соответствие диапазонов показателя дополнительной (сверхрыночной) доходности и доходности рынка.
«Критические точки» были определены на расстоянии в 1, 3 и 6 месяцев после проведения IPO. Месячный период после проведения IPO связан, как правило, с процессом стабилизации цены, и его использование помогает оценить краткосрочную эффективность деятельности эмитента и андеррайтера в процессе стабилизации. В этот период динамика акций, прошедших IPO, в большинстве случаев отстает от среднерыночной, поэтому на этом этапе примерное соответствие динамике рынка - хороший результат, а превышение такой динамики - отличный.
Трехмесячный и полугодовой периоды после проведения IPO в большей степени показывают перспективы акций на вторичном рынке в будущем, поэтому наибольший вес придается более длительному периоду. К концу первого полугодия дальнейшие перспективы доходности инвестиций в акции, прошедшие IPO, в большинстве случаев уже становятся достаточно очевидными, поэтому в этом временном диапазоне трактовка балльных оценок в значительной мере совпадает с их трактовками в средней шкале:
• значительное превышение динамики рынка - «отлично»;
• заметное - «хорошо»;
• примерное соответствие и незначительное превышение - «удовлетворительно»;
• отставание от рынка - «неудовлетворительно».
Еще одной характеристикой эффективности IPO является ликвидность рынка акций, что важно для последующих действий компании на рынке, включая новые размещения, слияния и поглощения, а также для содействия устойчивости динамике котировок акций в долгосрочной перспективе.
Рассмотрим расчет баллов по всем критериям на примере IPO футбольного клуба Manchester United (см. таблицы 3 и 4 с учетом данных таблицы 2).
Таблица 3
Расчет баллов
Объем привлеченных средств, млн долл. Капитализация на момент IPO, млн долл. Объем привлеченных средств (капитализация) на момент IPO (R1), % Балл
233 555 41,98 5
Цена размещения Ценовой диапазон Соотношение цены размещения и границ ценового диапазона (R2)
мин. макс.
14 16 20 ниже нижней границы ценового диапазона 0
См.: IPO: Опыт ведущих мировых экспертов / под ред. Г. Н. Грегориу. Минск : Гревцов Паблишер, 2008.
6
Окончание таблицы 3
Затраты, млн долл. Объем привлеченных средств, млн долл. Стоимость всех затрат/объем привлеченных средств (R3), %
12,384 233,334 5,31 2
Среднегодовой объем торгов, долл. Капитализация в момент IPO, млн долл. Среднегодовой объем торговли (капитализация) в момент IPO (R5)
65 047 926 555 0,12 3
Таблица 4
Показатель соотношения доходности акции к доходности рыночного индекса (RJ
Дата Цена размещения, долл. Цена закрытия торгов, долл. Коэффициент «цена закрытия/цена размещения» Индекс NASDAQ Composite на момент размещения акций Изменение индекса NASDAQ Composite на момент закрытия торгов чр ÖS DC Балл
09.08.2012 14 - - 3 077 - - -
10.09.2012 - 12,49 0,892 3 104,025 1,008 -11,51 4
09.11.2012 - 12,79 0,913 2 904,874 0,944 -3,28 3
11.02.2013 - 18,72 1,337 3 192,005 1,037 28,93 4
В ходе анализа эффективности сделки IPO футбольного клуба Manchester United был составлен рейтинг экономической эффективности сделок IPO других футбольных клубов. Согласно результатам рейтинга IPO итальянского футбольного клуба Juventus можно признать наиболее успешной; IPO Manchester United занимает второе место; на последнем месте - IPO Borussia Dortmund (см. табл. 5).
Подводя итоги рейтинга эффективности IPO, важно отметить что, несмотря на отличный показатель объема привлеченных инвестиций и динамику акций после проведения IPO Manchester United, IPO Juventus оказывается эффективнее за счет лучшего показателя соотношения цены размещения и середины ценового диапазона, а также показателя всех затрат на проведение IPO. Это свидетельствует о важности эффективности всех предложенных факторов в итоговой оценке.
После проведения IPO любая компания сталкивается с новыми вызовами, обусловленными увеличением числа акционеров и новыми требованиями к раскрытию информации. Эффективность деятельность компании будет рассматриваться под другим углом и с особым вниманием к деталям.
Для удовлетворения требований инвесторов, а также для улучшения деятельности эмитента целесообразно использовать технику стоимостного подхода к управлению компани-
Таблица 5
Интегральная балльная оценка эффективности сделок IPO футбольных клубов
Критерий Футбольный клуб
Manchester United (Англия) Borussia Dortmund (Германия) Juventus (Италия)
исходные данные и значение критерия балл исходные данные и значение критерия балл исходные данные и значение критерия балл
Объем привлеченных средств, млн долл. 233,3 5 165,5 5 147 5
Капитализация на момент IPO, млн долл. 555 165,5 347
41,98% 100% 42,41% *
Цена размещения, долл. 14 0 11 1 3,75 2
Ценовой диапазон торгов акций, долл. 16-18 11-13 3,5-4,2
ниже нижней границы по нижней границе в нижней трети диапазона
Затраты на размещение, млн долл. 12,384 2 Н/Д 0 4,65 4
Объем привлеченных средств на IPO, млн долл. 233,334 165 147,137
R3 5,31% - 0,031
Коэффициент «цена закрытия/цена размещения»: через 1 месяц после IPO 0,89 4 0,645 3 0,348 2
через 3 месяца после IPO 0,91 0,67 1,232
через 6 месяцев после IPO 1,34 0,63 0,983
Изменение биржевого индекса: через 1 месяц после IPO 1,01 0,924 1,06
через 3 месяца после IPO 0,94 1,05 0,75
через 6 месяцев после IPO 1,04 0,93 0,69
через 1 месяц после IPO -11,51% -30,12% -67,14%
через 3 месяца после IPO -3,28% 3 -35,95% 2 64,52% 5
через 6 месяцев после IPO 28,93% 4 -32,38% 1 43,61% 5
R ** П4 итог 3,8 1,4 4,7
Среднегодовой объем торгов, долл. 65 047 926 3 10 661 454 3 117 216 433 4
Капитализация в момент IPO, млн долл. 555 140 346,98
R5 0,12 0,08 0,34
R *** 2,76 2,08 3,94
* Несовпадение в ряде случаев результатов расчета параметров по представленным в таблице исходным данным с их приведенными значениями объясняется погрешностями округлений. ** Итоговое значение критерия R4 рассчитывалось как сумма его взвешенных оценок для каждого периода со следующими весами: через 1 месяц - 0,1, через 3 месяца - 0,2, через 6 месяцев - 0,7. Наибольший вес присваивается критерию для более длительного интервала времени с момента IPO как отражающему в большей степени перспективы изменения цен акций после размещения. *** Расчет итогового R выполняется по формуле (1).
ей (Value Based Management - VBM) [6]. Одним из основных показателей, применяемых в рамках этого подхода, является экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added - EVA®), которая является зарегистрированной торговой маркой компании Stern Stewart & Co. и представляет собой спрэд между рентабельностью чистых активов и стоимостью капитала, умноженный на инвестированный капитал:
Если разбирать формулу более подробно, то мы видим, что EVA® увеличивается, а стоимость создается каждый раз, когда компания достигает любого из следующих результатов:
• повышение отдачи от капитала - увеличение RONA;
• прибыльный рост;
• закрытие подразделений (направлений деятельности), разрушающих стоимость;
• снижение стоимости капитала.
Для того чтобы регулярно достигать высоких показателей EVA®, необходимо также идентифицировать опережающие индикаторы стоимости - показатели, которые сигнализировали бы о создании или разрушении стоимости до того, как это отразится на итоговом значении EVA®.
Однако RONA и EVA® являются краткосрочными историческим показателями. Это означает, что руководители отдельных подразделений компании могут предпринимать действия, которые повышают эти показатели в краткосрочной перспективе, но разрушать стоимость на долгосрочном горизонте планирования.
Таким образом, возникает необходимость в введении некоторых дополнительных показателей. К примеру, можно попробовать измерить уровень удовлетворения потребностей клиентов и работников (уровень лояльности). Сделать это можно с помощью различных опросов, а также рассчитав несколько показателей в формате «на одного клиента/работника». Для футбольного клуба такие расчеты несколько усложняются процедурой измерения числа болельщиков. К примеру, Manchester United в своем инвестиционном меморандуме, опубликованном перед IPO, указал, что по всему миру клуб поддерживают 6б9 миллионов человек. Несмотря на безусловную популярность этого английского клуба, едва ли он может рассчитывать на такое число болельщиков. Для аналитики более целесообразным было бы использовать цифру подписчиков в социальных сетях.
Одним из наиболее важных показателей стоимости становится рыночная капитализация, или цена на акции, которая отражает ожидания инвесторов в части будущих денежных потоков. Если эти ожидания пересматриваются в сторону понижения, то цена акций упадет. Вывод очень простой: чтобы заработать высокую прибыль, компания должна превышать ожидания. Таким образом, бизнес должен оцениваться не только исходя из исторической производительности, но и с оглядкой на потенциал создания стоимости, который может быть реализован за счет превышения запланированных показателей по существующим проектам либо за счет реализации новых проектов. Математически это может быть выражено следующим образом:
(ROIC - WACC) * (Фактические инвестиции - Ожидаемые инвестиции).
Отличительной особенностью системы менеджмента, построенной на ожиданиях (Expectations - Based Management; EBM) является то, что эффективность работы компании
EVA = (RONA - WACC) * IC.
(2)
оценивается исходя из (не)достижения запланированных (руководством или рынком) показателей.
Говоря об особенностях применения системы ЕВМ в управлении футбольным клубом, стоит отметить, что ее внедрение будет серьезно затруднено сложностью прогнозирования спортивных результатов, которые и определяют итоговую эффективность деятельности клуба. Однако нельзя не признать, что ожидания играют в спорте огромную роль, на чем, в частности, построен многомиллиардный бизнес букмекеров.
Для футбольного клуба система управления ни в коем случае не должна быть дискретной - соответствующие измерения должны проводиться регулярно в течение всего года. Результаты таких измерений найдут свое отражение в итоговых расчетах уже рассмотренных нами показателей. Среди таких промежуточных индикаторов особе внимание должно быть уделено требованиям финансового «фэйр плей» УЕФА, а также требованиям лицензирования футбольных клубов, действующих в конкретной стране (в России - требования лицензирования Российского футбольного союза).
Специфические показатели, которые могут быть использованы в рамках системы управления футбольным клубом, следующие [5]:
1) динамика числа болельщиков и посещаемости (с учетом страновой (региональной) сегментации);
2) процент нерелевантных доходов - неденежные статьи или определенные виды доходов от деятельности, не связанной со спортом;
3) структура выручки и зависимость от максимальной статьи дохода (например спонсоры/выручка);
4) темпы роста выручки за последние 5 лет (по статьям: ТВ, спонсоры, мерчендайзинг, трансферы);
5) темпы роста заработных плат за последние 5 лет;
6) отсутствие ухудшений показателя «чистые обязательства» (обязательства превышают активы) в сравнении с предыдущим отчетным периодом;
7) самоокупаемость - отсутствие убытков и соответствие требованиям финансового «фэйр плей» в части возмещения убытков акционерами клуба;
8) отношение заработных плат футболистов к общей выручке;
9) отношение чистого долга к капиталу;
10) отношение чистого долга к выручке;
11) маржа операционной прибыли (операционная прибыль - прибыль без учета транс-ферных операций и дохода от сопутствующих бизнесов, напрямую не связанных с футболом/выручка);
12) просроченная задолженность (в первую очередь по трансферам);
13) средняя выручка (прибыль) за матч = общий объем выручки (прибыли) в день матча /число матчей за сезон;
14) средняя выручка на одного зрителя = общий объем выручки в день матча;
15) среднее число зрителей на домашних матчах;
16) отдача от молодежной программы = доходы по трансферам собственных воспитанников (включая контракты с собственным клубом) за год/расходы на обеспечение работы молодежной академии;
17) сальдо по трансферам за последние 5 лет.
Особенности расчета представленных показателей в рамках системы VBM для футбольного клуба обусловлены несколькими специфическими нюансами.
Многие футбольные клубы (в первую очередь российские) исторически были убыточными и существовали на деньги акционеров и муниципальных властей. Именно это и за-
ставило УЕФА внедрить довольно жесткие правила финансового «фэйр плэй», нацеленные на достижение самоокупаемости. Подобное положение дел заставляет клубы решать более насущные проблемы и до таких комплексных систем, как VBM, дело не доходит. Однако модель стоимостного управления может помочь не только крупным и успешным клубам, скорее, наоборот, для «проблемных» команд она может стать своего рода антикризисным инструментом, способным за счет четкой структуризации и измерения всех процессов достичь высоких результатов.
Другое ограничение в применении моделей VBM связано с серьезной зависимостью любого футбольного клуба от спортивных результатов, что делает его показатели нестабильными, особенно в части прогнозирования и оценки рисков.
Еще одной проблемой будет анализ «лучших практик», необходимый для расчета отдельных показателей и их интерпретации. Это обусловлено тем, что футбол остается одной из самых закрытых сфер и найти нужную информацию бывает очень сложно. Кроме того, часто требуется учитывать различия в учете контрактов с игроками, начислении амортизации по ним, разные даты закрытия финансового года, финансовые возможности акционеров клуба, инфраструктурную базу, наконец, различный уровень развития футбола в стране.
Проблемой футбольных клубов, разместивших свои акции на бирже и, соответственно, инвесторов, купивших эти акции, стало то, что курсы таких акций оказались абсолютно непредсказуемыми. Цена на такие бумаги слабо коррелирует с результатами деятельности, спортивными достижениями и перспективами. Например, акции «Фенербахче» рухнули сразу после того, как клуб оформил чемпионский титул, а стоимость бумаг «Трабзонспо-ра», потерпевшего поражение в гонке за золото, увеличилась 7. При этом случается так, что даже одно поражение, неудачная трансферная сделка или травма ключевого игрока могут обрушить котировки клуба.
Кроме того, общее количество акций, торгующихся на бирже, зачастую недостаточно велико, а это значит, что на их курс может резко повлиять любая относительно крупная сделка. Не говоря уже о том, что подобная ситуация создает отличные условия для «сбивания» цены на нужные бумаги для их последующей скупки.
В заключение можно констатировать, что сегодня IPO едва ли может всерьез рассматриваться даже самыми крупными отечественными клубами - запутанная структура собственности, осознанная непрозрачность, отсутствие системы корпоративного управления и отлаженных бизнес-процессов, конфликты интересов собственников. Список можно продолжать. Однако выход на биржу - это не только способ привлечения финансирования, но и инструмент, позволяющий улучшить структуру управления компанией, сформировать представление о стоимости бизнеса (в том числе для акционеров), вместе с новыми акционерами привлечь передовые практики управления. Все это может быть интересно как для частных собственников отечественных футбольных клубов, так и с позиции задачи приватизации российских клубов. Таким образом, плановая работа по подготовке отечественных футбольных клубов к выходу на биржу может оказать позитивное влияние на всю индустрию футбола страны.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Волкова Ольга, Нетреба Петр. Госкомпаниям запретят финансировать из бюджетов покупку спортивных звезд. URL: http://top.rbc.ru/economics/30/06/2015/5592701f9a79472ec 714bc2a
7 Ткач А. Верую, IPO абсурдно. URL: http://www.sports.ru/football/119971893.html
2. Лебедев А. Игра на биржу. URL: http://www.alebedev.ru/archive/78/80/6677.html (дата обращения: 18 сентября 2007 года).
3. STOXX® Europe Football. URL: https://www.stoxx.com/index-details?symbol=FCTP
4. Ивашковская И. В., Харламов Л. С. Эффективность ценообразования российских IPO [Электронный журнал] : Корпоративные финансы. 2007. № 3.
5. Солнцев И. В. Финансовый и операционный анализ деятельности футбольного клуба // Финансовый вестник. 2013. № 1.
6. Солнцев И. В. Стоимостной подход к управлению футбольным клубом // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 6.
7. Стиглиц Дж. Ревущие девяностые. М. : Современная экономика и право. 2005.
8. IPO: Опыт ведущих мировых экспертов / под ред. Г. Н. Грегориу. Минск : Гревцов Паблишер, 2008.
9. Benveniste Lawrence M. and Paul A. Spindt. How investment bankers determine the offer price and allocation of new issues // Journal of Financial Economics. 1989. № 24.
10. Hanley K. Underpricing of Initial Public Offerings and the Partial Adjustment Phenomenon // Journal of Financial Economics. 1993. № 34.
11. Ibbotson R. Price performance of common stock new issues // Journal of Financial Economics. 1975. № 2.
12. Reilly F. Further. Evidence on short-run results for new issues investors // Journal of financial and quantative analysis. 1973. № 8.
13. Stoll H., Curley A. Small business and new issues market for equities // Journal of financial and quantative economics. 1970. № 5.
14. Brau, Stanley E. Fawcett. Initial Public Offerings: An Analysis of Theory and Practice // The Journal of Finance. Vol. LXI. № 1. 2006.
15. Ткач А. Верую, IPO абсурдно. URL: http://www.sports.ru/football/119971893.html
^^РОСПРОМЭКСПЕРТИЗА
Юридические услуги
• защита интересов собственников и арендаторов в административном и судебном порядке при некорректном определении кадастровой стоимости недвижимого имущества
• взыскание долгов с проблемных банков
• налоговые споры
• банкротство
• ведение арбитражных дел
• противодействие рейдерским захватам имущества (защита активов)
• исполнительное производство
ЗАО «РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ»
предоставляет полный комплекс оценочных и юридических услуг с 1996 года
Услуги по оценке
▼ оценка различных видов стоимости имущества и имущественных прав, в том числе:
• объектов недвижимости
• бизнеса и пакетов ценных бумаг
• объектов интеллектуальной собственности, включая ноу-хау
• земельных участков и объектов капитального строительства в целях уменьшения налогооблагаемой базы (замещения кадастровой стоимости)
• объектов для целей залога
▼ стоимостная экспертиза по определению суда
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
+7-(495)-670-90-54, +7-(495)-670-69-78, +7-(499)-179-49-43 www.rospromekspertiza.ru, e-mail: unalex@amadeo-com.ru