Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная система налогов и сборов / эффективность налогообложения / коэффициент эластичности налогов / regional system of taxes and fees / efficiency of taxation / coefficient of elasticity of taxes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гираев Везирхан Камалиевич

Статья посвящена разработке методики оценки эффективности региональной системы налогообложения и формированию предложений по ее реформированию с целью содействия региональному социально-экономическому развитию. В работе использованы статистические методы анализа динамических рядов, обобщения и синтеза. Разработана методика оценки эффективности региональной системы налогообложения, включающая совокупность разработанных критериев и показателей. Полученные результаты можно использовать для внесения изменений в региональное налоговое законодательство в рамках предоставленных региону налоговых полномочий. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при прогнозировании социально-экономического развития региона, планировании бюджетных доходов и внесении изменений в элементы региональных налогов. В результате проведенного исследования сделаны выводы, что действующая в регионе система налогообложения эффективна по показателю эластичности налогов по отношению к ВРП, но неэффективна с точки зрения влияния на распределение доходов населения (бедные больше платят) и сальдированного финансового результата по экономике в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гираев Везирхан Камалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF THE REGIONAL TAXATION SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

The article is devoted to the development of a methodology for assessing the effectiveness of the regional taxation system and the formation of proposals for its reform in order to promote regional socio-economic development. The work uses statistical methods for analyzing time series, generalization and synthesis. A methodology for assessing the effectiveness of the regional taxation system has been developed, including a set of developed criteria and indicators. The results obtained can be used to amend the regional tax legislation within the framework of the tax powers granted to the region. The results of the study can be used in predicting the socio-economic development of the region, planning budget revenues and making changes to the elements of regional taxes. Findings: The current taxation system in the region is effective in terms of the elasticity of taxes in relation to GRP, but ineffective in terms of the impact on the distribution of incomes of the population (the poor pay more) and the balanced financial result for the economy as a whole.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)»

УДК 336:228. ББК 65.261.4

DOI 10.24412/2412-2025-2021-1-9-20

Гираев Везирхан Камалиевич - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологи, Дагестанский государственный университет народного хозяйства; доцент кафедры экономической безопасности и таможенного дела, Дагестанский государственный технический университет

Giraev Vezirkhan Kamalievich - PhD in Economics, Senior researcher at the Research Institute Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy; Associate Professor, Department of Economic Security and Customs, Dagestan State Technical University

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF THE REGIONAL TAXATION SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

Статья посвящена разработке методики оценки эффективности региональной системы налогообложения и формированию предложений по ее реформированию с целью содействия региональному социально-экономическому развитию. В работе использованы статистические методы анализа динамических рядов, обобщения и синтеза. Разработана методика оценки эффективности региональной системы налогообложения, включающая совокупность разработанных критериев и показателей. Полученные результаты можно использовать для внесения изменений в региональное налоговое законодательство в рамках предоставленных региону налоговых полномочий. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при прогнозировании социально-экономического развития региона, планировании бюджетных доходов и внесении изменений в элементы региональных налогов. В результате проведенного исследования сделаны выводы, что действующая в регионе система налогообложения эффективна по показателю эластичности налогов по отношению к ВРП, но неэффективна с точки зрения влияния на распределение доходов населения (бедные больше платят) и сальдированного финансового результата по экономике в целом.

Ключевые слова: региональная система налогов и сборов, эффективность налогообложения, коэффициент эластичности налогов.

The article is devoted to the development of a methodology for assessing the effectiveness of the regional taxation system and the formation of proposals for its reform in order to promote regional socio-economic development. The work uses statistical methods for analyzing time series, generalization and synthesis. A methodology for assessing the effectiveness of the regional taxation system has been developed, including a set of developed criteria and indicators. The

results obtained can be used to amend the regional tax legislation within the framework of the tax powers granted to the region. The results of the study can be used in predicting the socio-economic development of the region, planning budget revenues and making changes to the elements of regional taxes. Findings: The current taxation system in the region is effective in terms of the elasticity of taxes in relation to GRP, but ineffective in terms of the impact on the distribution of incomes of the population (the poor pay more) and the balanced financial result for the economy as a whole.

Key words: regional system of taxes and fees, efficiency of taxation, coefficient of elasticity of taxes.

Введение. Складывающиеся социально-экономические условия посткарантинного развития регионов России привели к необходимости переориентации налогово-бюджетной политики с фискальных целей на решение задач, обеспечивающих сохранение рабочих мест, социальную ориентацию экономики регионов путем постепенного снижения налогового бремени в реальном секторе экономики и благоприятствования предпринимательской деятельности.

Глубина наблюдаемого кризиса, усиленная пандемией коронави-русной инфекции (COVID-19), объективно обусловила необходимость пересмотра сложившихся взглядов на инструменты государственного регулирования экономики. Необходимы новые решения по комплексной модернизации российской экономики, причем экономические преобразования требуют принципиально новых, нестандартных подходов к формированию социально-экономической политики, важная роль в которой принадлежит бюджетно-налоговой составляющей. Сложившаяся система налогообложения как инструмент первичного распределения результатов хозяйственной деятельности и доходов населения в виде изъятия налогов, влияет на налоговый потенциал регионов и напрямую связана с формированием доходов их консолидированных бюджетов.

Система регионального налогообложения одновременно должна решать две задачи: с одной стороны, формирование доходов бюджета, достаточных для выполнения закрепленных за регионом функций органов государственной власти региона, с другой - регулирование экономической деятельности, стимулирующей расширенное воспроизводство, расширение налогового потенциала и рост налогооблагаемой базы. Поэтому задача формирования эффективной и рациональной налоговой системы является важным направлением по противодействию кризисным явлениям, сохранению рабочих мест и недопущения снижения уровня жизни населения в конкретном регионе.

Решение проблемы формирования эффективной региональной системы налогообложения требует переосмысления с учетом складывающихся реалий и разработки научно обоснованных критериев ее оценки для последующего внесения изменений в региональное налоговое законодательство.

В настоящее время многие регионы России сталкиваются с проблемой недостатка собственных доходов. Как пишет издание РБК со ссылкой на предварительные данные Федерального казначейства, совокупный дефицит бюджетов российских регионов по итогам пандемийного 2020 года достиг 762,2 млрд. руб., что составляет 5% от совокупного объ-

ема их бюджетных доходов [1]. Сильнейший спад доходов бюджетов стал одной из главных причин отказа от повторного карантина во вторую волну СОУГО-19 осенью - экономика и бюджеты регионов его бы не выдержали.

Ситуация усугубляется неравномерным распределением бюджетных ресурсов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Такая практика вызывает необходимость переосмысления итогов предшествующего развития и принципиального изменения подходов к перераспределению налоговых доходов, способных кардинально изменить социально-экономическую ситуацию в регионах.

Методы исследования. В этой связи необходима количественная оценка эффективности региональной системы налогообложения, как на уровне региона, так и в целом по Российской Федерации. При этом налоговые полномочия должны быть ориентированы на решение задач каждого уровня:

- на федеральном - устойчивое развитие экономики, обеспечение стабильных налоговых доходов бюджетной системы и их достаточность для финансирования социальных программ государства;

- на региональном - стабильное поступление доходов в консолидированный бюджет региона в целях финансирования региональных социальных обязательств, обеспечение развития региональной экономики и привлечение инвестиций с использованием налоговых механизмов;

- на местном уровне - стабильное и устойчивое финансирование местных обязательств и инициатив, стимулирование развития бизнеса.

Эффективность региональной системы налогообложения нами понимается как результат наиболее полной реализации основных принципов и функций налогообложения для удовлетворения общественных потребностей и социально-экономического развития региона.

Такое понимание указанной категории позволяет получить комплексную оценку по следующим эффектам:

- эффект формирования бюджета во взаимосвязи с динамикой экономического развития (определяется с помощью коэффициента эластичности налоговых доходов консолидированного бюджета региона относительно изменения валового регионального продукта;

- эффект функционирования общественного сектора (выражается в увеличении расходов консолидированного бюджета региона в расчете на душу населения, проживающего в данном регионе);

- эффект улучшения уровня жизни и комфорта населения в регионе (данный эффект можно выразить ростом численности населения в исследуемом регионе);

- эффект выравнивания доходов (определяется коэффициентом Джини и показывает уровень дифференциации доходов населения территории);

- эффект функционирования бизнеса (определяется ростом сальдированного финансового результата по прибыльным хозяйствующим субъектам в региональной экономике).

Предлагаемая методика оценки эффективности системы налогообложения региона состоит из трех этапов.

1 этап - формирование исходных показателей оценки эффективности системы налогообложения региона;

2 этап - установление нормативных значений выбранных показателей;

3 этап - расчет и сопоставление фактических и нормативных значений по каждому критерию с интерпретацией результатов.

Для расчета количественных параметров сформулированных эффектов определим соответствующие формулы:

Коэффициент эластичности региональных и местных налогов определяется по формуле (1): [2]

Кэн = ((Нт/Нб))/((ВРПт/ВРПб)), (1) где: Кэн - коэффициент эластичности налогов, %; Нт, Нб - общая сумма поступлений налогов, зачисляемых в консолидированный бюджет региона в текущем и базовом году, соответственно, тыс. руб.;

ВРПт, ВРПб - валовой региональный продукт в текущем и базовом году, соответственно, млн. руб.

Темп роста расходов консолидированного бюджета региона в расчете на душу населения рассчитывается по формуле (2):

Трб = ((Рт/Чт))/((Рб/Чб))х100, (2) где: Трб - темп роста расходов консолидированного бюджета региона на душу населения, %;

Рт,Рб - расходы консолидированного бюджета региона в текущем году, скорректированные на уровень потребительских цен и в базовом году, соответственно, млн. руб.;

Чт,Чб - численность населения региона на конец года в текущем и базовом году, соответственно, тыс. чел.

Темп роста численности населения в регионе (Тчн) рассчитывается по формуле (3):

Тчн = Чт/Чбх100, (3)

где: Чт,Чб - численность населения региона на конец года в текущем и базовом году, тыс. чел.

Самым популярным показателем для описания неравенства является коэффициент Джини. Данный статистический показатель, названный в честь итальянского экономиста Коррадо Джини, показывает, насколько фактическое распределение измеряемых величин, например, уровня дохода населения, отклоняется от полностью равномерного их распределения между индивидами [3]. Он изменяется от 0 до 1, где 0 означает ситуацию полного равенства, а 1 - крайнего неравенства, когда вся совокупность доходов в распределении принадлежит одному индивиду. В целом, чем ниже коэффициент Джини, тем лучше, тем меньше в стране экономическое неравенство.

Кроме того, этот показатель является важным для анализа темпов экономического развития. Дело в том, что чем более неравномерно распределены доходы, тем больше формируется дисбаланс и каждое поколение становится более бедным по отношению к предыдущему.

По общепринятой классификации для стран ОЭСР, действует следующая шкала степеней неравенства по коэффициенту Джини: экономика с очень низкой степенью неравенства (20 - 22 %), низкой (24 - 26 %), средней (29 - 31 %) и высокой степенью неравенства (33 - 35 %). [4].

По данным Росстат [5], в 2019 году коэффициент Джини составил 0,411, а децильный коэффициент фондов (показывает отношение доли до-

хода, принадлежащей 10% наиболее обеспеченной части населения, к 10% наименее обеспеченного населения) - 15,4 раза. По итогам первого полугодия 2020 г. эти показатели составили, соответственно: 0,390 и 13,3 раза. То есть, наблюдается снижение уровня дифференциации в распределении доходов населения - оно медленно, но стабильно беднеет. Эти тенденции усилились на фоне введения карантинных мер в связи с пандемией коро-навируса.

Темп роста сальдированного финансового результата предприятий (за исключением убыточных) рассчитывается по формуле (4):

Тфр = (Ст/Сб)х100, (4)

где: Ст,Сб - сальдированный финансовый результат, скорректированный на индекс цен производителей промышленных товаров в текущем и базовом году, соответственно, млн. руб.

На втором этапе устанавливаем нормативные значения выбранных показателей.

Нормативным значением коэффициента эластичности считается 1, что означает, что доля налоговых поступлений изменяется пропорционально изменению анализируемого фактора, т.е. в данном случае - ВРП. Если коэффициент больше 1, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВРП, что вполне допустимо в кратковременном периоде. При коэффициенте меньше 1, доля налоговых поступлений в ВРП региона снижается. Изменение коэффициента эластичности налогов в той или иной степени может служить основанием к принятию соответствующих мер по совершенствованию региональной системы налогообложения и преодолению негативных тенденций в экономике региона.

Нормативное значение темпов роста расходов консолидированного бюджета региона в расчете на душу населения будем считать 100%, поскольку эффект достигается при величине расходов текущего года не меньше расходов предыдущего года.

Нормативное значение темпов роста численности населения региона будем считать равной 100 %, что означает сохранение показателя на уровне прошлого года. То есть, все условия обеспечения жизнедеятельности населения и функционирования бизнеса в регионе сохранены и являются благоприятными и притягательными.

Согласно многочисленным эмпирическим исследованиям, коэффициент Джини в идеале должен стремиться к величине 0,3.

Нормативное значение темпов роста сальдированного финансового результата в регионе будем считать равной 100 %, исходя из того, что можно считать результатом (эффектом) сохранение (неснижение) показателя к предыдущему году.

На следующем этапе оценки эффективности региональной системы налогообложения проведем необходимые расчеты с интерпретацией и обобщением результатов.

Отметим, что расчет предложенных показателей эффективности осуществляется на основе данных официальной статистики, публикуемых в готовом виде. Выбор предложенных показателей эффективности в предложенной методике нами учитывался исходя именно из критерия доступности статистической базы.

Сведем в таблицу сформулированную методику (см. табл.1).

Таблица 1

Методика оценки эффективности региональной системы налогообложения

Наименование показателя Фз Нз Кэ Крэ Вывод

1. Коэффициент эластичности региональных налогов, ед. расчет 1 К1, расчет К1>1 оценка

2. Темпы роста расходов консолидированного бюджета региона на душу населения, % расчет 100 К2, расчет К2>1 оценка

3. Темп роста численности населения, % расчет 100 К3, расчет К3>1 оценка

4. Коэффициент Джини, ед. расчет 0,3 К4, расчет К4<1 оценка

5. Темп роста сальдированного финансового результата прибыльных предприятий в экономике региона, % расчет 100 К5, расчет К5>1 оценка

Источник: составлена автором

Обозначения: Нз - нормативное значение, Фз - фактическое значение, Кэ -коэффициент эффективности, Крэ - критерий эффективности.

По каждому критерию оценку проводим в отдельности. При этом, если коэффициенты равны или больше 1, то региональную систему налогообложения считаем эффективной. Исключением является коэффициент Джини - чем меньше его значение, тем эффективнее участвует региональная система налогообложения в первичном распределении доходов общества через действующую систему регионального налогообложения.

Общую итоговую оценку эффективности налоговой системы региона можно дать по совокупности критериев. При этом полученные расчетные показатели несопоставимы по весам и не ранжируются. То есть нельзя утверждать, что на основе сравнения полученного фактического значения, допустим, коэффициента эластичности с нормативным, можно сделать итоговый вывод об эффективности или неэффективности региональной системы налогообложения в целом.

С другой стороны, ценность методики и ее практическое значение заключается в диагностике состояния региональной системы налогообложения. Это дает возможность, в рамках закрепленных за региональными властями налоговых полномочий, принятия управленческих решений по повышению эффективности системы налогообложения региона.

Прежде чем перейдем к апробации предложенной методики, дадим краткую характеристику состояния экономики Республики Дагестан за прошедший 2020 год.

Экономическая ситуация в республике за январь-декабрь 2020 года, как и в целом по Российской Федерации, усугубилась влиянием пандемии. Так, по оперативным данным Дагстат, по итогам 2020 года Республика Дагестан характеризуется спадом темпов основных социально-экономических показателей развития: объёма работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» - на 0,4 %, ввода жилых домов - на 6,0 %, оборота розничной торговли - на 5,6 %, объема платных услуг населению - на 14,4 %.

Наблюдается рост темпов: промышленного производства - на 4,5 %, продукции сельского хозяйства - на 1,4 %. Среднемесячная заработная плата работников за январь-ноябрь 2020 года выросла на 10,1 %.

В результате индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности вырос на 0,5 % при росте за 2019 год на 7,4 %.

За 2020 год в промышленности наблюдался рост как в целом (104,5 % против 109,1 % за 2019 год), так и в обрабатывающих производствах (108,8 % против 117,1 %). Однако наблюдался спад в добыче полезных ископаемых (75,5 % против 107,7 %), обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (91,9 % против 86,8 %) и водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (70,8 % против 86,0 %). Индекс потребительских цен и индекс цен производителей промышленных товаров составили, по данным Дагстата, 7,3 % и 4,2 % соответственно.

На фоне таких показателей социально-экономического развития республики налоговые и неналоговые доходы за 2020 год увеличились на 8,3 % по сравнению с 2019 годом и составили 44,7 млрд. рублей (см. табл. 2).

Установленные бюджетные задания выполнены по следующим видам налогов и сборов: ЕСХН - 146,5 %, УСН - 118,9 %, НДФЛ - 118,8 %, госпошлина - 112,4 %, транспортный налог - 115,3 %, акцизы на алкоголь - 107,7 %, налог на имущество организаций - 106,1 %.

Исполнение плановых назначений по оставшимся налогам составило: ЕНВД - 98,3 %, акцизы на ГСМ - 97,6 %, земельный налог - 91,6 %, налог на прибыль организаций - 90,4 %, налог на имущество физических лиц - 85,4 %, добычу полезных ископаемых - 75,3 %, налог на прочие доходы - 71,0 %, неналоговые доходы - 90,6 %.

Как видно из данных таблицы 2, исполнение плановых бюджетных назначений имеет противоречивую тенденцию. Это связано не только с последствиями коронавирусной пандемии, но и с точностью прогнозов плановых назначений по видам налогов, носящих вероятностный характер.

Результаты исследования. Апробируем предложенную методику для оценки региональной системы налогообложения в Республике Дагестан.

Для этого сгруппируем исходные статистические данные (см. табл.

3).

Таблица 2

Поступления налоговых и неналоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Дагестан за январь-декабрь 2020 года, тыс. руб._

Показатели Консолидированный бюджет РД в том числе:

2020 г. % выпол пол-нения 2019 г. Изменение 2020/2019 (+ / -) Темп роста 2020 / 2019, % Республиканский бюджет РД Местные бюджеты

План Факт Поступило 2020 % вы-полне-ния 2020 % выпол пол-нения

план факт план факт

I. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 41117 389,0 44711 029,1 108,7 41 276 519,2 3 434 509,9 108,3 31063 810,0 33468 834,7 107,7 10053 579,0 11242 194,4 111,8

Налоги на прибыль, доходы, в т.ч. 24 660 985,0 27824 399,5 112,8 24 298 601,2 3 525 798,3 114,5 18547 188,0 20 601 892,6 111,1 6 113 797,0 7 222 506,9 118,1

-Налог на прибыль организаций 5 213 842,0 4 712 446,3 90,4 4 987 584,6 -275 138,4 94,5 5 213 842,0 4 712 446,3 90,4 0,0 0,0 0,0

-Налог на доходы физических лиц 19447 143,0 23111 953,3 118,8 19 311 016,6 3 800 936,7 119,7 13 333 346,0 15 889 446,3 119,2 6 113 797,0 7 222 506,9 118,1

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, в т.ч. 8 755 104,0 8 714 993,7 99,5 8 975 175,5 -260 181,8 97,1 8 010 435,0 8 021 204,0 100,1 744 669,0 693 789,7 93,2

Акцизы на алкогольную продукцию 1 649 713,0 1 777 097,0 107,7 1 898 618,2 -121 521,2 93,6 1 649 713,0 1 777 097,0 107,7 0,0 0,0 0

Акцизы на ГСМ 7 105 391,0 6 937 896,7 97,6 7 076 557,3 -138 660,7 98,0 6 360 722,0 6 244 107,0 98,2 744 669,0 693 789,7 93,2

Налоги на совокупный доход, в т.ч. 1 534 863,0 1 783 714,2 116,2 1 865 450,3 -81 736,1 95,6 0,0 0,0 0,0 1 534 863,0 1 783 714,2 116,2

- УСН 1 237 512,0 1 471 746,0 118,9 1 424 458,5 47 287,5 103,3 0,0 0,0 0,0 1 237 512,0 1 471 746,0 118,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ЕНВД 256 446,0 252 033,7 98,3 382 419,6 -130 385,9 65,9 0,0 0,0 0,0 256 446,0 252 033,7 98,3

- ЕСХН 40 905,0 59 934,5 146,5 58 572,2 1 362,3 102,3 0,0 0,0 0,0 40 905,0 59 934,5 146,5

Налоги на имущество, в т.ч. 5 885 559,0 6 098 045,7 103,6 5 820 023,8 278 021,9 104,8 4 327 551,0 4 691 479,0 108,4 1 558 008,0 1 406 566,6 90,3

- Налог на имущество физ. лиц 335 757,0 286 656,6 85,4 267 225,0 19 431,6 107,3 0,0 0,0 0,0 335 757,0 286 656,6 85,4

- Налог на имущество организаций 3 233 669,0 3 429 717,5 106,1 3 332 484,0 97 233,5 102,9 3 233 669,0 3 429 717,5 106,1 0,0 0,0 0

- Транспортный налог 1 093 882,0 1 261 761,5 115,3 992 877,4 268 884,1 127,1 1 093 882,0 1 261 761,5 115,3 0 0 0

- Земельный налог 1 222 251,0 1 119 910,0 91,6 1 227 437,4 -107 527,4 91,2 0,0 0,0 0,0 1 222 251,0 1 119 910,0 91,6

Налог на добычу полезных ископаемых 42 300,0 31 834,4 75,3 37 351,5 -5 517,1 85,2 42 300,0 31 834,4 75,3 0,0 0,0 0,0

Госпошлина 213 962,0 240 560,7 112,4 248 833,7 -8 273,0 96,7 111 720,0 104 943,7 93,9 102 242,0 135 617,0 132,6

Прочие доходы 24 616,0 17 481,0 71,0 31 083,2 -13 602,2 56,2 24 616,0 17 481,0 71,0

П. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 2 144 598,0 1 944 047,3 90,6 2 410 006,0 -465 958,7 80,7 1 067 426,0 1 040 202,3 97,4 1 077 172,0 903 845,0 83,9

ВСЕГО: 43 261 987,0 46 655 076,4 107,8 43 686 525,2 2 968 551,2 106,8 32 131 236 34 509 037,0 107,4 11 130 751,0 12 146 039,4 109,1

Источник: Официальный сайт Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан http://minec-rd.ru/ (Дата обращения 17 февраля 2021 г.).

Таблица 3

Исходные данные для оценки эффективности региональной системы налогообложения в Республике Дагестан

Показатели 2019 г. 2020 г.

1. Валовой региональный продукт1, (оценка), млн. руб. 672158,5 713790,1

2. Поступление налогов в консолидированный бюджет региона2, млн. руб. 41276,5 44711,0

3. Расходы консолидированного бюджета региона, скорректированные на индекс потребительских цен3, млн. руб. 129599,1 167366,6

4. Численность населения в регионе4, тыс. чел. 3110,8 3132,2

5. Коэффициент Джини - 0,413

6. Сальдированный финансовый результат, скорректированный на индекс цен производителей, промышленных товаров5, млн. руб. 5540,7 4610,3

Источник: Официальный сайт Счетной палаты Республики Дагестан: http://spdag.ru/ekspertno-analiticheskaya-i-zakonoproektnaya-deyatelnost. 2Источник: Официальный сайт Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан http://minec-rd.ru/.

3Источник: Официальный сайт Министерства финансов Республики Дагестан:

http://minfinrd.ru/otchetnost.

4Источник: Росстат.

5Источник: Дагстат.: https://dagstat.gks.ru/elektronver.

Подставив исходные данные в приведенные нами выше формулы и произведя расчеты, получим соответствующие результаты (см. табл.4).

Таблица 4

Результаты расчетов коэффициентов эффективности системы нало-

гообложения в Республике Дагестан

Наименование показателя Фз Н, Кэ Крэ Вывод

1. Коэффициент эластичности региональных налогов, ед. 1,344 1 1,344 К1>1 эффективен

2. Темпы роста расходов консолидированного бюджета региона на душу населения, % 1,282 100 1,282 К2>1 эффективен

3. Темп роста численности населения, % 100,7 100 1,007 К3>1 эффективен

4. Коэффициент Джини, ед. 0,413 0,3 1,376 К4>1 неэффективен

5. Темп роста сальдированного финансового результата прибыльных предприятий в экономике региона, % 83,2 100 0,832 К5<1 неэффективен

Источник: составлена автором по результатам расчетов.

Как видно из итоговой таблицы, согласно предложенной методике, по двум критериям получен отрицательный результат, по трем-положительный.

Выводы. По результатам расчетов можно сделать следующие выводы:

1. Наблюдается тревожная тенденция опережающего роста налоговых поступлений по сравнению с ростом ВРП. В перспективе такая тактика «выжатого лимона» приведет к сокращению налогооблагаемой базы, о чем следует задуматься сегодня.

2. Наблюдаемый рост темпов расходов консолидированного бюджета, связан, отчасти, с дополнительными выплатами из федерального бюджета. Но в перспективе следует исходить из постепенного сокращения

трансфертов из федерального бюджета и расширения собственных источников доходов.

3. Мы согласны с тем, что рост численности населения в настоящее время слабо связан с налоговой составляющей, но, тем не менее, когда граждане республики начнут добросовестно исполнять налоговые обязательства, эта связь будет заметна.

4. Действующая региональная система налогов и сборов неэффективна с точки зрения влияния на первичное распределение доходов населения. Из этого следует вывод о необходимости дифференцированного подхода к вопросам имущественного налогообложения граждан в рамках закрепленных налоговых полномочий.

5. Система налогообложения прибыли неэффективна с точки зрения влияния на сальдированный финансовый результат. При этом следует исходить из того, что формирование условий для прибыльной работы предприятий - повестка более глубокого порядка, требующая серьезной аналитической работы и скоординированных действий органов власти.

В целом предложенная методика является достаточно простой, понятной и удобной для применения. В перспективе можно автоматизировать расчеты, что позволит оперативно определить основные направления управленческого воздействия на региональную налоговую систему с целью устойчивого и сбалансированного их развития.

Список литературы:

1. Пандемия привела к дефициту бюджетов почти у 70% российских регионов. Какие из них испытывают наибольшую нехватку доходов. - URL: https://www.rbc.ru/economics/20/01/2021/б00бaeb99a794714a7б005c9.

2. Черненко, Д.А. Коэффициент эластичности, как способ оценки влияния экономических факторов на поступление налогов: макро- и микро- уровень // Новый университет. Серия «Экономика и право». - 20i4. - № 11 -i2 (45-4б). - С. 39-42.

3. Салмина, А. Сравнительный анализ показателей неравенства - их особенности и применение // Общество и экономика. - 20i9 - №7 - С. 3S-58.

4. Колодко, Г. Вопросы справедливости и экономическая политика в постсоциалистических странах// Вопросы экономики. - i999. - №1. - С. 64-7б.

5. Статистическое обозрение. -2020. - №2 (10S). - С.22.

6.Зубаревич, Н.В. Неравенство доходов населения: пространственная проекция // Pro et Contra. - 20i3. - Т. 17. - № 6. - С. 48-б0.

7. Капелюшников, Р.И. Неравенство: как не примитивизировать проблему // Вопросы экономики. - 20i7. - № 4. - С. 117-i39.

8. Пономарев, А.И., Топоров, И.В. «Экономический и налоговый потенциал налоговой системы РФ» [Текст] // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 20i9. - № 1 (S6). -С. 47-5i.

9. Сапрыкина, Т. В. Региональная налоговая политика: факты и перспективы// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия S: Экономика. - 20i5. - №. 1 (1SS). - С. 213-22i.

10.Слепнева, Л.Р. Оценка эффективности налоговой политики региона // перспективы науки. -20i7. - №1 (88). - С. S0-55.

11.Popova D., Rudberg A. Inequality in Income and Wealth in Russia / Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy, and Governance. - Switzerland: Springer, 2018. P. 1-12.

12.Pyatt G., Chen C.-N., Fei J. The Distribution of Income by Factor Components // Quarterly Journal of Economics. 1980. November. P. 451-473.

13. Farris F. The Gini Index and Measures of Inequality // The American Mathematical Monthly. 2010. Vol. 117, No. 10. P. 851-864.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.