УДК 316.334.3
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Городецкая Е.Г., к.соц.н., доцент
Аннотация. На материалах социологического исследования показана степень эффективности работы органов местного самоуправления. Определен уровень социального самочувствия, рассмотрены наиболее острые городские проблемы, а также проблемы благоустройства и санитарного состояния города. Дана оценка местной власти, а также выявлены основные источники информации, которые не только формируют, но и влияют на мнение горожан.
Ключевые слова: местное самоуправление, социальное самочувствие, источники информации, мнение граждан.
Оценка эффективности работы органов местного самоуправления проводится различными представителями общественных наук, в том числе большое внимание этому вопросу уделяет и социология. Деятельность муниципальных органов должна быть, прежде всего, направлена на удовлетворение социальных потребностей населения в образовании, культуре, здравоохранении и т.д. С помощью социологических исследований мы можем оценить степень удовлетворенности населения качеством получаемых услуг и эффективность работы местной власти.
В основу настоящей статьи положены данные социологического исследования «Оценка социально-политической ситуации в г. Евпатория». Выборочная совокупность исследования составляла 800 респондентов, среднее отклонение от норм выборки не превышает 3,54%. Количественные параметры выборки были определены в пределах минимально необходимого уровня репрезентативности исследования по параметрам пола, возраста, образования и района проживания. Метод опроса - адресный. [1].
Целью статьи является анализ уровня эффективной деятельности органов местного самоуправления.
Под местным самоуправлением следует понимать право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения [2, с. 171].
138
Первое, на чтобы хотелось обратить внимание, - это состояние социально-психологического тонуса населения, иными словами, его настроение.
Как показывает наш опыт проведения социологических исследований, если люди удовлетворены условиями жизни, уровнем своего материально-финансового состояния, то они настроены позитивно. Если же они не удовлетворены своим положением, то фиксируется повышенный уровень протестности. Рассмотрим состояния социально-психологического тонуса евпаторийцев.
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как изменились условия Вашей жизни и жизни Вашей семьи за прошедший год?»
%
Суждения респондентов исследования Процент ответов
существенно улучшились 6,7
незначительно улучшились 27,1
не изменились 44,4
незначительно ухудшились 12,9
значительно ухудшились 8,9
Итак, совокупно 33,8% респондентов указали, что их условия жизни улучшились, у 21,8% они ухудшились и у 44,4% не изменились.
Проведя корреляционный анализ, мы установили, что пол опрошенных не влияет на выбор той или иной оценки. Разница между ответами мужчин и женщин здесь абсолютно незначительная.
Зато возрастные параметры повлияли на выбор ответа. Как следует из таблицы 2 двумерных распределений, наиболее оптимистично настроена молодежь. Напротив, наиболее пессимистично, а, следовательно, более отрицательно, настроены представители старших возрастных групп.
139
Таблица 2
Сравнительная таблица оценок уровня жизни населением (по возрасту респондентов, в %)
Возрас т существенн о улучшилис ь незначительн о улучшились не изменилис ь незначительн о ухудшились значительн о ухудшились
18 - 30 11,0 32,9 46,3 6,1 3,7
лет
31 - 40 8,2 26,5 42,2 15,0 8,2
лет
41 - 50 4,7 26,4 44,2 15,5 9,3
лет
51 - 60 5,5 28,8 41,1 13,0 11,6
лет
Старше 60 4,7 22,4 46,7 15,0 11,2
Рассмотрим иерархию наиболее острых городских проблем, которая, выглядит следующим образом: первая группа - низкие зарплаты, пенсии (65,8%); плохое состояние дорог, тротуаров (62%); низкий уровень медицинских услуг, плохая работа органов здравоохранения (54,9%); высокие тарифы на коммунальные услуги (54,3%).
Вторая группа - необоснованно высокие цены на продукты питания и товары первой необходимости (47,3%); благоустройство населенного пункта (40,8%); трудоустройство населения, безработица (40,3%).
Третья группа - коррупция, плохая работа и произвол чиновников (21,8%); некомпетентность местных органов власти (20,8%); низкое качество жилищно-коммунальных услуг (19,5%).
Именно эти три группы проблем влияют на уровень жизни людей и их благополучие. Если рассмотреть более детально по полу и возрасту, то проблема низких зарплат в равной степени беспокоит молодежь (64%) и людей среднего возраста (64-66%), а пенсии - старшее поколение (67%). Особенно остро проблема зарплат/пенсий воспринимается мужчинами. Возможно, это связано с тем, что 7,5% из них не имеют работы, 5% -студенты, а 22,6% - пенсионеры.
Плохие дороги и тротуары примерно в равной степени тревожат все категории.
140
Низким качеством медицинских услуг в большей степени озабочены женщины предпенсионного и пенсионного возраста - 64,6%, а среди их сверстников-мужчин таких 61%.
Высокие тарифы на коммунальные услуги в большей степени беспокоят женщин предпенсионного и пенсионного возраста (64,7%), чем мужчин (50%).
Еще одним важным фактором эффективности работы местной власти, является оценка горожанами уровня санитарного состояния города и его благоустройства. Среди проблем санитарного состояния города, которые требуют незамедлительного решения, жители выделили пять основных - это бездомные собаки и кошки (51,8%), уборка мусора, отсутствие мусорных баков, урн на улицах (50,8%), благоустройство зон отдыха, пляжей (21,6%), ликвидация стихийных свалок (19,5%) и заросли растений (13,5%).
Перейдем к рассмотрению наиболее острых вопросов благоустройства города:
Таблица 3
Наиболее острые проблемы благоустройства города, требующие
немедленного решения
%
Суждения респондентов исследования Процент ответов
ремонт жилых домов, подъездов 38,5
ремонт внутридворовых и придомовых территорий, тротуаров 37,3
освещение улиц, дворов 33,9
создание парковочных карманов во дворах 30,1
оборудование детских площадок 21,9
оборудование спортивных и спортивно-игровых площадок 21,5
реставрация театра, музеев, реконструкция летнего концертного зала 18,5
озеленение населенного пункта 17,0
другие (запишите) 4,3
затрудняюсь ответить 4,0
Полученные данные говорят о том, что ремонт жилых домов, подъездов, ремонт внутридворовых и придомовых территорий, тротуаров,
141
освещение улиц, дворов, создание парковочных карманов во дворах необходимо решать в первую очередь.
Плотность высказанных мнений, их удельный вес - все это служит довольно верным, хотя и косвенным, показателем уровня социального самочувствия [3]. Впрочем, такая ситуация не нова. Если накопилось много проблем, которые не решались годами, то виновных далеко искать не приходиться.
Таблица 4
Распределение ответов респондентов на вопрос: «С чем, по Вашему мнению, в первую очередь связаны существующие проблемы городского
хозяйства?»
%
Суждения респондентов исследования Процент ответов
некомпетентность муниципальных чиновников 53,1
граждане несознательны, зачастую сами наносят вред городскому хозяйству 35,6
средства местного бюджета разворовываются 30,8
некомпетентность главы администрации 24,9
часть предприятий не работает, и не отдает налоги в бюджет 13,4
предприниматели не платят налогов, а контролирующие органы неэффективны 9,8
город и поселки ограничены в возможностях 9,8
затрудняюсь ответить 9,5
другое (запишите) 3,1
Из данной таблицы наглядно видно, что респонденты возложили ответственность за городские проблемы на муниципальных чиновников, самих граждан, которые наносят вред городскому хозяйству (бросание мусора на землю, вырывание лавочек, урн и т.д.), коррупцию во власти и на главу администрации города.
142
Рассмотрим, насколько успешна работа органов местного самоуправления в оценке респондентов:
Таблица 5
Оценка степени успешности решения местной властью городских
проблем
%
Суждения респондентов исследования Решается хорошо Начала решаться Не решается вообще Затрудняюсь ответить
Реконструкция дорог и ремонт внутридворовой территории 2,0 52,4 38,5 7,1
Освещение улиц 15,8 41,6 28,6 14,0
Строительство детских площадок 16,3 52,0 15,5 16,3
Благоустройство дворов, капремонт домов 2,8 24,4 42,1 30,8
Реконструкция сетей канализации и ливневок 2,5 8,0 53,1 36,4
Ликвидация свалок 9,1 24,8 27,0 39,1
Благоустройство зон отдыха, пляжей 20,5 42,0 15,4 22,1
Восстановление скверов, фонтана, стелы 32,1 45,9 7,1 14,9
Ремонт и восстановление детских садиков, школ 16,1 49,3 6,5 28,1
Организация праздников и различных мероприятий 51,8 24,4 2,8 21,1
143
Нужно заметить, что к числу проблем, которые, по общему мнению, решаются хорошо, относятся важные, но не всегда самые острые проблемы города. То, что на первое место здесь вышла «организация праздников и различных мероприятий», конечно неплохо, но учитывая общую ситуацию в городе, возможно лучше было бы обратить внимание на работу городского здравоохранения, образования. Фонтаны и скверы также хорошо, но если состояние благоустройства дворов, ремонт дорог и тротуаров, канализаций и ливневок вызывает массу нареканий, то лучше было бы переключить внимание администрации и депутатского корпуса именно на эти проблемы.
Касательно «свалок» многие выражали удивление, т.к. они их не видят в своем районе, а вот по «благоустройству дворов, капремонту домов» и «реконструкции сетей канализации и ливневок», респонденты говорили, что если эти вопросы и начали решать, то только на словах.
Что является главным источником информации и откуда жители города ее черпают? Обратимся к таблице 6 за ответом на поставленный вопрос.
Таблица 6
Источники информации о работе местной власти
%
Суждения респондентов исследования Процент ответов
из Интернета и социальных сетей 48,3
из телевизионных передач компании 40,9
от друзей, знакомых, родственников 37,6
из статей в газетах 29,6
в основном, по слухам и разговорам 16,3
точно не помню, информация была такой расплывчатой 3,4
из наружной рекламы, билбордов, баннеров и т.д. 1,8
В последнее время средства массовой информации, в частности, Интернет и социальные сети, превращаются в действенный механизм, но и телевидение не теряет позиции. Полученные данные являются ярким тому подтверждением. Интересно, что большинство горожан предпочли получать эту информацию от друзей, знакомых, родственников, черпать ее из слухов и разговоров, т. е. из так называемой «маус-рекламы».
На вопрос: «Какой характер, по-Вашему, носила эта информация?» больше половины ответили «насколько положительный, настолько и отрицательный». Совокупно 21,6% респондентов оценивают характер
144
подаваемой информации о работе власти, как положительную против 14,8%, как отрицательную, что демонстрирует определенный баланс мнений.
Проведя корреляционный анализ источников информации и ее характера, мы видим, что местные СМИ (телевидение, газеты), официальные Интернет сайты и социальные сети, наружная реклама в большей степени освещают работу местной власти с положительной стороны, и это неудивительно. А информация от друзей, знакомых, родственников, а также слухи и разговоры носит больше отрицательный характер.
Информация давно уже стала условием нормального существования общества и человека. При этом потребители информации отбирают для себя как наиболее приемлемые носители информации, так и информационные потоки определенной направленности, что в принципе и подтвердили полученные данные нашего исследования.
Подводя итог, можно сделать несколько выводов.
Во-первых, оценка уровня жизни за последний год показала, что говорить о резком улучшении жизни еще рано, поскольку на это влияют как внешние, так и внутренние факторы, но и говорить о массовом ухудшении тоже нет оснований.
Во-вторых, значительное число жителей города уже фиксируют острое состояние ряда неотложных проблем города и его территорий: в числе самых острых - уровень жизни (низкие зарплаты, пенсии и высокие цены), плохие дороги и тротуары, качество медицины, высокие тарифы, благоустройство города и трудоустройство населения.
В-третьих, нерасторопность либо бездействие местной власти приводят к негативной оценке со стороны горожан.
В-четвертых, основными источниками информации о работе местной власти является «маус-реклама» (разговоры с друзьями, знакомыми, родственниками, а также слухи и сплетни), а следом идут интернет, телевидение. Стоит обратить особое внимание на межличностное общение, которое, как показывает практика, очень сильно влияет на формирование общественных настроений.
Для развития местного самоуправления и взаимодействия органов местной власти с населением, необходимо не только разово проводить социологические исследования, но и мониторить эту ситуацию. Опираясь на наш опыт, можно утверждать, что социологические исследования не только показывают реальную картину эффективности деятельности органов местного самоуправления, но и могут показать пути их решения.
145
Литература:
1. Анализ результатов исследования социально-политической ситуации в Евпатории: научный отчет МКУ «ЦИА и МТО», сентябрь 2017 г. / Е.Г. Городецкая - Евпатория, [б.и], 2017. - 64 с.
2. Европейская хартия местного самоуправления и ее значение // Полис. 1998. № 4. С. 170—172.
3. Городецкая Е.Г. Влияние средств массовой информации на формирование электорального поведения избирателей / Е.Г. Городецкая // Сощальш технологи : збiрник наукових праць. - Запорiжжя : КПУ, 2012. - Вип. 54. - С. 68-74.
146