Научная статья на тему 'Оценка эффективности работы лесозаготовительных предприятий при помощи модели «Затраты - выпуск»'

Оценка эффективности работы лесозаготовительных предприятий при помощи модели «Затраты - выпуск» Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
132
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности работы лесозаготовительных предприятий при помощи модели «Затраты - выпуск»»

Предполагая, что данная модель является квадратной, можем записать:

(Е-Ап)Хц-Аг2Х2=У1;

-А21Х,+(1-А22 )Х2=У2, где Е и I - единичные матрицы.

Решая эту систему из двух уравнений получим:

ХКЕ-А,./’(У,* А,2 Х2). (2)

Подставляя во второе уравнение системы, получим:

Х2=[( I - А22 ) - Аг^Е-АпУ1 А\2]'1*[Ъ+

+ А21(Е-АпУ1 У,]. (3)

Для того, чтобы эта модель была применима к работе лесозаготовительного предприятия, необходимо в каждом технологическом процессе выделить основной вид продукции, а остальные выпускаемые товары рассматривать в качестве побочной продукции по аналогии с выпуском продукции, загрязняющей окружающую среду в рассмотренной модели.

Допустим, отрасль "машиностроение" выпускает станки, выбрасывая при этом в атмосферу определенное количество угарного газа и тяжелых металлов. В нашем случае, отрасль "производство пиловочника" производит пиловочник, а параллельно с этим, при распиловке, производятся балансы, технологические дрова и другие сортименты.

Таким образом, всю выпускаемую лесозаготовительную продукцию можно

разделить на основную и побочную, а элементы исходной модели (1) применительно к лесозаготовительному предприятию будут означать: Ац - коэффициенты прямых затрат основных отраслей; А21 - коэффициенты прямых затрат побочных отраслей; Ап и А22 - вспомогательные построения для приведения матрицы к квадратному виду; Х1 и - объемы производства и реализации основных отраслей (пиловочник, необрезные пиломатериалы и другие); Х2 - объем производства в отраслях по борьбе с загрязнением окружающей среды; У2 - загрязнение среды, связанное с конечным потреблением.

Формулы (2) и (3) являются функциями X от У и в зависимости от У1 мы будем получать значения Х1 и Х2, то есть в зависимости от вводимого планируемого объема реализации продукции основных отраслей, мы найдем фактически необходимый для этого объем производства по всему ассортименту продукции.

Литература

1. Будущее мировой экономики. Доклад экспертов ООН во главе с В.В. Леонтьевым. - М.: Международные отношения, 1979.

2. Терехов Л.Л. Экономико-математические методы. - М.: Статистика, 1968.

3. Леонтьев В. Исследование структуры американской экономики. - М.: Госстатиздат, 1958.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ПОМОЩИ МОДЕЛИ «ЗАТРАТЫ - ВЫПУСК»

Д.В. РУЗАКОВ, м.н.с. ВНИИЛМа

Метод "затраты - выпуск" был разработан в тридцатых годах в США нашим соотечественником В.В. Леонтьевым, получившим впоследствии за это Нобелевскую премию в области экономики. Этот метод предназначен для анализа производства и распределения продукции на различных уровнях - от отдельного предприятия до народного хозяйства в целом, он позволяет осуществлять полностью согласованное и

внутренне сбалансированное планирование выпуска продукции, исследовать существующие взаимосвязи между отраслями производства. Бурное развитие электронно-вычислительной техники открывает новые перспективные направления возможного практического применения этого метода. На основе метода «затраты - выпуск» строятся модели, характеризующие развитие всей мировой экономики и сценарии мирового

экономического развития [1], межотраслевые балансы народного: хозяйства стран, экономических регионов, республик, областей и т.д. В советское время составлялись матричные техпромфинпланы предприятий на основе этого метода, получившего в нашей литературе название - «межотраслевой баланс» или «балансовый межотраслевой метод» [2]. Несмотря на специфику этих моделей их объединяет общий принцип построения, единство системы расчетов и аналогичность ряда экономических характеристик (в первую очередь, так называемых коэффициентов прямых и полных затрат).

Метод «затраты - выпуск» (у В.В. Леонтьева - «input - output analysis») принципиально отличается от большинства методов, применяющихся в экономико-математическом моделировании. Его уникальность заключается в том, что в то время как в других методах, например в линейном программировании, в качестве входных данных выступают затраты труда, сырья, материалов, других ресурсов, а в качестве выходных

- оптимальный выпуск продукции, то в межотраслевом балансе, - наоборот: в качестве исходных данных задается планируемый объем продукции, а на выходе мы получим четко сбалансированную структуру всего комплекса затрат, необходимых для того, чтобы этот запланированный объем продукции произвести.

Ядром модели «затраты - выпуск» являются матрицы коэффициентов прямых и полных затрат. Коэффициент прямых затрат, показывает, сколько единиц продукции одной отрасли необходимо произвести на единицу продукции другой отрасли. Допустим, коэффициент прямых затрат, стоящий на пересечении строки "производство пиловочника" и столбца "производство необрезных пиломатериалов" равный 1,5 означает, что для того, чтобы произвести кубометр необрезных пиломатериалов требуется полтора кубометра пиловочника.

Однако величина этого коэффициента непостоянна. Так, при изменении диаметра и длины пиловочника, изменится и выход пиломатериалов. Следовательно, изменится и вся структура затрат, то есть изменится и вся

матрица прямых (а значит и полных) затрат. Но главным ограничителем модели «затраты

- выпуск» является требование постоянства структуры затрат. Применять эту модель можно лишь при условии неизменности структуры затрат. Как только структура затрат изменится, необходимо будет строить новую модель «затраты - выпуск», которая учитывала бы эти изменения. Это довольно сложная процедура, требующая много времени на сбор необходимой информации и вычисления.

Однако в лесной отрасли, еще в советские годы были рассчитаны многочисленные нормативы расхода сырья и материалов. Так, существуют нормативы посорт-ного выхода пиломатериалов из пиловочного сырья, дифференцированные по породам, диаметру пиловочного сырья и регионам. Сортиментные и товарные таблицы дают информацию о распределении заготавливаемой древесины на деловую и дровяную, а также распределение деловой на различные сортименты в зависимости от породы, диаметра дерева (или среднего диаметра насаждения), разряда высот и класса товарности. Существуют нормативы выхода обрезных пиломатериалов из необрезных и другие подобные нормативы.

В редакторе электронных таблиц Excel была создана база данных, являющаяся по сути набором товарных таблиц для ряда наиболее распространенных в центральной полосе России пород деревьев. Затем была разработана программа, позволяющая после ввода породного состава древостоя, среднего диаметра и класса товарности каждой из составляющих его пород выводить на экран (в определенные ячейки) информацию о товарном и сортиментном распределении древесины для данного древостоя, то есть строку товарной таблицы, соответствующую этим входным данным. Затем, на основе полученных данных определялись коэффициенты прямых затрат, так как выходные данные первой программы являлись базой для их расчета . Таким образом появилась возможность, задавая информацию о лесосеке, отводимой в рубку, автоматически изменять «ядро» модели «затраты - выпуск» - матри-

цу коэффициентов прямых затрат. При изменении характеристик лесного фонда, отводимого в рубку, структура затрат матрицы «затраты - выпуск» менялась автоматически. Лесопользователь мог теперь рассчитать, как изменится выпуск каждого вида продукции при изменении характеристик лесосечного фонда, например, как изменится выпуск хвойного бруса, если средний диаметр древостоя понизится с 24 до 20 сантиметров.

При помощи данного метода можно оценить степень влияния изменения каждой

вышеупомянутой характеризующей лесосечного фонда на конечный выпуск каждого вида выпускаемой продукции, а также результат их совместного изменения.

Литература

1. Будущее мировой экономики. Доклад экспертов ООН во главе с В.В. Леонтьевым.-М.: Международные отношения, 1979.

2. Л.Л. Терехов. Экономико-математические мето-ды.-М.: Статистика, 1968.

3. В. Леонтьев. Исследование структуры американской экономики.-М.: Госстатиздат, 1958.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫБОРУ ПАРАМЕТРОВ, СХЕМ И ОБЛАСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОПОЕЗДОВ ДЛЯ ВЫВОЗКИ ХЛЫСТОВ И ДЕРЕВЬЕВ

В.И. КУЗНЕЦОВ, доцент, МГУЛ И.М. МУХИН, аспирант, МГУЛ

Основываясь на подходе создания эффективных схем применения лесовозных автопоездов на лесозаготовительных предприятиях, необходимо обоснованно и правильно выбрать основные параметры и конструктивные схемы лесовозных автопоездов, влияющие, в конечном итоге, на экономические результаты деятельности предприятия.

В качестве основных параметров автопоездов следует выделить: осевые нагрузки; полную массу автопоезда; грузоподъемность; мощность установленного двигателя; скоростной режим; тип и параметры шин; тип технологического оборудования.

Вышеуказанные параметры лесовозных автопоездов должны соответствовать условиям эксплуатации, которые определяются состоянием дорог, расстоянием вывозки, средним объемом и длиной хлыста, запасом леса на гектаре, климатическими условиями, состоянием ремонтно-обслужива-ющей базы и т.п.

Большинство из перечисленных параметров лесовозного автопоезда в значи-

тельной степени зависит от конструкции и состояния лесовозных дорог, а также дорог общей сети, по которьм также производится вывозка древесины. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Расчетные нагрузки от осей автомобилей и прицепов при проектировании лесовозных дорог, приведенные в таблице, принимают по «Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа ВСН 46-83» Минтрансстроя.

При проектировании дорожных одежд для многоколесных специализированных транспортных средств, а также при определении возможности единичных проездов таких транспортных средств по существующей дороге, в качестве расчетной принимают наибольшую эквивалентную нагрузку. Эквивалентную нагрузку определяют с учетом влияния колес данной оси и соседних осей, расположенных друг от друга на расстоянии менее 2,5 м.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.