УДК 378: 681.3
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОРТАЛА КОРПОРАТИВНЫХ ЗНАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
© 2016
Гущина Оксана Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Прикладная математика и информатика» Аникина Оксана Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Прикладная математика и информатика» Еник Оксана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. На сегодняшний день во многих сферах деятельности наблюдается переизбыток информации, что требует поиска новых механизмов ее структурирования и хранения в удобном для пользователя виде. В образовательных учреждениях для решения указанной проблемы разрабатывают порталы корпоративных знаний, которые являются примером практического применения теории управления знаниями для получения конкурентных преимуществ путем более эффективного использования корпоративных знаний. Несмотря на то, что информация на порталах корпоративных знаний является структурированной, ее не всегда можно найти по поисковым запросам, что вызывает сложности не только у студентов, но и у самих преподавателей. Кроме того, порталы не всегда содержат именно ту информацию, которая является актуальной и необходимой. Для улучшения качества работы студентов и преподавателей с информационными ресурсами требуется применить инновационные методы мониторинга информационных ресурсов, которые позволили бы упростить поиск и использование необходимых данных. Поэтому существует потребность в оценке эффективности использования корпоративного портала знаний с аккумулированными данными предметной области, которые наиболее точно удовлетворяют образовательным потребностям студентов и преподавателей. Научная новизна и значимость исследования состоит в том, что была обоснована и рассчитана оценка эффективности использования корпоративного портала знаний в образовательном учреждении, позволяющего поддерживать информационные ресурсы в актуальном состоянии, что позволяет повысить эффективность работы с базой корпоративных знаний.
Ключевые слова: портал корпоративных знаний, информационно-образовательная среда учебного заведения, система управления знаниями, портал, информационный ресурс, база знаний, критерий Макнамары, уровень значимости, парный t-тест для средних (критерия Стьюдента).
ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF APPLICATION OF A PORTAL OF CORPORATE KNOWLEDGE IN EDUCATIONAL INSTITUTION
© 2016
Gyshchina Oksana Mihailovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of «Applied Mathematics and Computer Science» Anikina Oksana Vladimirovna, candidate of technical sciences, associate professor of «Applied Mathematics and Computer Science» Enik Oksana Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of « Pre-school Pedagogics and psychology» Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. Today, in many fields of activity information surplus that demands search of new mechanisms of its structuring and storage in a user-friendly look is observed. In educational institutions develop portals of corporate knowledge which are an example of practical application of the theory of management of knowledge for obtaining competitive advantages by more effective use of corporate knowledge for the solution of the specified problem. In spite of the fact that information on portals of corporate knowledge is structured, it cannot always be found on search queries that causes difficulties not only in students, but also in teachers. Besides, portals not always contain that information which is actual and necessary. With information resources it is required to apply innovative methods of monitoring of information resources which would allow to simplify search and use of necessary data to improvement of quality of work of students and teachers. Therefore, there is a need for an assessment of efficiency of use of a corporate portal of knowledge with the accumulated data of subject domain which most precisely satisfy to educational needs of students and teachers. Scientific novelty and the importance of research consists that the assessment of efficiency of use of the corporate portal of knowledge in educational institution allowing to support information resources in an actual state was proved and calculated that allows to increase efficiency of work with base of corporate knowledge.
Keywords: portal of corporate knowledge, the information and education environment of educational institution, control system of knowledge, portal, information resource, the knowledge base, McNamara's criterion, significance value, the pair t-test for averages (Styyudent's criterion).
В связи с большим потоком информации, доступной для восприятия студентам и преподавателям, появилась проблема поиска новых механизмов ее структурирования и хранения в удобном для пользователей виде. Все чаще и чаще прибегают к использованию корпоративных порталов знаний как составляющих информационно-образовательной среды учебного заведения, в основе которых лежат специализированные системы управления знаниями, объединяющие знания смежных дисциплин [1], опыт преподавателей и знания экспертов предметной области. Разработка порталов является новым и наиболее перспективным направлением развития информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающим интеграцию, накопление и поддержку, а также организацию доступа к знаниям образовательной среды. Сегодня не существует точного определения
портала, например, одно из них звучит следующим образом: «Портал - аппаратно-программный комплекс, который обеспечивает персонифицированный интерфейс, дающий людям возможность быстро находить и использовать информацию в соответствии со своими интересами» [2], т.е аккумулировать знания в определенной предметной области. Несмотря на то, что портал знаний аккумулирует информацию, она имеет свойство устаревать со временем. Кроме того, отсутствие регулярного обновления статей часто приводит к исчезновению их из поисковой выдачи и, как следствие, к проблемам в процессе обмена знаний. Отсюда следует, что необходим мониторинг запросов к информационным ресурсам на портале, который позволит выявлять часто используемые страницы корпоративного портала и обновлять их.
Большой вклад в области освоения и внедрения пор-
талов внесли такие ученые, как Загорулько Ю.А. [3], Боровикова О.И., Кононенко И.С. [4], Санжапов Б.Х., Буханцева Н.В., Буханцев А.Н. [5], Мухина Ю.Р. [6], Грушевская В.Ю., Грибан О.Н. [7]. Вопросами моделирования образовательной деятельности на основе технологии управления знаниями занимались: Кудинов В.А. [8], Карнаух И.В. [9], Веретенникова А.В., Полевикова М.Г., Туякпаева Е.А., Медведева О.В. [10], Гущина О.М., Крайнова О.А. [11]. Построением интеллектуальных информационных систем, в основе которых лежит технология управления знаниями как составляющей образовательного портала, занимались Бова В.В. [12], Тишкина Т.В. [13], Карелин В.П. [14], Рулиене Л.Н. [15], Чистоусов В.А. [16] и др. [17-27].
Следует отметить, что до настоящего времени за пределами интереса исследователей и разработчиков остается ряд фундаментальных проблем, связанных с определением эффективности применения корпоративных порталов и систем управления знаниями в образовательных учреждениях; технологии оценки систем управления знаниями как в процессе их разработки, так и в процессе экспертизы готового программного продукта. Для того, чтобы определить насколько эффективен механизм применения корпоративного портала знаний в образовательном учреждении, необходимо применить систему мониторинга, способную коррелировать действия пользователей по использованию знаний.
Одним из способов решения выделенной проблемы можно считать портал корпоративных знаний, предназначенный для обеспечения коллективной работы сотрудников в едином информационном пространстве внутри организации и аккумулирования знаний преподавателей и студентов в структурированном виде. Основная задача портала корпоративных знаний - воплощение базы для сохранения бесценного опыта преподавателей и управления их знаниями. Управление знаниями - это механизм предоставления информации студенту в удобном виде для помощи в осуществлении его решений. Цель портала - помочь каждому найти студенту ответ на возникший вопрос и возможность преподавателю поделиться опытом. Портал корпоративных знаний можно рассматривать как результат совместных усилий, направленных на создание базы знаний, которая станет ценностью не только организации, но и каждого из ее сотрудников.
На рисунке 1 представлена последовательность действий, производимых пользователем корпоративных информационных ресурсов, по поиску известных данных и добавления новых в существующую базу знаний.
Рисунок 1 - Диаграмма последовательности по работе с информационными ресурсами
Инициатором работы системы на данной диаграмме является сотрудник образовательной организации, обращающийся к порталу корпоративных знаний за определенным информационным ресурсом. Модуль «Навигация», обработав запрос, определяет его тип (переход по страницам или информационный поиск) и передает данные о нем в модуль «Обработка запросов». Обработчик запросов перехватывает данные запроса и отправляет их в хранилище статистики, после чего происходит обработка запроса и поиск релевантных данных. Результатом работы представленного алгоритма
будет массив информационных ресурсов, соответствующий пользовательскому запросу.
Продемонстрируем работу системы по формированию статистических отчетов о работе пользователей с информационными ресурсами. График статистики по использованию ресурсов представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 - Диаграмма статистики использования ресурсов
На данной диаграмме отображены два графика, отображающие динамику изменения статистических данных по количеству просмотров и редактирований информационных ресурсов. В верхней части отчета находится навигационный блок, который позволяет регулировать даты и период отчетности, а также выбирать основные параметры, положенные в основу построения отчета. Нижняя часть экрана разделена на 4 блока: просмотр наиболее популярных ресурсов, редактирование данных ресурсов, данные об активных пользователях, данные о редакторах контента. Информация данного отчета позволит определить наиболее востребованный ресурс и актуализировать его по мере необходимости.
На рисунке 3 представлена диаграмма, отображающая статистику поисковых запросов от студентов и преподавателей.
Рисунок 3 - Диаграмма статистики поисковых запросов
На данной диаграмме отображаются общее число поисковых запросов за запрашиваемую дату и число поисковых запросов с делением на географические зоны. Это позволяет определить активность пользователей из разных регионов в разные моменты времени. В нижней части диаграммы представлена информация о наиболее часто запрашиваемых выражениях и активных пользователях, что позволяет сформировать перечень вопросов, интересующих студентов и преподавателей.
Для оценки эффективности работы портала корпоративных знаний был проведен опрос среди студентов и преподавателей, активно использующих поисковый модуль портала. Пользователям был задан вопрос: «Является ли релевантной поисковая выдача по вашему поисковому запросу?». Результаты опроса до и после использования портала корпоративных знаний были сведены в суммарную таблицу 1, где:
- А - число участников опроса, которые до и после
использования портала дали положительный ответ на поставленный вопрос,
- В - число участников опроса, которые дали положительный ответ до использования, но отрицательный после,
- С - число участников опроса, которые дали отрицательный ответ до использования, а после - положительный,
- D - число участников опроса, которые до и после использования портала дали отрицательный ответ на поставленный вопрос.
Зададим две гипотезы: Н1 - о наличии существенных различий между результатами первого и второго опроса пользователей и НО - об отсутствии различий между результатами опросов.
Таблица 1 - Результаты опроса студентов и преподавателей
Второй опрос с,™
Да Нет
Первый опрос Да А=12 В=б IS
Нет- С=20 D=B 2S
32 14 4i
(1).
Iyiï
(Â - Й)2 (6 - 0 )2
(1)
Возьмем критические значения М из таблицы критических значений критерия Макнамары для уровней статистической значимости, определяющих вероятность того, что различия являются существенными, в то время как они на самом деле случайны. Выделим 2 уровня значимости:
- 1-й уровень значимости: р < 0,05 (5%). До 5% составляет вероятность того, что был сделан ошибочный вывод о том, что различия достоверны, в то время как они на самом деле являются недостоверными. Что означает, что существует лишь 95% уверенность в том, что различия действительно достоверны;
- 2-й уровень значимости: р < 0,01 (1%). Вероятность ошибочного вывода о том, что различия достоверны, составляет не более 1%. Иначе - есть 99% уверенность в том, что различия действительно достоверны. В данном случае можно написать и так: Р>0,99.
Критические значения при расчете критерия данным способом для первого и второго уровней значимости всегда постоянны и равны по формуле (2).
Iêô
J 3,841 aëy D < 0,S [б,635 aëy D < 0,®
(2)
Построим ось значимости, изображенную на рисунке 4.
6:635 7 538
Рисунок 4 - Ось значимости Полученное значение 1уи попало в зону значимости, то следует принять гипотезу Н1 о наличии различий. Если при этом посмотреть на результаты опроса, то
можно увидеть, что большинство из контрольной группы, опрошенных при первом опросе, ответили отрицательно, а при втором - положительно. В совокупности с принятой гипотезой можно говорить о том, что для опрошенной группы пользователей работы портала корпоративных знаний была эффективной, и они получили более релевантные результаты после в процессе поиска информационных ресурсов.
Для того, чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу об эффективности использования портала корпоративных знаний в образовательном учреждении было осуществлено сравнение среднего времени, затрачиваемого студентами на поиск необходимого информационного ресурса. Данные об этом сведены в таблицу 2.
Таблица 2 - Временные затраты студентов на поиск ресурсов
Для анализа полученных результатов был использован критерий Макнамары [17], который наиболее приспособлен к анализу данных, представленных в дихотомической шкале. Этот критерий предназначен для сравнения распределений объектов двух совокупностей по состоянию некоторого свойства на основе измерений этого свойства в двух зависимых выборках из рассматриваемых совокупностей. Расчет эмпирического значения 1уи производится для В^С и В+С>20 по формуле
Среднее время на поиск до внедрения корпоративного портала знаний, сек. Среднее время на поиск после внедрения корпоративного портала знаний, сек.
Студент 1 15,7 13,2
Студент 2 20,9 20,1
Студент 3 18,1 17,6
Студент 4 20,4 16,8
Студент 5 25,4 22,8
Студент 6 17,1 17
Студент 7 22,4 21,6
Студент 8 15,6 14,9
Студент 9 17,9 17,5
Студент 10 19,2 18,5
Для анализа средних значений удобнее всего будет воспользоваться пакетом анализа Microsoft Excel, который предоставляет возможность построения парного t-теста для средних (критерия Стьюдента). Определим гипотезу H1 как «Среднее время, затрачиваемое сотрудником на поиск необходимой информации после внедрения разработанной системы, значительно отличается от времени, затрачиваемого до внедрения системы», а гипотезу H0 - как гипотезу об отсутствии различий между двумя сравниваемыми значениями. Результаты выполнения этой функции представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Парный двухвыборочный t-тест для средних
Среднее время до внедрения системы Среднее время после внедрения системы
Среднее 19,27 18
Дисперсия 9,497888889 8,462222222
Наблюдения 10 10
Корреляция Пирсона 0,92407588
Гипотетическая разность средних 0
Df 9
^статистика 3,404908675
Р(Т<=1) одностороннее 0,003906173
t критическое одностороннее 1,833112933
Р(Т<=1) двухстороннее 0,007812346
t критическое двухстороннее 2,262157163
Поскольку р-значение равно 0,004 и меньше а < 0,05, нулевую гипотезу Н0 следует отклонить. Кроме того, гипотеза подтверждается за счет большого превышения
7,538
б + 0
 + Й
^статистики над t критическим двухсторонним. Это означает, что среднее время, затрачиваемое студентом на поиск необходимой информации с использованием портала корпоративных знаний, действительно значительно отличается от времени, затрачиваемого до его внедрения.
Результатом исследования стало подтверждение выдвинутой гипотезы, заключающейся в том, что эффективность функционирования портала корпоративных знаний будет выше, если будет производиться постоянная актуализация и повышение качества информационных ресурсов на основе данных мониторинга пользовательских запросов. А это, в свою очередь, будет способствовать обновлению информационных ресурсов, востребованных студентами и преподавателями, в соответствии с предъявляемыми требованиями к подготовке выпускников образовательных учреждений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Жилина А.И. Модель управления знаниями в современной системе образования // Царскосельские чтения. 2014. №ХУШ. С.89-101.
2. Голошумов А.Ю. Педагогические возможности использования информационных порталов в процессе экономического образования // Научные исследования в образовании. 2009. №10. С.26-30.
3. Загорулько Ю.А. Автоматизация сбора онтологической информации об Интернет-ресурсах для портала научных знаний // Известия ТПУ. 2008. №5. С.114-119.
4. Загорулько Ю.А., Боровикова О.И., Кононенко И.С. Обеспечение содержательного многоязычного доступа к лингвистическим информационным ресурсам на основе технологии порталов знаний // Известия ТПУ. 2011. №5. С.99-104.
5. Санжапов Б.Х., Буханцева Н.В., Буханцев А.Н. Портал знаний: модель развития информационного образовательного пространства региона // Известия ВолгГТУ. 2009. №7. С.112-115.
6. Мухина Ю.Р. Корпоративный информационный портал как средство управления образовательным процессом вуза // Управление в современных системах. 2014. №2. С.44-48.
7. Грушевская В.Ю., Грибан О.Н. Системы управления контентом и обучением как инструменты создания информационной среды образовательного учреждения // Педагогическое образование в России. 2012. №5. С.49-55.
8. Кудинов В.А. Модель образовательной области на основе технологии управления знаниями // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2010. №1. С.81-85.
9. Карнаух И.В. Управление знаниями организации // Пространство экономики. 2009. №2-3. С.127-129.
10. Полевикова М.Г., Туякпаева Е.А., Веретенникова А.В., Медведева О.В. Особенности формирования современных квалифицированных кадров как основы экономики знаний // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №11-2. С.240-241.
11. Гущина О.М., Крайнова О.А. Информационные ресурсы в системе управления образовательным процессом // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №3 (14). С.85-88.
12. Бова В.В. Концептуальная модель представления знаний при построении интеллектуальных информационных систем // Известия ЮФУ. Технические науки. 2014. №7 (156.) С.109-117.
13. Тишкина Т.В. Управление знаниями как условие обеспечения адаптивности предприятия в современных условиях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №5-1. С.215-218.
14. Карелин В.П. Интеллектуальные технологии и системы искусственного интеллекта для поддержки при-
нятия решений // Вестник ТИУиЭ. 2011. №2. С.79-84.
15. Рулиене Л.Н. Управление знаниями в информационном обществе // Вестник БГУ. 2010. №1. С.30-35.
16. Чистоусов В.А. Корпоративные знания образовательной организации: структура, актуализация и генерация // КПЖ. 2014. №2 (103). С.73-83.
17. Шелехова Л.В. Статистическая проверка простых гипотез в педагогических исследованиях // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. №7. С.170-175.
18. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.
19. Глухова Л.В. Управление знаниями: дивергентный подход // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. 3 (29). С. 165-168.
20. Насиленко Л.А. Формирование коммуникативной компетентности будущих юристов в условиях высшего учебного заведения (из опыта университета современных знаний) // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 31-33.
21. Шехтман Н.А. Информация и знания: лексико-семантический комментарий // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 2 (7). С. 154-156.
22. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Формирование концептуальных положений модели управления знаниями в организации: теоретико-методический подход (на основе эмпирического исследования) // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 71-81.
23. Сысоева Ю.Ю. Эффективность образовательной услуги организаций высшего образования // Вестник НГИЭИ. 2015. № 5 (48). С. 92-95.
24. Коростелева Л.А. Особенности профессиональной подготовки экспертов-экономистов в контексте использования экономических и правовых знаний // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 1. С. 11-14.
25. Гнатюк Н.В. Методическое сопровождение образовательного процесса в вузе // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 48-50.
26. Кузьмина В.Д. Практическое применение студентами знаний по иностранному языку в современном языковом пространстве // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 17-19.
27. Таранцева К.Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Формализация предметной образовательной информации в процессе разработки компетентностного подхода к оцениванию знаний // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 156-160.