УДК 338
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГИБКИХ БЮДЖЕТОВ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА ЗАТРАТ
Королькова Н.В., к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление на транспорте» ФГБОУВО «Российский университет транспорта
(МИИТ)»
Статья посвящена поиску методов совершенствования системы бюджетирования с целью повышения эффективности экономической деятельности современных предприятий. Рассматриваются такие важные аспекты, как: совершенствование системы бюджетирования как важнейшего инструмента финансового планирования; экономическая оценка применения гибких бюджетов в практике деятельности компании; применение методологических подходов факторного анализа в практике планирования затрат организации.
Создание и развитие оптимальной системы денежных отношений лежит в основе экономической деятельности любого предприятия. И именно эффективная система бюджетирования создает возможности для оптимального формирования и рационального использования финансовых ресурсов предприятия, для более эффективного управления ими.
Ключевые слова: экономический анализ, гибкий бюджет, жестких бюджетов, эксплуатационные расходы, управление затратами, бюджет затрат, классификация затрат, условно-постоянные расходы, переменные расходы, бюджетный регламент, рентабельность, себестоимость продукции.
EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF APPLYING FLEXIBLE BUDGETS TO ADDRESS PLANNING AND COSTING DEFICIENCIES
Korolkova N., Ph.D., assistant professor, Economy and management in transport chair, FSEIHE «Russian University of Transport» (RUT- MIIT)»
The article is devoted to the search for methods for improving the budgeting system in order to increase the efficiency of economic activity of modern enterprises. Such important aspects as: improvement of the budgeting system as an important tool of financial planning are considered; economic evaluation of the application of flexible budgets in the practice of the company; application of methodological approaches to factor analysis in the organization's cost planning practice.
The creation and development of an optimal system of monetary relations underlies the economic activity of any enterprise. And it is the effective system of budgeting that creates opportunities for optimal formation and rational use of financial resources of the enterprise, for more effective management of them.
Keywords: economic analysis, flexible budget, tight budgets, operational costs, cost management, cost budget, cost classification, conditionally fixed expenses, variable expenses, budgetary rules, profitability, production costs.
Железнодорожный транспорт - это очень сложная многоуровневая система, все элементы которой взаимодействуют между собой на территориальной, функциональной и отраслевой основе. Помимо общих целей каждый элемент имеет свои собственные, и их осуществление не должно противоречить реализации первостепенных целей компании. Для этого необходимо создать эффективную систему управления, которая бы координировала деятельность всей организации в целом таким образом, чтобы выполнение промежуточных целей способствовало выполнению приоритетных целей, а поступающие из внешней среды в ограниченном количестве ресурсы преобразовывались в транспортные услуги оптимальным образом [1].
Это стало возможным на базе применения современных управленческих технологий, которые позволяют рационализировать управление ресурсами транспортной компании для обеспечения ее финансовой устойчивости как в целом, так и в отдельности каждого вида деятельности, для распределения ответственности и полномочий по уровням управления, для организации системы оценки деятельности имеющихся структурных подразделений и настройки механизма персональной мотивации к достижению результатов. Необходимые для решения указанных задач инструменты содержит бюджетирование, подразумевающее целый спектр управленческих технологий, которые работают в направлении повышения эффективности деятельности предприятия.
В настоящее время в нашей стране большое внимания уделяют практическому применению контроллинга. Если обобщить все приводимые в отечественной и зарубежной литературе определения данного термина, можно предположить, что его экономическим смыслом является система управления конечным финансово-экономическим результатом (прибылью) фирмы. Понятие охватывает нормирование, анализ хозяйственной деятельности, внутрифирменное планирование, контроль, учет и вопросы определения экономической эффективности инвестиционных проектов.
Важным процессом является мониторинг выполнения бюджетов путем сопоставления достигнутых показателей с запланированными. Первоначальным этапом планирования показателей бюджета является определение ожидаемого объема продаж (в транспортной компании - объема ремонта или перевозок) в натуральном или денежном выражении на основании изучения рынка, а также по-
требностей покупателей. Далее бюджет расходов составляется таким образом, чтобы при запланированных доходах получить прибыль, покрывающую главным образом осуществляемые выплаты.
Важнейшим фактором при формировании бюджета является объем выпуска продукции, влияние которого обуславливает применение гибких бюджетов. По выбору отправного момента расчетов за рубежом различают методы планирования: приростной или факторный, считающийся традиционным, и составления смет с нуля.
При разработке бюджета предприятия традиционным методом в качестве базы может приниматься смета прошлого периода, либо результаты достигнутого за предыдущий период уровня производства. Позже определяются факторы, имеющие непосредственное влияние на изменение финансово-экономических показателей (прежде всего - затрат на производство) в планируемом периоде, и уже учитывая воздействие этих факторов, производится корректировка сметы прошлого периода или же фактически выполненных показателей. При этом вполне возможно использование предварительно разработанных и вычисленных коэффициентов влияния этих факторов или же укрупненных нормативов затрат.
Точность подобного планирования зависит от количества принятых к учету факторов. Однако применение большого числа коэффициентов влияния факторов для анализа одной группы расходов вполне может привести к значительным искажениям.
Составление бюджета "с нуля" определяется в зарубежной литературе в качестве метода, который применяется с целью наиболее полного и подробного обоснования затрат для выполнения какого бы то ни было вида деятельности. В данном случае предполагается тщательное изучение абсолютно всех видов затрат, что побуждает к поискам наиболее эффективного способа ведения финансово-хозяйственной деятельности.
Проблема заключается в том, что использование данного метода подразумевает наличие хорошо развитой информационной базы и применения трудоемких расчетов. Учитывая трудности, зарубежными экономистами было предложено лишь периодически использовать планирование "составление бюджетов с нуля" при условии отсутствия существенных изменений условия работы.
Гибкий бюджет, по мнению зарубежных экономистов, является результативным инструментом контроля затрат. Американские ученые Д. Шим и Д. Сигел обозначают его важнейшие преимущества:
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2017 | 9
"гибкая смета ориентирована на целый диапазон объемов производства, а не на один единственный уровень деловой активности, она носит динамический, а не статический характер".
Известно, что при проведении анализа затрат часто встречаются три вида отклонений фактических показателей от запланированных:
• по объему производства;
• по ценам на ресурсы;
• по удельным затратам ресурсов на производство продукции.
Гибкий бюджет облегчит анализ, поскольку содержит готовую
информацию о планируемых затратах на фактически выполненный объем производства.
Поскольку бюджет включают планируемые затраты, которые были рассчитаны для прогнозируемого производственного объема, а фактические затраты отражают фактический объем производства, то и сравнивать их некорректно.
Бюджетная система, существующая в настоящее время в ОАО «РЖД», предполагает составление жестких бюджетов на определенные технологические процессы, чьи затраты определяются в соответствии с регламентированными объемами работ и количеством товарно-материальных ценностей.
Но определенные сферы деятельности, как, например, пассажирские перевозки или текущий ремонт подвижного состава предполагают иной подход к планированию затрат. Это вызвано тем, что помимо обязательных ремонтных работ могут возникнуть незапланированные расходы, вызванные необходимостью привлечения дополнительных товарно-материальных ценностей для возобновления работоспособности механизмов, вышедших из строя. Гибкий бюджет позволит в данном случае корректно планировать затраты, а именно: даст возможность детально произвести пересчет показателей производства в соответствии с регламентированными нормами расхода сырья и материалов в разрезе определенных технологических операций.
На основании данных о фактическом объеме работ осуществляется расчет потребности в рабочих, производящих техническое обслуживание вагонов и их деповской ремонт, а также калькуляции затрат на выполнение определенных видов ремонта.
Один из важнейших факторов, имеющих влияние на изменение затрат, считается объем выпуска продукции. Например, для вагонного ремонтного депо важным показателем является объем ремонта вагонов, выраженный в натуральных или приведенных единицах.
Для разработки гибкого бюджета необходимо учитывать характерное поведение расходов при изменении объемов выполнения работ или оказания услуг. Расходы, незначительно изменяющиеся при изменении объемов производства в заданном периоде времени, называются условно-постоянными или фиксированными. На железнодорожном транспорте часто встречается термин «не зависящие от объема работ».
Переменные же затраты различаются на абсолютно переменные и относительно переменные, т.е. изменяющиеся при достижении определенного объема производства.
Деление расходов на постоянные и переменные имеет колоссальное значение в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Экономическая зависимость расходов от фактических объемов производства должна учитываться при планировании, анализе исполнения бюджетов и оценке влияния, оказываемого эксплуатационными показателями на расходы.
Однако в процессе управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия на железнодорожном транспорте данная зависимость учитывается в недостаточной мере. А между тем размер затрат на ремонт подвижного состава может существенно варьироваться не только в зависимости от программы ремонта, но также и от потребной численности производственных рабочих, тарифной ставки, трудоемкости выполненных работ, изменения стоимости сырья и материалов, качественных показателей использования под-
вижного состава и многого другого. Именно достижение данных целей оправдывает применение корреляционно-регрессионного метода анализа построения гибкого бюджета затрат на подобные технологические процессы.
Гибкие бюджеты можно разделить на три типа:
• многоступенчатые (многоуровневые);
• стандартные;
• бюджеты с применением коэффициентов эластичности.
Многоступенчатые бюджеты обычно разрабатываются для различных объемов производства продукции. Если фактический объем производства в определенном периоде времени равен промежуточной величине, то корректировочные данные, ориентированные на выполнение плана, определяются на основе указанных значений с помощью интерполяции, т.е. путем нахождения промежуточных значений исходя из имеющегося дискретного набора известных значений.
Данная форма незаменима, если в плановом периоде при большом количестве учтенных в расчете уровней производства возможен переход некоторых групп расходов из категории постоянных в переменные.
Стандартная форма гибкого бюджета позволяет оперировать прогнозными данными, скорректированными на изменения объема работ. Данная форма дает наглядное представление о характерном поведении расходов при изменении объема производства продукции на единицу.
Гибкий бюджет с коэффициентами эластичности требует достаточно трудоемкого предварительного расчета коэффициентов, которые показывают, на сколько процентов изменятся расходы при изменении объема производства на 1%.
Система бюджетного планирования для структурных подразделений ОАО «РЖД» в настоящий момент требует грамотной доработки. Показатели, запланированные в бюджетах линейных предприятий, должны учитывать специфику их деятельности и обеспечивать достижение целей как самого подразделения, так и в целом компании ОАО «РЖД».
Применение различных вариантов гибких бюджетов позволит с научной точки зрения обосновать и проанализировать расходы структурных подразделений, к тому же поможет выявить недостатки планирования и учета затрат, что в настоящий момент является первостепенными задачами оптимизации эксплуатационных затрат железных дорог.
Литература:
1. Алексеева А.И. Анализ эффективности использования основных средств. - Справочник экономиста. № 8, 2012, с. 67-76.
2. Королькова Н. В., Флягина Т.А. / Применение методологических подходов факторного анализа в практике управления расходами компании/Транспортное дело России 2016 №5
3. Королькова Н.В. /Процесс планирования затрат, какмеханизм исполнения и контроля бюджетов/Транспортное дело России 2016 №2
4. Королькова Н.В., Иноземцева С.М./ Структурные особенности эксплуатационных расходов// Журнал Мир транспорта 2014 - №6
5. Е.В. Шестакова. Особенности анализа эффективности в разных сегментах бизнеса. - Планово-экономический отдел. № 8, 2012, с. 92-98.
6. О.В. Жолобова. Планирование эксплуатационных расходов на предприятиях РЖД. - Справочник экономиста. № 9, 2012, с. 113-128.
7. Королькова Н.В. Применение факторного анализа при оценке производительности труда // Труды второй национальной научно-практической конференции «Повышение производительности труда на транспорте - источник развития и конкурентоспособности национальной экономики (МГУПС (МИИТ), 25 мая 2017 г.). М.: ООО Центр «Транспорт», 2017. С. 114-117
10 ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №5 2017 |