Научная статья на тему 'Оценка эффективности организации взаимодействия между спасательными формированиями и воинскими подразделениями при ликвидации чрезвычайных ситуаций'

Оценка эффективности организации взаимодействия между спасательными формированиями и воинскими подразделениями при ликвидации чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
96
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности организации взаимодействия между спасательными формированиями и воинскими подразделениями при ликвидации чрезвычайных ситуаций»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СПАСАТЕЛЬНЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ И

ВОИНСКИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Неклонский И.М.,

Национальный университет гражданской защиты Украины,

г. Харьков

Формирование современной нормативно-правовой базы, позволяющей эффективно реагировать на чрезвычайные ситуации (ЧС), является приоритетным направлением в области безопасности жизнедеятельности. Однако следует отметить, что на сегодняшний день нормативно-правовая база в Украине не в полной мере отвечает потребностям практической деятельности органов исполнительной власти, задействованных в сфере защиты населения и территорий от ЧС. Отсутствует системность в правовом регулировании вопросов взаимодействия функциональных подсистем в рамках Единой государственной системы гражданской защиты в целом и подразделений МВД Украины и МЧС Украины, в частности. Учитывая, что МЧС Украины (МЧС) и внутренние войска МВД Украины (ВВ МВД) входят в состав военного командования, которому вместе с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, предоставляется право осуществлять меры правового режима чрезвычайного положения, в том числе и при возникновении особо тяжелых ЧС техногенного и природного характера [1], становится актуальным вопрос совершенствования организационного обеспечения взаимодействия двух структур.

Разработаны с этой целью нормативно-правовые акты преимущественно регламентируют вопросы взаимодействия, которые обусловлены ведомственными интересами. Объективно оценить эффективность взаимодействия подразделений ВВ МВД и МЧС нельзя в связи с неопределенностью критериев оценки. Таким образом, для сравнения вариантов организации взаимодействия подразделений МЧС и ВВ МВД необходимо ввести соответствующие формальные критерии.

В работах [2-4] определены показатели сходства структурных элементов и показатели полноты организации взаимодействия двух систем (МЧС и ВВ МВД) и раскрыто их физический смысл, что позволяет упрощать структурно-функциональный анализ и определять приоритетные (наиболее важные) направления взаимодействия. При рассмотрении методологических основ разработки механизма взаимодействия между подразделениями ВВ МВД и МЧС в работе [5] обоснована необходимость введения общего показателя степени рациональности вариантов организации взаимодействия двух организационных систем. Наиболее пригодными для разработки критерия определения степени рациональности

вариантов организации взаимодействия рассматриваются

модифицированные таксономические математические модели.

В работе [6] систематизирована совокупность показателей организации взаимодействия и с помощью таксономических методов получено формальный критерий для сравнения вариантов организации взаимодействия двух организационных систем, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Предложенный подход к решению проблемы оценки эффективности взаимодействия подразделений разных ведомств при возникновении ЧС позволит осуществить соответствующее научное обеспечение разработки нормативно-правовых и оперативных документов в этой сфере.

Список литературы

1. О правовом режиме чрезвычайного положения: Закон Украины от 16.03.2000 г. № 1550 - III / Верховная рада Украины. - Офиц. изд. - К: Официальный вестник Украины. № 15, 2000. - С. 7.

2. Кириченко И.А. Программное обеспечение для определения приоритетных направлений взаимодействия между формированиями сил гражданской защиты МЧС Украины и подразделениями внутренних войск МВД Украины при возникновении чрезвычайных ситуаций / Кириченко И.А., Неклонський И.М., Побережный А.А. // Проблемы чрезвычайных ситуаций. Сб. научн. раб. УГЗ Украины. Вып. 10. - Харьков: УГЗУ, 2009. -С. 84 - 90.

3. Побережный А.А. Методика определения приоритетных направлений взаимодействия между частями (подразделениями) внутренних войск МВД Украины и формированиями сил гражданской защиты МЧС Украины в случае возникновения чрезвычайных ситуаций / Побережный А.А., Неклонський И.М. // Честь и закон. - Харьков: Академия ВВ МВД Украины, 2009. - № 4. - С. 61 - 67.

4. Кириченко И.А. Подбор исходных данных для определения приоритетных направлений взаимодействия между формированиями сил гражданской защиты МЧС Украины и подразделениями внутренних войск МВД Украины в случае возникновения чрезвычайных ситуаций / Кириченко И.А., Неклонський И.М. // Проблемы чрезвычайных ситуаций. Сб. научн. раб. УГЗ Украины. Вып. 13. - Харьков: НУГЗУ, 2011. - С. 77 - 84.

5. Кириченко И.А. Методологические основы разработки механизма взаимодействия между спасательными формированиями сил гражданской защиты МЧС Украины и подразделениями внутренних войск МВД Украины при возникновении чрезвычайных ситуаций. / Кириченко И.А., Неклонський И.М. // Проблемы чрезвычайных ситуаций. Сб. научн. раб. УГЗ Украины. Вып. 14. - Харьков: НУГЗУ, 2011. - С. 84 - 97.

6. Неклонський И.М. Определение критерия оценки эффективности организации взаимодействия подразделений МЧС Украины и МВД Украины при ликвидации чрезвычайных ситуаций. / Неклонський И.М.,

Елизаров А.В. // Проблемы чрезвычайных ситуаций. Сб. научн. раб. УГЗ Украины. Вып. 15. - Харьков: НУГЗУ, 2012. - С. 89 - 98.

ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ

Олейник Е.Л., преподаватель Национальный университет гражданской защиты Украины,

г. Харьков

Вследствие быстрого развития по вертикали пожары в высотных зданиях представляют большую опасность, создавая значительные сложности в обеспечении эвакуации и проведении спасательных работ. Продукты горения заполняют пути эвакуации, лифтовые шахты, лестничные клетки. На протяжении нескольких минут здание может быть полностью задымленным, что делает невозможным пребывание в нем людей без средств защиты органов дыхания. Причем наиболее интенсивно происходит задымление верхних этажей. Дополнительные сложности создает возможный выход из строя лифтового оборудования и систем противопожарной защиты. Существуют серьезные трудности для доступа спасателей в верхние этажи зданий, а также для установки пожарной техники на стилобаты.

Пожары, происходящие в высотных зданиях, часто приводят к многочисленным человеческим жертвам и вызывают широкий резонанс в обществе.

Анализ последствий пожаров в небоскребах, а также пожара Всемирного торгового центра в Нью-Йорке показал, что факторами, приведшими к трагическому развитию событий, являлись:

недостаточная огнестойкость строительных конструкций и инженерного оборудования;

блокировка путей эвакуации продуктами горения;

наличие больших внутренних объемов, не разделенных противопожарными преградами;

устройство центрального кондиционирования воздуха с многочисленными каналами;

наличие проходок в стенах и перекрытиях для электрооборудования и других технологических нужд;

устройство подвесных потолков.

Эти обстоятельства, а также большое количество людей, находящихся в помещениях, обуславливают необходимость отнесения высотных многофункциональных зданий к объектам повышенного внимания со стороны как проектировщиков, так и надзорных органов [1].

Пожарная безопасность высотных зданий обеспечивается системой противопожарной защиты и должна подтверждаться расчетным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.