Врач:::: ученый совет
™ и информационные
технологии
Дзеранова Нино Гурамовна
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ Специальность: 14.02.03
Работа выполнена: в Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава России
Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор Кудрина Валентина Григорьевна
Официальные оппоненты:
• Алексеева В.М., доктор медицинских наук, профессор ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава Российской Федерации, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения
• Берсенева Е.А., доктор медицинских наук, ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава Российской Федерации, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения педиатрического факультета
Ведущая организация: ФГБУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья» Российской академии медицинских наук.
Дата: 15 февраля 2013 года
Диссертационный совет: Д.208.110.01 в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации Цель исследования: оценка эффективности последипломного обучения медицинских работников информационным технологиям на основе разработанной системы приоритетов и показателей.
Задачи исследования:
1. Разработать методику решения исследовательской задачи.
2. Проанализировать этапы формирования ИТ-обучения медицинских работников.
3. Оценить качество ИТ-обучения как процесса и систематизировать направления его улучшения.
4. Организовать и провести эксперимент по использованию электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий в ИТ-обучении.
5. Разработать систему оценок эффективности ИТ-обучения по его результату.
6. Оценить эффективность ИТ-обучения медицинских работников с периодами мониторинга в 2001-2002, 2007-2008, 2010-2011 учебных годах.
Научная новизна исследования:
• разработаны с учетом накопленного опыта и самостоятельных исследований критерии оценки эффективности ИТ-обучения по критериям менеджмента качества (процессный подход) и по результату — индивидуальные, групповые и обобщенные оценки;
74
Ученый совет
www.idmz.ru
SOI 3, №4
■■■■
гш
• определены меры улучшения качества ИТ-обучения по техническим, технологическим и организационным направлениям;
• представлена динамика эффективности последипломного обучения при переходе от компьютерной грамотности к овладению информационными технологиями;
• в условиях модернизации здравоохранения определен уровень компьютерной подготовки специалистов отрасли;
• разработан индекс эффективности обучения как произведение индексов результативности (объективный контроль) и успешности обучения (субъективные самооценки обучающихся);
• доказана эффективность ИТ-обучения медицинских работников по критериям качества и результату обучения (мониторинг за 2001-2002, 2007-2008, 2010-2011 учебные годы).
Научно-практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении методики оценки эффективности ИТ-обучения, применяемой для решения задач ППМО.
Технология анкетного опроса показала свою работоспособность при оценке электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и дистанционных технологий в ИТ-обуче-нии, а при совместном применении с работой в фокус-группах выявила неиспользованный потенциал системы последипломного образования как экспертной площадки ведомства. Наибольшая заинтересованность в специальных навыках, умениях и знаниях связана с требованиями занимаемой должности, что следует использовать как побудительный мотив к ИТ-обучению.
Достигнутый в ходе ИТ-обучения уровень компьютерной подготовки, растущая степень удовлетворенной потребности в ИТ и все возрастающие возможности работы в информационной среде способствуют активному участию медицинских работников в модернизации отрасли.
Достигнутая эффективность ИТ-обучения стала новым рубежом следующего цикла развития системы непрерывного профессионального образования медицинских работников.
Выводы
1. В начале 2000-х годов среди медицинских работников отмечен низкий уровень владения ПЭВМ (22,0%), в связи с чем акцент в ИТ-обучении сделан на «компьютерной грамотности». По итогам самооценки участников циклов компьютерной подготовки в 2007-2008 гг. показатель составил 40,7%, в 2010-2011 гг. — 48,1%, объективный входной контроль определил показатель 2010-2011 гг. в 59,1%.
2. Развитие ИТ-обучения основано на профессиональных ИТ-компетенциях, рациональной классификации медицинских работников по уровню требований к ИТ-подго-товке, накопленном опыте пилотных проектов в практическом здравоохранении, а также на требованиях регламентирующих документов к образовательному процессу.
3. Процессный подход к управлению качеством ИТ-обучения позволил сформулировать профессиональные требования по предмету обучения к медицинским работникам, начиная с выпускников ВУЗов, у которых «выход» из стен университетов стал «входом» в профессиональную деятельность, а также систематизировать меры улуч-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 75 ■
Врач:::: ученый совет
™ и информационные
технологии
шения качества по управляемым ППМО направлениям — техническим, технологическим и организационным.
4. Первый опыт интерактивного обучения на кафедре медицинской статистики и информатики РМАПО показал, что оно пока не воспринимается как необходимое, а относится к категории отложенного спроса. При общей поддержке эксперимента по использованию электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий в ИТ-обучении выявлены препятствия к активному участию в дистанционных проектах. Участниками интерактивного семинара названы низкий уровень владения иностранным языком (почти 2/3 из многокритериальных ответов), недостаточный уровень предварительной подготовки, прежде всего компьютерной (32% ответов) и отсутствие доступа к надежному высокоскоростному Интернету (15% ответов).
5. На основе накопленного опыта и по результатам собственных исследований разработана система оценок эффективности обучения по результату:
• индивидуальные оценки по степени прироста уровня владения ПК — приобретения нового опыта имеющихся навыков работы по завершении учебы на основе самооценок обучающегося (успешность обучения), по объективным достижениям (результативность), а также по предложенному нами индексу эффективности как произведению двух предшествующих величин;
• групповые и обобщенные оценки по результатам комплексного анализа с применением в социологическом исследовании оценок фокус-групп.
6. На современном этапе развития системы здравоохранения медицинские работники могут быть оценены как креативный, нацеленный на ИТ-совершенствование контингент. Уровень потребности во внедрении ПК на рабочих местах составил в 2007-2008 гг. 89,6% в относительной шкале, в 2010-2011 гг. — 95,5% (темп роста 106,6% с наибольшими значениями среди СМР: медицинских статистиков — по сути, администраторов деловых процессов, а также врачей-клиницистов, все более вовлекаемых в информационные процессы). Владение навыками ИТ-работы достаточно высоко, но ниже, чем уровень потребности, в 2007-2008 гг. — 74,3, в 2010-2011 гг. — 83,5% в относительной шкале (темп роста 112,4% с наибольшими значениями у врачей-клиницистов, организаторов здравоохранения и СМР: медицинских статистиков). В оценку эффективности ИТ-подготовки в части перспектив ее развития включен информативный показатель неудовлетворенной потребности во внедрении ПК: разрыв между потребностью и реальными возможностями сохраняется, но по величине снижен с 15,3% в 2007-2008 гг. до 12,0% в 2010-2011 гг.
7. Система последипломного медицинского образования стала моделью изучения профессиональных проблем персонала отрасли, при этом показали свою перспективность для исследований, использующих комплексный подход, работы в фокус-группах, анкетные опросы и оценка экспертных мнений.
8. Потенциал роста эффективности ИТ-обучения заложен в аттестации на соответствие должностным требованиям и в перспективе возможностей осуществлять профессиональную деятельность по ее видам в информационной среде. Статистически это подтверждает выявленная взаимосвязь между потребностью персонала в развитии новой информационной среды и активностью включения в эту работу именно в должностном аспекте: коэффициент корреляции рангов (р) в 2007-2008 гг. — +0,93, в 2010-2011 гг. — +0,87.
76