УДК 338.24
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Ракиева Ольга Валерьевна, аспирант кафедры мировой экономики, ассистент кафедры экономики и управления
Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Россия olga_rakieva@mail. ru
В статье рассмотрен механизм осуществления оценки эффективности кластерной политики, предложенный в рамках проекта «The Cluster Benchmarking Project», а так же практика определения результативности кластерной политики в Испании, в регионе Басков. На основе изученного мирового опыта оценки эффективности кластерной политики автором работы сформулирован механизм проведения подобного рода анализа, который может быть использован представителями органов власти РФ для мониторинга реализации кластерных программ и проектов.
Ключевые слова: кластер; кластерная политика; оценка эффективности кластерной политики; рейтинговая оценка; индекс.
CLUSTER POLICY EVALUATION: FOREIGN EXPERIENCE AND RUSSIAN PRACTICE
Rakieva Olga, Graduate Student, International Economics Department, assistant of the Chair «Economy and Management» Astrakhan State University, Astrakhan, Russia olga_rakieva@mail. ru
This article represents the mechanism of cluster policy evaluation, offered within the limits of the project «The Cluster Benchmarking Project» and the practice of cluster policy evaluation in Spain, in Basques region. On the basis of the studied world experience of an estimation of cluster policy efficiency the author formulates the mechanism of carrying out of the analysis which can be used representatives of authorities in Russian Federation for realization and monitoring cluster programs and projects.
Keywords: cluster; cluster policy; cluster policy evaluation; rating estimation;
index.
Выбор наиболее эффективного подхода к управлению экономикой территорий всегда была и остается одной из актуальных тем как для академических исследований, так и их практического воплощения. На современном этапе развития глобальной экономики в качестве наиболее оптимальной модели рассматривается кластерная политика. Столь пристальное внимание к кластерной политике объясняется в большей степени усиливающимся разочарованием органов власти в традиционных подходах к управлению территориями в то время, когда вопрос о поддержании и повышении уровня конкурентоспособности становится все острее. Большое количество как развитых, так и развивающихся стран на протяжении
многих лет выстраивают свою государственную политику по повышению национальной и региональной конкурентоспособности на основе проведения кластерной политики.
Необходимым условием успешной реализации кластерной политики выступает мониторинг результатов, достигнутых на каждом этапе ее внедрения, с целью корректировки и дальнейшего использования соответствующих инструментов государственного регулирования. Несмотря на наличие значительного количества научных работ по кластерной проблематике и активный рост кластерных инициатив по всему миру тема оценки эффективности кластерной политики остается одной из самых мало изученных.
В этой связи, актуальным представляется исследование и обобщение существующих в мировой практике подходов к оценке эффективности кластерной политики, с целью разработки возможного направления оценки результативности подобного рода политики в российской практике.
В рамках данной работы представлен европейский опыт, описывающий методологию проведения оценки эффективности кластерной политики. Выбор примеров обусловлен высоким уровнем активности различных структур (наднациональных, национальных и региональных) стран ЕС в отношении реализации и мониторинга программ кластерного развития.
Обратимся к методик проведения оценки эффективности кластерной политики, предложенной авторами проекта «The Cluster Benchmarking Project» [3]. Согласно данному исследованию процесс определения результативности кластерной политики предусматривает реализацию следующих этапов.
Первый этап - это оценка результата деятельности кластеров, оказывающего воздействие на региональную и национальную экономику в целом. Второй этап предусматривает выявление факторов, влияющих на получение данных результатов, то есть определение конкретных видов деятельности или инвестиций, которые приводят к более высокому уровню занятости, производительности, прибыли, способствуют стимулированию инноваций и экономическому росту кластера. Третий этап предполагает выявление структурных условий, которые оказывают воздействие на развитие кластеров, то есть определение факторов успеха кластеров. Авторы проекта утверждают, что понимание данных факторов поможет представителям органов власти сформулировать четкие программы, предусматривающие поддержку кластерных процессов и повышение благосостояния региона в целом. Наконец, заключительный этап посвящен исследованию инструментов, стимулирующих данные структурные условия.
Осуществление обозначенных шагов позволяет получить комплексное видение относительно результативности мероприятий, предпринятых в рамках реализации кластерной политики на той или иной территории. Авторы проекта отмечают, что представленная модель оценки может быть преобразована путем добавления примеров и индикаторов.
Заслуживает внимания рассмотрение опыта Испании, где первые попытки оценить эффективность кластерной политики в регионе Басков были предприняты со стороны правительства в 1998 году [7]. В рамках проведения оценки эффективности кластерной политики в регионе Басков были реализованы два проекта. Основной вывод, полученный в ходе выполнения первого проекта, заключался в том, что кластеры способствуют формированию социального капитала, а так же воз-
действуют на конкурентоспособность компаний, входящих в их состав. Выполнение данного проекта предполагало акцентирование внимания не только на исследовании количества продукции, выпускаемой компаниями кластера, но и на измерении достигнутого результата деятельности каждой фирмой кластера [4].
Позднее был разработан второй проект, цель которого состояла в попытке понять, насколько кластер способствует повышению производительности компаний, входящих в его состав, посредством сравнения результатов деятельности компаний кластера и предприятий, развивающихся за его пределами. Проект был апробирован на пилотных кластерах бумаги и электроники, компьютерных и телекоммуникационных технологий. В процессе оценки основное внимание было уделено изучению таких приоритетных направлений как: технологии и инновации, управление качеством и интернационализация. В качестве показателей для проведения анализа были определены следующие: количество участников кластера; количество представителей компаний малого и среднего бизнеса в кластере; экономические результаты; уровень интернационализации; объем инвестиций в исследования и разработки; количество полученных сертификатов качества.
Исследование по определению эффективности кластерной политики в регионе Басков осуществлялось на основе совместного подхода, то есть участия в данном процессе всех стейкхолдеров, что способствовало более глубокому пониманию сложившихся социальных и политических условий, а так же поддержанию атмосферы доверия среди участников проекта.
В целом, оценка эффективности кластерной политики в регионе Басков продемонстрировала, что достаточно сложно измерить прямой эффект от мероприятий реализуемых в рамках кластерной политики. Однако, не смотря на это, удалось выявить ряд положительных моментов. Во-первых, программы кластерного развития способствуют формированию социального капитала, воздействуют на конкурентоспособность компаний, входящих в состав кластера. Во-вторых, применение кластерной политики ведет к повышению производительности компаний кластера, которые по сравнению со своими аналогами, функционирующими вне кластера, имеют более высокие позиции в отношении таких показателей как инновации, качество продукции и интернационализация [5].
Представленный мировой опыт оценки эффективности кластерной политики позволил сформулировать механизм проведения подобного рода анализа, который может быть использован органами власти для измерения результативности кластерной политики в российской практике.
Проведение оценки эффективности кластерной политики предполагает наличие проработанной схемы действий. В этой связи, первым шагом на пути исследования эффективности программ кластерного развития в России должно стать формирование четкого плана, содержащего подробное описание мероприятий в рамках каждого этапа выполнения оценки. В качестве такого плана действий может выступать разработанная автором совокупность мероприятий, представленная в таблице 1.
Таблица 1
Этапы проведения оценки эффективности кластерной политики_
Этап Мероприятия
Этап 1. Планирование 1. Определение целей и задач оценки. 2. Определение членов группы (заинтересованных сторон) для осуществления оценки. 3. Распределение ролей и обязанностей среди участников группы. 4. Составление плана технических и административных работ. 5. Разработка системы показателей для проведения оценки. 6. Составление вопросника для проведения исследования. 7. Разработка инструментов сбора данных. 8. Утверждение программы проведения необходимых встреч, интервьюирований, фокус-групп.
Этап 2. Внедрение 9. Организация работы членов группы по проведению оценки (в случае необходимости возможно специализированное обучение). 10. Оказание содействия в процессе коммуникации. 11. Проведение необходимых исследований и расчетов (интервью / обзоры / фокус-группы). 12. Обработка и систематизация полученной информации. 13. Обобщение результатов оценки.
Этап 3. Процесс приобретения навыков 14. Обсуждение результатов оценки. 15. Формулировка выводов, извлеченных в ходе выполнения оценки эффективности и на основе полученных результатов. 16. Разработка рекомендаций по каждому вопросу или цели проводимой оценки. 17. Краткое обобщение извлеченных уроков, представление рекомендаций по совершенствованию процесса реализации кластерной политики.
Этап 4. Завершение и распространение результатов 18. Написание отчета о результатах проведенной оценки. 19. Распространение итогов проведенной оценки среди представителей общественности через СМИ.
Источник: составлено автором
Одним из показательных методов, который может быть использован в процессе проведения исследования по измерению результативности кластерной политики, выступает рейтинговая или интегральная оценка [2].
Важным условием построения индекса, наиболее полно иллюстрирующего эффективность кластерной политики, является выбор адекватных показателей, которые, во-первых, должны быть статистически доступными, во-вторых, содержать минимум субъективной интерпретации. Анализ результативности кластерной политики базируется на использовании данных, собираемых на уровне кон-
кретного кластера, а так же на основе информации, предоставленной территориальными органами статистики.
Опираясь на изученный мировой опыт, автором исследования предложены два основополагающих индекса, каждый из которых включает ряд показателей, определяющих эффективность мероприятий, реализуемых в рамках кластерной политики:
• Ь^иЙ- индекс результатов деятельности кластера, способствующих созданию экономических выгод (или созданию препятствий на пути их получения);
• Ипй - индекс воздействия кластера на уровень социально-экономического развития территории.
Составляющие индексов оценки эффективности кластерной политики обобщены и представлены в таблице 2. Отметим, что в рамках данной работы предполагается, что субиндексам присваиваются равные веса, однако, весовое значение каждого субиндекса может быть уточнено на основе метода экспертной оценки.
Таблица 2
Система индикаторов для проведения рейтинговой оценки
_эффективности кластерной политики_
Наименование индекса
Составляющие индекса (субиндексы)
Показатели, составляющие субиндексы
£ м н
и <
ч и
а н и о я
Л
ч
м н к
м ^
и о
н <
н
Л
£
го м
и и
м ^
я я
т - субиндекс уровня
развития человеческих ресурсов (ЧР)
• кол-во человек вовлеченных в деятельность кластера (ед.);
• кол-во дипломированных специалистов, привлеченных в кластер (ед.);
• кол-во образовательных программ сотрудничества бизнеса и университетов в целях кластерного развития (ед.);
• кол-во специалистов, прошедших обучение по программам профессиональной подготовки для нужд кластера (ед.).
Т - субиндекс
innov
уровня инновационного развития в кластере
• объем государственных и частных средств в научные исследования и разработки в рамках кластера (млн. руб.);
• кол-во выданных патентов, зарегистрированных компаниями-участниками кластера (ед.);
• кол-во полученных сертификатов качества (ед.);
• кол-во новых продуктов, разработанных компаниями кластера (ед.)._
Т - субиндекс
еЫетр
уровня развития предпринимательства
• кол-во участников кластера (ед.);
• кол-во новых участников кластера (ед.);
• кол-во представителей компаний малого и среднего бизнеса в кластере (ед.);
• оборот компаний кластера (млн. руб.); • кол-во сделок, заключенных участниками кластера (ед.).
I - субиндекс дос- capital тупности капитала • объем привлеченных инвестиций в исследования и разработки в рамках деятельности кластера (млн. руб.); • объем государственных и частных инвестиций в формирование и развитие инфраструктуры (млн. руб.); • объем привлеченного венчурного финансирования (млн. руб.); • кол-во выделенных грантов (ед.).
I - субиндекс soc.act уровня социальной активности • кол-во существующих и созданных кластерных ассоциаций (ед.); • кол-во участников в каждой (ед.).
J - субиндекс уров- inter ня развития интернационализации • процент продаж продукции кластера в зарубежных странах (%); • кол-во совместных предприятий за границей (ед.).
ИНДЕКС ВОЗДЕЙСТВИЯ КЛАСТЕРА НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ J - субиндекс impact кластерного воздействия • доля кластера в ВРП или ВВП (%); • объем экспорта продукции кластера (млн. долларов США) и его доля в объеме общего показателя экспорта террито-рии(%); • объем налоговых поступлений от участников кластера (млн. руб.) и его доля от общего показателя налоговых поступлений территории; • показатель уровня занятости в кластере и его доля в объеме общего показателя занятости (%); • показатель роста добавленной стоимости на уровне отдельных компаний и кластера в целом (%).
Источник: составлено автором
На основе имеющихся статистических показателей осуществляется шкалирование, суть которого состоит в приведении полученных данных, измеренных в разных единицах (в процентах, денежных и других) к безмерным величинам, как правило, на интервале от 0 до 1, где 0 соответствует наихудшему результату среди кластеров, а 1 соответственно наилучшему. Шкалирование проводится путем преобразования по формуле (1):
X — X
J _ ij min i
X — X
max i min i
(1)
где Ху - ьтый показатель j-того кластера; Хтт i - минимальное значение i-того показателя среди всех j-тых кластеров; Хтах i - максимальное значение ь того показателя среди всех j-тых кластеров.
Далее производится агрегирование (сверка) ряда частных показателей в общий, характеризующий относительные позиции кластера по данному показателю.
Значение интегрального коэффициента может быть получено при помощи средней арифметической простой из частных коэффициентов (см. формула (2)).
I
X I i
j _i
(2)
где 11) - значение 1-го интегрального коэффициента j-того кластера; п - количество показателей.
Зная, что индекс может принимать значения от 0 до 1, можно выделить группы кластеров с равными интервалами: 1 группа: высокая эффективность кластерной политики: 0,66 < Iaggregate <1; 2 группа: средняя эффективность кластерной политики: 0,33 <Iaggregate< 0,65; 3 группа: кластерная политика неэффективна: 0 < Iaggregate < 0,32.
Графическое изображение процесса проведения оценки эффективности кластерной политики на основе рейтингового метода представлено на рис.
Оценка эффектавноста кластерной политики на основе тгентннгового метола
Л
Индекс результатов деятельности кластера
П_
Инд екс во зд ействил кластера на уровень социально-экономического развития террЕПории
J_,±_
^ HR ^iwiov ^enterp
Л capitc sot
J_L
L
I
impact
I
result
1 i I
I
0 < Lagereeate ^ 032
X
0.33 < Iisarssitsi 0.65
0.бб< La.EE rrgat5-< 1
НИЗКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ш
СРЕДНЯЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ кп
ВЫСОКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КП
n
Рис. Алгоритм проведения оценки эффективности кластерной политики
Особая ценность проведения оценки эффективности кластерной политики на основе рейтингового метода заключается в возможности осуществления группировки кластеров не только по общему показателю результативности политики, но и по каждому из предложенных субиндексов в отдельности. Таким образом, по итогам проведения подобного анализа формируется отчетливая картина, относительно факторов, характеризующихся высокой степенью развития, то есть способствующих росту кластера, и тех, уровень которых недостаточно высок для обеспечения успешного функционирования кластера. Соответственно, опираясь на полученные выводы исследования, могут формироваться четкие стратегии и программы будущего стимулирования кластерных процессов на конкретной территории. В связи с тем, что развитие кластеров достаточно длительный процесс для выявления изменений в показателях эффективности кластерной политики подобного рода анализ целесообразно проводить в динамике за несколько лет. В то же время, представленная модель оценки не претендует на окончательность и может быть преобразована путем добавления необходимых для проведения анализа количественных и качественных индикаторов, а так же присвоения весомости каждому, используемому при осуществлении оценки, субиндексу.
Подводя итог, отметим, что разработанный алгоритм представляет собой реальный инструмент для проведения подобного рода анализа. Необходимо подчеркнуть, что апробация представленной модели в российской практике на сегодняшний день не представляется возможной, поскольку на официальном уровне кластерное развитие страны закреплено лишь с 2008 года [1], но как показывает опыт зарубежных стран для развития и достижения реальных конкурентных преимуществ кластерам может потребоваться десять и более лет [6, 8]. Несмотря на обозначенный факт, сформулированное направление проведения оценки эффективности кластерной политики, а так же предложенные критерии могут стать отправной точкой при разработке представителями органов власти РФ нормативных документов, регламентирующих механизм проведения мониторинга кластерной политики на всех уровнях территориального управления.
Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] / Правительство РФ, Распоряжение от 17 ноября 2008 г. N 1662-р., 2008. - 123 с. URL:http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/ doc1248450453794, свободный доступ (дата обращения: 10.08.2010).
2. Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография [Электронный ресурс]. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 148 с. Системные требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2008/chainikova-a.pdf, свободный доступ (дата обращения: 11.07.2010).
3. Andersen T., Bjerre M., Wise Hansson E. The Cluster Benchmarking Project: Pilot Project Report - Benchmarking clusters in the knowledge based economy [Electronic resource], Nordic Innovation Centre, Norway, November 2006. - 56 p. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.insme.org/ documen-ti/Cluster_Benchmarking_Project.pdf,free access (дата обращения: 10.09.2010).
4. Aragon C., Aranguren M. J., Diez M., Iturrioz C., Larrea M., Wilson J. R. A participatory methodology for evaluating the cluster policy of the Basque contry [Electronic resource], 2009. - 28 p. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.orkes1ra.deusto.es/eump2008/wp-content/uploads/2008/10/aragon-arangurendiez-iturrioz-larreawilson.pdf, free access (дата обращения: 29.09.2010).
5. Aranguren M.J., Navarro I. The Cluster Policy in the Basque Country: A First Rating [Electronic resource], 2003. - № 53. - P. 90-113. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www1.euskadi.net/ekonomiaz /downloadPDF.apl?REG=664, free access (дата обращения: 10.09.2010).
6. Ketels C. The Development of the Cluster Concept - Present experiences and further developments [Electronic resource]. - Duisburg, Germany, 2003. - P. 4. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.isc.hbs. edu/pdf/Frontiers_of_Cluster_Research_2003.11.23.pdf, free access (дата обращения: 15.10.2010).
7. Muller A. Country Report: Spain [Electronic resource]. - Kristiansand, Norway, December 2007. - 27 p. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.clusterobservatory.eu/upload/Policy_Report_Spain_20080116.pdf, free access (дата обращения: 20.08.2010).
8. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations [Text]. - New York: The Free Press, 1990. - 855 p.
УДК 330.341.2
ЦИКЛИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ
Слива Светлана Вячеславовна, доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства, кандидат экономических наук, доцент
Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Россия sliva. seгg@yandex. ги
Формирование рынка встроено в систему институционального цикла российской экономики. Фаза структурирования, в которую вошла российская социально-экономическая система, характеризуется конвергенцией содержания рыночной и управляемой институциональных матриц. Заимствование и импорт рыночных институтов заложили формационное основание рынка. Однако новые институциональные формы по-прежнему нуждаются и получают существенную поддержку со стороны государства. Кодификация таких отношений может привести к развертыванию фаз исчерпания и трансформации, замыкающих институциональный цикл. Критическая ревизия сложившихся элементов и отношений может расширить потенциал конструктивного развития институциональной среды рыночной экономики в России.
Ключевые слова: институциональный цикл; институциональная матрица; базовые и комплементарные институты; институциональное новаторство; движение ресурсов; общественный и частный сектора экономики.