УДК 332.41
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ГОРОДЕ НОВОСИБИРСКЕ
Оксана Владимировна Крутеева
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
Анастасия Вадимовна Дзюба
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистр кадастра, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы оценки эффективности использования земли. Предлагаются основные критерии оценки эффективности земли с точки зрения наиболее эффективного и рационального использования для муниципальных нужд.
Ключевые слова: земельный участок, муниципалитет, муниципальное образование, муниципальная собственность, муниципальные земли, экономическая эффективность, показатель эффективности, рациональное использование, экономическая оценка.
PERFORMANCE EVALUATION OF LAND RESOURCES OF MUNICIPALITIES IN THE CITY OF NOVOSIBIRSK
Oxana V. Kruteeva
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Prof. of Department Management and Business, tel. (383) 361-01-24, e-mail: [email protected]
Anastasiya V. Dzuba
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., master inventory, tel. (383) 361-01-24, e-mail: [email protected]
The article considers the modern concept of appraisal activities in Russia, and possible directions of its development. Proposes the creation of a scientific school, which will allow creating the necessary professional competence of students and teachers and improve the competitiveness of the University.
Key words: land, municipality, municipal property, municipal land, economic efficiency, the efficiency, the rational use of economic evaluation.
Демократические преобразования в современной России не могут успешно осуществляться без самостоятельного и эффективного местного самоуправления. Развитие этого института имеет не только большое политическое, но и социально-экономическое значение. В этой связи принятый Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. призван усовершенствовать механизмы реализации местного самоуправления. В соответствии с новой редакцией Закона о местном
самоуправлении его экономическую основу составляет муниципальная собственность, в состав которой входят также земельные ресурсы.
Земля, будучи необходимым условием существования человека, основой его физиологической, социальной и экономической деятельности, занимает особое место в жизни муниципалитета. Это место не только для жизни десятков и сотен тысяч людей, но и для промышленной, торговой деятельности, представительских функций, отдыха и туризма. Для всех разнообразных проявлений жизненных функций городского организма, тесно связанных с местной территорией, земельная проблема имеет решающее значение. Использование любого земельного участка изначально связано с проявлением разнонаправленных интересов, нередко значительной степени конфликтности, так как цели и интересы субъектов градостроительной деятельности в силу ряда объективных причин не только могут не совпадать, но и иметь диаметрально противоположную направленность.
Инвесторы и застройщики всегда заинтересованы получить максимум финансовой отдачи от своих вложений; проектировщики и архитекторы, помимо финансовых интересов, стремятся воплотить свои творческие и художественные замыслы; землевладельцы и землепользователи - получить выгоду от владения и пользования земельным участком. Муниципалитет как крупнейший собственник земли заинтересован не только в экономической выгоде, но и в решении социальных проблем - создании комфортных условий для его жителей, формировании архитектурного облика города и т.д.
В области градостроительства и землепользования согласование социально-экономических интересов органов местного самоуправления, частных землевладельцев, инвесторов, населения и других субъектов закономерно, так как, отличаясь по содержанию и направленности, интересы каждого из этих субъектов в конечном итоге сходятся в одном - стабильном социально-экономическом развитии. В муниципальной среде сталкиваются интересы многих людей, поэтому каждый из них должен иметь право принимать участие в ее обустройстве
Объектами права муниципальной собственности на землю являются земельные участки в границах муниципальных образований, отнесенных к муниципальной собственности на основании законодательных актов. В муниципальной собственности находятся все земли в пределах черты города (поселения), за исключением земель, находящихся в государственной собственности и переданных в частную собственность, также земельные участки за чертой города, переданные в муниципальную собственность органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут дополнительно безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности.
Субъектами права муниципальной собственности на землю являются городские, районные, поселковые и другие муниципальные образования, в лице органов местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муни-
ципального образования собственной компетенцией в решении вопросов владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности.
Муниципальные земли городов устанавливаются методом вычитания - это земли на территории муниципального образования, за исключением земель федеральных, субъектов Федерации и находящихся в собственности физических и юридических лиц.
Земля относится к не воспроизводимым средствам производства в сельском хозяйстве. Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве характеризуется системой натуральных и стоимостных показателей.
Основными из них являются следующие:
- урожайность сельскохозяйственных культур;
- стоимость валовой продукции, валового и чистого дохода, прибыли в расчете на 1га, руб.;
- окупаемость затрат в земельные ресурсы, на 100 руб. материальных затрат;
- рентабельность производства продукции, %.
В качестве дополнительных показателей эффективности использования земли могут быть использованы:
степень вовлечения земли в сельскохозяйственное производство сельскохозяйственных угодий (пашня, сенокос, пастбища), %;
- показатель степени использования сельскохозяйственных угодий (удельный вес пашни на площадь сельскохозяйственных угодий), %;
- степень использования пашни (посевная площадь / площадь пашни).
Показатель эффективного использования земли выражается в относительных величинах интенсивности.
Рассматривая эффективность использования земли надо исходить из следующих положений:
- конкретные показатели эффективности различны, если земля используется в различных отраслях и сферах производства. Так в сельском хозяйстве она может быть определена выходом продукции с единицы площади, в градостроительстве - плотностью и этажностью застройки и т.д.;
- эффективность использования земли определяется исходя из всесторонней оценки последствий социально-экономической деятельности, учитывающей как непосредственные результаты производства, так и сопутствующие экологические факторы;
- при определении экономической эффективности необходимо учитывать потребляемые обществом ресурсы и производимые им затраты. То есть вопрос состоит в том, какой ценой достигнуты показатели эффективности.
Преобладание земель сельскохозяйственного назначения, их особое место и ведущая роль в обеспечении населения продовольствием, а перерабатываю-
щей промышленности - сырьем, определяют необходимость их рационального использования.
На современном этапе развития сельскохозяйственного производства, когда сельхозугодия и другие ресурсы стали частной собственностью, возникла необходимость в пересмотре концепции расчета нормативов. Обществу уже стало необходимо контролировать лишь направленность и степень эффективности использования сельхозугодий.
Вместе с тем основными путями наиболее рационального использования земли в сельском хозяйстве являются:
- улучшение структуры земельных угодий за счет их трансформации,
- перевода в более продуктивные угодья, которые могут дать наибольшее количество сельхозпродукции;
- повышение плодородия земельных угодий;
- вовлечение в сельскохозяйственное производство неиспользуемых земель;
- развитие и расширение систем орошения, осушения и обводнения;
- работа по улучшению сенокосов и пастбищ.
В качестве дополнительных показателей эффективности сельскохозяйственного производства используются:
- удельный вес сельхозугодий в общей земельной площади, закрепленной за сельскохозяйственным предприятием;
- удельный вес пашни в структуре сельскохозяйственных угодий, имеющихся в распоряжении сельхозпредприятия;
- удельный вес посевов сельскохозяйственных культур в пашне.
Поэтому рациональное использование земельного фонда имеет огромное
значение прежде всего для укрепления экономики каждого региона и сельскохозяйственного предприятия, а также для наращивания объемов производства продукции сельского хозяйства.
Как видно, показателей повышения эффективности использования земли имеется немало. Все они и нацелены на то, чтобы наилучшим образом использовать назначение земли - главного средства производства в сельском хозяйстве, являющегося бесценным богатством нашего народа.
Экономическая оценка земли отражает сравнительную ценность ее как особого средства производства в сельском хозяйстве, исходя из объективных условий в соответствующих природно-экономических районах. В основе экономической оценки лежат различия в качестве почв, вызванные как природными, так и экономическими условиями производства. При экономической оценке земли определяются степень влияния качества почвы на такие важнейшие экономические показатели, как валовую продукцию, валовой и чистый доход, прибыль и др.
Стоимость валовой продукции определяют как производное от урожайности сельскохозяйственных культур (основной и побочной продукции) и кадастровой цены конкретного вида продукции (Кц).
В качестве критериев экономической оценки земли принимаются стоимость валовой продукции, валового и чистого дохода расчете на 1 га почвенной разности. Лучшие земли по качественной характеристике и многолетним средним экономическим показателям оцениваются в 100 баллов. Шкала оценки видов почв определяется как отношение стоимости валовой продукции, валового и чистого дохода каждой сравниваемой агропроизводственной группы почв к показателям эталона.
В качестве дополнительных показателей при определении эффективности использования земли могут быть использованы:
- удельный вес сельскохозяйственных угодий в общей земельной площади, %;
- удельный вес пашни в структуре сельскохозяйственных угодий, %;
- удельный вес посевов сельскохозяйственных культур в площади пашни, %.
Согласно предложенной и апробированной методике [5] показатели экономической и социальной эффективности использования муниципальной собственности рассчитываются на основе официальных данных департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска и данных отчетности исполнения местного бюджета за 2010- 2014 гг.
На основе полученного значения показателя (в 2011 году - 0,997, в 2012 году - 0,999, в 2013 году - 0,999) уровень социальной эффективности использования городских земель можно оценить как низкоэффективный, что свидетельствует о недоверии населения к проводимой местными органами власти политике экономической реализации земельных ресурсов и указывает на необходимость пересмотра функционально-целевых нормативов использования городских земель о необходимости пересмотра функционально-целевых нормативов использования земельных участков (табл. 1).
Таблица 1
Показатель социальной эффективности использования земельных участков города Новосибирска в 2012 - 2014 гг.
Показатели использования муниципальной собственности 2012 2013 2014
Частный показатель уровня диспропорций (Б) 1,3 0,86 0,7
Коэффициент «жесткости» политики штрафных санкций (кз) 0,0015 0,0004 0,0002
Комплексный показатель диспропорций (Б) 1,002535 1,000344 1,00014
Показатель социальной эффективности использования земельных участков (Эсоц) 0,997 0,999 0,999
Рассчитанный показатель экономической эффективности использования муниципальной собственности демонстрирует отрицательную динамику, что показано в табл. 2.
Таблица 2
Показатель экономической эффективности использования муниципальной собственности города Новосибирска в 2012 - 2014гг.
Показатели использования муниципальной собственности 2012 2013 2014
Доходы от аренды и приватизации объектов муниципальной собственности, млн. руб. 3 909,2 5 932,0 7 610,7
Поступления в местный бюджет земельного налога, млн. руб. 1 965,65 2 283,07 2 696,54
Поступления в городской бюджет доходов от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, млн. руб. 37,71 5,0 3,9
Совокупные доходы городского бюджета от использования муниципальной собственности, млн. руб. 5 912,57 8 220,07 10 311,15
Расходы департамента на управление муниципальным имуществом, млн. руб. 93,312 178,638 146,879
Расходы местного бюджета на содержание муниципальных предприятий, учреждений и организаций, млн. руб. 12 197,38 17 845,85 25 210,9
Общие затраты на управление муниципальной собственностью, млн. руб. 12 290,69 18 024,49 25 357,77
Показатель экономической эффективности использования муниципальной собственности 0,481 0,456 0,407
Проведенный анализ основных причин снижения экономической эффективности использования муниципальной собственности в анализируемый период времени позволил определить несколько направлений повышения эффективности.
Совершенствование нормативного обеспечения управления муниципальной собственностью, подразумевающее введение функционально-целевых нормативов использования объектов муниципальной собственности, предложенной автором методики оценки эффективности управления муниципальной собственностью.
Существенное увеличение доходов от использования муниципальной собственности, возможное за счет:
- повышения эффективности муниципальных унитарных предприятий и перечисления части прибыли в городской бюджет;
- увеличения доходности аренды муниципального имущества и городских земель, в том числе с помощью проведения организационных мероприятий;
- эффективного управления арендным фондом нежилого имущества;
- увеличения доходности от управления пакетами акций и долями.
Сокращение затрат на содержание системы управления муниципальной собственностью.
Повышение эффективности процесса управления муниципальной собственностью также может быть одним из направлений.
Предложенная методика оценки эффективности управления муниципальной собственностью показала свое практическое значение: она может быть полезна не только органам исполнительной власти в целях сравнения результатов управленческой деятельности, но и предприятиям в рамках формирования и реализации стратегии повышения эффективности управления имуществом. Определяя диапазон между высшими и низшими значениями получаемых оценок и их составляющих компонентов можно добиваться требуемого роста эффективности за счет целенаправленных улучшений частных показателей с низкой оценкой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дубровский, А.В. Земельно-информационные системы в кадастре [Текст] / А.В. Дубровский. - Новосибирск: СГГА, 2010.
2. Саак, А.Э. Геоинформационные технологии в государственном и муниципальном управлении [Текст] / А.Э. Саак, В.Н. Тюшняков // Муниципальная власть. - 2010. - № 3.
3. Тюшняков, В.Н. Формирование системы электронного правительства на основе применения информационно-коммуникационных технологий в органах власти и управления [Текст] / В.Н. Тюшняков // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2010. - № 4.
4. Саак А.Э. Применение технологий электронного правительства в системе государственного и муниципального управления [Текст] / А.Э. Саак, В.Н. Тюшняков // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2010. - Т. 103. - № 2.
5. Москвин В. Н., Портнов А. М., Беристенов А. Т. Методы оценки земель поселений и планирование их развития // ГЕО-Сибирь-2006. Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 24-28 апреля 2006 г.). - Новосибирск: СГГА, 2006. Т. 2, ч. 1. - С. 126-131.
6. Павленко В. А., Шрайнер Н. В., Иванова А. Ю. Анализ инновационной деятельности на территории Новосибирской области // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля
2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. - С. 205-209.
7. Новосёлов Ю. А., Иткулов С.Г. Методология формирования и использования адаптивно-детерминированных систем в управлении [Текст] / Ю.А. Новоселов, С.Г. Иткулов // Вестник сельскохозяйственной науки. - 2009. - № 8 (200). - С. 91-96.
8. Соловьева О. Ю., Соловьева Ю. Ю. Обезличенность кадастрового учета // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. X Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля
2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 1. - С. 160-165.
9. Соловьева Ю. Ю., Соловьева О. Ю. Правовые коллизии градостроительного новаторства // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. X Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 1. - С. 114-120.
10. Маркеев А. И. О правах на объекты интеллектуальной собственности, подлежащих охране и защите в России // Вестник СГГА. - 2006. - Вып. 11. - С. 228-232.
© О. В. Крутеева, А. В. Дзюба, 2015