Научная статья на тему 'Оценка эффективности использования дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой со старшими дошкольниками'

Оценка эффективности использования дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой со старшими дошкольниками Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
642
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOL CHILDREN / ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА / BREATHING EXERCISES / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трофимова Яна Алексеевна, Минникаева Наталья Викторовна

Актуальность. Проблема физического воспитания детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных в нашем обществе. Именно в данном возрасте решающую роль становления функционального развития всех органов и систем играют средства и методы физической культуры подобранные с учетом индивидуальных особенностей дошкольников, и этот процесс обеспечивается, прежде всего, силами дошкольного учреждения. Среди физических упражнений основными средствами являются ходьба, бег, использование различных вариантов дыхательных упражнений. Низкая эффективность используемых средств физического воспитания и закаливания приводит к тому, что в дошкольных учреждениях наблюдается высокий уровень проявлений простудных заболеваний. Так, в настоящее время все большую озабоченность приобретают вопросы, связанные со снижением уровня здоровья, физической подготовленности современных дошкольников. I группу здоровья (клинически здоровые дети) в детском саду в данный момент имеет всего 10-35% детей в зависимости от региона. Наибольшее число детей имеет II и III группу здоровья. Чаще всего дети дошкольного возраста страдают ОРЗ, воспалениями верхних дыхательных путей (бронхит, трахеит и др.), по этой же причине дети попадают в группу так называемых частоболеющих детей. Анализ системы физического воспитания в детских дошкольных учреждениях показывает, что существующие программы физического воспитания оставляют без внимания большой контингент детей, которые часто болеют. В то время как возрастной период 6 7 го года жизни характеризуется бурным скачком в функциональном развитии организма ребенка. Этому периоду соответствует некоторое отставание кардиореспираторной системы относительно предъявляемого к ней запроса. Такой характер развития особенно проявляется у определенного контингента детей, которому присущи частые простудные заболевания. Все это говорит о том, что развитие дыхательной системы ребенка является важным фактором укрепления его иммунитета и снижения заболеваемости. При этом известно, что дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. А тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость ребенка. Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов. Однако в настоящее время недостаточно изученным является вопрос о возможности применения дыхательной гимнастики в детском саду. В связи, с чем заявленная нами тема «Оценка эффективности проведения дыхательной гимнастики со старшими дошкольниками по методике А.Н.Стрельниковой в детском саду» представляется нам актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Трофимова Яна Алексеевна, Минникаева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF RESPIRATORY GYMNASTICS BY A. N. STRELNIKOVA WITH SENIOR PRESCHOOLERS

Relevance. The problem of physical education of children of senior preschool age is one of the most urgent in our society. It is at this age that the means and methods of physical culture chosen for the individual characteristics of preschool children play a decisive role in the development of the functional development of all organs and systems, and this process is primarily ensured by the preschool institution. Among the physical exercises, the main means are walking, running, using various types of breathing exercises. The low efficiency of the means of physical education and hardening leads to a high level of manifestations of colds in preschool institutions. Thus, at present, issues related to the decline in the level of health and physical preparedness of modern preschool children are becoming an increasing concern. I group of health (clinically healthy children) in kindergarten at the moment has only 10-35% of children depending on the region. The greatest number of children has II and III group of health. More often children of preschool age suffer from acute respiratory infections, inflammations of the upper respiratory tract (bronchitis, tracheitis, etc.), for the same reason, children fall into the group of so-called scanty children. An analysis of the physical education system in preschool institutions shows that the existing physical education programs ignore a large contingent of children who often get sick. While the age of the 6th to the 7th year of life is characterized by a rapid jump in the functional development of the child's body. This period corresponds to some lag of the cardiorespiratory system in relation to the request made to it. This type of development is especially evident in a certain contingent of children, who often have common colds. All this suggests that the development of the respiratory system of the child is an important factor in strengthening its immunity and reducing the incidence. It is known that breathing in many ways depends on a person's health, his physical and mental activity. A training of respiratory muscles determines the physical performance and endurance of the child. Lungs are the organ of not only breathing, but also secretion, regulation of body temperature. They also take part in the development of physiologically active substances involved in the process of blood clotting, the exchange of proteins, fats and carbohydrates. However, the question of the possibility of using respiratory gymnastics in a kindergarten is currently insufficiently studied. In connection with what we stated the topic "Evaluation of the effectiveness of carrying out respiratory gymnastics with older preschool children according to the method of AN Strelnikova in kindergarten" seems to us relevant.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности использования дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой со старшими дошкольниками»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПО А. Н.СТРЕЛЬНИКОВОЙ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF RESPIRATORY GYMNASTICS BY A. N. STRELNIKOVA WITH SENIOR PRESCHOOLERS

Трофимова Яна Алексеевна

Манистрант

Кемеровский Государственный Университет

г. Кемерово, Россия Trofimova Yana Alexeevna

Kemerovo State University Kemerovo, Russia

Минникаева Наталья Викторовна

к.п.н, доцент

Кемеровский Государственный Университет

г. Кемерово, Россия Minnikaeva Natalya Viktorovna

Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences

Kemerovo State University Kemerovo, Russia

Актуальность. Проблема физического воспитания детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных в нашем обществе. Именно в данном возрасте решающую роль становления функционального развития всех органов и систем играют средства и методы физической культуры подобранные с учетом индивидуальных особенностей дошкольников, и этот процесс обеспечивается, прежде всего, силами дошкольного учреждения.

Среди физических упражнений основными средствами являются ходьба, бег, использование различных вариантов дыхательных упражнений. Низкая эффективность используемых средств физического воспитания и закаливания приводит к тому, что в дошкольных учреждениях наблюдается высокий уровень проявлений простудных заболеваний. Так, в настоящее время все большую озабоченность приобретают вопросы, связанные со снижением уровня здоровья, физической подготовленности современных дошкольников. I группу здоровья (клинически здоровые дети) в детском саду в данный момент имеет всего 10-35% детей в зависимости от региона. Наибольшее число детей имеет II и III группу здоровья. Чаще всего дети дошкольного возраста страдают ОРЗ, воспалениями верхних дыхательных путей (бронхит, трахеит и др.), по этой же причине дети попадают в группу так называемых частоболеющих детей.

Анализ системы физического воспитания в детских дошкольных учреждениях показывает, что существующие программы физического воспитания оставляют без внимания большой контингент детей, которые часто болеют. В то время как возрастной период 6 - 7 - го года жизни характеризуется бурным скачком в функциональном развитии организма ребенка. Этому

периоду соответствует некоторое отставание кардиореспираторной системы относительно предъявляемого к ней запроса. Такой характер развития особенно проявляется у определенного контингента детей, которому присущи частые простудные заболевания.

Все это говорит о том, что развитие ды^/хательной системыы ребенка является важным фактором укрепления его иммунитета и снижения заболеваемости.

При этом известно, что ды^/хания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. А тренированность ды^/хательной мускулатурыы определяет физическую работоспособность и выз/носливость ребенка. Легкие являются органом не только дыхания, но и вы^щеления, регуляции температурыы тела. Они также принимают участие в вы^/работке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Однако в настоящее время недостаточно изученным является вопрос о возможности применения дыхательной гимнастики в детском саду. В связи, с чем заявленная нами тема «Оценка эффективности проведения ды^/хательной гимнастики со старшими дошкольниками по методике А.Н.Стрельниковой в детском саду» представляется нам актуальной.

Relevance. The problem of physical education of children of senior preschool age is one of the most urgent in our society. It is at this age that the means and methods of physical culture chosen for the individual characteristics of preschool children play a decisive role in the development of the functional development of all organs and systems, and this process is primarily ensured by the preschool institution.

Among the physical exercises, the main means are walking, running, using various types of breathing exercises. The low efficiency of the means of physical education and hardening leads to a high level of manifestations of colds in preschool institutions. Thus, at present, issues related to the decline in the level of health and physical preparedness of modern preschool children are becoming an increasing concern. I group of health (clinically healthy children) in kindergarten at the moment has only 10-35% of children depending on the region. The greatest number of children has II and III group of health. More often children of preschool age suffer from acute respiratory infections, inflammations of the upper respiratory tract (bronchitis, tracheitis, etc.), for the same reason, children fall into the group of so-called scanty children.

An analysis of the physical education system in preschool institutions shows that the existing physical education programs ignore a large contingent of children who often get sick. While the age of the 6th to the 7th year of life is characterized by a rapid jump in the functional development of the child's body. This period corresponds to some lag of the cardiorespiratory system in relation to the request made to it. This type of development is especially evident in a certain contingent of children, who often have common colds.

All this suggests that the development of the respiratory system of the child is an important factor in strengthening its immunity and reducing the incidence.

It is known that breathing in many ways depends on a person's health, his physical and mental activity. A training of respiratory muscles determines the physical performance and endurance of the child. Lungs are the organ of not only

breathing, but also secretion, regulation of body temperature. They also take part in the development of physiologically active substances involved in the process of blood clotting, the exchange of proteins, fats and carbohydrates.

However, the question of the possibility of using respiratory gymnastics in a kindergarten is currently insufficiently studied. In connection with what we stated the topic "Evaluation of the effectiveness of carrying out respiratory gymnastics with older preschool children according to the method of AN Strelnikova in kindergarten"" seems to us relevant.

Ключевые слова: дошкольники, ды^/хательная гимнастика, физическое воспитание.

Keywords: preschool children, breathing exercises, physical education.

Цель исследования: внедрить в двигательный режим дня ДОУ проведение основного комплекса дыхательной гимнастики по А.Н.Стрельниковой и оценить эффективность ее использования.

Исходя из цели нашего исследования, нами была исследована функция внешнего дыхания детей 6-7 лет, воспитанников подготовительной к школе группы. Мы сравнили его с известными нормативами. В таблице 1 ниже нами представлены результаты исследования.

Таблица 1

Средние показатели функции внешнего дыхания детей подготовительной к школе группы до и после эксперимента (по данным Т.В.Капитан)

№ Пробы Средние значения до эксперимента Средние значения после эксперимента Норматив в секундах

Мальчики n - 12

1 Проба Штанге, сек 19,3±2,2 22,1±1,7 18-23

2 Проба Генчи, сек 12,8±2,1 19,4±2

Девочки n - 8

1 Проба Штанге, сек 14,9±2,1 19,1±2,3 20-25

2 Проба Генчи, сек 13,2±2,0 16,7±1,9

Существенных половых различий в результатах обнаружено не было, что дает возможность говорить о том, что дети в данном возрасте развиваются примерно одинаково. Результаты и у мальчиков и у девочек находились до эксперимента на среднем и ниже среднего уровне. Необходимо отметить, что данное обстоятельство, можно объяснить исходя из физиологических особенностей развития детей на данном возрастном этапе. Дети сложно переносят гипоксическое голодание, в связи, с чем не могут физиологически продолжительное время задерживать дыхание, особенно если являются недостаточно тренированными, а волевые процессы, произвольное управление действиями сформировано у них не достаточно.

Однако, после эксперимента картина поменялась, дети экспериментальной группы стали выполнять предложенные им пробы на уровне средний и высокий. Ниже на рисунках 1и2 мы показали, как изменились результаты исследования функции внешнего дыхания на основании проб.

25

20

15

10

5

0

□ до эксперимента □ после эксперимента

у

У

/

У

1 попытка 2 попытка

Рис. 1. Результаты исследования времени задержки дыхания (проба Генчи, сек) у детей экспериментальной группы до и после эксперимента

25

20

15

10

5

0

□ до эксперимента □ после эксперимента

Рис. 2. Результаты исследования времени задержки дыхания (проба Штанге, сек) у детей экспериментальной группы до и после эксперимента

Далее мы проследили, как изменились показатели жизненной емкости легких по истечении 9 месяцев использования гимнастики А.Н.Стрельниковой.

Рис. 3. Результаты измерения жизненной емкости легких (мл) у детей экспериментальной группы до и после эксперимента

Так, мы видим, что показатели ЖЕЛ значительно изменились за время эксперимента, если до эксперимента средние значения составляли 1297 мл, то после эксперимента стали составлять 1455 мл, что больше почти на 300 мл. Если рассматривать возрастные нормативы, то мы можем сказать, что в возрасте 6-7 лет он составляет у мальчиков 1200-1400 мл, а у девочек 1100-1200 мл. Можно наблюдать, что полученные нами значения даже превышают нормативы, что говорит о хорошем объеме легких.

В своей работе мы также отследили показатели состояния здоровья детей, так анализ медицинских карт показал, что к группе частоболеющих детей по факту болезней верхних дыхательных путей относится 41% исследуемых нами детей. И среднее число заболеваемости до эксперимента было в группе в год 45,4 раза, то после проведенной нами работы стало 27 раза, результаты представлены в таблице 2 ниже.

Таблица 2

Результаты исследования заболеваемости детей экспериментальной группы до и после эксперимента

Группа Число заболеваний в группе Число заболеваний на одного ребенка Длительность одного заболевания (дни)

За 6 месяцев до эксперимента

Экспериментальная группа 45,4 5,2 6,5

После эксперимента

Экспериментальная группа 27 2,1 4,1

В процессе эксперимента выявлено 2,1 заболеваний на 1 ребенка, что более чем в 2 раза меньше, чем за аналогичный период до эксперимента. Средняя продолжительность заболеваний уменьшилась и в экспериментальной группе на 43% с 6,5 до 4,1дней.

Таким образом, педагогический эксперимент подтвердил эффективность методики А.Н.Стрельниковой, направленной на развитие системы внешнего дыхания и включающей динамический дыхательные упражнения.

Все это еще раз подтверждает необходимость внедрения в двигательный режим дня дыхательной гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой это обусловлено тем, что мы получили положительный опыт применения этой гимнастики со старшими дошкольниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.